Презентация на тему: "Карильон: история создания и исполнительства в Европе. Карильон в России". История карильона Небольшой экскурс в историю

Если среди музыкальных инструментов провести конкурс на «самый тяжелый» — вне всякого сомнения, победит карильон. И не удивительно: ведь карильон — это не менее 23-х бронзовых колоколов, настроенных по хроматическому ряду (что дает музыкальный диапазон в две октавы). При росте числа колоколов диапазон инструмента может достигать шести октав. В свою очередь, вес колокольного набора чемпиона-тяжеловеса среди карильонов составляет 91 тонну, а находится этот гигант в Нью-Йорке в Риверсайд-церкви Рокфеллеровского мемориала. Колокольное «вооружение» инструмента — 74 колокола, самый большой из которых весит 18,6 т и имеет 3,5 м в диаметре, а самый маленький — лишь 4,5 кг. Однако это лишь третий карильон в мире по числу колоколов. Инструмент, имеющий больше всего колоколов — 77 — расположен в Блумфилд-Хиллз (Bloomfield Hills), США , за ним следует карильон города Галле (Halle), Германия , имеющий 76 колоколов.

Как же устроен этот удивительный инструмент? Звучащее тело здесь — закрепленный неподвижно колокол, в который ударяет подвешенный изнутри язык, специально подведенный к юбке колокола для облегчения управления. При этом каждый колокол настроен на определенную ноту. Языки колоколов при помощи проволочной трансмиссии соединены с клавиатурой, с которой и осуществляется управление колоколами. Карильонная клавиатура очень напоминает органную, только играют на ней, ударяя кулаками и ногами по клавишам-рычагам. Зачастую «ручное» управление сочетается с возможностью работы инструмента в автоматическом режиме. Раньше для автоматического управления использовали огромные барабаны с отверстиями, в которые вставлены колки (они до сих пор сохранились у старых карильонов), сейчас автоматическое управление чаще осуществляется с помощью компьютера. Обычно карильоны размещали и размещают на церковных или городских башнях, но инструмент это скорее светский, прямого отношения к церкви и церковным службам не имеющий.

Искусство игры на карильоне в старину считалось очень престижным и ответственным и традиционно передавалось от отца к сыну. Выборы городского звонаря-карильонера выливались в настоящий праздник. В наше время существует несколько школ, обучающих игре на карильоне. На нем «…можно исполнять разные мелодии: оригинальную музыку барокко , романтическую музыку XIX века и современные ритмы, музыку XX века и даже фольклорные мотивы»,— говорит директор Королевской школы карильона в Мехелене (Бельгия) Йо Хаазен. Наибольшее распространение карильон получил в Западной Европе и Северной Америке . В 1978 году была создана Всемирная карильонная федерация.

Небольшой экскурс в историю

Если следовать определению карильона как инструмента, насчитывающего не менее двадцати трех настроенных колоколов, то первые карильоны появились не в Европе, как это зачастую принято считать, а в Древнем Китае . При раскопках в «Поднебесной» во второй половине ХХ века археологи обнаружили колокольные наборы, которые датируют приблизительно V веком до н.э. Например, в 1978 году в провинции Хубей был найден набор из шестидесяти пяти колоколов с музыкальным диапазоном пять октав. Эти удивительные инструменты требуют отдельного рассказа, упомяну лишь, что каждый колокол обнаруженных инструментов мог издавать звук в двух музыкальных тонах в зависимости от места удара в него.

Перенесемся на две тысячи лет вперед, в Европу, где в XV веке совершенно независимо появился европейский карильон. Его родиной считают Северную Францию и Нидерланды . Сначала это были наборы колоколов для башенных часов (в конце XIV века), но постепенно они приобрели и самостоятельное значение в качестве музыкального инструмента. В старых хрониках первое упоминание об исполнении «мелодий на колоколах» датируется 1478 годом. Именно тогда в городе Дюнкерк был опробован набор колоколов, на котором Ян ван Бевере (Jan van Bevere) к удивлению и удовольствию присутствующей публики воспроизвел даже музыкальные аккорды. Ван Бевере называют также изобретателем клавиатуры для колокольной игры. Из тех же хроник известно, что в 1481 году некий Дваас (Dwaas) играл на колоколах в Аальсте, а в 1487 — Элизеус (Eliseus) в Антверпене. Из текстов неясно, каким составом колоколов управляли музыканты, но, скорее всего, это были так называемые глокеншпили (Glockenspiel — дословно: колокольная игра) с относительно небольшим набором колоколов. В 1510 году упоминается инструмент с музыкальным валиком и девятью колоколами из Ауденаарде (Oudenaarde). А через 50 лет появился даже передвижной карильон. Дальнейшее развитие инструмента шло в сторону увеличения числа колоколов. Одни и те же колокола на башнях практично использовались для игры посредством клавиатуры (как карильон) и для механического часового звона (как куранты).

