Проблемы пенсионного обеспечения педагогов. Досрочная пенсия работникам образовательных учреждений Проблемы пенсионного обеспечения педагогических работников

http://www.ypensioner.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1440:2010-11-12-17-55-31&catid=81:2009-04-06-16-49-05&Itemid=46

Виртуальная школа Пенсионера – будущего и настоящего

Данный материал размещен в ежемесячном корпоративном издании НПФ «Промагрофонд» СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ЗАПАС (2010 № 6 (013) 9).

В нем приведены любопытные статистические данные по положению педагогических работников, а также некоторые дополняющие статью Ольги Буланцевой материалы по пенсионному обеспечению педагогических работников.

О пенсионном обеспечении педагогических работников

Нынешний 2010 год, объявлен Го­дом учителя. Это дает основание надеяться, что в обществе зреет понимание того, что развитие Рос­сии напрямую зависит от уровня образования подрастающих граж­дан.

В самом деле, если мы хотим победить социальные пороки, по­высить продолжительность жизни людей, увеличить их социальную активность, просто лучше жить, мы должны серьезно задуматься об обучении тех, кто завтра придет нам на смену.

Учитель - главный че­ловек в обществе. Не политик, не банкир, не милиционер. Не только потому, что без учителя не было бы их. А потому что без учителя нет са­мого общества.

И отношение об­щества к учителю - это отношение общества к самому себе, к своему настоящему и будущему.

Вопрос назначения трудовых пенсий педагогическим работ­никам не простой.

Это связано в первую очередь с тем, что значи­тельно изменилось пенсионное законодатель­ство в период с 1990 по 2002 год, и во-вторых, администрации пе­дагогических учреждений в своих целях часто переименовывали эти учреждения и должности, вводили свои, не утвержденные норматив­ными документами. Все это за­трудняет назначение досрочных трудовых пенсий педагогам.

В настоящей статье мы пос­тарались осветить наиболее частые вопросы по назначению трудовой пенсии, возникающие у педаго­гических работников. (В статье не рассматриваются вопросы назначения трудовых пенсий работникам детских домов и специальных образовательных и учебно-вос­питательных учреждений.)

1. Основные нормативные документы, применяющиеся при установлении права на досрочную трудовую пенсию по возрасту педагогическим работникам.

Основной документ, по которо­му в настоящее время назначают­ся трудовые пенсии, в том числе и досрочные трудовые пенсии, - Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудо­вых пенсиях в Российской Феде­рации» (далее - Закон № 173-ФЗ).

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ трудовая пенсия назначается лицам, не менее 25 лет осущест­влявшим педагогическую деятель­ность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Зако­нодательство, действовавшее до 01.01.2002 (Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пен­сиях в Российской Федерации») содержало аналогичные нормы. Досрочная трудовая пенсия педагогам на­зывалась в то время трудовой пенсией за выслугу лет. Далее в статье мы бу­дем использовать определения, используемые в действующем законодательстве.

Определяющими документами являются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, даю­щей право на досрочное назначе­ние трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педаго­гическую деятельность в учреж­дениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федера­ции» и Правила исчисления этих периодов работы.

Список и Пра­вила утверждены Постановлени­ем Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее - Постановление № 781).

Кроме того, в отдельных случаях применяются норматив­ные документы Правительства РФ, действовавшие до принятия Постановления № 781, - это Пос­тановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утвержде­нии Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за вы­слугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других педагогических учреждениях для детей, и Правил исчисления сро­ков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагоги­ческой деятельностью в школах и других педагогических учрежде­ниях для детей» (далее - Поста­новление № 1067) иПостановле­ние Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педаго­гическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за вы­слугу лет» (далее - Постановление № 463).

Ранее действовавшие до­кументы могут использоваться при рассмотрении периодов работы, имевших место в период их дейс­твия. То есть при назначении трудовой пен­сии одному гражданину возможно применение Постановления № 463 до 1 ноября 1999 г., Постановления № 1067 - в период с 1 ноября 1999 г. по 12 ноября 2002 г. и Постановле­ния № 781 - с 12 ноября 2002 г.

При исчислении стажа работы в части, не урегулированной выше­указанными Правилами, применя­ются Правила исчисления пери­одов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответс­твии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Рос­сийской Федерации», утвержден­ные Постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516.

