Развитие речи подготовительная группа. Гербова Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий
Наташе
Засни, моя деточка милая!
В лес дремучий по камушкам мальчика-с-пальчика,
Накрепко за руки взявшись и птичек пугая,
Уйдем мы отсюда, уйдем навсегда.
Приветливо нас повстречают красные маки,
Не станет царапать дикая роза в колючках,
Злую судьбу не прокаркнет птица-вещунья,
И мимо на ступе промчится косматая ведьма,
Мимо мышиные крылья просвищут Змея с огненной пастью,
Мимо за медом-малиной Мишка пройдет косолапый…
Они не такие…
Не тронут.
Засни, моя деточка милая!
Убегут далеко-далеко твои быстрые глазки…
Не мороз - это солнышко едет по зорям шелковым,
Скрипят его золотые, большие колеса.
Смотри-ка, сколько играет камней самоцветных!
Растворяет нам дверку избушка на лапках куриных.
На пятках собачьих.
Резное оконце в красном пожаре…
Раскрылись желанные губки.
Светлое личико ангела краше.
Веют и греют тихие сказки…
Полночь крадется.
Темная темь залегла по путям и дорогам.
Где-то в трубе и за печкой
Ветер ворчливо мурлычет.
Ветер… ты меня не покинешь?
Деточка… милая…
Мне сказали, там кто-то пришел, в сенях стоит. Вышел я из комнаты, а там, гляжу, - монашек стоит.
Здравствуй! - говорит и смотрит на меня пристально, словно проверяет что-то.
Маленький монашек, беленький.
Здравствуй, что тебе надо?
Так, по домикам хожу, - подает мне веточку.
Что это, монашек, никак листочки!
Листочки, - и улыбается.
А я уж от радости не знаю, что и делать. Комната, рамы и вдруг эта ветка с зелеными, совсем-совсем крохотными масляными листочками.
Хочешь, монашек, баранок турецких, у нас тут на углу пекут?
Чего же тебе, молочка хочешь?
Ну, яблочков?
Медку бы съел немножко.
Медку… Господи, монашек!.. Я тебя где-то видел…
Монашек улыбается.
Крепко держу зеленую ветку. Листочки выглядывают.
Моя ветка, мои и листочки!
Динь-динь-динь…
Кто там?
За цветом.
За каким?
За незабудкой.
Вышла Незабудка, заискрились синие глазки. Принял Ангел синюю крошку, прижал к теплому белому крылышку и полетел.
Стук-стук-стук…
Кто там?
За цветом?
За каким?
За ромашкой!
Вышла Ромашка, протянула белые ручки. Пощекотал Бес вертушке желтенькое пузочко, подхватил себе на мохнатые лапки и убежал.
Динь-динь-динь…
Кто там?
За цветом.
За каким?
За фиалкой.
Вышла Фиалка, кивнула голубенькой головкой. Приголубил Ангел черноглазку и полетел.
Стук-стук-стук…
Кто там?
За цветом.
За каким?
За гвоздикой.
Вышла Гвоздика, зарумянились белые щечки. Бес ее в охапку и убежал.
Опять звонил колокольчик, - прилетал Ангел, спрашивал цвет, брал цветочек. Опять колотила колотушка, - прибегал Бес, спрашивал цвет, забирал цветочек.
Так все цветы и разобрали.
Сели Ангел и Бес на пригорке в солнышко. Бес со своими цветами налево, Ангел со своими цветами направо.
Уговор не смеяться, кто засмеется, тот пойдет к Бесу.
Ангел смотрит сурьезно.
В чем ты грешна, Незабудка? - начинает исповедывать плутовку.
Незабудка потупила глазки, губки кусает - вот рассмеется.
Налево у Беса такое творится, будь ты кисель киселем, и то засмеешься. Поджигал Бес цветочки: сам мордочку строит, - цветочки мордочку строят, сам делает моську, - цветочки делают моську, сам рожицы корчит, - цветочки рожицы корчат, мяукают, кукуют, юлой юлят и так-то и этак-то - вот как!
Незабудка разинула ротик и прыснула.
Иди, иди к Бесу! - закричали цветочки.
Пошла Незабудка налево.
Тихо у Ангела. Гладят тихонько цветочки белые крылышки, дуют тихонько на перышки.
А налево гуготня, - Бес тешится. Ангел смотрит сурьезно, исповедует:
В чем ты грешна, Фиалка?