Нельзя не признать, что карильон — это очень дорогой инструмент, поэтому трудно было ожидать его широкого распространения. Однако бурное развитие региона Северного моря и больших торговых городов дало финансовую основу для развития карильонного дела в XVI — первой половине XVII века. Карильон стал символом богатства и престижа города. Карильоны были построены в Аденанде, Лёвене, Тертонде, Генте, обзавелись карильонами Мехелен и Амстердам, затем Делфт.

Параллельно с увеличением числа колоколов в карильонах совершенствовалась клавиатура, что существенно облегчило игру музыканта-карильонера. Во второй половине XVII века в Голландии особой известностью пользовались карильоны работы братьев Франца и Петера Хемони. В литературе есть сведения, что первый хорошо настроенный карильон с клавиатурой и слаженным звучанием пятидесяти одного колокола был представлен именно ими в 1652 году в Зутфене (Zutphen), Нидерланды.

Но как только начались торговые войны между Нидерландами и Англией , а затем, во второй половине XVII века, еще и война за испанское наследство, благополучие региона резко упало. В начале XVIII века наступил экономический спад, и как следствие этого — падение интереса к карильонам и литью колоколов.

Карильонный ренессанс наступил в конце XIX века. Особую популярность имели тогда концерты в Мехелене (Бельгия), которые давал летними вечерами Жеф Денин (Jef Denyn) на знаменитом карильоне городской башни у собора Св. Ромбольта. (Сейчас карильонные концерты в Мехелене проводятся по субботам, воскресеньям и понедельникам, это уже давно стало городской традицией). Проявила интерес к карильонам и Америка, узнав о них... из прессы. Вспыхнувшая в Европе Первая мировая война вновь помешала расцвету карильонного дела. Но забыты карильоны не были...

Сейчас больше всего этих инструментов в Нидерландах: там их насчитывается более ста восьмидесяти (только в одном Амстердаме их семь, не считая мобильного), в Бельгии — 92, во Франции — 55, в Германии — 33, в Северной Америке — около 180... А выпускают карильоны несколько европейских литеен в Нидерландах, Швейцарии и Франции.

Малиновые звоны Мехелена

Признанная столица карильонной музыки — «виновник» карильонного ренессанса, бельгийский город Мехелен (Mechelen, или по-французски Малин, от французского имени этого города в России и пошло, как считают, выражение «малиновый звон»). Именно в Мехелене проводится самый престижный международный конкурс, носящий имя бельгийской королевы — «Королева Фабиола». Здесь же проходят самые представительные фестивали и концерты колокольной музыки, а также научные конференции, посвященные теоретическим проблемам карильонного искусства. В Мехелене действуют четыре больших карильона: три инструмента размещены в башнях городских соборов, четвертый — передвижной — установлен на деревянной площадке с колесами (его выкатывают на площадь во время праздников). В этот карильон входит самый старый колокол Мехелена, отлитый в 1480 году. Интересно, что настройка карильонов до сих пор происходит по старинке — не по камертону, а по звуку скрипки.

