Пьеса горе от ума краткое содержание. Краткий пересказ «Горе от ума» Грибоедов А. С. (Очень кратко)

С досадой осведомляется, не собирается ли Чацкий сделать предложение ей. Тот интересуется: «а как бы вы отнеслись к моему сватовству?» «Сказал бы я, во-первых: не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно, а, главное, поди-тка послужи», – отвечает Фамусов. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», – говорит Чацкий.

Фамусов корит молодёжь за гордость и в пространном монологе вспоминает своего покойника-дядю Максима Петровича. Этот большой человек, весь в орденах, едал на золоте, имел сто человек к услугам и постоянно был при дворе Екатерины II. Но когда приходилось подслужиться, «и он сгибался вперегиб». Фамусов рассказывает, как Максим Петрович оступился на одном дворовом приёме, неловко упал, но, встав и увидев высочайшую улыбку, «упал вдругóрядь – уж нарочно, а хохот пуще, он и в третий так же точно». За это шутовство дядя впал в фавор. Фамусов гордится его «смышлёностью».

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Тем, кто хочет насладиться прекрасным авторским стилем и неповторимым чувством юмора, стоит прочесть оригинал произведения "Горе от ума". Краткое содержание ни в коей мере не передает всех тонкостей. Эта комедия не только прославила имя известного посла в русской литературе, но и моментально разлетелась на крылатые фразы и выражения. Однако если времени на прочтение нет, придется довольствоваться сжатым пересказом.

"Горе от ума": краткое содержание по действиям

Главные персонажи: Чацкий, Софья, Фамусов, Молчалин, Лиза. События происходят в усадьбе Фамусова и длятся не более суток, что обусловлено соблюдением правила единства трех начал: времени, места и действия.

Действие первое

Горничная Лиза усердно старается разбудить свою барышню Софью, которая всю ночь провела в объятьях любимого, слушала признания в любви. Фамусов, отец, удивляется тому, что дочка так долго спит, поэтому служанка вынуждена перевести часы вперед. Софья влюблена в Молчалина, они проводят вместе все время: "Счастливые часов не наблюдают", но больше всех этой встречи боится именно Лиза, так как ей достанется от барина. Фамусов же, войдя в комнату Лизы, удивляется присутствию в ней своего подчиненного в столь ранний час. Для того чтобы сгладить обстановку, Софья начинает рассказывать о своем ужасном сне. В то время слуга докладывает о приезде Чацкого, который когда-то уехал, оставив в этих краях любящее сердце. Чацкий, как никто другой, рад увидеть Софью, но она встречает его холодом, так как давно уже к нему равнодушна, а сердце свое отдала Молчалину. Фамусов пытается разговорить Чацкого, но тот думает только о Софье, не понимая причины ее поведения.

"Горе от ума": краткое содержание. Действие второе

Фамусов все время ругается со своими слугами, каждый из них делает все не так, как надо, а Чацкий достает его вопросами о Софье. На вопрос Фамусова о военной или гражданской (чиновничьей) службе, которая также заключается в подчинении, Чацкий говорит известную реплику о том, что служить бы он рад, но прислуживаться тошно.

"Горе от ума": краткое содержание. Действие третье

Чацкий решителен. Для того чтобы получить для себя ответ на вопрос о поведении Софьи, он идет именно к ней. В самом начале Софья не хочет говорить, кто же ею любим, но в конце она все же называет фамилию Молчалина. Чацкий понимает, как ничтожен этот человек на самом деле, но пелена на глазах влюбленной барышни не дает ей возможность это увидеть. В самом конце разговора Софья прямо заявляет Чацкому, что он "герой не ее романа". Познакомившись с Молчалиным ближе, когда он приходит в комнату к Софье, Чацкий понимает, что это тип подлизывающихся подчиненных, которые добиваются всего благодаря аккуратности и умеренности. Чацкий по своей привычке начинает вступать в спор с Молчалиным, для того чтобы доказать низость подобного существования для Софьи, но девушка ничего не хочет понимать.

"Горе от ума": краткое содержание. Действие четвертое


Мнение и взгляды Чацкого не понятны никому, он действительно начинает ощущать себя одним воином в поле. Фамусовское общество постоянно угнетает его, и Чацкий решает уехать. В это время Софья посылает свою горничную к Молчалину, где последний признается служанке в любви, говорит о главной героине очень низко и винит свое воспитание (угождать всем людям), а также обещает обманом жениться на Софье. Это признание слышат все, в том числе и обманутая девушка. Отец винит дочь в подобном поведении. Но больше всех Софью задело именно то, что ее позор видел сам Чацкий, только в этот момент девушка поняла, что потеряла. Чацкий уезжает, одержав духовную победу, а Фамусов думает о том, что же скажет Марья Алексеевна.

В заключение

Своеобразным отражением бездуховности жизни обывателей стала комедия "Горе от ума". Читать краткое содержание можно также при помощи крылатых фраз текста, которые в точности передают смысл всей комедии. Это говорит о безусловной гениальности автора.

Прочитав краткий пересказ произведения , можно узнать обо всех событиях, которые описывает автор в пьесе «Горе от ума». Приведенное ниже краткое содержание по главам передает основную суть произведения и отвечает на вопрос: «Сколько действий в произведении Грибоедова?».

Вконтакте

Действующие лица пьесы Александра Сергеевича Грибоедова:

  • Фамусов Павел Афанасьевич - вдовец, воспитывающий единственную дочь.
  • Софья - семнадцатилетняя дочь и наследница Фамусова.
  • Молчалин Алексей Степанович - трусливый молодой человек, помогает Фамусову вести деал и проживает в его доме.
  • Чацкий Александр Андреевич – друг детства Софьи. Влюблен в нее. Недавно вернулся из-за границы.
  • Лизанька - служанка в доме Фамусовых.
  • Скалозуб Сергей Сергеевич – глуповатый, но состоятельный человек. За него хотят выдать Софью.
  • Репетилов - один из второстепенных героев произведения. Он - пародийное отражение Чацкого.

Сюжет пьесы

Все 4 действия произведения происходят в доме Фамусова . Краткое содержание по главам, которые в драматическом произведении называются действиями, поможет проследить ход событий.

