Разряды имён прилагательных по значению? Разряды прилагательных по значению
Известный языковед Ю.С. Степанов считал, что различие качественных и относительных значений прилагательных является одним из самых сложных. Такое разделение проводится даже не во всех языках. В русском уже ученики средней школы учатся различать эти разряды прилагательных.
Как Вы, наверное, помните, имена прилагательные отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
Какой ? – маленький двор, школьный учитель, медвежий коготь.
Какая ? – замечательная погода, деревянная скамейка, лисья мордочка.
Какое ? – превосходное настроение, жемчужное ожерелье, лошадиное копыто.
Какие ? – вежливые ученики, районные соревнования, заячьи ушки.
В каждом ряду приведены примеры качественных, относительных и притяжательных прилагательных. Как же их различать? Как уже стало понятно, просто задать вопрос к прилагательному – не даст результата, разряд таким способом не определишь.
На помощь придут грамматика и семантика (значение слова). Рассмотрим каждый разряд имен прилагательных по значению.
Качественные имена прилагательные
Уже по названию понятно, что эти прилагательные обозначают качество предмета . Что же это может быть за качество? Цвет (лиловый, бордовый, гнедой, вороной ), форма (прямоугольный, квадратный ), физические характеристики живых существ (толстый, здоровый, активный ), временные и пространственные признаки (медленный, глубокий ), общие качества, присущие одушевленному предмету (злой, забавный, счастливый ) и др.
Также большинство (но не все!) качественных имен прилагательных имеют целый ряд грамматических признаков , по которым их довольно легко отличить от остальных прилагательных. Эти признаки не обязательно могут быть целым набором у каждого качественного прилагательного, но если Вы обнаружили, что хотя бы какой-то признак к данному прилагательному подходит, – перед Вами качественное имя прилагательное. Итак:
1) Качественные прилагательные обозначают такой признак, который может проявляться в большей или меньшей степени . Отсюда – возможность образовывать степени сравнения.
Тонкий – тоньше – тончайший. Интересный – менее интересный – самый интересный.
2) Образуют краткие формы . Долгий – долог, мелкий – мелок.
3) Сочетаются с наречиями меры и степени . Очень красивый, чрезвычайно занимательный, совершенно непонятный.
4) От качественных прилагательных можно образовать наречия на -о (-е) и существительные с отвлеченными суффиксами -ость (-есть), -изн-, -ев-, -ин-, -от- : великолепный – великолепно, ясный – ясность, голубой – голубизна, синий – синева, толстый – толщина, красивый – красота.
5) Можно также образовать слова с уменьшительно-ласкательными или увеличительными суффиксами : злой – злющий, грязный – грязненький, зеленый – зелененький, здоровый – здоровенный.
6) Могут иметь антонимы : большой – маленький, белый – черный, острый – тупой, черствый – свежий.
Как видите, признаков много, но совершенно необязательно пользоваться всеми. Помните, что у некоторых качественных прилагательных нет степеней сравнения, некоторые не образуют отвлеченные существительные, некоторые не могут сочетаться с наречиями меры и степени, но зато они подходят по другим признакам.
Например, прилагательное гнедой. Это прилагательное не подходит ни по одному грамматическому критерию, но обозначает цвет = качество предмета , – значит, оно качественное.
Или прилагательное прекрасный. Нельзя сказать очень прекрасный , зато можно образовать наречие прекрасно . Вывод: прилагательное качественное .
Относительные имена прилагательные
Обозначают признак через отношение к предмету. Какие это могут быть отношения – признаки? Материал , из которого изготовлен предмет (железный гвоздь – гвоздь из железа, каменный подвал – подвал из камня, бархатное платье – платье из бархата ); место, время, пространство (сегодняшний скандал – скандал, который произошел сегодня; междугородний автобус – автобус между городами; московская область – область Москвы ); назначение (родительский собрание – собрание для родителей, детский магазин – магазин для детей ) и др.
