Толстой а н детство никиты литературный час. Урок литературного чтения А.Н.Толстой "Детство Никиты". Организация познавательной деятельности

Конспект

открытого урока

по чтению

проведённого

в 3 «Б» классе

Чучковской средней общеобразовательной школы

учителем Тамонкиной Натальей Пантелеевной.

2015г.

Тема. А.Н. Толстой «Детство Никиты», глава «Весна».

Цель. Формирование умения подробного пересказа описания.

Задачи. 1. Учить работать с текстом.

2. Формировать умение подробного пересказа описания.

3. Выявить сходство поэтического и прозаического описания

Весенней природы.

4. Воспитывать интерес к творчеству А.Н. Толстого.

Оборудование. Портрет А.Н. Толстого; репродукции птиц, весны;

Детские рисунки; пьеса «Апрель»; запись пения птиц.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Психологический настрой.

Представьте себе, что вы удобно сели в кресло и приготовились смотреть фильм по телевизору. Но вместо него на экране видна завораживающая весенняя картина, звучит прекрасная музыка, и вы слышите стихотворение Ивана Бунина

Прошли дожди, апрель желтеет.

Всю ночь туман, а поутру

Весенний воздух точно млеет

И мягкой дымкою синеет

В далёких просеках в бору.

Какие у вас появились желания? (высказывают своё мнение)

А у меня появилось желание проверить домашнее задание.

(3 человека)

III. Речевая разминка.

1. - Знаете ли вы, что в народе март называют «проталинком», апрель – «снегогоном», а май – «травнем».

Как вы думаете, почему?

Да, весна удивительное время года.

2. Мгновенное чтение

Апрельский весны

Скворец гонец

А) быстро прочитывают;

Б) называют слова по порядку;

В) объясняют смысл пословицы

Апрельский скворец – весны гонец.

Г) Прочитывают пословицу с разной интонацией:

С гневом

С радостью

Д) Назовите приметы весны.

Е) Хоровое чтение стихотворения В. Андреева «Весна»

Трещит весна по рекам.

В лесах и на полях,

Гуляет влажный ветер

По кронам на дубах.

Звенит капелью, светится

И манит на простор,

Ожил, развеселился

Огромный старый бор.

Летит на птичьих крыльях

И с каждым тёплым днём

Струится, серебрится,

Поёт в снегах ручьём.

IY. Сообщение темы урока.

Мы прочитали много стихов о весне, а сегодня будем читать прозаическое описание природы.

Y. Работа с произведением А. Толстого.

а) До чтения.

Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте заглавие.

Как вы думаете, о какой весне (ранней, поздней) пойдёт речь?

б) Чтение про себя: отметить сравнения, которые использовал автор.

Вопросы после чтения:

Описание какого дня мы уже читали у А. Толстого? (летнего

утра)

Что вы читали сейчас: описание всей весны или одного весеннего дня? (Сначала о приходе весны, потом автор описывает весеннее утро)

Какие картины представили, читая отрывок из повести?

Каких знакомых героев встретили?

Какие чувства они испытывают с приходом весны?

в) Чтение вслух по абзацам с попутным комментированием.

1 абзац

Что увидели?

Какие запахи почувствовали?

Как это-«стонали куры»?

2 абзац

Как вы понимаете «зелёными кочетками»?

Какую птицу захотелось услышать?

3 абзац

4 абзац

То ли вам слышится в куковании кукушки?

5 абзац

Как отнеслись обитатели сада к благословлению кукушки?

6 абзац

Какие звуки и запахи разбудили Никиту?

Какое настроение было у мальчика? Почему?

YI. Физкультминутка.

YII. Вопросы после чтения.

Какое настроение у вас вызывает наступление весны?

Каким настроением проникнуто описание весны у Алексея Толстого? Почему вы так думаете?

YIII. Рассказ о писателе.

Повесть «Детство Никиты» - автобиографическое произведение. Алексей Толстой передаёт в ней свои детские впечатления. Имя Никиты – это имя его сына. О своём детстве на хуторе Сосновка, что под Самарой, он пишет в автобиографии: «Там прошло моё детство. Сад. Пруды, окружённые ветлами и заросшие камышом. Степная речонка Чауса. Смены времён года, как огромные и всегда новые события. Всё это и в особенности, что я рос один, развивало мою мечтательность…»

Мама Алексея Толстого старалась развивать у сына читательский талант. Может быть благодаря ей он и стал писателем.

