Сочинение по картине Крымова «К весне. Сочинение по картине Крымова «К весне Незабываемые уроки живописи от Николая Петровича Крымова

МАТЕРИАЛ ПРЕДСТАВЛЕН С ВИДЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА, СОПРОВОЖАЕТСЯ ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. УЧИТЕЛЬ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ В ОДНОИМЁННОЙ ПАПКЕ. ТИП УРОКА: УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЯ - ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВАЯ. ЖЕЛАЮ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения 4 класс УМК «Школа России» Стихотворение С. А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н.П.Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи Подготовила Идрисбаева Светлана Николаевна, МБОУ ООШ №1 н.п. Африканда, Мурманская область

КЛЫЧКОВ СЕРГЕЙ АНТОНОВИЧ 1889 - 1937 КРЫМОВ НИКОЛАЙ ПЕТРОВИЧ 1884 - 1958

Цель исследования: - изучить произведения Клычкова А. С. и Крымова Н.П., - сравнить их, чтобы найти ответ на вопрос и проверить предположения.

Задание: рассмотреть с. 116 – 117 учебника, назвать тему урока, составить план исследования. 1. Анализ стихотворения Клычкова С. А. 2. Анализ картины Крымова Н. П. 3. Сравнение стихотворения и картины. План исследования.

ФИЗМИНУТКА Ранней весною дети гуляли, И за природой они наблюдали. Вверх на солнце посмотрели, И их лучики согрели. Грачи прилетали, Крыльями помахали. И медведь в лесу проснулся, В ручеёк он окунулся. Кругом такая красота- Значит, к нам пришла весна.

щу-ря-ся по дуб- ро -вам стран-ни-чек в на- ру - кав -ни- це со сви - рел -кой

1-я строфа «Лесная опушка» - ГДЕ ПРОИСХОДИТ? 2 – 4-я строфы «Зайцы и дятел», «Медведь», «Автор» - ЧТО ПРОИСХОДИТ? 5-я строфа «Лель» КТО ПРИШЁЛ?

Домашнее задание по выбору: подобрать стихи Клычкова С.А. подготовить презентацию картинной галереи Крымова Н.П. выучить наизусть стихотворение «Весна в лесу»

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Идрисбаева Светлана Николаевна

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: урок-исследование (индуктивного типа)

УМК: Школа России

Продолжительность урока: 45 мин

Обобщение урока

В произведениях поэта и художника есть общая тема и главная мысль, но каждый из них создаёт уникальный творческий продукт, используя различные средства выразительности

Тема

Стихотворение Клычкова С.А. «Весна в лесу». Картина Крымова Н.П. «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи

Цель

Создание условий для выдвижения детьми и формулирования ими разных гипотез о неизвестном, формирования способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Задачи

Образовательные:

  • формирование умения анализа лирического текста;
  • развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;
  • развитие умения определять содержание и выразительные средства произведения живописи.

Развивающие:

  • развитие умения определять учебную задачу урока, планировать её выполнение, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;
  • развитие умения читать стихи выразительно.

Воспитательные: развитие умения замечать прекрасное в окружающем, формирование эстетического вкуса.

УУД

Личностные УУД: восприятие литературного лирического произведения как особого вида искусства; эмоциональная отзывчивость на прочитанное, увиденное.

Регулятивные УУД: формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения; составлять план работы по решению учебной задачи; определять границы коллективного знания и незнания по теме.

Коммуникативные УУД: проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; понимать цель своего высказывания; проявлять терпимость к другому мнению; отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; оценивать достижения участников групповой работы по выработанным критериям; находить нужную информацию в словарях.

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации на основе литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, схемы; анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов, выявлять основную мысль произведения; находить в литературном тексте средства художественной выразительности, в произведении живописи средства изобразительной выразительности, объяснять смысл образных слов и выражений, сравнивать литературное произведение с репродукцией картины.

Планируемые результаты

Предметные:

  • умение называть фамилии и инициалы русских поэтов XX в.;
  • умение анализировать поэтический текст;
  • умение сравнивать произведения двух видов искусства;
  • передача настроения при чтении стихотворения с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса.

Личностные:

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир;
  • проявление интереса к красоте поэтического слова;
  • получение эстетического удовольствия от восприятия живописи;
  • осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;
  • эмоционально-ценностное отношение к природе.

Метапредметные:

  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • выполнение учебно-познавательных действий, ориентирование в своей системе знаний, формулирование выводов, обобщений;
  • работа по предложенному плану;
  • выделение критериев (оснований) для проведения сравнения произведений литературного и изобразительного искусства;
  • сравнение произведения литературы и живописи;
  • оценивание действий одноклассников.

Основные понятия

Лирика, чувства, настроение, тема и главная мысль произведения, средства художественной и изобразительной выразительности

Межпредметные связи

Изобразительное искусство, окружающий мир

Ресурсы: основные

дополнительные

Учебник Литературное чтение 4 класс, ч. II, с. 116, 117, портреты поэта Клычкова С.А. и художника Крымова Н.П., музыка Вивальди А. «Весна», словарь настроений, напечатанный текст стихотворения для анализа, карточки-облачки, фломастеры, толковые словари, словарь устаревших слов, презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор.

Формы работы на уроке

Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П – парная, Г - групповая

Технология

Проблемно-исследовательская

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предмет

ные

УУД

Познавальные УУД. Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД.

Организационный момент

Время: 2 мин .