Признаки эти не временные, а постоянные , поэтому всех особенностей, присущих качественным именам прилагательным, относительные не имеют. Это значит, что они не образуют степеней сравнения (нельзя сказать, что этот дом деревянный, а тот более деревянный ), не сочетаются с наречиями меры и степени (нельзя сказать очень золотой браслет ) и т.д.
Зато словосочетания с относительными прилагательными можно преобразовать, заменив прилагательное. Например, сельский житель – житель села, молочная каша – каша на молоке, пластмассовый кубик – кубик из пластмассы.
Надеемся, что Вам стало понятнее, как различить качественные и относительные имена прилагательные. А о притяжательных прилагательных и о некоторых ловушках поговорим в следующей статье.
Удачи Вам в изучении русского языка!
Остались вопросы? Не знаете, чем отличаются качественные прилагательные от относительных?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
§1. Общая характеристика имени прилагательного
Имя прилагательное - это самостоятельная знаменательная часть речи.
1. Грамматическое значение
- «признак предмета».
К прилагательным относятся слова, отвечающие на вопросы: какой?, чей?
2. Морфологические признаки:
- постоянные- разряд по значению, для качественных: полная /краткая форма и степени сравнения,
- изменяемые - падеж, число, в единственном числе - род.
3. Синтаксическая роль в предложении : у полных форм качественных прилагательных, а также у относительных и притяжательных прилагательных - определение, у кратких форм качественных прилагательных - часть составного именного сказуемого.
§2. Морфологические признаки прилагательных
У прилагательного, как и у других частей речи, есть набор морфологических признаков. Одни из них постоянные (или неизменяемые). Другие, напротив, непостоянные (или изменяемые). Так, к примеру, прилагательное сладкий - это качественное прилагательное, полная форма, положительная степень сравнения. В предложении это слово может быть в разных падежах и числах, а в единственном числе - в разных родах. На иллюстрации линии из точек ведут к изменяемым признакам. Способность быть в полной или краткой форме, в положительной - сравнительной - превосходной степени лингвисты относят к постоянным признакам. Разные постоянные признаки выражаются по-разному. Например:
слаще - сравнительная степень прилагательного сладкий
выражена суффиксом -ще- и отсутствием окончания,
менее сладкий - сравнительная степень прилагательного сладкий выражена сочетанием менее + сладкий
,
сладок - краткая форма прилагательного в ед.ч. м.р. имеет нулевое окончание, в то время как полная форма сладкий
имеет окончание -ий.
Непостоянные признаки: падеж, число, род (в единственном числе) выражены окончаниями: сладкий, сладкому, сладкие, сладкая и т.п.
§3. Разряды прилагательных по значению
В зависимости от характера значения имена прилагательные делятся на:
- качественные: большой, маленький, хороший, плохой, весёлый, грустный,
- относительные: золотой, завтрашний, лесной, весенний,
- притяжательные: лисий, волчий, папин, мамин, отцов.
Качественные прилагательные
Качественные прилагательные обозначают такие признаки, которые могут быть выражены в бо´
льшей или ме´
ньшей степени. Отвечают на вопрос: Какой
?
У них есть:
- полные и краткие формы: хороший - хорош, весёлый - весел
- степени сравнения: маленький - меньше - наименьший и самый маленький.
Большинство качественных прилагательных - непроизводные слова. Основы качественных прилагательных - производящие основы, от которых легко образуются наречия: плохо ← плохой, грустный ← грустно.
Значения качественных прилагательных таково, что большинство из них вступают в отношения
- синонимии: большой, крупный, огромный, громадный
- антонимии: большой - маленький.
Относительные прилагательные
Относительные прилагательные соотносятся по значению со словами, от которых они образованы.Поэтому они так названы. Относительные прилагательные - это всегда производные слова: золотой←золото, завтрашний←завтра, лесной←лес, весенний←весна . Признаки, выражаемые относительными прилагательными, не имеют разных степеней интенсивности. У этих прилагательных не бывает степеней сравнения, а также полных и кратких форм. Отвечают на вопрос: Какой ?