IX. Самостоятельная работа в парах.

Выпишите из текста слова, которые передают краски, звуки, запахи.

X. Ответ на 1-й вопрос учебника.

О каких птицах говорится в отрывке Толстого? (картинки)

XI. Пересказ близкий к тексту (3 задание учебника)

XII. Итог урока.

В чём сходство прозаической и поэтической картины весны? (В выражении авторского настроения и средств его выражения: эпитеты, сравнения, олицетворения)

Какому стихотворению ближе по настроению, содержанию эта зарисовка А. Толстого?

Выставляю оценки за работу на уроке.

XIII. Домашнее задание.

Цели : продолжить работу по произведению А. Толстого; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить делить текст на части, выделять главное, составлять план; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:

Формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника и художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества.

Оборудование: книги и портрет писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте отрывок из стихотворения самостоятельно.

С детством расстаться всегда очень грустно,

Белый кораблик уплыл, не вернешь.

Воспоминаний светлое чувство

Станет сильнее, чем дольше живешь.

М. Рябинин

— Прочитайте жужжащим способом (еще: медленно, шепотом, с ускорением, выразительно).

— Это четверостишие из песни «Остров детства». Прослушайте ее. Как вы поняли смысл текста? (Ответы детей.)

— А что вы можете сказать о таком периоде жизни человека, как детство? (Высказывания детей.)

III. Работа по теме урока

— Дома вы прочитали произведение А. Толстого. Начнем со словарной работы. Объясните значение слов.

Каретник — сарай для карет и других экипажей.

Верстак — станок для столярной работы.

Башлык — шапка с двумя длинными концами, которые обматывали вокруг шеи.

Прерия — обширная североамериканская степь.

— Подберите синонимы к словам.

Хмурый — (угрюмый, ненастный).

— Подберите антонимы к словам.

Состариться — (помолодеть).

Трудиться — (бездельничать, лениться, лодырничать).

— Прочитайте первую часть, которая называется «Солнечное утро».

— Задайте по этой части текста вопросы своим одноклассникам.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Прочитайте вторую часть — «Аркадий Иванович» — по ролям.

— Проследите по тексту, какие отношения были у мальчика с учителем, с мамой.

— Определите главную мысль этой части.

— Прочитаем третью часть «Сугробы». (Чтение учащимися.)

— Какое настроение у Никиты? Что создает ему такое настроение?

— Хотел ли Никита обмануть учителя?

— Почему Никита увидел так много на улице? Любит ли он свою родную землю?

— С каким настроением испытывал Никита скамейку? Какие слова использовал автор для усиления впечатления? Зачитайте.

— Какие зимние забавы любите вы? А ваши родители?

— Почему Никита взбирается под самый мыс и копает пещеру?

— Определите главную мысль этой части. (Чтение части «Таинственное письмо».)

— Какое письмо все ждали?

— Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей.)

— Восстановите последовательность событий.

□ Воздух защипал в носу.

□ По хрустящим ступеням.

□ Снежные мысы над Чагрой.

□ Скамейка сама пошла с горы.

□ Фигурка Аркадия Ивановича.

□ Снежная пещера.

□ Диалог учителя и Никиты.

(Восстановление деформированного плана.)

— Подготовьте пересказ по полученному плану.

VI. Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Ребята, в чем смысл этого произведения? Чему учит нас автор?

— Определите жанр этого произведения. (Повесть - литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.)

Домашнее задание

Подготовить пересказ от имени главного героя произведения. Придумать продолжение, связанное с таинственным письмом.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

(Отработка навыков разных видов чтения.)

— Учитель у меня в портфеле!

— Кто? Быть не может! Неужели?

— Взгляни, пожалуйста! Он тут.

Его учебником зовут.

В. Берестов

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

— Прочитайте, разделяя на слоги.

— Прочитайте орфографически.

— Прочитайте орфоэпически.

