События, которые описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.

В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой. А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.

Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего. Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.

Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно. Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что её богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности. Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.

Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.
Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой. Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.

Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.
Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.

Данная публикация поможет ученикам 10 класса при написании доклада или сочинения на тему «Евгений Базаров».

Тест по произведению

1. Традиция изображения лишних людей.
2. Образ Базарова в романе «Отцы и дети».
3. В чем суть столкновения Базарова с самим собой.
4. Роман как предвосхищение футуризма.
5. Восприятие произведения критикой.

...спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...
М. Ю. Лермонтов

Эти мысли мучают Печорина — лишнего человека — накануне дуэли с Грушницким. Русская литература дала немало примеров лишних людей — достаточно развитых, умных, сильных внутренне, решительных, но не вписывающихся в эту жизнь, а потому рефлексирующих, страдающих и губящих своими поступками и себя, и других. При этом они все понимают и мучаются: Чацкий, Онегин, Печорин, Рудин, Обломов и другие. Базаров из романа «Отцы и дети» задумывался не столько как лишний герой, сколько как герой, время которого еще не пришло. Но, как это бывает с великими писателями, проблематика произведения и сам образ Базарова получился ярче и богаче, чем просто образ демократа-разночинца, нигилиста, радикально настроенного человека.

Сам И. С. Тургенев, симпатизирующий, но не слепо доверяющий людям подобного склада, очень много места в своем творчестве уделяет осмыслению этого явления в общественной жизни. В одном из писем рассуждая об «отрицателях», он говорил: «они идут по своей дороге потому только, что более чутки к требованиям народной жизни». В этом их большой плюс. И если Базаров вызывает симпатии у самого автора и у читателей, то в более поздних произведениях «Новь», «Дым» мы встречаем гораздо резче обозначенные образы таких людей — от сатирических до гротескных.

Базаров же, на мой взгляд, один из самых цельных и трагических героев русской литературы. В нем больше привлекательного, чем отталкивающего, особенно притягивает его интеллект, решительность, мужественность, постоянная увлеченность своей деятельностью. С одной стороны, он действительно неординарный человек, и эти мысли, вынесенные в эпиграф сочинения, свойственны ему в той или иной степени.

С другой стороны, в отличие от других «лишних» людей русской литературы Базаров, напротив, победил все страсти и слабости. Он постоянно преодолевает себя, он идейно стоек и тверд. Вначале герой предстает уверенным и даже самоуверенным человеком, не считающимся с мнением других. Резкость и неуживчивость его натуры подчеркиваются с первых строк повествования, посвященных ему. Тургенев постоянно говорит о его «красных» руках, что свидетельствует о постоянном труде, о его демократическом происхождении — дед землю пахал, о заурядной внешности — длинное и худое лицо, но при этом «широкий лоб». Это человек, который сделал себя сам, добился самостоятельности и независимости своим упорным трудом, интеллектом, волей. И уже хотя бы поэтому он вызывает уважение автора.

Неоднозначную реакцию вызывают его высказывания об отрицании культуры и этических принципов, излишняя увлеченность естественными науками, доходящая до потребительского отношения к природе, бесцеремонность в манерах, рассуждения о человеческих отношениях, в том числе объяснение любви как чисто физиологического проявления.

Но по ходу романа растут симпатии и сочувствие к герою. За напускным равнодушием, грубостью скрывается способная искренне и сильно любить, понимать и чувствовать натура. Тургенев вообще любит проверять своих героев на прочность сильными искушениями, в том числе любовью — это его самый излюбленный художественный прием. При этом не все герои проходят испытание успешно. Более того, таким образом он часто показывает слабость человеческой натуры. В «Отцах и детях» испытание любовью выявляет не слабость человека — Базаров все понимает и достойно проходит этот этап. Здесь испытание любовью снимает внешнее поверхностное впечатление от главного героя.

