Озорничать чередующаяся гласная в корне. Справочник по русскому языку. Правописание корней с чередованием по оттенкам основного смысла
Чередование гласных в корнях слов.
Корней с чередующимися и трудными для написания гласными в русском языке сравнительно немного. Чтобы при письме не делать ошибок в правописании безударных гласных в этих случаях, необходимо знать правила.
Чередование, и - е
В корнях бир-бер-, пир-пер-, мир-мер-, стил-стел-,
дар- дер- и подобных, где и чередуется с е, пишется и только тогда, когда за корнем следует суффикс -а-: собираю - соберу, запирать - запереть, умирать - умереть, постилать - постелить, раздирать - раздеру.
На этом же правиле основано правописание корней, в которых -а-(-я-) чередуется с -им - или -ин -, например: сжать - сжимать, примять - приминать, начать - начинать, снять - снимать; -им- или -ин- пишутся в этих корнях тогда, когда далее за ними следует суффикс -а-.
Надо запомнить правописание слов сочетать, сочетание.
Проверь себя
Упражнение 1 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Устно укажите вид глаголов. Подчеркните чередующиеся гласные одной чёрточкой, суффикс -а - двумя.
Уб..раю комнату - уб..ру комнату, отп...рать замок - отпереть замок, зам...реть от восторга - зам...рать от восторга, раст...реть сахар в ступке - раст...рать сахар в ступке, уд...рает без оглядки - уд...рёт без оглядки, разж...гать костёр - разж...чь костёр, выч...тать одно число из другого - выч...сть одно число из другого, пожать руки - пож...мать руки, прокл...нать кого-нибудь-проклясть кого-нибудь, занять позицию - зан...мать позицию.
Чередование а - о.
1 .В корнях лаг- - лож- и кас- - кос- буква а пишется, если за
корнем следует суффикс -а-: полагать - положить (исключение: полог), касаться - коснуться.
2 .В корне плав- - плов- буква а пишется во всех случаях, кроме
слов пловец, пловчиха, например: плавник, плавучий. Слово плывуны пишется с буквой ы .
3 .Корень мак- пишется тогда, когда говорят о погружении чего-нибудь в жидкость: макать (хлеб в молоко); обмакнуть (перо в чернильцу); корень мок- пишется в словах со значением „пропускать жидкость", „становиться влажным": сапоги промокают, непромокаемый плащ, промокательная бумага.
Проверь себя
Упражнение 2 . Перепишите слова и словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание. С выделенными словами составьте предложения (устно).
Изл...гать, изл...жить, предпол...гать, предпол...жить, прик...саться, прик...снуться, предпол...жение, предпол...гаемый, соприк...саться, нал...гать, ул...жение, прил...гательное, разложение, разл...гать; пл...вцы, попл...вок, распл...влять, вы-пл...вка, пл...вучесть, выпл...влять; обувь пром...кает, обм...-кнуть кисть в краску, хорошая пром...кашка, непром...каемое пальто, вым...кнуть под дождём.
4 . В корнях клан- -клон-, твар- -твор - под ударением может быть
и а, и о, без ударения - только о, например: кланяться, поклон, наклонение; тварь, творчество, творение. Исключение: утварь.
В корне гар - гор- в безударном положении также обычно бывает о
(под ударением - а ), например: загореть - загорать, загорелый, загар. Исключение: выгарки.
5 . В противоположность рассмотренным в п. 4 корням, в корне зар
зор- в безударном положении пишется а (под ударением бывает и а, и о), например: заря, зарница, озарённый, но зори, зарево.
6 . Необходимо запомнить написание слов с корнем скак-(скач-) - скоч- , например: скакать, вскочить, заскакать, заскочить, скачок, выскочка, подскочить.
7 . Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с „равный" („одинаковый"), например равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах равнение, равняться, равняйся, поравняться, равнина; корень роен- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с „ровный" („гладкий", „прямой"), например: ровнять, (дорожки), заровнять (яму), подровнять (клумбы), уровень, ровня.
