Проект устной части по русскому 9 кл. Демоверсия устной части огэ по русскому языку. Повествование о личном жизненном опыте

ВНИМАНИЕ!!! ОГЭ 2018 по русскому языку. Устная часть. 16.01.2018 15:47

В 2018 году итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе пройдет в рамках Всероссийских проверочных работ 13-16 апреля 2018 г.

Что будут проверять в устной части? Итоговое собеседование будет направлено на проверку спонтанной речи.

Какие задания будет включать устная часть экзамена?

1) чтение текста вслух;

2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;

3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;

4) диалог с экзаменатором-собеседником.

Какие тексты будут предложены школьникам на экзамене? Тексты о выдающихся людях России (например, о первом космонавте Ю. Гагарине, о знаменитом хирурге Н. Пирогове, о наших современниках Докторе Лизе (Елизавета Глинка) и докторе из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.

Сколько времени будет длиться экзамен? На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут.

Будут ли оценки за экзамен? Нет, оцениваться собеседование будет по системе «зачет»/«незачет».

Кто будет оценивать ответ на экзамене? Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка. Но в процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.

Где будет проходить экзамен? Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах.

Структура собеседования.

Задание 1 - выразительное чтение вслух текста (научно-публицистического стиля). Время на подготовку - 2 минуты. Время на выполнение - 2 минуты.

Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительно информации. Время на подготовку - 1 минута. Время на выполнение - 3 минуты.

Задание 3 - монологическое высказывание по тексту. Время на подготовку - 1 минута. Время выполнения - 3 минуты.

Задание 4 - участие в диалоге. Время подготовки отсутствует. Время на выполнение - 3 минуты.

Система оценивания экзамена: зачет/незачет.

Зачет: более или равно 8 баллов.

Незачет: менее 8 баллов.

Общее время ответа (включая время на подготовку) - 15 минут.

Сколько баллов можно получить за каждое задание:

Задание

Первичный балл

Процент от всей работы

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Соблюдение норм современного русского литературного языка

Итого

Максимальный балл за устную часть ОГЭ 2018 составляет 14 баллов.

На выполнение экзаменационной работы отводится 15 минут на одного участника экзамена.

Порядок проведения экзамена, время отведенное на каждое задание.

Действия экзаменатора

Действия учащихся

Время

Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о содержании экзамена

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

Предложить учащемуся познакомиться с текстом для чтения вслух

За несколько секунд напомнить о готовности к чтению

Подготовка к чтению вслух. Чтение текста про себя

Слушание текста. Эмоциональная реакция на чтение ученика

Чтение текста вслух

Переключение ученика на другой вид работы.

Подготовка к пересказу с привлечением дополнительной информации

Слушание текста. Эмоциональная реакция на пересказ ученика

Пересказ текста с привлечением дополнительной информации

Предложить обучающемуся выбрать вариант темы беседы и выдать соответствующую карточку

МОНОЛОГ

Предложить обучающемуся ознакомиться с темой монолога. Предупредить, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание не должно занимать более 3 минут

Подготовка к ответу

Слушать устный ответ. Эмоциональная реакция на ответ

Ответ по теме выбранного варианта

ДИАЛОГ

Задать вопросы для диалога

Вступает в диалог

Эмоционально поддержать ученика


5 сентября на пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора состоялась презентация модели итогового собеседования по русскому языку для обучающихся 9 классов.

Устное собеседование по русскому языку вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. Планируется, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем станет для выпускников девятых классов допуском к государственной итоговой аттестации.

Устная часть по русскому языку ОГЭ 2018- демоверсия от ФИПИ

При разработке экзаменационной модели была проведена большая и сложная работа. Пилотная апробация двух моделей устной части ГИА по русскому языку, устного собеседования с преподавателем и компьютерной формы экзамена проводилась в октябре 2016 года в Московской области, Республике Татарстан и Чеченской Республике. Участие в ней приняли около 1,5 тысяч обучающихся. По итогам апробации и общественно-профессионального обсуждения была доработана модель устной части ГИА, представляющая собой собеседование обучающегося с преподавателем. Ее широкомасштабная апробация будет проведена осенью 2017 года в 19 регионах РФ. Участие регионов в апробации итогового собеседования в этом году добровольное и его результаты не будут влиять на допуск учащихся к ГИА-9 в 2018 году.

Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты.
Модель собеседования включает следующие типы заданий:
1) чтение текста вслух;
2) пересказ текста с привлечением дополнительной информации;
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем;
4) диалог с экзаменатором-собеседником.
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, таких как первый космонавт Юрий Гагарин, знаменитый хирург Николай Пирогов, наши современники Доктор Лиза (Елизавета Глинка) и доктор из Красноярска, который в сложных условиях провел операцию и спас жизнь ребенку.

