Тур Хейердал. Биография. Тур хейердал открытия и краткая биография

«Клуб КиноПутешественников» знают имя
знаменитого норвежского путешественника и антрополога Тура Хейердала. С детских лет Хейердал интересовался зоологией. А повзрослев, он сделал путешествия делом своей жизни. 10 самых знаменитых путешествий Хейердала представлены ниже.

1

Это было первое путешествие Хейердала и его жены. События, которые происходили с новобрачными, были описаны в книге «В поисках рая». Книга была опубликована, но в связи с начавшейся Второй мировой войной, оказалась почти забытой.
В последствии, в 1971 году книга была переведена на русский язык и выпущена под названием «В поисках рая. Аку-Аку».

2


С целью найти следы морских путешественников, приплывших из Юго-Восточной Азии в начале каменного века, но так и не достигших Полинезии ранее начала второго тысячелетия нашей эры, Тур Хейердал отправился в Канаду, где стал знакомиться с жизнью местных индейцев. Там его застала Вторая мировая война. В звании лейтенанта, после окончания английской диверсионной радиошколы направлялся к берегам Норвегии. Цель акции — заброска группы на оккупированную немцами территорию. Во время похода, американский лайнер, на котором плыл Хейердал, был атакован немецкой подводной лодкой. (Спасение пришло в виде советского корабля.) По прибытию на Киркенес, Хейердал занимался поддержкой радиосвязи отряда с войсками союзников.

3


После окончания войны, Хейердал вернулся к своим антропологическим изысканиям, и в команде с четырьмя неутомимыми исследователями отправился в Перу. Из древесины самого легкого дерева(бальсы), они построили плот, получивший название «Кон-Тики». Погрузив на него свои припасы, храбрая шестерка направилась к берегам Туамоту, расположенным на расстоянии 8000 км.
А 7 августа 1947 года, по прошествии 101 дня плавания, они достигли цели. Своим путешествием они доказали возможность существования древних морских путей между Южной Америкой и Полинезией. Книга Т. Хейердала «Кон-Тики» была переведена на 66 языков мира!

4


В 1956 году Хейердал организовал Норвежскую археологическую экспедицию на остров Пасхи. Хейердал вместе с профессиональными археологами, провел на острове несколько месяцев. За это время были проведены исследования, касающиеся каменных «истуканов» Пасхи. Экспедиция опубликовала три больших тома научных отчётов. Эта экспедиция стала началом исследования «феномена» Пасхи, который продолжается и на сегодняшний день. В книге «Остров Пасхи: разгаданная тайна» Хейердал предложил более детализированную теорию истории острова.

5


В 1969 была построена лодка из папируса, на которой Хейердал попытался пересечь Атлантический океан, выбрав отправной точкой берег Марокко (Африка). Лодка, была спроектирована по изображениям лодок Древнего Египта, и названная «Ра». Ее создателями были строители с озера Чад, а камыш доставляли из Эфиопии. Через несколько недель плавания, в связи с техническими проблемами, повлекшими гибелью «Ра», команда вынуждена была эвакуироваться.

6


В 1970 году была построена доработанная версия «Ра», которую назвали «Ра-II». В ее строительстве, принимали участие мастера с озера Титикака. Выйдя из того же порта что и «Ра», лодка успешно достигла Барбадоса, продемонстрировав, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы под парусом, используя Канарское течение. Экипаж «Ра-II» был международным. Нашу страну представлял Юрий Сенкевич.

7


В 1977 году была построена ещё одна тростниковая лодка, названная «Тигрис». Целью путешествия было доказательство, что между Индской цивилизацией и Месопотамией могли существовать торговые, а также миграционные контакты.

8 Путешествие на Мальдивские острова


В 1983 году, Туром Хейердалом была организована экспедиция, целью которой было обследование курганов, найденных на Мальдивских островах. Там были обнаружены фундаменты построек, ориентированных на восток, а также скульптуры бородатых мореплавателей с продолговатыми ушными мочками. Это подтвердило теорию о заселении Мальдив выходцами из Шри-Ланки. Открытия, сделанные Хейердалом, описаны в книге «Мальдивская загадка».

9 Экспедиция на остров Тенерифе


1991 год связан с экспедицией Хейердала на острове Тенерифе, на котором он занимался исследованием пирамид Гуимар. Согласно теории Хейердала, они являются не горами булыжников, а астрономическими пирамидами.

10 Экспедиция в Азов


Последний проект Хейердала подробно описывается в книге «В поисках Одина. По следам нашего прошлого». Тур Хейердал рассказывает про поиски древней цивилизации Асгарда. Согласно его теории, родиной асов (древних жителей Скандинавии) была территория северного Приазовья и Азербайджан. Пытаясь доказать свою теорию, основанную на исландских сагах XII и XIII веков, Хейердал начал археологические раскопки у древнего города Танаис на берегу Азовского моря.