Притяжательные прилагательные
Эти прилагательные выражают идею принадлежности. Они в отличие от качественных и относительных прилагательных отвечают на вопрос: Чей
? Притяжательные прилагательные не имеют степеней сравнения, а также полных и кратких форм.
Суффиксы притяжательных прилагательных: лисий - -ий- [ий’], мамин - -ин-, синицин - [ын], отцов - -ов-, Сергеев -ев-.
Набор окончаний у притяжательных прилагательных особый. Даже из приведённых примеров видно, что в начальной форме (им.п., ед.ч., м.р.) у них нулевое окончание, в то время как у других прилагательных - окончания -
-ый, -ий, -ой.
Формы им.п. и в.п. притяжательных прилагательных ед. и мн.ч., как у существительных, а остальные - как у прилагательных:
Единственное число
Им.п. ж.р. - а: мамина, лисья, м.р.- : ,мамин, лисий ср.р. - о, е: мамино, лисье.
Род.п. ж.р. - ой, ей: маминой, лисьей, м.р. и ср.р. - ого, его: маминого, лисьего.
Дат.п. ж.р. - ой, ей: маминой, лисьей, м.р. и ср.р. - ому,ему: маминому, лисьему.
Вин.п. ж.р. - у,ю: мамину, лисью, м.р. и ср. р. - как им.п. или р.п.
Тв.п. ж.р. - ой, ей: маминой, лисьей, м.р. и ср.р. - ым, им: маминым, лисьим.
П.п. ж.р. - ой, ей: маминой, лисьей, м.р. и ср.р. - ом, ем: мамином, лисьем.
Множественное число
Им.п. - ы, и: мамины, лисьи.
Род.п. - ых, их: маминых, лисьих.
Дат.п. - ым, им: маминым, лисьим.
Вин.п. - как им.п. или в.п.
Тв.п. - ыми, ими: мамиными, лисьими.
П.п. - ых, их: маминых, лисьих.
Прилагательные могут переходить из одного разряда в другой. Такие переходы обусловлены особенностями контекста и связаны, как правило, с использованием прилагательных в переносных значениях. Примеры:
- лисья нора - притяжательное прилагательное, а лисья хитрость - относительное (не принадлежит лисе, а как у лисы)
- горькое лекарство - качественное прилагательное, а горькая правда - относительное (соотносится с горечью)
- лёгкая сумка - качественное прилагательное, а лёгкая жизнь - относительное (соотносится с лёгкостью)
§4. Полная и краткая формы качественных прилагательных
Качественные прилагательные имеют обе формы: и полную, и краткую.
В полной форме они склоняются, т.е. изменяются по числам, по родам (в ед.ч.) и по падежам. Полные прилагательные в предложении могут быть определением или частью составного именного сказуемого.
Поздней ночью они вышли из дома.
Поздний - качественное прилагательное, положит. степень, полное, в форме ед.ч., ж.р., тв.п.
В краткой форме прилагательные не склоняются. Они не изменяются по падежам. Краткие прилагательные изменяются по числам и родам (в ед.ч.). Краткие формы прилагательных в предложении обычно бывают частью составного именного сказуемого.
Девочка больна.
Больна - качественное прилагательное, положит. степень, краткая форма, ед.ч., ж.р. В современном языке в роли определений краткие прилагательные бывают в устойчивых лексических сочетаниях, например: красна девица, средь бела дня.
Не удивляйтесь:
У некоторых качественных прилагательных в современном языке есть только краткие формы, например: рад, должен, горазд.
Относительные и притяжательные прилагательные имеют только полную форму. Обратите внимание: у притяжательных прилагательных с суффиксом -ин- в им.п. совпадающей с ним формой в.п. окончание - как в кратких формах.
