Особенности романтического произведения старуха изергиль. Cочинение «Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль»). История создания произведения


Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» относится к ранним романтическим произведениям писателя. Так, в рассказе помещены две легенды. В них повествуется о романтических, исключительных личностях, только эти личности противоположны друг другу. Если Данко пожертвовал собой ради остальных, то Ларра не считался ни с чем, кроме своих желаний.

Об этих героях повествует старуха Изергиль. Про нее мы узнаем, что ей нравится среди молодежи, любящей жизнь, ведь старуха тоже жизнелюбива. Кроме легенд рассказчик узнает о прошлом Изергиль, о ее романах. Можно ли ее осуждать за то, что она так часто меняла возлюбленных? Что вообще нужно было ей?

Дело в том, что сама старуха также является романтической личностью. Она не идет на компромиссы – ей нужна настоящая любовь, нужен мужчина, который будет характером сильнее ее.

Но в своих поисках она находит только разочарование. Старуха Изергиль была замужем. Но не потому, что она этого хотела, а потому, что считала, что этого уже требует ее возраст. Но комфортнее всего ей среди сильных, любящих петь девушек и юношей с красивым бронзовым загаром, ведь она сама когда-то была такой.

Обновлено: 2017-02-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького;
  2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;
  3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;
  4. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

Ход урока.

I. Организационный момент

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

II. Основная часть

1. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.

Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.

Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

2. Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

Какие природные образы вы могли бы выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (эпитеты, олицетворение, метафору);

Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

3. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

Каково композиционное решение рассказа?

Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

4. Анализ легенды о Ларре.

Кто является главным героям первой легенды?

Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле).

Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

Чем отличается гордость от гордыни. Разграничьте эти слова. (Карточка №1)

Карточка №1

Гордость –

  1. Чувство собственного достоинства, самоуважения.
  2. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

Гордыня - непомерная гордость.

Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку)

Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?

Каково отношение автора к психологии индивидуализма? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности)

5. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

Сопоставление Библейской истории и легенды о Данко:

В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение)

Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает).

б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии)

Как складываются отношения между Данко и толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

6. После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

Критерии

1. Отношение к толпе

2. Толпа - герой

3. Отличительная черта характера

4. Отношение к жизни

5. Легенда и современность

В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее:

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание

Презирает людей, относится к

помочь им

ним высокомерно, не считается

2. Толпа - герой

конфликт

конфликт

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

подавить гордыню

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей

Берет от жизни и людей все, но

жизнью ради спасения людей

ничего не отдает взамен

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма,

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям,

Зло, преступление

добрые поступки

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту,

Антиидеал, осуждает его

смелость, подвиг ради любви к

поступки, античеловеческую

сущность

7. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным).

Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль.

К какому из героев относит себя героиня? Стрелкой отметьте в карточке №2

Карточка№2

Учащиеся самостоятельно отмечают, проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

Карточка №2

Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

III. Вывод по уроку. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание:

  1. Чтение пьесы “На дне”;
  2. Рассмотреть историю создания пьесы, жанр произведения, конфликт.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Русская литература XX века – Учебник для 11 класса / под ред. В.В. Агеносова: М.: Издательский дом “Дрофа” 1997 г.;
  2. Н.В. Егорова: Поурочные разработки по русской литературе XX века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2007 г.;
  3. Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе – урок за уроком. М.: “Русское слово”, 1999 г.

На уроке учащиеся на примере рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» разберут основные приемы создания романтического произведения; проанализируют легенды о Ларре и Данко; дадут характеристику главной героине; определят основную идею рассказа; составят представление о нравственной и гражданской позиции автора.

Тема: Из литературы XX века

Урок: М. Горький «Старуха Изергиль»

В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький (рис. 1).

Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.

Рис. 1. М. Горький ()

Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».

В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» - загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.

Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.

Роль пейзажа в романтических рассказах Горького

Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) - 1) вид местности; 2) в искусстве - художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором - природа, город или архитектурный комплекс.

Основные цели использования пейзажа:

  1. Раскрыть состояние героя;
  2. Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;
  3. Установить композиционные связи между частями произведения;
  4. Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.

С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».

Средства художественной выразительности , которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:

ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».

МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».

СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».

Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:

  1. Легенда о Ларре
  2. Жизнь старухи Изергиль.

Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.

Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды - личность необычная, исключительная, романтическая.

Романтические герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»

«Легенда о Ларре»

Идея «Легенды о Ларре»: «За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью».

Происхождение

«один из тех людей»

Внешность

«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня».

Отношение к окружающим

Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь».

Поступки

Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям».