8 . В корне раст- -рос- гласная а без ударения пишется лишь перед
согласными ст и щ; перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла.
Исключение: отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, а также производные от них, например: отраслевой, росточек, ростовщический, ростовский и т. д.
Проверь себя
Упражнение 3 . Перепишите, вставляя пропущенные буквы, объясните их правописание.
Держать р...внение в рядах, совершать равномерное движение, разр...внять грядки, ср...внить два числа, неср...внимые величины, подр...внять кусты сирени, увеличить ур...вень производства, р...вняться на передовиков, решить уравнение, удачное сравнение, зар...внять канаву, великолепная р...внина; буйная пор...ель, р...сти вширь и вглубь, неправильное ср...щение кости, зар...стать травой, болото пор...ело мхом, новая отр...сль промышленности, нар...стить силы, отвратительный р...стовщик.
Безударные гласные корня обычно делят на проверяемые, непроверяемые и чередующиеся. Каждая из этих групп имеет свои особенности. Выясним в нашей статье отличительные черты безударных чередующихся гласных корня (и под ударением), определимся с их правописанием.
Понятие
Когда в том же самом корне, не меняющем лексического значения, используются разные гласные, тогда эти гласные именуются чередующимися (угар - угореть).
В разных словах чередующиеся гласные бывают в сильной (ударенной) позиции и без ударения.
В отличие от проверяемой безударной гласной, чередующаяся не проверяется ударением: она от него зависит. Под ударением следует писать ту гласную, которая воспринимается на слух. В целом для верного написания чередующихся гласных надо запомнить соответствующие корни и правила выбора гласных в них.
Правописание
Опишем правила выбора чередующихся гласных . К каждому из них приведем примеры безударных чередующихся гласных корня слова или под ударением:
- Корни, в которых гласная зависит от ударения:
гар - гор (ударная «а», безударная «о»: перега́р, подгоре́ть), зар - зор (ударная «а» или «о», безударная «а»: зо́ри, за́рево, заря́), клан - клон и твар - твор (ударная «а» или «о», безударная «о»: покло́н, кла́няться, поклоне́ние; тво́рчество, творе́ние);
- Корни, в которых гласная зависит от суффикса:
бирА - бер, дирА - дер, тирА - тер, пирА - пер, мирА - мер, жигА - жег, стилА - стел, блистА - блест и блесн, читА - чет (если после корня -а-, то пишем «и»: забирАть - заберу, зажигАть - поджег, блистАть - блестки), касА - кос (если после корня -а-, то пишем «а»: касАться - прикосновение);
- Корни, в которых гласная зависит от следующего за ней согласного:
раСТ, раЩ - роС (зараСТать - нараЩивать - подроСший), скаК - скоЧ (прискаКать - прескоЧить), лаГ - лоЖ (предлаГать - предлоЖение).
Исключения : отрасль, росток, Ростислав, ростовщик, Ростов; скачу, скачи, скачок;
- Корни, в которых гласная зависит от смысла слова:
равн - ровн («а» в словах со значением «одинаковый», «о» в словах со значением «прямой»: приравненный, уравнение - ровный, выровнять), мак - мок («а» в словах со значением «окунать, погружать во что-то», «о» в словах со значением «пропускать жидкость»: макать – промокнуть).
Исключения : уровень, равнина, ровесник, поровну.
За последнее десятилетие произошли существенные изменения в орфографических словарях. Это коснулось и слов с чередующейся гласной. Так раньше зоревать (зорянка) являлось исключением и писалось через «о», а сейчас рекомендуемый вариант с «а» (заревой).
Сводная таблица
Для удобства запоминания корней с чередующейся гласной они собраны в размещенную ниже таблицу:
От чего зависит |
Список корней |
Ударение |
клан - клон твар – твор |
бирА - бер дирА - дер тирА - тер пирА - пер мирА - мер жигА - жег стилА - стел блистА - блест, блесн |
В данном пункте остановимся более подробно на тех, что не подвергались анализу.