На выполнение работы каждому участнику будет отводиться около 15 минут. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись.
Оценка выполнения заданий работы будет осуществляться экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка.

Планируется, что итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах. Оцениваться оно будет по системе «зачет»/«незачет».

Руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько отметила, что разработанная модель итогового собеседования не имеет аналогов в мировой практике и выразила надежду, что педагогическое сообщество примет активное участие в ее обсуждении.

Материал взят с сайта ФИПИ

Начало формы

В 1869 году, работая над учебником «Основы химии», Дмитрий Иванович Менделеев создал свою знаменитую Периодическую систему химических элементов. Учёный открыл, что свойства известных в его время
63 химических элементов периодически повторяются, если расположить элементы в порядке возрастания их атомного веса: от самого лёгкого – водорода, до самого тяжёлого – урана.

Эта закономерность легла в основу Периодической системы, которая установила строгие закономерности, навела порядок в хаотичном до этого открытия мире химических элементов. Опираясь на свою систему, Менделеев существование нескольких неизвестных ещё химических элементов и описал их важнейшие свойства. Впоследствии все эти элементы были открыты.

Трудно назвать область человеческой деятельности, которая бы не интересовала Менделеева: он изучал нефтяные месторождения, в одиночку совершил полёт на воздушном шаре, интересовался освоением Арктики и разработал проект ледокола. Деятельность учёного свидетельствует о силе человеческого ума, способного проникать в тайны природы, о безграничных возможностях познания.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание химика и философа Б. Кедрова:

«Жизнь Менделеева – это труд, труд и снова труд, вдохновляющий на научный подвиг и приносящий величайшую радость творчества...»

Начало формы

Молодым офицером в 1899 г. Арсеньев прибыл на Дальний Восток «для прохождения службы». Но когда он своими глазами увидел беспредельную Уссурийскую тайгу, дикие склоны гор, своевольные реки, неприветливые берега океана, то понял, что останется здесь на всю жизнь. Результатом его многочисленных экспедиций стало открытие более 200 археологических памятников на юге Дальнего Востока. Свои наблюдения за природой Дальнего Востока, обычаями и традициями местного населения учёный передал в своих книгах. Всё, что рассказано в его книгах, случилось с ним самим и было сначала страницами его путевых дневников и записных книжек. Арсеньев создал новое, краеведческое направление в отечественной научно-художественной литературе. В честь исследователя названы приток реки Уссу�и, две горы, вулкан на Камчатке, город и посёлок.

Сильный, выносливый и отчаянно храбрый, Арсеньев всегда шёл первым на риск, не гнушался никакой работой, в самых безнадёжных положениях умел поддержать бодрость в ослабевших спутниках. Арсеньев умер, простудившись во время экспедиции. Жизнь его оборвалась
внезапно – он не дожил до 60 лет, когда он был ещё полон энергии, сил и планов на будущее.

Он написал много замечательных книг, но одну книгу так и не успел написать, хотя всё время к ней готовился. Это книга о том, как стать путешественником, что делать, когда ты сбился с пути, не хватает продовольствия, перевернулся плот, вспыхнул лесной пожар, началось наводнение, заблудился товарищ... Такой книги нет. Но когда вы будете читать «По Уссурийскому краю», «Дерсу�Узала�, «Встречи в тайге» и другие книги Арсеньева, вы найдёте в них многое из того, о чём он хотел рассказать в этой ненаписанной книге.

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ высказывание одного из первых биографов Арсеньева Николая Евгеньевича Кабанова:

«На примере жизни и деятельности Арсеньева, отдавшего изучению Приморья 30 лет своей жизни, может и должна учиться молодёжь, для которой Приморье не только край экзотики и романтики, но и край огромных богатств и безграничных перспектив...»

Подумайте, где лучше использовать эту цитату в пересказе.



Конец формы

Начало формы

Конец формы

Отрывок из статьи Светланы Матссон-Поповой

«Корабль „Васа”»

В Стокгольме есть музей одного экспоната – корабля «Васа», единственного в мире судна ХVII века, деревянные конструкции которого сохранились на 95%. Он затонул, проплавав всего полчаса.

Лишь несколько слов записал хроникёр о катастрофе, постигшей Швецию и шведский флот в тёплый августовский день 1628 года: «Между четырьмя и пятью часами громадный новый корабль «Васа» опрокинулся и затонул». Прошло более 300 лет, и корабль решили поднять. В мире не было столь старого и в то же время столь хорошо сохранившегося судна.

Почему «Васа» так хорошо сохранился? В холодном Балтийском море, в его слабосолёной воде не водится ракушка-древоточец, которая довольно быстро съедает дерево в тёплых южных морях.