Преклонные годы своей жизни Тур Хейердал провел в итальянском городке Алассио, в окружении своей семьи. На родине (в Норвегии) ему ещё при жизни был установлен памятник, а в его доме был открыт музей.

РАССКАЗ О ТУРЕ ХЕЙЕРДАЛЕ

Томан И.Б.

Знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал (1914-2002) жил в ХХ веке, когда, казалось бы, на земле не осталось места, куда бы не ступала нога человека. И все же его открытия не менее впечатляющи, нежели открытия мореплавателей прошлых эпох, ибо странствовал он не столько в пространстве, сколько во времени, и в его глубинах он обнаружил такие миры, о существовании которых никто не догадывался.

Главная идея, вдохновлявшая Тура Хейердала всю его долгую жизнь, состояла в том, чтобы доказать высокий уровень культуры народов, которых самодовольные европейцы привыкли считать «примитивными». Он хотел доказать, что их история не менее древняя и не менее богатая событиями и достижениями в области духовной и материальной жизни, нежели европейская культура.

С 1937 года Тур Хейердал изучал происхождение населения Полинезии и выдвинул смелую гипотезу о том, что эти острова заселены выходцами из Южной Америки. Для ее доказательства в 1947 году он вместе с пятью спутниками совершил плавание на плоту «Кон-Тики», построенном по образцу древнеперуанских плотов.

Кон-Тики (то есть Солнце — Тики) – это имя легендарного божественного вождя одного из исчезнувших народов Южной Америки, о котором рассказывали инки. Изгнанные врагами со своей земли, они уплыли в неизвестном направлении, и более о них никто не слышал. Лишь величественные руины в районе озера Титикака напоминали об этой некогда великой исчезнувшей цивилизации. Но действительно ли она исчезла бесследно? В Полинезии Тур Хейердал, беседуя с местными жителями, узнал, что их предки давным-давно приплыли сюда из-за океана, а также то, что первопредка и верховного вождя полинезийцев звали Тики, то есть так же, как легендарного вождя таинственных обитателей Южной Америки. Нашел он и другие свидетельства родства двух народов: в частности, скульптуры, изображавшие богов имели немало общего. Однако собранные факты вступали в противоречие с одним, казалось бы, бесспорным аргументом: древние народы не могли переплыть океан на своих утлых плотах. Это считалось аксиомой, и ее-то Тур Хейердал и поставил под сомнение. Древние народы, считал он, являлись отважными мореплавателями, и их возможности были гораздо большими, чем это традиционно считали европейцы.

Экспедиция преодолела путь от Кальяно (Перу) до островов Туамоту (Полинезия), используя систему морских течений и ветров, господствующих в этом районе Тихого океана. Так, перевоплотившись в человека далекой эпохи, Тур Хейердал доказал истинность своей теории. Свое путешествие он описал во всемирно известной книге «Путешествие на Кон-Тики». Вскоре после своего выхода в свет она была переведена на русский язык и несколько раз издавалась в нашей стране огромными тиражами. Особенной популярностью пользовалась она среди подростков, которые благодаря ей узнали не только историю и культуру далеких экзотических стран, но и, в той или иной степени, обрели ряд важных жизненных ориентиров. И действительно: книга Тура Хейердала имеет не только образовательное и познавательное, но и воспитательное значение. Она учит целеустремленнос ти и настойчивости, хладнокровному отношению к лишениям и невзгодам, но, самое главное, она показывает самоценность культуры каждой эпохи и каждого народа. Мир бесконечно многообразен и прекрасен, и его красота открыта для каждого, кто освободится от предрассудков и априорных суждений и откроет свое сердце новому и неизведанному.

И еще: книга «Путешествие на Кон-Тики», несмотря на скрупулезное описание экспедиции и подготовки к ней, различных научных теорий и собственных изысканий, исполнена истинной поэзии. Об этом свидетельствует хотя бы такой отрывок: «Угольно-черные волны вздымались со всех сторон, над нами сияли мириады звезд. Мир был прост — звезды и ночь. Внезапно стало совершенно безразлично, был ли это 1947 год нашей эры или до нее. Вы жили и чувствовали жизнь с обостренной яркостью. Казалось, небольшой, но неизмеримо богатый мир, центром которого был плот, существовал с начала времен и будет существовать до бесконечности. Мы поняли, что жизнь была для людей полной задолго до нашего века техники, она была для них во многих отношениях даже полнее и богаче, чем жизнь современного человека. Время и эволюция перестали для нас существовать. Все это было реальным и что имело значение всегда, существовало и будет существовать. Мы чувствовали себя в самих недрах истории, вокруг нас царили беспросветная тьма и мириады звезд».