Важно! В 1-м действии пьесы «Горе от ума» читатель узнает, что Софья любит Молчалина и равнодушна к Чацкому.

Влюбленным приходится проститься. Но Фамусов застает Молчалина около самой двери и допытывается, что здесь делает молодой человек так рано. Павел Афанасьевич отчитывает и дочь за то, что она позволяет себе ранние встречи с молодым человеком.

Когда отец уходит, служанка утверждает , что Фамусов никогда не даст согласие на брак дочери с незнатным человеком. Отец считает, что девушке нужно выйти замуж за богатого и знатного полковника Скалозуба. Софья припоминает свою первую влюбленность в Александра Чацкого - веселого и умного юношу. Но, по мнению девушки, эти нельзя назвать настоящей любовью. В этот момент появляется дворецкий доложить, что в дом прибыл Александр Андреевич.

Гость искренне радуется встрече с девушкой, к которой он неравнодушен. Холодный прием возлюбленной несколько умеряет его пыл. Нежданный гость начинает предаваться воспоминаниям о прошлых взаимоотношениях с девушкой. Но прошедшие чувства между ними дочь Фамусова называет ребячеством. Тогда мужчина спрашивает, не занято ли сердце девушки мыслями о ком-нибудь другом . Юная барышня утверждает, что ее смущение вызвано откровенными вопросами Александра Андреевича.

Появляется отец. Софья убегает. Начинается беседа между Павлом Афанасьевичем и Александром Андреевичем. Молодой человек дает понять, что подруга юности до сих пор нравится.

Конфликт между героями пьесы — 2 действие

Важно! В пьесе Горе от ума 2 действие рассказывает читателю об отношении Фамусова к чувствам Чацкого к Софье, а Молчалин предстает совсем в другом свете.

Фамусов строит планы на ближайшее будущее . Появляется Чацкий. Он откровенно спрашивает хозяина дома, какой ответ получит, если посватается к его дочери. Павел Афанасьевич отвечает, что нежданному гостю не мешало бы получить чин повыше. Молодой человек начинает обвинять тех, кто составляет мнение о человеке только по его чинам . Фамусов, слушая пламенную речь гостя, делает вывод, что тот придерживается революционных идей. Завязывается конфликт между Павлом Афанасьевичем и Александром Андреевичем.

В это время пожаловал полковник Скалозуб , которому Павел Афанасьевич очень рад. Фамусов и полковник начинают обсуждать брата Скалозуба, который бросил службу и уехал в деревню. Тут в разговор вклинивается Александр Андреевич и встает на защиту тех, кто не пытается выслужиться перед властью. Столь бурная дискуссия прерывается уходом хозяина дома.

Внезапно появляется Софья с сообщением, что Молчалин упал с лошади. Взволнованная девушка лишается чувств. Александр Андреевич понимает, кто нравится ей. Скалозуб выходит, чтобы помочь пострадавшему. Чацкий и Лизанька хлопочут около молодой барышни. Возвращаются Скалозуб вместе с Молчалиным. Полковник успокаивает всех, объясняя, что у пострадавшего лишь ушиб руки. Чацкий, обиженный возлюбленной, уходит. Сергей Сергеевич удаляется к Фамусову в кабинет.

Алексей Степанович упрекает девушку, что она так открыто демонстрирует свои чувства к нему. Молчалин боится, что слухи об их отношениях дойдут и до отца девушки. Служанка советует барышне начать флиртовать с Чацким, чтобы ввести отца в заблуждение. Софья в раздумьях уходит. Молчалин начинает заигрывать с Лизой .

Кульминация — 3 действие

Важно! В Горе от ума 3 действие содержит в себе кульминацию произведения. Когда Чацкий признается Софье в любви, девушка не говорит, кто ей на самом деле нравится.

Вечером в дом Фамусова на бал съезжаются многочисленные гости . Все они влиятельные люди. Молчалин начинает выслуживаться перед ними. Дочь Фамусова вскользь замечает, что Александр Андреевич сошел с ума. Эта фраза, сказанная в переносном значении, воспринимается за настоящую новость. Сенсация сразу же разносится по залу.

Среди гостей Фамусова интерес читателя привлекает Репетилов. Его длинные монологи и эмоциональные восклицания чем-то напоминают речь Чацкого . Даже появление и уход героя также неожиданны, как и приезд и отъезд Чацкого. Репетилов - пародия на Александра Андреевича.

Александр Андреевич обескуражен тем, в России в моде только все иностранное. Но никто из гостей не слушает мужчину, воспринимая его идеи за бред безумца . Этот кульминационный момент - последняя ступень в конфликте между фамусовским обществом и Чацким . Открытый финал произведения позволяет читателю лишь догадываться о развязке.

Развязка — 4 действие

Внезапно появляется Софья . Чацкий скрывается за ближайшей колонной. Софья отправляет Лизу проверить, правда ли Александр Андреевич внизу. Осмотревшись, Лиза стучится к Молчалину, чтобы позвать его к барышне. Между служанкой и Алексеем Степановичем происходит разговор. Молчалин объясняет, что не любит дочь Фамусова. Софья все слышит и разочаровывается в возлюбленном. К ней подходит Александр Андреевич, чтобы укорить в нелюбви.

Краткое содержание

Действующие лица:

Павел Афанасьевич Фамусов - управляющий в казенном месте.

София Павловна - его дочь.

Лизанька - служанка.

Алексей Степанович Молчалин - секретарь Фамусова, живущий у него в доме.

Александр Андреевич Чацкий.

Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич.

Горичи - Наталья Дмитриевна, молодая дама, и Платон Михайлович, ее муж.

Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерьми.

Хрюмины - Графиня-бабушка и Графиня-внучка. Антон Антонович Загорецкий.

Старуха Хлестова, свояченица Фамусова.

Репетилов.

Петрушка и несколько говорящих слуг.

Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде.

Официанты Фамусова.

Действие происходит в Москве, в доме Фамусова.

ДЕЙСТВИЕ 1

Явление 1

Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии. Лизанька спит в кресле. Утро.

Лизанька просыпается. София не отпустила ее спать, потому что ждала друга - Молчалина. Лизанька должна была проследить, чтобы Софию и Молчалина не застали во время свидания. Лизанька боится, что может войти отец Софии, и стучит к ней в комнату. София спрашивает время, Лизанька ей отвечает, что уже «седьмой, осьмой, девятый» час, но София ей не верит. Лизанька переводит часы, чтобы они начали бить.