— Как вы поняли смысл стихотворения? (Ответы детей.)

— Как вы думаете, от кого зависит, как учится школьник, — от учителя или от него самого?

(Показать учащимся, что, каким бы талантливым ни был учитель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает.)

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

III. Проверка домашнего задания

— Перескажите произведение от имени Никиты.

— Какое продолжение вы придумали? Расскажите.

На прошлом уроке вы определили, что это повесть. Но надо уточнить, что это автобиографическая повесть для детей — одно из самых поэтических произведений А.Н. Толстого. Повесть «Детство Никиты» была написана в 1920 г. во Франции для детского журнала «Зеленая палочка», в 1922 г. опубликована в Берлине, а в Советском Союзе впервые издана в 1923 г. Светлые воспоминания писателя о детстве пронизаны лирическим образом любимой Родины, который возникает во всем: в описаниях природы и быта хутора Сосновки, в рассказах о деревенских ребятах, в чистом, прекрасном русском языке повести. В этом ее основное воспитательное значение.

IV. Работа по теме урока

— Назовите героев этого произведения.

— Вам интересно было узнать о жизни Никиты? (Высказывания детей.)

— Дайте характеристику главного героя произведения. Каким был Никита?

«Детство Никиты» — повествование о первых годах формирования человека. Перед читателем разворачиваются основные события жизни мальчика в течение последнего года перед началом учебы. Жизнь ребенка и жизнь природы, слияние и переплетение этих двух тем создают своеобразный лирический колорит повествования. Никита близок к природе, он как бы растворяется в окружающем его мире. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика постоянное ожидание счастья, чего-то чудесного, фантастического: «Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе».

— Похож ли Никита на вас, ваших друзей?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Каким человеком был Пахом? Каким ценным качеством он обладал?

— Как относился учитель к Никите: наказывал, обижал, заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения?

— Опишите учителя Никиты, используя слова из текста.

— Почему Никите приходилось держать ухо востро? Что означает это выражение? (Остерегаться.)

— Какой была мама Никиты? Как вы это поняли? (Рассуждения обучающихся.)

(Работа над сочинением-рассуждением.)

— Обсудите с другом, какие черты характера вы цените в людях.

— Напишите на эту тему сочинение-рассуждение. На с. 46 творческой тетради даны опорные слова.

VII. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Кто из героев произведения вам больше всего понравился?

— Как вы думаете, писатель рассказал о современной жизни или об уже давно прошедших днях? Обоснуйте свое мнение.

Домашнее задание

Дописать сочинение. Если есть желание, прочитать повесть самостоятельно до конца.

Цели: познакомить обучающихся с новым разделом; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; учить читать текст выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.

Планируемые результаты : предметные: прогнозирование содержания раздела, чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, восприятие на слух художественных произведений; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

Анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий: ответственность, честность, верность слову, совесть, взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание.

Оборудование : мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Если начал, то закончи,

Обещал, то выполняй,

Общих правил повеленья

Никогда не нарушай!

Будь ответственным задело,

Не хитри и не ленись,

Быть надежным человеком

Обязательно стремись!

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

— Прочитайте, разделяя на слоги (еще: орфографически, орфоэпически, скороговоркой, выразительно).

III. Введение в раздел

— Не случайно наш урок я начала этим стихотворением. Как вы думаете, о чем оно?

— Как бы вы его озаглавили? (Ответы детей.)

— Это стихотворение называется «Ответственность». А вам нравятся ответственные люди? Почему?

— Какие еще человеческие качества вам нравятся?

— Прочитайте записанное на доске название раздела, который мы начнем изучать. {«Жить по совести, любя друг друга».)

— Как вы понимаете его смысл?

— О чем должны быть произведения, собранные в данном разделе? Как вы считаете?

— Как вы думаете, с какими понятиями мы будем работать?

— Откройте учебник на с. 98. Прочитайте, какие понятия будем изучать.

— Как вы их понимаете?

Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за последствия своих действий, поступков.

Совесть — чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

— Прочитайте диалог Ани и Вани.

— Что вы из него узнали?

— Прочитайте, что нам говорит профессор Самоваров.