В 1953 году Тур Хейердал возглавил археологическую экспедицию на Галапагос кие острова и открыл там следы древней цивилизации. В 1955-1956 гг. он провел археологические исследования на островах Пасхи, Рапа-Ити и Маркизских и выяснил, что они были заселены еще в IV веке.

В 1960-е годы великий путешественник увлекся историей мореплавания в Древнем Египте и опять в своих исследованиях прибег к уже испытанному методу. Для подтверждения новых теорий он искал не только исторические источники; он перевоплощался в древнего человека, сливался душой и телом с теми, кого хотел познать, и доказывал вновь и вновь, что возможности человека, в какую бы он эпоху ни жил и к какому бы народу ни принадлежал, воистину безграничны. В 1969 году Тур Хейердал предпринял не вполне удачную попытку пересечь Атлантический океан на папирусной лодке «Ра», названной в честь древнеегипетског о бога солнца, однако в следующем году он все же осуществил свой замысел. На такой же лодке «Ра-2» он преодолел расстояние от Марокко до Америки.

В 1977 году Тур Хейердал возглавил экспедицию в Индийский океан на тростниковой лодке «Тигрис». В письме, направленном в Организацию Объединенных Наций, путешественники писали: «Мы предприняли путешествие в прошлое, чтобы изучить мореходные качества судна, построенного по древнешумерским образцам. Но это было также путешествие в будущее, с целью показать, что люди, стремящиеся к общему выживанию, могут мирно сосуществовать даже на самом тесном пространстве. Нас одиннадцать человек, представляющих страны с разными политическими системами. Вместе мы прошли на маленьком судне-плоте из хрупких стеблей и веревок более шести тысяч километров. В стесненных условиях, в полном взаимопонимании и дружбе, плечом к плечу мы боролись со штормами и штилями, постоянно сохраняя верность идеалу ООН: сотрудничество во имя совместного выживания».

К сожалению, мирное сосуществование людей разных национальностей и убеждений на маленькой лодке не отражало ситуацию в мире. Ряд стран чинил экипажу всевозможные препятствия, многие порты оказались закрыты для него, иногда путешественников сопровождал эскорт военных кораблей и самолетов. В результате экипаж принял решение путешествие прекратить, а лодку сжечь.

Участником экспедиций на «Ра» и «Ра-2» и на «Тигрисе» был наш соотечественник, ведущий телепередачи «Клуб кинопутешественн иков» Юрий Александрович Сенкевич (1937-2003). В то время он являлся сотрудником Института медико-биологиче ских проблем, занимался вопросами космической медицины и участвовал в экспедициях в качестве врача.

Норвежцы чтут память своего великого соотечественника. В Осло, на полуострове Бигдеюле, находится музей Тура Хейердала, главными экспонатами которого являются плот «Кон-Тики» и папирусная ладья «Ра-2», а также гигантская статуя с острова Пасхи. Рядом – Музей мореплавания и музей знаменитого норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена (1861-1930), а чуть подальше – музей корабля викингов. Таким образом, Тур Хейердал предстает как продолжатель вековых традиций норвежских мореплавателей.

Открытия Тура Хейердала сыграли немалую роль в развитии экстремального туризма. Благодаря его путешествиям ранее малоизвестные земли начинают притягивать многих поклонников активного отдыха и ярких впечатлений. Впрочем, не только открытия и странствия, но и сама личность Тура Хейердала оказала и продолжает оказывать влияние на современников и потомков.


Тур Хейердал. Это имя знакомо всем. Самый известный путешественник и исследователь второй половины XX века. Великий человек, неутомимый искатель и романтик, гуманист и учёный. Норвежец по происхождению, Тур Хейердал всегда считал себя гражданином мира: «Человек остаётся человеком, будь он норвежец, полинезиец, американец, итальянец или русский, когда и где бы он ни жил - в каменном или атомном веке, под пальмами или у кромки ледника. Добро и зло, отвага и страх, ум и глупость не знают географических границ. Все мы, люди, должны стремиться к взаимопониманию, чтобы человечество могло выжить на нашей маленькой планете, исправить всё, что было испорчено в веках из-за недостатка знаний и уважения к ближнему».

Тур Хейердал родился 6 октября 1914 года в небольшом городке Ларвик на юге Норвегии. Он был единственным ребёнком богатой и уже немолодой четы. Правда, от предыдущих браков родители Тура имели в общей сложности семерых детей. Любовь к природе, как признавался путешественник, привила ему мать.