Явление 2

Появляется Фамусов, начинает заигрывать с Лизой, «жмется к ней». Лиза просит его прекратить «баловство», потому что в любой момент может кто-нибудь войти. Фамусов отвечает, что София спит, а кроме нее сюда некому прийти. Лиза рассказывает, что София только сейчас заснула, а всю ночь читала книги. Фамусов: «Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится». Лиза просит Фамусова уйти, потому что боится, как бы он не разбудил Софию, говорит ему о чутком сне девушек. София зовет Лизу из своей комнаты. Фамусов уходит на цыпочках. Лиза облегченно: «Ушел… Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».

Явление 3

Лиза, София со свечкой, за ней Молчалин.

София не заметила, как пролетела ночь. Лиза начинает их с Молчалиным укорять в том, что они так задержались. В доме уже все проснулись, начата уборка. София: «Счастливые часов не наблюдают». Лиза торопит Молчалина с уходом. Тот в дверях сталкивается с Фамусовым.

Явление 4

София, Лиза, Молчалин, Фамусов.

Фамусов удивлен присутствием Молчалина в комнате вместе с Софией в столь ранний час. Молчалин говорит, что возвращается с прогулки. Фамусов предлагает ему «для прогулок подальше выбрать закоулок». Он недоволен также Софией, которая «чуть из постели прыг, с мужчиной!»; причину столь неподобающего поведения он видит в ее увлечении книгами: «…а все Кузнецкий мост и вечные французы, откуда моды к нам, и авторы, и музы: губители карманов и сердец! Когда избавит нас творец от шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! и книжных и бисквитных лавок!» София говорит, что вошла в комнату, услышав голос отца. Фамусов считает себя обманутым дочерью. София почти плачет. Ее отец рассказывает, скольких забот стоило воспитание дочери, он вспоминает ее гувернантку, которая за лишних пятьсот рублей ушла к другим господам. Себя Фамусов считает примером для подражания дочери: «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца. Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем; однако бодр и свеж, и дожил до седин, свободен, вдов, себе я господин… Монашеским известен поведеньем!» Лиза пытается вставить слово. Фамусов ее перебивает. Он говорит, что напрасно сейчас дочерей стали учить танцам, и пению, и нежностям. Он напоминает о своих благодеяниях Молчалину: «И будь не я, коптел бы ты в Твери». София пытается заступиться за Молчалина, говорит, что тот случайно здесь оказался («Шел в комнату, попал в другую»). София начинает рассказывать отцу свой сон, который, по ее словам, ее встревожил. Ей снился луг, на котором она встретила молодого человека, вкрадчивого, умного, но робкого, потому что был «в бедности рожден». Отец сразу ей замечает, что, кто беден, тот ей не пара. София продолжает рассказывать. Вдруг во сне пропали луг и небеса и появился бледный Фамусов со вставшими дыбом волосами. Какие-то «не люди и не звери» начали мучить Софию и ее молодого человека, который для нее был дороже всех сокровищ.

Во сне София стремится к возлюбленному, но отец тащит ее в другую сторону. Все это сопровождается стоном, ревом, хохотом чудовищ. В этот момент она проснулась и услышала голос отца. Фамусов считает сон «странным» и предлагает Молчалину: «Идем бумаги разбирать». Тот отвечает, что как раз шел с бумагами к нему. Фамусов советует Софии выкинуть сон из головы и уснуть, а сам решает заняться делами: «Боюсь, сударь, я одного смертельно, чтоб множество не накоплялось их; дай волю вам, оно бы и засело; а у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой». Он уходит вместе с Молчал иным.

Явление 5

София и Лиза.

Лиза предупреждает Софию, что отец может ее запереть, а Лизу и Молчалина вообще прогнать со двора. Она говорит, что Фамусов, «как все московские», хотел бы для Софии мужа со звездами и в чинах. «Вот, например, полковник Скалозуб: и золотой мешок, и метит в генералы». София: «Он слова умного не выговорил сроду, - мне все равно, что за него, что в воду». Лиза соглашается, что Скалозуб не больно-то умен, и вспоминает Чацкого, который «чувствителен, и весел, и остер». Она вспоминает, как Чацкий плакал перед отъездом, потому что не был уверен в постоянстве Софии. София перебивает Лизу, она вспоминает, что они действительно росли вместе с Чацким, потом он полюбил ее, но уехал путешествовать. «Ах! если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» София сравнивает с Чацким Молчалина, которого она любит: «Молчалин за других себя забыть готов, враг дерзости, - всегда застенчиво, несмело ночь целую с кем можно так провесть!.. Возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины души вздохнет, ни слова вольного, и так вся ночь проходит, рука с рукой, и глаз с меня не сводит». Лиза вспоминает при этих словах тетушку Софии, от которой сбежал француз, а та с горя забыла покрасить волосы «и через три дни поседела», и заразительно хохочет. София с горечью замечает, что и о ней так же будут говорить. Лиза объясняет, что только хотела развеселить Софию своим смехом.

Явление 6

Слуга докладывает о Чацком.

Явление 7

Чацкий: «Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног». Он целует руку Софии. Чацкий рассказывает, как торопился к Софии, а она вот, дескать, встречает его так холодно. Лиза говорит, что они только что вспоминали его с Софией. Та подтверждает, что упреков Чацкого не заслужила, и говорит, что расспрашивала о нем всех приезжих. Чацкий вспоминает их детские забавы. Он уверяет Софию в том, что она «расцвела прелестно», и хочет знать - не влюблена ли она? София смущается. Чацкий говорит о Москве, начинает иронизировать над их общими знакомыми. «Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщем пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!» София замечает, что ему нужно поговорить с тетушкой, «чтоб всех знакомых перечесть». Чацкий рассуждает о воспитании в московских домах: «Хлопочут набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле». Вспоминает их учителя, который внушал, «что нам без немцев нет спасенья». Он иронизирует над обычаем говорить на смеси французского и русского языков: «Господствует смешенье языков: французского с нижегородским». Чацкий спрашивает о Молчалине: «Еще ли не сломил безмолвия печати?.. А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». После этого София тихо замечает: «Не человек, змея!» Она спрашивает Чацкого, отзывался ли он о ком-нибудь хорошо, хотя бы по ошибке. Того удивляет такая реакция на его слова. Он признается Софии в любви и уверяет ее, что не хочет своими словами навредить кому-нибудь: «Ум с сердцем не в ладу… Велите ж мне в огонь: пойду как на обед». Теперь иронизирует София: «Да, хорошо - сгорите, если ж нет?»