— О чем он говорит?

IV. Работа по теме урока

1,5; 6,4; 6,5; 5,4; 6,3; 6,5; 4,4

1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4

— Что вы знаете об этом писателе? Какие произведения читали? (См. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)

— Прочитайте название, рассмотрите иллюстрации. Предположите, о чем это произведение.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Знакомство с произведением А. Толстого «Детство Никиты»

(Чтение произведения учителем и хорошо читающими учащимися. Беседа после чтения.)

— Ваши впечатления от прочитанного?

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел начали изучать?

— С творчеством какого писателя познакомились на уроке?

— Какое произведение читали?


М.Т.Махамбеталиев

Саздинская средняя школа г.Актобе

учитель русского языка и литературы в казахской школе

Краткосрочный план по литературе 7 класс

Неделя 1

День 16.03.201 5

Занятие 1

Тема занятия:

А. Н. Толстой «Детство Никиты»

Общие цели:

Знакомство с личностью и творчеством писателя, развивать умения и навыки литературоведческого анализа художественного произведения, воспитывать любовь к жизни

Результаты обучения:

    Усвоить теоретические знания по литературе – знать, что такое «автобиография».

    Развивать речь, обогащая словарный запас учащихся – знать значения новых слов и уметь их применять в речи.

    Развивать творческое воображение - уметь ценить яркие моменты детства.

    Вызвать интерес к творчеству писателя и словесности.

    Уметь давать характеристику героям и персонажам.

Ключевые идеи:

Образы детей в литературе, автобиография, детство, анализ

Оргмомент

Психологический настрой.

Запись в тетрадях

Изучение новой темы:

    Знакомство с писателем

    Знакомство с повестью «Детство Никиты»

    Словарная работа

Индивидуальная работа

Беседа

Творческое задание

Рефлексия

Здравствуйте, ребята! Сегодня, ребята, мы с Вами начнём знакомство с новой главой в литературе, которая называется «Образы детей в литературе». Мы познакомимся с новыми интересными личностями – писателями, которые расскажут о себе, о своём детстве, их героями, изучим из произведения. Уроки будут интересны тем, что на них мы будем говорить о таких же детях, как Вы, детей вашего возраста и мышления.

Давайте же улыбнёмся друг другу с пожеланиями всего хорошего.

Эпиграф урока: « В сердце писателя жила «память детства», и он старался передать мысли и чувства десятилетнего мальчика, который растёт и узнаёт окружающий мир».

Теория литературы. Понятие об «Автобиографии»

Автобиография – это описание своей жизни.

Слово учителя:

Жизнь и творчество писателя А. Н. Толстого

    Годы жизни: 1882-1945

    г. Николаевск

    Прозаик, публицист, драматург

    Военный корреспондент

    Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино»

    Трилогия «Хождение по мукам»

    «Пётр 1» - исторический роман

    Основатель научной фантастики

    Обогатил русскую литературу

Развитие речи:

- чтение отрывков по абзацам

Правильная постановка ударения в словах

Отработка навыков выразительного чтения

Вопросы к прочитанным отрывкам

Обсуждение поступков героя

Характеристика героя

«Об ъ яснялки»

Удрать –

Рыжая –

Удовольствие –

Наскочить –

Боязно –

Амбар –

Исподлобья –

Поспешно –

Стлаться –

Неведомый –

Зачарованный –

Сноп -

Заполнение кластера – характеристика главного героя

Никита

- Как вы думаете, стоит ли писать о своём детстве произведения?

- Почему?

- Что бы Вы написали о своём детстве?

Мини-сочинение «Памятные дни детства »

- Что нового Вы сегодня узнали на уроке?

- Какой фрагмент урока Вам больше всего понравился?

- Что хотели бы узнать ещё?

Источники:

Учебник «литературное чтение » 7 класс, дополнительный материал

Ресурсы:

Интерактивная доска, иллюстрации, рабочие тетради

Последующее чтение:

    Написать сочинение на тему «Самые яркие воспоминания из моего детства»

    Составить кроссворд по жизни и творчеству А.Н.Толстого (парное задание)

    Мини-проект «Жизнь и творчество М. Горького»

Цель урока: через анализ характеров героев рассказа, определить, какие черты характера являются главными.

