Роль антитезы в образной системе романа война и мир. Использование приема антитезы у Л. Н. Толстого ("Война и мир") и Ф. М. Достоевского ("Преступление и наказание"). Антитеза в рассказе Толстого «После бала»

Антитеза как художественное средство часто применялась в русской литературе. Этот прием был положен в основу построения системы образов в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Обломова» И. А. Гончарова. Часто прием противопоставления использовался и в поэзии. Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого стал, пожалуй, единственным произведением русской прозы, в котором антитеза стала основным методом изображения не только системы образов, но и всей философской концепции автора. Наиболее ярко это проявилось в заглавии романа. Оно не называет читателю имя главного героя, как, например, в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, не поясняет суть конфликта, как в «Горе от ума» Грибоедова, здесь название приводит две главные философские категории, которыми оперирует писатель. Их конфликт и взаимовлияние составляют важнейшую тему повествования, основу мировоззрения Толстого. Сущность каждого термина многозначна, все произведение раскрывает отдельные черты каждого из них, сопоставляя их, оценивая.

Прежде всего антитеза «войны» и «мира» проявляется в сравнении военных децствий и мирной жизни людей. Описание сражений и боев занимает значительное место в художественной структуре романа, оно прямо противопоставлено картинам мира. Война ломает привычный ход вещей, спокойствие и гармонию, разрушает «мир». В отличие от естественности и непредсказуемости обыденной жизни война чрезвычайно регламентирована. Именно от суеты и непонятности мирной жизни хочет уехать Николай Ростов, уехать в армию, где все четко и ясно. Перед каждым сражением Толстой описывает подробную диспозицию войск, их запланированные перемещения и предполагаемые военачальниками действия. Задуманное обычно нарушается влиянием реальных обстоятельств, окружающего мира. Вследствие этого события развиваются непредсказуемо, а значит, «мир» необратимо влияет на «войну».

Это влияние взаимно. «Война» происходит не только на полях сражений, но и в мирной жизни. С боевыми действиями Толстой сравнивает борьбу княгини Друбецкой за наследство графа Безухо-ва, борьбу за мозаиковый портфель с завещанием. Сражением заканчиваются разногласия Пьера Безухова и Дениса Долохова. Дуэль неопытного героя и опытного заканчивается неожиданно, но по толстовским законам - побеждает наиболее искренний и честный. Отдельную параллель автор проводит между охотой и войной. Николай Ростов руководствуется одинаковыми ощущениями и на поле битвы, и в лесу на охоте.

В философском плане термин «война» раскрывается как хаотическое, мертвое и неестественное. Хаосом и бессмысленным убийством показывает Толстой каждое сражение в романе. Гибелью или поражением «мертвых», бездуховных, нелюбимых автором героев заканчивается «война» в светском обществе. Курагина, запутавшись в собственных интригах, совершает самоубийство, Ана-толь теряет вместе с ногой свою красоту и шарм, князь Василий остается одиноким стариком.

Кроме сражений в обществе и поединков на полях сражений происходят битвы и в душе человека. Каждый из любимых героев Толстого переживает в своем внутреннем мире внутреннюю войну. Именно это приводит героев на путь исканий, все они ищут гармонии, мира в душе. Андрей Болконский достигает его, познав перед смертью божественную истину. Идеальный человек, не нуждающийся в поисках смысла жизни, без «войны» в душе, гибнет, как Петя Ростов или .

Толстой наделяет все связанное с войной определенными чертами. Все неестественное, показное определяет сущность войны. Образы людей, несущих с собой сражения и разлад в общество и в жизнь народа, «мертвы» и обречены на гибель. «Мертвые» герои не эволюционируют, не живут и не могут жить в мире.

Так же как и термин «война», термин «мир» очень многозначен. Помимо мирной жизни людей, состояния, противоположного войне, этим словом Толстой обозначает все общество без различия сословий, сплотившееся ради общий цели. «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва», - говорит солдат перед началом Бородинского сражения. Духовное единение наиболее ярко проявляется в момент общей молитвы. «Миром» автор называет крестьянский сход в Богучарове, но этот «мир» обладает совсем не мирными свойствами. Естественные, глубинные настроения крестьян выливаются в пассивный бунт.