Явление 8

Входит Фамусов. София бросает ему, что сон был в руку, и уходит.

Явление 9

Фамусов радушно здоровается с Чацким. Тот отпускает комплимент Софии. Фамусов просит его рассказать о своем путешествии. «Хотел объехать целый свет, и не объехал сотой доли». Чацкий собирается уходить, потому что еще не был дома, но обещает прийти через час и все рассказать. Выходя, он опять восторгается красотой Софии.

Явление 10

Фамусов пытается понять, кто из двух молодых людей будет выбран Софией. «Тот нищий, этот франт-при- ятель; отъявлен мотом, сорванцом; что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» Уходит.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Явление 1

Фамусов диктует слуге список визитов на неделю. Во вторник он зван на обед. «То бережешься, то обед: ешь три часа, а в три дни не сварится!.. В четверг я зван на погребенье… Но память по себе намерен кто оставить житьем похвальным, вот пример: покойник был почтенный камергер, с ключом, и сыну ключ умел доставить; богат, и на богатой был женат; переженил детей, внучат; скончался, все о нем прискорбно поминают… Пиши в четверг, одно уж к одному… я должен у вдовы, у докторше, крестить».

Явление 2

Входит Чацкий. Чацкий видит озабоченность Фамусова и спрашивает, не случилось ли чего-нибудь с Софией Павловной. Фамусов раздосадован, что Чацкий все время говорит о ней. «…Не хочешь ли жениться?» Чацкий хочет знать, что Фамусов ответил бы ему, если бы он сделал предложение Софии. Фамусов: «Сказал бы я, во-первых: не блажи, именьем, брат, не управляй оплошно, а главное, поди-тка послужи». Чацкий: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусов называет Чацкого гордецом и рассказывает поучительную историю своего покойного дяди, Максима Петровича. Как-то на приеме старик оступился и упал. Он «заохал», но был пожалован высочайшей улыбкой. Тогда старик опять упал, уже нарочно, «хохот пуще», так он и в третий раз упал. Фамусов называет это очень смышленым поступком, потому что благодаря этому дядя сделал карьеру при дворе. «Кто пред всеми знал почет? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович!» Чацкий говорит, что сейчас уже так карьеру не сделаешь: «Хоть есть охотники поподличать везде, да нынче смех страшит и держит стыд в узде; недаром жалуют их скупо государи… Вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов…» Фамусов считает эти взгляды Чацкого слишком вольными, он все время перебивает его и под конец затыкает уши, чтобы не слышать такой крамолы.

Явление 3

Слуга докладывает о приходе полковника Скалозуба. Фамусов сначала его не слышит, потому что у него заткнуты уши. Услышав, что говорит слуга, он спохватывается: «Принять его, позвать, просить, сказать, что дома, что очень рад». Слуга уходит. Фамусов просит Чацкого не высказывать при полковнике своих взглядов. Из слов Фамусова видно, что он считает Скалозуба завидной партией для Софии. Узнав, что Скалозуб прошел в его кабинет, Фамусов спешит туда.

Явление 4

Чацкого удивила суета Фамусова по поводу Скалозуба. Он думает, что, возможно, привязанность Софии к полковнику была причиной ее холодности с ним.

Явление 5

Фамусов радушно принимает полковника, суетится вокруг него. Скалозуб отвечает ему короткими фразами и часто невпопад. На вопрос Фамусова, кем доводится ему Настасья Николаевна, тот отвечает: «Не знаю-с, виноват; мы с нею вместе не служили». Для Фамусова родство очень важно, почти все его служащие - родственники, «все больше сестрины, свояченицы детки… как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку». Только Молчалина Фамусов взял из-за его деловых качеств. Фамусов заговаривает о брате Скалозуба, вместе с которым полковник отличился в тринадцатом году. Скалозуб рассказывает, что брат неожиданно оставил службу - «чин следовал ему: он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать». Скалозуб доволен своей службой: он занимает места тех, кого увольняют или убивают. Фамусов говорит полковнику, что ему пора подумать о женитьбе. Тот не возражает. Фамусов замечает, что «в Москве ведь невестам перевода нет». И добавляет: «На все свои законы есть: вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь; будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, - тот и жених». Фамусов рассуждает о московском хлебосольстве, когда в доме принимают всех: «и званых и незваных… хоть честный человек, хоть нет». Он похвально отзывается о московской молодежи, которая в пятнадцать лет учителей научит.

А наши старички??

- Как их возьмет задор,

Засудят об делах, что слово - приговор, -

Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;

И об правительстве иной раз так толкуют,

Что если б кто подслушал их… беда!

Не то чтоб новизны вводили, - никогда,

Спаси нас Боже!.. Нет.

А придерутся

К тому, к сему, а чаще ни к чему,

Поспорят, пошумят, и… разойдутся.

Прямые канцлеры в отставке - по уму!

Я вам скажу: знать, время не приспело,

Но что без них не обойдется дело. -

А дамы? - сунься кто, попробуй, овладей;

Судьи всему, везде, над ними нет судей;

За картами когда восстанут общим бунтом,

Дай Бог терпение, - ведь сам я был женат.

Скомандовать велите перед фруктом!

Присутствовать поюлите их в Сенат!

Ирина Власьевна!

Лукерья Алексевна!

Татьяна Юрьевна!

Пульхерия Андревна!

А дочек кто видал, - всяк голову повесь,

Его величество король был прусский здесь;

Дивился не путем московским он девицам,

Их благонравью, а не лицам.

И точно, можно ли воспитаннее быть!

Умеют же себя принарядить

Тафтицей, бархатцем и дымкой,

Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой, Ф

ранцузские романсы вам поют

И верхние выводят нотки,

К военным людям так и льнут,

А потому, что патриотки.

Решительно скажу: едва

Другая сыщется столица, как Москва.

