Типы частушек и примеры. Что такое частушка? Определение и виды частушек

В статье рассказывается о том, что такое частушка, когда появилась подобная форма народного творчества, и какие виды частушек бывают.

Искусство

Давно доказано, что без искусства развитие нормального общества просто невозможно, и люди всегда уделяли ему большое значение. Тяга к каким-то его проявлениям, наверное, заложена в нас на генетическом уровне, и кроме людей, она присуща всем высокоразвитым животным. Ну и все мы помним о наскальных картинах, которые рисовали наши еще тогда человекообразные предки.

Со временем возник такой вид искусства, как народное, которое еще называют фольклором. Отличительная особенность его состоит в том, что песни, стихи, сказки и прочее создаются коллективом сочинителей, переходят из поколения в поколение и со временем теряют упоминание о первоначальных авторах. И еще одна его особенность - в том, что передается такое искусство устно. Относятся к нему и частушки. Но что такое частушка, когда она возникла и какие есть ее виды? В этом мы и разберемся.

Определение

Согласно энциклопедии, частушка - это один из жанров русского фольклора, который окончательно сформировался примерно во второй половине XIX века. И сам этот термин впервые был введен в употребление писателем Успенским при составлении им характеристики народных стихов. Если говорить о корнях частушек, то, скорее всего, ими являются плясовые и игровые припевки, собирательные хороводные песни, прибаутки скоморохов, детские дразнилки и короткие шутливые песни. Теперь мы знаем, что такое частушка. Рассмотрим же основные ее характерные черты.

Как правило, частушке свойственны злободневная тематика, какие-то афористические черты, необычные рифмы с метафорами и, главное, речитативное напевание, которое часто сопровождается импровизацией на различных музыкальных инструментах. Так что теперь нам известно, что такое частушка.

По одной из версий, название это происходит от глагола «частить». И если прислушаться к любой из частушек, то этот вариант кажется не лишенным логики. Теперь же рассмотрим более подробно характеристики частушек.

Характеристики

Чаще всего частушки создавались сельской молодежью, которая исполняла их под одну многократно повторяющуюся мелодию на разных инструментах во время гуляний. Основная эмоциональная составляющая частушек - это мажорность. Также, главным образом, частушки народные отличались любовно-бытовой, шутливой тематикой. Проще говоря, это были короткие веселые песенки на простые, всем близкие и знакомые темы, чем и обуславливалась их популярность. Но в те же годы существования СССР тематика частушек резко увеличилась, и некоторые из них имели политический смысл.

Являясь своеобразным поэтическим откликом на какие-то события, частушка часто появлялась как спонтанная импровизация. Отличается она также прямотой, экспрессией, обращением к конкретному лицу или группе людей, либо же какому-то социальному сословию.

Наиболее часто частушки народные писались хореем, в котором рифмовались 2-я и 4-а строка произведения. Также для частушек характерен богатый язык, красочность образов, сравнений, которые порой выходили за рамки языка литературного (попросту говоря, были нецензурными).

История

Встречаются некоторые факты и упоминания о коротких злободневных или просто веселых песенках еще в XVIII веке. Правда, все они довольно неубедительны. А потому принято считать, что частушка как жанр народного творчества зародилась в середине XIX века и особенно интенсивно развивалась в первые десятилетия становления советской власти.

Изначально многие считали, что частушки - это то, что нельзя принимать в качестве народного творчества, и подобный жанр может погубить народные песни, исказить их смысл и вообще придает русскому фольклору несерьезный, дурашливый оттенок. Против частушек, кстати, выступал сам Федор Шаляпин и многие другие деятели искусства начала XX века, считая их слишком пошлыми и глупыми. Правда, со временем все изменилось, и многие композиторы стали использовать остроту и своеобразие этого жанра. И в наше время частушки занимают важное место в числе жанров народного творчества. Так что мы разобрали, что такое частушки, определение этого жанра и его историю.

