Т яблонская утро фрагмент картины. Т. Яблонская – Утро (сочинение по картине). Описание картины Т. Н. Яблонской «Утро»

Полеченкова Екатерина

С древних времен пришло понятие: «Сочувствие - это разделить чувства другого человека, а сострадание - значит взять на себя часть страданий, облегчить горе».

Люди не всегда понимают, как можно проявить сострадание и милосердие в наше сытое и мирное время, и путают его с жалостью.

Мы не рождаемся с чувствами сострадания и милосердия, но мы можем таковыми стать!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект по литературе на тему «Сочувствие и сострадание в произведениях В. Г. Короленко и А. П. Платонова» Выполнила: ученица 8 А класса Полеченкова Екатерина Руководитель прокта: Дмитриева Т. И.

Цели и задачи Целью моего проекта стало раскрытие смысла и формирование первоначального представлении о сочувствии и сострадании у подростков. Задачи: Привлечь подростков (одноклассников) к обсуждению проблемы сочувствия и сострадания. Провести социологический опрос о понимании смысла слов «сочувствие» и «сострадание» у одноклассников. Провести анализ произведений А.П.Платонова, В.Г.Короленко о сочувствии и сострадании.

Сочувствие, сострадание – это те качества, которыми обладает далеко не каждый человек, но так или иначе они возникают у любого человека на протяжении всей жизни. Вызываются ситуацией, которая кажется нам жалостливой, грустной и возникает желание помочь человеку. Если у человека возникает чувство сострадания, значит он хочет и готов помочь. С древних времен пришло понятие: «Сочувствие - это разделить чувства другого человека, а сострадание - значит взять на себя часть страданий, облегчить горе». Люди не всегда понимают, как можно проявить сострадание и милосердие в наше сытое и мирное время, и путают его с жалостью. Мы не рождаемся с чувствами сострадания и милосердия, но мы можем таковыми стать!

Андрей Платонов (1899-1951)

Владимир Короленко (1853-1921)

Дети подземелья

Анкетирование Вы знаете о жизни А. П. Платонова? Вы знаете о жизни В. Г. Короленко? Знаете ли вы, что такое доброта? Знаете ли вы, что такое сочувствие и сострадание? Помог ли бы ты не знакомому человеку в беде? Часто ли ты помогаешь людям? Отличается ли жалость от сострадания? Если вас попросят о помощи, вы согласитесь?

Результаты анкетирования

Заключение На графике опроса видно, что равнодушных у нас большинство и это побудило меня на создание данного проекта. О себе могу смело заявить, что не отношусь к этому большинству. Я активно принимаю участие в волонтерской деятельности. Мы собираем продукты в приюты для животных, дом малютки. Этот проект побуждает меня на новые действия в отношении людей, которые нуждаются в помощи.

Сострадание – очень важное чувство, которое человек может проявлять к другому. Это способность сопереживать и чувствовать чужую боль.

Евгений Онегин

Примечательно, что в литературных произведениях классиков можно заметить не только сострадание между персонажами, но и сострадания автора к своим героям. Подобным примером является сострадание Александра Сергеевича к своей героине Татьяне Лариной. Она оказалась узницей судьбы. Будучи всегда влюбленной в Евгения, Татьяна постоянно страдала от его отвержения. Как только ее отдали замуж, парень опомнился, принеся девушке еще больше страданий. Девушка выбрала верность мужу. Автор говорит, что вместе с ней слезы льет.

Преступление и наказание

Роман под названием «Преступление и наказание» демонстрирует читателю сострадание девушки Сони по отношению к Родиону. Когда он совершил преступления, она не отвернулась от него. Узнав об его мучениях совести, Соня помогла Раскольников остаться в здравом уме и встать на верный путь.

Война и мир

Роман под названием «Война и мир» демонстрирует сострадание, которое очень характерно для семьи Ростовых. Помимо сопереживания Наталья Ростова готова помогать нуждающимся, ничего не требуя взамен. Девушка всеми силами помогала раненым военнослужащим покинуть город. Любовь и сострадания девушки особенно заметны в момент прощания с ее возлюбленным князем Болконским.

Куст сирени

Произведение под названием «Куст сирени» демонстрирует сострадание жены к своему мужу. Он сдавал серьезный экзамен и посадил кляксу на работу. После исправил на кляксу на куст, но его работу не приняли. Супруга закладывает драгоценности, чтобы исправить ситуацию мужа. В итоге, все заканчивается хорошо.