Скалозуб и Фамусов сходятся во мнении, что пожар хорошо сказался на Москве, потому что построено много новых домов и дорог. Чацкий: «Дома новы, но предрассудки стары». Фамусов просит Чацкого воздержаться от таких замечаний. Обращаясь к Скалозубу, Фамусов сожалеет, что Чацкий не служит, потому что «он малый с головой». Чацкий просит говорить о ком-нибудь другом, Фамусов замечает, что он высказывает общее мнение. Чацкий:

А судьи кто?

- За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забытых газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма;

Всегда готовые к журьбе,

Поют всё песнь одну и ту же,

Не замечая о себе:

Что старее, то хуже.

Где? укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, уокины и танцы?

Не тот ли, вы к кому меня еще с пелён,

Для замыслов каких-то непонятных,

Детей возили на поклон?

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и дратси

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!

Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах, З

аставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры, все Распроданы поодиночке!!!

Вот те, которые дожили до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется: враг исканий,

Не трйбуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам Бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!! -

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету;

И нам за ними в путь счастливый!

И в женах, дочерях к мундиру та же страсть!

Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!

Теперь уж в это мне ребячество не впасть;

Но кто б тогда за всеми не повлекся?

Когда из гвардии, иные от двора

Сюда на время приезжали, -

Кричали женщины ура!

И в воздух чепчики бросали!

Фамусов опасается, что Чацкий такими вольными речами накличет на него беду. Он уходит в кабинет и приглашает с собой Скалозуба.

Явление 6

Из всей страстной речи Чацкого Скалозуб отметил только то, что тот заметил пристрастное отношение москвичей к гвардии. Он считает, что Первая армия ничуть на хуже. У них тоже красивая форма и некоторые офицеры даже говорят по-французски.

Явление 7

София видит через окно падение Молчалина с лошади. Она падает в обморок. Скалозуб идет посмотреть, что с Молчалиным.

Явление 8

Чацкий и Лиза приводят в чувство Софию. Она выговаривает Чацкому за то, что он не пошел помочь Мол- чалину. Тот отвечает, что Молчалин давно на ногах, а вот ее он действительно не мог оставить без помощи. София хочет бежать к Молчалину, но Лиза останавливает ее, сообщая, что тот жив и здоров. Чацкий замечает, что София волнуется так, будто теряет единственного друга.

Явление 9

Входят Скалозуб и Молчалин с повязанной рукой. Скалозуб сообщает, что у Молчалина только слегка ушиблена рука. София пытается оправдать свой обморок и рассказывает, что происшествия с другими ее всегда сильно волнуют. Чацкий по поведению Софии предполагает, что она влюблена в Молчалина. Он уходит. Скалозуб уходит в кабинет к Фамусову.

Явление 10

София спрашивает у Скалозуба, будет ли он у них вечером (к ним «съедутся домашние друзья»). Скалозуб отвечает: «Явлюсь, но к батюшке зайти я обещался», прощается и уходит.

Явление 11

Лиза и Молчалин упрекают Софию в несдержанности. Они боятся насмешек не только Чацкого, но и Скалозуба. София не хочет обращать внимание на общественное мнение. Молчалин советует ей быть осторожнее, потому что откровенность им может повредить: «Ах! Злые языки страшнее пистолета». Лиза советует Софии уйти к батюшке и там беззаботно поговорить с гостями. Та уходит.

Явление 12

Молчалин начинает заигрывать с Лизой. Он предлагает ей подарки: помаду, духи. Лиза: «Скажите лучше, почему вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?» Молчалин просит ее прийти к нему в обед. Уходит.

Явление 13

София говорит Лизе, что у отца уже никого нет, что она плохо себя чувствует, и просит Лизу прислать к ней в обед Молчалина.

Явление 14

Лиза: «Ну! люди в здешней стороне! Она к нему, а он ко мне. А я… одна лишь я любви до смерти трушу. - А как не полюбить буфетчика Петрушу!»

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Явление 1

Чацкий решает узнать у Софии, кого она любит. Входит София. На вопрос Чацкого она отвечает, что любит весь свет, и упрекает Чацкого в излишней резкости и желчности. Чацкий решает «притвориться» и начинает хвалить Молчалина, чтобы узнать мнение Софии о нем. Он допускает, что в Молчалине могут быть многие достоинства, но тот не может ее любить сильнее его. В ответ на его страстную речь София замечает про себя, что она нехотя свела его с ума. София советует Чацкому лучше узнать Молчалина, чтобы увидеть его достоинства: скромность, молчаливость, умение не поддаваться своим чувствам. Слушая перечисление достоинств Молчалина, Чацкий не видит в них ни одного стоящего. Он решает, что София Молчалина не уважает и не ценит. Тогда Чацкий заговаривает о Скалозубе, но о том София сразу говорит, что это «герой не ее романа».

Явление 2

Входит Лиза и шепотом сообщает Софии, что к ней в комнату сейчас придет Молчалин. София говорит Чацкому, что ее ждет парикмахер, и собирается уйти. Чацкий пытается еще поговорить с ней, но София спешит уйти, объясняя Чацкому, что вечером у них будут гости, поэтому она торопится к парикмахеру. Напоследок Чацкий просит у Софии разрешения зайти к ней в комнату, потому что у него связано с ней много воспоминаний. София пожимает плечами и уходит.

Явление 3

Чацкий удивляется выбору Софии. Он не понимает, чем мог понравиться ей услужливый и скромненький Молчалин. Входит Молчалин, Чацкий заговаривает с ним. Молчалин кратко сообщает, что за время отсутствия Чацкого он получил три награждены!. Умеренность и аккуратность - эти два качества Молчалин считает своим талантом. Молчалин рассказывает Чацкому, что в Москве его жалели после разрыва с министрами в Петербурге. Он заговаривает об известной всем Татьяне Юрьевне, обладающей обширными знакомствами. Чацкий сухо замечает, что он с нею не знаком, но слышал, что это вздорная особа. Молчалин советует Чацкому съездить к ней: «Мы покровительство находим, где не метим… Как обходительна! добра! мила! проста! Балы дает нельзя богаче, от рождества и до поста, и летом праздники на даче». Он предлагает Чацкому служить в Москве: «и награжденья брать, и весело пожить». Чацкий не собирается смешивать два этих ремесла. Молчалин восторгается Фомой Фомичом, который при трех министрах был начальником отделенья. Чацкий считает его глупым человеком и говорит, что не читал его: «Я глупостей не чтец, а пуще образцовых». Молчалин читал его с удовольствием, но своего мнения не говорит, потому что в его лета «не должно сметь свое суждение иметь». Чацкий удивляется тому, что для Молчалина святы только чужие мнения. Молчалин отвечает, что прислушивается к чужому мнению, потому что в чинах он небольших. Чацкий почти громко говорит, что София, видно, смеялась над ним, когда говорила о своей привязанности к человеку с такими чувствами и с такой душой.