Реакция окружающих

1. «Дружно все пошли за ним - верили в него».

2. «И стали они упрекать его в неумении

управлять ими»

3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его».

Финал

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер».

Идея. Легенда о Данко, красивом, смелом и сильном герое, несет в себе идею подвига, самопожертвования, альтруизма (рис. 2).

Рис. 2. Легенда о Данко ()

Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Сравнение Ларры и Данко

Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра - воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко - альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами.

Антипод (др.-греч. ἀντίπους — «противоположные» или «противостоящие ») — в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.

В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.

Образ старухи Изергиль

В рассказ «Старуха Изергиль» автор включает рассказ старухи о своей жизни. Эти воспоминания композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы. Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что касается образа старухи Изергиль, то ее жизнь и судьба вполне реалистичны.

Изергиль очень стара: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

Старуха рассказывает о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом предавала, и только ради одного была готова отдать жизнь. Все возлюбленные ее внешне могли быть некрасивы. Но не это было главное для Изергиль. Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. М. Горький Старуха Изергиль ().
  5. Максим Горький. Биография. Произведения ().
  6. Горький. Биография ().

Домашнее задание

  1. Найдите и прочитайте описание степи перед легендой о Данко и после неё. Какую роль романтический пейзаж играет в рассказе?
  2. Можно ли Данко и Ларру назвать романтическими героями? Ответ обоснуйте.

В пе­ри­од с 1892 по 1902 годы по сте­пям Бес­са­ра­бии стран­ство­вал тогда еще ни­ко­му не из­вест­ный 24-лет­ний Алек­сей Пеш­ков, ко­то­рый очень скоро вой­дет в рус­скую ли­те­ра­ту­ру под псев­до­ни­мом Мак­сим Горь­кий (рис. 1).

Тя­же­лы­ми и од­но­вре­мен­но пре­крас­ны­ми были те 5 лет для пи­са­те­ля. Тя­же­лы­ми, по­то­му что при­хо­ди­лось туго: чтобы не уме­реть с го­ло­да, Горь­кий не брез­го­вал ни­ка­кой, даже самой тя­же­лой ра­бо­той. В то же время бу­ду­щий пи­са­тель на­кап­ли­вал впе­чат­ле­ния, на­блю­дал, на­би­рал­ся опыта, встре­чал ин­те­рес­ных людей. Все это в даль­ней­шем легло в ос­но­ву его твор­че­ства.

Рис. 1. М. Горь­кий

Пер­вые про­из­ве­де­ния мо­ло­до­го Горь­ко­го по­свя­ще­ны пе­ри­о­ду южных ски­та­ний. Это рас­ска­зы «Макар Чудра», «Чел­каш», «Ста­ру­ха Изер­гиль».

В на­зва­ни­ях зву­чат имена глав­ных ге­ро­ев. Они необыч­ны, непри­выч­ны для нас. Как необыч­ны со­бы­тия, о ко­то­рых по­вест­ву­ет рас­сказ­чик. Си­но­ни­мы к слову «необыч­ный» – за­га­доч­ный, та­ин­ствен­ный, кра­си­вый, фан­та­сти­че­ский, ро­ман­ти­че­ский.

Все эти опре­де­ле­ния как нель­зя точно от­ра­жа­ют впе­чат­ле­ние от ран­них ро­ман­ти­че­ских рас­ска­зов Горь­ко­го.

Роль пей­за­жа в ро­ман­ти­че­ских рас­ска­зах Горь­ко­го

Пей­заж (фр. Paysage от pays, мест­ность, стра­на) – 1) вид мест­но­сти; 2) в ис­кус­стве – ху­до­же­ствен­ное изоб­ра­же­ние при­ро­ды. Го­во­ря точ­нее, это один из видов ху­до­же­ствен­но­го опи­са­ния или жанр изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, ос­нов­ной пред­мет изоб­ра­же­ния в ко­то­ром – при­ро­да, город или ар­хи­тек­тур­ный ком­плекс.

Ос­нов­ные цели ис­поль­зо­ва­ния пей­за­жа:

Рас­крыть со­сто­я­ние героя;

Про­ти­во­по­ста­вить окру­жа­ю­щий мир че­ло­ве­че­ским убеж­де­ни­ям;

Уста­но­вить ком­по­зи­ци­он­ные связи между ча­стя­ми про­из­ве­де­ния;

От­ра­зить за­гад­ку при­ро­ды, ее кра­со­ту и уни­каль­ность.

