Судьба похожа самсона что значит. Русский Самсон. Как сложилась судьба силача Александра Засса на Западе? Проявление характера в детстве

Библейский герой, еврей, ветхозаветный судья из земли Ханаан. Боролся с недружественным народом филистимлян и прославился подвигами. Имя Самсон переводится с иврита как «солнечный».

В библейскую Эпоху Судей «судьями» называли авторитетных людей, к которым израильтяне обращались за судом. Эти же люди были значимыми носителями этнического самосознания, которые призывали израильтян противостоять ассимиляции и утрате этнической идентичности. В этом качестве мог выступать любой человек - и пророк, и женщина, и даже главарь разбойничьей банды. Мифологический Самсон - один из них.

Самсон в Библии

Народ Самсона, порабощенный филистимлянами, сорок лет страдал из-за этого. Пока Самсон рос, постоянно был свидетелем того, как унижали соотечественников. Возмужавший герой решает отомстить поработителям-филистимлянам.


Самсон был назореем - посвященным Богу. Это значило, что герой придерживался некоторых обетов - не мог есть винограда и пить изготовленных на его основе напитков, притрагиваться к мертвецам и стричь волосы. Громадная физическая сила, дарованная герою, «содержалась» в длинных волосах Самсона и проявилась еще в детстве.

Повзрослев, герой решил жениться на филистимлянке. Родители отговаривали Самсона от этого брака, но герой настоял на своем. Раз, отправившись в город, где жила будущая супруга, Самсон встретил льва. Зверь хотел наброситься на героя, но Самсон успел раньше и разорвал льва голыми руками.


Во время свадебного пира произошел эпизод, ставший началом неприятной истории. Герой решил развлечься и загадал гостям загадку. Ответивший правильно получил бы тридцать пар одежды и рубашек. Гости вынудили юную супругу героя вызнать у того правильный ответ, а затем передать им. Ночью женщина выпытала у мужа ответ в постели, а потом «сдала» соплеменникам. Формально Самсон проиграл и должен был выдать нечистым на руку свадебным гостям «приз». Герой устроил драку в городе, убил тридцать филистимлян и отдал как приз их одежды.

После этого отец супруги внезапно передумал и без предупреждения отдал дочь за другого мужчину. А сам Самсон решил, что ничто больше не мешает планам мести, и принялся мстить филистимлянам, как только подсказывала фантазия. Легенды описывают, как Самсон поджег хвосты трем сотням лисиц и пустил зверей на поля во время жатвы. Хлеб филистимлян сгорел вместе с лисицами. Сам же борец скрылся в горах.


Запуганные Самсоном филистимляне сожгли несостоявшегося тестя героя вместе с дочерью, решив, что агрессия спровоцирована конкретно ими. Но герой заявил, что мстит филистимлянам как народу, а не этим конкретным людям, и дальше будет веселее. Вскоре жители города боялись выходить за стены, потому что Самсон открыл на них охоту. И спасения от героя не было никакого.

Устроенный Самсоном террор привел к тому, что филистимляне напали на соседние владения евреев. К Самсону в горное убежище пришла делегация из трех тысяч соплеменников и выдвинула претензии насчет ухудшившихся еще больше отношений с филистимлянами. Самсон разрешил евреям связать его и выдать филистимлянам, чтобы те успокоились.


Так и поступили, однако в момент, когда героя уже должны были передать в руки филистимлян, тот разорвал путы и сбежал. По дороге герой подобрал ослиную челюсть и принялся убивать ею филистимлян, какие попадутся, и так расправился с тысячей человек.

Остановившегося на ночлег в городе филистимлян Самсона местные попытались поймать, заперев для надежности городские ворота. Но герой вынес ворота вместе со столбами и демонстративно отнес на вершину горы. Совладать с героем в итоге удалось благодаря филистимлянке . Женщина вызнала, что сила героя в волосах, и когда тот уснул позвала человека, который срезал волосы Самсону.


Потерявшего силу героя ослепили, заковали в цепи и бросили в темницу. Филистимляне со временем расслабились настолько, что развлечения ради притащили Самсона в храм собственного божества Дагона. А волосы героя меж тем успели отрасти снова. В храме Самсон воззвал к Богу и последним усилием обрушил своды на головы тем, кто был внутри, погибнув вместе с ними.