Этапы:

а) организация класса

Дежурный призывает к соблюдению порядка в классе и сообщает о готовности к уроку: «Класс к уроку готов!»

Предлагает работать дежурному по классу

И Выполнить работу по организации класса

Р Определяют собственную готовность к уроку, осознают значимость начала учебной деятельности

б) включение в деятельность

Ученики по очереди выполняют задание и садятся.

Учитель предлагает назвать фамилию, имя, отчество одного из поэтов изучаемого раздела с помощью портретной галереи и сесть за парту

И Озвучить инициалы и фамилии поэтов раздела «Поэтическая тетрадь»

Называть фамилии и инициалы русских поэтов XX в.

Р Мобилизация внутренних ресурсов на учебную деятельность

Изучение нового материала

Время: 35 мин.

Этапы I:

А) Мотивация познавательной деятельности

Отвечают, что на одном из портретов изображён поэт Клычков Сергей Антонович.

Высказывают предположения, например: «Крымов тоже поэт», «Вместе учились», «Крымов иллюстрировал стихи Клычков», «Жили в одно время»…

Формулируют совместно с учителем цель исследования: изучить произведения Крымова и Крылова, сравнить их чтобы найти ответ на вопрос и проверить предположения.

Учитель фиксирует на доске два портрета

(Клычкова С.А. и Крымова Н.П.).

Затем прикрепляет подпись: фамилию, имя, отчество и годы жизни поэта.

Далее говорит, что рядом висит портрет Крымова Николая Петровича (прикрепляет подписи) и просит ответить на вопрос «Как вы думаете, кто это? Почему здесь помещён его портрет? Какая связь между ними?» (Учитель ставит знак вопроса между портретами)

Учитель кратко фиксирует предположения на бумажных облачках и размещает их на доске.

Учитель говорит: «Вы молодцы! Прозвучали отличные гипотезы о творчестве Крымова и Клычкова. Но как же нам решить, кто прав? Какая всё-таки связь есть между Крымовым и Клычковым? Какова цель нашего исследования?»

Ф Отгадать, чьи портреты размещены и почему они помещены рядом?

определять границы коллективного знания и незнания по теме.

Определять задачу урока

П Формулировать учебную задачу урока, высказывать предположения.

К Проявлять активность и стремление высказываться

Р Определять границы коллективного знания и незнания по теме, выдвигать гипотезы и обосновывать их

б) Актуализация необходимых знаний

Составляют план исследования:

  1. Анализ стихотворения Клычкова С.А.
  2. Анализ картины Крымова Н.П.
  3. Сравнение стихотворения и картины

Предлагает составить план исследования, опираясь на с. 116, 117

учебника.

Рассмотреть с.116, 117 и составить план исследования.

Составлять план

исследования

П осуществлять поиск информации на основе литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины

К Составлять план совместных действий.

Р. Строить логическую цепь рассуждений, доказательств.

Дети предлагают свои варианты и фиксируют критерии оценки на доске. В результате формируется список критериев:

Тема;

Событие;

Главная мысль;

Средства выразительности.

(Перечень может дополняться в ходе исследования)

Предлагает выбрать критерии для сравнения произведений литературы и живописи.

Учитель фиксирует на доске названия сравниваемых произведений и критерии.

Выбор критериев (оснований) для сравнения произведений литературы и живописи.

Формулировать критерии сравнения двух творческих продуктов

К. Составлять план совместных действий, осознавать цель своего высказывания , выбирать основания, критерии для сравнения.

Этап II: Исследование, обмен информацией и её организация:

а) знакомство с краткой биографией поэта;

Учащийся озвучивает краткую информацию о жизни и творчестве поэта

Учитель предлагает подготовленному учащемуся рассказать биографию поэта

И Познакомить с краткой биографией

поэта Клычкова С.А.

Воспринимать информацию о жизни и творчестве поэта

П. Воспринимать классика литературы, как часть русской национальной культуры.

б) восприятие;

1.Рассматривают, высказывают свои предположения.

2.Слушают, отмечая непонятные слова

3.Делятся своими впечатлениями.

Называют свои чувства.

Говорят, что это лирическое стихотворение

1.Учитель предлагает рассмотреть 116 и 117 страницы учебника и предположить, тему стихотворения поэта Клычкова

2.Предлагает прослушать стихотворение в исполнении учителя и затем высказать свои впечатления об услышанном.

Спрашивает, какова тема стихотворения, главная мысль

На схеме фиксирует таблички напротив темы - «ранняя весна» , напротив главной мысли – «радость от прихода весны»

Ф 1.Предположить тему стихотворения, просмотрев с. 116, 117

2. Прослушать произведение, выделяя непонятные слова

4.Определить тему и главную мысль

5.Назвать чувства, настроение, которое мы испытываем от прихода весны

Прогнозиро

вать содержание произведения,Воспринимать стихотворение, задействуя аудиальный и визуальный каналы, анализировать впечатления.

П Осознавать сущность и значение произведений классика литературы, воспринимать их как часть русской национальной культуры, высказывать предположения, делать обобщения, выводы,

анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов К эмоциональная отзывчивость на прочитанное, увиденное

в) словарная работа;

1.Называют слова.

2.Называют источники (словари, интернет, учитель, родители).

3.Находят значения слов яр и свирелка в словаре учебника и озвучивают информацию.

4.Высказывают предположения

5.Слушают товарища.

6. Оценивают работу по критериям..

1.Предлагает обратить внимание на непонятные и выделенные слова в тексте стихотворения. 2.Спрашивает, в каких источниках мы можем узнать значение слов.