2.3.1. Правописание безударных гласных в корне
Правило | Примеры |
---|---|
1. В безударном положении употребляется та буква, которая пишется в том же слоге, когда она находится под ударением. | Громо здиться - громо́ здкий, вообра жать, обра з - обра́ зчик, раздра жать - дра́ знит, умо лять - мо́ лит, ума лять - ма́л ый. |
2. Если под ударением пишется ё , то без ударения в том же слоге пишется е . | Чё ркать - че ркнуть, пё стрый - испе щрить, твё рдый - затве рдеть. |
3. В словах старославянского происхождения в безударном положении пишется неполногласное сочетание с одним гласным а-ра, ла ; в параллельных исконно русских словах пишется полногласное сочетание с двумя гласными о-оро, оло . | Бра зды - бо ро зда, обла ко - обо ло чка, охла ждение - хо ло д, возгла с - го ло с, огра да - ого ро дить, гла ва - го ло ва, сокра щать - ко ро ткий. |
4. Если правописание гласного в безударном положении нельзя проверить ударным положением, то написание гласного надо запомнить (или проверить его написание по словарю). | Возра жать, нава ждение, а ромат, па норама, ла би ринт, ло те рея, бе тон, ка стрюля, при ви легия, эти кет. |
Обратите внимание!
1) Слово до лина является однокоренным со словом до л ; слово препода ватель - со словом да ть ; слова одо леть, преодо леть - со словом до ля .
2) Имена существительные ка мпания и ко мпания различаются по значению.
Ка
мпания
- 1. «Совокупность военных операций; война в определённый период» (военная кампания, русско-японская кампания
); 2. «Мероприятия, деятельность» (предвыборная кампания, посевная кампания
).
Ко
мпания
- 1. «Общество, группа людей, проводящих вместе время» (дружная компания); 2. «Торговое или промышленное предприятие» (ср.: сталелитейная компания
).
3) Гласные о-а в корнях глаголов нельзя проверять при помощи формы несовершенного вида на -ывать (-ивать ), ср.: раско лет - раска лывать, гово рить - разгова ривать .
4) В некоторых заимствованных словах с выделявшимся в прошлом суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные относятся к разным по происхождению суффиксам, ср.:
интелле
кт. интелли
гент,
аккомпане
мент. аккомпани
ровать,
лиде
р. лиди
ровать,
трене
р. трени
ровать,
абоне
мент. абони
ровать,
дезинфе
кция. дезинфи
цировать.
Примечание. Читайте также о способах проверки безударных гласных в корне на странице: Как проверить слова с безударными гласными в корне?
2.3.2. Правописание корней с чередованием гласных
Корни с чередующимися гласными А /О
1. Зависимость от ударения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Гар-/гор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется о . | Зага́ р - заго релый, уго реть, пого релец. | Прига рь, изга рь, выга рки. |
Клан-/клон- | Кла́ няться, покло́н - покло ниться, скло нять, накло нение, скло нение. | ||
Твар-/твор- | Тва́ рь, тво́рчество - тво рить, сотво рить, претво рить, притво риться. | Утва рь. | |
Зар-/зор- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении пишется а . | За́ рево, зо́ рька - за ря, за рница, оза рять. | Зо ревать, зо рянка. |
Плав-/плов- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а , о , или ы ), в безударном положении пишется а . | Пла́ вать, плы́ ть - пла вучесть, попла вок, жук-пла вунец. | Пло
вец, пло
вчиха; плы вуны |
2. Зависимость от конечных согласных корня
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Раст-
Ращ-/рос- |
Перед ст и щ пишется а , перед с пишется о . | Ра ст и, ра ст ение, выра щ ивать, нара щ ение - выро с ший, заро с ли, поро с ль. | а) Ро
стов, Ро
стислав, ро
сток, ро
стовщик, выро
сток
ро
стовщический
). б) отра сль (и производные от них, например: отра слевой ). |
Скак-/скоч- | Независимо от того, какой гласный пишется под ударением (а или о ), в безударном положении перед к пишется а , перед ч пишется о . | Ска к ать, проска к ать, на ска к у - выско ч ка, заско ч ить, выско ч ить. | Ска чу, ска чок, ска чи, вска чь. |
Лаг-/лож- | Перед г пишется а , перед ж пишется о . | Сла г аемое, пола г ать, разла г ать - сло ж ить, поло ж ить, разло ж ить. | Поло г . |
3. Зависимость от наличия суффикса -а-
4. Зависимость от значения