  • Именем Самсона названы два фонтана. Один сейчас находится в Киеве в Национальном художественном музее, другой - действующий - в Петергофе. Оба обыгрывают сюжет разрывания Самсоном львиной пасти.

  • В книге знаменитого антрополога Джеймса Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете» подмечено сходство Самсона из Библии с древнеславянским Кощеем Бессмертным, с учетом перемены ролей антагониста и героя.
  • Для протестантов XVII века образ Самсона стал символом их собственной борьбы против власти Папы Римского.

Экранизации

В 1963 году в Италии вышел фильм «Геракл против Самсона», где пересеклись вольно интерпретированные библейские и греческие мифы. Роль Самсона там сыграл актер Илош Хошаде.


Самсон здесь представлен мятежником и лидером антигосударственного движения, который скрывается от властей в небольшой иудейской деревне. В эту деревню попадают греки и , после того как тех вместе с командой выносит к берегам Иудеи. Корабль греков потерпел крушение, и они хотят вернуться домой.

Самсона разыскивают царские воины, а Геракла, спешащего с товарищами к столице, чтобы там раздобыть корабль, случайно принимают за Самсона. Происходит это потому, что Геракл на глазах у местного купца убивает голыми руками льва - такой же подвиг совершил Самсон, и это известно каждому.


Купец докладывает «куда следует», и в столице спутников Геракла берут в плен, а греческому герою велят пойти и найти взаправдашнего Самсона, раз уж тот утверждает, что сам - не Самсон. Вместе с Гераклом на поиски отправляется царица Далила.

Когда Геракл находит Cамсона, между ними происходит стычка, но в итоге равные силой бойцы завязывают дружбу и решают вместе свергнуть царя в Иудее. Далила, добравшись до столицы прежде героев, «сдает» тех царю, и на подходах к столице Геракла и Самсона ждет армия.

В 2009 году в Австралии вышла мелодрама «Самсон и Далила». В фильме не воспроизводится библейский сюжет непосредственно, здесь речь скорее идет об аллегории. О социальных проблемах, которые возникают в общинах аборигенов в Австралии.


Главные герои - подростки Самсон и Далила - живут в нищете. После того как односельчане избивают Далилу палками, бегут в город. Там судьба героев не становится лучше, никто не обращает на бездомных подростков внимания, и те не знают, как заработать. После тяжелых испытаний герои возвращаются обратно в родную деревню. Роль Самсона в этом фильме играет Роуэн Макнамара.

В 2018 году выйдет на экраны американский боевик «Самсон» - зрелищная экранизация библейского мифа, где героя сыграет актер Тейлор Джеймс.

Цитаты

«И сошел на него Дух Господень, и он растерзал [льва] как козленка; а в руке у него ничего не было».
«Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек».
«И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей».

«АиФ» отыскал родственников самого сильного человека в мире.

Чемодан в наследство

В одном из своих коронных номеров Засс разрывал мощную железную цепь одним усилием мышц грудной клетки: атлет просто делал глубокий вдох, наполняя лёгкие. При этом любой из зрителей мог проверить, что цепь не бутафорская. Ладонью Александр забивал 15-сантиметровые гвозди в доску толщиной 10 см. Во время другого номера Засс, поднимаясь под купол цирка, зубами (!) держал канат, на котором в воздухе качался рояль - на инструменте тем временем играла акробатка. На арене на специальную платформу, которую атлет держал на плечах, могли взобраться до 15 человек. Так, во время одного из представлений на плечах Александра оказался и будущий премьер Англии Уинстон Черчилль .

Он забивал гвозди голыми рука- ми, а затем пальцами, словно клещами, доставал их обратно. Фото: из личного архива Юрия Шапошникова

Удивительный Самсон умудрялся ловить руками 90-килограммовое ядро, выпущенное из пушки. С лёгкостью брал на плечи лошадь и спокойно расхаживал с ней по арене. У этого номера была особая история. В 1914 г., во время Первой мировой войны, когда Засс служил в царской армии, его лошадь ранили, и, чтобы не бросать животное на произвол судьбы, он взвалил коня на плечи и понёс к своим.

Титул «самый сильный человек в мире» Самсону присвоили британские и американские журналисты. При жизни Засса это его звание никто не сумел оспорить. Вот и на могиле атлета в английском городке Хокли две записи. На английском, если перевести, будет: «Александр Засс (Самсон) - сильнейший человек мира, умер 26.09.1962 в возрасте 74 лет». И вторая на русском: «Дорогой Шура, ты всегда с нами. Сестра Надя Засс, племянник Юра».