3.Просит найти значение выделенных слов в словаре учебника.(Слайд)

4. Предположите значение остальных слов, ориентируясь на контекст.

5.С оставшимися словами познакомит учащийся, который выполнял опережающее задание.

6.Предлагает оценить работу выступавшего

Ф 1.Назвать непонятные слова

3.Познакомиться со значением выделенных слов в словаре учебника

4.Предположить значение непонятных слов

5. Познакомить с остальными словами

П поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, Р.

в) физминутка; (см. по мере утомления)

Ранней весною дети гуляли,

И за природой они наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Грачи прилетали,

Крыльями помахали.

И медведь в лесу проснулся,

В ручеёк он окунулся.

Кругом такая красота-

Значит, к нам пришла весна.

Предлагает провести физминутку.на фоне музыки А. Вивальди «Весна»

Ф Выполнить движения в соответствии со словами.

Выделение необходимой аудиальной информации для перевода её в кинестетику

К Осуществлять совместную деятельность

Р Анализировать собственные ощущения тела

г) вторичное восприятие (чтение учащимися);

д) определение картин в произведении;

е) исследование художественных особенностей;

Читают слова щу-ря-ся, по дуб-ро-вам, стран-ни-чек, в на-ру-кав-ни-це, со сви-рел-кой.

Отмечают, что в конце 3, 4 строк нет запятых, значит нет остановок.

Читают стихотворение четверо учащихся (по желанию) четыре строки, дают названия картинам

1-я строфа «Лесная опушка» - ГДЕ ПРОИСХОДИТ? происходит действие,

2 – 4-я строфы «Зайцы и дятел», «Медведь», «Автор» - ЧТО ПРОИСХОДИТ?

5-я строфа «Лель» ПРИХОД ВЕСНЫ

Выполняют задания.

1-я группа. Задание: Определить все звуки, которые можно услышать в этом стихотворении?

2-я группа. Задание: «Определить все движения, происходящие в лесу»

3-я группа. Задание:

«Выделить средства выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения».

4-я группа. Задание:

«Чей образ раскрывает звукопись?»

По истечении времени группы озвучивают результаты мини-исследований, модератор группы оценивает работу членов группы.

Обратите внимание на знаки препинания в строфах.

Предлагает определить количество частей

Предлагает провести исследовательскую работу по группам. Раздаёт рабочие листы с заданиями и предлагает модератору группы прочитать задания вслух.

Учитель фиксирует таблички в схеме.

Учитель предлагает ответить, с какой целью использовал автор столько средств и приёмов?

Анализировать

лирический текст

с опорой на систему вопросов

Г Провести исследование по в группах.

Каждая группа получает своё задание

Развитие техники чтения.

Анализ поэтического текста

Классифика

ция полученных в результате исследования фактов с целью обеспечения условий для связывания разнородных данных и открытия новых знаний.

Поиск и выделение необходимой информации

К П роявлять активность и стремление высказываться, отвечать на вопросы на основе художественного текста

Р Сохранять учебную задачу на протяжении всего урока.

П Моделирование, структурирование знаний. Анализ объекта с целью выделения существенных признаков

К Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения,

уметь договариваться в паре,

Р Сохранять учебную задачу на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения.

Этап III

Анализ картины Крымова Н.П. «К весне»

1.Учащиеся слушают краткий рассказ о художнике Крымове Николае Петровиче.

Рассматривают картину, называют детали.

Делятся первыми впечатлениями.

Называют весенний период – ранняя весна, озвучивают тему.

Объясняют смысл названия.

Определяют цветовую гамму, выбирая из предложенного списка, работая в паре. Зачитывают выбранные описания цветовой гаммы.

Выбирают из стихотворения строки, соответствующие содержанию картины.

1.Учитель предлагает выступить однокласснику.

2. Учитель предлагает рассмотреть репродукцию картины «К весне», высказать первые впечатления, определить какой период весны отражает репродукция полотна, назвать тему, объяснить смысл названия.

По ходу беседы заполняется схема на доске.

Предлагает работать в паре. Изучить цветовую гамму полотна.

Предлагает соотнести строки стихотворения с картиной.

1.Познакомиться с художником Крымовым Н.П.

2.Рассмотреть репродукцию картины, высказать первые впечатления.

3.Назвать тему полотна.

4.Объяснить смысл названия.

1.Определить средства выразительности

2.Подобрать строки из поэтического текста к содержанию картины

Поиск и выделение необходимой информации

П Осуществлять поиск информации на основе

репродукции картины

воспринимать классика живописи, как часть русской национальной культуры

К Уметь договариваться в паре, проявлять терпимость к другому мнению.

Р Сохранять учебную задачу на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с поставленной задачей.

Связывание информации, формулирование выводов

Время: 5 мин

Этапы:

а) анализ таблицы;

б) подведение итогов по исследованию.

Просматривают импровизированную таблицу, озвучивают, по каким критериям обнаружили сходство, а по каким отличия. (Тема – ранняя весна, главная мысль – радость от приближения весны, отличия. Различия видят в средствах выразительности). Закрашивают цветным мелком те фрагменты таблицы, которые одинаковы.

Делают вывод по исследованию: они жили и творили в одну эпоху, описали в своих произведениях один и тот же этап весны, радуясь её приходу и нас заражая этой радостью. Художники слова и кисти использовали разные средства выразительности и поэтому каждое произведение уникально и неповторимо.