Университет в Осло, в который он поступил в 1933 году, чтобы по желанию родителей изучать зоологию, вызывал у него скуку, как и у Алисон - прелестной девушки, объекта воздыханий Тура. В один прекрасный день она отправила родителям письмо: «Дорогие мама и отец, я познакомилась с молодым человеком по имени Тур Хейердал. Он просил меня стать его женой, я ответила - „да". Вынуждена прервать свои занятия, поскольку уезжаю с ним на Маркизские острова в Тихом океане…»

Свадьба состоялась на рождество 1936 года, отъезд - вскоре после неё. Зоологический факультет Хейердал так и не закончил. Полсвета проплывает Тур с молодой женой (это путешествие финансировал Хейердал-старший - зажиточный пивовар), чтобы добраться до острова Фату-Хива в Тихом океане.

Зоологические изыскания 23-летнего студента были лишь официальным обоснованием поездки. На маленький остров Фату-Хива Хейердала привела романтическая мечта «расстаться с современностью, с цивилизацией, с культурой. Сделать прыжок на тысячи лет назад. Познать жизнь первобытного человека. Познать истинную жизнь во всей её простоте и полноте».

Вернувшись на родину, Хейердал приступает к изучению материалов по Полинезии и древним американским культурам. При первой же возможности Тур с женой отправляется в Северную Америку. Но здесь его застаёт Вторая мировая война.

Для Хейердала настали тяжкие дни. Чтобы содержать жену и сына, не имеющий специальности чужестранец вынужден был приняться за изнурительную и опасную для жизни работу. Он выдержал всё, вскоре даже начал преуспевать. Но оккупация родины фашистами не могла оставить равнодушным Хейердала. Он поступает в распоряжение норвежских вооружённых сил. В Англии молодой лейтенант прошёл спецподготовку парашютиста-диверсанта. С караваном союзнических кораблей Тур пришёл в Мурманск.

После войны Хейердал возобновляет прерванные войной научные исследования, разрабатывая свою теорию миграции примитивных народов через просторы Тихого океана.

Мировая слава пришла к Хейердалу в 1947 году, когда он на бальсовом плоту «Кон-Тики», названного в честь инкского бога солнца, перешёл Тихий океан от Перу до Полинезии. Тур доказал, что знаменитые статуи острова Пасхи созданы в глубокой древности представителями исчезнувшей культуры «мочика», изгнанными с родных мест воинственными инками, перебравшимися через Тихий океан.

Весь мир с затаённым дыханием следил за плаванием смельчаков на бальсовом плоту по бурным просторам Тихого океана. За сто один день «Кон-Тики» прошёл огромный путь - почти 5000 миль. Весть об удачном окончании рейса облетела весь мир: радио, телевидение, газетные полосы сообщили о счастливом завершении экспедиции, в успех которой никто не верил и которая до сих пор остаётся самой популярной, самой романтической и увлекательной.

Хейердал и его товарищи стали популярнейшими героями на всех пяти континентах, особенно среди молодёжи. Автор книги об известных путешествия на плотах Анджей Урбаньчик писал: «Необычайный успех его экспедиции объясняется в большой степени тем, что сам Хейердал обладает редким набором качеств: он отважен, смело идёт на риск, верит в удачу, сочетая при этом увлечённость романтика с трезвым научным подходом и способностями организатора. Однако и этого может оказаться недостаточно для торжества дела. Нужно ещё немного везения, а оно, похоже, неизменный спутник Хейердала».

Слава Хейердала облетела мир. Не было человека, который бы о нём не слышал. Он стал самым популярным норвежцем со времён Амундсена; кавалером многих орденов и лауреатом различных научных премий, в том числе международной премии за популяризацию науки, членом Нью-Йоркской академии наук, автором двух всемирно известных бестселлеров - «Путешествие на „Кон-Тики"» и «Аку-Аку».

Мальчишки плели свои камышовые «Ра», чтобы преодолеть на них какой-нибудь пруд. Появились конфеты «Кон-Тики», духи «Аку-Аку». Были выведены виноградные сорта с такими названиями. Хейердал получал письма со всех концов света.

«Я не искал славы, - говорил в интервью Тур Хейердал. - Но вот приходит время - на улице начинают показывать на тебя пальцами, в самолёте - требовать автографов. В любое время суток врываются к тебе репортёры и заставляют отвечать на невообразимые вопросы, о которых никогда в жизни не предполагал. Уже не принадлежишь самому себе. И хочется, очень хочется забраться куда-нибудь подальше и спокойно наконец поработать. Лодка в Атлантике - вот идеальное с этой точки зрения место… На самом деле факт, что имя моё известно многим, - это тройная ответственность за каждый свой поступок, за каждое слово, а это, знаете ли, помогает в деле».

