Самые загадочные и ужасные экспонаты кунсткамеры. Уведомления Что же они видели

Кунсткамера – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Так традиционно принято называть Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого. С ним связано немало шокирующих фактов.

Печать Антихриста

Название «Кунсткамера» произошло от немецкого «куншт» - «редкость». Первые экспонаты музейной коллекции были выкуплены в 1714 году Петром I у голландского профессора-бальзамировщика Фредерика Рюйши. В основном это были заспиртованные образцы различных физических патологий, например, двухголовые младенцы и прочие носители врожденных уродств.

Впервые экспозицию открыли для всеобщего обозрения в Зеленом кабинете Летнего сада, а в 1718 году ее перевели в Кикины палаты на Васильевском острове. Но народ не очень-то стремился рассматривать редкости. Ходили слухи, что на них лежит печать Антихриста, а в помещении музея и вовсе водится нечистая сила. Говорили, например, что тени экспонатов отделяются от предметов и самостоятельно передвигаться по залу.

Дабы заманить в музей посетителей, император распорядился не брать плату за вход и подносить каждому гостю штоф вина или водки, а ежели кто не употребляет, то чашку кофе.

Уже после кончины Петра, в 1734 году, для Кунсткамеры выстроили новое просторное здание. Но в 1747 году там приключился пожар. Многие экспонаты были уничтожены. Часть их, спасая от огня, служители выбросили на улицу, где музейное добро безвозвратно растащили прохожие. Впоследствии в народе придумывали, что пожар устроили опять же хозяйничающие в музее потусторонние силы.

Великаны и карлики

Какое-то время при Петре служил в должности гайдука француз Николя Буржуа. Он был великаном: рост этого человека составлял 226,7 сантиметра. В 1724 году Буржуа умер от апоплексического удара, и его скелет, а также сердце заняли место в Кунсткамере.

Одна из легенд гласит, что во время пожара у скелета Буржуа пропала голова и впоследствии к нему приставили другой череп. С тех пор призрак гиганта бродит по залам, разыскивая утраченную часть тела.

А карлик Федор Игнатьев и вовсе прожил при Кунсткамере 16 лет в качестве экспоната. Рост Федора составлял 126 сантиметров, к тому же он был уродцем: на правой руке и на ногах у Игнатьева имелось всего по два пальца. Казалось, что это не человеческие конечности, а клешни. По рассказам, царь Петр, появляясь в Кунсткамере, всегда лично здоровался с карликом за руку.

Экспонаты, приносящие несчастье

Существует несколько преданий о хранящихся в Кунсткамере артефактах, обладающих мистической силой. Например, там есть часы в корпусе из красного дерева, стрелки которых обычно стоят, но якобы порой они вдруг начинают двигаться назад, останавливаясь всегда на одной и той же позиции – 9 часов 45 минут. И после этого, как правило, умирает кто-то из сотрудников музея.

Еще один «проклятый» экспонат – статуэтка бронзовой кошки. Говорят, что время от времени она моргает, и если при этом кто-нибудь присутствует, то его ждет скорая смерть. Так, один студент решил переночевать в кладовой рядом с пресловутой статуэткой, а наутро в кладовке никого не нашли, только кошка зловеще ухмылялась. Больше молодого человека никто никогда не видел.

В Кунсткамере хранились человеческие головы

Еще одно предание гласит, что некогда в запасниках Кунсткамеры имелись два стеклянных сосуда, в каждом из которых в спиртовом растворе находилась человеческая голова. Одна якобы принадлежала чиновнику и любовнику Екатерины I Виллиму Монсу, казненному Петром I, другая - экс-фаворитке Петра I Марии Гамильтон, которой отрубили голову за то, что она убила собственного ребенка, рожденного, правда, не от царственного возлюбленного, а от его денщика Ивана Орлова. Гамильтон также, будучи камер-фрейлиной императрицы, крала ее драгоценности.

В конце XIX столетия историк Михаил Семевский пытался отыскать емкости с головами в подвалах Кунсткамеры, но безуспешно. По одной из версий, они были захоронены по приказу Екатерины II.

Известно, что со своим «Великим посольством» Петр I побывал в Голландии, где помимо корабельного дела обучался другим полезным вещам. Там он и познакомился с анатомом Фредериком Рюйшем, чья коллекция необычных препаратов ужасала и восхищала всю Европу. За 30 тыс. гульденов государь купил у врача несколько тысяч экспонатов, они и составили основной фонд музея. Среди самых интересных – двухголовый скелет ребенка.