Реставраторам удалось решить сложнейшую проблему консервации дерева. Обычно, когда дерево вынимают из воды, жидкость испаряется, а дерево сжимается, трескается и разрушается. В течение 17 лет днём и ночью орошали корпус составом, замещающим воду. Надо было удалить из корпуса 580 тонн воды! Сначала работу выполняли вручную, затем установили полностью автоматизированную систему с 500 мундштуками снаружи и внутри корпуса.

Фрагмент поэмы Николая Васильевича Гоголя

«Мёртвые души»

И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё!» - его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и всё летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сём быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да лёгкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит чёрт знает на чём; а привстал, да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход - и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстает и остаётся позади. Остановился поражённый божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

Отрывок из статьи Николая Михайловича Карамзина

«О книжной торговле и любви к чтению в России»

Двадцать пять лет назад были в Москве две книжные лавки, которые не торговали в год и на 10 тысяч рублей. Теперь их двадцать, и все вместе они выручают ежегодно около 200 тысяч рублей. Отчего же в России прибавилось любителей чтения?

Николай Иванович Новиков был в Москве главным распространителем книжной торговли. Взяв на откуп университетскую типографию, он умножил механические способы книгопечатания, завёл лавки в других городах, отдавал переводить книги, всячески старался приохотить публику к чтению, угадывал общий вкус и не забывал частного. Он торговал книгами, как богатый голландский или английский купец торгует произведениями всех земель: то есть с умом, с догадкой, с дальновидным соображением. Прежде московских газет расходилось не более 600 экземпляров – Новиков сделал их гораздо богаче содержанием, прибавил к политическим разные другие статьи и, наконец, выдавал с «Ве́домостями» бесплатно «Детское чтение», которое, несмотря на ученический перевод многих пьес, нравилось публике. Число подписчиков ежегодно умножалось и лет через десять дошло до 4 тысяч. С 1797 году газеты сделались важны для России.

Прочитайте текст «про себя», обратите внимание на знаки препинания. Выразительно прочитайте текст вслух.

Фрагмент статьи Виссариона Григорьевича Белинского

То есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нём все чары изящных искусств? Не есть ли он властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?.. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями... Что же такое, спрашиваю вас, этот театр?.. О, это истинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно освобождаетесь от житейских отношений! Эти звуки настраиваемых в оркестре инструментов томят вашу душу ожиданием чего-то чудесного, сжимают ваше сердце предчувствием какого-то неизъяснимо сладостного блаженства; этот народ, наполняющий огромный амфитеатр, разделяет ваше нетерпеливое ожидание, вы сливаетесь с ним в одном чувстве; этот роскошный и великолепный занавес, это море огней намекают вам о чудесах и дивах, рассеянных по прекрасному божию творению и сосредоточенных на тесном пространстве сцены! И вот грянул оркестр - и душа ваша предощущает в его звуках те впечатления, которые готовятся поразить её; и вот поднялся занавес - и перед взорами вашими разливается бесконечный мир страстей и судеб человеческих!

Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

Отрывок из статьи Ибрагимхалила Магомедова

«В иголках круглый год»

Ель – тонко организованная натура, если можно так сказать. Она, жительница просторов, начинает болеть, чахнуть, если ей приходится дышать загрязнённым городским воздухом.

Предки ели появились на Земле около 300 миллионов лет назад. Это были крупные деревья с развитой древесной системой и листьями, некоторые из них достигали метра. Свой современный вид ель обрела в меловом периоде мезозойской эры, 100–130 миллионов лет назад. Отпечатки её игольчатых листьев в геологических отложениях встречаются вместе с окаменевшими останками гигантских ящеров.

В настоящее время ели, относящиеся к семейству сосновых, произрастают во всех зонах умеренного климата Европы, Азии и Северной Америки. Из 40 видов этого хвойного растения в России встречается восемь. Взрослые ели в благоприятных условиях достигают 40–45 метров в высоту, ствол прямой, стройный. Диаметр самых крупных деревьев – более метра. Цветут ели в мае. Плодоносят 25–30 лет. Ели – долгожители, некоторые из них живут до 500 лет.

Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

Отрывок из «Большой энциклопедии астрономии»

Старославянское слово «вселенная» означает место, населённое людьми, «вселёнными» туда Богом. Раньше мир для людей ограничивался сферой неба вокруг Земли. Сейчас границы материального мира, доступного исследованиям, раздвинуты так далеко, что оттуда даже свет идёт миллиарды лет. Конечно, ночное небо выглядит сегодня так же, как и тысячи лет назад. Но мы его воспринимаем совсем иначе, чем наши предки. В современном понимании Вселенная – это тот материальный мир, который доступен наблюдениям и теоретическому осмыслению.