Оригинальным достижением в карильоностроении явилась конструкция мобильного карильона музыканта из Нидерландов Будивижна Зварта, городского карильонера Амстердама, победителя одного из конкурсов «Королева Фабиола». По его проекту в 2003 года был изготовлен инструмент, состоящий из 50-ти колоколов общим весом около трех тонн (колокола от 8 до 300 кг). Колокола компактно размещены на специальном прицепе. Прицеп небольшой и может буксироваться даже легковой автомашиной. Более того, этот карильон при необходимости может быть разделен на три части и сравнительно легко доставлен в любое помещение. Одни из первых концертов на этом карильоне Зварт дал во время музыкального фестиваля в Дрездене (Германия) с 19 мая по 15 июня 2003 г. на открытых площадках города. Исполнялись произведения И.-С. Баха , Моцарта , Вивальди , Корелли , Шуберта и Глюка , а также импровизации на темы нидерландской народной музыки и мелодии русских народных песен. Карильон «спустился» с башни на землю и стал ближе к людям. И поскольку далеко не каждый город обладает стационарным инструментом, мобильный карильон - это возможность услышать колокольную музыку практически в любом месте…


Карильон Петра Великого

В России первый карильон появился благодаря «западнику» Петру I , который купил в Голландии в 1720 году двое механических курантов и карильон в 35 колоколов. Но «запеть» голландский карильон смог только через четверть века, когда его установили в Петербурге на колокольне Петропавловского собора. К сожалению, этот карильон погиб при пожаре в 1756 году. Императрица Елизавета Петровна заказала новый инструмент, состоявший из 38 колоколов. Его установили в 1776 году, через 80 лет карильон расстроился, и в 1858-ом его частично демонтировали: были сняты клавиатура и часть колоколов. После революции карильон был практически уничтожен.

Во время подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга возникла идея восстановления петропавловского инструмента. Королевская школа карильона в Мехелене создала международный проект «Восстановление Петропавловского карильона», вдохновителем и основной «движущей силой» которого стал Йо Хаазен. Он помог найти более 350 спонсоров, и в результате незадолго до своего юбилея Петербург получил прекрасный подарок — новый карильон из 51 колокола, общим весом 15 тонн. Самый большой колокол весит 3075 кг, самый маленький — 10 кг. Литье, установку и настройку карильона осуществила Королевская литейня «Петит и Фритцен» («Petit and Fritsen» , Нидерланды). Первый карильонный концерт на новом инструменте состоялся в Петербурге 15 сентября 2001 года. Теперь на колокольне Петропавловского собора три уровня звона: новый карильон, 18 сохранившихся колоколов старого голландского карильона XVIII века (они будут «работать» как куранты) и православная звонница из 22-х колоколов — всего 91 колокол!

К своему 300-летию Петербург получил еще один карильон — на Крестовском острове. Это 27-метровая арка-звонница, на которой установлены 23 карильонных колокола с автоматическим управлением от компьютера и 18 русских неавтоматических колоколов. Автор проекта арки-звонницы — московский архитектор Игорь Гунст . Карильонные колокола отлиты тоже фирмой «Петит и Фритцен». По замыслу создателей здесь будет звучать духовная и светская музыка, а также русские колокольные звоны.

В 2005 г. свое 300-летие отмечал уже Петергоф. На свой юбилей он также получил карильон из 51-го колокола общим весом 12 т. Инструмент размещен в Верхнем парке Петергофа на высоте 50 м. Предшественником этого карильона был хрустальный карильон, изготовленный в 1723 г мастером Яганом Ферестером, на 56-ти колоколах которого с помощью механизма, приводимого в действие силой падающей воды, исполнялись музыкальные пьесы. К сожалению, этот инструмент был практически полностью утрачен: сохранился только один колокольчик.

Пока карильон для России — экзотика, тем более что традиционный русский православный звон основан не на мелодии, а на ритме. Пока у нас всего два «полномасштабных» карильона (автоматический крестовский не в счет: он не требует вмешательства человека, да и имеет лишь минимальный для карильона колокольный набор). Но нет сомнения в том, что этот светский инструмент уже приобрел немало поклонников среди тех наших соотечественников, кому посчастливилось слушать концерты, которые дает в Петербурге и Петергофе все тот же неутомимый Йо Хаазен. Более того, он организовал в Петербурге класс игры на карильоне. Так что у нас все только начинается.

КАРИЛЬОН (фр. и англ. – carillon, нем. – Glockenspiel, нидерл. - beiaard) – ударный музыкальный инструмент, представляющий собой набор колоколов, настроенных по диатоническому или хроматическому звукоряду и соединённых с помощью системы рычагов и тяг со специальной клавиатурой. Карильоны, получившие распространение в странах Западной Европы с конца 15 в., обычно устанавливались на городских ратушах и церковных колокольнях, которые поэтому часто называли «поющими башнями».

