Самая главная заповедь христа. Употребление фразеологизма «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Ближние по крови и по духу в Евангелии и Библии

- В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Господь дунул и сказал: Приимите Духа Святаго ». Но мы знаем, что Дух Святой сошел на апостолов в день Пятидесятницы, а что тогда было, когда Господь сказал эти слова?

Прот. Дмитрий Смирнов: - Они приняли Духа Святаго. Тут объясняется очень просто. В «Деяниях» апостолом и евангелистом Лукой подробно изложены события, которые произошли в Сионской горнице. А в Евангелии об этом нет упоминаний. Поэтому святые отцы Церкви, которые Евангелие разбирали по зачалам, для праздника Троицы выбрали отрывок, где говорится о Духе Святом.

прот. Александр Березовский: - То есть просто это одно событие в разном описании.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Дело в том, что Дух Святый раздает разные служения. Здесь речь шла о том, что апостолы властны вязать и разрешать. Если Дух Святый, Который сошел на всех апостолов в День Пятидесятницы и все Дары принес им с Собой, то здесь конкретное дело.

прот. Александр Березовский: - Когда Господь посылал апостолов на проповедь, они возвращались и говорили, что духи им повинуются, и болезни они исцеляли, и прокаженных очищали. Это же тоже Духом Святым совершалось? То есть и в тот момент Господь даровал им, но не во всей полноте.

прот. Дмитрий Смирнов: - На конкретное служение.

прот. Александр Березовский: - А во всей полноте Церковь сейчас имеет дары Духа Святаго.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, тогда каждый, служа Господу, уже и по собственному разумению получает благословение от Духа Божия.

Бог знает и все наши молитвы слышит. Правильно ли просить у Бога одно и то же много раз, если Он медлит подать? Не является ли это своеволием?

прот. Дмитрий Смирнов: - А это смотря, в каком духе. Можно нахально топать ножкой, а можно просить смиренно. И Господь указывал, что это Ему угодно.

прот. Александр Березовский: - То есть, смотря, что и как.

прот. Дмитрий Смирнов: - Такие вопросы выдают автора, что он плохо знает Евангелие.

прот. Александр Березовский: - Ну, порой люди смущаются тем, что Господь говорит: «Просите - и дастся Вам» . - «Я прошу, но не дается».

прот. Дмитрий Смирнов: - Надо посмотреть, что в Евангелии описано, как надо просить. Прежде всякого прошения простить тем, кто нуждается в этом прощении в силу сложившихся обстоятельств. Человеку часто в голову не придет, он просит – и дай ему. С какой стати-то?

прот. Александр Березовский: - Потому что ему нужно.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, так бы и сказал.

прот. Александр Березовский: - Каждый говорит: Ну, Бог же видит, что мне нужно? Ну, почему?

прот. Дмитрий Смирнов: - Бог видит, что тебе не нужно. Это – блажь.

прот. Александр Березовский: - Когда человек молится не о себе даже, а о другом, прося тому исцеления в болезни или помощь в обстоятельствах. Все равно Господь порой медлит, видя, что человеку …

прот. Дмитрий Смирнов: - Просто Господь лучше знает, кому, что, когда и вообще надо ли. Просто некоторые люди немножко забываются: кто Бог и кто ты?

прот. Александр Березовский: - И при этом Господь все-таки дает нам такую возможность: просить.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно.

прот. Александр Березовский: - Зная лучше за нас, что нам в этот момент необходимо.

прот. Дмитрий Смирнов: - Безусловно. И Он прежде нашей просьбы знает, что нам нужно.

прот. Александр Березовский: - И знает, что Он сделает.

прот. Дмитрий Смирнов: - И это знает, конечно.

прот. Александр Березовский: - И тогда зачем нужна наша просьба?

прот. Дмитрий Смирнов: - Можно и ни с чем не обращаться. Ангелы же не обращаются с просьбами к Богу.

В Библии сказано: «Возлюби ближнего своего как самого себя» . А как правильно любить себя? И нужно ли вообще себя любить?

прот. Дмитрий Смирнов: - А тут, знаете как, нужно или не нужно, но каждый человек себя любит. Каждый человек хочет, чтобы если он что-то натворил, его не ругали, а сразу прощали. Каждый человек хочет все время пятерки получать, хотя их и не заслужил. И так далее. А почему это происходит? Он любит себя. Каждый человек к себе несправедлив.

прот. Александр Березовский: - Он к себе милостив.

прот. Дмитрий Смирнов: - Очень милостив. И поэтому Господь и дал именно такую формулировку: «ближнего как самого себя ». Что не хочешь себе, не желай того и ближнему.

прот. Александр Березовский: - Господь даже толкует эту заповедь таким образом.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно. Любовь к себе – это хорошо к себе относиться.

прот. Александр Березовский: - А когда человек ругает себя, и действительно это обосновано…

прот. Дмитрий Смирнов: - Обычно он ругает, потому что стоит в такой позе. Я, мол, великий грешник. Ему так нравится, что если грешник - то уж обязательно великий.

прот. Александр Березовский: - Но тем самым он подчеркивает …

прот. Дмитрий Смирнов: - Подчеркивает свою гордость и желание обратить на себя внимание и то, какой он вообще продвинутый человек.

прот. Александр Березовский: - Но Богу эту продвинутость доказывать не надо.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Бог все видит.

прот. Александр Березовский: - Ну, человеку такая вот форма нужна …

прот. Дмитрий Смирнов: - Фарисейство очень въелось в людей, поэтому Господь говорит: «Берегитесь закваски фарисейской» – которая есть лицемерие. Это все великие грешники –лицемеры и фарисеи. Они противны Богу.

прот. Александр Березовский: - Но путь к истинному покаянию не проходит такой этап – сначала, может быть …

прот. Дмитрий Смирнов: - Не знаю, у кого-то, может быть, и проходит. Но этот этап не связан с покаянием.

прот. Александр Березовский: - То - есть, это не обязательное такое …

прот. Дмитрий Смирнов: - Да нет, это просто демонстрация того, чего нет. Попытка зарекомендовать себя, проявить …

прот. Александр Березовский: - Но не детское пока понимание? Не понимают сути люди – хотя бы внешне …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, детское в том смысле, что это несусветная глупость. Ну, в этом – да, пожалуйста.

Чтобы стать милосердным и сострадательным, достаточно ли творить дела милосердия и молиться Богу?

прот. Дмитрий Смирнов: - Достаточно, конечно. Но только ведь, даже творя дела милосердия, человек может забыть, в чье имя он это делает. Всякие милосердные дела, если они не во Христе - вредоносны.

прот. Александр Березовский: - То есть, само по себе добро вредно?

прот. Дмитрий Смирнов: - Возможно.

прот. Александр Березовский: - Ну, это если человек тщеславится, превозносится …

прот. Дмитрий Смирнов: - А он обязательно тщеславится.

прот. Александр Березовский: - То есть творить добро, не тщеславясь, не возможно?