Родственников силача - того самого племянника Юрия Владимировича Шапошникова , которому в августе исполнится 95 лет, и его жену Лилию Фёдоровну - «АиФ» нашёл в Москве. Квартира супругов - словно мини-музей Засса: уникальные фотографии Самсона, афиши представлений, личные письма и вещи. «После смерти Александра Засса на пороге нашей московской квартиры появился английский джентльмен Он сообщил, что мы можем получить наследство дяди - особняк в городе Хокли, это 40 минут на электричке от Лондона, какое-то имущество и деньги в банке. Но для оформления документов нужно было отправиться в Англию ».

Юрий Шапошников с женой. Фото: АиФ/ Мария Позднякова

«Вы представляете, что такое в 1962 г. из СССР поехать в Англию оформлять наследство, если ты обычный гражданин? Нереальная история , - разводит руками Лилия Фёдоровна. - Мы извинились. Сказали, что принять наследство не можем ». Спустя время к ним по почте пришёл чемодан с личными вещами Засса, которые они бережно хранят.

На связь с родственниками из СССР знаменитый атлет вышел незадолго до кончины.

«Александр Засс родился в 1888 г. Кроме него в семье было ещё два брата и две дочери. Одна из них - Надежда - моя мама , - рассказывает Юрий Владимирович. - Дядя был гениальным самородком. Семья жила в провинции, и будущий силач выписывал множество журналов по физической культуре. Списался с извест-ным профессором Евгением Сандовым , который согласился взять его в заочные ученики. Он присылал юному Александру список упражнений. Нужны были гантели, но денег на них не было, и дядя использовал камни, которые привязывал верёвками к палкам. Он много работал над развитием сухожилий, считал, что сила кроется именно в них.

Дядя очень жалел о своём погибшем на войне старшем брате - говорил, что тот был ещё сильнее. Во время Первой мировой войны пострадал и сам Александр Засс - шрапнелью ему перебило ноги. Раненый, без сознания, он попал в плен. Благодаря своей выносливости он не только встал на ноги, но и совершил побег. Однако в советскую Россию ему, казаку, воевавшему в царской армии, путь был закрыт. В Европе он начал выступать в цирке - сначала в Венгрии, затем во Франции, а последние несколько десятилетий провёл в Англии. И вот однажды наш знакомый, который знал английский и читал тамошние журналы, сказал: «Брат вашей мамы очень знаменит на Западе. Может, напишем ему?» Это было время хрущёвской оттепели. При Сталине мы, конечно, не отважились бы писать за рубеж. А тут всё сложилось. В редакции английского спортивного журнала нам дали и адрес, и телефон. Дядя сразу ответил, мы начали переписываться и перезваниваться. Он говорил, что очень хочет приехать на Родину. Внезапная смерть нарушила эти планы. А мы с женой впервые побывали на его могиле в конце 80-х гг. Тогда началась перестройка, в Москве появилось много и-ностранцев. Одна семейная пара, с которой мы познакомились, оказалась… из Хокли - города, где жил Засс! Чудо какое-то. Они организовали нам приглашение. И мы без копейки денег (не смогли купить валюту) поехали в Хокли. Увидели дом дяди, нас даже пустили внутрь. А одна женщина рассказала, что ещё девочкой была однажды поражена, когда на её глазах русский богатырь, занимаясь хозяйственными делами, ладонью вбил огромный гвоздь в оконную раму».

Силача поднимают под купол цирка, в то время как он держит зубами канат, на котором висит рояль с играющей на нём акробаткой. Фото: из личного архива Юрия Шапошникова

Мечта сгорела в пожаре

Собственное расследование о судьбе Засса уже в наше время провёл Игорь Храмов , президент благотворительного фонда «Евразия». «Дело в том, что Засс впервые вышел на арену цирка в моём родном Оренбурге , - рассказывает он. - Во время командировки в Англию мне пришлось по крупицам собирать детали биографии Александра Ивановича. У Засса не было детей. Он женился один-единственный раз. Ему тогда было 38 лет, а невесте, воздушной гимнастке Бланш , - 16 лет. Молоденькая жена скончалась во время родов. Её портрет всегда висел в изголовье Удивительного Самсона. Позже у вдовца Засса были отношения с воздушной гимнасткой Бетти . Именно она играла на рояле, который на канате в зубах держал Александр. Уже после кончины Засса в одном интервью Бетти призналась, что ревновала его к другим женщинам, поэтому решила с ним расстаться. Она вышла замуж за клоуна Сида . Правда, совместные выступления с русским силачом продолжила. Однажды канат оборвался, девушка упала на арену, получила перелом позвоночника. Ни муж, ни Засс Бетти не оставили. Благодаря их заботам она вернулась из больницы на манеж. Однако следующая травма навсегда приковала Бетти к инвалидной коляске.

