Шумерская цивилизация существовала на протяжении. Загадки шумерской цивилизации (7 фото). Сенсационное открытие - «Платонов год»

Уже доказано, что самая древняя цивилизация на Земле — шумерская. Первая их цивилизация основана вообще в умопомрачительное по современным подсчетам время: не менее 445 000 лет назад. Многие ученые ищут разгадку тайны самых древних людей планеты, но в большинстве случаев загадки все же остаются.

В районе Месопотамии уникальная цивилизация шумеров появилась более 6 тысяч лет тому и имела все признаки высокоразвитой. Стоит упомянуть, что шумеры в расчетах применяли троичную систему счета и были знакомы с числами Фибоначчи. В шумерских легендах содержится информация и описание происхождения, развития и строения Солнечной системы.

В секции посвященной Ближнему Востоку в Государственном музее Берлина хранится изображение Солнечной системы, которое было сделано древними шумерами. Однако в их карте Солнечной системы есть отличие от известного всем расположения и количества планет. На древней карте между Марсом и Юпитером расположена 12-я планета, которая имеет название Нибиру, что в переводе с шумерского языка означает «пересекающая планета». То, что современные люди не видят эту планету связано с ее орбитой, которая представляет собой вытянутый эллипс и Солнечную систему она пересекает один раз в 3600 лет. Если верить древнему календарю следующее вхождение загадочной планеты в Солнечную систему ожидается в период с 2100 по 2160 год.

Шумеры в своих легендах рассказывают, что планета Нибиру была заселена развитыми существами – анунаками. По описанию, это были самые настоящие исполины, рост которых достигал у женщин до 4 метров, а у мужчин 5 метров. Средняя продолжительность жизни у нибирунцев приравнивалась к 360 000 земных лет.

Здесь необходимо отметить, что, например, в древнем Египте правитель Эхнатон имел рост свыше четырех метров, а красавица Нефертити имела рост свыше трех метров. Уже в современное время в городе правителя Эхнатона Тель-эль-Амарне исследователи обнаружили два загадочных гроба. В одном из них непосредственно над головой мумии находилось выгравированное изображение Цветка Жизни. Во втором были обнаружены останки костей семилетнего мальчика, с ростом около 2,5 метров. На данный момент этот гроб с останками выставлен для обозрения в Каирском музее.

В историях шумеров связанных с космосом есть упоминание о событии под названием «небесная битва». Согласно этой истории 4 миллиарда лет назад произошла катастрофа, которая изменила общий вид Солнечной системы. Современные исследования астрономов подтверждают данные о возможности этой катастрофы! Главным открытием в этом направлении стало обнаружение большой совокупности осколков оставшиеся от неизвестного небесного тела. Данные осколки движутся по орбите описанной древними шумерами планеты Нибиру.

Но в древних шумерских рукописях поражают и имеющиеся сведения о происхождении на Земле разумной жизни. Согласно этим данным, современный род Homo сапиенс был создан искусственным способом в результате использования знаний в генной инженерии свыше 300 тысяч лет тому назад. Если это действительно так то современное человечество ни что иное, как цивилизация биороботов.

После расшифровки записей в шумерских таблицах становится понятно, что цивилизация шумеров обладала целым рядом современных знаний. Они прекрасно знали химию, астрономию, математику, фитотерапию. Самое шокирующее это то, что древние шумеры использовали троичную систему исчисления, которая в современном мире используется для создания ЭВМ, и оперировали числами Фибоначчи! Древние шумеры были высоко цивилизованными людьми об этом свидетельствует организация государственного управления. У них были выборные органы и суд присяжных и многое другое, соответствующее государственному устрою в современном понимании.

Планета Нибиру играла особую роль в построении загадочной цивилизации шумеров. Согласно легендам шумеры имели возможность контактировать с жителями планеты Нибиру и по их утверждению с этой планеты на Землю пришли анунаки. В пользу данного утверждения свидетельствуют и записи в Библии. В шестой главе Бытия можно прочитать упоминание о нифилимах, которые «сошли с небес». Анунаки, по шумерским и другим источникам назывались — «нифилимами», зачастую их принимали за «богов», а они в свою очередь «брали в жены земных девушек».

Возможно, это свидетельство того, что существовала ассимиляция переселенцев с Нибиру. Ведь если верить легендам, которых очень много в различных культурах, то пришельцы или гуманоиды не только принадлежат к белковой форме жизни, но и совместимы с землянами, что позволяет предположить об общем потомстве. О подобной ассимиляции можно найти свидетельства в библейских источниках. Так согласно записям в религиозных книгах есть упоминания о том, что небесные боги сходились с красивыми земными женщинами.

О том, как появилось человечество достаточно подробно расписано на глиняных табличках шумерских хроник. На них изображен весь процесс создание современного человека, в том числе и процесс смешения земных и божественных компонентов, что напоминает процесс оплодотворения в пробирке. Полученные сведения буквально ошеломили современных генетиков.

Еврейская библия – Тора, родилась на руинах Шумера и в ней акт сотворения человека приписывается Элохиму. Имя это указано во множественном числе и возможно переводиться как боги. Цель создания человека в Торе определена достаточно точно: «… и не было человека необходимого для возделывания земли». В шумерских записях есть сведения, правитель Ниберу Ану призвал к себе главного ученого анунаков Энки и вместе они создали «Адама». Слово Адам происходит от древне шумерского «Adamah» (земля) и соответственно означает «Землянин».

После открытия того, что Плутон, Уран и Нептун «лежат на боку», а сопровождающие планеты спутники лежат в абсолютно другой плоскости, стало очевидно, что столкновения огромных небесных тел изменили лик Солнечной системы. Ясно, что какой-то невероятной разрушительной силы объект встретился с этими планетами, сила удара была настолько мощной, что они развернулись по оси. Согласно подсчетам сделанным современными учеными эта катастрофа, которую древние шумеры окрестили «небесная битва», произошла более 4 миллиардов лет тому назад.

Таким образом, можно утверждать, что в шумерских текстах описана история 4 — миллиардной давности!

На юге современного Ирака, в междуречье Тигра и Евфрата, почти 7000 лет назад поселился загадочный народ – шумеры. Они внесли весомый вклад в развитие человеческой цивилизации, но мы до сих пор не знаем, откуда шумеры пришли и на каком языке говорили.

Загадочный язык

Долину Месопотамии издавна населяли племена семитов-скотоводов. Именно их вытеснили на север пришельцы-шумеры. Сами шумеры не состояли в родстве с семитами, более того, их происхождение по сей день неясно. Неизвестна ни прародина шумеров, ни языковая семья, к которой принадлежал их язык.

На наше счастье, шумеры оставили много письменных памятников. Из них мы и узнаем, что «шумерами» этот народ называли соседние племена, а сами они именовали себя «санг-нгига» - «черноголовые». Язык же свой они называли «благородным языком» и считали единственным пригодным для людей (в отличие от не столь «благородных» семитских языков, на которых разговаривали их соседи).
Но шумерский язык не был однородным. Были в нем особые диалекты для женщин и мужчин, рыбаков и пастухов. Как звучал шумерский язык, неизвестно по сей день. Большое количество омонимов позволяет предположить, что язык этот был тоновым (как, например, современный китайский), а значит смысл сказанного часто зависел от интонации.
После заката шумерской цивилизации, язык шумеров еще долго изучался в Месопотамии, так как на нем были написаны большинство религиозных и литературных текстов.

Прародина шумеров

Одной из главных загадок остается прародина шумеров. Ученые строят гипотезы, основываясь на археологических данных и сведеньях, полученных из письменных источников.

Эта неизвестная нам азиатская страна должна была располагаться на море. Дело в том, что шумеры попали в Месопотамию по руслам рек, а первые их поселения появляются на юге долины, в дельтах Тигра и Евфрата. Сначала шумеров в Месопотамии было совсем немного – и не удивительно, ведь корабли могут вместить не так уж много переселенцев. Видимо, они были хорошими мореплавателями, раз смогли подняться вверх по незнакомым рекам и найти подходящее место, чтобы пристать к берегу.