Предлагает сравнить произведения поэта и художника, сделать выводы.

Учитель резюмирует:

В произведениях поэта Клычкова и художника Крымова есть общая тема и главная мысль, но каждый из них создаёт уникальный творческий продукт, используя различные средства выразительности.

Теперь вернёмся к нашему вопросу, который мы поставили между двумя портретами: Какая всё-таки связь между Крымовым С.А и Клычковым Н.П.?

Ф Сформулиро

вать вывод по результатам анализа двух произведений

Сформулировать вывод по исследованию

Синтез, как составление целого из частей,

передача настроения при чтении стихотворения с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса

П Анализ объекта с целью выделения существенных признаков

К О тбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения.

Рефлексия:

Время: 2мин

Оценивают гипотезы как верные или ошибочные.

Предлагает оценить предположения как верное и ошибочное.

Учитель подчёркивает значимость и ценность всех выдвинутых предположений, даже если они были ошибочными, так как гипотезы помогают направить поиск необходимой информации для ответа на возникший вопрос.

Ф Оценить предположения

Оценить достижения участников

П. Р ефлексия способов и условий действий.

К Строят монологические высказывания; участвуют в дилоге.

Р осуществлять контроль и коррекцию способа

действия.

Домашнее задание:

1 мин

Домашнее задание по выбору: подобрать стихи Клычкова С.А. или подготовить презентацию картинной галереи Крымова Н.П.

Спрашивает, кому из ребят захотелось продолжить знакомство с творчеством Сергея Антоновича и Николая Петровича. Предположите каким может быть домашнее задание.

Цветовая гамма, использованная художником, примечательна. Слегка размытые контуры, нечеткость линий и осветленные предметы создают удивительное впечатление необъяснимой легкости, свойственной самой ранней весне. Благодаря такому приему даже простоватые деревянные домики с их дымовыми трубами, чердаками и соломенными крышами кажутся красивыми и милыми, а деревья с голыми стволами - хрустально невесомыми.

Пришедшая в скромный пригород весна своим неуловимым волшебством способна украсить даже этот неприметный уголок. Уже сходящий с покатых крыш сероватый снег отживает свои последние деньки, чудесным образом превращаясь в стройную шеренгу сосулек, чьи бодрые и веселые капли оживляют и освежают картину. Еще виднеется высокий сугроб у самой стены дома, но и его дни уже сочтены, он очень быстро растает под влиянием весеннего настроения природы.

Так оживает и радуется весне вся земля, пока еще застывшая в ожидании настоящего тепла. И кот, коварно крадущийся по крыше, и птицы, яркими пятнами выделяющиеся на фоне однообразных деревьев, оживляют картину, даря ей неповторимое очарование и динамику. Алый окрас снегирей и желтые перья синичек помогают художнику внести разнообразие в эту залитую ровным светом картину. Они притягивают внимание и служат искусными штрихами в этой равномерной и сдержанной гамме.

Веселым и сказочным видится сквозь ветви высокое весеннее небо. И вдруг набежавшие белые облака уже не смогут оградить землю от светлых и праздничных солнечных лучей, пробуждающих все живое, преображающих унылый пейзаж.

Мягкость прохладной ранней весны, ее первые ласки и красоты в полной мере предстают перед зрителями в картине Крымова «К весне». Все человеческие стремления, желания и мечты, живущие даже в этом маленьком, неприглядном пригороде, дарят ощущение свежести, радости и подлинного счастья.

Николай Петрович Крымов – 1884 – 1958 русский художник начала прошлого века. Родился он в бедной семье и на обучение живописному мастерству тратил все свои сбережения. Из-за нехватки денег на краску пользовался той, что осыпалась с полотен богатых художников.

Картина «Солнечный день» принадлежит к числу ранних полотен художника, тех, которые специалисты называют умеренно импрессионистическими, с раздельным мазком, чистыми и поэтичными красками. Полотно создано в 1906 году и отражает солнечные и несколько романтические настроения бедного молодого художника на заре его успеха.

На первом плане картины зритель может увидеть часть большого дома с оконцем на чердаке, скорее всего, чердак также как и остальную часть дома занимают люди. На заднем дворе виднеется что-то похожее на обоз. Погода на улице стоит прекрасная, художник нарисовал оттепель, несмотря на то, что на крыше и близлежащих постройках еще держится снег, стрехи уже покрыты достаточно толстыми сосульками.

Левую часть картины занимает дерево, на нем прикреплен скворечник, вдали за домом также виднеются деревья, по-видимому, ивы, или березы, поскольку их почки в преддверии весны уже начинают набухать и зеленеть. Деревья еще покрыты снегом и очертания их как будто размыты, тем не менее, они очень легко из задних рядов перемещаются вперед и по-видимому занимают центральное место на полотне.

Картина источает тепло и свет, даже, несмотря на то, что солнца, как такового на ней нет, она насыщенна десятком различных тепловых оттенков и цветов. Голубое небо, отраженное на снегу и в стеклах домов, чистота и прелесть обновляющегося мира, даже тени на доме и те говорят о том, что скоро будет совершенно иной мир, который ожидает своего зрителя. Полотно прекрасно своей простой, именно этим оно и привлекает внимание многих почитателей творчества художника

ОПИСАНИЕ

Николай Петрович Крымов был не только известным художником-пейзажистом, но и теоретиком живописи и преподавателем, оставившим после себя многочисленных благодарных учеников. Картина «К весне» была написана Крымовым в 1907 году и относится к раннему периоду творчества художника.