Последний раз с силовыми номерами Засс выступил в возрасте 66 лет, после чего сосредоточился на дрессуре. Азы этого искусства освоил ещё в России под руководством самого Анатолия Дурова - основателя знаменитой династии. Когда внук Анатолия Дурова Владимир Дуров приехал на гастроли в Англию, с ним встретился Засс. Он попросил Дурова помочь с организацией его визита в Москву ».

В апреле 2011 г. городской совет Хокли к приезду оренбургской делегации благоустроил место захоронения Александра Засса. Фото:

«Признаться, мы уже ждали встречи с дядей в Москве. И вдруг приходит известие о его смерти », - вспоминает Юрий Владимирович.

Памятник (скульптор Александр Рукавишников) установлен в 2008 г. перед зданием оренбургского цирка. Фото: Предоставлено Оренбургским благотворительным фондом «Евразия»

P. S. Загадку Засса - откуда такая феноменальная сила в человеке со столь скромным ростом (1 м 68 см) - пытались разгадать и при жизни, и после смерти Удивительного Самсона. Делал это и Юрий Владимирович - ему удалось задать знаменитому род-ственнику множество вопросов и получить на них ответы.

Трагическая судьба «мученика четырнадцатого класса» Вырина после Достоевского не раз привлекала внимание критиков, отмечавших гуманизм и демократизм Пушкина и оценивавших «Станционного смотрителя», как одну из первых, начиная с 18 века, реалистических повестей о бедном чиновнике. Выбор Пушкиным героя – станционного смотрителя был не случайным. В 20-х годах 19 в. В русской литературе, как известно, появляется немало нравоописательных очерков, рассказов, героями которых оказываются люди «низшего класса.» Кроме того возрождается жанр путешествий.. В середине 20- х годов в журналах все чаще начинают появляться стихотворения, поэмы, очерки в которых уделяется внимание не только описаниями края, но и встречам, беседам со станционными смотрителями. В повести три приезда рассказчика, отделенные один от другого несколькими годами, организуют ход повествования, и во всех трех частях, как и во введении, повествование ведется рассказчиком. Но во второй, центральной, части повести мы слышим и самого Вырина.

Казалось наступила решительная минута в жизни человека, когда все накопленные прошлые обиды поднимут его на бунт во имя святой справедливости. Но «…слезы навернулись на глаза, и он дрожащим голосом произнес только: «Ваше высокоблагородие!…Сделайте такую божескую милость!» Вместо протеста вылилась мольба, жалкая просьба. Третья картина: (спустя два дня). Снова перед важным лакеем, который грудью вытеснил его из передней и хлопнул дверью ему под нос. Четвертая картина: Снова перед Минским: «Пошел вон! «- и, сильною рукой схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу. И наконец, еще через два дня возвращение из Петербурга к себе на станцию, очевидно тоже пешком. И Самсон Вырин смирился. Второй приезд рассказчика – он видит, что «горе превратило доброго мужика в хилого старика.» И не ускользнувший от внимания рассказчика вид комнаты (ветхость и небрежность), и изменившийся облик Вырина (седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина), и удивленное восклицания: «Это был точно Самсон Вырин, но как он постарел! « – все это свидетельствует о том, что рассказчик симпатизирует старому смотрителю.

Суд. 16:1-3 . Описанное здесь свидетельствует о такой неимоверной физической силе Самсона, которая сопоставима разве что с его моральным несовершенством. Об этом последнем свидетельствует и то обстоятельство, что, оказавшись однажды в Газе, прибрежном городе, находившемся почти в 50 км, от его родной Цоры, Самсон решил развлечься с блудницей. Филистимляне, узнав, что он в городе, задумали стеречь его всю ночь, чтобы утром, когда станет выходить из дома блудницы, убить его.