Насупила бровки Фиалка, крепилась-крепилась, не вытерпела и улыбнулась
Иди, иди к Бесу! - кричали цветочки.
Пошла Фиалка налево.
Так все цветочки, какие были у Ангела, не могли удержаться и расхохотались.
И стало у Беса многое множество и белых и синих - целый лужок.
Высоко стояло на небе солнышко, играло по лужку зайчиком.
Тут прибежало откуда-то семь бесенят и еще семь бесенят и еще семь, и такую возню подняли, такого рогача-стрекоча задавать пустились, кувыркались, скакали, пищали, бодались, плясали, да так, что и сказать невозможно.
Цветочки туда же, за ними - и! как весело, - только платьица развеваются синенькие, беленькие.
Кружились-кружились. Оголтели совсем бесенята, полезли мять цветочки да тискать, а где под шумок и щипнут, ой-ой как!
Измятые цветочки уж едва качаются. Попить запросили.
Ангел поднялся с горки, поманил белым крылышком темную тучку. Приплыла темная тучка, улыбнулась. Пошел дождик.
Цветочки и попили досыта.
А бесенята тем временем в кусты попрятались. Бесенята дождика не любят, потому что они и не пьют.
Ангел увидел, что цветочкам довольно водицы, махнул белым крылышком, сказал тучке:
Будет, тучка, плыви себе.
Поплыла тучка. Показалось солнышко.
Ангелята явились, устроили радугу.
А цветочки схватились за ручки да бегом горелками с горки
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло…
Очухались бесенята, вылезли из-под кустика да сломя голову за цветочками, а уж не догнать, - далеко. Покрутились-повертелись, показали ангелятам шишики, да и рассыпались по полю.
Тихо летели над полем птицы, возвращались из теплой сторонки.
Бесенята ковырялись в земле, курлыкали - птичек считали, а с ними и Бес-зажига рогатый.
Чуть только лес оденется листочками и теплое небо завьется белесыми хохолками, сбросит Кострома свою ко-лючку-ежевую шубку, протрет глазыньки да из овина на все четыре стороны, куда взглянется, и пойдет себе.
Идет она по талым болотцам, по вспаханным полям да где-нибудь на зеленой лужайке и заляжет; лежит-валяется, брюшко себе лапкой почесывает, - брюшко у Костромы мяконькое, переливается.
Любит Кострома попраздновать, блинков поесть да кисельку клюквенного со сливочками да с пеночками. А так она никого не ест, только представляется: поймает своим желтеньким усиком мушку какую, либо букашку, пососет язычком медовые крылышки, а потом и выпустит, - пускай их!
Жил-был царь. И как не стало царицы, царь и призадумался: и то худо, что царицы нет, да на то воля Божья, и опять же хозяйство на руках – и не малое, надо кому распорядиться, надо и гостей принять честно, да чтобы все было, как у людей есть, а ему на старости лет дай Бог с царством управиться.
А было у царя три сына, все трое женаты, при отце жили. Вот царь и призвал к себе снох – и старшую, и середнюю, и младшую – и решил испытать, кому из них большухой быть.
– Да вот, – говорит, – батюшка, намедни бычок за Москвой-рекой рычал, так у Андроньева на обедне слышно было.
– Эка дуреха! – отставил царь старшую сноху и к середней. – Какой голос дальше слышно?
– Петух у нас, батюшка, седни пел поутру, а в Соколинках у мамушки слыхали, Софоровна сказывала.
Царь только бороду погладил: ну, чего с такой спросить? – и к младшей:
– Не смею, батюшка, сказать, сами знаете.
– Как так, говори, не бойсь.
– Какой такой хлебный?
– А такой, батюшка, если кто хорошо кормит, а голодного не забывает, накормит, согреет, утешит, про того далеко слышно.
– Ну, – говорит царь, – умница ты, Поля, по-русски сказала, так и будь ты большухой.
А. Ремизов
Сова
Сидит Старик, чай пьет. Не пустой пьет – молоком белит. Летит мимо Сова.
– Здорово, – говорит, – друг! А старик ей:
– Ты, Сова, – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься – какой я тебе друг!
Рассердилась Сова.
– Ладно же, – говорит, – старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить – сам лови.
А Старик:
– Вишь, чем пугать вздумала! Утикай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.
Ночь пришла. На Стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:
– Погляди-ка, кума, не летит ли Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь мыши в ответ:
– Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Мыши из нор поскакали, мыши по лугу побежали. А Сова из дупла:
– Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы худа не вышло: мыши-то, говорят, на охоту пошли.
