Почему взрослые теряют интерес к рисованию. Хобби, творчество, кулинария. Им доступен способ уникального самовыражения

Государственное казенное учреждение здравоохранения города Москвы «Детский санаторий № 42

Департамента здравоохранения города Москвы»

Доклад к педсовету «Рисуем с детьми»

«Детское рисование. Его значение в развитии ребенка. Использование нетрадиционных техник рисования как средства коррекции ребёнка».

Подготовила : воспитатель Пушишина Т.Б.

Цели и задачи

  1. Значение рисования в жизни ребенка.
  2. Использование натрадиционных техник рисования как средство коррекции психики ребенка
  3. Рисование – один из путей совершенствования организма

План доклада

  1. Зачем и почему дети рисуют?
  2. Достоинство рисования – согласованное участие многих психических функций
  3. Почему ребенок теряет интерес к рисованию?
  4. Нетрадиционные техники рисования – преодоление чувства страха
  5. Абстракционизм – часть мирового изобразительного исскуства

Удивительное явление искусства – рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни рисует. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит быстро и навсегда. Верными рисования остаются только художественно одаренные дети.

Зачем и почему дети рисуют? Почему все какое-то время столь самозабвенно увлекаются рисованием, и от чего интерес к нему так внезапно угасает примерно в одном и том же возрасте? Скорее всего, как отмечает кандидат педагогических наук И. Дьяченко, рисование имеет особый биологический смысл. Ведь детство можно рассматривать как период становления физиологических и психических функций. Тогда рисование – один из путей выполнения программы совершенствования организма.

В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.

Кроме того, определенное достоинство рисования по сравнения с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений , поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью . Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления : рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода) , отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире.

Тогда почему ребёнок перестаёт интересоваться рисованием? По-видимому, потому, что к подростковому возрасту рисование в основном исчерпывает свои биологические функции, его адаптивная роль снижается. Психика переходит к более высокому уровню абстракции. На первые позиции выдвигается слово. С гораздо большей легкостью, чем рисование, слово позволяет передавать сложность событий и отношений. Рисование как бы отбрасывается за ненадобностью. Всерьёз побудить взрослого человека - нехудожника к рисованию не возможно.
Но это случается ближе к подростковому возрасту. А в дошкольный период детства? Почему ребенок теряет интерес к рисованию? Причин много. Одна из них: рисование карандашами или красками требует от ребёнка высокого уровня владения техникой, сформированных навыков, знания как приёмов работы с различными красками. Однако, несмотря на усилия, рисунок получается непривлекательным. Да, можно попытаться поработать с ребёнком в русле традиционной техники рисования. Однако есть риск, что он будет просто копировать данный взрослым образец. Это с одной стороны, а с другой – недостаток владения техникой может привести к потере уверенности в своих силах.

Нетрадиционные техники рисования как средство коррекции психики позволяет преодолеть чувство страха . Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу, вселяют уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер. Современные исследования доказывают: нетрадиционные техники изображения способствуют ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей. При этом, как правило, чрезмерно активные нуждаются в обширном пространстве для разворачивания деятельности. Суть в том, что внимание рассеяно и крайне неустойчиво. В процессе «игры в художника» зона активности сужается. Уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения постепенно становятся более тонкими и точными; круг внимания сужается и сосредотачивается на малой зоне. Наблюдения показывают: характер сюжета рисунка, выполненного с помощью оттиска, у таких детей постепенно становится менее агрессивным по содержанию и более сочным, ярким и чистым по цвету. Это с одной стороны, а с другой – изображение способствует развитию и познавательной деятельности, и творческой активности. В то же время корректируются психические процессы и личностная сфера в целом. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционной технике, ребёнок тем самым преодолевает страх. Дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие, даже от работы с кистью и красками. Вот тогда и можно беспрепятственно еще раз перейти к обучению традиционной технике рисования. Что касается беспредметного рисования, подойдут разные техники : оттиск, тычковое рисование, монотипия, кляксография, набрызг, рисование мыльными пузырями, пальчиками, ладонью, нитями. Это направление в искусстве начала ХХ века получило название абстракционизма. На сегодня его считают частью мирового изобразительного искусства. Многие признанные художники: В. Кандинский, П. Пикассо, Е. Поленова, П. Филонов - принадлежали к этому течению.