6. Бронзовая кошка

Кису, приносящую несчастья, сотрудники спрятали в запасники музея от греха подальше – по легенде, кошка время от времени моргает и того, кто при этом присутствует, ждет скорая смерть. Некий студент однажды решил переночевать в одном помещении со статуэткой… Под утро беднягу не нашли. И только бронзовая животинка зловеще ухмылялась.

7. Еще одна легенда гласит, что неисправные часы из красного дерева, привезенные из заграничного военного похода одним офицером, умеют предсказывать смерть. Иногда стрелки начинают двигаться в обратном направлении сами по себе. И как только они останавливаются на отметке 9:45, умирает кто-то из сотрудников Кунсткамеры.

В настоящее время уникальная коллекция редкостей носит название «Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской Академии наук» (МАЭ РАН). На некоторые медицинские экспонаты, прекрасно сохранившиеся и до наших дней. поражающие натурализмом и каждой мельчайшей деталью, слабонервным лучше не смотреть.

Вам может быть интересно:

Последние слова самых известных убийц перед казнью
Как живётся надзирателям в российских тюрьмах?
4 самых известных преступника России, спрятавшихся за границей

В Казань прибыла экспозиция из города на Неве. Экспонаты санкт-петербургской кунсткамеры, по мнению организаторов, должны не просто шокировать посетителей, но и предостеречь их от последствий «нехороших излишеств»...

Обычно от подобных зрелищ предостерегают впечатлительных, беременных и детей. Однако как раз школьников и пригласили в Казани на торжественное открытие передвижной выставки «Архивы кунсткамеры». Менеджер выставки Ирина Чудина уверяет: «шоковая терапия» весьма полезна для подрастающего поколения.

«Пусть школьники своими глазами увидят печень алкоголика и скелет девушки-наркоманки, – говорит Ирина. – Это впечатляет гораздо сильнее, чем просто слова».

Насколько повлияли человеческие пороки на появление на свет будущих экспонатов, собранных более чем за два века, сказать трудно. Вообще же «кабинет редкостей» (именно так переводится слово «кунсткамера») возник в России в 18 веке по указу Петра Первого. Впечатлившись подобными западными коллекциями, первые экспонаты для своей кунсткамеры Петр приобрел в 1717 году у голландского анатома Фредерика Рюйша. Деньги за уродцев были отданы просто баснословные – 30 тысяч гульденов.

«Три военных корабля в полном оснащении можно было бы купить в те времена за такие деньги, – рассказывает Ирина. – Не скупился Петр и на родине, покупая экспонаты для своей коллекции у местного населения. Например, за двухголового теленка он заплатил мешок серебряных монет, равный по весу самому теленку. Если учесть, что на одну копейку в то время люди могли прожить не один день, можно себе представить, как разбогател хозяин теленка!»

Младенец, которому 266 лет

Самый древний экспонат выставки – сиамские близнецы, рожденные в 1742 году в Тверской губернии. Двухголовое чудо появилось на свет в крестьянской семье Аристарха и Ефросиньи, в которой уже было 12 детей. Роковое ли число 13 тому виной или какие-то другие мистические причины, но рождение младенца о двух головах сопровождалось рядом невероятных событий. По свидетельству очевидцев, в день родов резко испортилась погода, началась сильная гроза. Аристарх в это время заготавливал дрова в лесу. Молния ударила в дерево, оно упало и придавило отца сиамских близнецов насмерть. А в этот самый момент в деревне из дома роженицы выскочила повитуха, принимавшая роды, с криками: «Дьявол, нечистая!» Люди обвинили мать в том, что она ведьма, и стали преследовать семью: подожгли избу, убили корову-кормилицу, били старших детей. Несчастная Ефросинья сошла с ума и своими руками задушила двухголовое дитя... Безумную определили в клинику, а сросшиеся братья стали экспонатом Императорского анатомического музея.

Баба Маня из банки

Есть на выставке экспонат, который особенно впечатляет посетителей. Крошечное существо в банке – взрослая женщина 56 лет! Девочка родилась в 1863 году с аномалией – микроцефалией (недоразвитым головным мозгом) и без гипофиза (железы, которая вырабатывает гормон роста). Она не прибавила к своим нормальным в общем-то для новорожденного 51 см ни сантиметра, только старела согласно возрасту. Всю жизнь провела она под наблюдением в лаборатории. Вела полурастительное существование – только питалась и справляла естественные надобности. В силу недоразвитости полушарий она не могла ни нормально общаться, ни самостоятельно передвигаться. Наблюдавшие за живой «дюймовочкой» наряжали ее, как куколку, и даже выносили погулять. В лаборатории, где жило это существо, его ласково называли бабой Маней. Так и прожила она до 56 лет. Может быть, просуществовала бы и дольше, но тут грянула революция. Лабораторию прекратили финансировать, ухаживать за бабой Маней стало некому, и несчастное существо умерло от голода...