Тур Хейердал объездил испанское, французское и итальянское побережья в поисках места, где он мог бы жить и откуда было удобнее планировать новые путешествия. В 1958 году он выбрал Колла-Микери, заброшенную лигурийскую деревушку с прекрасным видом на море. На итальянском побережье выросли две его дочери, Мариан и Анетта, а также сын Бьёрн.

В пятьдесят лет, имея полную возможность жить спокойно и в достатке, Тур Хейердал ещё раз доказал, что достоин удивления и восхищения. Он рискнул всем, чтобы предпринять новую экспедицию пересечь Атлантический океан на плоту из папирусного тростника. Хейердал решил доказать, что древние египтяне могли достигать побережья Южной Америки. Плот получил название «Ра» в честь бога Солнца у древних египтян.

Экипаж был интернациональный: американец Норман Бейкер, египтянин Жорж Сориал, итальянец Карло Маури. африканец из республики Чад Абдулла Джибрин, мексиканец Сантьяго Хеновес. Последним по списку был Юрий Сенкевич, врач из Советского Союза. Когда Хейердал обратился в Академию наук СССР с просьбой указать кандидата для участия в рискованной экспедиции, среди главных его требований были - наличие диплома врача и… чувства юмора. И Сенкевич полностью оправдал надежды легендарного путешественника. «Однажды в океане я решил попробовать московских сухарей, которые по моей просьбе взял с собой в экспедицию Юрий, - рассказывал Хейердал. - Только сунул сухарь в рот, раздался хруст: сломалась пластмассовая полукоронка. „Вот, пожалуйста, социалистический хлеб", - съязвил Сантьяго Хеновес. „Не хлеб социалистический, а зуб капиталистический", - ответил Юра. Мы все чуть со смеху не умерли. Более наглядной и весёлой политической дискуссии я не помню».

В 1969 году первый «Ра», связанный из нильского папируса, фактически потерпел крушение неподалёку от Антильских островов, команду пришлось эвакуировать. Хейердал на следующий год почти с той же командой и почти на такой же лодке (материал был, правда, взят уже с озера Титикака) триумфально доплыл до Барбадоса. Тростниковый плот пересёк Атлантический океан!

В Нью-Йорке Хейердала и экипаж «Ра» принял генеральный секретарь ООН. Он выразил своё восхищение мужеством мореплавателей и поблагодарил Тура Хейердала за экспедицию, организованную под знаком дружбы и взаимопонимания между людьми различных национальностей.

Авторитет Хейердала был бесспорен. И что не менее важно, он этим авторитетом не кичился. Юрий Сенкевич, дважды прошедший с Хейердалом Атлантику на «Ра», писал: «Тур искренне и глубоко любит себе подобных, ему действительно всё равно, араб ты или еврей, какого цвета твоя кожа и какому богу ты молишься. Искренняя доброта и отсутствие какой-либо агрессивности, честность и открытость - главные источники удивительного обаяния Тура Хейердала». Однажды норвежец ухитрился подружиться даже с безжалостными южноамериканскими мафиози. И, что особенно примечательно, в тех местах, где чужакам вообще появляться не рекомендовалось - даже с внушительной охраной.

В конце семидесятых Хейердал совершает тяжёлое плавание на тростниковой лодке «Тигрис», связавшее Индию с библейскими землями. В экспедиции участвовали представители девяти стран. «Мы показали, что в создании ранних цивилизаций земного шара древним жителям Двуречья, Индской долины и Египта, вероятно, помогали контакты на примитивных судах, которыми они располагали пять тысяч лет назад».

В 1988–1994 годах Хейердал проводил археологические раскопки на севере Перу, в местечке Тукуме. Он нашёл там целый комплекс пирамид. Раскопки показали, что древние жители Перу возвели их по технологии, сходной с той, которую применяли древние жители Двуречья шумеры, строя свои ступенчатые пирамиды. Фантастическая, загадочная связь между столь отдалёнными друг от друга точками Земли!..

Пирамиды не были разграблены, поскольку местные индейцы боялись этого места, обходили его стороной. Археологи раскопали множество удивительных изделий из золота, серебра, полудрагоценных камней… Там же Тур обнаружил подтверждение связи Перу и острова Пасхи, заселение которого, как он считал, поначалу шло из Южной Америки. Об этом говорили рельефы с изображением людей с птичьими клювами - людей-птиц, а с ними - изображение тростникового судна…

Остров Пасхи отдалён от материка - лететь до него пять часов - и ныне считается национальным парком. Посещают его в основном туристы. Постоянно на Пасхе живут около трёх тысяч человек. Местные жители считают Хейердала «отцом» своего острова. Пасхальцы всегда встречали Тура гирляндами цветов, с оркестром. Весь остров знал, что Хейердал - их современный аку-аку. Норвежцу удалось узнать у аборигенов такие сведения, каких не знал даже местный священник!