Анжелика Химбикиянова (Краснодар, Россия)

Пенсионное обеспечение - одна из важнейших государственных социальных гарантий, так как непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, как правило, составляющих свыше 25-30% населения любой страны, и косвенно - все трудоспособное население. Следует отметить, что еще в 1920-х годах были введены пенсии за выслугу лет работникам просвещения. На сегодняшний день педагоги пользуются правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Досрочной пенсией признается пенсия, которая устанавливается в связи с определенными обстоятельствами ранее достижения соответствующего пенсионного возраста тем гражданам, которые имеют полный трудовой стаж, в том числе специальный. Таким правом пользуются педагоги, которые отработали в детских учреждениях не менее 25 лет и только в государственных и муниципальных детских учреждениях. К сожалению, реализовать право на получение «педагогической» пенсии отнюдь не просто. Виной тому большое число нормативных актов, применявшихся в разное время, сложные правила исчисления педагогического стажа, и ошибки работодателей, допускаемые в личных документах работников, а зачастую и неправильные действия работников Пенсионного фонда. Таким образом, необходимо определить, какие потребуются составляющие, чтобы педагог мог воспользоваться своим правом на досрочную пенсию.

Рассматривая дела, об оспаривании отказа Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – Пенсионный фонд РФ) следует выделить перечень обстоятельств, которые устанавливаются в судебном заседании: что включить в специальный стаж работы, с учетом которых может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста; суды решают вопрос о виде (типе) учреждения; тождественности выполняемой истцом трудовой функции; условий и характера деятельности исходя из конкретных обстоятельств каждого дела. Также имеются иные обстоятельства, устанавливаемые в судебном заседании: характер и специфика, условия работы, выполняемые истцом функциональные обязанности, нагрузка, цели и задачи, а также направления деятельности учреждений, в которых он работал и томуподобное.

Названные обстоятельства были приняты во внимание Конституционным Судом Российской Федерации (далее – КС РФ), который своим постановлением от 03.06.2004 № 11 признал не соответствующими Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) положения п. 10, 11 и 12 п. 1 ст. 28 и п. 1 и 2 ст. 31 Федерального закона от 17.12.2001 года №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»-ФЗ (далее – ФЗ «О трудовых пенсиях») в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения данные положения не позволяют засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды осуществления ими этой деятельности в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством. Однако, по смыслу ч. 2 ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 35, ч. 1 и 3 ст. 37, ч. 1 и 2 ст. 39 и ч. 2 ст. 55 Конституции РФ форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

Федеральным законом от 30.12.2008 № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» в ФЗ «О трудовых пенсиях» были внесены изменения в части досрочного пенсионного обеспечения педагогов. В настоящее время в п. 19 ст. 27 (в редакции от 02.07.2013 года) ФЗ «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 года № 17

Исключено упоминание о форме собственности учреждений для детей при досрочном назначении трудовых пенсий по старости педагогическим работникам. Но, помимо формы собственности учреждения, в котором работает сотрудник, играют еще и другие немаловажные факторы, служащие основанием для ухода педагогов на пенсию по старости.

В школах и других учреждениях для детей возникают так же трудности с определением соответствия выполняемых должностных обязанностей названию той должности, при которой досрочный выход на пенсию по старости возможен. Так в педагогический стаж засчитывается работа в том случае, если наименование учреждения, где трудился педагог, совпадает с наименованием учреждения в упомянутом списке. Однако, названия учреждений часто менялись произвольно, поэтому это может привести к проблемам при назначении трудовой пенсии. Причины возникших проблем кроются как в значительных изменениях законодательства в период с 1990 по 2002 год, так и в действиях администрации педагогических учреждений.

При назначении трудовой пенсии педагогу, начавшему свою трудовую деятельность в советское время, для определения его права на досрочную трудовую пенсию используются как минимум три нормативных документа, определяющих Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, а также правила исчисления периодов такой работы. До 1 ноября 1999 года действовало постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463, в период с 1 ноября 1999 г. по 12 ноября 2002 г. - постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года №1067, с 12 ноября 2002 г. - постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781. .

Статья № 05/2003 журнала "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября".

Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 27 сентября 1993 г. № 39. Ст. 3625

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии». Российская газета. 29 декабря 2005. " №3963

Кассационное определение № 33-478. Горно-Алтайск. 26.08.2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Постановление Госстандарта РФ ОТ 26.12.94 № 367 о принятии российского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Научный руководитель:

кандидат юридичних наук, старший преподаватель

Васильева Евгения Григорьевна.

В соответствии с законом «О страховых пенсиях», который вступил в силу с 1 января 2015 г., лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, имеют право на установление досрочной пенсии по старости независимо от возраста. При этом законом установлено дополнительное требование о наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не менее 30. Этот показатель вводится постепенно: в 2015 г. - не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения к 2025 году величины коэффициента 30.

Размер ИПК за периоды после 1 января 2015 г. определяется за каждый год и зависит от страховых взносов в Пенсионный фонд на страховую пенсию, которые в свою очередь тем выше, чем выше заработная плата. Поскольку годовые ИПК затем суммируются, то большое значение имеет и продолжительность стажа. Учитывая, что педагогическим работникам требуется довольно длительный стаж - 25 лет, то, даже работая с невысокой заработной платой, вполне реально за такой срок заработать величину ИПК 30.

Пенсии педработникам назначаются с учетом Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости и Правил исчисления указанных периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781. Список конкретизирует понятия «педагогическая деятельность» и «учреждения для детей». Для того чтобы приобрести право на досрочную пенсию, необходимо, чтобы не только учреждение, но и должность соответствовали Списку.

Право на досрочную пенсию дает работа в общеобразовательных школах всех наименований, школах-интернатах, дошкольных образовательных учреждениях (детских садах, яслях), профессиональных училищах, техникумах, колледжах, домах ребенка.

Работа в перечисленных учреждениях будет засчитываться в стаж, дающий право на досрочную пенсию, если проходила в должностях: учитель, воспитатель, музыкальный руководитель, логопед, преподаватель, мастер производственного обучения, военный руководитель, директор, заместитель директора и др.

Новым является то, что в целях определения права на страховую пенсию периоды работы могут включаться в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ последовательно с учетом пенсионного законодательства, действовавшего при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Например, теперь с учетом Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г., в стаж педагогической деятельности может быть засчитана служба в армии до 01.10.1993г. Для этого обязательно должны быть соблюдены следующие условия: педагогическая деятельность должна начаться до указанной даты, и педагогический стаж должен составить на дату назначения пенсии не менее 16 лет и 8 месяцев, а вместе со службой в армии не менее 25 лет.

Также при аналогичных условиях период обучения до 1 октября 1993 г. может засчитываться в педагогический стаж. Положением от 17.12.1959 г. было предусмотрено, что время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах засчитывается в педагогический стаж, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Период обучения может быть засчитан только полностью (от зачисления в учебное заведение до окончания), а не отдельная его часть.

Трудовое право; право социального обеспечения

УДК 349 ББК 67.99

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ДОСРОЧНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Ирина Васильевна СИВАКОВА, заведующая кафедрой теории права и государствоведения Института экономики, управления и права Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.05 - трудовое право; право социального обеспечения

Аннотация. В статье излагаются причины и условия развития правового регулирования досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников в советской России. Проводится сравнительно-правовой анализ ранее действовавших и современных норм пенсионного законодательства, формулируются ключевые проблемы в этой области, предлагаются пути их преодоления.

Ключевые слова: досрочные пенсии педагогических работников; пенсионное обеспечение учителей за выслугу лет; списки должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию; специальный трудовой стаж.

Annotation. The reasons and conditions of legal regulation of early pension provision for pedagogical workers development in the Soviet Russia are stated in this article. The comparative and legal analysis of earlier operating and modern standards of the pension legislation is carried out, key problems in this area are formulated and ways of their overcoming are offered.

Key words: early pensions of pedagogical workers; pension provision of teachers for long service; lists of positions and establishments, work in which grants the right for early pension; special seniority.

Рецензент - Ф.П. Румянцев, профессор Института экономики, управления и права Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,

доктор юридических наук

Основу современного пенсионного законодательства во многом составляют нормы, разработанные еще в рамках советской системы пенсионного обеспечения. Ярким тому примером служит институт досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников, который сформировался в советский период истории России, но по сей день занимает важное место в пенсионной системе.

