Платонов любовь к родине или. Конспект урока по литературному чтению "А.Платонов "Любовь к Родине". Оно в конце сильнее зла всегда

Музыкант в преклонном возрасте регулярно приходит к памятнику для того чтобы исполнять свои мелодии на скрипке перед горожанами. Люди всегда приходят послушать его, наслаждаются этой великолепной и чувственной музыкой. Старик в свою очередь тоже чувствует счастье и огромную радость от выполнения собственной работы.

Старик продолжал играть на скрипке до позднего вечера и каждому хотел дарить свою мелодичную музыку, он играл даже для одного слушателя. Его цель была только в том чтобы подарить каждому немного красоты и радости. При этом он никогда не брал денег, и все монеты (которые оставляли слушатели) высыпал на асфальт.

В какой-то из подобных дней поблизости от музыканта садится воробей с крупной головой и поседевшими перьями. Этот воробушек начинает клевать поблизости и в итоге ничего не обнаруживает и берет с собой только подобранную монетку. После этого музыкант начинает приносить с собой немного хлеба, который высыпает в футляр и воробушек прилетает на четвертый день.

Воробей продолжает прилетать и в другие дни, но потом исчезает. Когда воробей отсутствовал он куда-то улетел в период бури, которая унесла его далеко, но в теплые земли. Потом воробей начал скучать по родине и захотел вернуться обратно.

По дороге обратно воробей оказывается в потоке бурного ветра и прилетает близ той территории, где играл музыкант. Только ветер снова усилился и стал холодным и воробушек начал замерзать и упал на землю. Его отыскали дети и решили продать музыканту в обмен на его монеты, старик согласился и понес его домой.

Дома старик понимает: воробей – тот самый его приятель, который прилетал к нему полакомиться крошками. Музыкант отогрел его, положил в коробку с черепахой. Утром в этой коробке лежал почивший воробушек, старик увидел его, начал играть грустную мелодию.

Воробей летел, чтобы остаться на родине. Старик грустил о нем, черепаха сочувственно вытягивала шею.

Картинка или рисунок Любовь к родине или Путешествие воробья

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Екимов Мальчик на велосипеде

    Хурдин пять лет не был дома, в своем родном хуторе. Он очень рад возвращению, родным местам, матери. В хуторе его внимание привлекает паренек, лет десяти, на велосипеде. Удивительно, как ловко он возит сено на своем стареньком велосипеде, ведра с водой

  • Краткое содержание Роб Рой Скотт

    В основе исторического романа Вальтера Скотта «Роб Рой» лежат отношения народов Англии и Шотландии. События происходят в начале 18 века.

  • Краткое содержание Песня о буревестнике Горького

    С неимоверной силой вдруг налетел ветер и стал сгонять хороводы черных туч над седой гладью пенного моря. Однако подобное погодное явление нисколько не испугало надменного, отчаянного и отважного Буревестника

  • Краткое содержание Дядя Степа Михалкова

    В обыкновенном жилом доме проживал очень высокий мужчина - дядя Стёпа, которого все называли каланчой. Со всех жителей он выделялся довольно необычным ростом, из-за которого его все вокруг узнавали.

  • Краткое содержание Вергилий Энеида

    Во времена героев боги спускались с небес к земным женщинам, чтобы родить от них настоящих мужчин. Иное дело – богини, они редко рождали от смертных. Однако Эней, герой романа, был рожден от богини Афродиты и наделен истинной силой.

Разработка урока литературы в 6 классе

ТЕМА. Формула жизни героев рассказа А.Платонова «Любовь к Родине, или

Путешествие воробья».

ЦЕЛИ: помочь учащимся определить формулу жизни А.Платонова;

донести до ребят трепетную проникновенность, сокровенность пла-

тоновской интонации;

активизировать осмысление философского подтекста рассказа;

воспитывать у учащихся доброту, милосердие, трудолюбие.

ЭПИГРАФ.

Жить – это постоянно трудиться, дарить людям радость, быть кому-то необходимым, заботиться о ком-нибудь, любить.

А.П.Платонов.

ХОД УРОКА.