Кроме того, ученые считают, что шумеры происходят из гористой местности. Не зря в их языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Да и шумерские храмы «зиккураты» по своему виду напоминают горы – это ступенчатые сооружения с широким основанием и узкой пирамидальной вершиной, где и находилось святилище.

Еще одно важное условие – эта страна должна была обладать развитыми технологиями. Шумеры были одним из наиболее продвинутых народов своего времени, они первые на всем Ближнем Востоке начали использовать колесо, создали ирригационную систему, изобрели уникальную письменность.
По одной из версий, эта легендарная прародина располагалась на юге Индии.

Пережившие потоп

Шумеры не зря избрали своей новой родиной долину Междуречья. Тигр и Евфрат берут начало в Армянском нагорье, и несут в долину плодородный ил и минеральные соли. Из-за этого почва в Месопотамии чрезвычайно плодородная, там в изобилии росли фруктовые деревья, злаки и овощи. Кроме того, в реках водилась рыба, на водопой стекались дикие звери, а на заливных лугах было вдоволь пищи для скота.

Но у всего этого изобилия была и обратная сторона. Когда в горах начинали таять снега, Тигр и Евфрат несли в долину потоки воды. В отличие от разливов Нила, разливы Тигра и Евфрата нельзя было предсказать, они не были регулярными.

Сильные разливы превращались в настоящее бедствие, они уничтожали все на своем пути: города и деревни, колосящиеся поля, животных и людей. Наверно, впервые столкнувшись с этим бедствием, шумеры и создали легенду об Зиусудре.
На собрание всех богов были принято страшное решение – уничтожить все человечество. Лишь один бог Энки пожалел людей. Он явился во сне к царю Зиусудре и велел ему построить огромный корабль. Зиусудра выполнил волю бога, на корабль он погрузил своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи.

Наутро начался страшный потоп, которого испугались даже боги. Дождь и ветер свирепствовали шесть дней и семь ночей. Наконец, когда вода начала отступать, Зиусудра покинул корабль и принес жертвы богам. Тогда в награду за его верность, боги даровали Зиусудре и его жене бессмертие.

Эта легенда не просто напоминает предание о Ноевом ковчеге, скорее всего библейская история является заимствованием из шумерской культуры. Ведь первые дошедшие до нас поэмы о потопе восходят аж к XVIII веку до нашей эры.

Цари-жрецы, цари-строители

Шумерские земли никогда не являлись единым государством. По сути дела это была совокупность городов-государств, каждый со своим законом, своей казной, своими правителями, своей армией. Общими были лишь язык, религия и культура. Города-государства могли враждовать между собой, могли обмениваться товарами или вступать в военные союзы.

В каждом городе-государстве правили три царя. Первый и самый главный назывался «эн». Это был царь-жрец (впрочем, эном могла быть и женщина). Главной задачей царя-эна было проведение религиозных церемоний: торжественных процессий, жертвоприношений. Кроме того, он заведовал всем храмовым имуществом, а иногда – имуществом всей общины.

Важной сферой жизни в древней Месопотамии было строительство. Шумерам приписывают изобретение обожженного кирпича. Из этого более прочного материала строились городские стены, храмы, амбары. Заведовал возведением этих сооружений жрец-строитель энси. Кроме того, энси следил за оросительной системой, ведь каналы, шлюзы и плотины позволяли хоть немного контролировать нерегулярные разливы.

На время ведения войны шумеры избирали еще одного предводителя – военного вождя – лугаля. Самым известным военным вождем был Гильгамеш, подвиги которого увековечены в одном из самых древних литературных произведений – «Эпосе о Гильгамеше». В этой истории великий герой бросает вызов богам, побеждает чудовищ, привозит в родной город Урук драгоценное кедровое дерево и даже спускается в загробный мир.

Шумерские боги

В Шумере существовала развитая религиозная система. Особым почитанием пользовались три бога: бог неба Ану, бог земли Энлиль и бог воды Энси. Помимо этого, у каждого города был свой бог-покровитель. Так, Энлиль особенно почитался в древнем городе Ниппуре. Жители Ниппура считали, что Энлиль подарил им такие важные изобретения как мотыга и плуг, а также научил строить города и возводить вокруг них стены.

Важными богами для шумеров были солнце (Уту) и луна (Наннар), сменявшие друг друга на небосклоне. И, конечно, одной из важнейших фигур шумерского пантеона была богиня Инанна, которую ассирийцы, позаимствовавшие религиозную систему у шумеров, станут именовать Иштар, а финикийцы – Астартой.

Инанна была богиней любви и плодородия и, одновременно, богиней войны. Она олицетворяла прежде всего плотскую любовь, страсть. Не зря во многих шумерских городах существовал обычай «божественного брака», когда цари, чтобы обеспечить плодородие свом землям, скоту и людям, проводили ночь с верховной жрицей Инанну, воплощавшей саму богиню.

Подобно многим древним богам, Инанну была капризна и непостоянна. Она часто влюблялась в смертных героев, и горе было тем, кто отвергал богиню!
Шумеры считали, что боги сотворили людей, смешав свою кровь с глиной. После смерти души попадали в загробный мир, где также не было ничего, кроме глины и пыли, которой и питались мертвые. Чтобы сделать жизнь своих умерших предков чуть лучше, шумеры приносили им в жертву еду и напитки.

Клинопись

Шумерская цивилизация достигла удивительных высот, даже после завоевания северными соседями, культура, язык и религия шумеров были заимствованы сначала Аккадом, потом Вавилонией и Ассирией.
Шумерам приписывают изобретение колеса, кирпичей и даже пива (хотя ячменный напиток они, скорее всего, изготавливали по другой технологии). Но главным достижением шумеров была, конечно, уникальная система письма – клинопись.
Клинопись получила свое название из-за формы значков, которые оставляла тростниковая палочка на мокрой глине – самом распространенном материале для письма.

Шумерское письмо произошло от системы подсчета различных товаров. Например, когда человек подсчитывал свое стадо, для обозначения каждой овцы он делал шарик из глины, потом эти шарики складывал в коробочку, а на коробочке оставлял пометки – количество этих шариков. Но ведь все овцы в стаде разные: разного пола, возраста. На шариках появлялись пометки, соответственно животному, которое они обозначали. И, наконец, овцу стали обозначать рисунком – пиктограммой. Рисовать тростниковой палочкой было не очень удобно, и пиктограмма превращалась в схематичное изображение, состоящее из вертикальных, горизонтальных и диагональных клинышков. И последний шаг – эта идеограмма стала обозначать не только овцу (по-шумерски «уду»), но и слог «уду» в составе сложных слов.

Сначала клинопись использовалась для составления хозяйственных документов. От древних жителей Месопотамии до нас дошли обширные архивы. Но позднее шумеры стали записывать и художественные тексты, и появились даже целые библиотеки из глиняных табличек, которым были не страшны пожары – ведь после обжига глина становилась только прочнее. Именно благодаря пожарам, в которых гибли шумерские города, захваченные воинственными аккадцами, до нас и дошли уникальные сведения об этой древней цивилизации.

Шумер – это первая городская цивилизация в исторической области Южная Месопотамия (южная часть современного Ирака) в период халколита и ранней бронзы. Ученые полагают, что это была первая цивилизация в мире.

Сегодня вы узнаете краткие сведения про шумеров и их уникальную цивилизацию. Любителям этот текст будет особенно интересен.

Древний Шумер

Когда большая часть человечества еще жила в пещерах, шумеры уже создавали первую цивилизацию на юге Месопотамии – в междуречье рек Тигр и Евфрат (совр. Ирак). Как здесь появился этот народ, до сих пор точно не известно.

Возможно, шумеры пришли из прикаспийских областей и в Месопотамию попали ок. 5500 г. до н. э. На протяжении следующих 3000 лет они построили первые города, установили монархию и изобрели письменность.