Далеко не каждая мама согласна мириться с брызгами краски, пластилином на ковре или дорогом паркете, крошками соленого теста по всему дому, рисунками на обоях… А клей на одежде, обрезки, оставшиеся после аппликации – это вообще кошмар! Стоит только родителям несколько раз нелестно высказаться при ребенке о его творчестве, и можно вычеркнуть рисование из разряда любимых занятий. Таким родителям хочется прокричать: «Что же вы делаете?».

«Мой ребенок никогда не будет художником», — парируют многие мамочки. С этим нельзя не согласиться: не все должны быть художниками, но нельзя забывать, какую пользу приносит рисование в формировании личности ребенка, его индивидуальности.

Я не навязываю никому свою любовь к рисованию и занятиям творчеством вообще, но, наблюдая за детьми разного возраста, общаясь с родителями, пропагандирующими различные убеждения, делаю выводы о том, что детский рисунок, как лакмусовая бумажка, отражает все, что творится в душе маленького (и не очень маленького) ЧЕЛОВЕКА.

Исследователи детского творчества заметили, что рисовать любят, как правило, ВСЕ дети, но к 10-15 годам этот интерес постепенно угасает и без специального обучения сходит на нет.

Но такое может случиться и раньше, не дожидаясь, пока юному «бывшему художнику» стукнет десять. Почему?

Что нужно сделать, чтобы ребенок НАВСЕГДА потерял интерес к рисованию?

Маленькая оговорочка: отбить у ребенка охоту интересоваться Прекрасным, рисовать, лепить и творить что-то своими руками ОЧЕНЬ сложно, но можно. Почаще выполняйте то, о чем написано ниже и вредные советы сделают свое дело.

Как только ваш малыш протянет ручки к карандашу или потянется за кисточкой, которой вы пять минут назад красили забор, тут же накричите на него (погромче и пострашнее), чтобы желание прикасаться к рисующим материалам у него навсегда пропало. А еще лучше – накажите его так, чтоб надолго запомнил. Отшлепать хорошенько – и никакого настенно-вандального творчества НИКОГДА больше не будет, искореним прямо в зародыше.

Рисуя на стенах, мебели и в прочих «недозволенных» местах дети «метят» территорию.

Как только малыш посягнет на вашу «венецианку» на стенах или дорогие немецкие обои в детской ВДРУГ станут неузнаваемы за наскальными рисунками маленького экспериментатора, примите строжайшие меры: крик, наказание кнутом и никаких пряников на десерт!

Ребенку до 7 лет, по мнению психологов, просто необходимо рисовать на вертикальной поверхности, так он лучше воспринимает окружающий мир.

Отведите ребенку специальное место для творчества в самом дальнем углу квартиры, где он ничего не сможет испортить. Наденьте на него специальную одежду и выделите такое время, когда вся семья спокойно сидит где-нибудь в общей комнате и занимается чем-то интересным, вроде просмотра семейной комедии или игры в детскую монополию. Раз уж ЭТОТ художник так хочет порисовать – пусть себе рисует, только так, чтобы никому не мешал и ничего не пачкал.

Малышу хочется творить там, где собирается вся семья, ему должно нравиться его рабочее место.

«Случайно» забудьте на шкафчике в раздевалке детского сада «мазню» маленького Творца или «на автомате» запихните в сумочку ШЕДЕВР, который ребенок с таким старанием создавал на занятии. Самый действенный вариант — просто выбросить по дороге (а ребенок так хотел папе показать, какой букет он для мамочки нарисовал) то, что малыш лепил, клеил, рисовал.

Регулярно повторяйте, что ТАК не бывает, ТАК не рисуют, ТАК неправильно. Маленький художник навсегда запомнит ваши обидные слова и больше НИКОГДА не рискнет экспериментировать и пробовать, боясь сделать НЕ ТАК.

detsky-mir.com

В присутствии ребенка скажите о его рисунке примерно так: «Вот мазня моего сына, посмотрите, какую синюю собаку он нарисовал. Разве так бывает?».

Никогда не помогайте ребенку делать домашнее задание по рисованию, трудам и другим «бесполезным и ненужным» предметам. Всякий раз, когда ребенок потянется к карандашам и краскам, призывайте его заняться чем-нибудь поинтереснее и поважнее, например, помыть посуду или пропылесосить.