Но, обманув их "бдительность", Самсон поднялся в полночь и, уходя из Газы, снял с петель двери городских ворот, положив их вместе с запором… на плеча свои, и отнес их на вершину горы, которая на пути к Хеврону. Согласно местному преданию, это была гора Эль Монтар, расположенная восточнее Газы. Существует и другая версия: речь идет о горе, находящейся в получасе ходьбы от Газы, на север от нее; ее будто бы называют Самсоновой горой.

5) Попав в руки Далиды, Самсон теряет свою силу (16:4-22).

Суд. 16:4-14 . После того полюбил Самсон женщину из долины Сорек. Звали ее Далида. Вероятно, филистимлянка, она носила семитское имя, означавшее "посвященная"; это, возможно, свидетельствует, что она была храмовой проституткой.

Владельцами Филистимскими, которые явились к Далиде, чтобы вовлечь ее в заговор против Самсона, могли быть градоначальники пяти самых крупных городов филистимских. Каждый из них предложил женщине огромные деньги (по тысяче сто сиклей серебра) за согласие выведать, в чем великая сила Самсона, и как возможно одолеть его. Первые три попытки Далиды заставить Самсона открыть свой секрет не увенчались успехом. Он лишь поддразнивал ее, придумывая "средства", которыми, якобы, можно его обессилить и сделать таким, как прочие люди.

То он предлагал связать себя семью сырыми тетивами (изготовлявшимися из кишок животных), а то новыми веревками (непригодность которых в его случае уже была продемонстрирована; 15:13). Затем заявил, что станет бессильным, если вткать семь кос головы его в ткань и прибить ее к ткацкому станку. В присутствии спрятанного в ее спальне филистимского "представителя" Далида прибегла ко всем трем способам (очевидно, когда Самсон крепко спал; сравните 16:13), но ни один из них "не сработал". Коварная любовница как бы забавлялась с Самсоном и дразнила его, каждый раз пробуждая спящего криком: Филистимляне идут на тебя! На деле же это было знаком для спрятанного у нее филистимлянина - убедиться в действенности или бездейственности очередного способа.

Суд. 16:15-17 . В конце-концов, не выдержав ее упреков и приставаний, Самсон сказал Далиде правду об источнике своей силы, которая не от колдовства происходила, как, вероятно, думали филистимляне, а давалась ему свыше, от Духа Божия (13:25; 14:6,19; 15:14). Это сверхъестественное действие в нем высшей силы было, однако, поставлено в зависимость от отведенной Самсону особой роли в исполнении планов Божиих; "отделенность" его была облечена в форму назорейского статуса (ибо я назорей Божий от чрева матери моей, говорит Самсон Далиде), ненарушимым символом которого для Самсона должны были стать волосы на голове его - бритве нельзя было коснуться их на протяжении всей его жизни (13:5). (Хотя не в волосах, конечно, как таковых заключалась сила Самсона.) Нарушение этого условия свидетельствовало бы о последнем и непоправимом неповиновении Самсона Господу, и неповиновение это началось в тот момент, когда он открыл свою тайну любовнице, доверять которой у него не было никаких оснований.

Суд. 16:18-22 . Итак, в руки филистимлян Самсон попал по неразумию своему. Усыпила его Далида… и велела… остричь семь кос головы его… и отступила от него сила его. Проснувшись и на этот раз от крика Далиды: Филистимляне идут на тебя, Самсон! - он попытался, как в прежних случаях, воспользоваться своей силой. И не знал, что Господь отступил от него. Дух Господень оставил его, и стал Самсон пленником филистимлян и перестал быть судьею Израиля.

Филистимляне ослепили потерявшего силу Самсона и привели его в Газу (скорее всего в отместку за оскорбление, которое он нанес Газе, унеся на плечах своих, словно игрушку, ее городские ворота). Там они сковали его цепями и заставили молоть зерно в тюрьме, куда посадили, т. е. исполнять унизительную для мужчины женскую работу. (Вполне возможно, что молол Самсон на небольшой ручной мельнице, так как нет уверенности, что большие мельницы, на которых работа совершалась силой домашних животных, уже существовали в ту пору.)

После недолгого пребывания в тюрьме волосы на голове Самсона начали отрастать. Наступили дни филистимского праздника, и тогда-то Самсон обратился с мольбой к Господу (стих 28), чтобы дал ему силы для последнего отмщения филистимлянам (стихи 29-30).