И, кстати, интересный факт: на Дону частушек никогда не было, кроме завезенных из других регионов. Связанно это было с тем, что донские казаки относились к такому жанру народного творчества весьма презрительно, считая его глупым и позорным.

Теперь же рассмотрим наиболее распространенные их виды.

Виды частушек

Существуют следующие их типы:

  • Лирические . Отличаются тем, что имеют всего 4 строки и слагаются на очень разные темы, необязательно веселые и простые.
  • Плясовые . Тоже содержат 4 строки, но имеют особый ритм, под который, как понятно из названия, удобно плясать и танцевать. К примеру, к такому типу относится знаменитая частушка «Яблочко».
  • Страдальческие . Обычно основной темой таких частушек была любовь, несчастная или неразделенная. Поются они медленно, тягуче. Распространены были по всей России, кроме Сибири.
  • Матаня . Используя это слово, те, кто пели подобные частушки, обращались ко своим женихам или невестам. Сам жанр был назван так потому, что слово это встречалось в тексте очень часто. Также составлялись они с использованием четырехстопного хорея.

Так что мы разобрали значение слова «частушки», определение этого народного творчества и его самые распространенные разновидности.

Тематика

Как в любом другом жанре, тематика частушек очень разнообразна. Но все же одними из основных всегда выступали любовные темы и бытовые. А в первые годы СССР тематикой частушек часто становилась активная политическая пропаганда нового строя. Таким образом их составители выражали равнодушие к политическим течениям. Правда, со временем петь песенки с таким смысловым содержанием стало опасно.

Ну а во времена распада СССР и так называемой перестройки появились частушки, в которых использовались иностранные слова. Также изменились и сама их тематика. В наше же время этот жанр уже не пользуется такой популярностью, как раньше.

частушка детские, частушка
Самыми модными и любимыми
в нашем народе
поэтическими произведениями
в настоящее время,
бесспорно, являются
романс и частушка этнограф Д. К. Зеленин, 1901 г.

Часту́шка (припевка, коротушка) - жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-х годах. Термин «частушка» был введён писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков. Истоки частушки - игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.

По версии А. А. Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия - «то, что часто повторяют».

  • 1 Характеристика Частушки
  • 2 История возникновения Частушки
  • 3 Различные названия Частушки
  • 4 Типы Частушек
  • 5 Темы Частушек
  • 6 Символизм цвета в Частушке
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Ссылки

Характеристика Частушки

Частушки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон - мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают Частушка общественного содержания (чаще с сатирической окраской); в советское время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.).

Текст частушки - обычно это четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже - двухчастные, мелодии, исполняемые полу говорком или напевно.

История возникновения Частушки

Есть факты наличия коротеньких песенок, близких к частушкам, в XVIII и первой половине XIX веков, но они не убедительны. Однако метод изучения фольклорных текстов, связанный с попыткой относительно точного датирования времени их происхождения на основе дат первых их публикаций не может быть в полной мере применен к фольклору и поэтому это не является основанием для отнесения времени возникновения тех или иных жанров фольклора именно к периоду не ранее XVIII века. Поэтому принято считать, что частушка возникла в середине XIX века в мужской среде и наибольшее развитие получила после становления советской власти. Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли «частыми».

Первоначально частушку не признавали за художественный жанр народного творчества, считали, что она испортит и погубит народную песню. Резко по этому поводу высказывался великий русский певец Ф. И. Шаляпин. своей книге «Лад» известный писатель В. И. Белов приводит одно из высказываний Ф. И. Шаляпина: «…Что случилось с ним (то есть народом), что он песни забыл и запел эту частушку, эту удручающую, невыносимо бездарную пошлость? Эта проклятая немецкая гармошка, которую с такой любовью держит под мышкой какой-нибудь рабочий в день отдыха? Этого объяснить не могу. Знаю только одно, что эта частушка - не песня, а сорока, и даже не натуральная, а похабно раскрашенная. А как хорошо пели. Пели в поле, на речке, в лесах, в избах за лучиной...».