Оказывается, что не только Аркадий, воспитанный, интеллектуально развитый, но несамостоятельный, ведомый, внутренне слабый человек примеряет несвойственную ему роль. И сам Базаров недостаточно хорошо себя знает. Односторонность и безапелляционность его взглядов вступают в противоречие с его более сложно организованной и богатой внутренне натурой. Реальная жизнь оказывается богаче и сложнее, чем отрицание и объяснение всего с точки зрения материализма и физиологических склонностей человека. Базаров открывается с другой стороны — как умеющий глубоко любить и страдать человек, при этом не теряющий здравого смысла, как заботливый сын, сильно переживающий за родителей.

Роман «Отцы и дети» считается одним из самых изученных и идейно прозрачных произведений. Возможно потому, что сам Тургенев очень много и подробно писал о своих замыслах, о своем понимании героев. Вообще прототипами «сборного образа» Евгения Базарова были многие современники Тургенева — Белинский, Добролюбов, Герцен, Бакунин. Кстати, они негативно отнеслись к созданному образу разночинца-демократа, считая его изображение односторонним и несправедливым. Тургенев много писал о Базарове, считал его фигурой трагической, стоящей «на перепутье». Это человек, который не принимал прошлого и боролся с его пережитками, пока еще лишний в России. По этой причине он и уходит безвременно.

И. С. Тургенев создал образ человека, «в жизни не существовавшего, но в идеале возможного и живого», писал Ю. В. Лебедев. Действительно, Базаров — герой огромного масштаба, его судьба и смерть как плата за несостоятельность и односторонность теории нигилизма. Тургенев еще во второй половине XIX века ясно показал, к каким последствиям может привести революционера сила презрения и разрушения, если она не будет учитывать реальную, полную сложностей и проблем жизнь. Создание такого образа революционера-нигилиста, по сути, является творческим открытием Тургенева как художника.

Несмотря на жесткую критику, именно этот роман Тургенева предвосхищает рождение реального явления, появившегося в России спустя несколько десятилетий. И явление это — футуризм, собравшее под своим знаменем многих молодых людей начала XX века в России, которые думали и чувствовали, как Базаров. Кроме того, это явление имело вполне конкретное воплощение в людях. Я имею в виду трагическую фигуру большого поэта и человека В. В. Маяковского. С одной стороны, явное стремление сбросить все лишнее с парохода современности (Базаров утверждал похожее: «Пушкин гроша ломаного не стоит»). С другой — тонкая натура, безграничный уникальный талант и небоязнь быть самим собой. Таким же показан и Базаров. Удивительно, что Тургенев так точно угадал с типажом. Только в отличие от Базарова, который не «вписался» в эпоху, Маяковский — яркое свидетельство совпадения особенностей личности, таланта и эпохи, в которую он жил. Его талант раскрылся в полной мере и в полном масштабе. Парадокс в другом — его ожидал трагический финал и безвременный уход. В жизни Маяковского произошло то же драматическое столкновение с собственными взглядами, что и привело к гибели поэта.

Я думаю, именно по той причине, что Тургенев так много и откровенно писал о сути своего героя и проблематике всего романа «Отцы и дети», до сих пор ее воспринимают несколько упрощенно. Ведь суть романа не только в споре отцов и детей, но прежде всего в споре о том, какой герой нужен России. Как показали дальнейшие события в нашей стране, этот вопрос актуален до сих пор. Последние слова Базарова, обращенные к Одинцовой, полны трагической горечи: «Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... это чепуха... Я нужен России... нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?».

Эти слова сродни извечным спорам об особенностях национального характера и поиску истинного героя времени. Ю. В. Лебедев, исследователь творчества И. С. Тургенева абсолютно точно писал: «Симпатии читателей остаются за демократом Базаровым не потому, что он абсолютно торжествует, а «отцы» бесспорно посрамлены. Базаров значителен как титаническая личность, не реализовавшая громадных возможностей, отпущенных ей природой и историей». Эта мысль созвучна с высказыванием В. Г. Белинского, который истинной трагедией русского человека считал «русский размах, в который уходит вся сила, предназначенная для удара».