Мир - это и духовное единение крестьян, и семейное единение Ростовых. Тесный круг родственников, атмосфера любви и взаимопонимания разрушаются войной; нарушается естественный ход жизни. Из этого круга вырывает Петю Ростова, графиню, сходящую от горя с ума. Но война же создает две новых семьи - семью Наташи и Пьера и семью княгини Марьи и Николая Ростова. Ее влияние на мир семейный неоднозначно. «Миром» же оказывается духовное единство солдат на батарее Раевского, окутанное «теплотой патриотизма».

«Мир» как философский термин наиболее полно воплотился в образе Платона Каратаева и его взглядах. Круглый, расплывчатый образ его является «идеальной каплей» для модели мира в виде глобуса, привидевшегося Пьеру Безухову во сне. Его мировоззрение и идеи схожи с теми, которых достиг Андрей Болконский в последние минуты своей жизни. Философия смирения и принятия жизни во всех ее проявлениях, «мир» в душе, несмотря на окружающую человека «войну», остается непонятной Пьеру, герою неидеальному, а сам Каратаев гибнет.

Если «война» проявляется лишь в отрицательных, по мнению Толстого, чертах характера, то «мир» становится совокупностью всего искреннего, естественного и правдивого: именно такими свойствами обладают любимые герои писателя, Кутузов. На основе столкновения образов двух главнокомандующих Толстой решает вопрос об исходе столкновения двух армий, ими руководимых. Театрально-лживый и самонадеянный Наполеон побежден старым и слабым, но искренне верящим в победу Кутузовым. Такая же одерживается в мирной жизни, естественность побеждает неестеч ственность.

Антитеза как прием контраста определила строгую форму изложения концепции автора. Это привело к чрезмерной дидактично-сти повествования и выработке своеобразного художественного метода автором.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » АНТИТЕЗА И ЕЕ РОЛЬ В НАЗВАНИИ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» . И в закладках появилось готовое сочинение.

АНТИТЕЗА И ЕЕ РОЛЬ В НАЗВАНИИ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» .

Л.Н. Толстой – классик мировой литературы, величайший мастер психологизма, создатель жанра романа-эпопеи, умело использовавший средства художественной изобразительности. Одним из основных идейно-композиционных приемов у Толстого является антитеза. Функции антитезы в романе «Война и мир» очень разнообразны. Этот стилистический прием лежит в основе принципа композиции, на нем строится система персонажей, с его помощью создаются художественные образы и раскрывается внутренний мир действующих лиц.

Прием антитезы лежит в основе построения системы персонажей. Герои противопоставлены по признаку «естественности» или «ложности» их натур.

Герои Толстого, воплощающие естественность, жизненную правду, не испытывают сомнений. Угловатая, порывистая, с неправильными чертами Наташа Ростова является воплощением красоты бытия. Несмотря на барское воспитание, она олицетворяет собой народные традиции. Наташа, одаренная натура, всеми любима, непосредственна в чувствах, проста, женственна, правдива. Ее заботливая душа целиком растворилась в тревогах 1812 г., в общей беде народа и его подвиге. Особенно раскрылись душевные качества Наташи в ухаживании за умирающим князем Андреем. Ростовы опоздали с выездом из Москвы, и Наташа настояла, чтобы флигель и половина дома были предоставлены для раненых солдат. Наташа всю себя отдавала этому делу, нигде, ни в чем не подчеркивая своих заслуг, не говоря фраз о патриотизме и долге. Она проста и естественна, как просты и естественны русские солдаты, совершающие подвиги без единой мысли о славе. Они так же, как и Платон Каратаев и фельдмаршал Кутузов, наделены от природы интуитивным знанием истины Кутузов выступает в романе как воплощение авторской философии истории. Толстой создает живой, полный обаяния образ полководца. Главные достоинства Кутузова – естественность и простота. Он не играет роль, а живет. Он может заплакать и от досады и от радости. Именно простота Кутузова позволяет ему чувствовать себя частью «рая» и не мешать движению истории.