В XX веке острота и своеобразие частушечных мелодий привлекли внимание композиторов. Создано немало разнообразных авторских произведений в этом жанре. Сейчас частушка живет полноценной, творческой жизнью, занимает немалое место в русской национальной песенной культуре.

Частушки совершено отсутствуют на Дону, так как казаки пренебрежительно относились к Российским «лапотникам», поэтому и не перенимали жанр частушки. «Частушка» вошла в словари многих языков без перевода, как и слово «самовар», «матрешка» иноязычные словари не переводят.

Различные названия Частушки

Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив. Между тем, в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие напевы и наигрыши. разных областях России частушки называли по-разному: пригудки, припевки, страдания, сбирушки, прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки, скоморошина, тараторка, проходная и т. д. Они пелись и поются сообща, и в одиночку, и в пляске, и в работе. Быстро или медленно поются частушки, зависит от их содержания.

Типы Частушек

  • Лирические частушки (припевки) - 4-х строчная частушка на разные темы.
  • Плясовые - 4-х строчные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке. К ним относятся частушки типа «Яблочко», которые появились в начале XX века на Украине, как любовные. 1917-1920 годы эти частушки обрели новую тему, став социально-политическими.
  • Страдания - как правило, двухстрочные частушки о любви - поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны.
  • Частушки, названные по зачину - «Семеновна». Это 2-х строчные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 30-е гг. XX века. частушках Семёновна это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 30-40 гг. XX в. было создано много жестоких романсов.
  • Матаня - со словом «Матаня» исполнители частушек обращались к своим возлюбленным, при этом словом так часто звучало и в запеве и в припеве, что по нему была названа вся жанровая разновидность. Это четырёх стопный хорей, а также строфа «Матани» состоит из двух строк и имеет при себе припев.

Темы Частушек

Большинство частушек - о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Можно выделить следующие темы: любовно-бытовые, общественно-политические, деревенско-колхозные будни с колхозной производственной тематикой и с участием трактористов-механизаторов. годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда. Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране - в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек. Частушки сочиняли все - и взрослые и дети. 1990-е годы, после Перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Некоторые темы частушек запрещёны цензурой. пред советскую эпоху к такой теме относилась религия. эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику.

Символизм цвета в Частушке

В частушке цвет имеет символическое значение: красный - цвет силы, голубой - цвет сомнения, жёлтый - цвет измены, чёрный - цвёт горя, белый цвет - цвет чистоты и непорочности.

Примеры частушек на различные темы

Про Семёновну:

Эх, Семеновна, ты мне нравишься, Поцелуй меня, ты не отравишься. Поцеловалася, не отравилася, Любовью Сениной я заразилася.

Страдания:

Была девка - все любили, Стала баба - все забыли.

Заунывные, женские:

Рожку жала, убежала Из поля в поляночку, Хороша милай играет Новую тальяночку.

Мимо тёщиного домику Пройду и пропою: Что гулять не отпускает Сударушку мою.

Тема про войну:

Мы с миленочком поедем Воевать напарочку: Он пойдет за командира, Я - за санитарочку.

Армейская частушка:

Нас забреют, мы не тужим, По три годика отслужим. На Елец дорожка пряма, Призываться будем тама.

Про гармониста:

Гармонист устал, Запинаться стал, А я ему стулицу Вынесу на улицу.

На свадьбу:

Посмотрите на невесту: Она просто идеал! От неё жених ни с места, Чтобы кто, вдруг, не украл!

Большевистская, политическая и антирелигиозная пропаганда:

Знаем Ленина заветы. Кулаки, попы - наш враг Призовет их всех к ответу Большевицкий красный флаг.