Здесь Крымов запечатлел переход от зимы к весне. В природе это время столь быстротечно и неуловимо, что люди его часто и не замечают. Художник в своей картине словно останавливает этот момент, фиксируя его на полотне.

На переднем плане картины, справа, мы видим ствол дерева, такой же ствол тянется из левой части картины, как бы случайно попадая на полотно. Ветви этих деревьев причудливо сплетаются в вышине. Деревья по-весеннему голые, на них нет ни листьев, ни даже почек. Природа только пробуждается от долгого зимнего сна.

На ветвях расположились птицы, одни из главных предвестников наступающей весны. Но присмотритесь! Это красногрудые снегири и синички с ярко-желтыми красками в оперении. Да, зима не спешит сдавать свои позиции.

За деревьями изображены фасады и крыши домов. Кажется, что всю картину Крымов рисовал с натуры, находясь на крыше соседнего дома. Левую часть картины занимает обыкновенный дровяной сарай, серый и ничем не примечательный. А вот на доме справа невольно хочется задержать взгляд. Яркие краски, в которые художник раскрасил стены дома и флигеля, привлекают внимание и вносят свой вклад в общее весеннее настроение картины.

На крышах до сих пор лежит снег, но видно, что он доживает последние деньки. Еще немного и весеннее солнце окончательно уничтожит эту зимнюю примету. Сквозь голые ветви деревьев мозаичными фрагментами проглядывает весеннее бирюзовое небо с белоснежно-чистыми облаками. По крыше, наслаждаясь первыми солнечными лучами, важно прогуливается кот. На заднем фоне снова видны деревья, по цвету сливающиеся с серыми крышами.


Николай Петрович Крымов. Картины художника - К весне, 1907

Советский пейзажист и преподаватель Н.П.Крымов
Родной русский пейзаж. К весне, 1907

Незабываемые уроки живописи от Николая Петровича Крымова:

"Странная вещь - наверное, все художники замечали, что чем ближе они берут оттенки предметов к природе, тем лучше передается материал, из которого предмет сделан. И наоборот, при несоблюдении этих оттенков, материал передаваемых предметов исчезает. Снег делается, если вы пишете зиму, известкой, шелк - шерстью, тело - резиновым, сапоги - железными и т.д. От изменения цвета не меняется тон. Я могу взять некоторые предметы совсем не того цвета, какой вижу, но тон, степень светосилы его возьму верно, и материал предмета не изменится. Например, шерстяная скатерть может быть разного цвета, оставаясь шерстяной. И если я хочу передать материал скатерти, то должен взять верно ее тон, а цвет может быть изменен. Но если я возьму только цвет, то получится не тот материал, а другой. Это может быть железо, бумага и т. п., но уже не скатерть и не ткань... Находя все это верным, можно определить, что такое живопись, а именно: живопись есть передача тоном видимого материала. И если я говорю видимый материал, то значит невидимый материал нужно считать отсутствием материала..."

Тэги этой картины: пейзаж с женской фигурой в красном, галерея живописи, изобразительное искусство, пейзажист Николай Крымов, на краю деревни, советская живопись, маслянная живопись. - К весне. Картина, всенний городской пейзаж, птицы на деревьях

Технологическая карта урока по литературному чтению,

проведённого в 4 классе

МОУ Шайгинская ООШ

УМК «Школа России»

Тема: «Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи»

Урок провела: Себетеева А.В.

Учитель начальных классов

МОУ Шайгинская ООШ

Дата проведения: 20. 03. 2016 г.

2016 г.

Тема: Стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу». Картина Н. Крымова «К весне». Сравнение произведений литературы и живописи.

Задачи:

    учить анализировать лирическое стихотворение, определять тему, настроение;

    учить описывать картину;

    учить сравнивать стихотворение и картину на одну тему.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты:

    Предметные:

    Находить в стихотворении языковые средства, помогающие представить картины природы, услышать звуки;

    Описывать картину художника;

    Метапредметные:

    Анализировать стихотворение с точки зрения использования языковых средств;

    Описывать созданную поэтом картину, выделять фрагменты, озаглавливать их, объединять части в целое;

    Сравнивать произведения литературы в живописи.

    Формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;

    Личностные:

    Понимать особенности поэтического текста и выражать свои чувства;

    Проявлять интерес к живописи;

    Получать эстетическое удовольствие от знакомства с произведениями поэзии и живописи.

Оборудование: выставка книг С.А. Клычкова, его портрет, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, учебник, портрет Н. Крымова.

Ход урока:

- Добрый день, ребята! Все отдохнули, приготовились к уроку, настроились на работу. Но

прежде, чем приступить к уроку, выполним несколько упражнений на дыхание.

- «Подышим»: стоя, руки вдоль туловища (вдох носом и выдох ртом).

- «Надуй шарик»: стоя, руки лежат ладонями на животе. Сделать вдох через нос, медленно выпячивая живот. Медленно сделать выдох через рот, с легким втягиванием живота и, не надувая щек.

- «Ежик»: ребенок делает вдох носом, плечи не поднимаем, а на выдохе произносит: «Ф - ф - ф», не надувая щеки.

Улыбнулись друг другу, и начинаем урок с хорошим настроением. А настроение хорошее ещё и потому, что за окном наступило долгожданное время года.

Встают, садятся, выполняют дыхательную гимнастику.

2.Актуализация знаний.