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно. Это только совершенные люди могут.

прот. Александр Березовский: - И как нам быть в этой ситуации, если творя добро …

прот. Дмитрий Смирнов: - На вопрос «как быть» - всегда так: молись Богу.

прот. Александр Березовский: - Если знаешь диагноз.

прот. Дмитрий Смирнов: - Вот.

прот. Александр Березовский: - Потому что надо же знать, о чем молиться-то.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно.

-Когда мы творим беззакония и всякие мерзости, не оскверняем ли мы тем самым Бога?

прот. Дмитрий Смирнов: - Бога невозможно осквернить.

прот. Александр Березовский: - Мы оскверняем себя тем, что творим.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, конечно. Бог живет в Свете Невечернем. Нам туда не проникнуть никогда. Он творец, а мы твари. Это совершенно разные категории.

прот. Александр Березовский: - Да и, вот, порой теряется грань между Творцом и тварью, и тварь замахивается на своего Творца.

прот. Дмитрий Смирнов: - Это просто горделивая наглость и глупость. Потому что каждый гордый – он глупый.

прот. Александр Березовский: - И Бог все это терпит.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Смиренно и кротко. Потому что Бог любит свое творение.

прот. Александр Березовский: - А творение вопрошает: где справедливость? Возмущаясь тем, как ему плохо живется.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нельзя сказать, что ему плохо живется на самом деле. Это просто его такое восприятие.

прот. Александр Березовский: - Ну, все относительно. Если человека посадить в темную яму, то ему прежняя жизнь покажется раем. А так роптал, так жаловался на нее.

Почему одни люди позволяют себе оскорблять других? И что их за это ожидает?

прот. Дмитрий Смирнов: - Человек, который это спрашивает, хочет мести.

прот. Александр Березовский: - Видно, попал под такое оскорбление.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Хочет, чтобы за него отомстили.

прот. Александр Березовский: - Когда сам творит человек беззакония, он не очень думает, что ему за это будет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну конечно, да. Человек ищет к себе снисхождения.

прот. Александр Березовский: - Или заранее уже себе простил то, что еще только собирается сделать.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну да, что особенного? И некоторые говорят: «Все так делают».

прот. Александр Березовский: - Ну, это любимая форма оправдания. Потому что твой грех в массе теряется.

прот. Дмитрий Смирнов: - Вроде и не грех. Все равно, как ни крути, ты меньше убьешь народу, чем Барак Обама, например. Ну, никак не удастся тебе столько убить! И получить Нобелевскую премию мира. Это вообще надо ухитриться.

прот. Александр Березовский: - Это говорит о том, какими ценностями живут люди.

По телевидению набирают обороты передачи, например, «Лучше всех», где маленькие дети удивляют взрослых своим умением и познаниями. Например, четырехлетний ребенок знает геометрию на уровне средней школы. Батюшка, скажите, а такое выпячивание детских достижений не вредно ли для детей? И как потом, на ваш взгляд, сложится их жизнь?

прот. Дмитрий Смирнов: - Я не могу сказать, как складывается, но это бесконечно отвратительное антипедагогическое действо. Каждый выход на сцену, эти клоуны, которые их встречают …

прот. Александр Березовский: - Очень популярны сейчас такие шоу, где задействованы дети.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, что делать? Все на продажу. И даже дети.

прот. Александр Березовский: - И родители хотят, чтобы ребенок туда попал.

прот. Дмитрий Смирнов: - Родители - потому что они сами - дети своего времени.

прот. Александр Березовский: - То есть, им хочется похвалиться хотя бы этим.

прот. Дмитрий Смирнов: - Похвалиться из тщеславия. О детях же мало кто думает. Именно об их душе.

Если люди, будучи в венчанном браке, разводятся - насколько это плохо для их будущей жизни?

прот. Дмитрий Смирнов: - А что имеется в виду под будущей жизнью?

прот. Александр Березовский: - Ну, они же как-то продолжают жить после развода.

прот. Дмитрий Смирнов: - А, в этом смысле? Да по-разному бывает.

прот. Александр Березовский: - Ну, и конечно, в будущем веке.

прот. Дмитрий Смирнов: - Разрубили человека пополам и спросили: как ты себя чувствуешь?

прот. Александр Березовский: - То есть развод сродни такому разделению.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, такой операции. Что такое развод? Это четвертование семьи. Только что у меня родился этот афоризм.

прот. Александр Березовский: - Разделяют все, что некогда было едино.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да.

прот. Александр Березовский: - Не только муж с женой разводятся, но все …

прот. Дмитрий Смирнов: - Но с другой стороны бывают такие преступления, что человека четвертуют. Там Емелька Пугачев, например.

прот. Александр Березовский: - Ну, там все-таки человек согрешил тяжко, а здесь …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну и в браке люди согрешают, бывает, тяжко.

прот. Александр Березовский: - Ну, чаще причины развода все-таки такие …

прот. Дмитрий Смирнов: - Самая частая – алкоголизм одного из супругов. Чаще мужчины, реже женщины. Но тоже сейчас женщины пьют порой …

прот. Александр Березовский: - ...не меньше мужчин.

прот. Дмитрий Смирнов: - Наравне.

прот. Александр Березовский: - Ну, алкоголизм – это же психическое заболевание …

прот. Дмитрий Смирнов: - Хорошо. Человек, страдающий психическим заболеванием, заходит в поезд метро и убивает 50 человек. И что, суда не будет? Не будет следствия? Не будет наказания?

прот. Александр Березовский: - Все будет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Так какая разница?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет, не надо.

прот. Александр Березовский: - То есть, эта кажущаяся польза не очевидна?

прот. Дмитрий Смирнов: - Что позволено Юпитеру, то не позволено быку. Если врач дает совет, ты можешь этот совет дать какому-то другому человеку? Ты же не врач!

прот. Александр Березовский: - Люди всегда говорят: но мне же помогло.

прот. Дмитрий Смирнов: - А другого это убьет.

прот. Александр Березовский: - То есть здесь просто исходить из собственного опыта маловато?

прот. Дмитрий Смирнов: - Да это вообще.

прот. Александр Березовский: - А ведь народная медицина так и возникла: кто-то попробовал на себе и стал другим предлагать.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Не кто-то. Сотнями лет люди пользовались и передавали из поколения в поколение этот опыт познания. В основном - трав и кореньев.

прот. Александр Березовский: - Люди делились своим опытом, и таким образом появилось это направление…

прот. Дмитрий Смирнов: - Но мы же не знаем, сколько людей умерло в страшных мучениях после этой дележки? Ну, например, если у человека болит живот – дать ему грелочку. А если у него перитонит? Что тогда?

прот. Александр Березовский: - Ну, это все.

прот. Дмитрий Смирнов: - Смерть. Ну, как? Сколько раз на живот клали грелочку – и все проходило. А тут надо лед класть.