С пер­вых строк рас­ска­за «Ста­ру­ха Изер­гиль» чи­та­тель по­гру­жа­ет­ся в ат­мо­сфе­ру южной ночи, чув­ству­ет лас­ка­ние теп­ло­го мор­ско­го ветра, слы­шит звуки ноч­ной степи, видит по­ю­щих людей, воз­вра­ща­ю­щих­ся с ра­бо­ты: «Воз­дух был про­пи­тан ост­рым за­па­хом моря и жир­ны­ми ис­па­ре­ни­я­ми земли, неза­дол­го до ве­че­ра обиль­но смо­чен­ной до­ждем. Еще и те­перь по небу бро­ди­ли об­рыв­ки туч, пыш­ные, стран­ных очер­та­ний и кра­сок, тут – мяг­кие, как клубы дыма, сизые и пе­пель­но-го­лу­бые, там – рез­кие, как об­лом­ки скал, ма­то­во-чер­ные или ко­рич­не­вые. Между ними лас­ко­во бле­сте­ли тем­но-го­лу­бые клоч­ки неба, укра­шен­ные зо­ло­ты­ми кра­пин­ка­ми звезд. Все это – звуки и за­па­хи, тучи и люди – было стран­но кра­си­во и груст­но, ка­за­лось на­ча­лом чуд­ной сказ­ки».

Сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти, ко­то­рые по­мо­га­ют при­дать пей­за­жу необыч­но­сти, за­га­доч­но­сти, ро­ман­тич­но­сти:

ЭПИ­ТЕ­ТЫ: «ост­рый запах моря», «пыш­ные, стран­ные очер­та­ния и крас­ки», «лас­ко­во бле­сте­ли», «укра­шен­ные зо­ло­ты­ми кра­пин­ка­ми звезд», «было стран­но, кра­си­во и груст­но», «чуд­ная сказ­ка».

МЕ­ТА­ФО­РЫ: «об­рыв­ки туч», «клоч­ки неба», «кра­пин­ки звезд».

СРАВ­НЕ­НИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как об­лом­ки скал».

ОЛИ­ЦЕ­ТВО­РЕ­НИЕ: «по небу бро­ди­ли об­рыв­ки туч».

Осо­бен­но­сти ком­по­зи­ции рас­ска­за Горь­ко­го «Ста­ру­ха Изер­гиль»:

Ле­ген­да о Ларре

Жизнь ста­ру­хи Изер­гиль.

Об­рам­ле­ни­ем каж­дой части яв­ля­ет­ся ро­ман­ти­че­ский пей­заж, в ко­то­ром при­ро­да как бы ожи­ва­ет и ста­но­вит­ся участ­ни­ком по­вест­во­ва­ния, уси­ли­ва­ет ро­ман­ти­че­ское со­дер­жа­ние ле­генд.

Ле­ген­да, как миф и сказ­ка, яв­ля­ет­ся жан­ром уст­но­го на­род­но­го твор­че­ства. Со­бы­тия в ле­ген­де при­укра­ше­ны или пре­уве­ли­че­ны. Глав­ный герой ле­ген­ды – лич­ность необыч­ная, ис­клю­чи­тель­ная, ро­ман­ти­че­ская.

Ро­ман­ти­че­ские герои рас­ска­за Горь­ко­го «Ста­ру­ха Изер­гиль»

«Ле­ген­да о Ларре»

Про­ис­хож­де­ние

Внеш­ность

20-лет­ний юноша, кра­си­вый и силь­ный.

Глаза «хо­лод­ны и горды, как у царя птиц».

От­но­ше­ние к окру­жа­ю­щим

Вы­со­ко­ме­рие, пре­зре­ние:

«он от­ве­чал, если хотел, или мол­чал, а когда при­шли ста­рей­шие пле­ме­ни, он го­во­рил с ними, как с рав­ны­ми себе».

По­ступ­ки

Убий­ство

Ре­ак­ция окру­жа­ю­щих

Имя Ларра озна­ча­ет «от­вер­жен­ный, вы­ки­ну­тый вон».

Финал ле­ген­ды

«Ему нет жизни, и смерть не улы­ба­ет­ся ему. И нет ему места среди людей... Вот как был по­ра­жен че­ло­век за гор­дость!»

Идея «Ле­ген­ды о Ларре»: «За все, что че­ло­век берет, он пла­тит собой: своим умом и силой, ино­гда – жиз­нью».

Про­ис­хож­де­ние

«один из тех людей»

Внеш­ность

«мо­ло­дой кра­са­вец», «в очах его све­ти­лось много силы и жи­во­го огня».

От­но­ше­ние к окру­жа­ю­щим

Аль­тру­изм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они по­гиб­нут. И вот его серд­це вспых­ну­ло огнем же­ла­ния спа­сти их, вы­ве­сти на лег­кий путь».