Задачи урока:

  • Учить определять учебную задачу;
  • Учить планировать выполнение учебной задачи;
  • Создать благоприятный эмоциональный настрой;
  • Вспомнить содержание рассказа;
  • Дать характеристику героям рассказа;
  • Формировать умение работать с текстом;
  • Проанализировать черты своего характера;
  • Продолжить работу по развитию речи, памяти, критического мышления;
  • Формировать умение работать в группе.

Перечень оборудования к уроку:

  • Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 158 с. : ил. - (Академический школьный учебник) (Перспектива);
  • Литературное чтение. 4 класс. Творческая тетрадь для общеобразоват. организаций / Т.Ю. Коти; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 79 с. : ил. - (Перспектива);
  • Мультимедийное оборудование для показа презентации, компьютер;
  • Фонограмма песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского;
  • Рабочие тетради в клетку по литературному чтению;
  • Полоски фраз из текста для организации работы в группах (по количеству групп).
  • Листочки для написания синквейна.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Определять, какое настроение создают прочитанные произведения.
  • Давать характеристику литературным героям, на основе прочитанного произведения.

Метапредметные:

  • Определять учебную задачу урока.
  • Планировать выполнение учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.
  • Осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
  • Осуществлять логическое действие сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
  • Осуществлять логическое действие обобщение.
  • Доносить свою позицию до других, аргументируя её.

Личностные:

  • Сравнивать свои черты характера с чертами характера литературных героев;
  • Оценивать черты своего характера;
  • Определять, какие черты являются главными и определяющими;
  • Мотивировать к учебной деятельности;
  • Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверяет готовность к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку.

2. Мотивация к активной учебно-познавательной деятельности (эмоциональный настрой).

Доска. Приложение 1

Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака.
- позвольте, я Вам прочитаю это стихотворение.

О какой стране идёт речь? Почему так решили?
- кто слышал выражение «остров детства»?
- как понимаете его?
- закройте глаза, сядьте поудобней. Я приглашаю Вас в путешествие к «острову детства».
Звучит 1 куплет и припев песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского.
- какие у Вас возникли эмоции?
- почему именно эту песню я предложила Вам послушать?

Читают стихотворение С.Маршака самостоятельно.
- слушают чтение стихотворения учителем.
- высказывают мнения, о какой стране пойдёт речь, объясняя свой выбор.

Объясняют смысл выражения «остров детства».
- прослушивают фонограмму; высказывают, какие эмоции возникли.
- объясняют, почему прозвучала именно эта песня.

3. Сообщение темы и формулировка целей урока.

Сегодня мы продолжаем разговор о произведении А. Толстого «Детство Никиты». Попробуйте сформулировать цели урока.

Знакомятся с темой урока.
- формулируют цели урока: анализируя произведение обсудить и сравнить характеры героев произведения А. Толстого «Детство Никиты».

4. Актуализация знаний.

Прочитайте…
- что можете сказать?
- какое может быть задание?
- кто не понял задание?
- кто может объяснить?
В 4-ах разложите полоски в нужном порядке.

Проверка (допущена ошибка) Приложение 3

Проверьте себя. Кто не согласен? Почему?
- зачем мы выполнили это задание?

Читают вслух по одному фразы на доске.
- делают вывод, что это фразы из текста.
- предлагают варианты заданий, останавливаются на том, что надо поставить эти фразы в том порядке, как они встречаются в тексте.
- образуют четвёрки, повторяют правила работы в группе и раскладывают полоски с фразами в нужном порядке.

Сверяют свою работу с образцом на доске.
- замечают на доске ошибку, доказывают своё мнение.
- подводят итог проделанной работе: вспомнить содержание текста и последовательность событий.

