Особенности сюжета и композиции после бала. «После бала» анализ (идея, тема, жанр). Л. Н. Толстой «После бала»
Тип урока: Лабораторно-практическое занятие.
Цели урока:
I. Образовательно-развивающие цели:
1.1. Усвоение новых понятий: антитеза;
1.2. Применение опорных понятий: рассказ, жанр, композиция, виды композиции;
1.3. Овладение общеучебными умениями оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовые признаки в содержании понятий, формулировать проблемные вопросы /вопрос-понятие, вопрос-суждение/, ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять в изучаемом произведении противоречия и пути их разрешения, сравнивать изучаемые понятия, выявлять общее, особенное и единичное у изученных понятий;
1.4. Развитие специальных умений: находить в содержании произведения композиционные особенности.
II. Воспитательная цель:
Формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: содержание-форма, общее-особенное-единичное, причина-следствие, возможность-действительность.
-Иван Васильевич страдал от разрывавших его противоречий между тем, что он чувствовал на балу и невозможностью остаться прежним от увиденного после бала (на плацу).Выбор между добром и злом!
Главная идея рассказа Толстого – страстный
протест против лицемерия и насилия, против
унижения достоинства человека. Потрясение,
пережитое Иваном Васильевичем, освободило его от
узкой сословной нравственности, с ее узаконенной
бесчеловечностью по отношению
к низшим: ему стали внятны мольба татарина о
милосердии, сострадание и гнев, звучащие в словах
кузнеца; сам того не сознавая, он разделяет
высшие человеческие законы нравственности.
себе и рациональное, и эмоциональное начала.
2. Действующее лицо художественного произведения называется:
а) образом;
б) персонажем;
3. Тема произведения - это:
а) главная идея;
б) объект отражения;
в) конкретная описанная ситуация.
4. Идея произведения - это:
б) нравственный «урок» произведения;
в) главная обобщающая мысль произведения.
5. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?
в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.
6. Композиция - это:
а) последовательность событий и действий;
б) движение произведения от завязки до развязке;
в) последовательность частей и элементов произведения.
а) жизнеописанием;
б) автобиографией;
а) мезансцена;
б) картина;
в) ремарка.
9. Кому из литературных героев принадлежат слова: «Казнить так казнить, миловать так миловать - таков мой обычай» ?
а) Мишка Копылев, «Возвращение Копылева», Л. Леонов
б) Пугачёв, «Капитанская дочка», А.С. Пушкин
в) Аммос Фёдорович, «Ревизор», Н.В. Гоголь
10. Какая героиня была на балу в белом платке с розовым поясом, в белых лайковых перчатках и в белых атласных башмачках?
а) Анна Андреевна
б) Ася Гагина
в) Варенька Б.
11. Какой герой часами сидел с сыном у микроскопа, исследуя микробов?
а) Андрей Ерин
б) Пётр Гринёв
в) Мишка Копылев
12. Где Н.Н. познакомился с Гагиными?
а) В Англии
б) В Германии
в) В России
13. Из какого стихотворения взягы строчки и кто их автор?
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поёт,
Пролежал бы всю ночь до утра я.
Запрокинув лицо в небосвод.
а) С. Есенин «Край любимый»
в) М. Лермонтов «Кавказ»
14. Из какого стихотворения взягы строчки и кто их автор?
Я счастлив с вами, ущелья гор,
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, вспоминая тот взор...
а) Н. Рубцов «Во время грозы»
б) Н.Заболоцкий «Я воспитан суровой природой»
в) М. Лермонтов «Кавказ»
15. Какая была фамилия у М. Горького?
а) Пешков
в) Горький
16. Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица:
б) повествователя;
в) Петра Гринёва.
17. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:
а) былины;
б) Библии;
в) древнерусских летописей.
18. К какому литературному направлению можно отнести поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
а) сентиментализм;
б) реализм;
в) романтизм.
19. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?
а) антитеза;
б) ретроспектива;
в) последовательность излагаемых событий.
20. Каков тип композиции рассказа «После бала»?
а) рассказ в рассказе;
б) повествование от первого лица;
21. Василий Тёркин:
а) историческая личность;
б) сказочный герой;
в) собирательный образ.
22. Какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии «Ревизор»?
б) сарказм;
в) сатира.
праздности".И чему меня научил рассказ "После бала" Очень срочно надо,пожалуйста!
сопоставить в таблице полковника и Ивана Васильевича до бала и после бала, какие выводы можно сделать; прочитать дополнительные материалы "Жизненные источники рассказа "После бала"", "Композиция художественного произведения".
1 Какой композиционный прием использовал автор Л.Н.Толстой "После бала" 2 Кто из героев произведения противопоставлен друг другу? 3Составьте рассказ "Полковник на балу и после бала"
4Раскройте смысл названия произведения
5 Расскажите об Иване Васильевиче, его отношении к жизни. Почему в мировосприятии героя происходят контрастные изменения?
7Кем является в произведении Иван Васильевич - автором, рассказчиком или героем
Оперируя фактами, докажите, что рассказ "После бала" - пример реалистического отражения действительности в художественной литературе.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА
Литература 8 класс Тест
Л. Н. Толстой «После бала»
Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?
а) последовательность излагаемых событий;
б) цикличность излагаемых событий;
в) антитеза;
г) ретроспектива.
Каков тип композиции рассказа?
а) рассказ в рассказе;
б) повествование от первого лица;
С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
а) отчуждение;
б) возмущение;
в) восторг;
г) пренебрежение.
Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
а) важность судьбы героя после бала;
б) особое значение сцены расправы с солдатом;
в) важность утра, следующего за балом.
а) антитеза;
б) подбор эпитетов;
г) цветопись;
д) звукопись;
е) описание одного героя;
ж) внутренний монолог.
Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
б) на балу надел «маску» добропорядочности;
в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности;
г) искренне верит в необходимость жестокой расправы.
Определите основную идею рассказа.
а) судьба человека зависит от случая;
б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;
в) идея личной ответственности человека;
г) осуждение деспотизма.
С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
а) замшевая перчатка;
б) белые усы и бакенбарды;
в) блестящие глаза и радостная улыбка;
г) «домодельные» сапоги.
Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
а) утверждает идею Л. Н. Толстого «непротивления злу насилием»;
людей;
в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов
человека».
Отметить импонирующее вам утверждение:
Какое чувство владеет Иваном Васильевичем на заре жизни?
Прав ли рассказчик, считающий Вареньку причастной к злу, совершенному ее отцом?
Какова жизненная позиция рассказчика?
Заполните таблицу, прочитав текст.
Наблюдения |
На балу |
После бала |
Психологическое состояние рассказчика |
||
Обстановка |
||
Герои (полковник, солдат) |
Литература 8 класс Тест
Л. Н. Толстой «После бала»
Ответы
Построение литературного произведения: расположение и взаимосвязь частей произведения, порядок изложения событий называется композицией (от лат.compositio – сложение, состав, соединение).
Художественное произведение не хаотическое собрание эпизодов описаний, монологов и диалогов. Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом способствуют раскрытию идеи писателя и помогают воспринять произведение как единое целое. Композиция состоит из таких сюжетных элементов: пролог, экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Кроме этого автор может использовать некоторые композиционные приемы, которые помогают ярче обозначить идею произведения (повтор, противопоставление, гипербола и др.), а также внесюжетные элементы (эпиграф, посвящение, вставные эпизоды, обрамление лирические отступления). Они составляют особенности композиции. Остановимся на некоторых из них на примере рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
1) Художественное обрамление – сцены, которыми начинается и заканчивается произведение. Прямого отношения к действию они не имеют, но дополняют его. В рассказе Л.Н.Толстого «После бала» основное повествование ведется от имени Ивана Васильевича, пожилого человека, который вспоминает прошлое. Герой поведал историю, которая переменила всю его жизнь. В обрамлении же второй рассказчик, автор, сообщает, что Иван Васильевич уважаем всеми и обладает богатым жизненным опытом. От этого читатель с первых же страниц с уважением относится к главному герою и верит в его искренность.