По­ступ­ки

Са­мо­по­жерт­во­ва­ние: «он разо­рвал ру­ка­ми себе грудь и вы­рвал из нее свое серд­це и вы­со­ко под­нял его над го­ло­вой. Оно пы­ла­ло так ярко, как солн­це, и ярче солн­ца, и весь лес за­мол­чал, осве­щен­ный этим фа­ке­лом ве­ли­кой любви к людям».

Ре­ак­ция окру­жа­ю­щих

1. «Друж­но все пошли за ним – ве­ри­ли в него».

2. «И стали они упре­кать его в неуме­нии

управ­лять ими»

3. «ра­дост­ные и пол­ные на­дежд, не за­ме­ти­ли смер­ти его».

Финал

«Кинул взор впе­ред себя на ширь степи гор­дый на сво­бод­ную землю и за­сме­ял­ся гордо. А потом упал и – умер».

Идея. Ле­ген­да о Данко, кра­си­вом, сме­лом и силь­ном герое, несет в себе идею по­дви­га, са­мо­по­жерт­во­ва­ния, аль­тру­из­ма (рис. 2).

Рис. 2. Ле­ген­да о Данко

Данко по­мо­га­ет людям не ради славы и при­зна­ния, а ради их сча­стья. И пусть люди сразу не оце­ни­ли его по­дви­га. Но сама при­ро­да не дала им за­быть о по­дви­ге Данко:«в степи стало страш­но тихо, точно и она была по­ра­же­на силой смель­ча­ка Данко, ко­то­рый сжег для людей свое серд­це и умер, не прося у них ни­че­го в на­гра­ду себе».

Срав­не­ние Ларры и Данко

Ге­ро­ев объ­еди­ня­ет толь­ко один пункт срав­не­ния: оба мо­ло­ды, кра­си­вы, горды. В осталь­ном они про­ти­во­по­лож­ны. Ларра – во­пло­ще­ние эго­из­ма, же­сто­ко­сти, ци­нич­но­го рав­но­ду­шия к людям, гор­ды­ни. Данко – аль­тру­ист, со­вер­ша­ю­щий по­двиг са­мо­по­жерт­во­ва­ния во имя людей. Таким об­ра­зом, рас­сказ по­стро­ен на ан­ти­те­зе, а герои яв­ля­ют­ся ан­ти­по­да­ми.

Ан­ти­под (др.-греч. ἀντίπους - «про­ти­во­по­лож­ные» или «про­ти­во­сто­я­щие ») - в общем смыс­ле что-ни­будь, рас­по­ло­жен­ное про­ти­во­по­лож­но че­му-ни­будь дру­го­му.

В пе­ре­нос­ном смыс­ле может при­ме­нять­ся к любым про­ти­во­по­лож­ным пред­ме­там, на­при­мер, к людям с про­ти­во­по­лож­ны­ми взгля­да­ми.

Образ ста­ру­хи Изер­гиль

В рас­сказ «Ста­ру­ха Изер­гиль» автор вклю­ча­ет рас­сказ ста­ру­хи о своей жизни. Эти вос­по­ми­на­ния ком­по­зи­ци­он­но раз­ме­ща­ют­ся между двумя ле­ген­да­ми. Герои ле­генд не ре­аль­ные люди, а сим­во­лы. Ларра – сим­вол эго­из­ма, Данко – аль­тру­из­ма. Что ка­са­ет­ся об­ра­за ста­ру­хи Изер­гиль, то ее жизнь и судь­ба вполне ре­а­ли­стич­ны.

Изер­гиль очень стара: «Время со­гну­ло ее по­по­лам, чер­ные ко­гда-то глаза были туск­лы и сле­зи­лись. Ее сухой голос зву­чал стран­но, он хру­стел, точно ста­ру­ха го­во­ри­ла ко­стя­ми».

Ста­ру­ха рас­ска­зы­ва­ет о своей жизни, о муж­чи­нах, ко­то­рых сна­ча­ла лю­би­ла, а потом пре­да­ва­ла, и толь­ко ради од­но­го была го­то­ва от­дать жизнь. Все воз­люб­лен­ные ее внешне могли быть некра­си­вы. Но не это было глав­ное для Изер­гиль. Она вы­би­ра­ла тех, кто спо­со­бен на по­сту­пок: «Он любил по­дви­ги. А когда че­ло­век любит по­дви­ги, он все­гда умеет их сде­лать и най­дет, где это можно. В жизни, зна­ешь ли ты, все­гда есть место по­дви­гам. И те, ко­то­рые не на­хо­дят их для себя, – те про­сто лен­тяи или трусы или не по­ни­ма­ют жизни, по­то­му что, кабы люди по­ни­ма­ли жизнь, каж­дый за­хо­тел бы оста­вить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не по­жи­ра­ла бы людей бес­след­но...»