См. также

  • Русская народная музыка
  • Обрядовая поэзия славян

Примечания

  1. 1 2 3 С. Адоньева, Санкт=Петербургский государственный университет. Антропологический форум №1 Прагматика частушки
  2. 1 2 3 4 5 Тематическое занятие: «Частушка - составная часть русской музыки» Самодурова Е. В.
  3. 1 2 Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
  4. Фраёнова, 1990
  5. Земцовский, 1982
  6. Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. - Том XCV, № 1. Диалектологические материалы, собранные В. И. Тростянским, И. С. Гришкиным и др. / Приготовил к печати и снабдил примечаниями А. А. Шахматов. - Пг., 1916. - С. 22.
  7. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М., 1987. - Т. IV. - С. 318.
  8. 1 2 Частушка - статья из Большой советской энциклопедии
  9. Юрий Соколов. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
  10. Белов, 1982
  11. «Двенадцать» Блока и Леонид Андреев. Статья М. С. Петровского, стр. 211
  12. 1 2 Москвичёва Традиционные наигрышы Тамбовского края
  13. Частушка. Определение. Происхождение жанра. Классификации.
  14. Частушки. Доклад. Культурология
  15. 1 2 О. Комаричева ЧАСТУШКА КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ
  16. Newholidays.ru Частушки

Литература

Дополнительная литература

  • Власова З. И. Частушки // Русский фольклор Великой Отечественной войны. - М.; Л.: Наука, 1964. - С. 149–193. - 476 с. - 2000 экз.;
  • Власова З. И., Горелов А. А. Частушки в записях советского времени, - М.-Л., 1965;
  • Власова З. И. Частушка и песня, в сборнике: Русский фольклор, т. 12, - Л., 1971;
  • Сборник частушек: «Частушка в записи современного времени». / сост. Власова З. И. и Горелов А. А. - Мск, 1968 г.;
  • Камаев А. Ф. Народное музыкальное творчество: учебное пособие для ВПО. - М.: Академия, 2006;
  • Пожидаева В. И. Частушка как произведение устной народной поэзии // Литература в школе. - 2007. - № 6;
  • Певучая Россия / сост. Т. А. Синицина // Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности». - 1988. № 22;
  • Симаков В. И. Сборник деревенских частушек, - Ярославль, 1913;
  • Елеонская Е. Н. Сборник великорусских частушек, - М., 1914;
  • Частушка. / Вступ. ст., подгот. текста и прим. В. С. Бахтина, - М.–Л., 1966;
  • Гиппиус Е. Интонационные элементы русской частушки, в сборнике: Советский фольклор, № 4–5, - М.–Л., 1936;
  • Колпакова Н. Русская народная и литературная частушка, «Звезда», 1943, № 4;
  • Лазутин С. Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра, - Воронеж, 1960;
  • Буртин Ю. О частушках, «Новый мир», 1968, № 1;
  • Зырянов И. В. Поэтика русской частушки, - Пермь, 1974.
  • Сборник великорусских частушек. / Под редакцией Е. Н. Елеонской. Издание комиссии по народной словесности. - М. 1914.
  • Флоренский П. А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского у. - Кострома. 1910.
  • Костромская деревня в первый год войны. - Кострома, 1915.
  • Частушки современной нам революционной эпохи напечатаны в журн. «Культура и Просвещение». 1921 г. № 2, и в журн. «Красн. Новь» 1921, № 1.

Ссылки

  • Частушка - статья из ФЭБ «Русская литература и фольклор!»

ансамбль частушка, музыка к частушкам, ненормативная частушка, ноты к частушкам, ухажер в частушках, частушка, частушка mp3, частушка детские, частушка о школе, что такое частушка

Частушка Информацию О

Частушки - короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разно­ образные жизненные явления, выражая положительную или отрицательную их оценку . Во многих частушках присутствует шутка или ирония. Наиболее ранние частушки имели шесть строк. Основной тип частушки- четырехстрочный - сформировался во второй половине XIX в., он исполняется под пляску и без нее. Четырехстрочными являются также частушки собственно пля­совые, которые исполняются только под пляску (например, под кадриль). Кроме того, существуют двустрочные частушки : "стра дания" и "Семёновна" (последняя появилась в 1920-х гг.).

Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устой­ чивые напевы, как протяжные, так и быстрые. Характерно ис­полнение многих текстов на один напев. В живом бытовании частушкам иногда свойственна речитативность (близость к на­певной декламации). В них сочетаются слово, напев, инструментальное сопровождение (на балалайке, гармошке), движе­ния (жесты, мимика, танец). Все эти слагаемые допускают им­провизацию, занимающую в частушке значительное место.

Частушка – один из немногих жанров традиционного русского фольклора, тексты которого не заучиваются наизусть специально и не разучиваются предварительно, а во многих случаях сочиняются на ходу. Частушка – это почти всегда импровизация.

Частушки принято называть поэзией малой формы, но час тушка никогда не поется одна (Я частушку на частушку, как на ниточку, нижу...). При исполнении импровизируются циклы - частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф (иногда до 100). Исследователи отмечали, что в процессе исполнения частушек происходит объединение частушек, возникает частушечный спев по какому-либо признаку, содержательному или формальному. Подобный принцип и ранее использовался в артельных трудо­вых песнях типа дубинушек: песни составлялись из не связанных по сюжету строф с общим припевом.

Спевы могут иметь композиционное обрамление: частушку, которая является сигналом начала пения, и частушку, которая служит сигналом конца. Нередко это обращения певиц к гармо­нисту. Например:

Играй, гармонист.

Играй, не ломайся!

Для кого-нибудь не надо -

Для нас постарайся! (В начале).

Ой, спасибо, гармонист.

За игру отличную!

Я еще тебе желаю

Милку симпатичную! (В конце) 1 .

Спевы, построенные на диалоге - перекличке двух певиц, объединяет содержание. Распространенный тип спевов - частушки, име­ющие общее начало (запев): Эх, яблочко..., Самолет летел..., Не ходите, девки, замуж... и др. Особый способ циклизации имеют частушки "Семеновна": он напоминает цепочную композицию народных лирических песен. Например:

Самовар с трубой начинал кипеть,

А я "Семеновну" начинаю петь.

Частушки имели сельское происхождение и бытование . От­ветвлением, трансформацией этих деревенских песенок стали частушки, исполнявшиеся на городских окраинах, в городских "низах", в среде рабочих. Свою высокую популярность и про­дуктивность частушки сохраняют и в современном фольклоре.

Когда появились частушки?

Частушки окончательно оформились в последней четверти XIX в. одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерни­ях. Ученые предполагают, что возникла частушка первоначально в крестьянской девичьей среде, а исполнялись они на девичьих посиделках, между хороводами, на праздниках, во время народных праздничных гуляний.

Каждый регион имел особый характер текстов частушек и напева , особую манеру исполнения (хором или в одиночку), а также приплясывания, что породило разные обозначения частушек: "саратовские", "тамбовские", "воронежские", "рязаночка", "елецкая". В народной среде выделялись частушечники - знатоки частушек, их исполнители и создатели, владеющие основным репертуаром своей местности. С начала XX в. русские частушки начали проникать к соседним народам: украинцам, белорусам, мордве, чу­вашам, татарам и другим. В местах русско-мордовского пограничья протяжные двустрочные частушки стали называть по-мордовски - матани (в переводе - "песенки").

В разных местах частушки называли по-разному: песни, ко­ роткие песни, припевки, пригудки, прибаски, коротушки, собируш к, сбирушки и проч. Термин частушка, также народный, был введен в научный обиход в 1889 г., когда в периодической печати появился первый очерк об этом новом явлении песенной культуры народа. Его автор - писатель-демократ Г.И. Успенский 2 .