Цивилизация Шумеров

Шумерское государство процветало благодаря поливному земледелию. Обитатели этого региона строили водохранилища и каналы, превращая с их помощью засушливые земли в плодородные.

Статуя 24-го века до н. э. молящегося шумерского человека (современная восточная Сирия)

Повышению урожайности способствовало и появление других нововве­дений: плуга, тележки на колесах и парусной лодки. Все это изобрели шумеры.

Изобилие пищи повлекло за собой увеличение численности населения, рост городов и появление у людей возможности сменить сельские занятия на городские.

Среди шумеров стали выделяться торговцы, начался обмен местной сельскохо­зяйственной продукции на металл, древесину и прочие ресурсы. Появилось много искусных ремесленников.

Поначалу шумерскими городами управляли советы старейшин. Ког­да участились конфликты между городами, советы стали назначать военных вождей – лугалей (по-шумерски – «большой человек»). Эта должность была временной, а затем стала наследственной. Впоследствии слово «лугаль» получило значение «царь».

В Шумере существовало двенадцать независимых городов-государств, каждое из которых состояло из одного или нескольких городских центров, окруженных деревнями и сельскими угодьями, и управлялось своим царем.

Посреди города располагался храм бога-покровителя. Со временем эти храмы пре­образовались в огромные ступенчатые сооружения – зиккураты – высотой до 50 м.

Шумеры были хорошими математиками. Они пользо­вались не только десятичной, но и шестидеся­теричной системой счисления, именно оттуда пошло деление круга на 360°, час из 60 минут и минута из 60 секунд.

Но величайшим достижением шумерской цивилизации стало создание письменности, позволявшей фиксировать все, что угодно, от торговых сделок до законов и межгосударствен­ных договоров.


Шумерская богиня

Около 2350 г. до н. э. Шумер захватили семитские племена, явившиеся с севера.

К 1950 г. до н. э. шумеры утратили по­литическое могущество, но их письменность, законы и религия сохранились в пришедших им на смену цивилизациях Вавилона и Ассирии.

  • Богатые шумеры ставили в святилищах богов собственные изображения – маленькие глиняные фигурки с молитвенно сложенными руками.
  • Первые поселения шу­меров находились близ побережья Персидского залива (юг современного Ирака). Со временем их влияние распространилось по всей Месопотамии.

Великий зиккурат в Уре — наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья.

Шумерская письменность

Шумерская письменность ведет начало от примитивной системы подсчетов: торговцы и сборщики податей наносили значки и картинки (пиктограммы), обозначавшие количество и род предметов, на сырую глину.

Со временем сложилась система стилизованных знаков; их наносили заточенным концом стебля тростника. Знаки имели форму клиньев, отчего получили название «клинопись».

В ранней клинописи не было грамматических элементов, лишь после 2500 г. до н. э. с помощью знаков стали показывать, в каком порядке читать написанное. Наконец изобрели знаки, передававшие звуки речи.

Штандарт войны и мира из Ура – инкрустирован­ные перламутром и ляпис-лазурью панели, которые, вероятно, носили в торже­ственных процессиях. На одной из них представле­ны сцены военной кампании, которую могущест­венный город-государство Ур вел около 2500 г. до н. э. На фрагменте изображен отнятый у побежденных врагов скот, который проводят перед пирующими правителями.


Штандарт войны и мира — пара инкрустированных декоративных панелей, обнаруженная экспедицией Л. Вулли при раскопках шумерского города Ур.

Основные даты шумерской цивилизации

Изучая развитие и уникальную цивилизацию шумеров, следует понимать, что все даты имеют относительную точность. Естественно, все это происходило до нашей эры.

Годы до нашей эры

Событие

5400 В Месопотамии впер­вые появляются про­грессивные методы земледелия, в том чи­сле ирригация (искусственный полив земли).
3500 Появление первых шумер­ских городов. Изобретение примитивной письменности.
3400 Урук (площадь ок. 200 га и численность населения ок. 50 000 человек) становится круп­нейшим городом Шумера.
3300 Шумеры изобретают гончар­ный круг и плуг.
3000 В Шумере на место пиктогра­фической письменности при­ходит ранняя клинопись.
2900 Часть Месопотамии разорена сильным наводнением; счита­ется, что именно оно послу­жило основой легенды о Все­мирном потопе, изложенной в Ветхом Завете Библии.
2750 Правителем Урука становит­ся Гильгамеш, вошедший в легенду герой «Эпоса о Гильгамеше», древнейшего из дошедших до нас литера­турных произведений.
2600 Правителей Ура погребают в усыпальницах вместе с их приближенными, принесен­ными в жертву.
2500 Письменность распространя­ется по миру, благодаря раз­витию торговых связей.
2350 Саргон Аккадский, правитель семитского племени, обитав­шего на севере Месопотамии, покоряет шумерские города. Впоследствии Саргон объе­диняет страну, основав пер­вую империю, о которой зна­ет история.
2100 Ур-Намму, правитель Ура, восстанавливает славу шу­мерской державы, учрежда­ет школы писцов, провозгла­шает первый свод законов, проводит реформу календаря и поощряет зарубежную тор­говлю.
1950 После захвата Ура пришед­шими из Западного Ирана эламитами, роль шумерского госу­дарства в политике навсегда сходит на нет.

Что же, теперь вы знаете про древний Шумер все, что должен знать среднестатистический образованный человек.

Шумеры — народность, заселявшая земли древней Месопотамии, начиная с 4 тысячелетия до нашей эры. Шумеры - первая цивилизация на Земле. Древнее государство и величайшие города этого народа располагались в Южном Междуречье, где древний шумер развивал одну из величайших культур, существовавших до нашей эры. Этому народу принадлежит изобретение письма клинописью. Кроме того древние шумеры изобрели колесо и развили технологию обожженного кирпича. На протяжении своей долгой истории это государство, цивилизация шумеров сумела достичь значительных высот в науках, искусстве, военном деле и политике.

Шумеры - первая цивилизация на Земле

Приблизительно во второй половине четвертого тысячелетия до нашей эры на землях Южной Месопотамии появились шумеры - первая цивилизация на Земле , народ которой в более поздние этапы развития своего государства именовался “черноголовыми”. Это был народ лингвистически, культурно и этнически чуждый семитским племенам, заселявшим в ту эпоху Северную Месопотамию. Как пример, шумерский язык, с его удивительной грамматикой, не был родственным ни одному из известных на сегодняшний день языков. Шумеры относились к средиземноморской расе. Попытки отыскать первоначальную родину, дом этого народа, до сих пор оканчивались неудачей. Вероятно, страна, откуда в Междуречье пришли шумерские племена, культура древнего шумера, находилась где-то на территории Азии, скорее всего, в горных районах, однако, предположений этой теории на сегодняшний день не было обнаружено.

Свидетельством того, что шумеры первой цивилизации на Земле пришли именно с гор является способ, при помощи которого они возводили свои храмы на искусственных насыпях или сложенных кирпичах и глиняных блоках. Едва ли подобный способ строительства мог возникнуть у народа, обитавшего в равнинных землях. Еще одним не менее важным свидетельством горного происхождения шумер, первой цивилизации Земли, является тот факт, что в их языке слова “гора” и “страна” пишутся одинаково.

Существуют и версии, согласно которым шумерские племена приплыли в Месопотамию морскими путями. Исследователей на такую мысль натолкнул образ жизни древнего народа. Во-первых, их поселения в своем большинстве образовывались в устьях рек. Во-вторых, в их пантеоне главное место занимали боги водной или приближенной к воде стихии. В-третьих, шумеры, первая цивилизация на Земле, только прибыв в Месопотамию, сразу же занялись развитием мореходного дела, строительством портов и обустройством речных каналов.

Научные раскопки показывают, что первые шумерские жители, прибывшие в Месопотамию, составляли относительно небольшую группу людей. Это опять-таки свидетельствует в пользу морской теории появления шумерского народа, поскольку возможностью массовой миграции по морю в те времена не обладала не одна народность. В одном из эпосов шумер упоминается некий остров Дильмун, являвшийся их родиной. К сожалению, в этом эпосе не говориться ни того, где бы остров мог находиться, ни того, каким климатом он обладал.