§5. Степени сравнения
Качественные прилагательные имеют степени сравнения. Так выражается в языке то, что признаки могут иметь большую или меньшую степень. Чай может быть сладким в большей или меньшей степени, правда? И язык передаёт это содержание.
Степени сравнения, таким образом, передают идею сравнения. Они делают это системно. Степеней три: положительная, сравнительная, превосходная.
- Положительная - это значит, что признак выражен без оценки степени: высокий, веселый, теплый.
- Сравнительная определяет большую или меньшую степень: выше, веселее, теплее, более высокий, более весёлый, более тёплый, менее высокий, менее весёлый, менее тёплый.
- Превосходная выражает наибольшую или наименьшую степени: высочайший, веселейший, теплейший, самый высокий, самый весёлый, самый тёплый.
Из примеров видно, что степени сравнения выражены по-разному. У сравнительной и превосходной степеней значение передаётся либо с помощью суффиксов: выше, веселее, высочайший, веселейший, либо с помощью слов: более, менее, самый. Поэтому сравнительная и превосходная степени сравнения могут быть выражены:
- простыми формами: выше, высочайший,
- составными формами: более высокий, менее высокий, самый высокий.
Среди простых форм в русском языке, как и вдругих языках, например, в английском, бывают формы, образованные от другой основы.
- хороший, плохой - положительная степень
- лучше, хуже - сравнительная степень
- лучший, худший - превосходная степень
Слова в простой и сложной сравнительной и превосходной степенях изменяются по разному:
- Сравнительная степень (простая): выше, ниже - не изменяется.
- Сравнительная степень (сложная): более низкий, более низкому, более низкими - изменяется само прилагательное, изменение возможно по падежам, числам, а в единственном числе - по родам.
- Превосходная степень (простая): высочайший, высочайшему, высочайшим - изменяется по падежам, числам, а в единственном числе - по родам, т.е. как в положительной степени.
- Превосходная степень (сложная): самый высокий, самому высокому, самые высокие - оба слова изменяются по падежам, числам, а в единственном числе - по родам, т.е. как в положительной степени.
Прилагательные в простой сравнительной форме в предложении бывают частью сказуемого:
Анна и Иван брат и сестра. Анна старше Ивана. Раньше она была выше, а теперь выше Иван.
Остальные формы сравнения бывают и в роли определения, и в роли сказуемого:
Я подошла к более взрослым ребятам.
Ребята, были более взрослыми, чем я думала.
Я обратилась к самым взрослым ребятам.
Эти ребята самые взрослые из тех, кто занимается в кружке.
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
Является ли имя прилагательное самостоятельной частью речи?
Какие прилагательные могут выражать признаки, выражаемые в большей или меньшей степени?
- Качественные
- Относительные
- Притяжательные
Для каких прилагательных характерны лексические отношения синонимии и антонимии?
- Для качественных
- Для относительных
- Для притяжательных
Являются ли относительные прилагательные производными?
У каких полных прилагательных набор окончаний особенный?
- У качественных
- У относительных
- У притяжательных
Изменяются ли прилагательные в полной форме по падежам?
Для каких форм прилагательных характерна синтаксическая роль определения?
- Для полных
- Для кратких
Все ли прилагательные изменяются по падежам?
- Не все
Все ли прилагательные изменяются по родам?
- Не все
Изменяются ли прилагательные в превосходной степени по падежам?
Могут ли сравнительная или превосходная степени выражаться одним словом?
Могут ли прилагательные переходить из одного разряда по значению в другой?
Правильные ответы:
- Качественные
- Для качественных
- У притяжательных
- Для полных
- Не все
- Не все
Вконтакте
6 класс.
Русский язык.
Учитель: Арушанян Т.П.
Тема: «Разряды имен прилагательных по значению. Относительные прилагательные». § 42
Цели урока:
Обучающие : познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных по значению; формировать умение определять разряд прилагательных.