2) Контрастное изображение двух эпизодов : бала у губернского предводителя и наказания солдата. С помощью этого автор развивает единую художественную идею. Без эпизода истязания солдата картина бала потеряла бы всякий смысл. И сцена истязания солдата не выглядела бы столь ужасной, а отчаяние молодого студента не было бы так глубоко объяснено. Контрастно противопоставляя две сцены, Л.Н.Толстой как бы срывает маски с внешне благополучной и нарядной действительности. Чем праздничнее и роскошнее мир, представляемый студентом, тем неожиданнее и трагичнее оказалось его прозрение.
В художественном произведении нет ничего случайного, все события и герои взаимосвязаны.
2. Как А.Т. Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов вглаве «Два солдата»(поэма «Василий Теркин»)?
1) В главе «Два солдата» А.Т.Твардовский развивает мысль о преемственности поколений воинов. С первой строфы словами «Рвутся мины. Звук знакомый / отзывается в спине», – автор начинает рисовать (создавать) образ бывалого солдата. Старик по слуху определяет «перелет» и «недолет». Теперь у него не такая сноровка, но в душе он – настоящий солдат, умелый, мастеровитый. На каждое дело Теркина он говорит: «Вот что значит мы, солдаты…». Дед-солдат по достоинству оценил смекалку Теркина – умение чинить и пилу, и часы. Автор подчеркивает преемственность поколений в диалоге во время застолья: дед со знанием дела рассказывает, что в армии должны быть у солдат сапоги с суконными портянками, спрашивает, есть ли вошь у солдат. Дед уважает терпение и скромное мужество Теркина: «Ты – солдат, хотя и млад, а солдат солдату – брат». Оба они: и дед, и Теркин – спокойно реагируют на разорвавшийся вблизи снаряд. Преемственность поколений выражается в интонациях глубокого уважения молодого солдата Теркина к старому деду, а дед гордится званием солдата и тем, что ему на смену пришло поколение Теркиных.
2) Вспомним бытовые русские сказки о ловком, смекалистом солдате. А.Т.Твардовский подсказывает нам мысль о преемственности поколений: старик, воевавший в Первую мировую войну, преображается! Он не боится разрывов, продолжает свою работу, успокаивая старуху. Солдат Второй мировой – Василий Тёркин – достоин быть его преемником: он мастер на все руки, человек широкой души, любит хорошую, задушевную шутку.
Дед с гордостью повторяет: «Вот что значит мы, солдаты!» – и в полушутливом, полусерьёзном разговоре – испытании (фольклорная традиция) утверждается в главной мысли:
Ты – солдат, хотя и млад,
А солдат солдату – брат.
Некоторые строки этой главы звучат как поговорки, пословицы, которые говорят о духовной близости солдат, их общих народных корнях:
Поищи-ка, дед, разводку,
Мы ей сделаем развод.
Эх, яичница! Закуски
Нет полезней и прочней.
Это доктор на дорожку
Для здоровья выдал мне.
какова композиция рассказа после бала
Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» (1903) построен как «рассказ в рассказе»: начинается тем, что почтенный, много повидавший в жизни и, как добавляет автор, искренний и правдивый человек - Иван Васильевич в разговоре с друзьями утверждает, что жизнь человека складывается так или иначе вовсе не от влияния среды, а из-за случая, и в доказательство этого приводит случай, как он сам признается, изменивший его жизнь. Это уже собственно рассказ, герои которого - Варенька В. , ее отец и сам Иван Васильевич.
Таким образом, из диалога рассказчика и его друзей в самом начале повествования мы уже узнаем о том, что эпизод, о котором нам сейчас расскажут, имел огромное значение в жизни человека. Форма устного рассказа придает событиям реалистичность: мы начинаем верить, что это действительно было, и было так, а не иначе. Тому же служит упоминание об искренности рассказчика. Вообще, судя по описанию, Иван Васильевич заслуживает доверия. Он рассказывает о случившемся с ним в молодости; этим повествованию придается некий «налет старины» , как и упоминанием о том, что Варенька уже стара, что «у нее дочери замужем» .
Таким образом, на примере рассказа «После бала» видна важность композиции произведения для понимания смысла. Здесь композиция имеет очень большое значение и влияет на восприятие рассказа читателями.