Поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" — гениальная сатира на крепостническую Русь. Ирония в мертвых душах примеры. Мертвые души, Сатира в поэме Н Сарказм в произведении мертвые души

Бабкина Людмила, Пономарева Елизавета

Презентация "Роль иронии в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Научно-исследовательская работа Роль иронии в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души » Авторы: ученицы 9 «а» класса Бабкина Людмила, Пономарева Елизавета, Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Сидельцева Светлана Петровна ГБОУ «Гимназия № 11», Санкт-Петербург, 2016

Обоснование актуальности темы АКТУАЛЬНОСТЬ нашей научно-исследовательской работы очевидна: до сих пор не изжиты пороки, которые обличал Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души». Поэтому автор поэмы прибегает к использованию различных сатирических приемов, среди которых мы выделили и исследовали иронию и сарказм. Поэма Гоголя достаточно сложная для понимания, но именно ирония и сарказм помогают нам понять точку зрения автора и как-либо визуализировать образы. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ нашей научно-исследовательской работы определяется возможностью использования ее результатов в своей деятельности педагогами, а также учениками при изучении произведений Гоголя.

Основополагающий вопрос В своей научно-исследовательской работе мы попытались ответить на вопрос, поставленный в ее заглавии: Какова роль иронии в поэме Н.В. Гоголя « Мертвые души»? ?

Гипотеза исследования Ирония помогает Н.В. Гоголю так « яро изобразить недостатки, что их возненавидит читатель» поэмы «Мертвые души». Бичуя зло, писатель даёт почувствовать читателю свой положительный идеал и пробуждает тягу к нему. Так ли это?

Цели и задачи исследования Цель - изучить роль иронии в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Задачи: 1. Анализ и систематизация литературоведческой и методической литературы, периодики. 2. Освоение основных теоретико-литературных понятий (сатира, ирония, сарказм). 3. Подбор примеров, иллюстрирующих роль иронии в поэме «Мертвые души». 4. Формулирование выводов на основе проведенного анализа. 5. Оформление работы, подготовка тезисов к ее защите,презентации и материалов (таблиц, схем и другие).

Методы исследования Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: · изучение, анализ и систематизация литературоведческой и методической литературы, периодики; · систематизация и обобщение полученных результатов и выводов.

Этапы исследования и практической работы Первый этап – чтение и обсуждение произведения Гоголя «Мертвые души» с учителем, изучение литературы по проблеме исследования, определение исходных теоретических позиций, формулирование проблемы (гипотезы), цели и задач исследования; Второй этап – сбор и анализ информации, необходимой для проведения исследования; Третий этап – обобщение материалов исследования, формулирование выводов, оформление работы, изготовление таблиц и схем.

Описание структуры работы. ПЛАН Данная научно-исследовательская работа состоит из введения, основной части, заключения, перечня источников литературы и интернет-ресурсов. Во введении обосновывается актуальность выбора темы, определяется цель, задачи, методы и материалы исследования. Основная часть работы посвящена изучению роли иронии в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». В заключении сделаны выводы и обобщения. Завершает работу перечень используемых источников литературы и интернет-ресурсов. В качестве приложения предлагаются схемы и иллюстрации.

Н.В. Гоголь – великий сатирик. Смех - это оружие, острое, боевое, при помощи которого писатель всю жизнь боролся с «мерзостями русской действительности». В поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь использует очень выразительные сатирические приемы, такие как: ирония и ее высшее проявление – сарказм. С их помощью автор может высказать свою позицию по отношению к происходящему. А читатель, в свою очередь, может понять его отношение к главным героям.

Словарная работа. Сатира, ирония, сарказм Сатира (от латин. satira – смесь, мешанина) – вид комического, заключающийся в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными. Ирония (от греч. eironeia – притворство) – тонкая, скрытая насмешка. Комический эффект достигается посредством того, что говорится прямо противоположное подразумеваемому. Приведем примеры: «покойная комната с тараканами», сравнение их с черносливом (какой же тут покой?); поднос, на котором чашки «сидят», как птицы на морском берегу (романтическое сравнение вызывает смех). Возвышенность описания усиливает иронию автора. Сарказм (от греч. sarkadzo - рвать, терзать) - особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень проявления иронии.