6) Отмщение Самсона филистимлянам.

Суд. 16:23-30 . Знатные филистимляне собрались, чтобы принести великую жертву Дагону, богу своему. Дагон был западносемитским божеством хлебных урожаев (1-Цар. 5:2-7; 1-Пар. 10:10), воспринятым филистимлянами у аморреев. Думая, что это Дагон избавил их от Самсона, предав его в руки их, они славили бога своего и веселились, а для пущей радости вызвали из тюрьмы еще недавно всесильного врага своего, чтобы развлекал их (может быть, самым видом своим, т. е. демонстрацией своей беспомощности).

Филистимские храмы обычно представляли собой длинное помещение, крышу которого подпирали изнутри два мощных столба. Множество филистимлян собралось в храме Дагона (включая три тысячи человек на крыше его) и, вероятно, во дворе, и все они радовались и веселились, глядя на слепого Самсона. И тогда он попросил мальчика, водившего его, подвести его к столбам храма, дабы прислониться к ним и отдохнуть.

Тут-то и воззвал Самсон к Господу с мольбой вспомнить о нем и вернуть ему его былую силу только на кратчайшее время, чтобы в последний раз отомстить врагам своего народа, а затем умереть вместе с ними. И Бог услышал последнюю молитву Самсона. И вот сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был храм языческого бога, и обрушился он на весь народ, бывший в нем. Так что при смерти своей… умертвил Самсон больше филистимлян чем при жизни. До этого, последнего, "избиения" филистимлян Самсоном он убил их, по меньшей мере, 1030 человек: 30 в Аскалоне (14:19) и 1000 в Рамаф-Лехе (5:14-17).

7) Погребение Самсона.

Суд. 16:31 . И пришли братья Самсона (до сих пор о них не упоминалось) и все родственники его в Газу и, взяв тело его, пошли и похоронили его между Цорой (где он родился; 13:2)и Естаолом (13:25; 18:2,8,11) во гробе Маноя, отца его. Так завершилось двадцатилетнее правление Самсона, двенадцатого судьи Израиля (15:20).

Хотя Самсону дано было действовать по внушению Святого Духа, и от Него была его неимоверная физическая сила, последний судья Израиля неоднократно впадал в искушения, вследствие чего и страдал. Его жизнь звучит со страниц Библии предостережением всем тем, кто не знает удержу в удовлетворении своих плотских побуждений и страстей.

III. Эпилог: общая ситуация в дни судей (главы 17-21)

В богословском плане главы 17-21 образуют эпилог, иллюстрирующий состояние религиозного отступничества и социальной деградации, столь характерных для периода судей. В глазах автора (вероятно, писавшего в первые годы царского правления) эта атмосфера свидетельствовала о том, что в "Израиле, не имевшем царя" (17:6; 18:1; 19:1; 21:25) господствовала анархия.

В плане историческом события, описанные в главах 17-21, образуют своего рода приложение к книге Судей, поскольку все они имели место в предшествовавшие и даже довольно давние времена. На ранние даты их указывает то обстоятельство, что в дни, когда они происходили, был еще жив внук Аарона (20:28), а также ссылка на ковчег в Вефиле (20:27-28). Возможно, события, о которых тут рассказывается, совершались во дни Гофониила, первого судьи.

Эпилог состоит из двух главных разделов: 1) Главы 17-18, в которых рассказ об изготовлении Михой-ефремлянином и его матерью идолов для домашнего поклонения и о том, как Миха нанял священником некоего левита по имени Ионафан (18:30), переплетается с сообщением о миграции племени Данова и о его идолопоклонстве. 2) Главы 19-21, в которых рассказывается об отвратительной жестокости, учиненной в Гиве по отношению к наложнице другого левита и о последовавшей за этим гражданской войне против колена Вениаминова, жестокого и непокорного; война эта явилась прелюдией к исчезновению племени Вениамина.

Библейский Самсон

САМСОН

САМСОН (Шимшон), сын Маноаха из колена Дана, «судья» (правитель) древних израильтян, чьи подвиги описаны в библейской книге Судьи (13-16). Рассказ о нем более насыщен легендами, чем повествования о других «судьях».

Рассказ о рождении Самсона — характерный мотив о чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине. Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве, и поэтому ей возбраняется пить вино и есть что-либо нечистое,а когда ребенок родится, ему нельзя стричь волосы. Ангел также возвестил, что мальчику предназначено начать избавление Израиля от ига филистимлян.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Жертвоприношение Маноя. 1641 г.
Картинная галерея, Дрезден.