Родиной карильона считается Фландрия – ныне северная часть Бельгии, которая ранее входила в состав Нидерландов. «Золотой век» этого инструмента начался в середине 17 столетия, когда нидерландскими мастерами были созданы колокола, обладающие чрезвычайно чистым тоном. Из Фландрии карильоны распространились по другим странам и уже к началу 18 в. завоевали в Европе огромную популярность. Однако французская революция нанесла карильонному искусству большой удар: многие церкви и колокольни были разрушены, сотни колоколов потеряны. Число звучащих карильонов ещё больше сократилось после первой мировой войны. Карильонное искусство получило вторую жизнь в 20 в. благодаря деятельности известного бельгийского музыканта Жефа Денейна (1862 – 1941), который внёс значительные усовершенствования в конструкцию карильона, сделал его настоящим концертным инструментом и основал в 1922 г. первую в мире Королевскую школу карильона в г. Мехелене. С этого времени карильоны вновь быстро распространяются по миру.

Современные карильоны в основном имеют диапазон около 4 октав и насчитывают 48-49 колоколов. Исполнитель управляет ими с помощью двух клавиатур – ручной (мануала) и ножной (педали). На мануале играют кулаками, на педали же носками ног.

Самым знаменитым карильоном в Европе несомненно является карильон собора Св. Ромбальда в бельгийском городе Мехелене. Согласно легенде, вошедшее в русский язык определение "малиновый звон" происходит от французского названия города Мехелена - Малин. Так назвал когда-то перекличку мехеленских колоколов восхищённый Пётр I. Позже он привёз в Россию не менее 5 карильонов из Нидерландов. Из них только карильон Петропавловского собора в Санкт-Петербурге дожил до наших дней.

В 1991 г. директор мехеленской Королевской школы карильона Йо Хазен выступил с инициативой возродить традицию игры на карильоне в России. После ряда дискуссий было принято решение оставить старый карильон Петропавловского собора в том виде, в котором он сохранился (его колокола связаны с курантами и используются только для автоматического вызванивания несложных мелодий) и подарить Санкт-Петербургу новый концертный инструмент, отвечающий всем современным требованиям.

15 сентября 2001 г. в Петропавловской крепости состоялось торжественное открытие нового «фламандского карильона». Этот инструмент включает в себя 51 колокол. Самый большой из его колоколов имеет диаметр 1,7 метра и весит более 3 тонн (3075 кг), а самый маленький имеет диаметр всего 19 см, но при этом весит 10,3 кг. Колокола были изготовлены Королевской колокололитейной мастерской «Пти и Фритсен» из местечка Арле-Рикстел в Нидерландах. Общий вес всего колокольного набора составляет 15160 кг, а инструмента в целом – 25 тонн. Осуществление этого уникального международного проекта стало возможным благодаря поддержке 353 спонсоров из разных стран, чей общий вклад в создание инструмента составил почти 300 тыс. долларов.

Марина Невская 2002 г. XXX

"Студент амстердамский" герой упоминает карильон, который купил Петр Первый для Петропавловского собора в Голландии.

Карильон представляет собой род органа, где вместо труб используются колокола, числом не менее 23. Языки колоколов соединены проволокой с огромными клавишами. Пальцем задействовать такую клавишу невозможно, приходится пускать в ход кулаки, ну, а по педалям - ноги. (Колокола Петергофского карильона были сделаны из стекла, а звучали они от воды, которая приводила в действие скрытые механизмы.)