Связано с этим экспонатом и еще одно, прямо-таки мистическое и даже жуткое обстоятельство. Говорят, что баба Маня может повернуться в своей банке спиной к посетителям! Случается это прямо на глазах свидетелей, но когда это произойдет в следующий раз – предугадать трудно.

Котенок-осьминог и другие «милые» зверушки

Если родителей предыдущих персонажей хоть как-то и можно было бы заподозрить в пороках вроде алкоголизма, то в появлении на свет существ из зоологической части коллекции дурные привычки точно не виноваты. С другой стороны, природа подобным образом шутит тоже не просто так. Плохая экология, загрязнение среды – ко всему этому тоже приложил руку человек. Всё это тоже от «излишеств», которые он себе позволяет. Как говорят сотрудники выставки, пополнение коллекции происходит и в наши дни. Один из самых «молодых» экспонатов – чучело двухголовой лисицы. Ее прозвали Обжоркой: однажды один-единственный желудок просто не справился с тем огромным количеством пищи, которое поглощали две мордочки, и зверек умер. Есть в коллекции котенок-«осьминог» (у него действительно 8 лап), двухголовый поросенок (говорят, его хозяин сошел с ума) и птица, весьма символичная для России, – двуглавый орел. При жизни птицы одна голова кормила другую – возможно, принимала за птенца.

Орган как улика

Отдельную часть коллекции составляет собрание человеческих органов. Причем врожденных аномалий у большинства из этих экспонатов не наблюдается. Все особенности приобретенные. Либо от нездорового, либо от «неспокойного» образа жизни. Печень алкоголика, вся в жутких циррозных изменениях, весит около 7 килограммов вместо нормальных полутора. Рядом сердце, пробитое пулей. Принадлежало оно террористу Василию Каменеву, который взрывал и грабил церкви и был однажды застрелен монахами. Ранение оказалось уникальным: пуля прошила сердце навылет, не задев ни одного сосуда. После этого Каменев жил еще три часа. Еще один экспонат – свидетельство жестокого преступления, произошедшего почти полтора века назад. История появления его в коллекции связана с именем Салтычихи – московской боярыни Дарьи Салтыковой, изощрённой садистки и серийной убийцы, которая забила больше сотни своих крепостных девок. Одна из жертв была беременной. От жестоких побоев у нее произошел разрыв матки... Теперь эта страшная улика стала экспонатом под названием «Зародыш, выпавший в брюшную полость».

«Жизнь прекрасна, несмотря ни на что!»

По словам Ирины Чудиной, именно такую мысль закладывали организаторы во вторую часть выставки – экспозицию голографии под названием «Картины-призраки». Удивительные объемные изображения «выступают» из рамок либо, наоборот, завораживают своей глубиной. Причем чтобы увидеть это, посетителю не нужны ни специальные очки, ни другие приспособления. Технология зародилась более 100 лет назад, но вначале она была бесцветна (в черно-белых тонах).

«Только современные ученые-оптики изобрели оборудование, которое позволило передать предмет в объеме, – рассказывает Чудина. – Добавить изображениям цвет помогли металлы – золото, серебро и медь. На фотопластину многослойно наносится изображение объекта, и возникает эффект объемности».

Коллекцией голографических изображений, созданных в Государственном оптическом институте имени Вавилова, экскурсоводы предлагают полюбоваться после «Архивов кунсткамеры». По замыслу устроителей выставки, эта красота смягчит впечатления от первой части, и посетители покинут выставку хоть и шокированными, но не подавленными...

Публикации раздела Музеи

Семь необыкновенных экспонатов Кунсткамеры

П етербургская Кунсткамера (сегодня Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) основана в 1714 году. Петр Великий создал ее как собрание диковин и научных курьезов, а его наследники продолжили пополнять коллекцию. «Культура.РФ» рассказывает о семи удивительных экспонатах из собрания Кунсткамеры.

Кунсткамера, Санкт-Петербург. Фотография: Лиляна Виноградова / фотобанк «Лори»

Один из самых первых экспонатов Кунсткамеры. Препарат со скелетом сиамских близнецов происходит из коллекции знаменитого голландского анатома Фредерика Рюйша. Его анатомические препараты, которые он создавал по собственным методам, славились на всю Европу. В юности Петр Великий, побывав в Голландии с Великим посольством, посетил его «кабинет» в числе прочих достопримечательностей Амстердама - и пришел в восторг.