Ирония в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души» звал писателей, говоря словами Некрасова, «проповедовать любовь враждебным словом отрицанья». Ирония пронизывает всю поэму, вплетается в размышления, воспоминания, обличения. Она помогает срывать маски добропорядочности и пристойности с дворянского общества. Ирония встречается в поэме не только как разновидность комического пафоса, но и как художественный приём, троп. Гоголь умел видеть жизнь сквозь «видимый миру смех» и незримые, неведомые ему слёзы. То есть гоголевская ирония, в конечном счете, двояка: сказанное с серьёзным видом вызывает смех, который на самом деле разоблачает негативные явления жизни, на основе чего формируется сатирический пафос произведения.

МАНИЛОВ СОБАКЕВИЧ НОЗДРЕВ ПЛЮШКИН «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого» Н.В.ГОГОЛЬ КОРОБОЧКА

Обобщение Манилов – « ни то, ни сё» (примеры иронии: «хозяйство шло как-то само собою», «ни в городе Богдан ни в селе Селифан», «не могла заманить», «Храм уединенного размышления»). Коробочка – «дубинноголовая» Ноздрев – «исторический человек»(любитель « нагадить ближнему», «лить пули», человек «на все руки», «начать гладью, а кончить гадью »). Собакевич – «человек-кулак» («средней величины медведем») Плюшкин – «прореха на человечестве» («Такой скряга, какого вообразить трудно»)

Ирония в создании образов помещиков Основным способом, использованным Гоголем при изображении помещиков является ирония. Каждая фраза имеет подтекст, скрытый, глубокий смысл. Причем ирония присутствует не только в речи самого автора, но также и в речи героев. Рассказ о помещиках Гоголь начинает с Манилова и изображения деревни Маниловки, немногих способной «заманить» местоположением своим. Автор описывает с иронией господский двор, созданный как подражание английскому саду с прудом, кустиками и надписью «Храм уединенного размышления».

Коробочка Вот пред нами предстает помещица Коробочка, которую только что и волнует - это деньги, и, «чтобы как-нибудь не понести убытку». Рачительность Коробочки изображена автором почти абсурдной: среди множества полезных и необходимых предметов, каждый из которых лежит на своем месте, есть веревочки, которые «уже никуда не нужны».

Ноздрев и Собакевич По ироничному замечанию Николая Васильевича, Ноздрев - человек, что называется, «на все руки», которых среди собак «совершенно как отец среди семейства». Ноздрев как метко замечает автор способен «начать гладью, а кончить гадью ». Более обличительный характер приобретает ирония Гоголя в образе Собакевича, с которым мы знакомимся в пятой главе. Это «помещик-кулак», «совершенный медведь», в теле которого совсем нет души или она «...закрыта такою толстою скорлупою..».

Образ Плюшкина Имя этого героя стало нарицательным, обозначающим моральную деградацию и скупость. Если в описании образов других помещиков Гоголь использовал иронию, то характеристика Плюшкина полна сарказма. « Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом...», - говорит о нем Собакевич. «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!», - восклицает Гоголь и называет Плюшкина «прорехой на человечестве».

Все гоголевские помещики – характеры яркие, индивидуальные, запоминающиеся. Но при всем их внешнем разнообразии суть остается неизменной: владея живыми душами, сами они давно превратились в «мертвые души». Вывод

Губернское общество Ирония встречается и в описаниях чиновников, лицемерную непорочность которых высмеивает Гоголь. Авторская ирония сменяет сарказм и при описании дома присутственных мест: «Большой трехэтажный каменный дом, весь белый как мел, вероятно для изображения чистоты душ помещавшихся в нем должностей; прочие здания на площади не отвечали огромностию каменному дому... Из окон второго и третьего этажа высовывались неподкупные головы жрецов Фемиды и в ту же минуту прятались опять…» Гоголь искусно отображает индивидуальные качества губернатора, прокурора и других и одновременно создает собирательный образ чиновничества: «мошенник на мошеннике сидит, мошенником погоняет».