Хейердал получил письмо от немецкого туриста, в котором тот высказал на первый взгляд совершенно абсурдное предположение об искусственном происхождении некоторых холмов на острове Тенерифе (группа Канарских островов). И неугомонный Тур высадился на Канарских островах, где раскопал несколько тенерифских пирамид. Выяснилось, что их строили гуанчи - древний народ, истреблённый испанцами в XV веке.

На Тенерифе учёный жил со своей второй супругой Жаклин. Кстати, она, бывшая «Мисс Франция», актриса Голливуда, тоже стала археологом. Тур читал лекции и консультировал новые поколения исследователей, занимался своим Музеем связей древних цивилизаций. Он создал парк пирамид Гуймар, который сегодня привлекает тысячи туристов. Там же он написал несколько книг, в которых поставил острые вопросы о происхождении викингов.

В 2001 году 87-летний Хейердал перенёс сложную операцию на мозге в связи с тяжёлым онкологическим заболеванием. Но и после неё не сдался. По результатам исследований в районе российского Азова он написал книгу «В поисках Одина. По следам нашего прошлого». Хейердалу удалось косвенно подтвердить сведения о том, что скандинавский бог Один пришёл с берегов реки Тана (ныне река Дон) от народа, называвшегося «азами». Уже тогда он сообщил представителям прессы, что собирается повторить экспедицию на Азов. Не успел… Рак поразил почти весь мозг.

Когда Хейердал понял, что конец близок, попросил отправить его домой в Колла-Микери на берегу Лигурийского моря. Вечером 18 апреля 2002 года Тур скончался в окружении своей семьи.

«Норвегия потеряла соотечественника, который в последние пятьдесят лет был самым известным норвежцем в мире», - заявил премьер-министр Норвегии Хьель Магне Бунневик. Все хлопоты и расходы по похоронам правительство Страны викингов взяло на себя - последняя дань великому соотечественнику.

«Ра» и «Кон-Тики» - давно в мемориальных музеях в Осло. Вместе с «Фрамом» Нансена и кораблём Амундсена. Хейердал был по профессии антропологом, то есть изучал физические данные человека. Но человеческую душу, как утверждают все знавшие его, он знал не хуже. Не перечесть, скольким людям он сделал добро. И теперь имена трёх великих норвежцев XX века стоят рядом.

От составителя

В чем разница между плаваниями. «Кон-Тики» и «Ра»?

Такой вопрос задавали Туру Хейердалу, когда он вместе с экипажем папирусной лодки осенью 1969 года приехал в СССР и рассказывал о своем новом смелом эксперименте.

В ответ ученый говорил о принципиальном различии между грубым, примитивным плотом и совершенной конструкцией папирусной ладьи. О том, что древние папирусные лодки плохо изучены, очень много пришлось делать ощупью, наугад - отсюда промахи при строительстве. Сравнивал он и погоду: плавание на «Кон-Тики» швед Бенгт-Даниельсон называет лучшим отпуском в своей жизни, а экипаж «Ра» немало помучился из-за капризов ветра и волн.

Но главное, подчеркивал Тур Хейердал: «На „Кон-Тики“ я вышел в океан, чтобы проверить сложившуюся у меня гипотезу о заселении Полинезии, а перед экспедицией „Ра“ у меня не было готовой гипотезы о переселении из Старого Света в Новый через Атлантический океан».

В самом деле, после десятилетних кропотливых исследований, которые предшествовали экспедиции «Кон-Тики», Тур Хейердал очень обстоятельно сформулировал свой взгляд на то, как заселялся островной мир Полинезии в Тихом океане. Но никто не хотел верить, что аборигены Южной Америки были мореплавателями, и тогда он в 1947 году воссоздал и испытал на деле древний плот. Правда, один успешный дрейф не решал вопроса. И после «Кон-Тики» мы видим в 1953 году экспедицию на Галапагосские острова, в 1955–1956 годах на остров Пасхи и другие острова Восточной Полинезии. Что ни год - поездки в разные страны, работа в музеях, изучение литературы. Гипотеза Хейердала вызвала жаркие споры, и он упорно продолжал собирать материал в различных областях науки. О своих исследованиях он рассказывал не только в популярных книгах - «В поисках рая», «Экспедиция „Кон-Тики“», «Аку-аку», но и в статьях (например, сборник «Приключения одной теории», который мы рекомендуем всем, кто хочет лучше разобраться в научной проблеме, занимающей Хейердала), и в обширных монографиях: «Американские индейцы в Тихом океане» и два тома отчета об экспедиции в Восточную Полинезию. Дискуссия продолжается, но заслуга норвежского ученого уже в том, что он чрезвычайно оживил исследовательскую работу этнологов и археологов в Полинезии и Южной Америке, на тысячу лет назад отодвинул датировку заселения острова Пасхи, пополнил багаж тихоокеанистов многими совсем новыми фактами.