Прибыв в Месопотамии и обосновавшись в устьях рек, шумеры, первая цивилизация на Земле, овладели городом Эреду. Считается, что исторически именно этот город являлся их первым поселением, колыбелью будущего великого государства. Уже спустя несколько лет шумерский народ начал целенаправленное расширение своих владений, двинувшись вглубь Месопотамской равнины и возведя там еще несколько новых городищ.

Из данных Бероса известно, что шумерскими жрецами история их государства была разделена на два крупных периода: до потопа и после него. В историческом труде Бероса отмечено 10 великих царей, правивших страною до пота. Схожие цифры представлены и в древнем шумерском тексте от 21 века до нашей эры, в так называемом “Царском списке”. Кроме Эреду к числу крупных шумерских поселений можно также отнести Бад-Тибиру, Ларак, Сиппар и Шуруппак. Древнейшая история шумера велика, шумерский народ смог практически полностью подчинить себе древнюю Месопотамию, однако им так и не удалось вытеснить с этих земель местное поселение. Возможно, это было сделано намеренно, поскольку известно, что культура шумеров в буквальном смысле поглотила искусство народов, проживавших на завоеванных им землях. Родственность культуры, религиозных верований, политической и общественной организации между различными шумерскими городами-государствами вовсе не доказывает их общность и целостность. Даже наоборот, предполагается, что с самого начала экспансии земель Месопотамии, шумеры, первая цивилизация на Земле, страдали от регулярных междоусобиц и перебранок между правителями отдельных поселений.

Древние шумеры, этапы развития государства

Приблизительно в начале третьего тысячелетия до нашей эры в Междуречье существовало около 150-ти городов-государств и поселений. Окрестные мелкие деревни и города, которые строили древние шумеры, подчинялись крупным центрам, во главе которых стояли правители, зачастую также являвшиеся военачальниками и верховными жрецами религии. Эти своеобразные государства, провинции, которые объединяли древние шумеры, назеваются “номы”. На сегодняшний день известно о таких номах, существовавших в начале Раннединастического периода шумерской империи:

Эшнунна. Этот ном располагался в долине реки Диялы.

Неизвестный ном, располагавшийся на канале Ирнина. Первоначальными центрами этого нома являлись города Джедет-Наср и Телль-Укайр, однако позже центром провинции стал город Куту.

Сиппар. Древние шумеры возвели этот ном чуть выше раздвоения Евфрата.

Кеш. Располагался также в районе Евфрата, но уже ниже соединения с Ирниной.

Киш. Еще один ном, возведенный в районе соединения Евфрата и Ирнины.

Ур. Этот ном располагался в устье Евфрата.

Шурппак. Располагался в долине Евфрата.

Ниппур. Ном, возведенный по соседству с Шурппаком.

Урук. Ном, который древние шумеры возвели ниже нома Шуруппака.

Умма. Располагался в районе Интурунгале. В месте, где от него отделялся канал И-нина-гена.

Адаб. Шумеры основали этот ном на верхнем участке Интурунгаля.

Ларак (ном и городо). Располагался в русле канала между рекой Тигр и каналом И-нина-гена.

Возвели великое множество городов и не меньшее количество номов, просуществовавших несколько сотен лет. Это далеко не все номы, основанные древними шумерами, однако, это точно наиболее влиятельные. Из городов же шумерского народа вне территории Нижней Месопотамии следует выделить Мари, который шумеры построили на Евфрате, Дер, располагавшийся к востоку от Тигра и Ашшур, что на Среднем Тигре.

Культовым же центром древних шумеров на востоке являлся город Ниппур. Вероятно, что первоначальное название этого поселения звучало не иначе как Шумеры, что созвучно с именем самого древнего народа. Ниппур был примечателен тем, что на его территории располагался Э-кур - некий храм главного шумерского бога Энлиля, который почитался как верховное божество в течение долгих тысячелетий всеми древними шумерами и даже соседствующими с ними народностями, например, аккадцами. Однако, Ниппур ни в коем случае не являлся политическим центром древнего государства. Древние шумеры воспринимали этот город скорее как некий религиозный центр, в который сотнями шли люди, дабы помолиться Энлилю.

“Царский список”, являющийся, пожалуй, наиболее подробным источником сведений об истории древнего государство, которое возвели древние шумеры, показывает, что главнейшими поселениями в нижней части Месопотами являлись города Киш, господствовавший над сетью речных каналов Евфрат-Ирнина, Ур и Урук, покровительствовавшие над югом нижней Месопотамии. Шумеры, первая цивилизация, так распределили власть между городищами, что вне зоны влияния этих городов (Ур, Урук и Киш) находились только города долины реки Диялы, например, город Эшнунна и несколько других поселений.

Шумеры, поздние этапы развития древнего государства

Важным этапом в истории шумерской империи стало поражение Аги под стенами города Урука, которое привело к нашествию эламитов, покоренных отцом этого правителя. Шумеры - цивилизация с многовековой историей, к сожалению, окончившейся весьма печально. Шумеры уважали свои традиции. Согласно одной из них после первой династии Киша на трон был помещен представитель династии эламского города Авана, которая также властвовала в северной части Двуречья. Та часть списка, где по идее должны были располагаться имена царей, шумеров, династии Авана серьезно повреждена, однако, вероятно первым новым правителем стал царь Месалим.

Шумеры были практичными. Так, на юге параллельно новой династии Авана продолжала властвовать первая династия Урука, под покровительством Гильгамеша. Шумеры, потомки Гильгамеша, сумели сплотить вокруг себя несколько весьма крупных городов-государств, основав своеобразный военный союз. Этот союз объединял под собою практически все государства, которые строили Шумеры в южных землях Нижней Месопотамии. Это городища расположенные в долине Евфрата ниже Ниппура, те, что были в И-нина-гене и Итурунгале: Адаб, Ниппур, Лагаш, Урук и группа других значимых поселений. Если взять во внимание те территории, где покровительствовали шумеры и где, вероятно, покровительствовал сою, то возникает довольно значительная вероятность, что союз этот был сформирован еще до того, как на трон в Эльмуре взошел Месалим. Известно, что шумеры и их земли при Миссалиме, в частности территории Итурунгаль и И-нина-гена, представляли собой раздробленные государства, а не одно могучее военное объединение.

Правители номов (провинции, что возводили шумеры) и подвластных им поселений в отличиеот царей Урука не нарекали себя титулом “эн” (культурный вождь нома). Эти шумеры, бывшие царями и жрецами, называли себя энсиа или энси. По всей видимости, этот термин звучал как “господин” или “правящий жрец”. Однако, эти энси зачастую выполняли культовые роли, например шумеры-цари, могли быть военачальниками и выполнять определенные функцию по управлению войском, находившимся под властью его нома. Некоторые шумеры - правители номов заходили еще дальше и нарекали себя лугалями - военными вождями номов. Зачастую это выражало претензию данного правителя шумеров на независимость, причем не только его нома, но и его города в качестве самостоятельного государства. Такой военный вождь узурпатор именовал себя впоследствии лугалем нома, либо лугалем Киша, если он претендовал на гегемонию в северных землях шумеров.

Для получения титула самостоятельного лугаля требовалось признания от самого верховного провителя в Ниппуре, как центре культурного союза, который обосновали шумеры и соседствующие с ними народы. Остальные же лугали по своим функция мало чем отличались от простых энси. Примечательно, что шумеры в некоторых номах находились под властью одних лишь энси. Так, например, происходило в Кисуре, Шуруппаке и Ниппуре, в то время как в других правили исключительно лугали. Ярким примером таких городов шумеров является поздний Ур. В редких случаях земли и простой народ, шумеры, управлялись совместно и лугалем и энси. Насколько известно такая практика применялась только в Лагаше и Уруке. Правители-шумеры в таких городах равномерно распределяли власть: один был главным жрецом, другой - военачальником.