Этим героям противопоставлен искусный «позер» Наполеон в романе – воплощение крайнего индивидуализма. Он стремится навязать миру свою волю. Образ Наполеона у Толстого не лишен гротесковой и сатирической окраски. Для него характерно театральное поведение, самолюбование, тщеславие (изображает нежно любящего отца, хотя ни разу не видел сына). Многие люди из светского общества духовно подобны Наполеону, особенно семья Курагиных. Все члены этого семейства агрессивно вмешиваются в жизнь других людей, стараются навязать им свои желания, используют остальных для удовлетворения собственных потребностей («подлой, бессердечной породой» назвал эту семью Пьер). Также близки Наполеону русский император Александр, не понимающий настроений, царящих в русской армии, сановник Сперанский, играющая в патриотизм фрейлина Анна Павловна Шерер, карьерист Борис Друбецкой, расчетливая Жюли Карагина и многие другие. Все они внутренне пусты, бесчувственны, жаждут славы, заботятся о карьере, любят много и красиво говорить.

Ищущие герои Толстого Пьер Безухов и Андрей Болконский проходят сложный духовный путь в поисках истины. Они увлекаются ложными идеями, заблуждаются, внутренне меняются и в конце концов приближаются к идеалу простоты.

И Пьер, и Андрей Болконский освобождаются от мелких эгоистических чувств и приходят к пониманию подлинных ценностей жизни. И помогают им в этом простые русские люди. Князю Андрею – капитан Тушин и подчиненные ему солдаты-артиллеристы, с которыми князь познакомился в сражении при Шенграбене. Пьеру – солдаты, которых он видит на Бородинском поле и потом в плену, особенно Платон Каратаев. Наблюдая за Каратаевым, который принимает жизнь такой, как она есть, Пьер начинает понимать, что смысл жизни заключен в ней самой, в ее естественных радостях, в смиренном приятии выпадающих человеку бед.

Князь Андрей, смертельно раненный при Бородине, обретает бесконечную любовь ко всем людям, а затем, накануне смерти, – полную отрешенность от земных забот и волнений, высшую умиротворенность.

Образы природы в «Войне и мире» – символы высшей гармонии, откровения о правде мира. Они противопоставлены суете, эгоистичности, неизменности жизни людей, чуждых духовных стремлений. Схваченный французами, испытавший ужас расстрела, Пьер Безухов понимает, что главная, неподвластная никому ценность – это его бессмертная душа. Это освобождающее чувство приходит к нему, когда он созерцает ночное звездное небо. Опустошенный, утративший смысл существования Андрей Болконский встречает на дороге старый дуб. Этот же пустивший молодые побеги дуб символизирует возрождение Болконского после встречи с Наташей Ростовой в имении Отрадное, где он случайно подслушал разговор Наташи, взволнованной красотой летней ночи, с Соней.

«Историческим» главам в романе противопоставляются главы, описывающие «живую жизнь», осуществляющуюся несмотря на вторжение Наполеона (примечательно, что Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицкое сражение, битву при Бородине и первый бал Наташи, охоту старого графа Ростова, отводя этим событиям одинаковое место в истории). Эта антитеза проявляется на композиционном уровне. Толстому нужно показать контраст между жизнью ложной и жизнью истинной, и он так комбинирует различные эпизоды в романе, что этот контраст становится особенно очевидным. Так, после изображения неестественной встречи глав двух государств (Наполеона и Александра I) писатель резко переходит к описанию встречи Наташи и Андрея Болконского.

Но помимо композиции и системы персонажей, прием антитезы используется и для характеристики образов самих героев, выделения их наиболее ярких индивидуальных черт. В «Войне и мире» наиболее отчетливо это проявляется при сопоставлении образов Наполеона и Кутузова (которые являются символами, определяющими направленность движения всех остальных героев). В каждой черте портрета, поведения, манере говорить и держаться чувствуется огромная разница между этими героями. Наполеон неприятно толст (жирные ляжки, живот, белая полная шея), крепок. И если в Наполеоне подчеркивается холеность, постоянная забота о теле, то в Кутузове – стариковская полнота, дряблость, физическая слабость, что вполне естественно для человека его возраста. Походка Наполеона самодовольна, напориста, болезненное подрагивание своей левой икры он называет великим признаком. Кутузов ходит неловко, плохо, неуклюже сидит в седле. Во время Бородинского сражения, когда Наполеон, суетясь и волнуясь, отдает множество бессмысленных и противоречивых приказаний, Кутузов не отдает почти никаких распоряжений, предоставив ход сражения божьей воле. В Кутузове подчеркивается противоречие между обыденной, ничем не замечательной внешностью и героической сущностью. В Наполеоне, напротив, – противоречие между претензией на великую роль в истории и пустой, неодушевленной сущностью.