Если ВДРУГ ваш ребенок заикнется о поступлении в художественную школу или ВУЗ, закатите глаза, прикоснитесь правой рукой к ёкнувшему сердцу, левую руку демонстративно поднесите ко лбу… Короче, имитируйте сию секундное исчезновение с лица земли, ведь быть матерью художника – это не для вас.

Если ваш ребенок рисует все, что видит, часами просиживает за мольбертом и забывает пообедать, увлеченно рисуя натюрморт из суповой тарелки и торчащей из каши куриной ножки, упрекните его в лени, ничегонеделании и вообще… Лучше бы он с отцом на дачу поехал, там от него и то толку больше.

Найдите такого педагога, который и рта не даст открыть без разрешения. Пусть научит ваше чадо рисовать так, как великий Малевич или Пикассо. И пусть только попробует не научить! Вы три шкуры с него… Короче, контроль и еще раз контроль! Никакой свободы самовыражения и попусту потраченного на размышления времени.

Серьезный разговор…

Итак, Вы наверняка уже поняли, что есть разные причины, объясняющие, почему ребенок, вроде любящий рисовать ВДРУГ теряет интерес к этому виду деятельности. А виноваты в этом в первую очередь родители или нерадивые педагоги.

Для того чтобы рисование, лепка и другие виды творчества были для ребенка любимыми и желанными занятиями, он должен чувствовать себя счастливым и успешным.

Если взрослые часто критикуют детские работы, навязывают свое видение мира, свои изобразительные штампы, техники, ругают за испачканную одежду или мебель у ребенка постепенно пропадает вера в собственные силы, малыш закрывается в своей раковине, перестает рисовать, чтобы не растерять остатки созданного им собственного мира. Так уж устроены дети, что любят заниматься тем, что у них получается.

Уважаемые читатели! Думаю, что все вышесказанное не о вас. Вы, конечно, восхищаетесь работами своего маленького художника, неизменно хвалите его рисунки, радуетесь вместе с ним успехам и открытиям, выcказываете искреннюю заинтересованность его фантазиями и придумками.

Рисование - одно из древнейших средств передачи информации между поколениями. Задолго до появления письма стены пещер и гробниц были украшены рисунками, изображающими течение жизни людей. Даже после того, как письменность стала гораздо более удобным способом хранения и передачи данных, рисование продолжало развиваться. Сегодня рисование, живопись, скульптура являются воплощением креативной и творческой энергии.

Ниже представлены 10 характерных черт людей, любящих рисовать. Эти характеристики делают их интеллигентнее, стабильнее, счастливее и успешнее.

У них активные мозговые клетки

Рисование в самом деле делает людей интеллигентнее. Это касается не только профессиональных художников, а абсолютно любого человека. Правое полушарие, отвечающее за творческое мышление и воображение, повышает свою активность на 80% во время рисования.

Их память лучше

Рисование часто используют во время терапии слабоумия и болезни Альцгеймера. По словам доктора Арнольда Брески, живопись и рисование помогают пациентам улучшить состояние своей памяти на 70%. По его предположениям, художественная активность способствует образованию новых мозговых клеток.

Они более наблюдательны и лучше концентрируются

Во время рисования люди абсолютно сконцентрированы на том, что они делают. Часто фокус настолько силен, что они могут не услышать телефонный звонок. Эта способность сконцентрироваться на одном действии переходит и на другие сферы деятельности. Да Винчи однажды сказал, что живопись заставляет человеческий глаз замечать и концентрироваться на всем сразу: тени и свете, форме и расположении, цвете и расстоянии, движении и покое. Такой напряженный фокус позволяет художникам замечать детали, недоступные глазу обычного человека.

Они преуспевают в общении

Рисование является способом общения. С помощью форм, линий и цвета художник сообщает миру нечто личное и дорогое. Люди, любящие рисовать, умеют общаться на более глубоком уровне, потому что умеют делиться не только словами, но и эмоциями, чувствами, восприятием мира.