Древний шумер, последние столетия государства

Третий и последний этап развития шумерской народности и цивилизации характеризуется стремительным ростом богатств и крупным имущественным расслоением, обусловленными социальными потрясениями, что переживал древний шумер и нестабильным военным положением Междуречья. Фактически все номы древнего государства были вовлечены в глобальное противостояние, причем воевали они друг с другом на протяжении многих лет. Попытки установить единоличную гегемонию в государстве древнего шумера предпринимались множественными номами, однако, ни одну из них нельзя назвать успешной.

Эта эпоха примечательна еще и тем, что на территории от Евфрата в южном и западном направлениях массово прорывались новые каналы, получившие названия Арахту, Ме-Энлила, Апкалату. Часть этих каналов достигала западных болот древнего шумера, а часть возводилась с целью орошения прилегающих земель. Прорывали правители шумерской народности, древний шумер, каналы и в юго-восточном направлении от Евфрата. Так, был построен канал Зуби, бравший свое начало в Евфрате чуть выше Ирнины. К слову, на этих канал были образованы и новые номы, впоследствии также вступившие в междоусобную борьбу за власть. Этими номами, что возвел древний шумер, были:

В первую очередь могучий Вавилон, ныне исключительно ассоциирующийся с шумерским народом.

Марад, что на Канале Ме-энлина.

Дильбат, что на канале Апкаллату. Ном находился под покровительством бога Ураша.

Пуш, на юго-восточном канале Зуби.

И последний - Казаллу. Его точное местоположение неизвестно. Богом этого нома являлся Нимушда.

Обновленная карта шумера включала все эти каналы и номы. Новые каналы также прорывали и на землях Лагаша, однако ничем особенным они не запомнились в истории. Стоит сказать, что вместе с номами появлялись и города древнего шумера, причем весьма крупные и влиятельные, например, все тот же Вавилон. Массовое строительство привело к тому, что некоторые новоиспеченные города-государства ниже Ниппура решали заявить о независимом существовании и вступали в политическую и ресурсную войну за обладанием каналами. Из таких независимых городов следует выделить город Кисура, шумеры называли этот город “граница”. Интересно, что значительная часть поселений, появившихся в последний этап развития шумерской империи, не поддается к локализации.

Еще одним важным событием третьего этапа раннединастического периода государства древний шумер является набег города Мари на южные территории Междуречья. Это военное действо приблизительно совпало с концом правления эламского Авана на севере нижней части Месопотамии и с окончательным прекращением существования первой династии Урака на юге шумерской империи. Существует ли какая-то связь между этими события, трудно сказать.

После заката в свое время могущественнейших династий, которым подчинялись шумеры, на севере стран вспыхнул новый конфликт между новыми династиями и семьями. К числу этих династий относились: вторая династия Киша и династия Акшака. Значительная часть имен правителей этих династий, упомянутых в “Царском списке”, имеет аккадские, восточносемитские корни. Возможно, что обе династии были аккадского происхождения, шумеры и аккадцы регулярно сталкивались в таких семейных войнах. Аккадцы, к слову, были степными кочевниками, пришедшими, по всей видимости, из Аравии и поселившиеся в Месопотамии приблизительно в одно время с шумерским народом. Эти племена сумели проникнуть в центральные земли Месопотамии, осесть там и развить культуру, основывающуюся на земледелии. Рисунки шумеров, раскопки и исследования говорят, что примерно к середине третьего тысячелетия до нашей эры аккадцы утвердили свою власть, по крайней мере, в двух крупных городах центральных земель Междуречья (города Акше и Кише). Однако, даже эти племена аккадцами не могли состязаться в военной, экономической и какой-либо другой мощи с новыми правителями юга, коими являлись лугали Ура.

Согласно эпосу, что создал древний шумер в районе 2600 года до нашей эры, народы шумерской группы были полностью объединены под властью Гильгамеша, царя Урука, позже отдавшего бразды правлении Уру и его династии. После этих событий трон был захвачен узурпатором Лугальаннемунду, правителем Адаба, подчинившим древний шумер от Средиземного моря до юга современных территорий Ирана. Ближе к концу 24 столетия до нашей эры новый правитель - император Уммы расширяет и без того обширные владения вплоть до Персидского залива.

Конечной точкой развития шумерской империи считается военная операция, предпринятая аккадским правителем Шаррумкеном, также известным как Саргон Великий. Этот царь сумел полностью завоевать земли шумерского народа и подчинить себе власть в древней Месопотамии. В середине второго тысячелетия до нашей эры государство шумер, находившееся под властью аккадцев, было порабощено набравшим силу Вавилоном. Закончили свое существование древние шумеры, Вавилон занял их место. Однако, уже до этого шумерский язык утратил статус государственно, семьи с шумерскими корнями подвергались гонениями, а местная религия пережила серьезным реформациям.

Цивилизация шумеров и их культура

Язык шумерского народа обладает агглютинативной структурой. Его корни, как и в целом, родственные связи, не были установлены. существовала многие тысячелетия назад, поэтому не удивительно, что на данный момент научным сообществом рассматривается целый ряд гипотез, однако, среди которых нет ни одной подтвержденной фактами.

Письменность шумер в своей основе содержит пиктограммы. По сути, она весьма похожа на египетскую клинопись, однако это лишь первое впечатление, на деле они значительно разнятся. Вначале письменность, которую создала цивилизация шумеров, насчитывала около 1000 всевозможных символов и знаков. Однако, со временем их количество уменьшилось до 600. Некоторые из символов имели двойное, и даже тройное значение, в то время как другие на письме несли одно-единственное значение. В контексте письма, что создала цивилизация шумеров, ни для самих жителей древней империи, ни для современных ученых не составляет труда определить единственно верное значение слова, которое первоначально несет двойное или тройное значение.

Язык шумер может похвастаться и наличием множественных односложных слов. Что в некоторой степени усложняет работу для переводчиков и исследователей, а в некоторых случаях усложнят процесс транскрипции древних записей.

Обладала особенностями и архитектура, созданная цивилизацией шумеров. В Междуречье было мало камня и деревьев, привычных материалов, используемых в строительстве. По этой причине первыми материалами, которые цивилизация шумеров приспособила для строительства, стали сырцовые кирпичи из специальной глиняной смеси. Основу архитектуры Двуречья составляли дворцы, то есть светские постройки и религиозные сооружения, то есть зиккураты (местные аналоги церквей и храмов по совместительству). Первые постройки, дошедшие до наших дней и руку к которым приложила цивилизация шумеров, датируются 4-3 тысячелетием до нашей эры. В своем большинстве это религиозные сооружения, грандиозные некогда башни, именующиеся зиккуратами, что в переводе “святая гора”. Выполнены они в квадратной форме и внешне напоминают ступенчатые пирамиды, например те, что строили индейцы майя и в целом Юкатана. Ступени постройки соединялись лестницами, ведущими в храм на вершине. Стены сооружения окрашивались в традиционный черный цвет, в более редких случаях - в красный или белый.

Отличительной чертой архитектуры, которую выработала цивилизация шумеров, также является развивавшееся до 4 тысячелетие до нашей эры строительство на искусственных платформах. Благодаря такому необычному способу строительства жители древней империи могли обезопасить свое жилище от сырости почвы, естественных повреждений, а также сделать его видимым для окружающих. Не менее значимой особенностью архитектурного стиля, что создала древняя цивилизация шумеров, являются ломаные линии стен. Окна, в тех случаях, когда они делались, располагались в верхней части конструкции и внешне напоминали узкие щели. Основным источником света в помещении зачастую выступал дверной проем или дополнительное отверстие на крыше. Пол в помещениях в своем большинстве был плоским, а постройки одноуровневыми. Это в частности относится к жилым конструкциям. Те же сооружения, что находились во владениях правящей династии цивилизации шумеров, всегда отличались своей грандиозность и броскостью.