«Теория – учение, система научных
принципов, идей, обобщающих
практический опыт»
С.И. Ожегов, «Словарь русского языка»

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» - сложное произведение. Оно сложно тем, что его нужно читать подготовленным, имея определенный запас знаний по истории, обществознанию, философии, эстетике, иметь представление о сути идейной борьбы между основными общественными силами в России конца 50-х – начала 60-х годов 19 века. И лишь только тогда роман будет понятен, интересен и откроется во всем его многообразии.
Произведение было опубликовано в 1862 г. Оно сразу привлекло внимание широких общественных кругов и с тех пор продолжает вызывать интерес читателей остротой поставленных в нем вопросов, а также своими художественными достоинствами.
Читая роман «Отцы и дети», теряешься во множестве теорий, по которым живут действующие лица. Но я считаю, нужно относиться к этому философски. Ведь Кирсановы, Базаров и другие – живые люди, а человеку свойственно искать себя, пусть и ошибочным путем. Каждый из нас, возможно, не замечая того, «подстраивается» в жизни под какую-то «теорию»; другое дело, что судьба часто вмешивается в нее, разрушая то, что казалось незыблемым.
Итак, тема романа «Отцы и дети» - изображение идейной борьбы между либеральным дворянством и революционной демократией. Либералы – «отцы», демократы – «дети».
Павел Петрович Кирсанов – умный и волевой человек, обладающий прекрасными достоинствами: он честен, по-своему благороден, верен своим убеждениям. Но беда в том, что он не чувствует движения времени, как бы не хочет видеть, что происходит в окружающей жизни. Его «теория», или, вернее сказать, принципы, мертвы. Павел Петрович называет себя человеком «либеральным и любящим прогресс». Но он вкладывает в эти понятия всего лишь снисходительно-барскую «любовь» к русскому народу, на который он смотри свысока (Павел Петрович, разговаривая с крестьянами, «морщится и нюхает одеколон»). Он «ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». Вот и вся связь с народом. О Павле Петровиче Базаров говорит: «Да он и был мертвец».
Внешне прямо противоположен Павлу Петровичу его брат, Николай Петрович. Он мягок, сентиментален. И как бы хозяйством занимается, но оно «скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель сырого дерева». Базаров называет Николая Петровича «отставным человеком». Видимо, и его теория «дает сбой», коли он не в состоянии понять причину всех хозяйственных неудач.
А Аркадий Кирсанов воображает себя последователем Базарова. Но если вдуматься, то он не последователь, а подражатель, личность несамостоятельная, что многократно подчеркивается в романе. Взгляды отца и дяди гораздо ближе Аркадию. Знакомство с Катей Лохтевой окончательно отдаляет Аркадия от Базарова. Он сумел построить свою жизнь, стал крепким хозяином, но его благополучие означает духовную смерть; он – человек без будущего, и его «теория» разобьется о жизнь.
Вот Базаров, я бы сказал, - целый «склад» теорий, в которых он убежден, непреклонен, непоколебим. Трудно предположить, как сложилась бы судьба Базарова, не оборвись его жизнь так трагически и скоро. Какие из его теорий остались бы верными спутницами на всю жизнь, а какие развеялись бы, как дым на ветру?
Как выразитель интересов народа, разночинец Базаров противопоставлен в романе дворянам Кирсановым. Он с гордостью подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою кровную связь с народом: «Мой дед землю пахал…» Тургенев назвал Базарова «нигилистом». Кто такие нигилисты, объясняет Аркадий: «Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип». Сам Тургенев писал позднее о Базарове: «Если он называется нигилистом, то надо читать «революционером».
Каковы же идейные позиции Базарова? Он отрицает существующий строй, все его порядки и учреждения. Наиболее полно эти взгляды Базаровы высказаны в споре с Павлом Петровичем в десятой главе.
«В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем.
- Все?
- Все.
- Как? Не только искусство, поэзию…но и …страшно вымолвить…
- Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров».
Отрицание Базарова – не бесцельное; он отрицает потому, что это полезно.
Какую же пользу может принести отрицание? На робкое замечание Николая Петровича, что надобно же и строить, Базаров отвечает: «Это уж не наше дело… Сперва нужно место расчистить». Следовательно, базаровское отрицание служит будущему строительству. Базаров отрицает и искусство. Это единственный вопрос, в котором автор, как он сам заявил, не согласен со своим героем. К природе Базаров относится как к мастерской. Его не интересует красота природы, это «не храм…, человек в ней работник».
Таковы принципы Базарова, а что же диктует жизнь? А она заставляет изменить некоторым теориям, поддаться «романтизму»…
Базаров, человек трезвого ума, уверенный в себе, в деле, которому он себя посвятил, гордый, целеустремленный, на глазах начинает меняться. Он конфузится, досадует, краснеет. «Какой я смирненький стал», - думает Базаров о себе. Что же случилось? Неразделенная любовь заставляет его глубоко страдать. До последней минуты жизни он не может освободиться от своего чувства. Эта способность глубоко чувствовать лучше, чем сам о себе думает. Об этом говорят и чувства Базарова к родителям, которые он старается прикрыть внешней сдержанностью.
Есть в романе одна героиня, которая тоже живет по своим принципам. Это Анна Сергеевна Одинцова. Она испугалась самоотверженной любви Базарова. «Нет, - решила она наконец, - бог знает, куда бы это повело, этим нельзя идтить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». Одинцова живет не сердцем, а рассудком. Нравы света вытравливают из нее, человека незаурядного ума, искренние человеческие чувства, делают расчетливой, холодной эгоисткой.
По словам А.В. Луначарского, «Ни в одном из прежних романов Тургенева открытое, прямое столкновения противоположенных точек зрения на все самые основные, остро злободневные вопросы общественной жизни, философии, науки, политики, общественного мировоззрения в самом широком смысле слова не играло столь важной, определяющей для всего развития действия роли, как в «Отцах и детях».