Порой кажется, что увидеть Вселенную очень просто – надо только в ясную ночь посмотреть на небо. Но это не совсем так. Над горизонтом можно увидеть лишь не более 3 тысяч звёзд, а их только в нашей Галактике триллионы! И таких галактик с помощью больших телескопов можно увидеть огромное количество. Пространство, доступное наблюдениям, постоянно расширяется. Но это всё равно не весь мир, существующий вне нас и независимо от нас.

Древнейшие зодиакальные созвездия были выделены ещё в Вавилоне, первоначально их насчитывали 18, но постепенно их число сократилось до 12. Это Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы. Для нынешних астрономов они мало чем отличаются от прочих 76 (всего на современной карте звёздного неба 88 созвездий), но в истории культуры им довелось сыграть огромную роль: с древнейших времён человечество верило, что именно они способны по-разному влиять на жизнь людей.

Но что означают слова: «Солнце находится в таком-то созвездии»? Ведь Солнце появляется на небе днём, а звёзды – ночью. Дело в том, что, если бы солнечный свет не затмевал для нас на дневном небе звёзды, мы видели бы Солнце – самую близкую к нам звезду – на фоне одного из 12 зодиакальных созвездий, состоящих из удалённых звёзд. То созвездие, которое затмевают солнечные лучи, и окажется «определяющим» для данного периода. Однако рассмотреть его звёзды на небе можно будет не скоро – через полгода, когда солнце окажется в противоположном зодиакальном созвездии.

Отрывок из энциклопедии «Астрономия»

Ветреная дочь астрономии – именно так шутливо называют астрологию. Зародилась она в Вавилонском царстве, возникшем в начале II тысячелетия до н. э. Наблюдая за солнечными и лунными затмениями, астрологи Междуречья пытались предсказывать события государственного масштаба: урожай и голод, засуху и наводнение, благоденствие народа и приход страшных болезней.

Дальнейшее развитие астрологии связано с Грецией. Здесь в её основу легло учение о «всемирной симпатии» – взаимовлиянии всех сил и явлений. Греческие астрологи предсказывали судьбы не только государств, но и отдельных людей, учитывая при этом, в каком созвездии пребывало Солнце в момент рождения человека, как располагались в этот миг планеты. Астрологи разработали сложную систему классификации созвездий и планет, поделив их на сухие и влажные, на мужские и женские, а также связав их с металлами, цветами и четырьмя «первоэлементами» (воздухом, водой, землёй и огнём).

Главное детище астрологии – гороскопы. Их название переводится с греческого как «наблюдающий время». Гороскопы представляют собой своеобразную карту расположения в момент рождения человека звёзд и созвездий, взаимодействие которых и предопределяет дальнейшую судьбу новорождённого.

Отрывок из книги

«Тропические растения»

На Земле растёт более 300 000 видов растений. Они приспособлены к разным условиям жизни: к морозам или к жаре, к засухам или к затоплениям, к полумраку лесов или к открытому солнцу. Тропические растения растут только там, где жарко. Мы живём в умеренном климате, и для нас тропические и субтропические растения выглядят непривычно, так как нехарактерны для нашей природы. Они не похожи на наши растения, у них другие листья, стебли, цветы, плоды.

Впрочем, многие тропические растения стали для нас «родными», потому что растут в наших садах и огородах, на клумбах или в горшочках на подоконниках. Но без заботы человека, создающего для этих теплолюбивых созданий привычные условия, ни одно тропическое растение не выжило бы в нашем климате.

И если у вас появится желание выращивать тропическое растение в домашних условиях, предварительно узнайте, как ухаживать за цветком, и определитесь, есть ли возможность обеспечить ему подходящие условия: своевременный полив, удобрение, увлажнение воздуха и, конечно, достаточное освещение.

Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

Отрывок из статьи Константина Воробьёва

«За белым журавлём»

Среди замечательных птиц нашей фауны особый интерес представляет белый журавль , или стерх . Эту прекрасную птицу открыл и описал в 1773 году известный натуралист Пе́тер Палла́с . Первые же сведения о стерхе , появившиеся у нас в печати , относятся ещё к 1762 году и принадлежат русскому географу Петру Рычкову . С тех пор прошло более 200 лет , но наши знания об этом виде до сих пор остаются отрывочными и скудными .

Гнездовая область в Юго-Западной Сибири, откуда впервые были получены сведения о белых журавлях, ныне не существует. Решающим фактором в её исчезновении явилось, по-видимому, высыхание озёр и болот, весьма интенсивно происходившее здесь во второй половине XIX века.

Современный ареал стерха представляют собой две небольшие разграниченные территории . Одна гнездовая область находится в Западной Сибири , в низовьях Оби , другая в Северо-Восточной Якутии , в труднодоступнойтундре к северу от 69 - й параллели.

