Тщетная предосторожность как "народный балет". Тщетная предосторожность (балет) Четная предосторожность

Предлагаем Вашему вниманию либретто балета "Тщетная предосторожность". Балет "Тщетная предосторожность" в двух действиях. Композитор Луи Герольд. Либретто и постановка Ж. Доберваля.

Первое представление (со сборной музыкой): Бордо, 1 июля 1789 г; с музыкой Герольда - Париж, Гранд-Опера, 27 ноября 1828 г.

Действующие лица: Марцелина, зажиточная крестьянка. Лиза, ее дочь. Колен, бедный крестьянин. Мишо, откупщик. Никез, его сын. Нотариус. Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.

Жадная фермерша Марцелина хочет выдать свою дочь замуж за глуповатого парня Никеза, сына откупщика Мишо. Но Лиза любит бедного крестьянина Колена. Марцелина не разрешает дочери встречаться с Коленом.

Приходят крестьянки - подруги Лизы и друзья Колена. Они всей душой сочувствуют горю Лизы и Колена, но помочь не могут. Марцелина ни на минуту не спускает глаз с дочери, заставляет ее работать по дому: кормить кур, взбивать масло, подметать двор.

Поле. Крестьяне работают. Среди НИХ Лиза, Никез, Колен и Марцелина. Надвигается гроза. Порывы ветра подхватывают Никеза, который взлетает на огромном зонтике. Общий хохот.

Комната в доме Марцелины. Крестьяне приносят влажные от дождя снопы и складывают их в угол. Незаметно в дом Марцелины пробрался и Колен, чтобы увидеться с Лизой.

Вскоре Марцелина уходит из дому, закрыв дверь на ключ. Дочь негодует на предосторожность матери.

Лиза мечтает о своей будущей жизни, когда она выйдет замуж за Колена и у нее родятся дети. Она научит их читать и будет ласковой матерью, но, если понадобится, будет и строга.

Внезапно снопы раздвигаются, и перед Лизой появляется Колен. Лиза смущена и испугана. Но мысль о том, что они, наконец, могут побыть вдвоем, наполняет их радостью и счастьем. Они обмениваются шейными платками. Идиллия Лизы и Колена коротка: слышны шаги возвращающейся Марцелины. Что делать? Лиза прячет Колена в чулан и принимается прясть, но делает это так неестественно, что Марцелина подозревает недоброе. Да и платок Колена на шее Лизы выдает ее.

Рассвирепевшая Марцелина в наказание запирает Лизу в чулан, в котором уже находится Колен.

Марцелина ждет нотариуса. Выгодный брак Лизы и Никеза радует ее и она почтительно приветствует пришедших вслед за нотариусом Мишо, Никеза и крестьян. Сейчас Марцелина выпустит из чулана непокорную дочь.

Дверь чулана раскрывается, и на пороге его появляются смущенные Лиза и Колен. Они бросаются в ноги к Марцелине, которой ничего не остается, как согласиться на их брак.

Л. Энтeлиc

Статья "Балет Тщетная предосторожность. Либретто" из раздела

Цена:
1500-3500руб

Стоимость билетов:

1 ярус 1500-2500
Бельэтаж 2000-3000
Амфитеатр 2500-3000
Партер 2500-3300

Использованы фрагменты музыки Риккардо Дриго, Луи Герольда, Цезаря Пуни, Жоржа Бизе.
Художник по восстановлению декораций — Михаил Сапожников.
Партии исполняют учащиеся Московской государственной академии хореографии.

Продолжительность — 2 часа 10 минут.

Либретто Жана Доберваля

«Тщетная предосторожность» - комедийный балет, рожденный более двухсот лет назад! Основателем жанра комедийного балета стал создатель данной постановки, французский хореограф Жан Доберваль. В его балетных спектаклях фигурировали обыкновенные люди - простые, непритязательные, с привычными пороками и бытовыми проблемами. Такой подход для той эпохи стал воистину новаторским, ведь прежде на балетной сцене блистали только «герои древности» или «небожители». Персонажам из социальных низов путь в балетные постановки был закрыт!