Корни | Правило | Примеры | Исключения |
---|---|---|---|
Мак-/мок- | Корень мак-
(мач-
) пишется в словах, имеющих значение «погружать в жидкость». Корень мок- (моч- ) пишется в словах, имеющих значение «пропускать жидкость, становиться мокрым». |
Обма кнуть перо в чернила («погрузить»), ма кать хлеб в сметану («погружать») - промо кнуть пятно («пропустить жидкость»), промо кательная бумага («пропускающая жидкость»), смо чить («сделать мокрым»). | |
Равн-/ровн- | Корень равн-
пишется в словах, имеющих значение «одинаковый, наравне, равный». Корень ровн- пишется в словах, имеющих значение «гладкий, прямой». |
Пора вняться («оказаться на одной линии, в одинаковом положении»), ура внение («математическое равенство») - подро внять кусты («сделать ровными»), разро внять песок («сделать ровным, гладким»). | Ра внина, поро вну, уро вень, ро весник. |
Корни с чередующимися гласными И /Е
Корни | Правило | Примеры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Бир-/бер- |
Если за корнем следует суффикс -а- , то в корне пишется и , если суффикса нет, то в корне пишется е . . |
Заби ра ть - забе ру. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Жиг-/жег- | Выжи га ть - выже гший. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стил-/стел- | Засти ла ть - посте лить. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Блист-/блест- | Бли ста ть - бле стеть. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мир-/мер- | Уми ра ть - уме реть. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тир-/тер- | Сти ра ть - сте реть. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дир-/дер- | Разди ра ть - разде рёт. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пир-/пер- | Запи ра ть - запе реть. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чит-/чет- |
Вычи та ть - выче ты. рять, приме рять платье, ме рило. 2) Чередование и /е в корнях пир- /пер- характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п.Запи рать - запе реть, отпи рать - отпе реть, выпи рать - выпе реть. В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и . Пи р, пи ровать. Чередование A(Я) /им(ин)
2.3.3. Употребление буквы ЭКак отмечалось (см. п. 1.5), гласная буква е используется, прежде всего, после мягких согласных и в начале слова, после гласных, если обозначает два звука [ j ] + гласный (е да, крае вед ). В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных (там, где нет звука [ j ] ) также пишется е , а не э . При выборе гласной следует пользоваться следующими правилами:
I. ПОВТОРЕНИЕ. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. На этапе объяснения нового материала также используется мультимедийная система. На экране – таблица с чередующимися гласными в корне слова, с рисунками, помогающими лучше воспринять материал. ГЛАСНЫЕ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ Встречаются однокоренные слова, в корне которых пишутся разные гласные. Это и есть корни с чередованием. Нужно хорошо запомнить, что «написание букв на месте безударных гласных в этих корнях не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции». При написании гласной в этих корнях мы будем пользоваться особыми правилами. Эти правила можно объединить в 4 группы. 1-я группа Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный – по-разному: так, как слышится): Обратите внимание: правило распространяется только на слова, которые являются однокоренными, имеющими одно значение. Посмотрите на рисунок: Зар я. В небе разгор аются зар ницы. На берегу гор ит костер. Ивы наклон ились над озар енной пламенем водой. Рыбак смотрит на поплав ок. 2-я группа Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные: раст растение выращены Внимание! Не путайте корень -рос- с приставкой рас- ! 3-я группа Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-: Внимание! У девушки кос-а – здесь после корня не суффикс -а-, а окончание; кроме того, корни с чередованием кос-/-кас- имеют значение «дотрагиваться». Исключения: ра внина (это ро вное, а не ра вное чему-то место, но пишется -а- ). Равняйсь! (Команда в строю – встать ровно ), уровень (отметка, ра вная какому-то значению), поровну (на ра вные доли). -мак- – -мок- -скак- – -скоч- Исключение: ска чок. Можно запомнить эти корни и по-другому: -скак- – с -а-, -скоч- – с -о-; тогда исключений будет два: скачок, скачу. (На парте у каждого ученика есть такая таблица-подсказка.) III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА. ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Задание 1. Объясните написание чередующихся гласных в корне. Порядок действий следующий: 1) В слове поставьте ударение; 2) выделите корень; 3) обоснуйте выбор гласной, пользуясь сведениями из таблицы; 4) подчеркните гласную в корне. Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор, обращаясь к таблице и следуя порядку действий предыдущего задания. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ Вариант I (для слабых учеников): неосложненное списывание Задание 3. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения. Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек. Вариант II: осложненное списывание Задание 4. Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм. Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Задание 5. Спишите, объясните графически орфограмму. Ира очень аккуратная. Каждое утро она уб_рает квартиру, отд_рает всю грязь, ст_рает пыль, зап_рает шкафы, заст_лает постели, а потом заж_гает лампу и любуется, как все бл_стит. Она не сч_тается с тем, что просто ум_рает от усталости. Но иногда она обижается на своего брата-лентяя, убегает и говорит: «Пусть он хоть раз здесь уб_рет, грязь отд_рет! Неужели трудно ему зап_реть шкаф, заст_лить постель, прот_реть стол, чтобы все сияло и бл_стело? Не ум_р бы, если бы поработал». КОНТРОЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Задание 6. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами. Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать. Задание 7. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина Lamoda.ru. Воспользовавшись предложением интернет магазина Lamoda.ru, Вы сможете по выгодной цене и не покидая кресла за Вашим компьютером купить брендовую одежду, обувь и аксессуары. Богатый ассортимент магазина включает в себя обувь Богнер , Boss, Baldinini, Lamania, Fendi и многих других известных брендов. Удобный рубрикатор сайта Lamoda.ru поможет быстро найти одежду и обувь нужного типа, размера и производителя. IV. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ Вариант I 1. В каком слове пишется буква а ? а) Заг_реть; б) обг_ревший; в) приг_реть; г) выг_рки. 2. В каком слове пишется буква о ? а) З_рница; б) з_ревать; г) з_рево. 3. о ? а) Накл_ниться; б) кл_няться; в) покл_няться; г) скл_нение. 4. В каких словах пишется буква а ? а) Пл_вчиха; б) попл_вок; в) пл_вец; г) пл_вуны; д) жук-пл_вунец. 5. В каких словах пишется буква о ? а) Вым_кнуть под дождем; б) вым_кать в воде; в) пром_кательная бумага; г) вым_кать все чернила; д) м_кать вареник в сметану. 6. В каких словах пишется буква а ? а) Подр_внять; б) р_внение; в) р_внять (дорожки); г) р_вномерный; д) р_вновесие. 7. В каких словах пишется буква а ? а) Оз_рять; б) пл_вучий; в) покл_ниться; г) приг_реть; д) подр_внять. 8. В каком ряду буква о пишется во всех словах? а) Оз_рение, з_ря, местопол_жение, скл_нить; б) соприк_сновение, сотв_рить, накл_нение, предл_жить: в) безотл_гательный, пл_вление, натв_рить, укл_няться; г) пог_рячиться, р_сток, раств_рение, выг_рки; д) зар_сли, предл_гаемый, обг_реть, приск_кать. 9. В каких предложениях буква а пишется во всех словах на месте пропуска? а) Заг_релый пастух на з_ре гнал корову Зорьку. б) Р_внина, оз_ренная лучами солнца, предстала перед нами во всем величии. в) Молодой олень, сделав огромный ск_чок, быстро уск_кал в чащу. г) Провода не должны были соприк_саться, но от ветра они к_снулись друг друга. 10. В каких словах пишется буква е ? а) Поч_тать книгу; б) подн_маться; в) бл_стать; г) подст_лить; Вариант II (для старшеклассников) 1. В каких словах пишется буква а ? а) Подр_стковый; б) р_сток; в) Р_стислав; г) выр_стить; д) нар_щение. 