Чичиков - центральный герой поэмы «Мертвые души», вокруг него сосредоточено все действие поэмы, с ним связаны все ее персонажи. Павел Иванович Чичиков

Деликатен и мечтателен как Манилов Способен копить как Коробочка Чичиков соотносится с помещиками Может солгать не хуже Ноздрева Прижимист и деловит как Собакевич В бережливости на уступит Плюшкину

Близок Чичиков и к чиновникам города NN . Его, как и других государственных служащих, ни в малейшей степени не волнуют интересы страны, он не чувствует себя «гражданином земли своей». Однако «хозяин, приобретатель», как иронически называет Чичикова Гоголь не стремится к чинам и карьере как таковой – служба занимает его только как средство обогащения. Свое благополучие Чичиков строит на чужих бедах, обмане, предательстве. Он одержим лишь одной идеей – стать «миллионщиком», обрести покой и достаток. В своей бездуховности и жажде наживы он такой же «мертвый», как и уездные помещики и чиновники. Чичиков и чиновники

«Смеху сквозь слезы...» Ирония у Гоголя имеет своеобразие. Белинский писал, что комизм Гоголя является следствием «грустного взгляда на жизнь, что в его смехе много горечи и горести». Изображая отрицательные стороны тогдашней русской жизни, создавая ряд комических и отталкивающих типов, смеясь над «пошлостью пошлого человека», Гоголь в то же время душевно скорбел о том нравственном падении, до которого дошли его герои. Смех Гоголя полон горечи и глубокого сожаления о людях, потерявших человеческий облик. Вот почему поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» - это «сначала смешно, потом грустно».

На основании проведенного исследования мы можем утверждать, что наша гипотеза полностью нашла подтверждение. В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» ирония играет существенную роль. Иронический пафос, художественные и стилистические приёмы, его поддерживающие, создают неповторимый колорит произведения. Основной объект изображения иронии в поэме – деформация морали и нравов. Заключение

Проведенный анализ позволил нам сделать следующие выводы. Ирония способствует созданию в поэме «Мертвые души» необходимого эмоционального фона, позволяющего раскрыть наиболее тонкие особенности натуры каждого героя, изобличить их недостатки и сформировать у читателя отрицательное к ним отношение. Бичуя зло, писатель даёт почувствовать читателю свой положительный идеал и пробуждает тягу к нему. Ирония активно используется Гоголем в поэме как способ: а) создания портретных зарисовок; б) описаниях обстановки; в) раскрытия мировосприятия героев; г) речевой характеристики персонажей. Писатель ставил перед собой цель – «смеяться сильно» над тем, что «достойно осмеяния всеобщего», ибо в смехе Гоголь видел могучее средство воздействия на общество. Реализовать эту задачу в поэме «Мертвые души» ему в полной мере помогает ирония и ее высшее проявление – сарказм. ВЫВОДЫ

Перечень источников литературы и интернет-ресурсов 1. В.Г. Белинский, Избранные статьи, М., 1975. 2. С.П. Белокурова. Словарь литературоведческих терминов. Санкт-Петербург, 2012 . 3. Виноградов И.А. Гоголь Художник и Мыслитель: Христианские основы миросозерцания. М., 2000. 4. Н.В. Гоголь. Авторская исповедь. М., 2012. 5. Гоголь в русской критике. М., 1953. 6. Н.В. Гоголь. Духовная проза (сборник). М., 2012. 7. Н.В. Гоголь. Мертвые души. Санкт-Петербург, 2009. 8. А.М. Докусов, М.Г. Качурин. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в школьном изучении. М., 1982 .

Перечень источников литературы и интернет-ресурсов 9. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе. Под редакцией Г.В. Самойленко. Киев, 1988. 10. Ю.В. Манн. Поэтика Гоголя. М., 1996. 11. Ю.В. Манн «Сквозь видный миру смех.». Жизнь Н.В. Гоголя. 1809-1835. М., 1994. 12. Ю.В. Маранцман В.Г. Труд читателя. От восприятия литературного произведения к анализу. М., 1986. 13 . Г.Н. Поспелов. Творчество Н.В. Гоголя. Министерство просвещения РСФСР. М., 1953. 14. Н.Л. Степанов. Н.В. Гоголь. Творческий путь. М., 1959. 15. М.Б. Храпченко. «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Издательство Академии наук СССР. М., 1952. 16. http: // www.ngogol.ru/ 17. http://download9.proshkolu.ru/download/3129791/cce64c8c5e265b5f/39810846/b8dfe67b06ca9308 . 18 . http://www.literaturus.ru (иллюстрации к поэме).

Сатира - это особый способ изображения отрицательных явлений жизни, пороков и недостатков людей. Отрицательное может изображаться не только в сатирических произведениях - достаточно вспомнить, например, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, «Деревню» А. С. Пушкина , «Думу» М. Ю. Лермонтова и многие другие. Но в сатирическом произведении пороки не только изображаются и осуждаются, но и гневно, резко высмеиваются. Смех - главное оружие сатиры, оружие острое и мощное. «Смех,- писал А. В. Луначарский,- наносит болезненные удары противнику, заставляет его терять уверенность в своих силах и, во всяком случае, делает в глазах свидетелей очевидным бессилие противника. Резко осмеивая, бичуя зло, сатирик, тем самым дает почувствовать читателю свой положительный идеал, пробуждает тягу к этому идеалу. «Под сатирою,- писал В. Г. Белинский,- следует разуметь не невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гром негодования, грозу духа, оскорбленного позором общества».

Но в жизни есть и такие явления, которые вызывают добрую улыбку, дружеское подшучивание. Мы и смеемся, и сочувствуем тому, над кем шутим. Это юмор , незлая, добродушная улыбка. Как правило, юмор достигается спокойным, объективным повествованием, определенным подбором фактов, образных средств - эпитетов, метафор, сравнений и проч.

Ирония - один из видов юмора. Это тонкая, затаенная насмешка. Иронический смысл достигается, например, преувеличенно восторженным определением таких качеств, или явлений, или действий, которые на самом деле достойны только порицания; ирония звучит и в восхвалении именно тех качеств, которых на самом деле нет у того, кого восхваляют. Один из ярких примеров иронии - авторская харатеристика дяди Онегина : «Старик, имея много дел, в иные книги не глядел» (а все дела его - « лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел да мух давил»).

Насмешка едкая, язвительная, которая содержит в себе и чувство гнева, ненависти, называется сарказмом. «Сатира,- писал Луначарский,- может быть доведена до чрезвычайной степени злобности, которая делает смех ядовитым, кусающим». Саркастический смех можно слышать, например, в монологах Чацкого . Сатирическими могут быть стихотворения, рассказы, поэмы, романы, но есть и особые виды сатирических произведений - басня, пародия, эпиграмма, фельетон. В поэме много смешных положений, в которые попадают герои не по производству автора, а по свойствам своего характера.

Комичность ситуаций, основанная на жизненной достоверности,- особенность сатирического произведения.

Портрет Манилова сопровождается авторскими ироническими оценками: «он был человек видный» - но только «на взгляд»; приятные черты лица - но «чересчур передано сахару»; улыбался «заманчиво». Белокурые волосы и голубые глаза довершают впечатление приторной до отвращения сладости. Речь персонажей сатирического произведения откровенно комически выражает их характер . Белинский писал, что герои Гоголя «не его выдумка, они смешны не по его прихоти; поэт строго верен в них действительности. И потому всякое лицо говорит и действует у него в среде своего быта, своего характера и того обстоятельства, под влиянием которого оно находится».

Смешно, когда Манилов отзывается о чиновниках города как о прекраснейших и достойнейших людях, а Собакевич называет тех же людей мошенниками и христопродавцами. Смешно, когда Чичиков , стараясь попасть в тон Собакевичу, изворачивается, желает угодить помещику, но это никак ему не удается. Смешно, когда в качестве доказательства ума и начитанности полицмейстера Чичиков неожиданно говорит: «Мы у него проиграли в вист вместе с прокурором и председателем палаты до самых поздних петухов. Очень, очень достойный человек!» И вместе с тем все органично именно для данного персонажа.

Именно в сатире гипербола (преувеличение) получила, наибольшее распространение. Гоголь широко использует этот прием, чтобы отвратительные черты «хозяев жизни» предстали более четко и выпукло.

Итак, приемы создания сатирического полотна те же, что и в несатирическом произведении: жизненная основа сюжета, портрет, описания, диалоги (речь действующих лиц); те же изобразительно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения и т. д. Но есть существенное различие - в целях использования этих приемов и средств, в ярко выраженном комизме сатирического произведения.