Заказанный Петром Великим для Петропавловского собора карильон состоял из 35 колоколов, но, как пишут в http://www.utrospb.ru/articles/23432/ , был уничтожен молнией в 1756 году. Через 20 лет установили новый карильон, который звучал до 1840 года. Петр заказал карильоны также для Исаакиевского собора, Петергофа, Архангельска, в Московский Кремль, но успел осуществить не все свои намерения.
В 1991 году усилиями Йо Хазена, директора бельгийской Королевской школы карильона в г. Мехелене, при всесторонней поддержке и участии Государственного музея истории Санкт-Петербурга, началось создание карильона для Петропавловского собора. В проекте принимали участие специалисты и спонсоры со всего мира: Ее Величество Королева Бельгии Фабиола, бельгийский Фонд имени Короля Бодуэна, Правительство провинции Фландрия, власти фламандских городов и общин, предприятия и финансовые учреждения, культурные сообщества, школы и университеты, а также простые граждане Бельгии, России, Англии, Германии, Литвы, Нидерландов, Новой Зеландии, Португалии, США и Японии.
Теперь на колокольне Петропавловского собора три уровня звона: новый фламандский карильон, 18 сохранившихся колоколов старого голландского карильона XVIII века (они будут "работать" как куранты) и православная звонница из 22-х колоколов, всего 91 колокол.
Карильон Петропавловской крепости звучит в диапазоне четырех октав. Самый большой колокол весит 3075 кг, самый маленький – 10 кг. На этом «колокольном органе» исполняют любые музыкальные произведения от фуг Баха до современных джазовых импровизаций и фольклорной музыки. Первый карильонный концерт на новом инструменте состоялся в Петербурге 15 сентября 2001 года.
Должна признаться, что при быстрой игре звуки сливаются и произведение звучит плохо. Удачнее звучит на карильоне медленная музыка. Йо Хазен также согласен, что джаз карильону противопоказан, и вообще, при выборе пьес необходимо учитывать обертоны, реально звучащие на сильных долях тактов. Так что лучше слушать в исполнении карильона либо переложения медленной хоровой музыки, либо специально написанные для этого инструмента произведения.
Отрывки из произведений великих композиторов, написанные с использованием этого инструмента, находятся по адресу http://get-tune.net/?a=music&q=%EA%E0%F0%E8%EB%FC%EE%ED Тут и "Волшебный карильон" из "Жар-птицы Стравинского, и Симфония Карильоны из оратории "Саул" Генделя, и целый ряд обработок литовских народных песен для карильона Г. Купрявичюса.
Интересный рассказ о карильоне, с интервью Йо Хазена на русском языке, находится по адресам https://www.youtube.com/watch?v=Q5RLBOep-70 и https://www.youtube.com/watch?v=GUqeFHRFCNo

На площади перед Петропавловским собором ставят скамейки, и все присутствующие могут наслаждаться особенным колокольным звоном. Фестивали проходят в конце июня - начале июля, когда в городе царят белые ночи.
Однажды, 3 года назад, аномально жарким летом 2010 года, моя тетушка решила пойти на концерт карильонной музыки. Он начинался в 11 часов вечера, и она решила, что ночью будет прохладнее. Каково же было ее удивление, когда она увидела, что просто-напросто сгорела на солнце.

Диапазон Родственные инструменты Музыканты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Производители

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Связанные статьи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Звучание инструмента

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Логотип Викисклада Карильон на Викискладе

Действующие карильоны

  • Колокольня Петропавловского собора
  • Западное побережье Крестовского острова (Приморского парка Победы)
  • Башня Кавалерского дома на улице, обрамляющей Верхний сад с восточной стороны.
  • На площади возле Ледового Дворца
  • Возле здания Сбербанка на ул. Пролетарской
  • Мобильный (на платформе автомобиля)
  • Военный музей им. Витаутаса Великого
  • Карильон на здании старой почты.
  • Карильон на Колокольной башне в центре города.
  • Башня обозрения
  • Бывшее здание правления банка «Banobras» (специальная башня высотой 125 метров, самый высокий в мире карильон)
  • Новая ратуша
  • На крыше здания городской ратуши в Старом городе

См. также

Напишите отзыв о статье "Карильон"

Примечания

Литература

  • Пухначев Ю.В. Колокола в социалистическом городе // Колокола: История и современность. М.: Наука, 1985. С. 273-279.
  • Тосин С.Г. Колокола и звоны в России. 2-е изд., переработ. и доп. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. С. 224-225.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Карильон