Таким образом, прием антитезы играет немаловажную роль в романе «Война и мир». Она на идейно-композиционном уровне помогает разграничить добро и зло, показать опасность эгоистическое разъединения людей, наметить пути нравственного совершенствования личности, т.е. служит средством выражения авторской позиции в романе.

Роль антитезы в романе Льва Толстого Война и мир

Л.Н. Толстой – классик мировой литературы, величайший мастер психологизма, создатель жанра романа-эпопеи, умело использовавший средства художественной изобразительности. Одним из основных идейно-композиционных приемов у Толстого является антитеза. Функции антитезы в романе "Война и мир" очень разнообразны. Этот стилистический прием лежит в основе принципа композиции, на нем строится система персонажей, с его помощью создаются художественные образы и раскрывается внутренний мир действующих лиц.

Прием антитезы лежит в основе построения системы персонажей. Герои противопоставлены по признаку "естественности" или "ложности" их натур.

Герои Толстого, воплощающие естественность, жизненную правду, не испытывают сомнений. Угловатая, порывистая, с неправильными чертами Наташа Ростова является воплощением красоты бытия. Несмотря на барское воспитание, она олицетворяет собой народные традиции. Наташа, одаренная натура, всеми любима, непосредственна в чувствах, проста, женственна, правдива. Ее заботливая душа целиком растворилась в тревогах 1812 г., в общей беде народа и его подвиге. Особенно раскрылись душевные качества Наташи в ухаживании за умирающим князем Андреем. Ростовы опоздали с выездом из Москвы, и Наташа настояла, чтобы флигель и половина дома были предоставлены для раненых солдат. Наташа всю себя отдавала этому делу, нигде, ни в чем не подчеркивая своих заслуг, не говоря фраз о патриотизме и долге. Она проста и естественна, как просты и естественны русские солдаты, совершающие подвиги без единой мысли о славе. Они так же, как и Платон Каратаев и фельдмаршал Кутузов, наделены от природы интуитивным знанием истины Кутузов выступает в романе как воплощение авторской философии истории. Толстой создает живой, полный обаяния образ полководца. Главные достоинства Кутузова – естественность и простота. Он не играет роль, а живет. Он может заплакать и от досады и от радости. Именно простота Кутузова позволяет ему чувствовать себя частью "рая" и не мешать движению истории.

Этим героям противопоставлен искусный "позер" Наполеон в романе – воплощение крайнего индивидуализма. Он стремится навязать миру свою волю. Образ Наполеона у Толстого не лишен гротесковой и сатирической окраски. Для него характерно театральное поведение, самолюбование, тщеславие (изображает нежно любящего отца, хотя ни разу не видел сына). Многие люди из светского общества духовно подобны Наполеону, особенно семья Курагиных. Все члены этого семейства агрессивно вмешиваются в жизнь других людей, стараются навязать им свои желания, используют остальных для удовлетворения собственных потребностей ("подлой, бессердечной породой" назвал эту семью Пьер). Также близки Наполеону русский император Александр, не понимающий настроений, царящих в русской армии, сановник Сперанский, играющая в патриотизм фрейлина Анна Павловна Шерер, карьерист Борис Друбецкой, расчетливая Жюли Карагина и многие другие. Все они внутренне пусты, бесчувственны, жаждут славы, заботятся о карьере, любят много и красиво говорить.

Ищущие герои Толстого Пьер Безухов и Андрей Болконский проходят сложный духовный путь в поисках истины. Они увлекаются ложными идеями, заблуждаются, внутренне меняются и в конце концов приближаются к идеалу простоты.

И Пьер, и Андрей Болконский освобождаются от мелких эгоистических чувств и приходят к пониманию подлинных ценностей жизни. И помогают им в этом простые русские люди. Князю Андрею – капитан Тушин и подчиненные ему солдаты-артиллеристы, с которыми князь познакомился в сражении при Шенграбене. Пьеру – солдаты, которых он видит на Бородинском поле и потом в плену, особенно Платон Каратаев. Наблюдая за Каратаевым, который принимает жизнь такой, как она есть, Пьер начинает понимать, что смысл жизни заключен в ней самой, в ее естественных радостях, в смиренном приятии выпадающих человеку бед.

Князь Андрей, смертельно раненный при Бородине, обретает бесконечную любовь ко всем людям, а затем, накануне смерти, – полную отрешенность от земных забот и волнений, высшую умиротворенность.