Весьма ограниченный ареал стерха, а также неуклонное уменьшение его численности вызывают вполне законную тревогу и большое опасение за дальнейшую судьбу этой замечательной птицы, занесённой в Красную книгу.

Выразительно прочитайте текст вслух. У Вас есть 1,5 минуты на подготовку.

Отрывок из статьи в журнале

«Наука и жизнь»

В настоящее время астрофизики не сомневаются в существовании в космосе очень плотных космических объектов с сильным гравитационным полем, которые принято называть чёрными дырами. Несмотря на то, что непосредственно астрономы их увидеть пока не смогли, они обнаружили множество объектов, которые с большой вероятностью являются чёрными дырами. Это сверхмассивные образования в центрах галактик, в том числе и нашей Галактики, а также компоненты некоторых двойных звёздных систем.

Чёрные дыры ещё называют сердцем спиральных галактик. Они обладают такой сильной гравитацией, что даже фотоны – элементарные частицы, которые переносят свет и электромагнитное излучение, – не могут их покинуть.

В качестве аналогии можно представить себе реку с подвижной заслонкой, которая гонит воду в одном направлении. Волны, идущие по воде в обратном направлении, не могут «перегнать» общую массу воды.

Концепция чёрных дыр будоражит умы физиков-теоретиков уже около 50 лет, но до сих пор многие вопросы о том, как устроены чёрные дыры, остаются неразрешёнными. Поэтому физики ищут способы смоделировать симулятор чёрной дыры.

В этом учебном году мы запланировали апробацию устного экзамена по русскому языку в 9-х классах . В нем будут участвовать все регионы, – рассказал Сергей Кравцов. Обязательным такое испытание станет с 2019 года. Устное собеседование будет проходить в школах и оцениваться в формате «зачет/незачет».

Устная часть ОГЭ по русскому языку (спонтанная правильная речь )

Устная часть по русскому языку будет состоять из четырех заданий.

Задание 1 – чтение небольшого текста вслух. Выразительное чтение - один из аспектов навыка чтения. Чтение, правильно передающее идейное содержание художественного произведения или статьи. Тексты для чтения будут содержать информацию о выдающихся людях прошлого и современности. Время на подготовку- 2 минуты на подготовку. Обратите внимание на то, что чтение текста вслух не должно занимать более 3 минут. При чтении ошибки не исправляются!

Задание 2 - пересказ текста с привлечением дополнительной информации (с включением цитаты). Время подготовки – 1 минута, можно во время подготовки пользоваться черновиком и ручкой (наметить абзацы, ключевые слова). Текст при пересказе убирается, перед глазами цитата, которую может выпускник зачитать.

Выполняя задание 3, необходимо построить связное монологическое высказывание по одной из выбранных тем с опорой на план. (не менее 10 фраз) предлагается монологи по фото – описание, тема – повествование на основе жизненного опыта и рассуждение по поставленному вопросу. Время на подготовку – 1 минута. (высказывание не более 3 минут)

Задание 4 - диалог с экзаменатором-собеседником. (3 вопроса) Время на подготовку - без подготовки. Экзаменатор предложит ответить на три вопроса.

Общее время ответа одного экзаменуемого (включая время на подготовку) – 15 минут.

Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. В процессе проведения собеседования будет вестись аудиозапись . (видеозапись)

Итоговое собеседование выпускники 9 классов будут проходить в своих школах . Оцениваться оно будет по системе«зачет»/«незачет» .

Общее количество баллов за всю работу 19 баллов.

Экзаменуемый получает зачет в случае, если за выполнение работы он набрал 10 и более баллов .

    Материалы к апробации устного экзамена по русскому языку в 9-х классах разрабатываются в регионе. РЦОИ может внести свои коррективы.

    Обязательно звукозапись (видеозапись)

    Если у ребенка дефект речи (заикание, невыговаривание букв) они должны не чувствовать себя ущемленными, можно время немного продлить, не останавливать

    Для детей с ОВЗ еще нет четкой нормативной базы, пока о них нет речи

    Один раз можно пересдать

    Не заучивать, не натаскивать шаблонно – должна быть спонтанная речь!

    Готовиться по сборникам И.П.Цыбулько, Т.Н. Малышевой(«Национальное образование», «Просвещение»)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Устная часть ОГЭ по русскому языку Структура и специфика экзамена Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 г.Кисловодска Сыроватко Г.Ю. 2018 г

2 слайд

Описание слайда:

Главной методической целью введения устного собеседования в 9 классе является проверка коммуникативной компетенции выпускников. Кроме того, устное собеседование решает несколько организационных задач. Оно позволит: проверить знания по русскому языку в разделе «Говорение»; принять решение о допуске к ОГЭ по русскому языку; учесть результаты устного собеседования при приеме в профильные гуманитарные классы.