Слайд 1. В это время ласковые лучи солнца посылают на землю тепло. Снег тает, бегут весёлые ручьи, на реках – ледоход. Прилетают первые птицы. Скоро оживут леса, поля. Деревья наденут новый зелёный наряд. А птицы начнут вить гнёзда.

Прочитайте слова:

«Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт»

А. Толстой.

О каком времени года говорится в этих строчках?

Читают.

О весне.

3.Сообщение темы, целей и задач урока.

Правильно, ребята! Значит, о чём мы сегодня с вами будем говорить?

Сегодня мы будем говорить о весне, о разных её образах, а также продолжим знакомство с одним из разделов учебника «Поэтическая тетрадь», познакомимся с творчеством ещё одного поэта и с его стихотворением «Весна в лесу». А чтобы узнать, с каким поэтом мы познакомимся, расшифруйте, что написано у меня на доске:

SCLEPWG Г ELV Й

ANWHTSOLVHOGIB И LW Ч

WIKL ЛЫ ISG ЧК VLVOSG В

Молодцы, это имя поэта, чьё стихотворение мы будем изучать сегодня. (Слайд 2)

О весне.

Сергей Антонович Клычков.

4.Работа по теме урока

5.Физкультминутка Слайд 10

Ребята, а что вы уже знаете о жизни и творчестве С.А. Клычкова? (Портрет поэта на доске – приложение 1)

1. Краткое сообщение ученика о поэте.

Клычков Сергей Антонович (Лешенков) родился в 1889 году в семье башмачника и крестьянки, в деревне Дубровки Тверской губернии. С детства любил подолгу гулять и наблюдать за природой. Родная деревня стала местом действия прозаических произведений Клычкова. В 1911 году стихи молодого поэта были включены в сборник стихотворений наряду со знаменитыми поэтами.

Ребята, какие чувства и какое настроение вызывает у вас время года – весна?

Почему возникают именно такие чувства и такое настроение? Чему мы радуемся весной?

2. Создание образа весны

А вот вряд ли кто из вас задумывался, что за один сезон мы проживаем три весны.

Начало всей весны – это Весна Света. Слайд 3

- Посмотрите на картину и опишите Весну Света.

(Солнце нестерпимо яркое, чистое, красивы тени на снегу: то синие от неба, то желто – коричневые от земли.Воздух ранней весной прозрачный, чистый, чуть морозный. Небо ярко – голубое, почти синего цвета. Теперь светлого времени будет больше и больше. Настоящий праздник Света).

А как вы думаете, третья Весна как называется?

Ребята, как можно определить Весну Зелени? (Слайд 5)

Да, весна всегда приносит лёгкое, воздушное настроение, яркие краски. Но бывает, что весна не радует. (Слайд 6)

3. Работа с поговоркой

Прочитайте поговорку «На чужой земле и весна черна, на своей земле и зима зелена»

Как вы её понимаете?

Итак, мы узнали, что весна бывает разная, а вот какая весна у Сергея Антоновича Клычкова вы узнаете, внимательно прослушав стихотворение.

4. Выразительное чтение стихотворения учителем . Слайд 7.

Вопросы:

Так какая весна у поэта? Докажите.

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Посмотрим в словарик настроений (Слайд 8) , он нам поможет рассказать о своих чувствах (бодрое, пробуждение, восхищение, радость…)

Как относится поэт к весеннему лесу? (с восхищением, любовью, он радуется пробуждению весеннего леса …)

5. Словарно-лексическая работа (Слайд 9):

Прежде, чем самостоятельно прочитать это стихотворение, давайте объясним значение слов, написанных на доске: утренник, рудый, никнуть, яр, сои, свирелка, истома, бор, странник.

Объясните смысл слов.

Утренник – начало дня.

Рудый –красный, рыжий.

Никнуть - опускаться, пригибаться.

Яр – крутой, обрывистый берег реки.

Сои – сойки.

Свирелка – народный музыкальный инструмент в виде дудки из дерева, тростника.

Истома -чувство приятной расслабленности.

Бор - хвойный лес.

Придумайте предложения с одним из этих слов.

Подберите синонимы к словам рёв (плач, крик), чудный (изумительный, волшебный, сказочный).

Подберите антонимы к словам мягкий (жесткий), никнуть (подниматься).

6. Работа с текстом.

На с.116 в учебнике прочитайте вполголоса (определить интонацию, паузы, логические ударения.)

Прочитайте эпизод, как медведь просыпается от зимней спячки. (Слайд 11, 12)

Как вы понимаете эти строки: «просыпаясь, потягивается, щурится от яркого света»?

Прочитайте эпизод, как дятел почуял раннюю весну.

А что вы знаете об этой птице?

Прочитайте последнее четверостишье. О каком « чудном странничке» с золотыми кудрями говорит поэт?

А как вы представляете Весну?

(Весна - это красивая молодая девушка.Волосы у нее золотистые, как весеннее солнышко, глаза синие, как чистое небо. Она изящная, шагает легкой таинственной походкой. Одета она в пышный, длинный зеленый сарафан. Желтая блузка расшита в красивые весенние цветы, на голове у нее венок из подснежников. На руке у нее волшебный посох. Где коснется ее волшебный посох, все оживает. Рядом с ней идут ее друзья: птицы, насекомые, животные.

Весна -это красивая маленькая девочка. У нее кудрявые короткие волосы, голубые,как небо глаза. На ней пышное пестрое платье. Бегает она босиком, весеннего снега не боится, звонко и весело хохочет.Где коснутся земли маленькие босые ноженьки девчонки, там травка зеленая появляется, где коснутся голых деревьев ее маленькие ручонки, там смолистые душистые почки начинают раскрываться. От ее звонкого смеха насекомые просыпаются, птицы начинают громче петь, цветочки нежные появляются.