Образы природы в "Войне и мире" – символы высшей гармонии, откровения о правде мира. Они противопоставлены суете, эгоистичности, неизменности жизни людей, чуждых духовных стремлений. Схваченный французами, испытавший ужас расстрела, Пьер Безухов понимает, что главная, неподвластная никому ценность – это его бессмертная душа. Это освобождающее чувство приходит к нему, когда он созерцает ночное звездное небо. Опустошенный, утративший смысл существования Андрей Болконский встречает на дороге старый дуб. Этот же пустивший молодые побеги дуб символизирует возрождение Болконского после встречи с Наташей Ростовой в имении Отрадное, где он случайно подслушал разговор Наташи, взволнованной красотой летней ночи, с Соней.

"Историческим" главам в романе противопоставляются главы, описывающие "живую жизнь", осуществляющуюся несмотря на вторжение Наполеона (примечательно, что Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицкое сражение, битву при Бородине и первый бал Наташи, охоту старого графа Ростова, отводя этим событиям одинаковое место в истории). Эта антитеза проявляется на композиционном уровне. Толстому нужно показать контраст между жизнью ложной и жизнью истинной, и он так комбинирует различные эпизоды в романе, что этот контраст становится особенно очевидным. Так, после изображения неестественной встречи глав двух государств (Наполеона и Александра I) писатель резко переходит к описанию встречи Наташи и Андрея Болконского.

Но помимо композиции и системы персонажей, прием антитезы используется и для характеристики образов самих героев, выделения их наиболее ярких индивидуальных черт. В "Войне и мире" наиболее отчетливо это проявляется при сопоставлении образов Наполеона и Кутузова (которые являются символами, определяющими направленность движения всех остальных героев). В каждой черте портрета, поведения, манере говорить и держаться чувствуется огромная разница между этими героями. Наполеон неприятно толст (жирные ляжки, живот, белая полная шея), крепок. И если в Наполеоне подчеркивается холеность, постоянная забота о теле, то в Кутузове – стариковская полнота, дряблость, физическая слабость, что вполне естественно для человека его возраста. Походка Наполеона самодовольна, напориста, болезненное подрагивание своей левой икры он называет великим признаком. Кутузов ходит неловко, плохо, неуклюже сидит в седле. Во время Бородинского сражения, когда Наполеон, суетясь и волнуясь, отдает множество бессмысленных и противоречивых приказаний, Кутузов не отдает почти никаких распоряжений, предоставив ход сражения божьей воле. В Кутузове подчеркивается противоречие между обыденной, ничем не замечательной внешностью и героической сущностью. В Наполеоне, напротив, – противоречие между претензией на великую роль в истории и пустой, неодушевленной сущностью.

Таким образом, прием антитезы играет немаловажную роль в романе "Война и мир". Она на идейно-композиционном уровне помогает разграничить добро и зло, показать опасность эгоистическое разъединения людей, наметить пути нравственного совершенствования личности, т.е. служит средством выражения авторской позиции в романе.

Роль антитезы в романе. Л.Н. Толстой - классик мировой литературы, величайший мастер психологизма, создатель жанра ромайа-эпопеи, умело использовавший средства художественной изобразительности. Одним из основных идей­но-композиционных приемов у Толстого является антитеза. Функции антитезы в романе «Война и мир» очень разнообразны. Этот стилисти­ческий прием лежит в основе принципа композиции, на нем строится система персонажей, с его помощью создаются художественные образы и раскрывается внутренний мир действующих лиц.

Прием антитезы лежит в основе построения системы персонажей. Герои противопоставлены по признаку «естественности» или «ложно­сти» их натур.