Почти 20 лет спустя, узнав, что Рюйш продает свою сильно выросшую коллекцию, Петр приобрел несколько тысяч экспонатов за 30 тысяч золотых гульденов. Эти предметы (и другие купленные в тот же период коллекции) стали основой собрания Кунсткамеры.

Это первый в мире «глобус-планетарий»: в него можно залезть через специальную дверцу и изнутри смотреть на карту звездного неба, размещенную на внутренней поверхности. Диаметр гигантского глобуса - 3 метра, так что сидеть в нем удобно. Он был создан по заказу готторпского герцога Фридриха III (отсюда и название), а автором проекта был великий картограф Адам Олеарий. В 1713 году очередной правитель герцогства подарил эту игрушку весом в 3,5 тонны известному любителю редкостей - Петру Великому, который пришел в восторг от подарка и установил его в здании Кунсткамеры.

Однако в середине XVIII века глобус сгорел - сохранился только механический каркас. Впрочем, вскоре его восстановили и назвали по-новому: «Большой Академический глобус». В начале ХХ века он находился в Царском Селе, откуда его похитили нацисты. В 1948 году глобус удалось вернуть - именно туда, куда его поместил основатель Кунсткамеры.

Эта механическая игрушка изображает небесный кораблик, на котором божество (из янтаря), окруженное танцовщицами и музыкантами (из слоновой кости) путешествует по морям и океанам. Механизм ладьи заводится с помощью ключа - корабль движется, а слуги танцуют и музицируют.

Редкий пример симбиоза восточного искусства и западной механики был создан в начале XVIII века при дворе императора-маньчжура Канси, в китайской часовой мастерской, работавшей под руководством миссионеров-иезуитов. Игрушка была куплена в Пекине в 1719–1720 годах, судя по всему, русским посланником Л.В. Измайловым. Это один из экспонатов Кунсткамеры, сохранившихся с петровских времен.

Ученые назвали Венерами подобные фигурки эпохи верхнего палеолита (40–12 тысяч лет назад) отчасти в шутку: не сильно они похожи на изображения прекрасной античной богини Афродиты. А отчасти потому, что в них гипертрофированы признаки женственности - грудь и ягодицы, важные для деторождения. В пещерные времена таких дам ценили высоко.

По одной версии, палеолитические Венеры - это образы богини-прародительницы, символ плодородия; по другой - обереги или изображения реальных женщин. Эта фигурка, вырезанная из бивня мамонта, - возрастом примерно в 21–23 тысячи лет. Ее раскопали на стоянке Костёнки в Средней России в 1936 году.

Одна из работ великого антрополога Михаила Герасимова, придумавшего метод скульптурного восстановления облика человека по черепу. В Кунсткамере находится большая коллекция его произведений. Бюст владимирского князя, погибшего от рук убийц, профессор создал в 1939 году. В этот период Герасимову были доступны для работы останки многих великих правителей Руси - ведь большинство из них стали святыми, их останки покоились в раках, которые большевиками вскрывались и изымались из церквей.

В облике Андрея удивляет азиатский разрез глаз и высокие скулы - Герасимов руководствовался как генетическими маркерами скелета, так и теорией, что мать князя, половчанка, «Аепина дщерь» (дочь хана Аепы), принадлежала к монголоидной расе. В 2000-е годы по благословению Русской православной церкви была произведена новая реконструкция облика князя - и, по свежей версии, никакой монголоидности в его лице быть не должно.

Астролябия Арсениуса

Эти инструменты для определения положения звезд изобрели еще в Древней Греции. В Средневековье лучшие астролябии делали арабы, а европейцы лишь их копировали. В Европе научились создавать астролябии по собственным проектам только в XVI веке. Одним из лучших мастеров этого периода был фламандец Гуалтерус Арсениус, который работал по заказу Филиппа II Испанского и других монархов. Во всем мире сохранилась лишь 21 астролябия его работы, причем в России - только одна.

31 января Кунсткамере, знаменитому «кабинету редкостей», исполняется 302 года, но несмотря на столь солидный возраст, старейший музей России по-прежнему не теряет хватку и продолжает удивлять своими необычными экспонатами как взрослых, так и совсем маленьких посетителей. В связи с этой важной датой мы приготовили для вас небольшой ликбез по истории этого легендарного места – 7 фактов, которые вас по-настоящему удивят.