1.Слово учителя. Введение в тему.

Ребята, вы прочитали рассказ А.П.Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья». Вы, наверное, с увлечением следили за сказочным происшествием, в котором причудливо и вместе с тем естественно и органично соединились житейская реальность и сказочные мотивы.

Какие вопросы возникли у вас после прочтения этого рассказа? Что взволновало вас?

2.Анализ текста.

Так о чем же этот рассказ? О чем важном, сокровенном хотел поведать читателю автор?

Словарная работа: СОКРОВЕННЫЙ – свято хранимый и тайный, задушевный.

/ О любви к родине, о милосердии, о любви ко всему живому/

Словарная работа: МИЛОСЕРДИЕ – готовность помочь кому-н. или простить кого-н. из сострадания, человеколюбия.

    И еще он, наверное, о том, как непросто жить на свете.

    Каков жанр этого рассказа?

/Сказочное происшествие/

    И оно обретает притчевое звучание.

Словарная работа: ПРИТЧА –иносказательный рассказ с нравоучением.

ИНОСКАЗАНИЕ – выражение, содержащее иной, скры-

тый смысл.

И это сказочное происшествие побуждает задуматься о жизни: о том, что необходимо для того, чтобы жить, и о том, без чего жизнь оказывается невозможной.

И некоторые ее слагаемые вы уже назвали.

Любовь к Родине?

Милосердие ЖИЗНЬ?

Любовь ко всему живому?

    Но почему же вопреки нашему ожиданию счастливого конца сказочного

происшествия воробей умирает? Случайная гибель?

Чтобы ответить на эти и другие вопросы, приглядимся к героям, к тому, как они живут. И по ходу беседы попробуем определить, что было необходимым условием жизни скрипача и воробья.

Поэтому и тема нашего урока будет звучать так…

3.Аналитическая беседа по образу скрипача.

Всмотримся в старого музыканта. Каким вы себе его представляете?

/Седовласый, немного сутулый, в пальто и шляпе, в руке футляр, в котором находится скрипка./

Что заставляет музыканта каждый день ходить на Тверской бульвар и играть у памятника Пушкину?

Тверской бульвар

/Старый музыкант «скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар». Его музыка утешает людей, она обращена к сердцам./

А вы когда-нибудь слышали звуки скрипки? Давайте послушаем.

4 . Музыка: фрагмент музыкального произведения композитора Шуберта «Зимний путь» - диск.

Почему музыка звучит плохо в тесноте комнаты?

/«Мелодия плохо звучала в тесноте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача, а этого было мало, или душа его стала бедной на старости лет»./

Нет, не стала бедной его душа: музыка – его бескорыстный дар добра незнакомым людям, случайным прохожим.

Почему скрипач играет именно у памятника Пушкину?

Памятник Пушкину (картина)

/Потому что и простой скрипач, и великий поэт своим искусством дарят людям добро и счастье (на памятнике надпись: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал»). Поэтому они стоят рядом./

Почему он не берет денег за свою игру?

/Он бескорыстен. Ему доставляет удовольствие играть для других, он рад тому, что его искусство нужно людям./

Почему старик так сильно полюбил воробья и каждый день носил ему хлеб?

/Скрипач почувствовал в нем что-то родственное: старость, одиночество…

Его доброта согревает ему сердце: он думает, что в тепле его комнаты

воробей перенес бы и зиму, как на пенсии/

Кому будет дарить свою музыку и любовь скрипач после исчезновения воробья?

/Кроткой черепахе, которая скрасит его одиночество./

Отчего он иногда просыпается ночью?

/От страха, что умирает, но сознание, что у него есть живая черепаха, успокаивало его, давало силы жить./

Так для кого же живет музыкант?

5.Аналитическая беседа по образу воробья.

А теперь обратимся ко второму персонажу рассказа – воробью.

Итак, воробей внезапно исчезает… Где он оказывается? Перескажите этот эпизод.

Пересказ эпизода «В райской стране».

Московский воробей волею судьбы оказывается в райской стране, где царствует вечное лето, а изобилие природных даров позволяет не заботиться о хлебе насущном, «потому что достаточно было склевать одну жирную ягодку в траве, чтобы насытиться ею на весь день и на всю ночь ».