Весна –это младенец, появившийся на свет. У него слезы,как весенние ручейки, смех звонкий, как весенние капели. Все живое радуется его появлению…)

Какие ещё образы можно нарисовать к стихотворению?

(Лесную опушку, зайцев грудой, как медведь просыпается от зимней спячки, как весело стучит дятел по дереву…)

Какие цветовые оттенки будете использовать при рисовании своей картины?

(Слайд 13, 14 – образы весны в поэзии)

7. Подготовка к выразительному чтению.

Заметьте, что в конце 3-4 строк в первых трёх столбцах нет ни точек, ни запятых. О чём это говорит? (Там нет пауз).

Какую интонацию вы выберете: медленную, среднюю , быструю?

Прочитайте выразительно сначала себе, затем друг другу.

- Выразительное чтение вслух.

8. Работа по картине Н. Крымова «К весне». Знакомство с художником.

(Приложение 2 – портрет Н. Крымова)

- Рассмотрите репродукцию картины Н. Крымова на с. 117 учебника. А пока вы рассматриваете картину, я расскажу вам немного об авторе этого произведения искусства.

Николай Петрович Крымов – 1884 – 1958 русский художник начала прошлого века. Родился он в бедной семье и на обучение живописному мастерству тратил все свои сбережения. Из-за нехватки денег на краску пользовался той, что осыпалась с полотен богатых художников.

Николай Петрович Крымов был не только известным художником-пейзажистом, но и теоретиком живописи и преподавателем, оставившим после себя многочисленных благодарных учеников. Картина «К весне» была написана Крымовым в 1907 году и относится к раннему периоду творчества художника.

Здесь Крымов запечатлел переход от зимы к весне. В природе это время столь быстротечно и неуловимо, что люди его часто и не замечают. Художник в своей картине словно останавливает этот момент, фиксируя его на полотне.

Что и как изобразил художник? (Приложение 3 – описание картины)

(На переднем плане картины, справа, мы видим ствол дерева, такой же ствол тянется из левой части картины, как бы случайно попадая на полотно. Ветви этих деревьев причудливо сплетаются в вышине. Деревья по-весеннему голые, на них нет ни листьев, ни даже почек. Природа только пробуждается от долгого зимнего сна.

На ветвях расположились птицы, одни из главных предвестников наступающей весны. Но присмотритесь! Это красногрудые снегири и синички с ярко-желтыми красками в оперении. Да, зима не спешит сдавать свои позиции.

За деревьями изображены фасады и крыши домов. Кажется, что всю картину Крымов рисовал с натуры, находясь на крыше соседнего дома. Левую часть картины занимает обыкновенный дровяной сарай, серый и ничем не примечательный. А вот на доме справа невольно хочется задержать взгляд. Яркие краски, в которые художник раскрасил стены дома и флигеля, привлекают внимание и вносят свой вклад в общее весеннее настроение картины.

На крышах до сих пор лежит снег, но видно, что он доживает последние деньки. Еще немного и весеннее солнце окончательно уничтожит эту зимнюю примету. Сквозь голые ветви деревьев мозаичными фрагментами проглядывает весеннее бирюзовое небо с белоснежно-чистыми облаками. По крыше, наслаждаясь первыми солнечными лучами, важно прогуливается кот. На заднем фоне снова видны деревья, по цвету сливающиеся с серыми крышами.

Контуры картины кажутся немного размытыми, а линии нечеткими. Все вместе это создает впечатление легкости, прозрачности и хрустальной невесомости, свойственной ранней весне).

Сравните эти 2 произведения. Что можете сказать?

9. Стихи о весне, игра «Молчанка»

Итак, мы познакомились со стихотворением Клычкова «Весна в лесу», а теперь давайте поиграем в игру и вспомним, кто из поэтов написал следующие стихи о весне. (Приложение 4) У тех, кого лежит карточка на столе, читают нам отрывки из стихотворений, а вы сигналом показываете фамилию поэта, который написал это стихотворение.

(Карточки со стихами на столе, на доске фамилии.

1.Е.Баратынский

3.Ф. Тютчев

4.А. Плещеев)

Отлично справились с заданием!

Ответы обучающихся.

Обучающийся рассказывает о поэте.

Высказывания обучающихся.

Слушают.

Описывают картины.

Высказывания обучающихся.

Слушают, отвечают на вопросы учителя.

Работают с незнакомыми словами, объясняют значение.

Читают стихотворение.

И медведь с хребтом багровым встанет, щуряся, в лому.

Высказывания учащихся.

Так поэт описывает образ Весны.

Рассказы по представлениям учащихся.

Высказывания учащихся.

Анализируют стихотворение.

Сравнивают картину и стихотворение, находят сходство.

6.Рефлексия

Молодцы, ребята! А сейчас, продолжите предложения:

    Сегодня на уроке я узнал …

    На этом уроке я похвалил бы себя за …

    После урока мне захотелось …

    Сегодня я сумел …

Продолжают предложения.

7.Подведение итогов урока

Итак, наш урок подходит к концу, так о каком времени года мы с вами сегодня беседовали на уроке и читали стихи?

Ребята, с каким поэтом вы сегодня познакомились на уроке? Что вы о нём узнали?

Какие мысли и чувства выразил автор в этом стихотворении?