Герои Толстого, воплощающие естественность, жизненную правду, не испытывают сомнений. Угловатая, порывистая, с неправильными чертами Наташа Ростова является воплощением красоты бытия. Не­смотря на барское воспитание, она олицетворяет собой народные тра­диции. Наташа, одаренная натура, всеми любима, непосредственна в чувствах, проста, женственна, правдива. Ее заботливая душа целиком растворилась в тревогах 1812 г., в общей беде народа и его подвиге. Осо­бенно раскрылись душевные качества Наташи в ухаживании за умира­ющим князем Андреем. Ростовы опоздали с выездом из Москвы, и На­таша настояла, чтобы флигель и половина дома были предоставлены для раненых солдат. Наташа,всю себя отдавала этому делу, нигде, ни в чем не подчеркивая своих заслуг, не говоря фраз о патриотизме и долге. Она проста и естественна, как просты и естественны русские солдаты, совер­шающие подвиги без единой мысли о славе. Они так же, как и Платон Каратаев и фельдмаршал Кутузов, наделены от природы интуитивным знанием истины Кутузов выступает в романе как воплощение авторской философии истории. Толстой создает живой, полный обаяния образ полководца. Главные достоинства Кутузова - естественность и просто­та. Он не играет роль, а живет. Он может заплакать и от досады и от ра­дости. Именно простота Кутузова позволяет ему чувствовать себя час­тью «рая» и не мешать движению истории.

Этим героям противопоставлен искусный «позер» Наполеон в рома­не - воплощение крайнего индивидуализма. Он стремится навязать миру свою волю. Образ Наполеона у Толстого не лишен гротесковой и сатирической окраски. Для него характерно театральное поведение, са­молюбование, тщеславие (изображает нежно любящего отца, хотя ни разу не видел сына). Многие люди из светского общества духовно подоб­ны Наполеону, особенно семья Курагиных. Все члены этого семейства агрессивно вмешиваются в жизнь других людей, стараются навязать им свои желания, используют остальных для удовлетворения собственных потребностей («подлой, бессердечной породой» назвал эту семью Пьер). Также близки Наполеону русский император Александр, не понимаю­щий настроений, царящих в русской армии, сановник Сперанский, иг­рающая в патриотизм фрейлина Анна Павловна Шерер, карьерист Бо­рис Друбецкой, расчетливая Жюли Карагина и многие другие. Все они внутренне пусты, бесчувственны, жаждут славы, заботятся о карьере, любят много и красиво говорить.

Ищущие герои Толстого Пьер Безухов и Андрей Болконский про­ходят сложный духовный путь в поисках истины. Они увлекаются лож­ными идеями, заблуждаются, внутренне меняются и в конце концов приближаются к идеалу простоты.

И Пьер, и Андрей Болконский освобождаются от мелких эгоистичес­ких чувств и приходят к пониманию подлинных ценностей жизни. И по­могают им в этом простые русские люди. Князю Андрею - капитан Ту­шин и подчиненные ему солдаты-артиллеристы, с которыми князь позна­комился в сражении при Шенграбене. Пьеру - солдаты, которых он видит на Бородинском поле и потом в плену, особенно Платон Каратаев. На­блюдая за Каратаевым, который принимает жизнь такой, как она есть, Пьер начинает понимать, что смысл жизни заключен в ней самой, в ее естественных радостях, в смиренном приятии выпадающих человеку бед.

Князь Андрей, смертельно раненный при Бородине, обретает бес­конечную любовь ко всем людям, а затем, накануне смерти, - полную отрешенность от земных забот и волнений, высшую умиротворенность.

Образы природы в «Войне и мире» - символы высшей гармонии, от­кровения о правде мира. Они противопоставлены суете, эгоистичности, неизменности жизни людей, чуждых духовных стремлений. Схваченный французами, испытавший ужас расстрела, Пьер Безухов понимает, что главная, неподвластная никому ценность - это его бессмертная душа. Это освобождающее чувство приходит к нему, когда он созерцает ноч­ное звездное небо. Опустошенный, утративший смысл существования Андрей Болконский встречает на дороге старый дуб. Этот же пустивший молдые побеги дуб символизирует возрождение Болконского после ветре- чи с Наташей Ростовой в имении Отрадное, где он случайно подслушал разговор Наташи, взволнованной красотой летней ночи, с Соней.

«Историческим» главам в романе противопоставляются главы, опи­сывающие «живую жизнь», осуществляющуюся несмотря на вторжение Наполеона (примечательно, что Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицкое сражение, битву при Бородине и первый бал Наташи, охоту старого графа Ростова, отводя этим событиям одинаковое место в истории). Эта антитеза проявляется на композиционном уровне. Толсто­му нужно показать контраст между жизнью ложной и жизнью истинной, и он так комбинирует различные эпизоды в романе, что этот контраст становится особенно очевидным. Так, после изображения неестествен­ной встречи глав двух государств (Наполеона и Александра I) писатель резко переходит к описанию встречи Наташи и Андрея Болконского.