В отличие от Г.И. Успенского, проявившего живой интерес к час­тушке, многие находили в ней "упадок истинного творчества" народа. Вот что писал Ф.И. Шаляпин: "Народ, который страдал в темных глубинах жизни, пел страдальческие и до отчаяния веселые песни. Что случилось с ним, что он потерял всякую надежду на лучшее и застрял в промежутке между надеждой и отчаянием на этом проклятом чертовом мосту? Уже не фабрика ли тут виновата, не резиновые ли блестящие калоши, не шерстяной ли шарф, ни с того ни с сего окутывающий шею в яркий летний день, когда так хорошо поют птицы? Не корсет ли, надеваемый поверх платья сельскими модницами? Или это проклятая немецкая гар­моника, которую с такой любовью держит под мышкой человек какого-нибудь цеха в день отдыха? Этого объяснить не берусь. Знаю только, что эта частушка - не песня, а сорока, и даже не натуральная, а похабно озорником раскрашенная. А как хорошо пели! Пели в поле, пели на сеновалах, на речках, у ручьев, в лесах и за лучиной. Одержим был песней русский народ, и великая в нем бродила песенная хмель..." 3 .

Частушка - показатель возросшей связи деревни с городом, она отразила изменение психического уклада деревни, прежде всего деревенской молодежи. Ускорившиеся темпы жизни, постоянный приток новых впечатлений, частая смена переживаний - все это сделало актуальной короткую подвижную песенку.

Частушки - главный жанр крестьянской лирики в позднем традиционном фольклоре. Своими истоками он тесно связан с устным творчеством старой русской деревни. Короткие сатирические и плясовые песни создавались еще скоморохами (в Курской и Тамбовской областях частушки называли скоморошника ми или скоморошными песнями).

Очевидно, что часть скоморошьего репертуара была воспринята так называемыми нескладухами - частушками, в которых основную художественную роль играет комический абсурд. Например:

Вы послушайте, девчата,

Нескладушу буду петь:

На дубу свинья кладется,

В бане парится медведь.

В песенниках XVIII в. зафиксированы плясовые песни, по размеру напоминающие частушки. Иногда частушки исполнялись на напевы известных плясовых песен "Камаринская " и "Ба рыня". Короткие припевки пели на свадьбах и в календарных обрядах, однако у частушек отсутствует свойственная обрядово­му фольклору утилитарная направленность, они - чисто лири­ческий жанр. С другой стороны, частушки окрашены влиянием песен литературного происхождения и книжной поэзии. Для них обязательна рифма, преимущественно неполная перекрестная (abcb), а также полная перекрестная (abab) и парная (aabb).

(четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху к таким темам относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику.

хореем литературного языка . Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки .

Частушка возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора

«Любовно-бытовые» обычно деревенско-колхозные будни.

Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов.

советская пропаганда.

Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек.

/материал из Википедии/.

Мне бы частушки задорно выкликать,
А тебе - на хриплой на гармошке играть.

А. Ахматова

"Её простое желание"

Частушка - часть народного фольклора. Являясь малым жанром, она несёт в себе столько задора, веселья, юмора. Иногда задиристая, иногда "с перцем", частушка всегда метко бьёт не в бровь, а прямо в глаз. У частушки есть свой ритм, размер, мотив.

В разных областях необъятной России есть свои частушки. Прочитав книгу "Частушки" (Библиотека народного фольклора, М.: Советская Россия, 1988-1992 гг.), я не нашла в ней ни одной частушки из тех, что пела моя мама. Поэтому я решила записать эти частушки. Некоторые из них были записаны при жизни мамы, другие записаны после её смерти по памяти.

Частушка как элемент народной речи имеет особенности, присущие этой речи. Например, частушки об измене милого в народе поются так:

Меня милый изменил

Хотя стилистически правильно было бы сказать: Мне милый изменил. Есть такие частушки в мамином репертуаре, например:

Меня милый изменил,

Думает, заплакала.
Я другого полюбила:
Любовь одинакова!