Домашнее задание

Выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить наизусть, нарисовать рисунки к стихотворению с.116-117.

Приложение 1. Портрет С.А. Клычкова

Клычков Сергей Антонович 1889 - 1937

Приложение 2. Портрет Н. Крымова.

Приложение 3.

Картина Н.П. Крымова «К весне» поражает чистотой и свежестью самых первых, еще несмелых солнечных лучей. Этот слепящий свет дарит невероятно радостное, бодрое настроение, он пронзает полотно и буквально захлестывает все сущее, вовлекая в бурную весеннюю волну и дома, и деревья.

Цветовая гамма, использованная художником, примечательна. Слегка размытые контуры, нечеткость линий и осветленные предметы создают удивительное впечатление необъяснимой легкости, свойственной самой ранней весне. Благодаря такому приему даже простоватые деревянные домики с их дымовыми трубами, чердаками и соломенными крышами кажутся красивыми и милыми, а деревья с голыми стволами - хрустально невесомыми.

Пришедшая в скромный пригород весна своим неуловимым волшебством способна украсить даже этот неприметный уголок. Уже сходящий с покатых крыш сероватый снег отживает свои последние деньки, чудесным образом превращаясь в стройную шеренгу сосулек, чьи бодрые и веселые капли оживляют и освежают картину. Еще виднеется высокий сугроб у самой стены дома, но и его дни уже сочтены, он очень быстро растает под влиянием весеннего настроения природы.

Так оживает и радуется весне вся земля, пока еще застывшая в ожидании настоящего тепла. И кот, коварно крадущийся по крыше, и птицы, яркими пятнами выделяющиеся на фоне однообразных деревьев, оживляют картину, даря ей неповторимое очарование и динамику. Алый окрас снегирей и желтые перья синичек помогают художнику внести разнообразие в эту залитую ровным светом картину. Они притягивают внимание и служат искусными штрихами в этой равномерной и сдержанной гамме.

Веселым и сказочным видится сквозь ветви высокое весеннее небо. И вдруг набежавшие белые облака уже не смогут оградить землю от светлых и праздничных солнечных лучей, пробуждающих все живое, преображающих унылый пейзаж.

Мягкость прохладной ранней весны, ее первые ласки и красоты в полной мере предстают перед зрителями в картине Крымова «К весне». Все человеческие стремления, желания и мечты, живущие даже в этом маленьком, неприглядном пригороде, дарят ощущение свежести, радости и подлинного счастья.

Приложение 4.

1. Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

2. Уходи, Зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горней вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,

С ней - царицею цветов,

С целой армией воздушной

Благовонных ветерков

3. Зима недаром злится,

Прошла ее пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон -

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

4. Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала

Картина Н. П. Крымова «К весне» поражает чистотой и свежестью самых первых, еще несмелых солнечных лучей. Этот слепящий свет дарит невероятно радостное, бодрое настроение, он пронзает полотно и буквально захлестывает все сущее, вовлекая в бурную весеннюю волну и дома, и деревья.

Цветовая гамма, использованная художником, примечательна. Слегка размытые контуры, нечеткость линий и осветленные предметы создают удивительное впечатление необъяснимой легкости, свойственной самой ранней весне. Благодаря такому приему даже простоватые деревянные

Домики с их дымовыми трубами, чердаками и соломенными крышами кажутся красивыми и милыми, а деревья с голыми стволами – хрустально невесомыми.

Пришедшая в скромный пригород весна своим неуловимым волшебством способна украсить даже этот неприметный уголок. Уже сходящий с покатых крыш сероватый снег отживает свои последние деньки, чудесным образом превращаясь в стройную шеренгу сосулек, чьи бодрые и веселые капли оживляют и освежают картину. Еще виднеется высокий сугроб у самой стены дома, но и его дни уже сочтены, он очень быстро растает под влиянием весеннего настроения природы.

Так оживает и радуется

Весне вся земля, пока еще застывшая в ожидании настоящего тепла. И кот, коварно крадущийся по крыше, и птицы, яркими пятнами выделяющиеся на фоне однообразных деревьев, оживляют картину, даря ей неповторимое очарование и динамику. Алый окрас снегирей и желтые перья синичек помогают художнику внести разнообразие в эту залитую ровным светом картину. Они притягивают внимание и служат искусными штрихами в этой равномерной и сдержанной гамме.

Веселым и сказочным видится сквозь ветви высокое весеннее небо. И вдруг набежавшие белые облака уже не смогут оградить землю от светлых и праздничных солнечных лучей, пробуждающих все живое, преображающих унылый пейзаж.

Мягкость прохладной ранней весны, ее первые ласки и красоты в полной мере предстают перед зрителями в картине Крымова «К весне». Все человеческие стремления, желания и мечты, живущие даже в этом маленьком, неприглядном пригороде, дарят ощущение свежести, радости и подлинного счастья.

(2 оценок, среднее: 3.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Пейзажи известного русского художника Н. П. Крымова красивы и разнообразны. Многие из них посвящены изображению зимней природы. Видимо, автор находил...
  2. Николай Петрович Крымов считается одним из лучших пейзажистов ХХ века. Он так рисует пейзажи знакомых мест, что каждый, кто смотрит...
  3. Благодаря известной картине художника Исаака Ильича Левитана «Март» многие художники впоследствии начали приделять большое внимание ранней весне. Он первый, кто...
  4. Илья Семенович Остроухов (1858-1929) родился и вырос в Москве и все свое творчество посвятил пейзажам средней полосы России. Одной из...