прот. Александр Березовский: - Да, тут, конечно, неплохо бы разобраться, что с человеком происходит.

прот. Дмитрий Смирнов: - Для этого доктор нужен. Человек, которого учили. И учили в хорошем ВУЗе. И человек должен хорошо учиться, а не пиво пить.

Я из мусульманской семьи, но христианство мне по духу ближе. Я хотела бы принять святое крещение, но мама уже старенькая, она этого не переживет. Боюсь ее убить. Посоветуйте, как быть? Может, не торопиться с крещением?

прот. Дмитрий Смирнов: - Вообще, торопиться не надо, только если поезд уже отходит.

прот. Александр Березовский: - То есть - подождать, когда уже мама …

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Это разное. А потом, необязательно же взрослому человеку докладывать маме о своей внутренней духовной жизни.

прот. Александр Березовский: - То есть, мама может просто остаться в неведении.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну да. Если ее это как-то огорчает, необязательно ей об этом сообщать. Это же элементарно. Даже доктора часто не сообщают, что у тебя рак 4-й степени. Ну, если человек сам не понимает, что его уже облучали, назначали 6 раз химиотерапию - что у него рак, он не понимает. Ну, и не надо с ним беседовать, значит, он просто прячет голову под крыло. Не хочет об этом думать, рассуждать.

прот. Александр Березовский: - Некоторые видят в этом обман. Считают, что если я умалчиваю, тем самым обманываю.

прот. Дмитрий Смирнов: - Умалчивание – это не обман. Надо говорить всегда только правду, одну только правду. И ничего кроме правды. Но не всю.

прот. Александр Березовский: - То есть, надо подумать, что сказать и кому.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, конечно. Вот, например, ребенок шести лет. И мама будет ему рассказывать, почему она ушла от папы. Все, весь анамнез. С чего он начал, что было в середине, чем это все закончилось.

прот. Александр Березовский: - Но вряд ли поймет, и точно пользы не будет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, так это очевидно. Что стар, что млад. Зачем мамочку напрягать? Ее надо любить, уважать, почитать.

прот. Александр Березовский: - Ну, мама порой очень требовательна в плане исполнения своих указаний…

прот. Дмитрий Смирнов: - Мама может быть требовательна, но надо тоже маме понимать. Потому что оставит человек отца и матерь, и прилепится к жене своей . И будут два в плоть едину . Как только дитя достигло совершеннолетия, то маманя становится уже в определенную очередь.

прот. Александр Березовский: - Должна как бы вставать …

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Ну, мало ли, кто чего кому должен. Люди часто поступают по страсти, а не потому, что, как надо. Но это не обязательно, если, допустим, какой-то родственник, в пьяном виде, что-то заставляет делать. Например: «Выпей с нами!». Можно свободно поступать так, как ты хочешь. Например, не пить. Или пить, но не с ними. Какая такая есть обязанность?

прот. Александр Березовский: - Батюшка, вот из раза в раз, каждую неделю по нескольку вопросов о семейных отношениях именно с мамой. Которая не принимает образ жизни своих взрослых детей, влияет на внуков, требует …

прот. Дмитрий Смирнов: - Надо с такой мамой разводиться немедленно.

прот. Александр Березовский: - Вот как пишет: боюсь, что она этого не переживет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, она не переживет очень многого, например, третьей мировой войны. А может быть этого лета. Что значит – не переживет? Человек сам создает проблему, а потом ее не переживает. Ну, так и что тут сделаешь? Вот пример. Маме сколько раз говорили: когда вешаешь белье на балконе - не вставай на табурет. А она не слушает. Встает – падает, ломает шейку бедра, через 4 недели отправляется на тот свет. Хоть ей говори, хоть нет. Хоть все табуретки переломай в доме.

прот. Александр Березовский: - Все равно встанет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну. Потому что всегда вставала – и вдруг не вставать- как это?! Ну, не хочешь слушаться – лежи в пролежнях.

прот. Александр Березовский: - А дочь потом будет себя корить из-за нее.

прот. Дмитрий Смирнов: - А, пожалуйста, пусть корит, но она ни в чем не виновата, дочь-то. Но есть такие люди, которые любят себя корить – ну, и кори, если хочется.

прот. Александр Березовский: - Да, таких много.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да.

прот. Александр Березовский: - Причем, находят причину для укоров там, где ее просто нет, вообще, в принципе.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Ну, потому что не знают элементарных вещей, например, что жизнью и смертью распоряжается только Бог.

прот. Александр Березовский: - Ну, понимают, вроде бы признают, но все равно вина гложет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да это искушение бесовское. Хочет бес ввести человека в отчаяние.

прот. Александр Березовский: - Или семью разрушить. Вот приходит такая как-то и говорит: «Я понимаю, что мне надо выбирать между семьей и моей мамой, но я, наверное, маму не смогу оставить».

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, значит, человек идет против Бога. Ну, так каждый человек может идти против Бога. А многие люди идут против закона, а большинство у нас людей идут против своих детей - вместо того, чтобы их рожать, они их убивают.

прот. Александр Березовский: - Ну, да. Мир, в общем, достаточно абсурден.

прот. Дмитрий Смирнов: - Абсолютно. Не достаточно, а просто вообще мы живем в театре абсурда.

В послании к Коринфянам апостол Павел говорит: «Жены ваши в Церквах да молчат» . Почему? Ведь женщины порой крепче в вере, чем мужчины. Пример тому жены-мироносицы, а равноапостольная Нина целую страну Иверскую ко Христу обратила.

прот. Дмитрий Смирнов: - А может, она обратила своим молчанием?

прот. Александр Березовский: - С проповедью же ходила! Но какова же была эта проповедь!

прот. Дмитрий Смирнов: - Поразила – женщина – и молчит.

прот. Александр Березовский: - Батюшка, ну, вы видите, и все время сами это повторяете, что основа наших приходов - все-таки женщины. Их больше, чем мужчин …

прот. Дмитрий Смирнов: - И они молчат. А когда они начинают говорить, то уже ничего не слышно больше в Церкви.

прот. Александр Березовский: - То есть при всей своей твердости и порой самоотверженности – все-таки молчи.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, это разные качества. Самоотверженность – хорошо. Твердость – хорошо. Все это хорошо. Молитвенность – хорошо. А лишние разговоры – плохо.

прот. Александр Березовский: - Как трудно, когда нужно молчать! Особенно, когда …

прот. Дмитрий Смирнов: - Тебя не спрашивают.

прот. Александр Березовский: - Да. Тебя не спрашивают, но хочется помочь.

Как и чем я могу искупить грех аборта?

прот. Дмитрий Смирнов: - Никак и ничем. Потому что даже, если сто детей возьмешь и воспитаешь как родных, но тот, которого ты убил, не воскреснет. Можно только умолять Спасителя о прощении.

прот. Александр Березовский: - Но при этом можешь брать детей, воспитывать их, заниматься благотворительностью. То есть, все это…

прот. Дмитрий Смирнов: - Все это никак не повредит.