Развивающие : развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся; развивать коммуникативные способности учащихся.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к процессу познания; интерес к родному языку.
Планируемые результаты:
Предметные: знать разряды прилагательных, их отличительные признаки; уметь различать прилагательные по значению.
Метапредметные:
Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; объяснять языковые явления; строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказательства; устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений; анализировать и оценивать собственную работу.
Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме; выступать перед аудиторией.
Личностные: выражать положительное, осознанное отношение к учению; оценивать собственную учебную деятельность; применять правила сотрудничества в группе.
Оборудование:
Тетради, учебник.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Метод : исследовательский, частично – поисковый.
Формы работы учащихся : фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
Организационный момент .
Актуализация опорных знаний .
Приветствие. Объявление темы урока.
Как вы думаете, ребята, какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке? (Ответ учащихся)
Действительно, мы познакомимся еще с одним разрядом прилагательного – с постоянным морфологическим признаком, узнаем отличительные признаки относительных прилагательных, научимся отличать их от качественных.
Запишем в тетрадь дату и тему урока.
Орфографическая разминка.
О дальней дороге, о столетней ели, из-за ноющей боли, в пахучей жидкости, в соседней деревне, на свежем воздухе, в колючем кустарнике, о летнем зное, во внутренний дворик, о будущем новоселье, в синей дали, о недавнем происшествии, к ближайшей станции, в ближайшем кафетерии.
На прошлом уроке мы изучали разряды прилагательных, а именно, качественные имена прилагательные. Давайте вспомним всё, что о них знаем.
1. Имя прилагательное обозначает признак предмета; отвечает на вопрос какой? / чей?: большой, железный , мамин.
2. Разряды прилагательных:
- качественные - прилагательное называет признак, который может быть выражен в большей или меньшей степени: добрый, добрее, самый добрый ;
- относительные - прилагательное называет признак, который не может быть выражен в большей или меньшей степени: золотые серёжки;
- притяжательные - прилагательное указывает на принадлежность чего-либо лицу или животному: беличий, мамин.
3. Склонение прилагательных
Прилагательные изменяются:
по падежам: красная роза, о красной розе и т. д.;
по числам; красная роза, красные цветы;
по родам (только в единственном числе): красный цвет, красная роза, красное зарево.
Род, число, падеж определяются по существительному.
4.Форма прилагательного (только у качественных):
- полная: весёлый;
- краткая: весел.
5. Степень сравнения (только у качественных):
- сравнительная степень: веселее, более весёлый;
- превосходная степень: веселейший, самый весёлый.
6. В предложении может быть определением, сказуемым: тёплый хлеб. Хлеб был тёплый.
Качественные прилагательные (какой?): прилагательное называет признак,
который может быть выражен в большей или меньшей степени:
яркий свет - ярче. более яркий
Относительные прилагательные ( какой?): прилагательное называет признак, который не может быть выражен в большей или меньшей степени:
компьютерная программа, электронные часы
Притяжательные прилагательные ( чей?): прилагательное указывает на принадлежность чего-либо лицу или животному:
папины документы, лисья нора
III . Изучение новой темы.
- В отличие от качественных прилагательных относительные обозначают такой признак предмета, которые не может проявляться в большей или меньшей степени в предмете.
Работа с теоретическим материалом учебника, стр.8, 10
«Опознавательные признаки относительных прилагательных».
1. Не имеют степеней сравнения.
2. Не имеют краткой формы.
3. Не сочетаются с наречием очень.
4. Не имеют антонимов.
Обозначают:
- материал (стеклянная стена, песчаный берег);
- количество (двухэтажный дом, пятилетняя дочь);
- местонахождение (речной порт, московский житель);
- время (прошлогодний план, январские морозы);
- назначение (стиральная машина, спортивная обувь);
- вес, длину, меру (стограммовая гиря, метровая палка, двухлитровая банка).
IV . Закрепление изученного материала.