Последнее о чем стоит сказать - это литература шумерского государства. Одним из ярчайших примеров литературы этого народа является “Эпос о Гильгамеше”, включавший в себе многочисленные легенды шумеров, переведенные на аккадский язык. Таблички с эпосом были обнаружены в хранилище, библиотеке царя Ашшурбанапала. Эпос повествует о великом царе города Урука Гильгамеше и его друге из диких племен Энкиду. Неординарная компания на протяжении рассказа путешествует по миру в поисках секрета бессмертия. История начинается в шумере , там же и заканчивается. Одна из глав эпоса рассказывает о великом потопе. В библии в буквальном смысле можно встретить цитаты и заимствования из этого произведения.

Шумер был первой из трех великих цивилизаций древности. Он возник на равнине между реками Тигр и Евфрат в 3800 году до н. э.

Шумеры изобрели колесо, первыми начали строить школы и создали двухпалатный парламент.

Именно тут появились первые историки. Здесь получили хождение первые деньги — серебряные шекели в виде слитков, возникли космогония и космология, впервые стали вводиться налоги, появились медицина и целый ряд институтов, которые «дожили» и до наших дней. В шумерских отелах преподавались различные дисциплины, а законодательная система этого государства была похожа на нашу. Существовали законы, защищавшие работающих и безработных, слабых и беспомощных, существовала система судей и присяжных.

В обнаруженной в 1850 году на территории Месопотамии библиотеке Ашшурбанипала было найдено 30 тысяч глиняных табличек, содержащих массу информации, значительная часть которой остается не расшифрованной и по сей день.

Между тем, глиняные таблички с записями находили и до обнаружения библиотеки, и потом, причем во многих из них, в частности, в аккадских текстах, указывается, что они скопированы с более ранних шумерских оригиналов.

В Шумере было хорошо налажено строительное дело, и первую печь для обжига кирпича тоже создали здесь. Такие же печи применялись для выплавки металлов из руды — этот процесс стал необходимым уже на ранних этапах, как только исчерпался запас натуральной самородной меди.

Исследователей древней металлургии крайне удивило, как быстро шумеры выучились методам обогащения руды, плавки металла и литья. Эти технологии они освоили всего лишь через несколько столетий после возникновения цивилизации.

Еще более поразительным выглядит то, что шумеры овладели способами получения сплавов. Они первыми научились производить бронзу — твердый, но хорошо поддающийся обработке сплав, который изменил весь ход истории человечества.

Умение сплавлять медь с оловом было величайшим достижением. Во-первых, потому что необходимо было подобрать их точное соотношение, и шумеры отыскали оптимальное: 85% меди на 15% олова.

Во-вторых, в Месопотамии не было олова, вообще редко встречающегося в природе, его следовало где-то отыскать и привезти. А в-третьих, извлечение олова из руды — оловянного камня — довольно сложный процесс, который не могли открыть случайно.

В отличие от ученых более поздних веков, шумеры знали, что Земля вращается вокруг Солнца, планеты движутся, а звезды неподвижны.

Они знали все планеты Солнечной системы, а ведь Уран, например, был открыт лишь в 1781 году. Более того, в глиняных табличках рассказывается о катастрофе, случившейся с планетой Тиамат, которую в научной и научно-фантастической литературе нынче принято называть Трансплутоном, и существование которой косвенно подтвердили в 1980 году американские космические аппараты «Пионер» и «Вояджер», направленные к границам Солнечной системы.

Все познания шумеров относительно движения Солнца и Земли объединились в созданном ими первом в мире календаре.

Этот солнечно-лунный календарь вступил в силу в 3760 году до н. э.

Шумеры — первая цивилизация на Земле.

в городе Ниппуре. И был самым точным и сложным из всех последующих. А созданная шумерами шестидесятеричная система счисления позволяла вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень.

Деление часа на 60 минут, а минуты на 60 секунд было основано на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов и в существовании дюжины как меры количества

Данная цивилизация просуществовала всего 2 тысячи лет, но сколько было сделано открытий!

Этого не может быть!

И все же этот невозможный Шумер существовал и обогатил человечество таким количеством знаний, которые не дала ему ни одна другая цивилизация.

Более того, загадочным образом зародившаяся шесть тысяч лет назад цивилизация Шумера так же внезапно и таинственно исчезла. На этот счет у ортодоксальных ученых имеется несколько версий. Но называемые ими причины гибели Шумерского царства так же неубедительны, как и версии, которыми они пытаются объяснить его возникновение и поистине фантастический, ни с чем не сравнимый взлет.

Шумерская цивилизация погибла в результате нашествия с запада воинственных семитских кочевых племён.

В 24 веке до нашей эры царь Аккада Саргон Древний разгромил царя Лугальзаггиси, правителя Шумера, объединив по своей властью Северную Месопотамию. На плечах Шумера родилась вавилоно-ассирийская цивилизация.

Архитектура Шумеров

Наиболее четко прослеживается развитие архитектурной мысли шумеров по тому, как изменяется внешний облик храмов.

В шумерском языке слова «дом» и «храм» звучат одинаково, поэтому древние шумеры не разделяли понятия «построить дом» и «построить храм». Бог — владелец всех богатств города, его хозяин, смертные лишь недостойные его слуги. Храм — жилище бога, он должен стать свидетельством его могущества, силы, воинской доблести. В центре города на высокой платформе воздвигалось монументальное и величественное сооружение — дом, жилище богов — храм, с обеих сторон к нему вели лестницы или пандусы.

К сожалению, от храмов наиболее древней постройки до наших дней сохранились лишь руины, по которым практически невозможно восстановить внутреннее устройство и убранство культовых сооружений.

Причина этого – влажный, сырой климат Двуречья и отсутствие какого-либо долговременного строительного материала кроме глины.

В Древней Месопотамии все сооружения возводились из кирпича, который формировался из сырой глины с примесью тростника. Такие постройки требовали ежегодной реставрации и ремонта и были крайне недолговечны. Только из древних шумерских текстов мы узнаем, что в храмах ранней постройки святилище было смещено к краю платформы, на которой возводился храм.

Центром святилища, его сакральным местом, где совершались таинства и обряды, был престол бога. Он требовал особой заботы и ухода. Статуя божества, в честь которого воздвигнут храм, находилась в глубине святилища. О ней тоже требовалось тщательно заботиться. Вероятно, внутренние помещения храма были покрыты росписями, но их уничтожил влажный климат Двуречья.

В начале III века до н.э. в святилище и его открытый внутренний дворик перестали пускать непосвященных. В конце III т. до нашей эры в Древнем Шумере появляется еще один тип храмовой постройки – зиккурат.

Он представляет собой многоступенчатую башню, «этажи» которой имеют вид сужающихся кверху пирамид или параллелепипедов, число их могло доходить до семи. На месте древнего города Ура археологи обнаружили храмовый комплекс, построенный царем Ур-Намму из III династии Ура.

Это наиболее сохранившийся зиккурат шумеров, дошедший до наших дней.

Он представляет собой монументальное трехэтажное строение из кирпича, высотой более 20м.

Шумеры строили храмы тщательно и продуманно, а вот жилые дома для людей не отличались особыми архитектурными изысками. В основном это были прямоугольные постройки все из того же сырцового кирпича. Дома возводились без окон, единственным источником света был дверной проем.

Зато в большинстве зданий была канализация. Какого-либо планирования застроек не существовало, дома строились бессистемно, поэтому часто узкие кривые улочки заканчивались тупиками. Каждый жилой дом обычно окружался глинобитной стеной. Такая же стена, но гораздо большей толщины, возводилась вокруг поселения. По преданию самым первым поселением, окружившим себя стеной, тем самым присвоившим себе статус «города», был древний Урук.

Древний город навсегда остался в аккадском эпосе «Уруком огражденным».

Мифология

Ко времени образования первых шумерских городов-государств сформировалось представление об антропоморфном божестве.

Божества — покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производящих сил природы, с которыми соединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещающейся с функциями верховного жреца.

Из первых письменных источников известны имена (или символы) богов Инанны, Энлиля и др., а со времени т.