прот. Александр Березовский: - Все это хорошо, да.

прот. Дмитрий Смирнов: - А чего ж тут плохого-то?

прот. Александр Березовский: - Но сказать, что это искупление …

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Искупитель у нас Христос.

прот. Александр Березовский: - Он за нас принес жертву искупительную. А то, что люди как бы себя в жертву приносят чужим детям или уходу за …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, это как плоды покаяния. У покаяния же должен быть плод. Вот, например, я занял денег и не отдаю. Потом подхожу: ты меня прости, я у тебя денег занял и не отдал. И что, этого достаточно?

прот. Александр Березовский: - Надо отдать. По крайней мере, договориться о рассрочке.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, в общем, как-то решать.

прот. Александр Березовский: - А здесь, когда человек совершил убийство, здесь же никоим образом не вернешь жизнь человеку.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно, никак.

прот. Александр Березовский: - То есть человек просто живет с этой виной.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. До конца своих дней. И на свете том.

прот. Александр Березовский: - Но если Господь прощает, то человек очищается в момент перехода в иную жизнь.

прот. Дмитрий Смирнов: - Это не механически.

прот. Александр Березовский: - Но мы здесь не можем сказать, в какой момент происходит прощение.

прот. Дмитрий Смирнов: - Это не в момент, уж точно.

прот. Александр Березовский: - Ну, наверное, в течение всей жизни.

прот. Дмитрий Смирнов: - Может быть и так.

В послании к Римлянам апостол говорит: «Пусть все подчиняются властям, потому что всякая власть от Бога, и все существующие власти поставлены Богом» . А если власть богоборческая - как ей подчиняться?

прот. Дмитрий Смирнов: - А куда ты денешься? Уж нам-то русским, не знать? Мы это проехали уже.

прот. Александр Березовский: - Либо будешь расстрелян этой богоборческой властью, либо ей подчинись. И вот кто-то избрал первое, кто-то второе.

Скажите, пожалуйста, что значит предать себя в руки Божии?

прот. Дмитрий Смирнов: - Это значит, так устроить свою жизнь, что Господь будет руководить нами через Свои заповеди.

прот. Александр Березовский: - Часто люди повторяют: да будет, Господи, воля Твоя.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, молодцы. Пусть повторяют. Но это не в многословии будешь услышан. А только если будешь творить волю Господа.

прот. Александр Березовский: - Человек возжелал сотворить волю Божию, что ему мешает?

прот. Дмитрий Смирнов: - Непонимание того, что есть воля Божия.

прот. Александр Березовский: - То есть, человек подменяет волю Божию своим хотением.

прот. Дмитрий Смирнов: - Может подменять. Ему чего-то приспичит, а он начинает считать, что это воля Божия.

прот. Александр Березовский: - Говорит: ну, я молился и вот, кажется, мне Господь таким образом ответил.

прот. Дмитрий Смирнов: - Но «кажется» хорошее слово – оно ключевое здесь.

прот. Александр Березовский: - А как понять человеку, действительно ли …

прот. Дмитрий Смирнов: - А никак. Чтоб знать волю Божию, надо быть духовным человеком. Если ты не такой, то и не лезь в те вопросы, которые выше твоего ума.

прот. Александр Березовский: - Человек хочет жить по - Божьему.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, у тебя есть Писание? Вот и живи.

прот. Александр Березовский: - То есть, все соизмеряй с тем, что написано в Евангелии. Батюшка, а вам приходилось сталкиваться с тем, что люди странно понимают Евангелие? Говорит: я читаю каждый день, и при этом …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, ведь как? Есть такое выражение: чтущие не разумеют. И все. Я каждый день с таким явлением сталкиваюсь.

прот. Александр Березовский: - То есть, человек вроде бы и читает, а до него не доходит. Господь ему не открывает ум разуметь писаное. В чем причина?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Чтобы ум открылся, человек должен быть к этому готов. А чаще бывает, что там нечего открывать-то.

прот. Александр Березовский: - Ну, как? Совсем без ума не бывает.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Но это имеется в виду ум Христов. А не ум, как делать деньги или как их проматывать.

прот. Александр Березовский: - Если человек берет Евангелие и читает его не один раз, а каждый день, наверное, он собирается исполнять то, что там написано.

прот. Дмитрий Смирнов: - Не факт. Ему сказали: читай каждый день по главе. Он так все и делает. А количество что-то в качество не переходит.

прот. Александр Березовский: - То есть, чего не хватает человеку, чтобы уразуметь Священное Писание?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, есть молитва даже: «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Богоразумия нетленный свет, и мысленные отверзи очи». Вот.

прот. Александр Березовский: - То есть, прошения к Богу не хватает?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, конечно.

Что делать, когда на молитве приходят помыслы тщеславия или осуждения других людей, и никак нельзя их прогнать?

прот. Дмитрий Смирнов: - То есть, как нельзя?

прот. Александр Березовский: - Видно не прогоняется.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, сделал 40 поклонов с молитвой: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного , и он уйдет.

прот. Александр Березовский: - Помыслы на молитве – это общие …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну да, конечно, бесу-то не нравится, что мы молимся, конечно, он будет все время мешать. У него работа такая.

прот. Александр Березовский: - Одна женщина пришла сегодня и говорит: нестроения у меня с сестрой. Начала молиться о них – такие, говорит, нападения начались, такие страсти, с той стороны. Говорит, я уж прямо даже не знаю, оставить, что ли, молитву? Вот, человек столкнулся с таким …

прот. Дмитрий Смирнов: - Если оставить – значит, бес победил.

прот. Александр Березовский: - Да. Человек испугался противления со стороны беса.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да сколько угодно. Некоторые даже батюшки говорят: ты не молись, а то искушения будут. Апостол говорит: радуйся, когда впадаешь в искушения. А батюшка говорит: что ты, не надо, а то будут искушения. Прямо против апостола говорит батюшка. Я все время с этим сталкиваюсь. Специалисты такие!

прот. Александр Березовский: - А еще говорят, что тебе не по силам молиться за них. То есть, тут нужна особая молитва духовного человека.

прот. Дмитрий Смирнов: - Это возможно такое. Да. Потому что человек часто берет на себя такое вот послушание, а это выше его сил.

прот. Александр Березовский: - Но если человек будет просто каждый вечер, например, просить за другого Господа о помощи, почему выше сил?

прот. Дмитрий Смирнов: - А потому что если он будет просто механически читать, то это не два ни полтора, а если молиться, это требует очень большой духовной энергии.

прот. Александр Березовский: - То есть человек может просто не хватить этой духовной энергии для такого каждодневного молитвенного подвига?

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно.

Когда надо начинать приучать ребенка к посту? С чего начать ему поститься?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, с самого вредного. Со сладкого.