Конечно, экспедиции «Ра» тоже предшествовала долгая и тщательная подготовка, - по сути дела, она продолжает тридцатилетнюю работу Тура Хейердала, но в этот раз ставился более узкий вопрос. Правда, такой, который может стать ключом для решения обширной проблемы! Вызовом послужило то, что происходило на конгрессе американистов в 1966 году, где Тура Хейердала попросили руководить симпозиумом о доколумбовых связях с Новым Светом.

Когда зашла речь об Атлантике, всплыл хорошо знакомый капитану «Кон-Тики» довод, будто океан был непреодолимым барьером для древних. Большой разрыв во времени не позволяет сопоставлять культуры, скажем, древних египтян и ольмеков. Но ведь от берегов Африки до Центральной Америки идут течения, дуют попутные ветры, и в Средиземноморье уже в глубокой древности были надежные суда, - значит, в принципе отрицать возможность каких-либо связей через Атлантический океан неверно. И ученый понял, что пришла пора ставить новый эксперимент. Если отпадет довод о барьере, придется, быть может, иначе взглянуть на многие вопросы, по-другому оценить накопленный специалистами материал.

Трудно придумать более романтический и дерзкий опыт: выйти в океан на лодке из папируса! Но в основе и теперь лежала не просто глубокая вера в древнего человека, его ум и руки, а долгая исследовательская работа и серьезнейшая практическая подготовка.

И на этот раз, как перед экспедицией «Кон-Тики», нашлось вдоволь и ученых скептиков, и просто маловеров, пророчивших скорую гибель лодке и экипажу. Но отважное сердце и пытливый ум исследователя победили.

Плот «Кон-Тики» стал научным понятием, после его плавания ученым пришлось пересмотреть свой взгляд на контакты древних народов через Тихий океан. Научным понятием стала и папирусная лодка «Ра»: теперь нельзя с порога отвергать вероятность древних плаваний из Африки в Америку.

Мы предлагаем читателю очень разные материалы, по которым можно судить о работах Тура Хейердала и в Тихом океане, и в Атлантике, можно проследить естественную связь между «Кон-Тики» и «Ра». На первом месте - его научная статья, напечатанная в 1966 году. В ней - теоретическая база многолетних исследований, обоснование взглядов, полемика с видными учеными - этнографами, историками. И программа на будущее: читая о камышовой лодке, теперь мы сразу видим, как закономерно складывался замысел нового научного эксперимента.

Вторая статья, написанная Туром Хейердалом для газеты в 1969 году, показывает нам ту же лодку крупным планом, замысел начинает воплощаться в жизнь.

И наконец папирусная ладья «Ра» в океане, и мы читаем репортаж с ее борта. Скупой рассказ о необычном научном опыте. А также о другом эксперименте: сын беспокойного времени, Тур Хейердал захотел показать миру, что люди самых разных национальностей и убеждений могут вместе делать трудное и ответственное дело.

Итог подводит историк и философ В. М. Бахта, хорошо знающий вопросы, которые занимают норвежского ученого, и его труды.

А впрочем, подводить итог рано! Экспедиция на бальсовом плоту «Кон-Тики» оказалась трамплином для новых интереснейших исследований, и тихоокеанистам сразу прибавилось работы. Так и экспедиция на папирусной лодке «Ра» - только начало. Будут и новые плавания, и другие увлекательные дела

Л. Жданов

Тур Хейердал

Трансокеанские плавания: изоляционизм, диффузионизм или нечто среднее?

Когда между двумя сторонами идет такой долгий и жаркий спор, как между диффузионистами и изоляционистами в американской антропологической науке, обязаны ли мы выбирать одно из двух и делать вывод, что один лагерь прав, а другой ошибается? Разве не может быть, что обе стороны, подходя к аргументам противника как к неделимому целому, которое надлежит либо всецело принять, либо полностью отвергнуть, при атом закрывают глаза на ценные суждения? Всякий, кто наблюдал горячие схватки этих двух лагерей в последние десятилетия (и тем более тот, кто вольно или невольно оказывался вовлеченным в них), неизбежно должен был заметить, что оба они включают людей, глубоко убежденных в правоте своих взглядов и, в силу своего положения в науке, вполне заслуживающих серьезного внимания.