Факт № 1: как Петру I пришла идея открыть подобный музей

Однажды император прогуливался по Васильевскому острову, как вдруг заметил весьма необычное дерево – сосну, одна из веток которой вросла в ствол, образовав, тем самым, своеобразное кольцо. Петр I был чрезвычайно рад своей находке – сосна с легкой руки императора получила прозвище «дерево-монстр». Позднее она была срублена, а на её месте был построен музей Кунсткамера.

Факт № 2: тонкости русского гостеприимства, или почему Петр I угощал посетителей музея водкой


Изначально уникальная коллекция Кунсткамеры располагалась в доме опального боярина Александра Кикина – в так называемых Кикиных палатах. Позднее император отдал приказ о том, что диковинные экспонаты должны быть доступны всем, вне зависимости от их сословия – как простолюдинам, так и мещанам.

Кроме всего прочего, Петр I явно знал толк в маркетинге, так как придумал следующую любопытную «пиар-акцию»: «Кто придёт с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным».

Факт № 3: Кунсткамера – рай для начинающих шаманов


В число наиболее интересных экспонатов Кунсткамеры входит уникальная флейта, сделанная из бедренной кости человека. Звучит, конечно, жутко, но, по всей видимости, в этом и была задумка – инструмент изготовил шаман одного монгольского племени.

Не пытайтесь сыграть на этой диковинной флейте веселую мелодию, если только не хотите вызвать какого-нибудь злобного духа – в былые времена инструмент использовался в ритуальных целях, для общения с потусторонними силами.

Факт № 4: в Кунсткамере можно заглянуть внутрь земного шара


До пожара 1747-го года в коллекции старейшего музея России были по-настоящему удивительные экспонаты, утрату которых было совершенно невозможно восполнить. Так, например, любителей географии и астрономии мог обрадовать глобус-планетарий, представляющий собой шар диаметром в три метра, снаружи которого располагалась карта Земли, а внутри – изображение звездного неба.

В глобус можно было проникнуть через специальный люк и хоть часами наслаждаться вращением таинственных небесных тел. К сожалению, этот уникальный экспонат был уничтожен в роковом пожаре 1747-го года, и его пришлось восстанавливать по металлическому каркасу. Копия получилась достаточно удачной, поэтому во время блокады в целях сохранения её даже вывозили из города – сейчас её можно увидеть на четвертом этаже музея.

Факт № 5: почему Петр I выставил скелет бывшего слуги в музее


Француз Николя Буржуа был не просто хорошим слугой Петру I: кроме покладистого характера он обладал еще одной отличительной особенностью – его рост составлял аж 226,7 сантиметра. Неудивительно, что после смерти Николя от апоплексического удара, император решил, что тело верного слуги вполне может послужить просвещению и развлечению петербуржцев – так Кунсткамера обзавелась собственным человеком-гигантом.

Интересный факт: во время пожара 1747 года скелет Николя Буржуа совершенно не пострадал, правда, лишился одной весьма существенной детали – головы. Кто её взял и вообще зачем она могла кому-то понадобиться – до сих пор неизвестно. Но по легенде, голова преданного слуги императора по-прежнему находится в Кунсткамере, но все никак не может найти свое тело – зато отменно пугает сторожей и охранников музея.

Факт № 6: пропавшая голова английской шпионки Марии Гамильтон


К слову, Николя Буржуа был не единственный, кто лишился головы – уже в послепетровское время из музея была украдена голова казненной английской шпионки и детоубийцы Марии Гамильтон – причем вместе со спиртом из колбы, в которой она стояла.

Сотрудники музея решили, что спирт не вылили, а попросту выпили. В хищении же ценного экспоната обвинили английских моряков, стоявших в то время в петербургском порту. Последние клятвенно обещали вернуть Марию Гамильтон (точнее то, что от нее осталось), но не сдержали свое обещание и уехали. Правда, через год их видимо все-таки замучила совесть, и они преподнесли в подарок музею три мужские головы, в результате чего были прощены.

Факт № 7: живые экспонаты музея


После основания легендарной Кунсткамеры в ней наравне с предметами различных культов, а также пробирками и колбами со спиртом находились в качестве экспонатов живые люди. Так, например, горожане того времени могли проведать в музее Федора Игнатьева, человека чрезвычайно маленького роста – всего 126 сантиметров. Но не это делало его столь необычным – у бедолаги на правой руке и ногах было два пальца, а на левой руке было несколько пар таких же странных рук…

Адрес: Университетская набережная, дом 3

Часы работы: с 11:00 до 18:00, понедельник – выходной день, последний вторник каждого месяца – санитарный день

Стоимость: взрослый билет – 250 рублей, школьный, студенческий, пенсионный билет – 50 рублей