прот. Александр Березовский: - То есть, предложить ему воздерживаться в какие-то дни от сладостей. А как объяснить ребенку необходимость этого воздержания? Ну, кроме, конечно, здоровья?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Сказать: ты уже большой. Папа постится, мама постится. Ты хочешь начать, как папа? Хочу. Вот у нас в семье, первый начал поститься папа. А мы уже за ним все потянулись.

прот. Александр Березовский: - Папа был таким авторитетом непререкаемым?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ничего подобного. Просто тихо постился - и все.

прот. Александр Березовский: - А почему вы решили ему подражать?

прот. Дмитрий Смирнов: - Не знаю. Это было очаровательно.

прот. Александр Березовский: - То есть, то, что человек может так спокойно от чего-то отказаться.

прот. Дмитрий Смирнов: - Папа стал авторитетом уже после смерти.

прот. Александр Березовский: - Когда начали уже осмысливать его пример?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, конечно. Подросли.

прот. Александр Березовский: - Ну вот, интересно. Порой понимание важности человека для тебя приходит, когда этот человек уже ушел из жизни?

прот. Дмитрий Смирнов: - Да.

прот. Александр Березовский: - Однажды пришел ко мне молодой человек, ну, не очень молодой, лет под сорок. И говорит: вы знаете, почему я пришел? В детстве меня бабушка воцерковляла: научила молитве, ко причастию водила. Потом она умерла, и больше некому было водить, и я как-то это дело забыл. А вот сейчас, когда у меня в жизни возникли трудности, я вдруг вспомнил ее образ, ее пример. И мне захотелось пойти в храм…

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Проросло.

прот. Александр Березовский: - Да. Вот это вот удивительно, конечно. А некоторые пожилые люди говорят: ну, столько молюсь, столько прошу, вот, успею ли увидеть плоды своих молитв? А вот не всегда Господь дает увидеть плоды молитв.

Мы с мужем сделали большую ошибку, подарили 12-летнему сыну смартфон. И он теперь с ним не расстается. Стал от него зависим, никакие уговоры или ограничения не помогают. Хотим его забрать. Но как, на ваш взгляд, правильно ли это? Или только ухудшит наши отношения?

прот. Дмитрий Смирнов: - Я не знаю. Вы отберите, а потом посмотрим.

прот. Александр Березовский: - Потому что люди часто говорят, что ребенок просто одержим этой игрушкой …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, каждый папа или мама, каждый родитель, покупая этот смартфон, он, что, не слышал, что возникает зависимость? По-моему, всем уже уши прожужжали. И ребенок со своей стороны: мама, у всех есть, а у меня нет. Он тоже прожужжал.

прот. Александр Березовский: - Но есть еще такое авторитетное мнение, что человек должен быть социально подготовлен к будущей жизни, поэтому нельзя его ограждать от того, что происходит в мире. А через компьютер он познает мир.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, но он познает. Но ведь есть такая информация, которая считается вредной для детей, а там он имеет доступ к этой информации. Она отовсюду лезет.

прот. Александр Березовский: - И она овладевает им, прежде всего.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, конечно. Она его развращает.

прот. Александр Березовский: - Но об этом, то ли не думают, то ли надеются, что у него хватит …

прот. Дмитрий Смирнов: - Я не знаю, даже просто не хочу на эту тему даже говорить. Очередное безумие. Ну как потреблять героин, кокаин, всякие спайсы? Что людьми двигает? Чтобы стать идиотом и умереть в муках?

прот. Александр Березовский: - Никто об этом не думает, когда дитя начинает принимать героин или ему покупают компьютер. Они не думают, что будет плохо. Их радует блеск в глазах ребенка, его счастливая физиономия. Как он счастлив, как ему хорошо.

Мой сын лет до восьми с радостью ходил в храм, мы вместе молились дома, ездили по святым местам. Потом стал охладевать, отказываться. Сейчас ему 15 – совсем другой человек. Говорит, что теперь ему это неинтересно. Отошел от Церкви. Как мне вести себя в этой ситуации? Чем я могу ему помочь?

прот. Дмитрий Смирнов: - Уже ничем.

прот. Александр Березовский: - То есть, это охлаждение, оно из-за неправильного воспитания произошло или от чего?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, конечно, неправильного. Чтобы воспитать ребенка христианином, нужно его оградить от влияния внешнего мира, включая и школу.

прот. Александр Березовский: - То есть в большинстве случаев это недостижимая цель?

прот. Дмитрий Смирнов: - В большинстве случаев это абсолютно достижимо. Просто люди этого боятся, не хотят. Завися от так называемого общественного мнения. И так далее. Потом так привыкли.

прот. Александр Березовский: - А если человек говорит: я не учитель, я не умею преподавать …

прот. Дмитрий Смирнов: - А почему ты не учитель? Если 5-летний ребенок может выучить геометрию на уровне средней школы, почему ты не можешь?

прот. Александр Березовский: - Но учительствовать не каждому же дано?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, и что же? Большинству не дано, они же все учительствуют! У нас вообще школа вся бабья. А ведь учитель – это же мужская профессия.

прот. Александр Березовский: - Ну, и из-за нехватки мужчин …

прот. Дмитрий Смирнов: - Да не нехватки, а так устроено.

прот. Александр Березовский: - Когда-то было все-таки правильно. А когда мужчин стало не хватать …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, когда-то были мужчины, сейчас их вообще нет в природе.

прот. Александр Березовский: - Что, совсем исчезли?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, практически, да.

прот. Александр Березовский: - Ну, вообще-то, некоторые похожи на них.

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Внешнее сходство есть. Даже очень мужественные. С виду.

прот. Александр Березовский: - А чего же им не хватает?

прот Дмитрий Смирнов: - Не хватает ума, воли.

прот. Александр Березовский: - Но, может, жизнь сама от них не требует такого?

прот. Дмитрий Смирнов: - Не жизнь, а мамочка не требует. «Кушай кашку».

прот. Александр Березовский: - То есть, причина - женское воспитание.

прот. Дмитрий Смирнов: - Абсолютно.

прот. Александр Березовский: - Ну, не все же семьи…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, я надеюсь, что у нас в Дагестане не все семьи.

прот. Александр Березовский: - Ну, батюшка, Дагестан, Чечню не будем брать…

прот. Дмитрий Смирнов: - Почему не будем? Это наша родина.

прот. Александр Березовский: - У них там ситуация иная. А про русских что сказать?

прот. Дмитрий Смирнов: - А почему мы не можем изменить ситуацию?

прот. Александр Березовский: - Наверное, люди бы тоже хотели этого …

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, если бы хотели - сделали бы. А не сделали, значит: «кушай деревянной большой ложкой». Жуй только лучше, а то подавишься.

прот. Александр Березовский: - Ну, люди раз спрашивают - значит, эта ситуация их не оставляет равнодушными? Они хотят что-то переменить.

прот. Дмитрий Смирнов: - Чего хотят? Ну, меняй.