Выполняя работу, обратите внимание на эти особенности юмора и сатиры Гоголя. Как вы определите типичность помещиков -

Образ Чичикова выписан с той мерой психологической достоверности и с тем точным ощущением жизненной правды, которые на десятки лет предвосхитили раскрытие сущности этого нового тогда явления. Еще в пятидесятых-шестидесятых годах прошлого века выставлялись всерьез образцы честного приобретательства и предпринимательства, писалось о «честной чичиковщине». Гоголь в 1841 г. смотрел на своего героя куда более трезво и проницательно. Все, что до сих пор происходило с Павлом Ивановичем Чичиковым, - это еще только, так сказать, предыстория характера. Но она исследована с таким искусством и с такой проницательностью, что все последующее в судьбе героя воспринимается читателем как нечто абсолютно закономерное и естественное в развитии характера. Прошлое Чичикова исчерпывающе объясняет его настоящее.

Отчаявшись сделать служебную карьеру, Чичиков решил коренным образом изменить свою жизнь. Он задумал стать помещиком. Вот тут-то мы и подходим к главной фазе чичиковской биографии. В эпопее с «мертвыми душами» наиболее ярко раскрылись дьявольская энергия и изобретательность Чичикова. О служебной карьере он никогда и не мечтал. Служба его занимала лишь как средство обогащения. Восхищение Чичикова вызывали не люди, обладающие высоким саном, а люди, обладающие капиталом. Впервые в русской литературе с такой замечательной пластичностью предстала психология и философия денежного человека, «миллионщика».

Это был «новый» человек в России, вызывающий к себе величайший интерес и любопытство. Помещик вел полунатуральное хозяйство. Его закрома ломились от избытка хлеба и всего того, что производила земля, но он нуждался в деньгах. Вспомним, с каким остервенением торгуются с Чичиковым за каждую копейку самые «хозяйственные» помещики Коробочка и Собакевич. Нуждаются в деньгах и городские чиновники, размеры жалованья которых явно не соответствуют тому широкому образу жизни, к коему каждый из них стремится. Повсеместно распространены казнокрадство, взятки, поборы. Истинным хозяином жизни становится капитал.

Без роду и племени, он бесцеремонно вторгался в светские гостиные и все более напористо оттеснял в различных областях общественной жизни дворянскую аристократию. Вопрос о силе денег, обаянии миллиона серьезно тревожил русских писателей начала прошлого века. Они подметили и характер человека, захваченного этим обаянием. Но это еще была фигура вроде пушкинского Германна, обманутого «пиковой дамой» и сошедшего с ума. В 1835 г. Гоголь опубликовал первый вариант «Портрета», в котором тема денег приняла еще более фантастическую окраску и прямо была связана писателем с дьявольским наваждением. Ссылка на дьявола ничего не объясняла, и в 1841 году, как мы знаем, почти в одно время с «Мертвыми душами», Гоголь закончил кардинальную переработку повести.

Фантастический элемент в значительной мере (не без влияния критики Белинского) был ослаблен и усилены реалистические мотивы. В этой редакции повести герой, захваченный жаждой денег, кончает сумасшествием и гибелью. В «Мертвых душах» взят характер, для которого приобретательство - не внешняя страсть, ломающая талант и жизнь, а сама суть, постоянная жизнь этого хар

    Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников...

    Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842...

    Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над поэмой “Мертвые души”, сюжет которой был ему подсказан Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать роман о России, и был очень благодарен Пушкину за идею. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного...

    А разве мне всегда весело бороться с ничтожным грузом мелких страстей, идти об руку с моими странными героями? О, сколько раз хотел бы я ударить в возвышенные струны, увлечь гордо за собой поклонников и с торжеством приковать их к победной своей колеснице....

Сочинения по литературе: Сатира в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Имя Н. В. Гоголя принадлежит к величайшим именам русской литературы. В своем творчестве он предстает и как лирик, и как фантаст, и как сказочник, и как язвительный сатирик. Гоголь одновременно является писателем, творящим мир своего «солнечного» идеала, и писателем, раскрывающим «пошлость пошлого человека» и «мерзости» российских порядков.

Наиболее значительным произведением, работу над которым Гоголь рассматривал как дело всей своей жизни, стала поэма «Мертвые души», где он раскрыл жизнь России со всех ее сторон. Главным стремлением автора было показать, что существующие крепостнические порядки, торговля людьми не только несут с собой бесправие, темноту, обнищание народа и разложение самого помещичьего хозяйства, они уродуют, губят, лишают человечности саму человеческую душу.