– А пускай идут, – говорит старик. – Чай, мыши не волки, не зарежут телки.
Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут, землю роют, шмелей ловят.
А Сова из дупла:
– Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: все шмели твои разлетелись.
– А пускай летят, – говорит Старик.
– Что от них толку: ни меду, ни воску – волдыри только.Стоит на лугу клевер кормовистый, головой к земле виснет, а шмели гудят, с луга прочь летят, на клевер не глядят, цветень с цветка на цветок не носят.
А Сова из дупла:
– Хо-хо-хо, Старик! Гляди, как бы хуже не вышло: не пришлось бы тебе самому цветень с цветка на цветок разносить.
– И ветер разнесет, – говорит Старик, а сам в затылке скребет.
По лугу ветер гуляет, цветень наземь сыплет. Не попадает цветень с цветка на цветок – не родится клевер на лугу; не по нраву это Старику.
А Сова из дупла:
– Хо-хо-хо, Старик! Корова твоя мычит, клеверу просит, – трава, слышь, без клеверу что каша без масла.
Молчит Старик, ничего не говорит.
Была Корова с клевера здорова, стала Корова тощать, стала молока сбавлять; пойло лижет, а молоко все жиже да жиже. А Сова из дупла:
– Хо-хо-хо, Старик! Говорила я тебе: придешь ко мне кланяться.
Старик бранится, а дело-то не клеится. Сова в дубу сидит, мышей не ловит. Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнезда ищут. Шмели на чужих лугах гуляют, а на Стариков луг не заглядывают. Клевер на лугу не родится. Корова без клеверу тощает. Молока у Коровы мало. Вот и чай белить Старику нечем стало.
Нечем стало Старику чай белить – пошел Старик Сове кланяться:
– Уж ты Совушка-вдовушка, меня из беды выручай: нечем стало мне, старому, белить чай.
А Сова из дупла глазищами луп-луп, ножищами туп-туп.
– То-то, – говорит, – старый. Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Думаешь, мне-то легко без твоих мышей?
Простила Сова Старика, вылезла из дупла, полетела на луг мышей пугать.
Сова полетела мышей ловить.
Мыши со страху попрятались в норы.
Шмели загудели над лугом, принялись с цветка на цветок летать.
Клевер красный стал на лугу наливаться.
Корова пошла на луг клевер жевать.
Молока у Коровы много.
Стал Старик молоком чай белить, чай белить – Сову хвалить, к себе в гости звать, уваживать.
Конспект занятия в детском саду для старших дошкольников. Тема: Чтение сказки К.Паустовского «Теплый хлеб»
Развивающая задача: Развивать речь, мышление, память детей.Обучающая задача : Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского. Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и жестокое поведение.
Воспитательная задача : Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.
Здоровьесберегающая задача : Формирование правильного поведения в коллективе
Материал: Портрет К. Паустовского, иллюстрации.
Ход занятия
Вводная частьЗвучит музыка. «Дорога добра».
Воспитатель: Я очень рада видеть вас. Прослушивание песни.Понравилась песня вам? Какое настроение вызвало у вас эта песня? Хочу чтобы сегодняшнее занятие прошло в хорошем настроении, которое создала эта музыка.
Основная часть
Педагог
: Ребята отгадайте загадку
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Одним из даров, выращенных человеком, является хлеб. Сегодня мне хочется познакомить вас с мудрой сказкой которую написал К.Паустовский «Теплый хлеб», а в чем её мудрость попробуем разобраться вместе…
В этой сказке вы услышите слово: кавалеристы - род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь.
Удила-это прикрепленное к ремням железо, которое вкладывается в рот лошади.
Картуз- мужской головной убор
Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»
Вопросы по содержанию к сказке.
- Где происходит действие сказки? (в Бережках)
- Кто оставил коня в деревне? (кавалеристы)
- Кто взял раненого коня? (мельник Панкрат)
- Какое прозвище имел Филька? (Ну тебя)
- Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег)
- Что случилось в природе после этого? (метель, сильный мороз)
- Что необычного случилось в этой деревне 100 лет назад? (мороз)
- Почему пришел мороз в деревню? (Через деревню шел солдат и попросил хлеба. Злой человек бросил солдату плесневелый хлеб на землю.)