3 слайд

Описание слайда:

В 2016 учебном году прошла апробация в следующих регионах РФ: - Московская область, - Чеченская Республика, - Татарстан. В сентябре –ноябре 2017 года в апробации принял участие 61 субъект РФ. Согласно приказу Минобрнауки России от 20.10.2017 г. №1025 мониторинг качества подготовки обучающихся 9 классов по учебному предмету «русский язык» пройдет в форме итогового собеседования с 14 по 16 февраля 2018 года. Устный экзамен по русскому языку в 9 классах пройдет во всех регионах России в форме апробации в тестовом режиме 13 и 16 апреля 2018 года. В этом учебном году собеседование не будет влиять на допуск к итоговой аттестации. В следующем учебном году устный экзамен по русскому языку станет обязательным. Собеседование будет проходить на базе родной школы.

4 слайд

Описание слайда:

Апробация в МБОУ СОШ № 2 В октябре 2017 года на базе МБОУ СОШ №2 прошла апробация устной части ОГЭ по форме «Собеседник». В ней приняло участие 28 учеников 9 класса. В апробации было задействовано 3 аудитории: 1 аудитория-1 вариант 2 аудитория-2 вариант 3 аудитория-1 вариант Общее количество баллов-14 Средний балл-10

5 слайд

Описание слайда:

Перед тем как ввести собеседование в программу ОГЭ, были опробованы несколько моделей этого испытания. Первая из них предполагала общение школьника с членами экзаменационной комиссии, а вторая – компьютерную форму с записью речи учеников при помощи соответствующего ПО. Тестовый вариант говорения, в котором в 2017 году приняло участие 1500 школьников, показал, что живое общение является предпочтительной формой аттестации.

6 слайд

Описание слайда:

ОУ несёт ответственность за развитие у обучающихся коммуникативной компетенции. Учить детей говорить: читать вслух, пересказывать текст, строить монологическое высказывание, вести диалог должен каждый учитель на каждом своём уроке. Каждый учитель должен требовать от учеников соблюдения норм грамотной эталонной речи. Это обязанность не только учителя русского языка и литературы. Все учителя-предметники (не только учитель русского языка) несут ответственность за то, как ребёнок поведёт себя на устном собеседовании, будет ли он допущен к сдаче ОГЭ.

7 слайд

Описание слайда:

Огромная ответственность ложится на плечи экзаменатора-собеседника (не учитель русского языка и литературы): - должен быть компетентен во многих областях; - должен уметь вести диалог; - должен суметь «разговорить» ребёнка; - должен уметь войти в доверие, психологически настроить ребёнка на диалог От экзаменатора-собеседника будет зависеть, как пройдёт ребёнок собеседование, наберёт ли нужное количество баллов (но только в задании №4). Он должен доброжелательно вести диалог, не исправлять ошибки, не вмешиваться в речь участника, апеллировать к личному опыту ребёнка, его эмоциям.

8 слайд

Описание слайда:

Специфика проведения процедуры собеседования: В каждой образовательной организации, участвующей в апробации, должны быть выделены аудитории: - не менее 1 аудитории для устных ответов с собеседником, оснащенной средством аудиозаписи устных ответов обучающихся. - аудитория ожидания обучающимися своей очереди для устного ответа. Рекомендуется вызывать в нее только обучающихся, которым предстоит отвечать в течение ближайшего одного урока (из расчета того, что продолжительность ответа одного обучающегося составляет около 15 минут). В аудитории ожидания организаторами заполняется ведомость соответствия ФИО участников апробации и их кодов, по которым далее будет осуществляться связь между записью устного ответа и результатами оценивания. В каждой образовательной организации, участвующей в апробации, должны быть назначены следующие специалисты: - не менее двух организаторов, обеспечивающих передвижение обучающихся; - организатор вне аудитории, обеспечивающий соблюдение порядка и тишины в коридоре; - экзаменатор-собеседник, который ведет процедуру экзамена и беседует с обучающимся по выбранной теме; - эксперт, который оценивает качество речи обучающегося непосредственно по ходу общения с собеседником). Допускается оценивание ответов после завершения собеседования, по аудиозаписи устных ответов. Допускается также проверка ответов двумя экспертами, один из которых оценивает ответ непосредственно в аудитории по ходу общения обучающегося с экзаменатором-собеседником, а другой - по аудиозаписи устных ответов. - технический специалист, обеспечивающий аудиозапись беседы с экзаменатором-собеседником;

9 слайд

Описание слайда:

Организатор приглашает в аудиторию по одному обучающемуся. Обучающийся представляется, называет свой код участника апробации, который был присвоен в аудитории ожидания.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