5. Проверка домашнего задания

Что надо было сделать дома?
- открываем рабочие тетради, стр. 45, таблица
- как зовут главного героя?
- почему автор выбрал именно это имя, Никита?
- какие черты характера Вы увидели у Никиты?
- похож ли он на Вас? Чем?
- на ваших друзей? Чем?
- кто такой Пахом?
- каким он был человеком?
- каким ценным качеством, по мнению автора, он обладал? Докажите текстом.
- кто такой Аркадий Иванович?
- найдите в тексте описание его внешности. Прочитайте.
- каким он показан в этом произведении?
- как он относится к главному герою?
- что означает выражение «держать ухо востро»?
- почему Никите приходилось «держать ухо востро»?
- какого героя нет в этой таблице?
- какой она показана в этом произведении?
- как Вы это поняли?

Открывают рабочие тетради на стр.45. Проверяют заполнение таблицы. Дополняют таблицу. Находят в тексте ответы на вопросы, закрепляя умение работать с текстом, обращая внимание на детали.
- вспоминают, что произведение автор посвятил сыну Никите.
- называют черты характера Никиты.
- сравнивают себя и своих друзей с Никитой.
- вспоминают, что Пахом - плотник. Называют черты характера Пахома. Опираясь на цитаты из текста, доказывают каким ценным качеством, по мнению автора, обладал Пахом (учебник, стр. 99).
- находят в тексте описание внешности Аркадия Ивановича (учебник, стр.100).
- обсуждают отношение Аркадия Ивановича к главному герою: заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения.
- объясняют значение фразеологизма «держать ухо востро» - остерегаться. Выясняют, почему Никите приходилось так себя вести.
- дают характеристику маме главного героя, объясняют, что позволило сделать такой вывод.

6. Физминутка

7. Организация познавательной деятельности

Работа в рабочей тетради, стр.46-47
- прочитайте опорные слова. Что это такое?
- прочитайте задание на стр.47. кто не понял задание? Кто может объяснить?
- выполните его. Кто сможет - продолжите ряд самостоятельно.
Обсуждение:
- какие черты характера для Вас являются главными? Почему?
- кто считает по-другому? Объясните своё мнение.
Идёт обсуждение.

Открывают рабочие тетради на стр.46-47.
- читают вслух опорные слова, делают вывод о том, что это разнообразные черты характера человека.
- самостоятельно знакомятся с заданием на стр. 47. Осмысливают его и выполняют.
- учащиеся, которые выполнят задание раньше, продолжают самостоятельно перечислять другие, известные им черты характера.
- высказывают своё мнение, какие черты характера для них являются главными и почему.
- высказываются разные мнения, обязательно с доказательством выбора.

8. Домашнее задание

Работаем в тонких тетрадях по литературе. Записываем число.
- ниже заголовок: сочинение-рассуждение, ниже тема «Какие черты характера я ценю в людях».
- что отличает текст - рассуждение от других типов текста?
Это будет домашнее задание. Откройте дневники. Запишите.

Открывают тонкие тетради по литературе.
- записывают число, тему сочинения
- объясняют, что в тексте - рассуждении сначала высказывается мысль, утверждение, а потом она доказывается, даётся пояснение, почему так.
- открывают дневники и записывают домашнее задание.

9. Рефлексия

Попробуем написать синквейн. Что это такое? Какие правила написания? Какую предложите тему?
- кто хочет прочитать?

Вспоминают, что синквейн - это пятистишие и правила его написания
- предлагают свои темы, объясняя свой выбор.
- пишут самостоятельно синквейн по теме ХАРАКТЕР, зачитывают по желанию, обсуждают, что лучше удалось.

10. Подведение итогов

Подводя итог урока, закончите фразы:
«Работая над этим произведением, я понял…», «Главный герой Никита…»

Подводят итог урока, заканчивают предложенные фразы.

11. Самооценка.

Подумайте, какую оценку за урок вы могли бы себе поставить, поставьте эту оценку на обратной стороне листка. Сдайте листочки с синквейном.

Каждый сам оценивает свою работу, и результат записывает на листочке. Это может быть как обычный балл, так и количество «бонусов», которые фиксируются и накапливаются в отдельном журнале учителя. Листочки сдают учителю

12. Эмоциональная рефлексия.

Представьте себя художником. Какие краски Вы могли бы использовать для изображения детства? Какие цвета преобладали? Почему?
- кроме обязательного домашнего задания я предлагаю задание по желанию:
1. Изобразить своё детство в цвете.

2. Написать синквейн