Явление 4

Вечер. Распахнуты все двери, кроме двери в спальню к Софии. В доме идут приготовления к приему гостей. Слуга просит передать Софии, что приехала Наталья Дмитриевна. Все, кроме Чацкого, уходят.

Явление 5

Наталья Дмитриевна не сразу узнает Чацкого, потому что не знала, что он уже в Москве. Тот говорит ей обычные комплименты. Она сразу сообщает о своем замужестве. Наталья Дмитриевна хорошо отзывается о своем муже, уверена, что он понравится Чацкому: «теперь в отставке, был военный», все говорят, что если бы он не оставил службу, то уже стал бы московским комендантом.

Явление 6

Оказывается, что Чацкий хорошо знаком с мужем Натальи Дмитриевны. Они пытаются поговорить, но она все время отвечает за мужа и не дает ему вставить слово, постоянно говоря о его плохом здоровье. Только в конце он успевает со вздохом сказать, что раньше у него было славное житье.

Явление 7

Приезжают князь и княгиня Тугоуховские и их шестеро дочерей. Наталья Дмитриевна с приехавшими женщинами живо обсуждает наряды. Княгиня, узнав, что Чацкий холост, отправляет князя звать его к ним на обед. Князь идет к Чацкому. В это время княгиня узнает, что Чацкий небогат, и громко зовет плохо слышащего князя обратно.

Явление 8

Приезжает графиня Рюмина с внучкой. Графиня- внучка узнает Чацкого, с которым была знакома. Она спрашивает у него, не женился ли он за границей, потому что многие путешественники женятся за границей на модистках. Чацкий отвечает, что их нельзя упрекать в этом, потому что они просто предпочли оригиналы копиям.

Явление 9

Множество гостей, среди которых Загорецкий. Выходит София. Загорецкий сообщает Софии, что с трудом достал для нее билет на завтрашний спектакль. Загорецкий подходит к мужчинам, и Платон Михайлович рекомендует его Чацкому: «…человек он светский, отъявленный мошенник, плут: …при нем остерегись: переносить горазд, и в карты не садись: продаст». Рекомендация не смущает Загорецкого. Чацкий отмечает, что, кроме честности, есть и другие достоинства: «Ругают здесь, а там благодарят». Платон Михайлович замечает, что здесь ругают везде и всюду принимают.

Явление 10

Те же и Хлестова.

Хлестова рассказывает, что Загорецкий, благодаря жульничеству, выиграл для нее в карты девочку-арапку. Она называет его «лгунишкой, картежником и вором». Эти слова пронимают даже Загорецкого, и он исчезает. Хлестова называет Загорецкого мастером услужить. Чацкий, смеясь, говорит Платону Михайловичу, что таких похвал даже Загорецкий не выдержал, пропал. Хлестова узнает у Софии, кто этот молодой человек, и замечает, что ему грех смеяться над старухой. Вспоминая Чацкого ребенком, она говорит: «Я за уши его дирала, только мало».

Явление 11

Те же и Фамусов.

Входит Фамусов и громко спрашивает Скалозуба

Явление 12

Те же и Скалозуб, потом Молчалин.

Фамусов знакомит Скалозуба с Хлестовой. Тот пытается объяснить ей различия в мундирах у разных полков. Фамусов уводит Скалозуба и князя играть в вист. Молчалин предлагает Хлестовой сыграть в карты. Он хвалит собачку графини, говорит, что с удовольствием гладил ее шелковую шерстку. Хлестова сердечно благодарит его за внимание. Хлестова уходит, за ней Молчалин и многие другие.

Явление 13

Чацкий иронично замечает, что Молчалин разогнал тучу. София отвечает, что, чем бы Чацкий ни начал речь, все равно он кончит злостью. Чацкий называет Молчалина громоотводом для сердитых старух. Только он умеет так мирно все уладить, тут моську погладить, там карты предложить. Чацкий уходит.

Явление 14

София про себя думает о Чацком, что он всегда ее расстраивает своими унизительными для других словами. Она называет его завистливым, гордым и злым. К ней подходит г. N и спрашивает, как она нашла Чацкого. София: «Он не в своем уме». Господин N буквально понимает ее слова и спрашивает, почему София так решила. Она отвечает, что ей так кажется. София: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Уходит.

Явление 15

Г. N и г. Б обсуждают новость о сумасшествии Чацкого. Г. Б уходит поговорить об этом с другими.

Явление 16

Г. Б спрашивает у Загорецкого, слышал ли он, что Чацкий сошел с ума. Загорецкий отвечает, что того посадил в «желтый дом» дядя и на прием он приехал прямиком оттуда. Г. D уходит обсудить эту новость с другими.

Явление 17

Загорецкий сообщает новость о Чацком Графине- внучке. Та отвечает, что и сама заметила, что с Чацким не все ладно.

Явление 18

Графиня-внучка пытается рассказать бабушке новость о Чацком. Та просит говорить громче, потому что у нее заложило уши. Графиня-внучка уходит, предлагая Загорецкому все растолковать ее бабушке.

Явление 19

Загорецкий пытается рассказать все Графине-ба- бушке, но та ничего не слышит. Он уходит.

Явление 20

Графиня-бабушка и Князь Тугоуховский обсуждают новость. Графиня решает, что Чацкого следует забрить в солдаты.