Они редко страдают от депрессии

Целительная сила искусства была упомянута выше. До открытия доктора Арнольда Брески художественная терапия много лет использовалась при лечении «душевных» недугов - депрессии, беспокойства, маниакально-депрессивного расстройства и других. Люди, регулярно занимающиеся рисованием, оказываются более устойчивыми к влиянию негатива, потому что во время рисования мозг выделяет серотонин, эндорфины, допамин и адреналин, которые улучают эмоциональное состояние.

У них отличные моторные навыки

Недаром родители учат детей рисовать с раннего возраста. В детстве работа с мелкими предметами, такими как карандаши, кисти, мелки и угли, развивает мелкую моторику рук и координацию. Взрослея, люди, продолжающие рисовать, могут похвастаться точностью, аккуратностью и отличной координацией.

Они уверены в себе

Уверенность в себе повышается, когда люди делятся своими достижениями и получают одобрение. Если ребенок нарисовал рисунок, каким бы смешным и бессмысленным он ни был, его обязательно похвалят. Это повышает чувство собственного достоинства и поощряет дальнейшее развитие. Люди, которые привыкли ценить и делиться даже самыми небольшими достижениями, обычно знают себе цену и не боятся критики, что и делает их уверенными в себе.

Они меньше подвержены внешнему давлению

Даже в очень стрессовый день они находят отдушину для негативной энергии, просто немного порисовав на полях блокнота. Рисование позволяет находить укрытие во внутреннем мире и преображать негативное внешнее воздействие в успокаивающий творческий процесс.

Им доступен способ уникального самовыражения

Важное преимущество рисования в том, что оно позволяет уникально выражать свои мысли. Человек сам выбирает, что рисовать, в какой технике и какими средствами. Цвета, формы и предметы изображения говорят о настроении человека, его эмоциях и взгляде на мир. И все это без лишних слов!

Они умеют отдыхать и веселиться

Кроме того, что рисование само по себе может быть веселым времяпрепровождением, художники, как никто, знают о ценности и необходимости отдыха. Они умеют давать выход эмоциям в конструктивной и продуктивной манере, поэтому их веселье закончится скорее новой картиной или идеей для декора, чем разбитой мебелью и пустыми бутылками.

Необязательно быть вторым Ван Гогом или Пикассо, все, что нужно, - это бумага, карандаш, холст, кисти и краски, и вы сможете расслабиться и вылить из себя весь стресс, зарядиться энергией и стимулировать мозговые клетки.

Мы с детьми часто рассуждаем на тему «если я не хочу стать художником, зачем я учусь рисовать». Вопрос этот очень важный и над ним полезно подумать не только детям, но и родителям. Мы находим очень разные ответы, например, самый простой - «чтобы уметь нарисовать то, о чем я думаю» или «чтобы, когда я вырасту, рисовать своим детям красивые картинки».

Я решила написать эту статью и немного порассуждать, зачем рисовать, почему это нужно, даже если художником ребенок быть не планирует.

Дети задают вопросы о людях разных специальностей, для которых уметь рисовать вроде бы не так важно, но тут, оказывается, не всё так просто. Рисованием и живописью занимаются люди многих профессий и дело тут не только в профессиональной деятельности или художественной одарённости, которая, кстати, изначально есть у всех. Рисование развивает качества, нужные как учёному, так врачу, поэту, писателю, рабочему, фермеру, ведь познание и восприятие действительности в основном происходит посредством зрения. Именно зрение несёт человеку информацию о форме, цвете предметов и окружающем мире в целом. Изначально наши мысли образуются с помощью картинок-образов.

Итак, немного конкретнее о том, какие качества развивает рисование.

Во-первых, способность видеть - вырабатывается точность зрения, развивается наблюдательность. Человек видит больше, точнее и глубже, может рассмотреть общее в деталях. Очень полезное качество и для врача при постановке диагноза больному, и для учёного в научном исследовании, и механика в наблюдении за работой механизмов, и в других видах деятельности.

Во-вторых, развивается координация между рукой и глазом. На уроках рисования мы учимся передавать с помощью карандаша или кисти то, что видит глаз. Так учимся достигать точности в управлении движением руки. Это качество необходимо и шофёру, ведущему машину, и рабочему, управляющему станком, и хирургу, делающему операцию.

В-третьих, рисование развивает фантазию. А это качество пригодится даже в науке, ведь в начале многих открытий и изобретений была лишь фантазия.