В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» раскрывается несостоятельность и противоречивость теории нигилизма, приверженцем которой является главный герой Евгений Базаров.

Во-первых, невозможно назвать ни одного истинного последователя теории, кроме Базарова.

Так, Аркадий Кирсанов уважает Евгения за ум и верность идеалам, но не может разделить его взгляды.

Аркадий любуется природой, принимает искусство и чувства, а в душе он мягкий, сентиментальный и великодушный, внешне прикрывающийся маской нигилизма. Кроме того, в конце романа Аркадий стал хозяйственным помещиком.

Другой «последователь» - Виктор Ситников, стеснявшийся своего купеческого происхождения, называл себя либералом и нигилистам, подражаю Базарову. Он любил выражать презрение, особенно к женщинам, чем и объяснял свои взгляды. Ситников не думал об идеях, он был слишком глуп для этого. Но, несмотря на свои «принципы», женился и «пресмыкался перед своей женой, урождённой княжной».

И наконец, Евдоксия Кукшина – неопрятная, вульгарная и глупая женщина «эмансипе», которая всегда резка в своих оценках и непримирима во взглядах.

Она интересуется положением женщин в обществе и естественными науками. У Кукшиной несчастная судьба: её бросил муж, она некрасива и не пользуется успехом у мужчин. Внешняя заинтересованность нигилизмом обуславливается желанием быть частью «важного дела».

Во-вторых, постепенно рушится миропонимание Базарова. Любовь к Анне Одинцовой сломала один из принципов Евгения, что послужило причиной для расшатывания и падения остальных. Он не мог контролировать своё чувство, долго не осознавая, что любовь не подвластна человеку.

В-третьих, перед смертью Базаров понял и принял любовь, задумался о том, нужен ли он миру.

Таким образом, показывая «последователей» главного героя и проводя Евгения через испытание любовью, И.С. Тургенев доказывает несостоятельность теории нигилизма.

Обновлено: 2017-09-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме