Сообщение образ праведницы в рассказе матренин двор. Образ праведницы в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор. Что обсудить в контексте литературного мастерства

Образ праведницы в рассказе Солженицына “Матренин двор”

I. Значение слова “праведник”.

II. Жизнь или житие?

1. Жизнь Матрены.

2. Смерть Матрены.

3. Окружающие в зеркале жизни и смерти Матрены.

III. Что остается людям.

Не стоит село без праведника.

Русская пословица

Праведник – справедливый, правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына “Матренин двор”, наверное, не считала себя праведницей, просто жила так, как жили ее соотечественники и односельчане.

Праведность

Человека определяется тем, какую жизнь он прожил, какой смертью умер, чему научил людей, каким словом вспомнят его после его ухода.

Жизнь Матрены была похожа на жизни тысяч ее соотечественниц. Трудности военного и послевоенного времени заставили людей пережить общую боль; страдание должно было сплотить людей, общая беда сделать их чище, добрее, праведнее. Но так было не со всеми, ведь на войну и трудную жизнь можно списать собственные грехи – мол, не мы плохие, жизнь плоха.

Никто не позавидовал бы Матрениной судьбе. Не дождавшись с войны мужа, ушла к его брату – и всю жизнь мучилась

Сознанием своей вины, родственной предательству, корила себя за свой грех… А весь грех был в том, что пожалела семью Фаддея, оставшуюся без помощи. Шестерых детей родила – и ни один не выжил.

Киру воспитала, дочку своего бывшего мужа. И всего богатства-то нажила, что крепкую горницу, грязно-белую козу, фикусы да колченогую кошку. Сдержанно осуждали ее односельчане: поросенка никогда не держала, “не гналась за обзаводом…

Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…” Так и умерла в нищете.

Смерть ставит все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена-праведница, каким словом помянут ее, как вспомнят? Вспомнили прежде всего, что некому теперь помочь копать огород, “вспахать на себе сохою” – покойница всем помогала, никакой платы не брала.

Как же теперь без ее помощи? Лучшая подруга, полвека дружившая с Матреной, застенчиво просит отдать ей обещанную Матренину “вязаночку серую”. Фаддей обеспокоен одной мыслью: надо забрать оставшиеся бревна, не то пропадут. Спорят об избе: кому она достанется – сестре или приемной дочери.

Плач по покойнице проходит по всем правилам, но показная скорбь по Матрене, погибшей из-за жадности нескольких близких людей, сочетается с попыткой оправдать себя: “…И зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла – не думала!

И что же ты нас не слушалась?… (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)”.

Хоронят и отпевают Матрену по всем правилам: и поп добросовестно ведет православную службу, и поминают по обычаю (“Вечную память”, как положено, перед киселем поют!). И гордятся тем, что все делается по-людски…

Ушла Матрена, “не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно…” И лишь два человека скорбят по Матрене искренно: “совсем не обрядно”, горько, по-бабьи рыдает приемная дочь Кира, мудро и спокойно, несуетно говорит о ее смерти “строгая, молчаливая старуха, древнее всех древних”, искреннюю боль испытывает постоялец.

Да, жизнь Матрены – не житие святой. Не все смогли оценить Ее праведность, многие осудили, но забыли ли? Останется она жить в памяти приемной дочери, не забудет ее жизненных уроков учитель, недолго деливший с нею кров… И все?

Но разве дело в том, как тебя оценят, что о тебе скажут? Дело в том, как ты проживешь свою жизнь, сумеешь ли остаться человеком, какую страничку впишешь в книгу жизни.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Образ праведница ярко приведен в рассказе “Матренин двор”. Действие происходят в советское время на станции “Торфопродукт”. Обстановка достаточно хмурая: “Облетели листья, падал снег – и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. и другая революция. И весь свет перевернулся”. Среди этой серости мы […]...
  2. 1. Солженицын – летописец советской эпохи. 2. “Матренин двор” – прототип праведного уголка в стране. 3. Образ Матрены. 4. Финал й смысл рассказа. А. И. Солженицын имеет свое особое место в русской литературе XX века. Он словно летописец этой эпохи, правдиво отражающий реальность, не приукрашивая и не искажая ничего. В его произведениях нет призыва к […]...
  3. Образ праведницы и трагизм ее судьбы Рассказ А. И. Солженицына был написан в 1950-е годы и является частично автобиографичным. Со временем многое было изменено в рассказе, например, название, время действия, но суть от этого не была утеряна. Целью автора было показать, что Россия богата не только необъятными просторами и плодородными землями, а также незаурядными, праведными […]...
  4. Ценность рассказа состоит в очень реалистичном и достоверном изложении событий. Жизнь и смерть Матрены Захаровой показаны такими, какими они были на самом деле. Название рассказа имеет несколько значений. Название рассказа показывает читателю, что на его страницах будет идти речь о жизни Матрены, ее доме и дворе. “Матренин двор” определяет пространство для совершения действия рассказа. После […]...
  5. “Без праведника не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”. А. И. Солженицын Удивительными людьми держится мир. Встречаются такие люди редко. Но тот, кому посчастливится на своем жизненном пути встретиться хотя бы с одним из них, внутренне преображается: становится лучше, чище, добрее. Такая встреча заставляет внимательнее приглядываться к людям, вслушиваться в их голоса, вдумываться […]...
  6. Когда-то книги Александра Исаевича Солженицына были запретными, их тайно перепечатывали и давали почитать на ночь. Когда-то и сама личность этого писателя была запретной, потому что он никогда не боялся говорить то, что все и так знали, но боялись выражать: о свирепости правительственных расправ, о несправедливости социалистического строя, о государственных тюрьмах. Писатель до сих пор остается […]...
  7. Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе “Матренин двор”. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы […]...
  8. В ПОИСКАХ ПРАВЕДНИКА Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие. А. Солженицын, “Матренин двор” Начнем с отрицания. […]...
  9. Исследование русского характера – вот основная тема творчества А. Солженицына, которая развивалась в произведениях писателя конца 50 – начала 60-х годов. В рассказе “Матренин двор” (1959) автор изобразил народный хaрактер, сумевший сохранить себя в страшной смуте XX века. Мир, который окружает Матрену, главную героиню рассказа, полон лжи, жестокости, предательства, бесчувствия. Однако она смогла устоять среди […]...
  10. Исходное название рассказа “Матренин двор” – “Не стоит село без праведника”, окончательное дал А. П. Твардовский. При напечатании по требованию редакции год действия 1956 поменялся на 1953, т. е. дохрущевским временем. Из-за этого начало повествования менялось. Впервые рассказ напечатан в “Новом мире”, 1963, №1. Первый подвергнут атаке советской прессы. В частности, автору указывалось, что не […]...
  11. В начале XX века Россия подверглась тяжелым испытаниям. Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой отпечаток на судьбах людей. Погибло много невинных людей, сре­ди них женщины и дети. Это была эпоха Сталина. Деспотизм и тер­рор преследовали людей. В стране не было хлеба, и вся надежда была только на деревню. На нее нажимало правительство, […]...
  12. Оборудование 1. Словарь к уроку: Духовность, праведник, праведничество, характер. 2. Портрет А. И. Солженицына, иллюстрация к рассказу. 3. Магнитофон (запись финала рассказа). На доске записаны: проблемный вопрос “Можно ли Матрену считать праведницей?” и ответы на него, в которых представлены различные точки зрения. “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот […]...
  13. Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе Матренин двор. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы […]...
  14. ДЕРЕВЕНСКАЯ ТЕМА В РАССКАЗЕ “МАТРЕНИН ДВОР” А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА Произведения А. И. Солженицына отмечены суровой жизненной правдой. В рассказе “Матренин двор” он повествует о судьбах русской деревни, о тех нравственных сдвигах, которые происходят в душах крестьян. Главной героине рассказа пришлось испытать на своем веку много горя и несправедливости: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа […]...
  15. Крестьянская тема всегда была особенно важна для творчества А. И. Солженицына. Крестьянами были его предки. Писатель считал крестьянство тем социальным слоем, в котором дольше всего сохранялись традиционные нравственные устои: трудолюбие, душевность, щедрость. Рассказ “Матренин двор”, написанный в 1959 году, одно из первых произведений, раскрывающих неблагополучие деревни 50-ых годов. Здесь Солженицын изобразил народный характер, сумевший сохранить […]...
  16. Крестьянская тема всегда была особенно важна для творчества А. И. Солженицына. Крестьянами были его предки, крестьянство он считал тем социальным слоем, в котором дольше всего сохранялись традиционные нравственные устои русского народа: трудолюбие, совестливость, душевная щедрость. И рассказ “Матренин двор”, написанный в 1959 году и опубликованный в “Новом мире” в 1963-м Одно из первых произведений, раскрывших […]...
  17. “Матренин двор” – это рассказ о беспощадности человеческой судьбы, злого рока, о глупости советских послесталинских порядков, о жизни простых людей, далеких от городской суеты и спешки, о жизни в социалистическом государстве. Этот рассказ, как замечал сам автор, “полностью автобиографичен и достоверен”. Отчество рассказчика – Игнатич – созвучно с отчеством А. Солженицына – Исаевич. Действие происходит […]...
  18. Как хорошо, что ни современное искусство, ни русский коммунизм не оставляет по себе ничего, кроме архивов. С. Дали Дали как-то сказал: “Если ты из тех, кто считает, что современное искусство превзошло искусство Вермера или Рафаэля, не берись за эту книгу и пребывай в блаженном идиотизме” (“Десять наставлений тому, кто хочет стать художником”). Думаю, оспорить трудно. […]...
  19. КРЕСТЬЯНСКАЯ ТЕМА В РАССКАЗЕ АЛЕКСАНДРА СОЛЖЕНИЦЫНА “МАТРЕНИН ДВОР” Вокруг имени Александра Исаевича Солженицына всегда много эмоций, интеллектуального напряжения и дискуссий. Наш современник, возмутитель спокойствия в застойное лихолетье, изгнанник с неслыханной мировой славой, один из “зубров” литературы русского зарубежья, Солженицын соединяет в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие наше сознание начала. Характерен этим и рассказ […]...
  20. Русская деревня в изображении Солженицына в рассказе “Матренин двор” Многие произведения А. И. Солженицына повествуют об истории России. Через них он пытался передать правду о жизненных нравах, условиях быта народа, и описать целый период советского времени. Невозможно оставаться равнодушным, читая его рассказы. Одним из таких произведений является “Матренин двор” – рассказ, который был назван “основополагающей […]...
  21. Матрена Васильевна – главная героиня рассказа А. И. Солженицына “Матренин двор”. Ей было около шестидесяти лет. Жила она в деревне Тальново, которая находилась недалеко от торфоразработки. Я считаю, что Матрена Васильевна была нужным человеком в селе, потому что она всегда приходила всем на помощь. А главное, что от ее помощи была какая-то помощь. Ведь можно […]...
  22. “Какова Россия А. И. Солженицына?” Вопрос поставлен слиш­ком обще, поэтому мы обращаемся ко второй части этого пункта, где нам предлагают описать образ России в рассказе “Матренин двор”. Герой рассказа хочет “затесаться и затеряться в самой нут­ряной России – если такая где-то была, жила”. После многих лет, проведенных в заключении, рассказчик хочет внутренней тишины. Важным условием […]...
  23. “Не стоит село без праведника” – таково первоначальное название рассказа. Рассказ перекликается со многими произведениями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее видится судьба Матрены посреди этой обстановки. Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила труду, самозабвенному […]...
  24. Матрена – одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни – дом: “… не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего…”. Героиня перенесла много […]...
  25. Начнем с отрицания. Посмотрим у Даля: “Праведник – человек, живущий во всем по закону Божьему”. То есть безгрешный. Хороша же безгрешная: не дождалась суженого с войны, вышла замуж за его брата, да время сложное и жить одной сложно, но ведь праведник не может жить в идеальных условиях, ведь праведность – это подвижничество, духовный подвиг. Но […]...
  26. Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это – рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына. Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба […]...
  27. Художественный мир в рассказе выстраивается линейно – в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека много претерпевшего на своем веку, мечтавшего “затесаться и затеряться в самой нутряной России”. Рассказчик оценивает ее жизнь со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во второй части […]...
  28. В 1963 в “Новом мире” был опубликован рассказ Солженицына “Матренин двор”. И в этом случае писателю пришлось изменить первоначальное название – “Не стоит село без праведника”. Слово “праведник” вызывало религиозно-христианские ассоциации, а Русь уже давно была советской. Прототипом главной героини – Матрены – стала крестьянка Матрена Васильевна Захарова, в доме которой поселился Солженицын по окончании […]...
  29. В рассказе А. И. Солженицына “Матренин двор” образ праведника является ключевым. Автор произведения не сразу раскрывает истинную сущность главной героини. На первый взгляд, Матрена предстает перед читателем простой сельской жительницей со своими заботами и “странностями” – желанием постоянно помогать людям. Именно эта черта является важнейшей в деревенской праведнице. Матрена была одной из немногих, кто всегда […]...
  30. “Матренин двор” – рассказ А. И. Солженицына, написанный в 1959 году. Авторская цель в произведении достигается в разработке двух образов – рассказчика и главной героини, Матрены Васильевны. Акцент на ее имени возник в рассказе в связи с заглавием, придуманным редактором. В первоначальном варианте произведение называлось “Не стоит село без праведника”. Изменения были направлены на то, […]...
  31. Какова роль автобиографического рассказчика Игнатьича в повести А. И. Солженицына “Матренин двор”? Формируя развернутое рассуждение на предложенную тему, укажите разницу между образами рассказчика, повествователя и автора в художественном произведении. Подчеркните, что рассказчик – это Персонифицированный повествователь, ведущий рассказ от первого лица и наделенный собственной речевой манерой. Поясните, что рассказчик А. И. Солженицына после неудачного поселения […]...
  32. Судьба рассказчика схожа с судьбой самого Александра Исаевича Солженицына – он тоже фронтовик. И тоже возвращение его с фронта задержалось “годиков на десять”. То есть пришлось отсидеть ни за что – как полстраны, если не больше, сидело тогда в лагерях. Герой мечтает работать учителем в сельской глубинке – подальше от цивилизации. Он отбыл ссылку “в […]...
  33. Вторая половина 1950-х годов ознаменовалась формированием оригинального жанра “монументального рассказа”. Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова “Судьба человека”. В 1960-е годы жанровые черты “монументального рассказа” узнаются в “Матренином дворе” А. Солженицына, “Матери человеческой” В. Закруткина, “При свете дня” Э. Казакевича. Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем общечеловеческих ценностей. […]...
  34. В произведении “Матренин Двор” А. Солженицын описывает жизнь одной женщины, которая мудра и трудолюбива, но, к сожалению, очень одинока. Матрена, так зовется эта женщина, очень отзывчива. Этим пользуются люди, но никто никогда не пытался ей помочь. И это не может не удручать читателя. Название произведения “Матренин двор” можно истолковать по-разному. Читатель сам для себя определит, […]...
  35. История создания Рассказ “Матренин двор” был написан Солженицыным в 1959 г. Первое название рассказа – “Не стоит село без праведника” (русская пословица). Окончательный вариант названия придумал Твардовский, который был в то время редактором журнала “Новый мир”, где и был напечатан рассказ в № 1 за 1963 г. По настоянию редакции начало рассказа было изменено и […]...
  36. В произведении “Матренин двор” Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщины – Матрены, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзывчивостью. Само название рассказа “Матренин двор” можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово “двор” может означать просто уклад жизни Матрены, ее хозяйство, ее […]...
  37. Изгнанник с неслыханной мировой славой, А. И. Солженицын соединяет в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие наше сознание начала. Характерен этим рассказ “Матренин двор”. В центре повествования – судьба деревенской женщины. Понятие “село” для А. Солженицына является моделью (синонимом) народной жизни конца 19 – начала 20 веков. Существование национального мира, по мнению автора, невозможно […]...
  38. Рассказ “Матренин двор” был напечатан в 1963 г. в “Новом мире”. Первоначально рассказ назывался “Не стоит село без праведников”. Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий, название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956 был заменен автором на 1953. “Матренин двор”, как замечал сам автор, “полностью автобиографичен и […]...
  39. Многие страницы в творчестве Солженицына повествуют об истории России. Эта тема не случайно выбрана автором. В ней он пытается передать все свои знания и переживания того времени. 1956 год – это время насилия и деспотии. Народ несет на себе тяжелый груз, под которым сгибается спина. Жизненные нравы и условия быта народа будут показаны в его […]...

Праведник - справедливый, правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», наверное, не считала себя праведницей, просто жила так, как жили ее соотечественники и односельчане.Праведность человека определяется тем, какую жизнь он прожил, какой смертью умер, чему научил людей, каким словом вспомнят его после его ухода.Жизнь Матрены была похожа на жизни тысяч ее соотечественниц. Трудности военного и послевоенного времени заставили людей пережить общую боль; страдание должно было сплотить людей, общая беда сделать их чище, добрее, праведнее. Но так было не со всеми.

Никто не позавидовал бы Матрениной судьбе. Не дождавшись с войны мужа, ушла к его брату – и всю жизнь мучилась сознанием своей вины, родственной предательству, корила себя за свой грех… А весь грех был в том, что пожалела семью Фаддея, оставшуюся без помощи. Шестерых детей родила – и ни один не выжил. Киру воспитала, дочку своего бывшего мужа. И всего богатства-то нажила, что крепкую горницу, грязно-белую козу, фикусы да колченогую кошку. Сдержанно осуждали ее односельчане: поросенка никогда не держала, «не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…» Так и умерла в нищете.

Смерть ставит все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена-праведница, каким словом помянут ее, как вспомнят? Вспомнили прежде всего, что некому теперь помочь копать огород, «вспахать на себе сохою» – покойница всем помогала, никакой платы не брала. Как же теперь без ее помощи? Лучшая подруга, полвека дружившая с Матреной, застенчиво просит отдать ей обещанную Матренину «вязаночку серую». Фаддей обеспокоен одной мыслью: надо забрать оставшиеся бревна, не то пропадутПлач по покойнице проходит по всем правилам, но показная скорбь по Матрене, погибшей из-за жадности нескольких близких людей, сочетается с попыткой оправдать себя: «…И зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла – не думала! И что же ты нас не слушалась?… (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».

Хоронят и отпевают Матрену по всем правилам: и поп добросовестно ведет православную службу, и поминают по обычаю. Ушла Матрена, «не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно…» И лишь два человека скорбят по Матрене искренно: «совсем не обрядно», горько, по-бабьи рыдает приемная дочь Кира, мудро и спокойно, несуетно говорит о ее смерти «строгая, молчаливая старуха, древнее всех древних», искреннюю боль испытывает постоялец. Горький вывод делает автор рассказа: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».



Какие проблемы поднимает в своей прозе И.С. Тургенев? (На примере одной из повестей по выбору учащегося.)

Общественная значимость творчества Тургенева объясняется тем, что автор облачал даром усматривать в заурядных событиях актуальные общественные и нравственные проблемы. Такие проблемы затронуты писателем и в повести «Ася».

Сюжет «Аси» крайне прост. Некий господин знакомится с девушкой, влюбляется в псе, грезит о счастье, по сразу не решается предложить ей руку, а решившись, узнает, что девушка уехала, навсегда исчезнув из его жизни. В повести немного событий, автор сосредоточивает внимание па переживаниях персонажей. С точки зрения автора, особенности психологии и жизненной позиции героев «Аси» - Гагина и Н. Н. - характеризуют нравственное состояние современного общества, в частности современного дворянства, рисуют духовный портрет русского человека.

Описанная в «Асе» история несостоявшейся любви начинается в Германии. Н. Н. - молодой человек лет двадцати пяти, дворянин, привлекательный и богатый, путешествует по Европе «без всякой цели, без плана», и в одном из германских городов он случайно слышит русскую речь на празднике. Он знакомится с симпатичной молодой парой - Гагиным и его сестрой Асей, милой девушкой, лет семнадцати. Ася пленяет рассказчика своей детской непосредственностью, эмоциональностью.



Ася не похожа на Гагина. В отличие от брата, которому, по замечанию рассказчика, не хватало «цепкости и внутреннего жара», у нее ни одно чувство не было «вполовину». Характер девушки во многом объясняется се судьбой. Ася - побочная дочь Гагина-старшего от горничной. После смерти матери девочка жила с отцом, а когда умер и он, перешла на попечение брата. Ася болезненно воспринимает свое ложное положение. Она очень нервна, ранима, особенно в том, что может задеть ее гордость.

Если Ася, но характеру отличается от брата, то в рассказчике, напротив, есть черты сходства с Гагиным. В любви Н. Н. к Асе, с его колебаниями, сомнениями, страхом ответственности, как в незаконченных этюдах Гагина, видятся какие-то узнаваемые признаки «славянского» внутреннего хаоса.

В решающий момент своей жизни герой оказался неспособным на нравственное усилие, обнаружил свою человеческую несостоятельность. В повести автор прямо не говорит об упадке русского дворянства, его неспособности взять па себя ответственность за будущее страны, но современники писателя почувствовали в рассказе звучание этой темы.

Однако содержание «Аси» не исчерпывается психологическим исследованием определенного социального явления. В повести затронуты также проблемы, имеющие вневременной, внесоциальный характер, и, прежде всего - проблема истинных и ложных ценностей. Даже в эпизодах, прямо не связанных с движением сюжета, Тургенев стремился выразить свое ощущение богатства мира, красоты человека, который «есть высшая нравственная ценность». Ограниченности рассудка, дисгармонии человеческих отношений противопоставлена в рассказе жизнь души, ее способность отторгать ложное и устремляться к истинному.

Фольклорные традиции в образе Василия Тёркина. (По поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин») Какие качества народного характера нашли воплощение в образе Василия Теркина (по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»)

Главный герой поэмы, воплощенный в образе Василия Теркина, - народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах. Твардовский сумел создать типичный образ русского солдата, с его плюсами и минусами. Он создал живого человека. Перед нами предстает воин, который любит свой народ, свою Родину.

Образ Теркина имеет фольклорные корни, это «богатырь, сажень в плечах», «весельчак», «человек бывалый». За иллюзией простоватости, балагурства, озорства скрываются нравственная чуткость и органично присущее чувство сыновнего долга перед Родиной, способность без фразы и позы совершить подвиг. В этом отношении характерна глава "Поединок", построенная на перекличках с былинным эпосом. Теркин вступает в единоборство с сильным, физически превосходящим его противником. С одной стороны, автор укрупняет этот эпизод:

Как на древнем поле боя,Грудь на грудь, что щит на щит, –Вместо тысяч бьются двое,Словно схватка все решит.

Однако былинная торжественность, масштабность события как бы заземляются автором, который возвращает описываемому человеческое измерение, не отменяя полностью торжественности и масштабности ситуации:

Бьется насмерть парень бравый,Так что дым стоит горой,Словно вся страна-держава Видит Теркина:– Герой! Что страна! Хотя бы рота Видеть издали могла, Какова его работа И какие тут дела.

В то же время Теркин в книге не только былинный, общенациональный тип, но и личность. Фольклорные герои в былинах, как мы знаем, остаются одними и теми же от начала до конца повествования. Образ Теркина дан в эволюции: чем ближе к концу произведения, тем больше печальных раздумий появляется в поэме. Последние строки главы показывают его с неожиданной стороны:

– Что ж ты, брат, Василий Теркин, Плачешь вроде?.. – Виноват...

Подвиг солдата на войне показан Твардовским как каждодневный и тяжкий ратный труд - бой, переход на новые позиции, ночлег в окопе или прямо на земле, «заслонясь от смерти черной только собственной спиной». А герой, совершающий этот подвиг, - обыкновенный, простой солдат: Человек простой закваски, Что в бою не чужд опаски... То серьезный, то потешный, ... Он идет - святой и грешный...В образе Теркина Твардовский подчеркивает лучшие качества русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность родной земле.

1. Солженицын - летописец советской эпохи.
2. «Матренин двор» - прототип праведного уголка в стране.
3. Образ Матрены.
4. Финал й смысл рассказа.

А. И. Солженицын имеет свое особое место в русской литературе XX века. Он словно летописец этой эпохи, правдиво отражающий реальность, не приукрашивая и не искажая ничего.

В его произведениях нет призыва к протесту. И это общая характеристика мировоззрения Солженицына. Он оставляет в душах своих героев место вере, смирению, но не озлоблению и страху перед жизнью. И этим он рисует образ праведника в XX веке.

Образ праведницы мы найдем и в рассказе «Матренин двор». Это еще и биографический момент в жизни писателя. После освобождения из лагеря Солженицын прожил около трех лет в Казахстане, потом переехал в Рязанскую область и работал учителем математики в сельской школе.

Его взгляд на деревню тех лет может показаться излишне жестоким. Но это суровая правда жизни тех лет и от нее не уйти. Это было и будет на страницах истории. Необычное в этом рассказе и то, что главным персонажем здесь является женщина. Мы привыкли к изображению лишь мужчины, чаще зека, в лагерной системе тоталитаризма. Или просто мужчины, испытывающего натиск страшной эпохи. Для Солженицына традиционно в основе рассказа лежит случай, который нам и помогает понять образ главного героя.

Итак, действие переносит читателей на станцию с таким типичным для советского времени названием «Торфопродукт». Пейзаж открывается глазу достаточно хмурым: «Облетели листья, падал снег - и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся». Или: «Стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их свели под корень на благо светлому социалистическому будущему. Стол в деревне стал беден, уже не пекли сами хлеба. Работали только «в колхоз» так, что даже собственным коровам сено доставали из-под снега. Не хотел ли этим писатель показать, что деревни, на которой стояла вся Русь испокон веков, больше нет. Осталась лишь ее словно бы бездушная и бесплотная оболочка. Как призрак, мечущийся между небом и землей, не находящий покоя где-то в потустороннем мире и не поддавшийся благостному забвению в нашем мире.

Среди этой однообразной жизни вырисовывается портрет Матрены, с «лучезарной», «доброй» и «извиняющейся» улыбкой. И все лицо ее, и все существо согревалось откуда-то изнутри тем светом, который излучала не то улыбка, не то душевная доброта и светлость. И здесь-то Солженицын открывает нам секрет простой красоты этой женщины: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». А голос ее с «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках», передающий исконно русскую речь, успокаивает и, может, даже убаюкивает. А фикусы, заполнявшие избу, скрадывали ее одиночество и были ее «домочадцами», потому как сама она жила как будто забытая всеми.

Да, после всех испытаний, которые перенесла эта женщина, она осталась одна. Столько горя и не справедливости выпало на ее долю: разбитая любовь, смерть шестерых детей, труд в деревне, потеря мужа на фронте, тяжелая болезнь, обида на колхоз, который на протяжении лет выжимал из нее все соки, а затем, как вещь, словно бы списал, не оставив ей никакой поддержки и пенсии. Теперь, забытая всеми, жила она убого, бедно, одиноко - «потерянная старуха, вымученная тяготами жизни, болезнью и болью за вас как будто подаренные никому годы». Родные боялись ее просьб и думали, что ей их помощь вовсе не нужна. Не оттого, что она и не надеялась, а просто не привыкла и не верила, что кто-то ей самой может помочь. Несмотря на то, что все в округе осуждали ее и считали глупой, смешной, батрачкой, бесплатно работающей на всех, вечно лезущей в мужичьи дела (развязка рассказа и случай, послужившей причиной смерти Матрены), эта женщина не озлобилась на мир, сохранила светлый, добрый дух, лучезарную улыбку, чувство жалости и радости. Наверное, и поэтому и была Матрена непонятой всеми. Она и в старости не знала покоя, работая с остальными женщинами деревни, помогая им в который раз - бескорыстно.

Матрена и сердилась-то «на кого-то не невидимого», но зла и обид ни на кого не держала. Она отдавала себя всю работе, словно желая забыть себя в том антигуманном мире, в котором ей приходилось жить. Она всегда была занята, а «дела звали», что даже при неимении сил несла она «зимой салазки на себе, летом вязанки на себе». Сохраняя душевную теплоту, искренность, независимость характера и быта, не испытывала Матрена ни какой зависти чужому изобилию и относительному благополучию. Женщина, напротив, радовалась, если кому-то везло больше, чем ей. Никогда за всю свою жизнь не гналась эта женщина «за обзаводом», а после ее смерти тут же объявились сестры, «захватили избу, козу и печь. Заперли сундук ей на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». А после новая подруга, «единственная, но искренне любила Матрену в этой деревне» забрала вязаную кофточку погибшей женщины, чтоб сестрам не досталось. Золовка, признававшая сердечную доброту Матрены, говорила об этом «с презрительным сожалением». Похороны Матрены, сцена поминок еще большей силой показывают, что она ушла из жизни, так не кем не оплаканная. Потому что пьяные люди совсем не вкладывали чувств в эту память. Поминки, траурное прощание с добрейшей души женщиной были превращены в заурядные посиделки с выпивкой и сытным ужином. Потеря такой праведницы символична. «Не стоит село без праведника», а смерть Матрены - начало деградации, массового регресса и гибели нравственных устоев.

Матрена при жизни умела противостоять злу и не справедливости, насилию, стоически выдерживая испытания с улыбкой. А с ее гибелью умер и ее праведный мир, который растащили по бревнышку. И не кто не заметил праведницу ни до, ни после смерти. Некому теперь хранить эти высокоморальные устои. Трагизм рассказа заключается и в том, что и сам автор не понял до конца Матрены. Он просто один из тех, кто раскаялся за нравственную слепоту и бездушия окружающих. Солженицын преклоняется перед человеком с такой бескорыстной душой, абсолютно безответной и порою самозабвенной, но беззащитной. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». И Россия, по мнению писателя, будет стоять, пока есть рядом с нами такие ангелы.

Не стоит село без праведника.

Русская пословица

План

I. Значение слова «праведник».

II. Жизнь или житие? 1. Жизнь Матрены.

2. Смерть Матрены.

3. Окружающие в зеркале жизни и смерти Матрены.

III. Что остается людям.

Праведник – справедливый, правильный человек, строго соблюдающий законы морали. Героиня рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор», наверное, не считала себя праведницей, просто жила так, как жили ее соотечественники и односельчане.

Праведность человека определяется тем, какую жизнь он прожил, какой смертью умер, чему научил людей, каким словом вспомнят его после его ухода.

Жизнь Матрены была похожа на жизни тысяч ее соотечественниц. Трудности военного и послевоенного времени заставили людей пережить общую боль; страдание должно было сплотить людей, общая беда сделать их чище, добрее, праведнее. Но так было не со всеми, ведь на войну и трудную жизнь можно списать собственные грехи – мол, не мы плохие, жизнь плоха.

Никто не позавидовал бы Матрениной судьбе. Не дождавшись с войны мужа, ушла к его брату – и всю жизнь мучилась сознанием своей вины, родственной предательству, корила себя за свой грех… А весь грех был в том, что пожалела семью Фаддея, оставшуюся без помощи. Шестерых детей родила – и ни один не выжил. Киру воспитала, дочку своего бывшего мужа. И всего богатства‑то нажила, что крепкую горницу, грязно‑белую козу, фикусы да колченогую кошку. Сдержанно осуждали ее односельчане: поросенка никогда не держала, «не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев…» Так и умерла в нищете.

Смерть ставит все на свои места, подводит итог человеческой жизни. Что же оставит в наследство своим близким Матрена‑праведница, каким словом помянут ее, как вспомнят? Вспомнили прежде всего, что некому теперь помочь копать огород, «вспахать на себе сохою» – покойница всем помогала, никакой платы не брала. Как же теперь без ее помощи? Лучшая подруга, полвека дружившая с Матреной, застенчиво просит отдать ей обещанную Матренину «вязаночку серую». Фаддей обеспокоен одной мыслью: надо забрать оставшиеся бревна, не то пропадут. Спорят об избе: кому она достанется – сестре или приемной дочери. Плач по покойнице проходит по всем правилам, но показная скорбь по Матрене, погибшей из‑за жадности нескольких близких людей, сочетается с попыткой оправдать себя: «…И зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла – не думала! И что же ты нас не слушалась?… (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим!)».

Хоронят и отпевают Матрену по всем правилам: и поп добросовестно ведет православную службу, и поминают по обычаю («Вечную память», как положено, перед киселем поют!). И гордятся тем, что все делается по‑людски…

Ушла Матрена, «не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по‑глупому работающая на других бесплатно…» И лишь два человека скорбят по Матрене искренно: «совсем не обрядно», горько, по‑бабьи рыдает приемная дочь Кира, мудро и спокойно, несуетно говорит о ее смерти «строгая, молчаливая старуха, древнее всех древних», искреннюю боль испытывает постоялец.

Да, жизнь Матрены – не житие святой. Не все смогли оценить ее праведность, многие осудили, но забыли ли? Останется она жить в памяти приемной дочери, не забудет ее жизненных уроков учитель, недолго деливший с нею кров… И все? Но разве дело в том, как тебя оценят, что о тебе скажут? Дело в том, как ты проживешь свою жизнь, сумеешь ли остаться человеком, какую страничку впишешь в книгу жизни.

Они сражались за Родину (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»)

Жизнь свою за други своя…

А. Ахматова

План

I. Память о войне.

II. «А зори здесь тихие…» – книга о великом подвиге народа. 1. Разные пути – и одна судьба.

2. Не бывает бессмысленной смерти.

3. Женщина на войне.

III. Их подвиг бессмертен в памяти народной.

Шестьдесят пять лет прошло с тех пор, как отгремела Великая Отечественная война. Но в народе живет память о людях, отстоявших родную землю. Об их подвигах мы узнаем из рассказов ветеранов, из учебников истории и, конечно, из художественной литературы. Одним из самых известных произведений о войне является повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…».

Девушки‑солдаты, герои этого произведения, имеют разное прошлое, разные характеры, воспитание. Кажется, ничего нет общего между уравновешенной, сдержанной Ритой Осяниной и веселой, отчаянной Женей. Разные судьбы – и одна судьба: война. Война не обезличила, но объединила, сплотила девушек – героинь книги. У всех одна цель – отстоять свою Родину, свой поселок, свой клочок земли. Ради этой высокой цели бойцы рискуют жизнью, мужественно борются с врагом, который намного сильнее их. Они не задумываются о подвиге, защиту Отечества считают долгом.

Смерть девушек может показаться вовсе не героической, даже бессмысленной. Можно ли назвать, например, героической гибель в болоте? Не увидят потомки и обелиска над могилой Осяниной, и даже ее сын, возможно, не узнает, где похоронена мать. Но если бы не их самоотверженность, не беззаветный героизм простых советских солдат, наш народ не смог бы выстоять в страшной, кровопролитной войне.

Девушки на войне познали лишения, горе, страх. Но познали они также и истинное солдатское товарищество. Они стали близкими людьми, и даже нелюдимый, замкнутый старшина искренне привязался к своим подчиненным и полюбил их.

Война сплотила народ. Бойцы защищали не только свою землю, свой дом, но и товарищей, и родных, и вовсе незнакомых. Девушки на войне не имели права забыть, что они матери, дочери, внучки. Они вынуждены были не только растить, но и спасать своих детей, их будущее. Может быть, самая большая трудность положения женщины на войне заключалась в том, что приходилось объединять две несоединимые, взаимоисключающие задачи: продолжать жизнь, воспитывая детей, и убивать ее, воюя с фашистами. Рита Осянина, находясь на службе, ночами навещает своего маленького сына; она нежная мать и храбрый боец.

Они сражались за Родину… Предназначенные самой природой для другой, более высокой миссии, нежные и слабые, умеющие любить и жалеть, они взяли в руки оружие, чтобы убивать и мстить. Война изменила привычный уклад жизни, изменила даже души людей, сделав робких смелыми, слабых сильными. Их даже самый маленький вклад в победу велик, их подвиги бессмертны, покуда мы о них помним.

Предварительный просмотр:

Урок по рассказу

А. И. Солженицына «Матренин двор»

«Образ праведницы в рассказе

«Матрёнин двор».

Подготовила Гвоздева А. В.

МОУ «Поповская ООШ» 2012 г.

План урока:

1. Вступительное приветствие

2. Душа человека. Смысл слова «праведник»

3. Беседа по плану

4. Беседа по проблемным вопросам

7.Заключительное слово учителя.

Д/З к уроку:

Анализ образа Матрены Васильевны по плану

1) Описание дома, хозяйки, обитателей дома

2) Один день из жизни Матрёны Васильевны.

3) Прошлое Матрёны

4) Общение с Богом

5) История с горницей

6) Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству, к искусству.

Цели урока:

Помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть.

Подвести учащихся к осмыслению образа Матрены как праведницы земли русской;

Формирование нравственных ориентиров учащихся;

Приобщение учащихся к творчеству А. Солженицына;

Развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;

Эпиграф к уроку:

« Смысл земного существования не в благоденствии, а в развитии души» - А. И. Солженицын.

I Вступление

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы еще раз будем говорить о рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Мы будем анализировать образ главной героини и попытаемся ответить на сложные философские вопросы о смысле человеческой жизни. Я желаю вам успехов. Я надеюсь, что эта тема будет вам очень интересна и каждый из вас проявит свои способности и получит хорошие оценки.

II Душа человека

Что отличает человека от животного? Душа. Бог дает каждому человеку бессмертную душу. Сколько слов связано в русском языке со словом душа!

Душа болит, радуется, В чем только душа держится , Вложить душу ,

Души не чаять , Душа нараспашку Жить душа в душу .

Человек приходит в мир ребенком с чистой, безгрешной, доверчивой душой. Его душа открыта всем ветрам жестокого мира. Став взрослым, он научится зависти, жестокости, подлости. Как устоять перед соблазнами мира, не озлобиться, не потерять себя? Лишь немногим удастся сохранить свой свет, свою душу до конца чистой. Такой предстает перед нами героиня рассказа Солженицына

II Значение слова “праведник”

Учитель: Как вы знаете, Солженицын первоначально назвал свой рассказ “Не стоит село без праведника”? А что означает это слово? (Учащиеся дают свое понимание) Какими качествами обладает праведник?

Всеми перечисленными качествами обладает главная героиня рассказа Матрена Васильевна. Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом, через художественные детали текста.

IV Аналитическая беседа по плану

Матрёнин дом. Описание дома, хозяйки, обитателей дома

  1. Что привело героя-рассказчика в деревню Тальново?
  2. Вспомним самое первое описание дома Матрёны. На что прежде всего невольно обращаешь внимание? Чем поразила эта изба Игнатича снаружи и изнутри?
  3. Что побудило героя-рассказчика поселиться именно у Матрёны?
  4. Русская печь, тёмное тряпьё, тусклое зеркало, толпа фикусов…Каково предназначение каждой из этих вещей? Чем Матрёна особенно дорожила? Приведите пример. (Почему?)
  5. Вспомните, кто ещё проживал с Матрёной под одной крышей? Как истории этих «жильцов» раскрывают образ хозяйки дома?

- Кошка из жалости была Матреной подобрана

Но я свыкся с шуршанием тараканов, ибо в нем не было ничего злого, в нем не было лжи .

Один день из жизни Матрёны Васильевны

  1. Когда и как начинался Матренин день?
  2. Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?

Почему? Козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе -- мелкую, а мне -- с куриное яйцо.

4) Власть в рассказе.

Она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе -- не полагалось ей пенсии за себя , а добиваться можно было только за мужа , то есть за утерю кормильца.

Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом

экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли --

начальству, да кто при начальстве,

Председатель новый, недавний, присланный из города, первым делом

обрезал всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а

десять соток так и пустовало за забором.

Жена председателя приходила к Матрене. Она была тоже женщина

городская, решительная, коротким серым полупальто и грозным взглядом как бы

военная.

Вызывали врача однажды, та приехала злая очень, велела Матрене, как

отлежится, приходить на медпункт самой. Матрена ходила против воли, брали

анализы, посылали в районную больницу -- да так и заглохло.

ВЫВОД - Власть враждебна человеку

«Общение» с Богом

  1. Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога? В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как дремучая язычница, в каких – как истинная христианка?
  2. Вспомните случай с котелком.

Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?

  1. Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?

Сделайте вывод. С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было - просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?

Прошлое Матрёны

  1. Вспомним первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части). Что это за события? Какие чувства вызывает у вас прочитанное? От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)? Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?
  2. Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа(2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)?
  3. Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.

«Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».

Сделайте вывод. Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть вспять?

Матрёна и Фаддей Миронович

  1. Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик? Что поражает в его внешности? Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?
  2. Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре? Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?

Сделайте вывод, перечитав строчки из текста: «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

Почему слово добро автор выделяет курсивом? (Другой смысл)

История с горницей

  1. Зачем Матрена разрешает ломать дом?

- чтобы получить и удержать участок земли, надо было молодым

поставить какое-нибудь строение. Шла для этого вполне Матренина горница. А

другого нечего было и поставить, неоткуда лесу взять. И не так сама Кира, и

не так муж ее, как за них старый Фаддей загорелся захватить этот участок в

Черустях.

  1. Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом?

Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму

горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела

Матрена никогда. И горница эта все равно была завещана Кире. Но жутко ей

было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне,

постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна

дома. А для Матрены было это -- конец ее жизни всей.

  1. Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».

Но в тот же день началась метель

- внезапно потеплело, в один день разом распустило, стали сырые туманы, журчали ручьи, прорывшиеся в снегу, и нога в сапоге увязала по все голенище.

- кошка колченогая сбрела со двора -- и пропала

4) Смысл заглавия рассказа. (Двор, дом – образ микромира)

Черты характера главной героини, ее отношение к труду, к людям, к богатству, к искусству.

  1. Какие черты характера можно назвать главными в Матрене (искренность, доверчивость, трудолюбие, деликатность, сердечность, простота, бескорыстие, умение прощать, терпеливость и т.д.)
  2. Особенности речи - «дуэль, разведка, картонный суп)
  3. Ее отношение к людям.
  4. К богатству
  5. Вспомните эпизоды, художественные детали текста, где автор раскрывает главное в Матрене (эпизод с лошадью, отношение к кошке, Кира, поросенок)

Как относятся окружающие к Матрене. Почему считают ее глупой?

- По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, вечно работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала…”

Даже после смерти Матрены они приходят не “поплакать о ней”, а забрать ее “добро”. Для раскрытия характера окружающих Матрену людей автор использует метод психологического наблюдения. Выясняется, что ни жалость, ни сострадание им не свойственны.

- Люди злы, они погрязли в грехах

- Матрена живет по другим меркам, по другим правилам. В ней нет жадности, корысти, зависти

Слово учителя. Перед нами – непростая судьба русской женщины, прожившей безотрадную, полную забот и лишений жизнь с несостоявшейся любовью, смертью шестерых детей, непосильный труд в колхозе за палочки-трудодни, тяжелая болезнь, обида на колхоз, выбросивший ее из общей жизни как отработанный материал. Твардовский писал: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? (Рассказ заставляет задуматься о смысле жизни.)

V Беседа по проблемным вопросам

  1. Как вы считаете, какие качества в себе надо уничтожать, а с какими можно смириться? Послушаем песню «Окно» в исполнении С. Копыловой
  2. Какова тема песни? Зависть – один из смертных грехов. Святые отцы считают зависть одним из самых тяжких грехов и равносильной убийству. Почему?
  3. Что общего в этих произведениях?
  4. Обратимся к эпиграфу урока. Согласны ли вы с Солженицыным?
  5. Может быть, не стоит так усложнять жизнь? Жить, как живешь? Почему каждый человек должен вести работу над собой?

Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно достойно, не забывая, что это – бесценный дар Бога.

Послушаем прекрасное стихотворение Бориса Пастернака «Больница»

Учитель: Что понял человек, герой стихотворения?
(Как вариант письменной работы на уроке или задания на дом)

Человек должен быть
1) _____________________________________________________
2) _____________________________________________________
3) _____________________________________________________

Учитель : Ребята, сегодня мы с вами говорили о рассказе «Матренин двор».

У Матрёны почти ничего нет за душой. Зато в ней жива душа, тот внутренний тёплый свет, который не может обжечь – только согреть…

Её не понимают, о ней говорят с презрительным сожалением, а она слушает лишь голос своего сердца.

Если бы каждый из нас смог услышать этот тихий голос, напоминающий: «Ты – человек, самое великое творение божье, и Бог живёт в душе твоей. Помни это». Очень хочется, чтобы помнили. Может быть, тогда многое изменится и в обществе, и в душе каждого человека.

Подведение итогов. Выставление оценок. Д/З