В своей жизни Изер­гиль часто по­сту­па­ла эго­и­стич­но. На­при­мер, вспом­ним ее побег из га­ре­ма с сыном сул­та­на, ко­то­рый вско­ре умер. Она рас­ска­зы­ва­ет: «Я пла­ка­ла над ним. Кто ска­жет? Может, ведь это я и убила его». Но также Изер­гиль была спо­соб­на на по­двиг са­мо­по­жерт­во­ва­ния. На­при­мер, она рис­ку­ет собой, спа­сая лю­би­мо­го че­ло­ве­ка из плена.

Ста­ру­ха Изер­гиль ме­ря­ет людей та­ки­ми по­ня­ти­я­ми, как чест­ность, пря­мо­та, сме­лость, де­я­тель­ность. Для нее это кра­си­вые люди. Изер­гиль осуж­да­ет людей скуч­ных, трус­ли­вых и под­лых. Она гор­дит­ся, что мно­гое по­ви­да­ла на своем веку и верит: ее жиз­нен­ный опыт нужно пе­ре­да­вать мо­ло­дым. Вот по­че­му она рас­ска­зы­ва­ет ле­ген­ды о Ларре и Данко.

Вопросы к конспектам

Най­ди­те и про­чи­тай­те опи­са­ние степи перед ле­ген­дой о Данко и после неё. Какую роль ро­ман­ти­че­ский пей­заж иг­ра­ет в рас­ска­зе?

Можно ли Данко и Ларру на­звать ро­ман­ти­че­ски­ми ге­ро­я­ми? Ответ обос­нуй­те.

    Действительно, произведение Максима Горького «Старуха Изергиль» романтическое произведение.

    Романтизм, как художественный стиль, господствовал в первой трети XIX века. В этом стиле творили Байрон, Делакруа, Жерико, в России Венецианов, Лермонтов, Пушкин. Основные особенности стиля: острое противостояние Добра и Зла, противорение между идеальным героем и обществом, героика протеста, мотивы «мирового зла», «мировой скорби». Художники и писатели стремились изобразить внутренний мир героя, душевные переживания.»

    К середине XIX века романтизм сменяет реализм, но многие элементы романтической идеологии прослеживаются на протяжении всего XIX-го века и даже XX-го. Полностью остался верен романтизму Айвазовский, дух романтизма присутствует во всех произведениях Врубеля.

    Максим Горький в 90-е годы XIX века создает трехчастный рассказ «Старуха Изергиль». Романтическое произведение представляет исключительные характеры: сына орла по имени Ларра и Данко, вырвавшего во имя людей собственное сердце из груди.»

    Противостояние Добра и Зла налицо. Ларра, не знающий общества, его законов и не пытается их понять — воплощение Зла. Племя, в котором он оказался, удивительно мудрое, гуманное, справедливое. Убийство женщины, которое совершает Ларра на глазах у всех, для них нонсенс. Это общество Добра.

    В истории Данко бывшее когда-то сильным племя от потрясений опустилось, потерялось, стало темной, дикой толпой, страшной в своем несправедливом гневе. И Данко — верх совершенства, смелый, настойчивый, бесстрашный, а главное, беззаветно преданный своему племени, готовый любой ценой вывести людей из беды. Здесь тоже обостренный конфликт сильной личности, не признанной посредственным обществом. Один из них, безликий, наступает даже на умирающее сердце Данко на всякий случай. Но Добро проросло маленькими голубыми сполохами.

    Романтизм в качестве сюжетов часто использует фантастические истории, гротескные, символичные, экстремальные события. Обе истории ирреальные, напряженные, эмоциональные.

    Ларра — сын земной женщины и орла, факт сам по себе не существующий. Здесь одиночество, возведенное в степень. Печорин у Лермонтова сторонится общества и страдает от этого, а герой Горького в конце XIX века несет наказание одиночеством, как Божьей карой. Именно так наказан Каин, которого все гонят, и сама смерть отвернулась от него. «Наказание ему в нем самом!» — выносит приговор племя.

    О том, что «Старуха Изергиль» романтическое произведение говорит и жанр путешествий, в котором написана история самой Изергиль.Она загадочная, неподкупная, самоотверженная (вспомним, как она освободила от плена шляхтича), прошла через многие страны и события. Удивительная судьба и удивительный богатый внутренний мир героини.»