Сказания о Самсоне, о которых повествует книга Судей, связаны с тремя филистимскими женщинами. Первая жила в филистимском городе Тимна, или Тимната. Свой первый подвиг Самсон совершил на пути в Тимнату, убив голыми руками напавшего на него льва.

Питер Пауль Рубенс. Самсон, разрывающий пасть льва.1615-16 гг.
Собрание Виллар-Мир, Мадрид

В Тимнате на своей свадьбе Самсон загадал филистимлянам основанную на происшествии со львом загадку, которую они не могли разгадать, и уговорили невесту выпытать у Самсона ответ. Когда Самсон понял, что обманут, он в гневе напал на Ашкелон и, убив 30 филистимлян, возвратился в родительский дом. Когда через несколько дней Самсон пришел повидаться с женой, оказалось, что ее отец, полагая, что Самсон отказался от нее, выдал ее замуж за «брачного друга» Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Самсон угрожает тестю. 1635 г.

В отместку Самсон сжег поля филистимлян, выпустив на них 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами. Узнав причину гнева Самсона, филистимляне сожгли его неверную жену и ее отца, однако Самсон счел это недостаточным и нанес многим тяжелые увечья. Филистимляне выступили в Иудею, чтобы поймать и наказать Самсона. Напуганные израильтяне послали к Самсону делегацию из трех тысяч человек с требованием отдать себя в руки филистимлянам. Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам. Однако когда его подвели к лагерю филистимлян, он легко разорвал веревки и, схватив ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян.

Гюстав Доре.Самсон громит филистимлян ослиной челюстью

Вторая история связана с филистимской блудницей в Газе. Филистимляне окружили ее дом, чтобы утром захватить Самсона, однако тот встал среди ночи, вырвал городские ворота и унес их на гору, «которая на пути к Хеврону».

Третьей филистимской женщиной, из-за которой Самсон погиб, была Длила (в русской традиции Далида, позже Далила), обещавшая филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чем сила Самсона.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Предательство Далилы. 1629-30 гг.
Государственные музеи Берлина

После трех неудачных попыток ей все же удалось узнать секрет: источником силы Самсона были его нестриженые волосы.

Франческо Мороне. Самсон и Далила

Усыпив Самсона, Длила велела состричь «семь кос головы его».

Питер Пауль Рубенс. Самсон и Далила.

Фрагмент

Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплен, закован в цепи и брошен в темницу.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Ослепление Самсона.

Фрагмент. 1636 г.

Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему.

Питер Пауль Рубенс. Смерть Самсона.1605 г.
Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес

Вознеся молитву Богу, Самсон сдвинул колонны с места, храм обрушился, и под развалинами погибли собравшиеся там филистимляне и Самсон. «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей». Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом.

Гробница Самсона сегодня

Книга Судьи сообщает, что Самсон «судил» Израиль 20 лет. Самсон отличался от других «судей»: он единственный, кому еще во чреве матери было предназначено стать избавителем Израиля; единственный «судья», наделенный сверхчеловеческой силой, совершающий небывалые подвиги в сражениях с врагом; наконец, Самсон — единственный «судья», который попал в руки врага и погиб в плену.

Шнорр фон Карольсфельд .Гибель Самсона

Тем не менее, несмотря на его фольклорную окраску, образ Самсона вписывается в плеяду «судей» Израилевых, действовавших под водительством «духа Божьего», нисходившего на них и дававшего им силу «спасти» Израиль. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием.

Шиферный барельеф «Самсон разрывает пасть льва»

XI—XII вв.

Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые, по мнению ряда исследователей, восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» — буквально `солнечный`, «косы головы его» — солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

«Самсон, раздирающий пасть льва» — центральный фонтан

дворцово-паркового ансамбля Петергоф а. ( 1736 г.)

Библейский сюжет о Самсоне — одна из излюбленных тем в искусстве и литературе , начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в ., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, — драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.).

Среди произведений 18 в . следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-ха-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В 19 в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в . Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано — издательство «Библиотека-Алия», Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ахават Шимшон» — «Любовь Самсона», 1951-52) и другие.

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Л. Кранах, Рембрандт, Ван Дейк, Рубенс и другие.

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).