Караффа был спокоен и сдержан, что говорило о его полной уверенности в своей победе... Он даже на мгновение не допускал мысли, что я могла бы отказаться от такого «интересного» предложения... И уж особенно в моём безысходном положении. А вот именно это и было самым пугающим... Так как я, естественно, собиралась ему отказать. Только, как это сделать я пока что не имела ни малейшего представления...
Я огляделась вокруг – комната потрясала!.. Начиная с вручную сшитых переплётов старейших книг, до папирусов и рукописей на бычьей коже, и до поздних, уже печатных книг, эта библиотека являлась кладезем мировой мудрости, настоящим торжеством гениальной человеческой Мысли!!! Это была, видимо, самая ценная библиотека, которую когда-либо видел человек!.. Я стояла, полностью ошеломлённая, завороженная тысячами со мной «говоривших» томов, и никак не могла понять, каким же образом это богатство могло ужиться здесь с теми проклятиями, которые так яро и «искренне» сыпала на им подобное инквизиция?... Ведь для настоящих инквизиторов все эти книги должны были являться самой чистой ЕРЕСЬЮ, именно за которую люди горели на кострах, и которая категорически запрещалась, как страшнейшее преступление против церкви!.. Каким же образом здесь, в подвалах Папы, сохранились все эти ценнейшие книги, которые, якобы, во имя «искупления и очищения душ», до последнего листочка, сжигались на площадях?!.. Значит, всё, что говорили «отцы-инквизиторы», всё, что они творили – было всего лишь страшной завуалированной ЛОЖЬЮ! И эта безжалостная ложь глубоко и крепко сидела в простых и открытых, наивных и верующих человеческих сердцах!.. Подумать только, что я когда-то была абсолютно уверена, что церковь была искренна в своей вере!.. Так как любая вера, какой бы странной она не казалась, для меня всегда воплощала в себе искренний дух и веру человека во что-то чистое и высокое, к чему, во имя спасения, стремилась его душа. Я никогда не была «верующей», так как я верила исключительно в Знание. Но я всегда уважала убеждения других, так как, по моему понятию, человек имел право выбирать сам, куда направить свою судьбу, и чужая воля не должна была насильно указывать, как он должен был проживать свою жизнь. Теперь же я ясно видела, что ошиблась... Церковь лгала, убивала и насиловала, не считаясь с такой «мелочью», как раненая и исковерканная человеческая душа...

Карильон - это музыкальный инструмент, состоящий из набора колоколов (числом не менее 23-х), настроенных по хроматическому ряду в диапазоне от двух до шести октав. Колокола карильона закреплены неподвижно, в них ударяют подвешенные внутри языки. Языки колоколов при помощи проволочной трансмиссии соединены с клавиатурой, с которой и осуществляется управление колоколами. Обычно карильоны размещали и размещают на церковных или городских башнях. Искусство игры на карильоне считалось очень престижным и ответственным и традиционно передавалось от отца к сыну. В старину выборы городского звонаря-карильонера выливались в настоящий праздник. В наше время есть несколько школ, обучающих игре на карильоне.

Современный инструмент в какой-то мере можно сравнить с органом: музыкант сидит в специальной кабине за столом с педалями и двойным рядом клавиш в виде рукояток. Карильонер играет, ударяя кулаками по клавиатуре или ногами по педалям.

Карильон скорее не церковный, а светский инструмент. На нем "можно исполнять разные мелодии: оригинальную музыку барокко, романтическую музыку XIX века и современные ритмы, музыку XX века, даже фольклорные мотивы" (Йо Хаазен, директор Королевской школы карильона в Мехелене, Бельгия) . Большое распространение карильон получил в Западной Европе и Северной Америке. С 1978 года существует Всемирная карильонная федерация.

Краткая история карильона

Первые карильоны, которые датируют приблизительно V веком до н.э., были обнаружены археологами в Китае (В 1978 году при раскопках в провинции Хубей был найден набор из 65 колоколов диапазоном 5 октав, датируемый V веком до н.э.) .

В Европе (Северная Франция и Нидерланды) карильоны известны с XV века. В начале наборы колоколов появились на башенных часах (в конце XIV века), но затем приобрели и самостоятельное значение в качестве музыкального инструмента. В старых хрониках первое упоминание об исполнении "мелодий на колоколах" датируется 1478 годом. Именно тогда в городе Дюнкерк был опробован набор колоколов, на котором Ян ван Бевере (Jan van Bevere) к удивлению и удовольствию присутствующей публики воспроизвел даже музыкальные аккорды. Яна ван Бевере называют также изобретателем клавиатуры для колокольной игры. Из тех же хроник известно, что в 1481 году некий Дваас (Dwaas) играл на колоколах в Аальсте, а в 1487 - Элизеус (Eliseus) в Антверпене. Однако не известно, каким составом колоколов управляли музыканты, скорее всего, это были так называемые глокеншпиль (Glockenspiel - дословно: колокольная игра) с небольшим набором колоколов. В 1510 году упоминается инструмент с музыкальным валиком и девятью колоколами из Ауденаарде (Oudenaarde). А через 50 лет появился даже передвижной карильон. Дальнейшее развитие инструмента шло в сторону увеличения числа колоколов. Одни и те же колокола на башнях практично использовались для игры посредством клавиатуры (как карильон) и для механического звона (как куранты).