Но помимо композиции и системы персонажей, прием антитезы ис­пользуется и для характеристики образов самих героев, выделения их наиболее ярких индивидуальных черт. В «Войне и мире» наиболее отчет­ливо это проявляется при сопоставлении образов Наполеона и Кутузо­ва (которые являются символами, определяющими направленность дви­жения всех остальных героев). В каждой черте портрета, поведения, манере говорить и держаться чувствуется огромная разница между эти­ми героями. Наполеон неприятно толст (жирные ляжки, живот, белая полная шея), крепок. И если в Наполеоне подчеркивается холеность, постоянная забота о теле, то в Кутузове - стариковская полнота, дряб­лость, физическая слабость, что вполне естественно для человека его возраста. Походка Наполеона самодовольна, напориста, болезненное подрагивание своей левой икры он называет великим признаком. Куту­зов ходит неловко, плохо, неуклюже сидит в седле. Во время Бородинс­кого сражения, когда Наполеон, суетясь и волнуясь, отдает множество бессмысленных и противоречивых приказаний, Кутузов не отдает почти никаких распоряжений, предоставив ход сражения божьей воле. В Ку­тузове подчеркивается противоречие между обыденной, ничем не заме­чательной внешностью и героической сущностью. В Наполеоне, напро­тив, - противоречие между претензией на великую роль в истории и пустой, неодушевленной сущностью.

Таким образом, прием антитезы играет немаловажную роль в рома­не «Война и мир». Она на идейно-композиционном уровне помогает разграничить добро й зло, показать опасность эгоистическое разъедине­ния людей, наметить пути нравственного совершенствования личности, т.е. служит средством выражения авторской позиции в романе.

Принцип антитезы можно определить как важнейший художественный принцип романа Л.Н. Толстого "Война и мир". Он является одним из способов воплощения философии истории, описание которой было наиболее значимой задачей для автора. При определении жанра романа как исторического, Толстому, тем не менее, было важно раскрыть в нем философскую подоплеку исторического действия, исторического процесса, у которого два состояния: либо война, либо мир. Эти два понятия четко определены и противопоставлены Толстым. Война представлена им как "противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие", а мир – как жизнь людей без войны под мирным небом и без пролития невинной крови. Для автора очень важен переход от состояния мира к состоянию войны, так как здесь у него появляется возможность противопоставить поведение тех или иных героев его романа в данной героической ситуации. Такие герои произведения, как Наташа Ростова, Долохов или купец Ферапонтов остро чувствуют и понимают ответственность и опасность сложившейся ситуации. В романе им принадлежит роль героев-камертонов, то есть персонажей, совершающих тот или иной поступок в соответствии с тем жизненным моментом, в котором они находятся. Так, например, и купец Ферапонтов в сцене оставления Смоленска, и Наташа, выезжающая из Москвы, забывают о своих личностных целях. Помыслы и действия этих героев подчинены общей цели – победе над врагом. Таким образом, Толстой показывает, что в ситуации войны люди сплачиваются и действуют сообща. Причем схожие мысли возникают у них не по чьему-либо намеку и не по какой-то установке. Они естественным образом появляются у всех думающих и нравственно развитых персонажей романа "Война и мир".

Однако не все герои Толстого способны, осознав значимость ситуации, сплотиться с другими и образовать единство. Им автор противопоставляет героев, оказавшихся вне этого единого целого. Одним из таких героев является Берг, который даже в ситуации войны не оставляет своих корыстных целей. Он озабочен покупкой "шифоньерочки" и просит у Ростовых по своей необходимости одного из их мужиков. Но Ростовы, не вняв несвоевременной просьбе Берга, выгнали его со двора. С этой же точки зрения можно осудить императора Александра I, который, не уловив настроения народа, не понимает их желаний и надежд. Все, чем государь может приободрить свой народ, это кидание в толпу с балкона бисквитов.