ЗАДАНИЕ 1. Чтение текста. Осознанно и правильно передать замысел автора слушателям в соответствии с пунктуационными знаками. ЗАДАНИЕ 2. Пересказ прочитанного текста с привлечением дополнительной информации. Сохранить все основные микротемы исходного текста и уместно, логично включить в него во время пересказа приведённое высказывание. ЗАДАНИЕ 3. Создание устного монологического высказывания по одной из выбранных тем беседы (1-3) в объеме не менее 10 фраз. 1.Описать фотографию, раскрыв тему в полном объёме (описание); 2. Рассказать о своём личном жизненном опыте, раскрыв тему в полном объёме (повествование); 3.Датьполныйответ на поставленный проблемный вопрос, аргументировав свою точку зрения; дать полные ответы на вопросы плана (рассуждение). ЗАДАНИЕ 4.Участие в диалоге с экзаменатором-собеседником Дать полные ответы на поставленные вопросы, изложить мысли логично, последовательно, используя разнообразные синтаксические конструкции, богатство и точность словаря. Коммуникативные задачи

12 слайд

Описание слайда:

Вариант 1 Инструкция по выполнению заданий Устная часть по русскому языку состоит из четырёх заданий. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты. В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута. В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута. В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания. Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. На протяжении всего времени ответа ведётся аудио- и видеозапись. Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха!

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Выразительно прочитайте текст о знаменитом русском полководце Алекса́ндре Васи́льевиче Суво́рове (1730–1800) вслух. У Вас есть 2 минуты на подготовку. Знаменитая фраза «Тяжело в ученье, легко в бою» принадлежит генерали́симусу Александру Васильевичу Суворову. За всю свою жизнь полководец участвовал более чем в 60 сражениях и не потерпел ни одного поражения на поле боя! А свою первую победу он одержал ещё в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Александр был очень болезненным ребёнком. Но с детства твёрдо решил стать военным и готовился к службе: занимался спортом, приучал себя к холоду, к физическим нагрузкам, к простой одежде и еде. Суворов уважал своих подчинённых – офицеров и солдат, был врагом муштры́. Он лично заботился о пище и одежде воинов, об их здоровье, умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, беззаветно шли за ним и побеждали. Суворов вошёл в историю военного искусства как полководец-новатор. Он оставил после себя знаменитое произведение «Наука побеждать», в котором в простой и доступной форме обобщил свой многолетний опыт обучения и воспитания войск. Школа Суворова сформировала целое поколение полководцев, прославивших Отечество. В честь великого полководца названы Суворовские военные училища, и сегодняшние мальчишки в погонах гордо называют себя «суворовцами». (171 слово)

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Рекомендации ученикам: Не торопитесь. внимательно читайте текст, ориентируйтесь на знаки препинания, придерживайтесь среднего темпа речи, особое внимание обратите на сложное слово со знаком ударения, поставьте числительное в правильную форму.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова русского военного историка генерала Моде́ста Ивановича Богдано́вича, современника А.В. Суворова: «Пройдут многие годы, явятся в русском народе другие великие вожди, но каждый раз, когда стальная стена штыков русских должна будет обрушиться на врагов, мы вспомним Суворова». Подумайте, где лучше использовать слова М.И. Богдановича в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования. У Вас есть 1 минута на подготовку.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ: - медленный темп чтения, монотонная интонация; - неправильное прочтение окончания зависимого слова; - искажение слов; - замена слов по смыслу; - неправильная постановка ударения; - неправильная грамматическая форма числительного в косвенном падеже; - замена целых слов по оптическому сходству; - пропуски: а) слов; б) слогов; в) букв; - перестановки: а) слов; б) слогов; в) букв.

21 слайд

Описание слайда:

Внимание: при чтении текста важным фактором является интонационная составляющая – паузы и акценты должны четко соответствовать пунктуации, встречающейся в тексте. В первом задании также проверяется темп чтения школьника; при работе с заданием номер 2 необходимо озвучить основную тему фрагмента и его подтемы. Пропущенная мысль или добавление темы, которая не звучала в отрывке, приведет к снижению баллов. Все аргументы и мысли ученика должны дополнять текст, логично вписываясь в его канву, во всех типах заданий комиссия уделяет внимание грамматическим, речевым и орфоэпическим ошибкам – слова должны быть произнесены верно, без искажений и неправильных ударений.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Последовательность подготовки к пересказу: 1. Сформулируйте тему (о чём говорится в тексте?) и основную мысль(что хотел сказать автор?) текста; 2.Пронумеруйте количество абзацев (микротем); 3.Выделите ключевые слова, главную мысль каждой микротемы текста; 4.Установить смысловые отношения между частями текста. 5.Составить план текста; 6.Продумайте место и форму включения цитаты, 7.Перескажите текст, логично и уместно включив приведённое высказывание. Используйте при этом приёмы сокращения текста: исключение второстепенных деталей, обобщение единичных явлений и фактов. Рекомендации ученикам