Гроза

Произведение под названием «Гроза» демонстрирует сострадание, причем скрытое. Тихон всегда сострадал Катерине, понимая, что ей тяжело живется с Кабанихой. Однако, герой не решает высказать свою позицию Кабанихе. Только после смерти супруги Тихон решается на этот шаг и ставит Кабаниху на место.

Судьба человека

Произведение под названием «Судьба человека» демонстрирует невероятное сострадание, подкрепленное очень серьезным действием. Андрей так проникается горем мальчонки-сироты, что представляется его отцом. Он взял на себя огромную ответственность. Андрей сам остался абсолютно один на этом свете, поэтому решил скрасить жизнь бедного и обездоленного ребенка. Мало кто способен на такой шаг.

Сострадание – очень важное чувство, главное научиться понимать, где оно действительно необходимо, а где вами пытаются пользоваться в своих интересах.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинения по фотографиям

    В разделе собраны сочинения по фотографиям. Выберите фото:

  • Чему учит сказка Снежная королева Андерсена? сочинение 5 класс

    Андерсен один из любимых детских писателей. Его сказки читают и знают дети всего мира. Но как у любого большого писателя в его сказках заложен очень глубокий смысл. Каждая сказка может многому научить не только детей

  • Анализ произведения Поучение Владимира Мономаха

    Данное произведение относится к разделу древнерусской литературы. Многие филологи признают, что «Поучение Владимира Мономаха» стоит особняком по отношению к другим древнерусским произведениям.

  • Критика о творчестве Николая Лескова и его произведениях и отзывы

    Н. С. Лесков является выдающемся, русским автором. О нём говорили что именно он «знает русский народ таковым каков он есть». В своих авторских произведениях Лесков изображал российскую действительность без прикрас

  • Критика о романе Евгений Онегин Пушкина (отзывы современников)

    Произведение поэта, начиная с момента его издания и до настоящего времени, подвергается серьезному изучению и осмыслению не только со стороны читателей, но и у профессиональных критиков.

Милосердие в литературе

Определение 1

Вечные темы (в искусстве) - неисчерпаемы, всегда актуальные проблемы, которые можно по-разному интерпретировать в разные исторические эпохи.

К ряду вечных проблем относятся, конечно, противостояние добра и зла, света и тьмы, конфликт разума и чувства (или долга и чувства), вопрос смысла жизни человека и многие-многие другие. В список неисчерпаемых тем входит в том числе и проблема милосердия.

Определение 2

Милосердие - сострадательная и деятельная любовь, готовность помочь.

Однако понятие милосердия гораздо шире понятия сострадания. Австрийский писатель Стефан Цвейг в своём романе «Нетерпение сердца» выделял два вида сострадания:

  1. Сострадание малодушное и сентиментальное, которое и дало названию романа. Испытывая такой вид сострадания, человек стремится как можно скорее выбросить из головы неприятные мысли о другом;
  2. Истинное сострадание, проявляющееся в желании помочь, сделать всё, что возможно, и является милосердием.

Понятием-антиподом милосердия является равнодушие. Многие авторы сопоставляли две эти парадигмы поведения в своих произведениях, предлагая своим героям сделать важный морально-нравственный выбор.

В контексте русской литературы милосердие можно рассматривать как христианское понятие (поскольку религия оказала огромное влияние на сознание русских писателей). В библейском смысле милосердие - это заботливое, доброжелательное отношение к ближнему своему, обязательное для каждого христианина.

Тема милосердия часто встречается в литературных произведениях. Поскольку одной и целей литературы является научить чему-то читателя, дать ему пищу для размышлению и сделать его духовно лучше, авторы демонстрируют на страницах своих произведений примеры как истинного, так и поверхностного (в качестве анти-примера) милосердия.

Соня Мармеладова

Одним из самых ярких примеров проявления милосердия в русской литературы мы можем встретить на страницах романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой, во многом духовно противопоставленный образу главного героя романа, Родиона Раскольникова, демонстрирует читателям истинную силу милосердия.

Соня - человек, способный на истинное, деятельное сострадание. Ради своей семьи, живущей в бедности, она пожертвовала собой, начав заниматься проституцией. Умея искренне сочувствовать, Соня помогла не только своим родным, но и Раскольникову, милосердие которого не было по-настоящему христианским. Помогая другим, он словно шёл к некой цели, которой так и не достиг, в то время как Соня была бескорыстна.

Замечание 1

Милосердие Сони Мармеладовой - та самая сила, которая в конце романа спасла Раскольникова от полнейшей духовной гибели.