Можно, конечно, стилистически поправить первую строку в этой (и в подобных ей) частушке следующим образом: Мне милёнок изменил. Однако любая правка нарушает первозданность частушки, её близость к народной речи.

….частушки и в газете "Литературная Россия" (№ 10, 1985 г.):

Меня милый изменил,
Ласточку-касаточку.
На себе порвёт с тоски
Рубашку полосатую.

Часто в частушках для сохранения размера пропускаются буквы в словах. Вот примеры:

Не отдай меня, мамаша,
На чужую сторону,
Не умею блины печь,
Расколю я сков`роду.

Иногда наоборот добавляется лишняя буква, как например, в следующей частушке:

Не ходите, девки, замуж
Не за милыих дружков,
Лучше в речке утопиться
Со крутых со бережков!

(Русское народное поэтическое творчество.

Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1978)

А вот какая особенность отмечается в том же номере газеты "Литературная Россия": при литературном написании глагольная рифма многих частушек не полнозвучна. Вот, например, две такие частушки, одна из газеты, вторая из репертуара мамы (автор статьи):

Не ходи ты мимо двору
Пусть спокойно люди спят.
Меня маменька ругает,
Не велит с тобой гулять.

Почему же рифма не полнозвучна? Да потому что пели: "люди спять" и "перерубы лопнуть", и рифма была абсолютной.

Часто для сохранения рифмы в частушках искажаются слова. Вот ещё два примера:

Мой муж - арбуз,
А я его дыня.
Он меня вчера побил,
А я его - ныня.

Если записать последнюю частушку грамматически правильно, то получится следующее:

Меня мать ругает,
И отец ругает.
А за что же ругают?
Растёт пузо другое!

Исчезла рифма, а вместе с ней и вся поэтическая прелесть частушки.

Отмечается в газете и совершенно свободное обращение с ударением, когда это необходимо для рифмы и размера.

Как пример приводится ярославская частушка:

Что ты, милый, редко ходишь?
Редко, наредко, редко!
Через редкое свиданье
Позабыть тебя легко.

Такие частушки были и в мамином репертуаре. Вот, например:

Не спала я, так лежала
На перине пуховой.
Не стерпела, поглядела,
С кем гуляет милый мой.

Нельзя не отметить и вариантность частушек. Очень многие частушки в разных областях поются по-разному. Приведу два примера.

Частушка из репертуара мамы:

Ой, маменька, тошно,
Хвораю нарошно,
Пеки пышки на меду,
Я милого приведу.

Так она поётся в Саратовской области. В газете "Литературная Россия" (№ 22, 1986 г.)
воронежский вариант этой частушки:

О, мама, тошно!
Хвораю нарошно,
Вари кашу на меду,
Я милёнка приведу.

Другой пример. Мама пела такую частушку:

Мы сидели с милкой рядом,
Толковали горячо:
Она выбила мне зубы,
Я ей вывихнул плечо.

В упомянутой выше книге "Частушки" - такой вариант этой частушки:

Мы с милёночком сидели,
Обнимались горячо:
Я ему сломала руку,
Он мне вывернул плечо.

Регистрационный номер 0051432 выдан для произведения:

Часту́шка фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания.

Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем , в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки фольклора , но наибольшее развитие получила после становления советской власти.

По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой.

«Любовно-бытовые» это обычно деревенско-колхозные будни.Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов.

«Общественно-политическим» присуще сатирическое изображение жизненных условий. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда.

Во многих частушках демонстрировался общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек.

Частушки сочиняли все — и взрослые и дети.

В 90-е годы, после перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

/Материал из Википедии — свободной энциклопедии/

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый распространеный ныне вид, или жанр, устного народного творчества.

Происхождение частушки

Одни ученые считают, что частушка родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Вторая точка зрения кажется более убедительной.

Частушка стала широко распространяться, когда в России начал развиваться капитализм, складывались рыночные отношения.