н. периода Абу-Салябиха (поселения близ Ниппура) и фары (Шуруппака) 27-26 вв. — теофорные имена и наиболее древний список богов. Самые ранние собственно мифологические литературные тексты — гимны богам, списки пословиц, изложение некоторых мифов восходят также к периоду Фары и происходят из раскопок Фары и Абу-Салябиха. Но главная масса шумерских текстов мифологического содержания относится к концу 3 — началу 2-го тысячелетия, к так называемому старовавилонскому периоду — времени, когда шумерский язык уже вымирал, но вавилонская традиция ещё сохранила систему преподавания на нём.

Таким образом, ко времени появления письменности в Двуречье (кон.

4-го тыс. до н. э.) здесь зафиксирована определённая система мифологических представлений. Но в каждом городе-государстве сохранялись свои божества и герои, циклы мифов и своя жреческая традиция.

До конца 3-го тыс.

до н. э. не было единого систематизированного пантеона, хотя имелось несколько общешумерских божеств: Энлиль, «владыка воздуха», «царь богов и людей», бог города Ниппур, центра древнейшего шумерского племенного союза; Энки, владыка подземных пресных вод и мирового океана (позднее и божество мудрости), главный бог города Эреду, древнейшего культурного центра Шумера; Ан, бог кеба, и Инанна, богиня войны и плотской любви, божества города Урук, возвысившегося в конце 4 — начале 3-го тыс.

до н. э.; Наина, лунный бог, почитавшийся в Уре; бог-воитель Нингирсу, чтившийся в Лагаше (этот бог позднее отождествлялся с лагашским Нинуртой), и др. Древнейший список богов из Фары (ок. 26 в. до н. э.) выделяет шесть верховных богов раннешумерского пантеона: Энлиль, Ан, Инанна, Энки, Нанна и солнечный бог Уту.

Валерий Гуляев

Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории

Откуда пришли шумеры?

Если даже считать, что шумерами были уже носители убейдской культуры, то все равно остается без ответа вопрос, откуда пришли эти шумеры-убейдцы. «Откуда появились сами шумеры, – отмечает И.М. Дьяконов, – до сих пор остается еще совершенно неясным.

32. Оттиски цилиндрических печатей периода Джемдет-Наср: а) печать с изображением священной ладьи;

б) печать из храма Инанны в Уруке.

Нач. III тыс. до н. э.

Их собственные предания заставляют думать о восточном или юго-восточном происхождении: древнейшим своим поселением они считали Эреду – на шумерском „Эре-ду“ – „Добрый город», самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн; место возникновения человечества и его культурных достижений шумеры относили к острову Дильмун (возможно, Бахрейн в Персидском заливе); важную роль в их религии играли культы, связанные с горой.

С археологической точки зрения вероятна связь древнейших шумеров с территорией Элама (юго-западный Иран)».

Об антропологическом типе шумеров можно до известной степени судить по костным остаткам, но не по их скульптуре, как полагали ученые в прошлом, так как она, видимо, сильно стилизована и подчеркивание некоторых черт лица (большие уши, большие глаза, нос) объясняется не физическими чертами народа, а требованиями культа.

Изучение скелетов позволяет заключить, что шумеры IV–III тыс. до н. э. принадлежали к антропологическому типу, который всегда господствовал в Месопотамии, то есть к средиземноморской малой группе европеоидной большой расы. Если у шумеров в Южном Двуречье существовали предшественники, то, очевидно, и они принадлежали к тому же антропологическому типу. Это и не удивительно: в истории очень редко случается так, чтобы новые пришельцы полностью истребляли старых жителей; гораздо чаще они брали жен из местного населения.

Пришельцев могло быть и меньше, чем местных жителей. Поэтому, даже если шумеры в действительности пришли издалека и издалека же принесли свой язык, это могло почти никак не отразиться на антропологическом типе древнего населения Нижней Месопотамии.

Что касается языка шумеров, то он продолжает пока оставаться загадкой, хотя мало есть языков на свете, с которыми не пытались бы установить его родство: тут и суданские, и индоевропейские, и кавказские, и малайско-полинезийские, и венгерский, и многие другие.

Долгое время распространена была теория, относившая шумерский к числу тюрко-монгольских языков, однако довольно многочисленные приводившиеся сопоставления (например, тюрк. тэнгри «небо, бог» и шумерск. дингир «бог») были в конце концов отвергнуты как случайные совпадения. Также не был принят наукой и длинный список предлагавшихся шумеро-грузинских сопоставлений.

Нет никакого родства и между шумерским и его сверстниками в древней Передней Азии – эламским, хурритским и др.

Кто же такие шумеры – народ, который прочно занял арену месопотамской истории на добрую тысячу лет (3000–2000 гг.

до н. э.)? Действительно ли они представляют очень древний пласт доисторического населения Ирака, или же они пришли из какой-то другой страны? И если это так, то откуда именно и когда привела судьба в Месопотамию «черноголовых» (самоназвание шумеров – санг-нгиг , «черноголовые»)? Эта важная проблема вот уже свыше 150 лет дебатируется в научных кругах, но пока до окончательного ее решения еще очень далеко. Большинство ученых тем не менее считает, что предки шумеров впервые появились в Южном Двуречье в убейдские времена и, таким образом, шумеры – народ пришлый.

33. Каменный сосуд с цветными инкрустациями. Урук (Варка).

Кон. IV тыс. до н.

цивилизация шумеров кратко

«Бесспорно одно, – пишет польский историк М. Белицкий, – это был народ, этнически, по языку и культуре чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время… Говоря о происхождении шумеров, не следует забывать об этом обстоятельстве.

Многолетние поиски более или менее значительной языковой группы, родственной языку шумеров, ни к чему не привели, хотя искали повсюду – от Центральной Азии до островов Океании».

Свидетельством того, что шумеры пришли в Двуречье из какой-то горной страны, является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из сырцового кирпича террасах. Едва ли подобный способ мог возникнуть у обитателей равнины.

Его, вместе с верованиями, должны были принести со своей прародины горцы, воздававшие богам почести на горных вершинах. Более того, в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково.

Сами шумеры о своем происхождении ничего не говорят. Древнейшие мифы начинают историю сотворения мира с отдельных городов, «и всегда это тот город, – отмечает российский историк В.В. Емельянов, – где создавался текст (Лагаш), или священные культовые центры шумеров (Ниппур, Эреду)».

Тексты начала II тыс. называют в качестве места зарождения жизни остров Дильмун, но составлены они как раз в эпоху активных торгово-политических контактов с Дильмуном, поэтому в качестве исторического свидетельства их воспринимать не стоит.

Куда серьезнее сведения, содержащиеся в древнейшем эпосе – «Энмеркар и владыка Аратты». В нем говорится о споре двух правителей за поселение в своем городе богини Инанны. Оба правителя в равной степени почитают Инанну, но один живет на юге Двуречья, в шумерском Уруке, а другой – на востоке, в стране Аратта, славящейся своими искусными мастерами. При том оба правителя носят шумерские имена – Энмеркар и Энсухкешданна.

Не говорят ли эти факты о восточном, ирано-индийском (конечно, доарийском) происхождении шумеров?

Илл. 34. Сосуд с изображением животных. Сузы. Кон. IV тыс. до н. э.

Еще одно свидетельство эпоса. Ниппурский бог Нинурта, сражаясь на Иранском нагорье с некими чудищами, стремящимися узурпировать шумерский престол, называет их «дети Ана», а между тем хорошо известно, что Ан – самый почтенный и старый бог шумеров, и, стало быть, Нинурта состоит со своими противниками в родстве.

Таким образом, эпические тексты позволяют определить если не сам район происхождения шумеров, то, по крайней мере, восточное, ирано-индийское направление миграции шумеров в Южное Двуречье. Откуда же, спросите вы, в таком случае взялось слово «Шумер», и по какому праву мы именуем народ шумерами?

Подобно большинству вопросов шумерологии, и этот вопрос остается пока открытым.

Несемитский народ Месопотамии – шумеры – был назван так своим первооткрывателем Ю.