Нельзя не признать, что карильон очень дорогой инструмент, поэтому трудно было ожидать его широкого распространения. Однако бурное развитие региона Северного моря и больших торговых городов дало финансовую основу для развития карильонного дела в XVI - первой половине XVII века. Карильоны были построены в городах Аденанде, Лёвене, Тертонде, Генте. Постепенно увеличивалось число колоколов в карильонах, совершенствовалась клавиатура, что существенно облегчило работу карильонера. Обзавелись карильонами Мехелен и Амстердам (и не одним!), затем Делфт. Во второй половине XVII века в Голландии особой известностью пользовались карильоны работы братьев Франца и Петера Хемони. В литературе есть сведения, что первый хорошо настроенный карильон с клавиатурой и слаженным звучанием 51 колокола был построен ими в 1652 году в Голландии. (На фотографиях - клавиатура и некоторые колокола старого, в настоящее время уже не действующего, карильона XVII века работы Хемони, который можно увидеть в башне Западной церкви Амстердама.)

Но как только начались торговые войны между Голландией и Англией, а затем, во 2-ой половине XVII века, еще и война за испанское наследство, благополучие региона резко упало. В начале XVIII века наступил экономический спад, и как следствие этого - падение интереса к карильонам и литью колоколов.

Ренессанс для карильонов наступил в конце XIX века. Особую популярность имели тогда концерты, которые давал летними вечерами Жеф Денин (Jef Denyn) на знаменитом карильоне мехленского собора. (Сейчас карильонные концерты в Мехелене проводятся в субботу, воскресенье и понедельник, это уже давно стало городской традицией.) Проявила интерес к карильонам и Америка, узнав о них... из прессы. 2-ая мировая война помешала дальнейшему расцвету карильонного дела. Но забыты карильоны не были.

Немного статистики

Как считают, за все время было построено около 6 тысяч карильонов. Большинство их погибло во время войн... Сейчас в мире насчитывается около 900 карильонов. Самый большой из них (по весу: 102 тонны бронзы!) находится в Нью-Йорке в Риверсайд-церкви Рокфеллеровского мемориала. Он состоит из 74 колоколов, самый большой колокол имеет 3,5 метра в диаметре и весит 20,5 тонн. Но это только третий карильон мира по числу колоколов. Инструмент, имеющий больше всего колоколов - 77 - расположен в Бломфельд Хилз (Bloomfield Hills), США; за ним следует карильон Халле (Halle), Германия, имеющий 76 колоколов.

Еще немного "карильонной статистики" с точки зрения географии: в Голландии насчитывается, более 180 карильонов (только в одном Амстердаме 7, не считая мобильного), в Бельгии - их около 90, во Франции - 53, в Германии - 35, в США - по меньшей мере 157… Передвижных карильонов в мире не менее 13. (На фотографиях - два карильона Амстердама: слева - Монетная башня, справа - колокольня Южной церкви) .


Мехелен - столица карильонной музыки

Признанная столица карильонной музыки - бельгийский город Мехелен (Mechelen, или Малин, как его называют по-французски, от французского имени этого города в России и пошло выражение "малиновый звон"). В Мехелене проводится самый престижный международный конкурс, который носит имя бельгийской королевы - "Королева Фабиола", здесь проходят самые представительные фестивали и концерты колокольной музыки, а также научные конференции, посвященные теоретическим проблемам этого искусства. В Мехелене действуют 4 больших карильона, в которые входят 197 колоколов. Три из них размещены в звонницах городских соборов, четвертый - передвижной - установлен на деревянной площадке с колесами, его выкатывают на площадь во время праздников. В этот карильон входит самый старый колокол Мехелена, отлитый еще в 1480 году. Интересно, что настройка карильонов до сих пор происходит по старинке - не по камертону, а по звуку скрипки.