прот. Александр Березовский: - Ну, вот сыну 15.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, поезд-то уже ушел. Он уже паспорт имеет.

прот. Александр Березовский: - То есть, повлиять как-то, попытаться, по крайней мере.....

прот. Дмитрий Смирнов: - Можно.

прот. Александр Березовский: - Но без шантажа.

прот. Дмитрий Смирнов: - Без шантажа. Берешь компьютер, и молотком – раз!

прот. Александр Березовский: - А он говорит: подожди, у меня все уроки заданы по компьютеру.

прот. Дмитрий Смирнов: - Не знаю, не мое дело.

прот. Александр Березовский: - Сейчас детям уже во втором классе задают сделать презентацию. То есть надо найти в интернете.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, хорошо. Иди, работай, делай презентацию. Не забудь купить поесть. Потом - зачем презентация, если человек уже в зависимости? Он там ВКонтакте сидит всю ночь, утром не может встать.

прот. Александр Березовский: - Ну вот, и бьют в колокол: беда, помогите.

прот. Дмитрий Смирнов: - Надо не в колокол бить, помогите. Тут нечего помогать. Что, инвалид безногий? Так инвалиды без ног Олимпийские игры выигрывают. Какая воля!

прот. Александр Березовский: - Таких людей несколько десятков.

прот. Дмитрий Смирнов: - Остальные вымрут, как мамонты.

прот. Александр Березовский: - Ох, какая перспектива, батюшка!

прот. Дмитрий Смирнов: - Мамонты были тоже сильные, у них были бивни.

прот. Александр Березовский: - Не помогло.

прот. Дмитрий Смирнов: - Они же вымерли.

прот. Александр Березовский: - Да, перспектива не очень радостная, но надежда есть?

прот. Дмитрий Смирнов: - Надежды – сколько угодно.

прот. Александр Березовский: - Мы все спасены в надежде, говорит апостол.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да.

прот. Александр Березовский: - Надеюсь, что все-таки …

прот. Дмитрий Смирнов: - А я тоже, иначе как служить в Церкви, если нет надежды? Надеемся на Бога и на Его милость, на остатки здравого смысла, которые есть в нашем народе. А нет – значит все, наша история закончилась.

прот. Александр Березовский: - Не хотелось бы.

прот. Дмитрий Смирнов: - Мне-то точно нет. Я очень люблю и нашу историю, и наш народ, и, вообще, все, что связано с нашей культурой. Мне каждый храмик как родной.
Всего доброго. До свидания.

Уровень сложности: Сложно

1 шаг

Поймите и признайте простую истину: «Я не люблю людей, не потому что люди плохие, а потому что я плохой».
Человек может быть каким угодно, но всегда найдутся люди, которые его любят, таким, какой он есть. И если вы не любите человека, то это только потому, что вы нетерпимы, а не потому, что он плохой.
Если вы смиритесь с этой мыслью, то это уже громадный шаг на пути человеколюбия.

2 шаг

Поковыряйтесь в себе и найдите недостаток или причину, которая вас раздражает в конкретном человеке. Будьте честны перед собой, это требует большого мужества, так как причиной нашего раздражения является либо зависть, либо проецирование наших недостатков на другого человека.
С завистью все понятно. На ней заостряться не будем. А вот «проецирование» объясню своими словами. Нашей психике свойственно прятать в подсознание неприятные факты о нас, в случае если они расходятся с вашим мироощущением. А «проецирование»- это способ все той же психики напомнить нам про них.
Например, если вас раздражает в человеке слабость и ранимость, то значит, подсознательно вы себя подозреваете в этих качествах, при этом презирая их.
Не буду долго расписывать, если вы уловили суть, то у вас огромное поле для работы над собой, которая принесет много неприятных моментов, но и много удивительных открытий. Если нет, то существует куча литературы на эту тему, или, как вариант, можно пойти к профессиональному психологу.

3 шаг

Поймите и признайте, что люди, в том числе и вы, не святые, и имеют право на недостатки. Идеальных людей не бывает!

4 шаг

Посмотрите на человека, которого вы не любите, другими глазами. Как будто это не вы, а его близкий человек, например мать, которая смотрит на своего непутевого(-вую), но такого(-кую) любимого(-мую) сына/дочь. Поищите в этом человеке достоинства, которые вы уважаете и хотели бы перенять. Представьте этого человека ребенком, который еще не приобрел раздражающие вас черты, или стариком, который за свою жизнь, кроме плохих поступков, совершил еще и великие, достойные восхищения вещи.

5 шаг

Отдавайте себя. Поменяйте свое отношение к этому человеку. Будьте более участливы к нему. Улыбайтесь ему, внимательно выслушивайте, дарите подарки, интересуйтесь делами и здоровьем. Важно все это делать искренне, так, как будто это самый ваш близкий человек.
Обещаю вам, что этот шаг быстрее всех принесет результат. Вы удивитесь, как в скором времени поменяется этот человек.

6 шаг

Регулярно молитесь о даровании вам любви и терпении. Просите простить гнев, злобу, нетерпимость, зависть, даже если считаете, что у вас их нет.

  • Шаги 1, 3, 6 – общие. А шаги 2, 4, 5 надо применять отдельно к каждому нелюбимому вам человеку. Начните с наименее неприятного. Если все получится, и вы его полюбите, то идите дальше.

Возлюби ближнего своего, как самого себя

Братья мои, пусть вера ваша в Господа нашего Иисуса Христа, Господа славы, будет свободна от всякой предвзятости по отношению к людям. 2 Придут, скажем, к вам на собрание два человека: один - богато одетый и с золотым перстнем, а другой - бедный, в поношенной одежде. 3 Если, глядя на наряд богатого, скажете ему: «Сюда садись, пожалуйста , здесь лучше», а бедному скажете: «Стань в сторонке или сядь здесь , у меня в ногах», - 4 если так по - разному относитесь вы к братьям, не оказываетесь ли судьями, да к тому же еще и со скверными мыслями?

5 Подумайте сами , братья мои возлюбленные: не бедных ли этого мира наделил Бог богатством веры? Не их ли избрал, чтобы наследовали Царство, которое Он обещал любящим Его? 6 А вы худо обходитесь с бедными! Но разве не богатые притесняют вас и таскают вас по судам? 7 Не они ли хулят доброе имя, каким вы стали теперь называться.

8 Если всегда исполняете Закон вышний так, как в Писании сказано: «Возлюби ближнего своего , как себя самого », - хорошо делаете. 9 Но если по одежке людей встречаете и по - разному к ним относитесь, то грешите и перед Законом вы преступники. 10 Кто, соблюдая Закон в целом, согрешает хотя бы в одном чем - то, тот и во всем виновным оказывается. 11 Ведь Тот, Кто сказал: «Не прелюбодействуй », Он же заповедал: «Не убивай ». Так что даже если не прелюбодействовал ты, случись тебе убить - перед Законом ты преступник.