- От чего, по мнению бабки, случился такой мороз? (от злобы)
- Куда послала бабка Фильку в поисках совета? (к Панкрат)
- Что придумал Филька? (продолбить лед на реке)
- Кто был свидетелем разговора? (сорока)
- Какую роль сыграла сорока в спасении людей? (позвала теплый ветер)
- Как произошло примирение Фильки и коня? Что принес Филька раненому коню? (буханку свежего хлеба)
- Что конь сделал после того, съел хлеб? (сложил голову на плечо Фильке)
- Почему сердилась сорока? (ее никто не слушал)
- Чему учит нас сказка «Теплый хлеб» (чтобы стать добрее, нельзя быть грубым и жестоким)
Это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую».
Заключительная часть Итог
Словесный (беседа)
Воспитатель показывает рисунок сердца, одна половина которого - синяя, другая - красная. Каким сердце было у Фильки в начале сказки и потом? Чему учит сказка, каким должен быть человек?
Раскрашиваем сердца
…куптя с виньгом… - вихрь, метель; от кутить - кружить, крутить, вихрить (о ветре, погоде), и вынуть - дунуть.
Закуделить - дуть.
Обух - противоположная лезвию часть топора, образующая проушину для топорища.
Забойни - снег, прибитый ветром к строению или в овраг, а также собственно сугроб.
Земные тайности
Сноха - то же, что невестка, жена сына.
Большуха - здесь: главная, старшая.
…У Андроньева… - Имеется в виду московский монастырь, основанный во второй половине XIV века учеником Сергия Радонежского преп. Андроником; назван но имени своего основателя. Сам Ремизов, москвич по рождению, в детстве ходил в Андрониев монастырь на богомолье. Воспоминания об этом нашли отражение во многих произведениях писателя и стали непременным атрибутом автобиографического героя (см., например, рассказ «Богомолье» из «Посолони», роман «Пруд», мемуарную книгу «Подстриженными глазами»),
Соколинки - т. е. Сокольники.
Рукописные источники: «Гол-камень» (фрагмент) - автограф - РНБ. Ф.634. Ед. хр. 6. Л. 1; ЦРК АК. Кор. 12. Папка 11.
Текст-источник: Садовников. № 73 О ведьме.
…месяц не раз скрадывала, а людей портила - Обычные обвинения в адрес ведьм.
Рукописные источники. «Пчеляк» - автограф с авторской правкой <1912> - РНБ. Ф. 634. Ед. хр 6. Л. 1–2; а также: № 2 в составе макета неосуществленного издания сборника «Хлебный голос и другие сказки» (ИРЛИ Ф 172 Ед. хр. 573).
Тексты-источники: Садовников. № 74 в. Про пчеляков, № 116 а. О фармазонах.
Пчеляк - т. е. заводчик пчел, пчеловод. В «Сказаниях о знахарстве» (главка «Пчельное дело») И. П. Сахаров отмечает: «Пчельное дело в селениях почитается самым таинственным, важным и, сверх того, не для всех доступным занятием. Люди зажиточные, хозяйственные, имеющие до ста и более ульев, всегда, по народной молве, состоят в дружественной связи с нечистою силою. Мнения поселян о пчельном деле столь разнообразны, что одни избирают для него покровителями св. угодников, другие обрекают водяному дедушке. Пчельники, приверженцы этого последнего мнения, называются в селениях ведунами, дедами, знахарями. <…> Ведуны думают, что пчелы первоначально образовались в болотах, под рукою водяного дедушки. <…> Знахари полагают, что все пчелы первоначально отроились от лошади, заезженной водяным дедушкою и брошенной в болото» (цит. по: Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым. М, 1990. С. 98, 99). В тексте-источнике № 74 в пчеляк впрямую назван колдуном; здесь особо подчеркивается: «А известное дело, если у кого пчел такая пропасть, так это неспроста» (С. 245). Эпизод с лягушкой, раздувающейся до размеров быка, заимствован Ремизовым из второго текста-источника (№ 116 а). В первом фигурирует просто огромная лягушка, да и сам пчеляк здесь менее кровожаден* он предлагает лошеводу всего лишь съесть тот мед, который отрыгнула лягушка. В фольклорной традиции лошадь и пчела устойчиво связаны друг с другом и соответствуют середине мирового древа.
Гумно - место, где ставят хлеб в снопах и где его молотят, крытый ток.
Текст-источник: Садовников. № 72 е. О мертвецах.
Жупел - горючая сера; горящая смола, жар и смрад.