Советская власть, установившаяся после октября 1917 г., стремилась обеспечить себе максимальную поддержку среди интеллигенции, и в первую очередь мелких служащих, которые выш-

ли «из гущи народа и обслуживали в большинстве своем его интересы и потребности»1. В этой категории правительство особо выделяло педагогических работников, на которых возлагалась «грандиозная задача перестроить всю систему народного просвещения так, чтобы в кратчайшие сроки поднять народную культуру и образование на высшую ступень»2. Поэтому государство оперативно вводит различные меры социальной поддержки в отношении тех учителей, которые проявляли лояльность к советской власти.

ЗАКОН И ПРАВО 07-2015

щению3, в задачи которой входили в том числе поиск и организация источников материальной помощи образовательным учреждениям. Глава этой комиссии народный комиссар просвещения A.B. Луначарский в своем официальном обращении от 29 октября (11 ноября) 1917 г. обратил внимание на особую государственную значимость вопросов обеспечения учителей: «первейшей задачей своей Комиссия считает улучшение положения учителей и прежде всего самых обездоленных и едва ли не самых важных работников культурного дела - народных учителей начальных школ»4. B рамках этого нового направления внутренней политики государства получает развитие и льготное пенсионное обеспечение работников просвещения.

Следует отметить, что в отличие от современного советское пенсионное законодательство строилось на основе строгого классового подхода: пенсии трудящихся и близких к ним социальных групп (светских учителей, низших воинских чинов армии), назначенные еще до революции, сохранялись и росли за счет отмены пенсий бывшим чиновникам дореволюционной России. B период становления Советского государства и права (октябрь 1917 г. - середина 1918 г.) пенсии учителям продолжали выплачиваться в рамках дореволюционной системы государственного пенсионного обеспечения за выслугу лет и общественной взаимопомощи через пенсионные кассы.

До 1920 г. пенсионное обеспечение учителей за выслугу лет продолжало осуществляться на основании дореволюционного Устава о пенсиях и единовременных пособиях по ведомствам ученому и учебному5. Согласно этому документу лица, имеющие 20 лет выслуги на преподавательской службе, получали при выходе на пенсию по отставке половину, а при 25 годах - полный оклад полагавшегося им жалования.

Специального постановления советского правительства по вопросу выплаты пенсий за выслугу лет учителям не принималось, однако в декрете СНК «О нормах оплаты учительского труда» от 26 июня 1918 г.6 говорилось, что все преподаватели имеют равные права на пенсию. Имелись в виду пенсии за выслугу лет, назначенные еще до революции. Сохранение пенсий за выслугу лет для работников просвещения в то время, когда государство переходило к системе пенсионного обеспечения исключительно нетрудоспособных (вследствие инвалидности), объясняется особой значимостью учителей для советского правительства.

B 1920 г., с началом реализации декрета СНК «Об отмене старых пенсий и о пенсионном удов-

летворении старых пенсионеров»7 прекращается выплата всех дореволюционных пенсий за выслугу лет, в том числе и учителям. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письма учителей советскому правительству с одной и той же жалобой: «с 1917 г. по 1919 г. я получала казенную учительскую пенсию, но с 1920 г. я лишилась этой пенсии»8.

Следует констатировать, что институт пенсионного обеспечения учителей за выслугу лет на базе дореволюционного законодательства окончательно исчез с 1920 г. Но при этом правительство не могло проигнорировать объективную потребность общества в сохранении досрочного пенсионного обеспечения учителей в рамках новой пенсионной системы.

Отметим, что необходимость пенсионного обеспечения за выслугу лет для учителей была обоснована еще императором Александром II:

«1) средний возраст, в котором начинают службу военную или гражданскую, есть 18 лет, а средний возраст, с которого начинается служба учебная, 23 года; следственно служащие военные и гражданские имеют по крайней мере 5 лет выслуги впереди против учителя;

2) служба учебная не представляет движения по степеням и эта есть главная причина, что до учебной службы мало охотников...

3) одна из важнейших потребностей Правительства есть приобретение для молодого поколения учителей достойных; единственное же преимущество таких людей пред чиновниками заключается ныне только в пенсиях»9.