Интересен тот факт, что ни одного композитора для написания музыки к балету Жан Доберваль не привлекал; вместо этого использовал народные французские мотивы. Премьера балета «Тщетная предосторожность» состоялась в Бордо, 1 июля 1789 года. О том, как зародилась сюжетная фабула этой постановки, ходят различные легенды. Первоначально считалась, что сюжет придумал сам Доберваль. Вторая версия - не придумал, а вдохновился реальной забавной историей одной крестьянской семьи. Существует даже третья версия - Жану Добервалю как-то попался на глаза офорт Шоффара по картине художника Бодуена. Офорт изображал веселую бытовую сценку - юная девушка, потупив глаза, выслушивает распекания матушки, а на заднем плане по лестнице убегает любовник девушки, держа в руках свои панталоны. Самая смелая легенда утверждает, что в балете «Тщетная предосторожность» Жан Доберваль делится со зрителями моментами собственных любовных похождений!

В любом случае, балет получился действительно веселый - легкий, смешной, красочный. Дословно оригинальное название постановки переводится как «Худо сбереженная дочь» - в силу неблагозвучия для русского уха название в отечественных театрах было изменено. Сюжет непритязателен и прост. Юная девушка Лиза отличается чарующей красотой, и мать мечтает выдать ее замуж за богатого жениха. Однако у Лизы уже есть возлюбленный - нищий парень, крестьянин Колен. Мамаша всячески препятствует встречам дочери с Коленом, а под конец и вовсе запирает ее в чулан. Но ни она, ни Лиза не знают, что в чулан уже заранее пробрался Колен, который не желает покидать любимую! Тем временем мамаша активно готовится к свадьбе и собирает гостей. И вот когда дом уже полон и все готовы к торжественной развязке, отпирается чулан…и взорам собравшихся предстают Лиза с Коленом, да и в каком виде! В результате матери ничего не остается делать, как благословить брак любящих друг друга молодых людей.

«Тщетная предосторожность» - замечательный балет, редкий в своем жанре. Билеты на этот спектакль в Большом театре - чудесная возможность провести запоминающийся вечер, наслаждаясь классическим искусством танца и в то же время шутливым, забавным и комическим сюжетом.

Действие I

Картина 1

Раннее утро. У дома богатой фермерши Марцелины появляется молодой крестьянин Колен. Он влюблен в племянницу Марцелины - Лизу и ищет встречи с ней. Но это не так-то просто! Даже нанимая крестьян для уборки урожая, Марцелина не отпускает с ними Лизу, а находит ей работу во дворе. Не удивительно, что первое свидание влюбленных происходит у маслобойки. Но вновь появляется Марцелина и прогоняет нежеланного ухажера.

А вот и выгодный жених - Никез. Он хоть и глуповат, но его отец - Мишо весьма состоятелен, и Марцелина всерьез уговаривает Лизу познакомиться с богатыми гостями. Лишь вмешательство Колена смогло расстроить это сватовство.

Картина 2

Жатва. В заботах об урожае Марцелина все-таки продолжает мечтать о свадьбе Лизы и Никеза, несмотря на его глупые выходки. Но помолвка, затеянная как игра с лентами, снова заканчивается в пользу Лизы и Колена. ...Общие танцы прерываются грозой. Все разбегаются, спасаясь от непогоды.

Действие II

Картина 3

Гроза прошла. Марцелина и Лиза возвращаются домой, и усаживаются за прялку. Крестьяне приносят спасенные от дождя снопы. Марцелина уходит с ними, заперев Лизу на ключ.

Обиженная Лиза мечтает о любимом. Вдруг она замечает спрятавшегося Колена. Лиза смущена и велит ему уйти. Но дверь на замке, и уйти Колен не может. Однако, Лиза сердится недолго, и в знак примирения они с Коленом обмениваются платками.