…как запел петух, так сквозь землю и провалились… - Здесь отражено общемифологическое представление о петухе как символе света, солнца, с восходом которого, под влиянием его очистительной силы, вся нечисть и нежить вынуждена покидать землю
Урвина (рвина) - вообще то, что вырыто заступом, яма, готовая могила
Текст-источник: Садовников. № 70. Про кабачную кикимору.
Кикимора - мифологическое существо, живущее в доме и вредящее людям; днем сидит невидимкою за печью, а проказит по ночам; происходит из умерших некрещеными детей и младенцев, убитых своими матерями.
…на юру… - на бойком, открытом месте, торжище или шумном базаре.
…усышку вина и рассыропку - т. е. убыль (от усыхать) и разбавление (от рассыропить).
Откупная контора - ведающая откупами, в том числе арендой кабаков с вином и водкой, так как продажа последних находилась в дореволюционной России в монополии у государства.
Полуштоф - четырехугольная стеклянная бутыль с коротким горлышком, содержащая определенную меру жидкости, объем которой был разным в ту или иную эпоху.
Протакаять - т. е. подтвердить верность своих слов (от такать)\ возможно, здесь употреблено также в значении «польстить».
Дистанонный - начальник округа (иногда определенного пространства вообще) либо смотритель участка дороги, реки (от дистанция)
…в чело на заслонку - Так называется большой дугообразный проем в русской печи, ведущий к ее устью, которое, после того как печь протопится, закрывают заслонкой
Поверенный - здесь: проверяющий, инспектор по откупам
Мария Тумашева
Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского . Дать понять, что мудрая сказка помогает усвоить высоконравственную ценность в поведении человека и ещё раз убедиться к чему приводит грубое и жестокое поведение.
1ч. -Посмотрите в окно. Что вы видите (ответы)
Какое стихотворение напоминает вам сегодняшнюю погоду?
-«Если на деревьях листья пожелтели.
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется –
Это время года… осенью зовется».
А чем же ещё знаменита Осень (свободные ответы) . Подвести к тому, что Осень –время сбора урожая.
-И мы знаем : «осень настала опять, пора нам дары принимать…» Одним из даров, выращенных человеком, является хлеб . Сегодня мне хочется познакомить вас с мудрой сказкой, а в чем её мудрость попробуем разобраться вместе…
Рассказывание воспитателем литературной сказки «Теплый хлеб » .
2ч. Вопросы по содержанию :
Кто такие «кавалеристы» ?
Почему мельник Панкрат взял коня к себе?
Чем примечателен мальчик Филька?
Отчего наступил в деревне лютый мороз?
Что необычного случилось в этой деревне 100 лет назад?
Какое Федька изобрел спасение от стужи?
Как произошло примирение Фильки и коня?
Как вы думаете, чем похожи сказки «Хлебный голос » и «Теплый хлеб » (свободные высказывания детей )
-«если кто хорошо кормит, а голодного не забывает, накормит, обогреет, утешит, про того далеко слышно». Как по-вашему, о каком нравственном качестве говорится здесь (ответы)
А чему учит нас сказка «Теплый хлеб » (чтобы стать добрее, нельзя быть грубым и жестоким)
3ч. Д\У «Закончи предложение»
На полу ковер, а на столе…
Ромашки в вазе, а скворец в….
Кораблик плавает, а самолет…
Котенок мяукает, а собака…
Пчела жужжит, а кузнечик…
Фрукты растут в саду, а овощи…
Днем светло, а ночью…
4ч. Д\У «Подбери обобщающее слово»
Лошадь – домашнее животное
Жаворонок - …
Сирень - …
Тополь - …
Август - …
Диван - …
Плоскогубцы - …
Губная гармошка - …
Капустница - …
Молодцы, хорошо поработали.
Публикации по теме:
Первый раздел. Целевой. Пояснительная записка Чувство любви к своей стране, к своей Родине, к своей земле должно быть у каждого человека.
Месяц Тема Цель Примерное содержание работы Сентябрь Устное народное творчество Формировать представление о традициях,.
Третий раздел. Организационный. Содержание рабочей программы реализуется через непосредственно образовательную деятельность (на занятиях.
Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» «Хлеб - всему голова» Задачи: Расширять осведомленность детей о сфере человеческой деятельности - сельское хозяйство; представление о его значимости для жизни.
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает.
Ознакомление с окружающим и развитие речи (для детей с ЗПР) «Транспорт» Цели: уточнить и закрепить знания детей о транспорте, его видах по способу передвижения и назначению, профессиях людей, которые работают.