Работа с учебником. Стр. 9, упр. 313, 314
Из каждой группы словосочетаний выпишите словосочетания с качественными, относительными прилагательными.
Новый плащ.., кожаный плащ..,.; золотая брош.., дорогая брош..; льняная вещ.., нужная вещ..; шерстяное кашне, красивое кашне; элегантное пальто, драповое пальто; дорогое боа, меховое боа; чёрный кофе, кенийский кофе.
V . Итог урока. Рефлексия.
1. Выполнили ли мы задачи, которые стояли перед нами в начале урока?
2. С какими прилагательными познакомились сегодня на уроке?
3. По каким опознавательным признакам мы сможем их определить?
VI . Домашнее задание
Выучить теоретический материал § 42 (правила + тетрадь) . Выполнить упр. 315.
В русском языке имена прилагательные делятся на три разряда. В основе классификации лежат лексические и грамматические особенности обсуждаемых частей речи. Общим для всех прилагательных является обозначение постоянного (не меняющегося со временем) признака предмета; различия начинаются с характера их лексических основ, выражающих непосредственные (проявляющиеся сами по себе), опосредованные (определяющиеся через сравнение с другими явлениями) и «принадлежностные» свойства и качества предметов.
- Качественные прилагательные.
Качественные имена прилагательные отвечают на вопрос «какой?» и обозначают прямые наименования признаков, связанных с лексическими значениями:
- цветов (красный, розовый, малиновый);
- пространственных характеристик (правый – левый, прямой – кривой);
- физических свойств предметов (кислый – сладкий, горячий – холодный, лёгкий – тяжёлый);
- внешнего вида и внутренних качеств людей и животных (тонкий – толстый, умный – глупый, ленивый – трудолюбивый).
Все вышеперечисленные признаки не обязательно проявляются в одном и том же слове, но они не характерны для других разрядов прилагательных и наличие хотя бы одного из них уже указывает на качественную характеристику части речи. - цветов (красный, розовый, малиновый);
- Относительные прилагательные.
Относительные имена прилагательные отвечают на вопрос «какой?» и обозначают косвенные наименования признаков, определяемых через отношение к другому:
- предмету или лицу (апельсиновый сок – сок из апельсина, детская одежда – одежда для детей);
- действию (стиральный порошок – порошок для стирки);
- времени или месту (весенний дождь – дождь, который идёт весной; городской транспорт – транспорт, функционирующий в городе);
- понятию (философский трактат).
Относительные прилагательные могут переходить в разряд качественных. Обычно это происходит в тех случаях, когда слово попадает в иной контент и изменяет своё лексическое значение (железная решётка – решётка, сделанная из железа и железная воля – сильная, крепкая, несгибаемая). - предмету или лицу (апельсиновый сок – сок из апельсина, детская одежда – одежда для детей);
- Притяжательные прилагательные.
Притяжательные имена прилагательные отвечают на вопрос «чей?» и обозначают принадлежность одного предмета другому. Как правило притяжательные прилагательные указывают на одушевлённое лицо – человека (мамин халат, дядин автомобиль) или животное (медвежья берлога). Принадлежность к неодушевлённым предметам в русском языке обычно выражается с помощью относительных прилагательных или других частей речи, но иногда и здесь (в основном, в художественной литературе, в авторском, метафорическом контексте) можно встретить притяжательные прилагательные – например, ребровы дуги у Маяковского.
Притяжательные прилагательные образуются от существительных с помощью двух групп суффиксов:- -ов (-ев), -ин (-ын);
- –ий, -ья, -ье, -иный, -ский.
- -ов (-ев), -ин (-ын);
По разнице в вопросах «какой?» - «чей?» притяжательные прилагательные легко отделяются от качественных и относительных. Качественные прилагательные проще всего определить, попробовав изменить их, дав субъективную оценку, поставив в краткую форму или развив их качество до той или иной степени. Относительные прилагательные «видно» по возможности образовывать сочетания из двух существительных.