Лидия Михайловна

Известна своим милосердием и героиня рассказала Валентина Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, преподавательница, в своём поведении основывалась на идеях понимания, любви и деятельного сострадания. Видя, что её ученик беден и не может позволить себе купить еду, но понимая, что тот не возьмёт у неё деньги, если она их ему предложит, она нарушает правила педагогической этики и начинает играть с учеником на деньги, специально поддаваясь.

Поведение Лидии Михайловны является проявлением истинного милосердия - желания что-то предпринять, чтобы помочь человеку, попавшему в беду.

«Чучело»

Проблема милосердия поднимается и в повести Владимира Железнякова «Чучело». Здесь автор демонстрирует поведение, диаметрально противоположное милосердию.

Главная героиня, Лена Бессольцева, - изгой среди своих сверстников. Она подвергается травле, оскорблениям, обзывательствам. Она живёт в обществе жестоких детей, не знающих милосердия ни друг к другу, ни к старшим, ни к животным. Единственный в классе человек, способный на добрый поступок, в конце концов поддаётся давлению, трусит и предаёт доверившуюся ему Лену.

Замечание 2

Самой яркой сценой в повести, потрясающей своей жестокостью, становится эпизод, где одноклассники гоняют Лену по городу, словно волчья стая, крича «Сжечь Чучело!»

В конце повести Лена уезжает из города, конфликт разрешается, и автор пишет: «И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода».

Несмотря на всё пережитое, Лена осталась такой же доброй, какой была в начале произведения. Она оказалась выше мести и простила одноклассников, её сердце не ожесточилось.

Маргарита

Не обошёл проблему милосердия и Михаил Афанасьевич Булгаков в своём легендарном романе «Мастер и Маргарита».

Здесь пример проявления истинного милосердия демонстрирует Маргарита. Она искренне сострадает всем обездоленным - Понтию Пилату, его собаке Банге и девушке Фриде. Став королевой бала Воланда, Маргарита получила возможность исполнить одно своё желание. Несмотря на то, что больше всего на свете она хотела вернуть своего возлюбленного Мастера, единственное желание она потратила на то, чтобы избавить от проклятья девушку Фриду. Рассказ Фриды о её судьбе так тронул Маргариту, что она, как истинно милосердная личность, не смогла не последовать зову сердца.

В конце романа Маргарита просит у Воланда за Понтия Пилата так же, как ранее просила за Фриду. Узнав, что Пилат две тысячи лун нёс своё наказание, а Банга оставалась с ним, разделяя его участь, Маргарита не смогла оставить всё так, как есть, и не попытаться изменить ситуацию.

Замечание 3

С этим эпизодом связана одна из самых глубоких и проникновенных цитат романа: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».

«Капитанская дочка»

В повести «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин утверждает: милосердие лежит в основе совестливости. Он показывает читателям, что как зло порождает зло, так и милосердие порождает милосердие.

Пётр Гринёв, заблудившийся в метели и спасённый из неё неизвестным мужчиной, отдаёт проводнику тулуп. Это благодарность за помощь и вместе с тем проявление милосердия - Гринёв, видя, что на улице мороз, не мог оставить человека замерзать. Сотворённое добро сторицей вернулось к главному герою позже в романе, когда выяснилось, что встреченным в буране мужчиной был сам Пугачёв.

Пугачёв отвечает милосердием на милосердие: помиловал Гринёва, спас того от смертной казни. Пугачёв говорит: «… я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу». Жизнь в обмен на стакан вина и заячий тулуп - так Пушкин показывает нам силу милосердия.

Текст из ЕГЭ

(1)Прохожу по подземному переходу возле гостиницы «Советская». (2)Впереди нищий музыкант в чёрных очках сидит на скамеечке и поёт, подыгрывая себе на гитаре. (З)Переход в это время почему-то был пуст. (4)Поравнялся с музыкантом, зачерпнул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. (5)Иду дальше. (6)Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там ещё много монет. (7)Что за чёрт! (8)Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб всё, что было в кармане. (9)Вернулся к музыканту и, уже радуясь, что на нём чёрные очки и он, скорее всего, не заметил глупую сложность всей процедуры, снова зачерпнул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку. (10)Пошёл дальше. (11)Отошёл шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там ещё много монет. (12)В первый миг я был так поражён, что впору было крикнуть: (13)«Чудо! (14)Чудо! (15)Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!» (16)Но через миг остыл.

(17)Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. (18) Их там много скопилось. (19)Сдачу часто дают мелочью, а на неё вроде нечего покупать. (20)Почему же я в первый и во второй раз недогрёб монеты? (21)Потому что делал это небрежно и автоматически. (22)Почему же небрежно и автоматически? (23)Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. (24)Тогда почему же всё-таки зачерпнул из кармана мелочь? (25)Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. (26)Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. (27)Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. (28)Обычно по этим переходам снуёт множество людей. (29)А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.