Еще большего правдоподобия картины духовного обнищания и омертвения автор достигает путем изображения губернского города и его чиновников. Здесь, в отличие от жизни в помещичьих усадьбах, кипит бурная деятельность и движение. Однако вся эта деятельность лишь внешняя, «механическая», открывающая истинную духовную пустоту. Гоголь создает яркий, гротескный образ города, «взбунтованного» толками о странных действиях Чичикова. «...Все пришло в брожение, и хоть бы кто-нибудь мог что-либо понять... Пошли толки, толки, и весь город заговорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичикова, и все, что ни есть, поднялось. Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!» При этом над всеми нависло тяжелое ожидание возмездия. В разгар общей суматохи почтмейстер делится с другими «остроумным» открытием, что Чичиков - капитан Копейкин, и рассказывает историю последнего.

Создавая образ постепенно деградирующей России, Гоголь не упускает ни одной мелочи и детали. Наоборот, он заостряет на них внимание читателя, так как уверен, что именно из мелочей и состоит сущность всей окружающей действительности; именно они таят в себе источник зла, потому и приобретают в поэме грозный символический смысл.

В своем произведении Н. В. Гоголь наилучшим образом достиг цели, которую формулировал следующим образом: «...Я думал, что лирическая сила, которой у меня был запас, поможет мне изобразить так... достоинства, что к ним возгорится любовью русский человек, а сила смеха, которого у меня также был запас, поможет мне так яро изобразить недостатки, что их возненавидит читатель, если бы даже нашел их в себе самом».

Тип урока: формирование знаний, умений и навыков.

Цели урока: 1) определить роль иронии в поэме как элемента стиля Гоголя; 2) проанализировать главу 1.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

– Гоголь использует в поэме “Мертвые души” иронию, которая пронизывает всю поэму. Какова роль иронии в тексте автора?

III. Беседа с учащимися.

– Кто является рассказчиком в поэме “Мертвые души”?

(Писатель. Но это не просто Гоголь: перед нами обобщенный образ, в нем отражены взгляды, стремления, настроения, идеалы Гоголя и вместе с тем – черты русского писателя-патриота.)

– Где в тексте 1 главы Гоголь говорит о себе?

(В упоминании о шерстяной косынке, “какую женатым приготовляет своими руками супруга, снабжая приличными наставлениями, как закутываться, а холостым, наверное, не могу сказать, кто делает, бог их знает: я никогда не носил таких косынок” и т.д.)

– Но еще более важным признаком присутствия автора является тон повествования: ирония чувствуется во всем многообразии ее оттенков.

– Прочитайте описание Чичикова. Где в тексте описания встречается авторская ирония?

– Прочитайте описание трактира, найдите гиперболу.

(Половой в трактире был “живым и вертлявым до такой степени, что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо”. В окне “помещался сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно было подумать, что на окне стояло два самовара, если бы один самовар не был с черною, как смоль бородою”.)

– Прочитайте сцену бала у губернатора. Отметьте сатирическое сравнение, которое использует автор поэмы.

(Уподобление гостей на балу у губернатора рою мух на сахаре. В этом сравнении два плана. Один – внешний: кавалеры в черных фраках похожи на мух, дамы в белых платьях с блестящими украшениями сверкают, как обломки сахара в солнечный день. Второй – внутренний: вся губернская аристократия подобна докучливым мухам, способным “засидеть” что угодно.)

– Гоголь использует в поэме пародию. Перечитаем описание городского сада. Гоголь здесь пародирует стиль официальных газетных статей, восхваляющих “благоденствие” России в николаевское время.

– Таковы некоторые формы гоголевского смеха в поэме. Но почему же Гоголь говорит, что ему еще долго предстоит “озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать ее сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы”? О ком эти слезы?

(Вчитаемся, например, в сопоставление толстых и тонких и мы увидим обмеление человеческой души. Именно эти толстые ловко обделывают свои дела и набивают шкатулки, а тонкие, служащие “больше по особенным поручениям” и спускающие “на курьерских все отцовское добро” – все это “цвет” общества, это те, что управляют Россией)

IV. Доклады учащихся: “О чем рассказывают вещи Чичикова о своем хозяине?”, “История с афишей”, “Речевая характеристика Чичикова”.

V. Итог урока. Ясно одно, что герой наш – тертый калач, много повидал в жизни, умен, ловок и неплохо знает людей.