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

Выберите одну из предложенных тем беседы. Тема 1. Летний отдых (на основе описания фотографии). Тема 2. Мой любимый актёр (повествование на основе жизненного опыта). Тема 3. Какими должны быть школьные перемены? (рассуждение по поставленному вопросу) У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

26 слайд

Описание слайда:

Тема 1. Летний отдых.Опишите фотографию. Не забудьте описать: время и место действия; занятие ребят; их внешний вид; общую атмосферу события и настроение участников.

27 слайд

Описание слайда:

Тема 2. Любимый актёр Расскажите о своём любимом актёре. Не забудьте рассказать: кто Ваш любимый актёр или актриса; в каких фильмах или спектаклях он (она) принимал(а) участие; какая роль в исполнении этого актёра Вам нравится больше всего и почему; что Вы цените в актёрском мастерстве Вашего любимого актёра. Тема 3. Какими должны быть школьные перемены? Не забудьте дать ответы на вопросы. Для чего в школе нужны перемены? Сколько перемен должно быть в течение учебного дня? Почему? Сколько времени должны длиться перемены? Почему? Как должна проходить перемена?

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

30 слайд

Описание слайда:

Тема 1. Летний отдых Опишите фотографию. 1) Какой вид отдыха Вы предпочитаете – активный или пассивный? Почему? 2) Как Вам больше нравится отдыхать – с друзьями или с родителями? Почему? 3) Какое событие летних каникул Вам запомнилось больше всего? Тема 2. Любимый актёр Расскажите о своём любимом актёре. 1) Имеет ли известный актёр право на личную жизнь в тайне от поклонников? Почему? 2) Иметь кумира: какие положительные и отрицательные моменты в этом Вы видите? 3) Согласны ли Вы с тем, что известность – главный успех в жизни? Тема 3. Какими должны быть школьные перемены? 1) Должны ли ученики быть активны на школьной перемене? 2) Важно ли на перемене иметь возможность выходить на школьный двор? Почему школьная администрация не всегда это разрешает? 3) Должна ли перемена быть организована взрослыми или ученики сами могут спланировать своё время? Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником.

31 слайд

Описание слайда:

СТРУКТУРА МОНОЛОГА-РАССУЖДЕНИЯ (ЗАДАНИЕ 3) 1.Тезис (сформулированный ответ на поставленный вопрос; истолкование предложенного в задании слова; утверждение, доказываемое в рассуждении). … -это … На мой взгляд (я думаю, мне кажется), .… Как мне кажется, … 2.Основная часть. Аргументация. Примеры –аргументы. 1)Во-первых,… во-вторых, … в третьих, … 2)Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к таким фактам:... 3)Данный факт подтверждает мысль о том, что… 4)Эту мысль легко доказать, обратившись к примерам из… (жизни, собственного опыта, телепередач, фильмов и т.п.) 5)Например, анализируя поведение (речь, поступки) (кого?) можно увидеть, что … 6)Кроме этого, ещё одним доказательством справедливости моего утверждения может служить такой пример:… 3. Вывод (заключение, сделанное на основе аргументов и связанное с тезисом). Таким образом, … Итак, … Следовательно,… Подводя итог сказанному, отмечу … Думаю, что… Очень хотелось бы, чтобы … Хочется верить, что… Обобщая сказанное, хочется отметить, что… Рекомендации ученикам

32 слайд

Описание слайда:

ПРАВИЛА ДИАЛОГА (ЗАДАНИЕ 4) 1.Внимательно выслушайте вопрос. 2.В каждом вопросе выделите ключевые слова, которые будут использованы в вашем ответе. 3.Избегайте односложных ответов: да, нет, конечно и т.п. 4.Чтобы избежать односложных ответов, используйте сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, следствия. 5.Смягчайте категоричность своих утверждений вводными словами: я думаю; как мне кажется; по-видимому и т.п. 6.Особое внимание обратите на вопросы, требующие развёрнутого ответа (Что Вы посоветуете…?). 6.При развёрнутом ответе на вопрос используйте слова-рубрикаторы: во-первых, во-вторых, наконец. 7.Выстраивая рассуждение-рекомендацию, располагайте информацию в определённом порядке, соответствующем логике рассуждения. 8.Используйте средний темп речи, который позволяет продумывать продолжение речи. 9.Избегайте длительных пауз. 10.Следите за правильностью и чистотой речи. Избегайте слов-паразитов. Рекомендации ученикам