Одним из наиболее значимых противопоставлений является противопоставление двух основных героев романа "Война и мир" – Наполеона и Кутузова. Эти герои как бы олицетворяют собой два разных полюса, между которыми формируется своеобразное магнитное поле, в котором размещаются все герои произведения, каждый в зависимости от своей душевной и нравственной развитости тяготеет к тому или другому полюсу. Кутузов воплощает собой то самое единство, целостность, а Наполеон – эгоистический произвол. Это – основные антиподы романа. Наполеону безразлична судьба его армии и солдат в отдельности, так как они являются только орудием в достижении им своих целей. Кутузов же относится к своим солдатам как к родным детям и готов рисовать своей жизнью ради спасения своих подопечных. В отличие от Наполеона Кутузов равнодушен к славе. Главное для него – победа русской армии и изгнание неприятеля с родной земли, причем с наименьшими потерями. Русский полководец не думает о почестях или о возможном попадании на скрижали истории. Он с честью выполняет свой военный долг, и лучшей наградой для него является уважение и преданность ему его армии. Наполеон, напротив, мнит себя величайшим героем истории. Толстой тем самым демонстрируя свое личное отношение к французскому императору, показывает несоответствие между фантазиями Наполеона и достоверными фактами, переводя описание этого героя в сферу комического. Наполеон представляется Толстому подобным "ребенку, который, держась за тесемочки, привязанные внутри кареты, воображает, что он правит". Даже такие проявления болезненности его организма, как насморк и дрожание левой икры, французский полководец способен принять за признаки его величественности и тем самым заявить претензию на исключительную роль в театре жизни.

Кутузов также описан Толстым не как герой: он стар, время от времени проявляет свою старческую слабость и импульсивность. Но подобная характеристика никоим образом не может быть отнесена в сферу комического. Напротив, Толстой так показал естественность Кутузова, а значит, и всю свою авторскую симпатию и восхищение этим великим русским полководцем. Поэтому одним из самых значимых недостатков Наполеона является отсутствие в его образе естественности и способности к проявлению обычных человеческих чувств и эмоций. Когда французский император смотрит на портрет сына, то для того, чтобы окружающие заметили на его лице трепетное отцовское чувство, императору приходится делать усилие: "Со свойственной итальянцам способностью изменять произвольно выражение лица он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности". Толстой, не принимая таких неестественных проявлений чувств, переводит всю, как казалось Наполеону, пафосность ситуации в комизм: "Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, – есть история". Воображая себя героем, Наполеон в своем сознании настолько превозносится над окружающими его людьми, что не замечает их, и в его глазах все происходящие вокруг него события происходят как-то сами собой.

В этих двух образах полководцев Толстой воплотил не только два разных принципа отношения к жизни. Автор изобразил в них идею войны и мира. Поэтому героям, тяготеющим к полюсу Наполеона, можно приписать некоторые наполеоновские черты – умение способствовать возникновению войн, разногласий между людьми. Таковы Анна Павловна Шерер, Курагины и другие. Герои же, близкие Кутузову, проповедуют идею мира и добра. Это Наташа Ростова, Марья Болконская, некоторые военные – капитан Тушин, Денисов. Что же касается центральных героев романа – Андрея Болконского и Пьера Безухова, то эти персонажи проходят путь от Наполеона к Кутузову, тем самым отказываясь от ложных ценностей и приобретая истинные идеалы.

На принципе антитезы также вводятся в общую структуру произведения и образы двух городов – Москвы и Петербурга. Именно в Москве происходят основные значимые события романа. В этом городе живут любимые и наиболее дорогие Толстому герои: Ростовы, Безухов. Москва представлена в произведении душевным городом, близким, родным. В сложившейся героической ситуации Москва находится как бы на грани между войной и миром: если ее захватит Наполеон, то победит эгоистический произвол, а если отстоит Кутузов, то принцип единства, родового начала.

Петербург же выступает в роли неестественного, чужого города, его можно вынести за пределы "роевого" единства, образуемого жителями Москвы и самим городом. Война не затрагивает Петербург, но даже узнавая страшные новости из Москвы, жители города на Неве не делают никаких попыток помочь людям, оказавшимся в беде, и находятся вне героической ситуации.

Также выделению Петербурга из родового целого способствует один из существующих мифов о его основании – о том, что он построен по прихоти царя, а не по нуждам людей, и стоит на костях. Толстой не симпатизирует этому городу, а соответственно и тем героям, которые по желанию автор оказываются его жителями – постоянным посетителям салонов Анны Шерер и Элен.

В романе "Война и мир", как можно уверенно утверждать, антитеза важна и как композиционный прием, и как один из способов изображения характеров, и как средство создания исторического пространства. И, очевидно, именно этот принцип обеспечивает целостность произведения, несмотря на колоссальное количество героев, широкие временные рамки и его идейную насыщенность.