С переходом к нэпу в стране начинается интенсивное восстановление и развитие народного хозяйства, которое требовало повышения научного потенциала. Недостаток квалифицированных кадров, преданных советским идеалам, особенно остро ощущался в этих условиях. Требовалось в кратчайшие сроки наладить систему образования для трудящихся. Как сейчас, так и тогда признавалось, что «одним из тормозов успешной деятельности в этом направлении были тяжелые материальные условия учителей и других работников просвещения»10.

Для стимулирования длительной, непрерывной работы в профессии учителя, привлечения молодежи в сферу образования правительство принимает решение ввести пенсионное обеспечение за выслугу лет для народных учителей. 15 января 1925 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О пенсионном обеспечении учителей школ 1 ступени, сельских и городских и других работников просвещения в деревне»11.

ЗАКОН И ПРАВО 07-2015

Постановлением вводились пенсии за выслугу лет в форме пенсионного страхования для «той группы просвещенцев, которая ближе всего соприкасается с рабочей и крестьянской массой»12: учителей школ 1 -й ступени (городских, сельских, транспортных), руководителей сельских изб-читален, сельских библиотекарей, учителей сельских низших сельскохозяйственных школ и педагогического персонала детских домов в сельских местностях (введение пенсионного обеспечения за выслугу лет работников просвещения носило ярко выраженный классовый характер).

В инструкциях народных комиссариатов труда, просвещения и финансов13 разъяснялось, что на обеспечение за выслугу лет могли претендовать только преподаватели светских предметов. Служба в дореволюционных образовательных учреждениях (в начальных, приходских, начальных национально-религиозных, низших ремесленных школах и т.п.) включалась в выслугу лет, но преподаватели религиозных учений не подлежали досрочному пенсионному обеспечению.

Необходимо отметить, что пенсионное обеспечение за выслугу лет было изначально очень ограничено в круге управомоченных субъектов и распространялось исключительно на тех преподавателей, которые были прямо указаны в законе. Отказ от обеспечения всех работников просвещения объяснялся на тот момент исключительно финансовыми проблемами: «трудно учесть заранее стоимость этого мероприятия, а при строгой бюджетной экономии и недостатке страховых средств необходимо очень осторожно подходить к введению новых расходов, необходимо до придания обеспечению за выслугу лет широких размеров прикинуть на опыте, во что оно должно обойтись»14.

Органам социального страхования при назначении пенсий за выслугу лет предписывалось строго придерживаться списка преподавателей по постановлению от 15 января 1925 г., расширительное толкование перечня не допускалось.

Заметим, что подобная тенденция пенсионного обеспечения работников просвещения строго по спискам сохраняется по сей день. Современное пенсионное законодательство также базируется на исчерпывающих списках должностей и учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет15.

С введением в действие постановления ЦИК и СНК СССР от 15 января 1925 г. развивается понятие специального трудового стажа, т.е. продолжительность работы в определенных учреждениях, должностях или местностях16. Указанные

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

РАЗУМОВ А.А. - 2014 г.

Педагогическая деятельность -- это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.

Педагогическую деятельность может осуществить социально образованный человек, имеющий педагогическое (профессиональное) образование. Предметом педагогической деятельности является вся отобранная и предназначенная для передачи младшему поколению часть культуры, специальная обработка которой и позволяет достичь поставленной цели. Средства, при помощи которых осуществляется педагогическая деятельность, представляют собой, прежде всего, природные свойства и качества, принадлежащие человеку: органы чувств и опорно-двигательный аппарат; социальные качества (способность осознавать, понимать, пользоваться знанием и умением); а также вспомогательные средства: различного рода инструменты, в том числе книги, письменные принадлежности и т. п.

Педагогическая деятельность осуществляется совокупностью действий, приводящих к результату, соответствующему цели. Эта совокупность представляет собой два вида педагогической деятельности: научная и практическая. Научная педагогическая деятельность - это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная деятельность изучает всю совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности.

Практическая педагогическая деятельность - это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему. В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) младшему поколению. Писарев В.Е., Писарева Т.Е., Теория педагогики - Воронеж: Издательство «Кварта», 2009. С. 612.