Кроме этих качеств, улучшается визуальная память, понимание окружающего пространства, мелкая моторика. Рисование дает возможность научиться видеть вещи и предметы с разных сторон, глубже и более детально.

Запрещено использование материалов, опубликованных на KKM.LV, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы KKM.LV иным способом без письменного разрешения

Отчего люди так быстро теряют интерес.… Почему, почти каждый ищет в этой жизни новых ощущений, неужели нельзя думать и верить во что-то одно, но ценное и дорогое именно для тебя? И ведь даже не важно, что за чувство… Любовь….Ненависть…Это все так банально и скучно!
Я начинаю дело, я начинаю отношения,… Я теряю интерес… Мне больше не нужен тот парень, который писал такие красивые стихи. И тот рисунок, начатый неделю назад, валяется где-то в тумбочке, захороненный под грудой нужных и умных книг (из уголка листа так грустно смотрит недорисованный главный герой минутного порыва вдохновения). Что такое впечатления? Наверное, какой-то новый наркотик 21-го века, он намного сильнее разнообразных возбудителей химического происхождения. В этом нет ничего плохого, ведь естественные эмоции намного лучше тех, которые вызваны дозой какого-нибудь порошка. Беда в другом… Вы не замечали, что новые ощущения, впечатления, эмоции, чувства, мы ищем внутри других эмоций впечатлений и чувств? Внутри чужих эмоций и чувств. Вот если он скажет ей - я вижу в тебе себя, а она не ответит, лишь немного улыбнувшись, он получит эмоции, но совсем не те, которые хотел. Он будет продолжать, он будет говорить, он будет писать стихи, петь, дарить, провожать…И вот, она сломается, она поверит и поцелует, а он больше не хочет целовать…Просто ощущений больше нет…Вернее они есть, но уже не те, заставлявшие его действовать. То, что осталось- это пустые ощущения, которые со временем превращаются в воспоминания, а воспоминания меркнут, тускнеют. Тогда мозг снова требует эмоций, впечатлений. Возникает зависимость, как правило, очень редко покидающая человека.
Кто-то скажет, что ощущения и впечатления совсем разные вещи, а эмоции - это гораздо больше, чем чувство.. Может быть, это так. Я могу рассуждать лишь из своего опыта, а он не очень-то велик, он скорее, даже мал. Такое восприятие сложилось из личной истории, которая похожа на сотни других, поэтому описывать ее нет смысла.
Даже те, получающие свою дозу чувств, скажем, в спорте, неважно каком - экстремальном или обычном, «напитываются» эмоциями через других людей. Мальчик, прыгающий с тарзанки, хочет, чтобы вокруг были зрители. Девочка, танцующая нижний брейк, хочет, чтоб ей восхищались толпы других девочек и мальчиков…Мы буквально используем других людей ради собственных эмоций, ради эмоционального адреналина. Наверное, поэтому нужно учиться консервировать эмоции и чувства, как бы странно это не звучало.…Представьте- в вашей душе моральная буря, в голове звенят пустые осколки впечатлений…И вместо того, чтоб искать новую энергию эмоций, Вы просто открываете «консервированную баночку», хранящую ощущения на любой случай жизни. Так бы на Земле стало меньше слез, потерянных лиц, обидных фраз, опущенных глаз…Можно было бы отдохнуть и не искать…Мир вокруг стал бы прозрачным и гладким, как стекло. Хрупкость такого мира некому было бы разрушить, да никто бы и не захотел.
Я не говорю - давайте не будем чувствовать, я хочу сказать- давайте будем делать это без разрушения, без порабощения, их и так слишком много на каждой улице, в каждом подъезде нашего города. Я предлагаю всем попробовать усвоить культуру эмпатии- умения чувствовать других людей. Эмпаты впитывают эмоции, «видят» их, не разбивая душевную скорлупу человека. Они могут брать эмоции и дарить свои, не прося ничего взамен. Но эмпатов мало. Остальных-охотников за свежими чувствами -на 99,9 % больше. И пока, наш стеклянный мир трещит, разрываясь от органической энергии эмоций. Мне страшно жить в таком мире. Я боюсь, что когда-нибудь он не выдержит и…не останется ничего…только осколки крика, смеха, гнева, сегодняшней любви и вчерашней ненависти на холодном сером асфальте воспоминаний.