Явление 21

Все гости обсуждают сумасшествие Чацкого. Каждый вспоминает колкости, которые им сказал тот, и видят в этом подтверждение новости. Начинают предполагать, что он сошел с ума оттого, что много пил шампанского. Договариваются до того, что он пил его бочками. Фамусов: «Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Княгиня, Хлестова и Скалозуб соглашаются, что от ученья только вред. Фамусов: «Забрать все книги бы да сжечь». Хлестова замечает, что ей жаль Чацкого, от чего бы он ни сошел с ума. Фамусов и Хлестова спорят о количестве душ у Чацкого.

Явление 22

Входит Чацкий. Все опасливо замолкают. Фамусов советует Чацкому поспать, потому что он, видно, заболел. Чацкий сознается, что его мучает в груди мильон терзаний. Он рассказывает Софии, как у него тяжело на душе. Та интересуется, что его разгневало. Он начинает рассказывать о своей встрече в другой комнате с французом из Бордо. Тот ехал в Россию со страхом, потому что считал ее страной варваров. Но, приехав сюда, он не встретил «ни звука русского, ни русского лица». Он чувствует себя здесь маленьким царьком, любое слово которого встречает восторженный прием у женщин. Чацкому хотелось бы уничтожить этот дух «пустого, рабского, слепого подра- жанья». Он считает, что пора отказаться от этой моды и вернуться к своим русским корням, «чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев». Когда он попробовал высказать эти мысли, то люди просто не захотели его слушать и отошли от него. Ему горько, что успехом пользуется тот, у кого в голове можно найти только пять-шесть здравых мыслей. Пока он это говорил, все разошлись и стали усиленно танцевать вальс. Старики отошли к карточным столам.

ДЕЙСТВИЕ 4

Парадные сени в доме Фамусова. Ночь. Слабое освещение.

Явление 1

Уезжают Графиня-бабушка и Графиня-внучка. Гра- финя-бабушка торопит внучку: «Когда-нибудь я с бала да в могилу».

Явление 2

Уезжают Горичи. Наталья Дмитриевна говорит, что было весело, а Платон Михайлович сознается, что скучает на балах. Жена считает его скуку притворством. Платон Михайлович: «Бал вещь хорошая, неволя-то горька; и кто жениться нас неволит!»

Явление 3

Чацкого разочаровал этот вечер: «…чего я ждал? что думал здесь найти? где прелесть эта встреч? участье в ком живое?» Лакей не может найти карету Чацкого.

Явление 4

В сени вбегает Репетилов и падает на входе. Он рад встрече с Чацким, говорит, что вернее его тот не найдет себе друга. Репетилов сознается, что при Чацком чувствует себя жалким и смешным. Того удивляет такое самоуничижение. Репетилов рассказывает Чацкому, что он теперь сильно изменился, участвует в тайных собраниях в английском клубе с умнейшими людьми. Все объяснять Репетилову было недосуг. Он только упомянул, что в собраниях участвует князь Григорий, который во всем подражает англичанам, другой - Воркулов Евдоким - прекрасный певец, но гением Репетилов считает Удушьева Ипполита Маркелыча, который пишет книги: «отрывок, взгляд, и нечто - обо всем». Сам Репетилов может написать каламбур. Так они вчетвером, глядь, водевильчик слепят. «Способностями Бог меня не наградил, дал сердце доброе, вот чем я людям мил, совру - простят…»

Явление 5

В сени спускается Скалозуб. Репетилов кидается ему навстречу. Чацкий уходит в швейцарскую. Репетилов и Скалозубу рассказывает о собраниях тайного общества. Скалозуба такие ученые собрания не привлекают. Репетилов рассказывает, что он тоже в молодости все думал о службе. В то время в министры метил немец барон фон Клоц. Репетилов проигрывал барону и его жене большие суммы в карты. Построил себе дом рядом с их домом, женился на дочке барона. Но ничего это ему не дало: «приданого взял - шиш, по службе - ничего». Барон боялся оказывать покровительство своему родственнику.

Явление 6

Репетилов и не заметил, когда ушел Скалозуб. Теперь его слушает Загорецкий. Тот рассказывает Репети- лову новость о сумасшествии Чацкого. Репетилов отказывается в это поверить, называет это чепухой, враньем и дичью.

Явление 7

Загорецкий и Княгиня с княжнами обсуждают сумасшествие Чацкого. Молчалин ведет под руку Хлестову. Репетилов поначалу с ними не соглашается, но потом готов признать Чацкого сумасшедшим: «Простите, я не знал, что это слишком гласно». Семья Князя и Загорецкий уезжают.

Явление 8

Хлестова надеется, что Чацкого вылечат. Репетилова она считает неисцелимым. Она уезжает.

Явление 9

Репетилов приказывает своему лакею везти его куда-нибудь.

Явление 10

Гаснет последняя лампа.

Чацкий не может поверить всему, что услышал о себе. Он уверен, что родина ему скоро надоест. По поводу обморока Софии он приходит к выводу, что это - «нерв избалованность, причуда». София со второго этажа спрашивает: «Молчалин, вы?» Она тут же закрывает дверь. Чацкий поражен, что София спрашивала Молча- лина из своей комнаты. Лакей хочет доложить Чацкому, что его карета подана, но тот прерывает его и выталкивает вон. Чацкий прячется за колонной, чтобы выяснить отношения Софии и Молчалина.

Явление 11

Чацкий прячется за колонной. Лиза стучит в комнату Молчалина, говоря, что «ей велено к сердечному толкнуться». Она зовет Молчалина к барышне.

Явление 12

София тихо крадется сверху. Чацкий за колонной. Молчалин опять заигрывает с Лизой, говорит ей комплименты. Он признается Лизе, что не собирается жениться на Софии: он уверен, что Фамусов их проклянет. «Я в Софье Павловне не вижу ничего завидного… Любила Чацкого когда-то, меня разлюбит, как его». София говорит на это тихо: «Какие низости!» Чацкий (за колонной): «Подлец!» Молчалин рассказывает Лизе, что его отец завещал ему всем угождать: «хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была». И признается: «…и вот любовника я принимаю вид в угодность дочери такого человека…» Молчалин пытается обнять Лизу и сокрушается, почему она - не СосЬия. София шепотом прерывает Молчалина. Он кидается на колени перед ней, та его отталкивает. Молчалин начинает оправдываться, говорит, что шутил. Она требует его отъезда до утра. В противном случае она грозится рассказать все отцу. Чацкий выходит из своего укрытия и называет Софию притворщицей. Молчалин уходит в свою комнату.