12 Говорите и действуйте всегда как люди, которые по закону свободы судимы будут. 13 Не будет снисхождения на Суде тому, кто сам не знает милости. Ей, которую отвергли они , - торжествовать на Суде.

Из книги Путь разума в поисках истины. Основное богословие автора Осипов Алексей Ильич

3. Познай самого себя Каким же образом приобретается человеком это спасительное познание себя, своей ветхости, открывающее ему всю бесконечную значимость Жертвы Христовой? Вот что отвечает свт. Игнатий: «Я не вижу греха моего, потому что еще работаю греху. Не может увидеть

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 943: Лучшим из людей является такой верующий, который ведёт борьбу на пути Аллаха, не жалея ни самого себя, ни своего имущества. Аллах Всевышний сказал:«О те, кто уверовал! Не указать ли Мне вам на (такую) торговлю, которая избавит вас от мучительного наказания?

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

«Забудь самого себя» Как-то после молитвы ученик Баал Шема попросил рассказать ему, что тот видел.- Я вознёсся на небо, - сказал Бешт просто, - и на этот раз видел больше чудесного, чем за всё время с тех пор, как я приобрёл небесные познания. Слава Единству!- Могу ли я

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Полеты божьей коровки автора Бакушинская Ольга

Возлюби ближнего, как… А как? Эдуард, Ольга – Если община верующих, объединенная таинствами, не может явить миру братские отношения, наверное, очень трудно будет убедить кого-то вокруг..– Вот мы и не убеждаем…– На самом деле мы должны за это переживать. Очень часто

Из книги Отец Арсений автора Автор неизвестен

Из книги Переселение душ автора Сегаль Эстер

Оптимистическое отступление 1. «Возлюби ближнего как самого себя» Для начала объяснимся, почему вместо традиционного «лирического отступления» нам вздумалось написать «оптимистическое». Просто потому, что такое название со всею точностью отражает саму цель подобных

Из книги Выражение монашеского опыта автора старец Иосиф

80 «Когда возлюбишь Бога, тогда и ближнего своего возлюби, как самого себя» Итак, возлюбленное мое дитя, когда загорается эта любовь, тогда мы приступаем ко второй заповеди Божией. Когда возлюбишь Бога, тогда и ближнего своего возлюби, как самого себя. Слышишь, что говорит

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

11. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному. Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, - ибо какое было бы нарекание на имя Мое! Усиленно подчеркивает мысль 9 ст. и делает ее еще очевиднее и яснее. Теперь же, вместо

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

18. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19. почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. (Мк. 10:19; Лк. 18:20). Вопроса "какие?" нет у других синоптиков, кроме Матфея. Порядок заповедей одинаков у Марка и

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

39. вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; (Мк. 12:31; Лк. 10:27). Цитата взята из Лев. 19:18 совершенно сходна у Матфея и Марка, а у Лк. 10:27 слово "возлюби" заменено союзом??? (и). Отступления от еврейского и LXX незначительны. Эта вторая заповедь не ниже первой, но

Из книги Отец Арсений автора

Это нехорошо - зажимать себя и накручивать (плиттис) самого себя, чтобы стать монахом Кто хочет преуспеть в монашестве, для того все должно быть открыто - все возможности (и жить в миру и жениться), и он должен принять свободное решение, движимый одной лишь Божественной

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

Часть пятая. ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО СВОЕГО БЕСЕДА 19 января 1964 г.Беседы после вечернего чая были довольно редки. Обыкновенно приезжало несколько человек, с каждым необходимо было поговорить, выслушать, поисповедовать, на это уходило все время о. Арсения. Отходя ко сну, он в

Из книги Введение в православную аскетику автора Дергалев Сергий

Творить благо для созидания и себя, и своего ближнего Отцы мои, братия и чада. Я очень желал бы вместе с оглашением в словах предложить вам также и оглашение своими делами, дабы этими средствами привлечь вас к добродетели и благочестивой жизни (?????? ?????????). Но так как я беден

Из книги автора

Заботиться о пользе своего ближнего Кто-нибудь из вас изучает что-либо или заучивает наизусть – ты, брат, радуйся этому, ибо это делаешь ты сам, если только ты держишься правильного образа мыслей. Ктони-будь силен в диалектике, в умении сжато выражаться или кто-нибудь идет

Из книги автора

Познай самого себя Каким же образом приобретается человеком это спасительное познание себя, своей ветхости, открывающее ему всю бесконечную значимость Жертвы Христовой? Вот что отвечает свт. Игнатий: «Я не вижу греха моего, потому что еще работаю греху. Не может увидеть

В этом нашим читателям помогает разобраться настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня города Вольска протоиерей Михаил Воробьев.

— Отец Михаил, даже далекие от веры люди часто употребляют фразу «полюби ближнего, как самого себя» и понимают, что она имеет христианский смысл. А откуда эти слова?

— Заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя» появляется в законодательстве Моисея. Она не относится к числу тех десяти заповедей, которые были начертаны на каменных скрижалях Самим Господом и определяли основные нравственные обязанности человека по отношению к Богу, обществу и самому себе. В Пятикнижии Моисея эта заповедь — люби ближнего твоего, как самого себя — находится в книге Левит (Лев. 19 , 18), которая в иудейской традиции называется «Книгой Закона священников». К сожалению, мы плохо знаем Ветхий Завет. А ведь апостол Павел называл его детоводителем (по-гречески — педагогом) ко Христу (Гал. 3 , 24). Зная и почитая десять главных заповедей, мы мало что можем сказать о других заповедях Закона, которых, как подсчитал средневековый ученый раввин Маймонид, ни много ни мало — 613. Интересующая нас заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя» в списке Маймонида — 206-я. Так что нет ничего удивительного в том, что ученый книжник, задавая Христу вопрос: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? (Мф. 22 , 36), меньше всего ожидал услышать именно ее. Нужно вспомнить, что вопрос этот был провокационным. Вся 22-я глава Евангелия от Матфея — это описание серии провокаций со стороны фарисеев и саддукеев: когда верхушка иудейского общества была уже готова к устранению Иисуса, нужно было найти повод для формального обвинения. Те, кого апостол Павел впоследствии назовет «совопросниками века сего» (см.: 1 Кор. 1 , 20), задали целый ряд вопросов, последним из которых был вопрос о важнейшей заповеди Моисеева Закона. Смысл этой провокации был в том, чтобы запутать Иисуса в истолкованиях. Ожидалось, что он назовет какую-нибудь заповедь из десяти, начертанных на скрижалях,— но Он назвал именно ту, о которой мы с вами говорим. Нравственная новизна учения Христа состоит в том, что Он отождествляет любовь к ближнему и любовь к Богу. Любить невидимого Бога — то же, что любить самое совершенное и самое любимое Его создание, человека. Причем любить именно «как самого себя», то есть не за что-то конкретно, а полностью — со всеми добродетелями и заблуждениями. А поскольку личность — это образ Божий в человеке, то любовь к образу — это не что иное, как любовь к Первообразу, поэтому любить ближнего, как самого себя,— это и означает любить Бога. Надо заметить, что даже умный совопросник века сего умолкает (в изложении Матфея), пораженный открывшейся ему связью двух хорошо известных ему заповедей, а в изложении Марка — даже выражает свое восхищение, признавая, что любить Бога и ближнего есть больше всех всесожжений и жертв (Мк. 12 , 33).