Но все ли так хорошо там для воробья?

/Нет. Он тоскует по черному хлебу. Воробья мучит печаль одиночества, хотя рядом красивые птицы, поющие сладкозвучные песни./

Кто становится его другом в этой стране?

/Одинокая змея без яда и без зубов, тоже старая./

Вспомните, а другом старика?

/Черепаха и змея на протяжении многих столетий являются символами мудрости и знаний./

О чем мечтает воробей?

/О родном Тверском бульваре./

Итак, тоска по Родине .

И происходит чудо, воистину сказочное… Какое?

/Воробей, совершив второе путешествие – на Родину, попадает в дом старого музыканта и оживает, согретый сердечным теплом./

…И умирает.

Почему сказочное происшествие – вопреки сказочной традиции – завершается трагически? Почему умирает воробей?

/Воробей был старый, больной, он не перенес столь дальнего путешествия из жаркой страны в Москву – сердце не выдержало, а может, он сильно ударился о камни, упав с неба…/

Значит, смерть воробья отнюдь не случайна… Попробуем в этом разобраться.

Вспомните, как живет воробей?

/К памятнику прилетает тогда, когда голоден, а ведь музыкант ждет его каждый день./

А как он берет принесенный скрипачом хлеб?

6 .Выборочное чтение эпизодов.

/Воробей прилетел только на четвертые сутки, «без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу» - с134;

некоторое время спустя – «он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб» - с.135/

«Он уже привык жить в буре и обильно питаться из нее. Ему не хотелось больше добывать себе корм на бульваре постоянным хищничеством … Он жалел только, что нет среди всего этого могучего ветра крошек кислого хлеба» - с. 14

Как же привык жить воробей?

И когда воробей удовлетворен жизнью, он напевает песню. Кому? /Сам себе./

Вспоминает воробей о старике-скрипаче?

/Нет. Он и его музыку не слышит, в отличие от черепахи./

Любит ли он кого, думает ли о ком? Никого не любит, думает только о себе .

В этом проявляется его равнодушие к окружающим.

И воробей лишен того, благодаря чему возможно чудо жизни: способности и готовности любить, дарить, отдавать, трудиться.

7.Обобщение.

О чем заставил задуматься рассказ А.Платонова?

/Забота о других, сострадание – непременное условие жизни; сердечность, доброта – его главное богатство./

Сам писатель Платонов относился к растениям и животным, как к равным себе, поэтому и герой его рассказа музыкант тяжело переживает смерть воробья.

«Но в музыке недоставало чего-то для полного утешения горюющего сердца старика. Тогда он положил скрипку на место и заплакал».

Какова основная тема рассказа?

/Любовь к Родине, ко всему живому, к жизни./

Что хотел сказать нам писатель этим рассказом? (Идея)

/Нужно научиться дарить добро, любить все живое на земле, жить для других, трудиться./

Об этом говорит и сам А.А.Платонов.

8.Обращение к эпиграфу.

Портрет Платонова и эпиграф

Милосердие, доброта – это основа жизни. Об этом вы пишите и в своих сочинениях на тему «Уроки доброты».

9.Чтение отрывков из сочинений – отрывки заранее выделены учителем.

10.Заключение . (Чтение учителем стихотворения К.Кулиева.)

На мир смотрите добрыми глазами.

Нам, людям, лишь добро приносит счастье,

Оно в конце сильнее зла всегда,

Добро вовеки будет богом нашим,

Ему – молитва наша и хвала.

К.Кулиев.