(З0)Впрочем, во всём этом что-то есть. (31)Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. (32)Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. (ЗЗ)Значит, вы в расчёте и не было никакого бескорыстного добра. (34)Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за своё бескорыстие. (35)Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом. (36)Но можно поставить вопрос и так. (37)Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа, как торговля в материальной области. (38)Обмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, ещё более необходим человеку, чем торговля.

(По Ф. Искандеру)

Вступление

Милосердие – чувство, отличающее человека от животного. Благодаря этому чувству мы выстраиваем взаимоотношения с окружающими, становимся способными к состраданию, сочувствию.

Милосердие – есть любовь к миру, к людям, к самому себе. Оно включает в себя множество аспектов.

Проблема

Что же такое истинное милосердие? Стоит ли ожидать благодарности за содеянное добро в адрес случайного человека? Нужна ли эта благодарность людям?

Над этими вопросами размышляет Ф. Искандер в своем тексте. Проблема милосердия – одна из основных в его творчестве.

Комментарий

Автор вспоминает случай из собственной жизни, когда в подземном переходе он увидел нищего слепого музыканта, просящего подаяния. Вокруг никого не было. Оказавшись рядом с музыкантом, лирический герой Искандера машинально выгреб мелочь из кармана и положил ее в железную банку, стоящую перед музыкантом.

Герой уже готов был кричать о чуде, как вдруг понял, что мелочь просто застревала в складках кармана. Действия его были настолько наполнены автоматизмом и равнодушием, что он просто не замечал остававшихся денег.

Автор размышляет над тем, что же заставило его дать милостыню нищему? Ведь много раз он проходил мимо и от спешки или из лени не давал ничего. Возможно, потому, что вокруг было очень много людей, а в этот раз музыкант пел и играл только для него.

Автор предполагает, что добро необходимо делать именно равнодушно, чтобы не возникало и тени тщеславия. Только тогда милосердие будет бескорыстным: «Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом».

Добро и благодарность сопоставляются в тексте с торговлей.

Авторская позиция

Ф. Искандер уверен, что обмен духовными ценностями – милосердием, состраданием и благодарностью необходимы человеку для развития не меньше, чем ценности материальные.

Своя позиция

Я полностью разделяю точку зрения автора. Духовность в наше время намного ценнее материального благополучия. Милосердие порой запрятывается нами в самые потайные уголки души и вынимаются оттуда только под воздействием каких-то особы обстоятельств. К примеру, когда мы оказываемся один на один с человеком, находящимся в ложной жизненной ситуации.

Проявив великодушие, мы невольно ждем некой благодарности от человека, на которого было направлено это самое великодушие.

И, даже услышав простое: «Храни тебя Бог!» — радуемся этому как дети. Мы всегда должны оставаться людьми, чтобы не дать совести повод напоминать о себе.

Аргумент №1

В литературе множество примеров, где герои проявляют милосердие, находясь в схожих с представленной Ф. Искандером ситуацией.

У И.С. Тургенева есть ряд произведений, объединенных под названием «Стихотворения в прозе». Среди них особенно выделяется миниатюра «Нищий».

Автор описывает свою встречу с нищим стариком, в бессилии протягивающим руку с просьбой о подаянии. Лирический герой Тургенева начал шарить по карманам в поисках хоть чего-то, что могло бы помочь старику. Но не нашел ничего: ни часов, ни даже платка.

Смущаясь тому, что ничем не может помочь бедняку, он пожал иссохшую руку нищего и назвал его братом, извиняясь за то, что не смог хоть как-то облегчить его страдания.

Тот улыбнулся в ответ и сказал, что это тоже подаяние.

Даже не имея ничего за душой, можно обогатить человека, проявив чуточку милосердия и сострадания.

Аргумент №2

В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» представлен образ Сони Мармеладовой, являющийся воплощением милосердия для миллионов читателей и самого автора.

Соня добровольно отправилась на панель ради спасения своих маленьких брата и сестры, мачехи, больной чахоткой и отца-пьяницы.

Она жертвует собой во имя спасения родных, при этом не упрекая их ни в чем, ни словом не попрекая.

Жизнь по «желтому билету» это вовсе не прихоть, не жажда легкой и красивой жизни, не проявление глупости, а акт милосердия по отношению к нуждающимся.

Соня вела себя так только потому, что не могла поступить иначе – совесть не позволяла.

Заключение

Милосердие напрямую связано с совестью, человечностью, состраданием и самопожертвованием.