— Почему из любви к Богу вытекает любовь к ближнему, это понятно. А вот что означает любовь к самому себе?

— Что такое любовь к самому себе, как полюбить себя — очень актуальные вопросы. Как наш современник понимает любовь к себе? Очень просто: как возможность осуществить свои желания. Что бы такое еще приобрести? Чем бы себя еще украсить? Радости такая «любовь» к себе приносит немного. Вернее, приносит — но не надолго. Потому что требуется все новая и новая подпитка, новые удовольствия: не хочу жить в избе — хочу в палатах, не хочу быть простою крестьянкой — хочу быть столбовою дворянкой… Но наркоман увеличивает дозу, а обычный доморощенный пьяница не может выйти из запоя не потому, что каждая новая рюмка делает его более счастливым — а чтобы избавиться от мучительной тоски похмелья. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мф. 16 , 26). Другими словами, любить себя, руководствуясь слоганом «Я этого достойна»,— путь неверный и тупиковый.

— То, о чем вы говорите,— это все же скорее эгоизм, чем любовь… А что есть именно христианская любовь к себе?

— Человек — это образ Божий, покрытый многочисленными наслоениями греха. Есть те, кто эти наслоения в себе очень любит. Юровский, например, даже в старости, посещая комсомольские собрания, с гордостью рассказывал об убийстве царской семьи и с удовольствием вспоминал, как царица пыталась закрыть цесаревича подушкой... Много в нашей жизни и в нас самих есть того, что можно только оплакивать и никак нельзя, да и невозможно любить! Но вот образ Божий в нас — это святыня. И беречь его в себе, очищая от этих самых наслоений, и любить — это долг христианина. Говорит ли что-то об этом Священное Писание? Да, говорит. Причем не в общем смысле — возлюби образ Божий в себе, что для многих было бы непонятным, а то и соблазнительным, а вполне конкретно. Если Бог — это Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1 , 9), то и человек получает заповедь хранить этот свет в себе: Вы — свет мира…Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5, 14, 16). Если Бог — это Разум, то и человек получает заповедь будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10 , 16). Если Бог есть любовь (1 Ин. 4 , 8), то и вечно новую заповедь оставляет Господь: да любите друг друга; как Я возлюбил вас… (Ин. 13 , 34)

Святые отцы много размышляли о сущности образа Божия в человеке. Если Бог бесконечен в Своем бытии, в Своих свойствах, в Своем отношении к миру, то и образ Божий в человеке бесконечен. Бесконечен образ — значит, бесконечна человеческая личность. И вот достоинство своей личности, свое сокровенное бытие, свои творческие порывы, свою любовь, свою благодарность, свою память «о милых спутниках, которые наш свет / своим сопутствием для нас животворили…» (В. Жуковский. «Воспоминание».— Ред .) — все это мы и должны любить!

— Да, но тогда как понять, где в нас кончается образ Божий — и начинается, скажем так, совсем другая «территория»?

— Многие святые отцы, богословы и философы пытались доискаться до того, что же составляет главную часть, так сказать, первооснову образа Божия в человеке. Наверное, главным будет то, чем человек отличается от всех остальных существ; что есть в человеке и чего нет ни в одном, даже самом развитом, животном. Это — свобода. Сейчас мы говорим о свободе, которую, например, Макарий Египетский считал главным свойством образа Божия, фундаментальным свойством человека. В Священном Писании, особенно в Посланиях апостола Павла, мы встречаем множество вполне категоричных требований относиться к личной свободе как к самому драгоценному достоянию: Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7 , 23); или из послания к Галатам — «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5 , 1). Или еще из послания к Галатам — К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу (Гал. 5 , 13). Апостол Павел говорит о свободе в высшем смысле: не как об одном из многих душевных свойств человека, но как о фундаментальном качестве, без которого человек перестает быть человеком. И укоренено это свойство в Божественном бытии: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3 , 17); «…вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам» (Гал. 4 , 26).

Свобода образа Божия никак не сводится к свободе в социальном и политическом смысле. Апостолы были свободными и в узах, а их ученики были в высшем смысле свободными, оставаясь рабами в римском обществе. Не сводится эта свобода и к своеволию, анархии, апологии вседозволенности и безответственности, которые вовсе не являются свободой, а, напротив, самым настоящим рабством греху. Личная свобода, понимаемая как свобода выбора,— это образ Божий, с которого начинается восхождение к подобию, достигаемому в обретении нравственной свободы, свободы от греха.

Любовь к себе, которая является основанием для любви к ближнему, это любовь к образу Божьему в себе, любовь к своему достоинству христианина, ощущение высочайшей ценности своей личной свободы, которая неотделима от ответственности, связывающей нас с нашими ближними. И именно так, как мы должны любить себя в евангельском смысле, мы должны любить ближних.

— Вопрос короткий и практический: как?

— Есть простое, но бесконечно мудрое правило святых отцов: ненавидь грех, но люби грешника. Понятно, что при таком понимании «разумного эгоизма» сразу же исчезает вопрос о мере. Коротенькое слово «как» в заповеди «Возлюби ближнего, как самого себя» означает не «в той же мере», а нечто иное: может быть, это прозвучит несколько неуклюже, но я бы сказал, что «как самого себя» означает здесь «в качестве самого себя». Другими словами, относись к любому другому человеку так, как будто он — это ты сам, только в другой жизни, в других обстоятельствах. У раннего Гессе есть маленькая повесть «Курортник». Некто приезжает на курорт, где ему все нравится. Прекрасный отдых, замечательная природа, ненавязчивое общество. Но одна помеха все же есть. За стеной живет еще один курортник, которого наш герой почти не встречает, но постоянно чувствует его присутствие. Сосед кашляет, постоянно что-то роняет, с шумом передвигает стулья, шаркает обувью… Он не делает ничего, на что можно было бы пожаловаться администратору гостиницы, но жизнь отдыхающего постепенно превращается в ад. И тогда герой повести начинает понимать, что выход из положения один: надо этого невыносимого соседа…полюбить! Услышав в очередной раз шум, он представляет пожилого, страдающего одышкой человека, которому трудно бесшумно передвинуть стул, которого одолевает кашель и т.д. И постепенно ненависть проходит, раздражение исчезает. А вместо них появляется жалость и сострадание к больному старику, для которого каждый глоток горного воздуха драгоценен, а курорт — может быть, единственная за всю жизнь радость почувствовать чью-то заботу.

Я думаю, что вот это и есть — «как самого себя».

Подготовила Маргарита Крючкова