Явление 13

Чацкий поражен и взбешен. Это же надо, на кого променяла его София. «Молчалины блаженствуют на свете!» София плачет и просит его замолчать: «Я виню себя кругом. Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!» Слышен шум.

Явление 14

Входят Фамусов и слуги со свечами. Увидев Софию и Чацкого, Фамусов называет Софию бесстыдницей. «Сама его безумцем называла!» Фамусов думает, что у Чацкого и Софии был заговор. Чацкий удивленно спрашивает Софию: «Так этим вымыслом я вам обязан?» Фамусов призывает его бросить притворяться. Он ругает слуг за то, что те плохо следят за порядком в доме, грозится отправить их на поселенье. Грозится выслать дочь к тетке в глушь, в Саратов. Чацкому он советует больше не появляться в его доме «ни прямо, ни проселком». Чацкий произносит горький монолог о своей любви. Он успокаивает Фамусова, что не собирается свататься.

Так! Отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой и спала пелена;

Теперь не худо б было сряду

На дочь и на отца,

И на любовника-глупца,

И на весь мир излить всю желчь и всю досаду.

С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! все клянут! Мучителей толпа,

В любви предателей, в вражде неутомимых,

Рассказчиков неукротимых,

Нескладных умников, лукавых простяков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Безумным вы меня прославили всем хором.

Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит и воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорбленному есть чувству уголок! -

Карету мне, карету!

Он уезжает.

Явление 15

Те же, кроме Чацкого.

Фамусова волнует мнение общества об этой истории: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Пожилого вдового чиновника, управляющего в казённом месте. Направо дверь в спальню дочери Фамусова, Софьи. У той сегодня свидание с её воздыхателем, секретарём Фамусова, Молчалиным , живущим здесь же. Служанке Лизе велено сторожить свидание своей госпожи от отца, но она заснула посреди гостиной – и просыпается, когда уже рассвело. (См. полный текст «Горя от ума» .)

Лиза стучится в дверь к Софье и Молчалину, крича, что пора расходиться. Но влюблённые не торопятся. Чтобы напугать их, Лиза переводит вперёд часы, и они играют раньше срока.

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

На звук часов входит хозяин дома – отец Софьи, Фамусов. Шаловливый старец начинает игриво приставать к Лизе. Она вырывается из его рук. Фамусов осведомляется, спит ли Софья. Лиза говорит, что та читала всю ночь, започивала лишь недавно и может легко проснуться.

Слышится голос Софьи, зовущий Лизу. Боясь, что дочь застанет его за домогательствами к служанке, Фамусов на цыпочках крадётся из гостиной. Лиза радуется, что отделалась от него, говоря: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».

Из комнаты справа выходят Софья и Молчалин. Лиза ставит им на вид, что давно рассвело, и в гостиную уже приходил софьин батюшка. Софья оправдывается: «счастливые часов не наблюдают». Молчалин идёт из гостиной к себе, но в дверях сталкивается со вновь вошедшим Фамусовым.

Удивлённый Павел Афанасьевич осведомляется, почему его дочь и секретарь оказались вместе так рано утром – и прямо у комнаты Софьи. Молчалин пытается уверить его, что случайно проходил здесь, возвращаясь с прогулки, однако Фамусов требует: «нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?». Он делает строгие замечания и Софье, ставя в пример своё собственное монашеское поведение после смерти её матери. (Лиза пробует при этом возразить, но Фамусов окриком затыкает ей рот.) По мнению Павла Афанасьевича, виной вольному поведению молодых девиц – нынешнее модное воспитание: «все Кузнецкий мост, и вечные французы». Фамусов корит и безродного Молчалина, который был им пригрет и переведён из Твери в Москву, а теперь так плохо отблагодарил благодетеля.

Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза. Иллюстрация Д. Кардовского к комедии Грибоедова «Горе от ума»

Софья деланно возмущается отцовскими намёками. Она объясняет своё появление в гостиной, страшным сном, который заставил её рано вскочить с постели. Молчалин же держит под мышкой бумаги – он якобы нёс их разбирать к Фамусову. Фамусов и Молчалин уходят.

Лиза и Софья, оставшись вдвоём, рассуждают о сердечных делах. Лиза полагает, что Фамусов никогда не выдаст дочь за бедного Молчалина. На роль зятя у него есть на примете полковник Скалозуб: «и золотой мешок, и метит в генералы». Софья считает Скалозуба недалёким фрунтовиком, который сроду не вымолвил умного слова. Лиза тогда напоминает ей про молодого весельчака и остряка Александра Андреевича Чацкого . Он с малолетства рос вместе с Софьей, в юности был явно влюблён в неё, но три года назад, поддавшись охоте странствовать, уехал в длительное путешествие. Софье, однако, кажется, что Чацкий слишком насмешлив и дерзок. Она предпочитает застенчивого Молчалина, который на любовных встречах лишь прижимает к сердцу её руку и вздыхает, не говоря ни слова. Услышав о таких томных нежностях, Лиза хохочет.

Между тем вошедший слуга докладывает, что с визитом пожаловал приехавший издалека Чацкий. Тут же вбегает и сам Александр Андреевич. С обожанием глядя на Софью, говоря без умолку, он расспрашивает её о жизни, московских событиях, о родных и общих знакомых. Речь Чацкого действительно очень умна и остра, но о большинстве известных ему и Софье лиц он упоминает с задорным сарказмом, высмеивая привычки и быт московского общества, его чрезмерную тягу к иностранщине, рабское чинопочитание, заискивание низших перед высшими. С презрительной иронией он отзывается и о Молчалине, замечая: он далеко пойдёт, ибо ныне любят бессловесных . Софье это очень не нравится. Она говорит в сторону, что Чацкий «не человек, змея!», а он удивляется её холодному приёму.

Софья уходит, входит Фамусов. Он обнимается с хорошо знакомым ему Чацким. Чацкий, мельком заехавший прямо с дороги, спешит к себе, обещая вскоре вернуться и подробно рассказать о своём путешествии. Фамусов, рассуждая сам с собой, выражает недовольство и этим новым возможным женихом Софьи: Молчалин – нищий, а Чацкий – франт, мот и сорванец. «Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сетует Павел Афанасьевич.