В Мехелене находится Королевская школа карильона, которая была основана в 1922 году и называется "Жеф Денин" - по имени своего основателя и первого директора. Здесь постигают искусство игры на карильоне музыканты из многих стран мира. В 1992 году впервые сюда приехали учиться студенты из России. Обучение карильонеры проходят индивидуальное, и его полный курс длится шесть лет. Еще одна школа игры на карильоне находится в Голландии в Утрехте. (Два фото к этому абзацу взяты из информационной брошюры Школы, см. "Источники" ниже.)

Карильон в России

В России первый карильон появился благодаря Петру I, который заказал в Голландии двое механических курантов и карильон в 35 колоколов. Но запеть голландский карильон смог только четверть века спустя. Это произошло в Петербурге на колокольне Петропавловского собора. К сожалению, этот карильон погиб при пожаре в 1756 году. Императрица Елизавета Петровна заказала новый инструмент, состоявший из 38 колоколов. Его установили в 1776 году, но в 1856 году карильон расстроился, и в 1858-ом его частично демонтировали: были сняты клавиатура и часть колоколов. После революции карильон был практически уничтожен.

Королевская школа карильона в Мехелене создала международный проект "Восстановление Петропавловского карильона", вдохновителем и основной "движущей силой" которого стал Йо Хаазен, нынешний директор школы. Проект помог найти более 350 спонсоров, и в результате незадолго до своего 300-летия Санкт-Петербург получил прекрасный подарок - новый карильон из 51 колокола, общий вес которых - 15 тонн. Самый большой колокол весит 3075 кг, самый маленький - 10 кг. Литье, установку и настройку карильона осуществила Королевская литейня "Петит и Фритцен" ("Petit and Fritsen", Нидерланды). Первый карильонный концерт на новом инструменте состоялся в Петербурге 15 сентября 2001 года.

Теперь на колокольне Петропавловского собора три уровня звона: новый фламандский карильон, 18 сохранившихся колоколов старого голландского карильона XVIII века (они будут "работать" как куранты) и православная звонница из 22-х колоколов, всего 91 колокол!

2 августа 2007 года нам с мужем довелось присутствовать на концерте Йо Хаазена, который он давал в рамках Международного фестиваля "Душа колокола", проходившего в Петропавловской крепости Санкт-Петербурга. Нам удалось не только услышать интересную программу в исполнении замечательного музыканта, но и подробно осмотреть новый карильон Петропавловского собора и выставленные на его колокольне уцелевшие колокола старых инструментов. После своего выступления профессор Хаазен любезно подписал программу концерта, мы познакомились с ним в реальности (ранее контактировали лишь по интернету) и тепло побеседовали. Жаль, что этот концерт завершал программу выступлений, и Йо Хаазен вскоре уезжал из Петербурга.

К своему 300-летию Петербург получил еще один карильон - на Крестовском острове. Это 27-метровая арка-звонница, на которой установлены 23 карильонных колокола с автоматическим управлением от компьютера и 18 русских неавтоматических колоколов. Автор проекта арки-звонницы московский архитектор Игорь Гунст. Карильонные колокола для нее отлиты тоже фирмой "Петит и Фритцен" . По замыслу создателей здесь будет звучать духовная и светская музыка, а также русские колокольные звоны.

Современный передвижной карильон

Пожалуй, последним достижением в карильоностроении является конструкция оригинального мобильного карильона музыканта из Нидерландов Будивижна Зварта, карильонера Амстердама.

Этот карильон был изготовлен в 2003 году и состоит из 50-ти колоколов весом от 8 до 300 кг, общий вес которых около трех тонн. Колокола компактно размещены на специальном прицепе. Прицеп небольшой и может перемещаться даже легковой автомашиной. Более того, этот карильон при необходимости может быть разделен на три части и, таким образом, сравнительно легко доставлен в любое помещение.

Одни из первых концертов на этом карильоне Б. Зварт дал во время музыкального фестиваля в Дрездене (Германия) с 19 мая по 15 июня 2003г. Концерты проходили на открытых площадках города. Программа концертов была весьма разнообразна, в частности исполнялись произведения И.С. Баха, Моцарта, Вивальди, Корелли, Шуберта и Глюка, а также импровизации на темы нидерландской народной музыки и мелодии русских народных песен.