Самое главное доказательство позднего происхождения частушки - ее художественная форма. Конечно, частушки широко используют приемы фольклора, например, одинаковые зачины ("Я девчонка боевая...", "Я по берегу ходила..."). Как и в песне, в частушке чувствам человека соответствует и состояние природы - этот прием называется психологическим параллелизмом.

Вместе с тем частушка близка и к литературе. В старинных песнях точное соблюдение размера и определенная последовательность рифм встречаются очень редко, частушке же они свойственны с самого начала. Частушечная четырехстрочная форма похожа на литературную строфу, куплет. Словом, частушка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества.

Становлению частушки помогли похожие песенки наших славянских родственников - украинские коломыйки, белорусские скакухи, польские вырвасы, краковяки. У этих народов такие песенки появились раньше.

Первые частушки нередко являлись строфами песен. Они имели по восемь и более строк. Потом на короткое время возобладали шестистрочные частушки. Но очень скоро шестистрочные припевки превратились в четырехстрочные. Получилась удобная, легкая для запоминания и для исполнения песенка.

В первой половине XIX столетия на Руси появилась гармоника, как бы специально созданная для того, чтобы под нее распевались частушки. Ее устойчивые аккорды привели к единообразию частушечного наигрыша. Каждая песня имеет свой мотив, а все частушки в данной местности поются одинаково. Частушечных мелодий насчитывается очень немного.

О чем она, частушка?

Частушка - песенка молодежи. Поэтому ее основным содержанием являются отношения между молодыми людьми. Любимых в частушке называют особыми словами: дроля, шурочка, беляночка, прихехенюшка, статеечка, залетка. Частушка не обходит вниманием и родителей, поминает при случае начальство.

В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, с точки зрения молодого человека. Революция, гражданская война... Красные и белые насмерть сражаются за свои идеи. А деревенская девушка, тоскующая в одиночестве, думает о своем, о своей короткой молодости и любви.

В годы гражданской войны распространилось по всей России знаменитое "яблочко".

Говорится в частушке и о коллективизации, о раскулачивании, о колхозах. Одним новая жизнь нравится, другим - нет. Кто-то поет о Ленине с восторгом, кто-то над ним посмеивается. А потом попал в частушки и Сталин.

Частушка времен Великой Отечественной войны рассказывает об огромных лишениях, о полуголодной жизни народа, о тяжелом труде.

Частушка в наши дни

В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки. Раньше было: "Без лучины, без огня зажег сердечко у меня", сегодня поют: "Без бензина, без огня...".

В отличие от песни частушка переделывается легко.

Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.

Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушки, стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они существуют издавна и сопровождают всю российскую историю XX столетия. А не собирали их потому что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.

Поют частушки и школьники.

Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц: "На березовой осине рукавица расцвела..." - не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?

Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, молодежные песенки, но чем-то и отличающиеся от частушки - напевом, особым настроением, зачинами.

Еще один вид, родственный частушке, - двустрочные "страдания" (на Руси "страдать" означает еще любить). Распространены они преимущественно на Волге, в Центральной России.

Бывает, частушки поют в ответ ("на отпев"), известны частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в частушечные цепи. Для песенок, которые по имени постоянной героини носят название "Семеновна", такое сближение отдельных строф - почти правило.

Эх, Семеновна, ты мне нравишься,

Поцелуй меня, ты не отравишься.

И продолжение:

Поцеловалася, не отравилася,

Любовью Сениной я заразилася.

Постепенно в подражание крестьянской стала складываться и городская частушка. Город - не деревня, где частушка постоянно звучала на улице, на гулянках. Городские частушки часто пересказывают, чем поют. Они и форму свою деревенскую постепенно утрачивают: пропадают зачины, связанные с крестьянским бытом, постоянные эпитеты. Можно сказать, что в городе частушка превратилась просто в эпиграмму, веселый задиристый стишок.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/