2. В каких словах пишется буква о ? а) ск_кать; б) выск_чка; в) ск_чок; д) подск_чить. 3. В каких словах пишется буква а ? а) Предл_гать; б) пол_жение; в) прил_гательное; г) предл_жение; 4. В каких словах пишется буква о ? а) Прик_сновение; в) к_сательная; г) к_сание; д) к_саться. 5. В каком слове пишется буква е ? а) Соб_раться (в экспедицию); б) ст_ральный порошок; в) душеразд_рающий (крик); г) ум_ротв_рение; д) прот_реть (глаза). 6. В каком слове пишется буква е ? а) Бл_стательный (дебют); б) п_рующие (студенты); в) зап_раться на ключ; г) расст_лающийся туман; д) бракосоч_тание. 7. В каких словах пишется буква о ? а) Водор_сли; б) выр_щенный; в) к_снуться; г) подск_чить; д) распол_гаться. 8. В каких словах пишется буква и ? а) Прод_рется (сквозь заросли); б) выб_рите корень; в) заж_гательная (речь); г) (устойчивое) словосоч_тание; д) прим_ряющий костюм. 9. В каком ряду буква а пишется во всех словах? а) Оз_рять, пор_сль, выр_внять, м_кать; б) к_сательная, попл_вок, обм_кнуть, отр_сль; в) изл_гать, зар_стать, ур_внение, прекл_няться; г) к_сание, г_рючие (материалы), распол_гать, пор_вняться; д) покл_ниться, уг_релый, з_рница, утв_рь. 10. В каком ряду буква и пишется во всех словах? а) Оп_раться, заст_лать, ум_рать, подб_рет; б) перест_лить, зап_реть, сж_гать, зам_реть; в) бл_снуть, отп_реть, зап_рать, оп_реться; г) раст_рать, выб_рать, бл_стать, соб_раться; д) заж_гать, расст_латься, разд_рать, выч_т. 11. В каком предложении допущена орфографическая ошибка? а) Первое время Муму была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась. б) Подскочив от испуга, заяц перескочил яму и обскакал бегущих собак. в) Он долго выбирал поплавок и блисну. г) Заря запылала пожаром и охватила полнеба. д) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было. Т.В. РЕБЯЗИНА, При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов. Вконтакте Основные правилаСогласно морфологическому принципу , написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:
Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь. Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а» , подбирая однокоренное слово «кланяться». Важно! Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением. В «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание — сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование. Когда выбор способа написания зависит от согласныхЕсть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, — ращ-, — рос — пишется «а» перед ‑ «ст» или «щ» (растениеводство, сращение). При их отсутствии пишется буква «о»: молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения. Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый. Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:
Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а» употребляется перед «к» , а согласный «ч» требует написания «о» . Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч ) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово. Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к» пишется буква «а» , в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а». В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву «о» , поскольку в неопределенной форме «заскочить» (значит «забежать») тоже присутствует «о» перед согласным «ч» . Наличие суффикса -а-Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.
Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:
Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а- Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон. Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:
Исключение: имя существительное «равнина», «поровну». Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие. Внимание ! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-. Приведем примеры:
Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным. Корень -плав-В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная «а» . Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные «пловец» и «пловчиха», которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники). К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла). Чередующиеся безударные гласные в корне
Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-
ИтогПодводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем. |