На этом наша встреча с А.П.Платоновым не заканчивается…

Старый скрипач-музыкант любил играть у подножия памятника Пушкину. Этот памятник стоит в Москве, в начале Тверского бульвара, на нем написаны стихи, и со всех четырех сторон к нему подымаются мраморные ступени. Поднявшись по этим ступеням к самому пьедесталу, старый музыкант обращался лицом на бульвар, к дальним Никитским воротам, и трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, – и все они умолкали в ожидании музыки, потому что музыка утешает людей, она обещает им счастье и славную жизнь. Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника, он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер, по первому сумраку. Для его музыки было полезней, чтоб в мире стало тише и темней. Беды от своей старости он не знал, потому что получал от государства пенсию и кормился достаточно. Но старик скучал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей, прекрасной жизнью. Некоторые слушатели музыки вынимали деньги, чтобы подарить их старику, но не знали, куда их положить: футляр от скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножии памятника, почти рядом с Пушкиным. Тогда люди клали гривенники и копейки на крышку футляра. Однако старик не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая внимания на их ценность. Уходил домой он поздно, иногда уже в полночь, когда народ становился редким, и лишь какой-нибудь случайный одинокий человек слушал его музыку. Но старик мог играть и для одного человека и доигрывал произведение до конца, пока слушатель не уходил, заплакав во тьме про себя. Может быть, у него было свое горе, встревоженное теперь песнью искусства, а может быть, ему стало совестно, что он живет неправильно, или просто он выпил вина…

В позднюю осень старик заметил, что на футляр, лежавший, как обычно, поодаль на земле, сел воробей. Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание. Правда, за день сейчас трудно накормиться: все деревья уже уснули на зиму, насекомые умерли, земля в городе гола и голодна, потому что лошади ходят редко и дворники враз убирают за ними навоз. Где, на самом деле, питаться в осень и в зиму воробью? Ведь и ветер в городе слаб и скуден меж домами, – он не держит воробья, когда тот простирает утомленные крылья, так что воробью приходится все время ими махать и трудиться.

Воробей, обследовав всю крышку футляра, ничего полезного на ней для себя не нашел. Тогда он пошевелил ножками денежные монеты, взял из них клювом самую мелкую бронзовую копейку и улетел с ней неизвестно куда. Значит, он недаром прилетал – хоть что-нибудь, а взял! Пусть живет и заботится, ему тоже надо существовать.

На другой вечер старый скрипач открыл футляр – на тот случай, что если прилетит вчерашний воробей, так он может покормиться мякотью хлеба, который лежал на дне футляра. Однако воробей не явился, наверно, он наелся где-нибудь в другом месте, а копейка ему не годилась никуда.

Старик все же терпеливо ожидал воробья, и на четвертые сутки он опять увидел его. Воробей без помехи сел на хлеб в футляре и по-деловому начал клевать готовую пищу. Музыкант сошел с памятника, приблизился к футляру и тихо рассмотрел небольшую птичку. Воробей был взлохмаченный, головастый, и многие перья его поседели; время от времени он бдительно поглядывал по сторонам, чтобы с точностью видеть врага и друга, и музыкант удивился его спокойным, разумным глазам. Должно быть, этот воробей был очень стар или несчастен, потому что он успел уже нажить себе большой ум от горя, беды и долголетия.

Несколько дней воробей не появлялся на бульваре; тем временем выпал чистый снег и подморозило. Старик, перед тем как идти на бульвар, ежедневно крошил в футляр скрипки мягкий теплый хлеб. Стоя на высоте подножия памятника, играя нежную мелодию, старик постоянно следил взором за своим открытым футляром, за ближними дорожками и умершими кустами цветов на летней клумбе. Музыкант ожидал воробья и тосковал по нем: где он теперь сидит и согревается, что он ест на холодном снегу? Тихо и светло горели фонари вокруг памятника Пушкину, красивые чистые люди, освещенные электричеством и снегом, мягко проходили мимо памятника, удаляясь по своим важным и счастливым делам. Старик играл дальше, скрывая в себе жалкое чувство печали по небольшой усердной птичке, которая жила сейчас где-то и изнемогала.

Но прошло еще пять дней, а воробей все не прилетал гостить к памятнику Пушкину. Старый скрипач по-прежнему оставлял для него открытый футляр с накрошенным хлебом, однако чувство музыканта уже затомилось от ожидания, и он стал забывать воробья. Старику многое пришлось забыть в своей жизни безвозвратно. И скрипач перестал крошить хлеб, он теперь лежал в футляре целым куском, и только крышку музыкант оставлял открытой.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.