Слышен шум за дверью. В панике Лиза прячет Колена в чулане. Вошедшая Марцелина замечает чужой платок на шее Лизы и в наказание запирает ее в тот же чулан, не подозревая, что там находится Колен.

Как к себе домой входит Мишо. За ним следуют нотариус для подписания брачного контракта и даже нанятый по этому случаю духовой оркестр. Марцелина не скрывает своей радости и вручает Никезу ключ от чулана. Дверь открывается, и... на пороге появляются смущенные Лиза и Колен. Мишо смертельно оскорблен. Брачный контракт разорван. Влюбленные бросаются к ногам Марцелины, и ей лишь остается благословить их.

Распечатать

«Тщетная предосторожность» — в дословном переводе "Плохо присмотренная дочь" — балет в двух действиях, созданный французским балетмейстером Жаном Добервалем. Музыка специально к балету не сочинялась, Ж. Доберваль использовал французские народные мелодии. «Тщетная предосторожность» — единственный дошедший до нашего времени балет классического репертуара, в котором герои были современниками зрителя дней премьеры. Премьера состялась 1 июля 1789 года в г. Бордо.

Жан Доберваль — ученик Новерра и продолжатель его хореографических идей в создании действенного балета — является основателем комедийного балета. Персонажами его постановок стали не боги и древние герои, а представители народа, так называемого третьего сословия, самые простые люди с их недостатками и пороками, бытовой неустроенностью и без глобальных интересов и притязаний. Эта эстетика в конце 18 столетия стала новаторством, впервые представители самых низов общества заняли места на балетной сцене.
После смещения Ж.Новерра с поста директора балетной труппы Парижской Королевской академии музыки этот пост в 1781—1783 гг. занимал Жан Доберваль, но долго там не продержался, смещенный дирекцией в 1783 году, и большую часть своих постановок осуществил в балетной труппе музыкального театра Бордо, куда вскоре перебрался и где провинциальная публика благожелательно встречала его балеты о таких же простых людях, постоянно попадавших в комические ситуации и выходивших из них не при помощи высших сил или великих героев, а собственной находчивостью и веселостью, смекалкой и хитроватостью.
Одним из таких его балетов стал двухактный («Балет о соломе, или От худа до добра всего лишь один шаг») — именно так назвал сам автор своё произведение, покорившее в дальнейшем все мировые балетные сцены и более известное под названием La Fille mal gardée, а в России — «Тщетная предосторожность».

Действующие лица :

Марцелина, зажиточная крестьянка.

Лиза, её дочь.
Колен, бедный крестьянин.
Мишо, откупщик.
Никез, его сын.
Нотариус.
Подруги Лизы. Крестьяне и крестьянки.


Сюжет.

Марцелина мечтает выгодно пристроить свою красавицу-дочь Лизу замуж за Никеза, сына местного богача Мишо. Но дочь уже сама выбрала себе любимого — это соседский бедный крестьянский парень Колен. Такой поворот событий совершенно не устраивает ищущую материального благополучия мамашу, и она не спускает глаз с дочери, препятствуя её свиданиям с Коленом. Но проворный бедняк не собирается предавать любимую. Он пробирается в чулан дома, где живут Марцелина и Лиза, и прячется в стоге сена. А Марцелина, ничего не зная о коварстве Колена, задумала собственное коварство: чтобы дочь в неподобающий момент не убежала к нищему возлюбленному, она запирает её в чулане — том самом, где спрятался Колен. Сама же она активно готовится к предстоящей свадьбе непокорной дочери, и лишь когда в доме собираются все: нотариус, богач Мишо, его сын жених Никез, гости-крестьяне, — она торжественно выпускает узницу-дочь из чулана. Но перед взорами присутствующих предстают двое — влюблённые Лиза и Колен, да ещё в каком виде!.. Планам Марцелины на материальное благополучие не суждено сбыться — несчастной матери, все так тщательно продумавшей и принявшей все меры предосторожности, ничего не остаётся, как согласиться на брак Лизы и Колена.