Оппертом на основании ассирийских царских надписей, в которых северная часть страны названа «Аккад», а южная «Шумер». Опперт знал, что на севере жили в основном семиты, а их центром был город Аккад, – значит, на юге должны были жить люди несемитского происхождения, и именоваться они должны шумерами.

И он отождествил название территории с самоназванием народа. Как выяснилось впоследствии, эта гипотеза оказалась неверной. Что же касается слова «Шумер», то существует несколько версий его происхождения. Согласно гипотезе ассириолога А. Фалькенштейна, слово это является фонетически измененным термином Ки-эн-ги(р) – названием местности, в которой находился храм общешумерского бога Энлиля. Впоследствии это название распространилось на южную и центральную часть Двуречья и уже в эпоху Аккада в устах семитских правителей страны исказилось до Шу-ме-ру. Датский шумеролог А.

Вестенхольц предлагает понимать «Шумер» как искажение словосочетания ки-эме-гир - «земля благородного языка» (так называли свой язык сами шумеры). Существуют и иные, менее убедительные гипотезы. Тем не менее, термин «Шумер» давно уже получил права гражданства и в специальной, и в популярной литературе, и менять его никто пока не собирается.

И это все, что можно сказать сейчас об истоках шумерской цивилизации.

Как выразился один из маститых ассириологов, «чем больше мы обсуждаем проблему происхождения шумеров, тем сильнее она превращается в химеру».

Итак, к началу III тыс.

до н. э. Южная Месопотамия (от широты Багдада до Персидского залива) стала местом рождения примерно полутора десятков автономных городов-государств, или «номов». Они уже с момента своего появления вели ожесточенную борьбу за господство в этом регионе. В северной части месопотамской равнины (Двуречья) самой влиятельной силой были правители города Киша, на юге лидерство попеременно захватывали то Урук, то Ур.

И тем не менее «несмотря на отсутствие полного культурного единства (что проявляется в существовании местных культов, местных мифологических циклов, местных и часто сильно различающихся школ в скульптуре, глиптике, художественном ремесле и др.) есть и черты культурной общности всей страны… К этим чертам принадлежат общее самоназвание – „черноголовые» (сайг пгига)… общий для всего Двуречья культ верховного бога Энлиля в Ниппуре, с которым были постепенно соотнесены все местные общинные культы и все генеалогии божеств; общий язык; распространение резных цилиндрических печатей с реалистическими изображениями охоты, религиозных процессий, умерщвления пленных и т.

п.; известные общие черты стиля в глиптике вообще, а также в скульптуре. Наиболее интересно, что система шумерской письменности, при всей ее сложности и при разобщенности отдельных политических центров, практически тождественна по всей Месопотамии. Тождественны и использовавшиеся учебные пособия – перечни знаков, без изменения переписывавшиеся вплоть до второй половины III тыс. до н.

э. Создается впечатление, что письменность была изобретена единовременно, в одном центре, а оттуда в готовом и неизменном виде распространена по отдельным „номам“ Двуречья».

Центром культового союза всех шумеров был Ниппур (шумер. Нибуру, совр. Ниффер). Здесь находился Э-кур – храм общешумерского бога Энлиля. Энлиль чтился как верховный бог еще в течение тысячелетия всеми шумерами и восточными семитами-аккадцами.

И хотя Ниппур никогда не представлял собой важного политико-административного центра, зато он всегда был «священной» столицей всех «черноголовых». Ни один правитель города-государства («нома») не считался легитимным, если он не получал благословления на власть в главном храме Энлиля в Ниппуре.

Кто же правил шумерами на заре их истории?

Как звали их царей и вождей? Каков был их общественный статус? Какими делами они занимались? У жителей древней Месопотамии, как и у греков, германцев, индусов, славян, был свой собственный «героический век» – время существования полубогов, полугероев, храбрых воинов и могущественных царей, которые стояли почти вровень с богами и совершали необыкновенные подвиги, доказывая свою удаль и величие. И только сейчас мы начинаем понимать, что, по крайней мере, часть этих героев – отнюдь не мифические персонажи из старых сказок, а вполне реальные исторические лица.

Шумеры пользовались шести-десятеричной системой счисления. Для изображения чисел использовались всего два знака: «клин» обозначал 1; 60; 3600 и дальнейшие степени от 60; «крючок» - 10; 60 х 10; 3600 х 10 и т. д.

Шумерская цивилизация

В основу цифровой записи был положен позиционный принцип, но если Вы, исходя из основы счисления, думаете, что числа в Шумере отображали как степени 60-ти, то ошибаетесь.

За основание в Шумерской системе берется не 10, а 60, но затем это основание странным образом заменяется числом 10, затем, 6, а затем снова на 10 и т.д. И таким образом, позиционные числа выстраиваются в следующий ряд:

1, 10, 60, 600, 3600, 36 000, 216 000, 2 160 000, 12 960 000.

Эта громоздкая шестидесятеричная система позволяла шумерам вычислять дроби и перемножать числа до миллионов, извлекать корни и возводить в степень.

Во многих отношениях эта система даже превосходит применяющуюся нами в настоящее время десятичную систему. Во-первых, число 60 имеет десять простых делителей, в то время как 100 - всего 7. Во-вторых, это единственная система, идеально подходящая для геометрических вычислений, и именно этим объясняется то, что она продолжает применяться и в наше время отсюда, например, деление круга на 360 градусов.

Мы редко осознаем, что не только нашей геометрией, но также и современному способу исчисления времени мы обязаны шумерской системе счисления с шестидесятеричным основанием.

Деление часа на 60 секунд было совсем не произвольным - оно основывается на шестидесятеричной системе. Отголоски шумерской системы счисления сохранились и в делении суток на 24 часа, года на 12 месяцев, фута на 12 дюймов, и в существовании дюжины как меры количества.

Они обнаруживаются также в современной системе счета, в которой выделяются отдельно числа от 1 до 12, а затем следуют числа типа 10+3, 10+4 и т.д.

Теперь нас уже не должно удивлять, что зодиак также был еще одним изобретением шумеров, изобретением, которое в дальнейшем было усвоено другими цивилизациями. Но шумеры не пользовались знаками зодиака, привязывая их к каждому месяцу, как мы делаем сейчас в гороскопах. Они использовали их в чисто астрономическом смысле - в смысле отклонения земной оси, движение которой делит полный цикл прецессии в 25 920 лет на 12 периодов по 2160 лет.

При двенадцатимесячном движении Земли по орбите вокруг Солнца картина звездного неба, образующего большую сферу в 360 градусов, меняется. Понятие зодиака возникло путем разделения этой окружности на 12 равных сегментов (сферы зодиака) по 30 градусов каждый. Затем звезды в каждой группе объединялись в созвездия, и каждое из них получало свое наименование, соответствующее современным их наименованиям. Таким образом, не остается сомнения в том, что впервые понятие зодиака использовалось в Шумере.

Начертания знаков зодиака (представляющие воображаемые картины звездного неба), а также произвольное деление их на 12 сфер доказывают, что соответствующие знаки зодиака, применяющиеся в других, более поздних культурах, не могли появиться в результате самостоятельного развития.

Исследования шумерской математики, к большому удивлению ученых, показали, что их числовая система тесно связана с прецессионным циклом. Необычный подвижной принцип шумерской шестидесятеричной системы счисления акцентирует внимание на числе 12 960 000, что в точности равняется 500 больших прецессионных циклов, совершающихся за 25 920 лет.

Отсутствие каких бы то ни было иных, кроме астрономических, возможных приложений для произведений чисел 25 920 и 2160 может означать лишь одно - эта система разработана специально для астрономических целей.

Похоже на то, что ученые уклоняются от ответа на неудобный вопрос, который заключается в следующем: каким образом шумеры, чья цивилизация длилась всего 2 тысячи лет, могли заметить и зафиксировать цикл небесных движений, продолжающийся 25 920 лет?

И почему начало их цивилизации относится к середине периода между сменами зодиака? Не свидетельствует ли это о том, что они унаследовали астрономию от богов?