Скажу честно, у меня регулярно складывается впечатление, что у личностей, серьёзно занятых академическими науками, мозги устроены совершенно иным способом, нежели у нормальных людей. И ладно бы обычные эксцентричные поступки — ну с кем не бывает. Но когда учёные сознательно подвергают себя огромному риску всего лишь для того, чтобы доказать необычное предположение… И примеров тому множество. Возьмём хотя бы знаменитого антрополога Тура Хейердала.

Для тех, кто в танке. Тур Хейердал — норвежский путешественник, археолог и антрополог, которой на собственной заднице испытывал методы мореплавания древних народов. Вместе со своей командой энтузиастов из разных стран (приятный пример космополитизма — там даже русский был. Юрий Сенкевич) он с нуля воссоздавал древние мореходные средства . На его счету 4 масштабных проекта, из которых полностью успешными можно назвать только первый и третий. Первый — пересечение Тихого океана на деревянном плоту Кон-Тики. Этим он доказал, что древние инки вполне могли вступать в контакт с народами Полинезии. К сожалению, ответа на вопрос: на кой чёрт древним инкам нужно было месяца три плыть в пустоту, не встречая по пути ни одного крупного острова, он не дал. Но теоретически это было возможно.

Второй и третий проекты Тура Хейердала были посвящены возможности древних египтян пересечь Атлантический океан на лодках из папируса. А папирус, как мы помним — разновидность обычного тростника. Получилось только со второй попытки, но об этом чуть позже. Что касается четвёртой экспедиции, целью которой было доказать возможность морского контакта между жителями Месопотамии (современный Ирак) и населением полуострова Индостан. Но вмешалась политическая ситуация и лодка была сожжена в знак протеста против войн, начавшихся в районе Красного моря. Там, как обычно, одни африканские племена (спонсируемые США), пытались отобрать власть у других африканских племён (спонсируемых СССР). Или наоборот. Короче, Красное море проплыть не получилось, но в целом шансы были высоки.

То есть Тур Хейердал на собственном опыте УСПЕШНО доказал все свои предположения. При этом чуть не погиб несколько раз. А между тем, у него жена была и дети. Но нет — научные истины важнее. Кстати, женат этот гражданин был три раза. Совпадение? Не думаю.

Краткая диспозиция понятна, да? А теперь поговорим обо всех тех трудностях, с которыми пришлось сталкиваться экспедициям Тура Хейердала и которые превратили его плаванье в настоящее суровое выживание. Зачем? А чтобы вы узнали, как конкретные люди справлялись с конкретными трудностями и извлекли из этой информации что-то полезное.

Итак. Плаванье на папирусной лодке «Ра» . Проблемы начались с самого старта проекта. Нормальных данных по кораблестроительству древнего Египта, разумеется, не было, так что пришлось действовать по наитию, взяв за основу традиционные папирусные лодочки, которыми давно пользовались египетские рыбаки. Но с увеличением размера сложность проекта возрастает в геометрической прогрессии. Собственно, местный кораблестроитель, которого наняли в помощь с этим делом, слился, поскольку ставить мачту в солому, в которую ни гвоздя не вобьёшь, ни шурупа не ввернёшь, было нереально. Но проект кое-как закончили. Именно что кое-как, поскольку то одного местного строителя арестовали за подозрение в работорговле, то внезапно выяснилось, что папируса в Египте больше нет и придётся за ним в Эфиопию ехать, то ещё что-то. Замечательное планирование, ничего не скажешь.

Питаться во время плаванья предполагалось рыбой, солониной, законсервированными в оливковом масле помидорами, перцами и прочей снедью, которая могла храниться несколько месяцев в условиях повышенной влажности и жары. Ну и, разумеется, запас пресной воды. И всё это на 7 человек. Размеры лодки — 15 метров в длину, 5 в ширину. Толщина слоя папируса — 2 метра.

В процессе плаванья стало ясно что:

  • Рулевое весло получилось слишком тонким, поэтому практически сразу сломалось. Пришлось менять, сращивать, чинить, но и в дальнейшем оно регулярно выходило из строя.
  • Отсутствие бортов привело к тому, что палубу постоянно заливало водой. Это портило продукты, мешало спать и затрудняло работу.
  • Спасательный плот — штука полезная, но это не помешало разобрать его, чтобы укрепить борта лодки.
  • Спасательные жилеты по древнеегипетскому образцу — скатки из папируса — говно.
  • Лодка поворачивать практически не может, но идёт с неплохой скоростью, поэтому если кто-то упадёт за борт… Нужны страховочные шнуры, короче.
  • Коротковолновая рация — говно. Получилось докричаться только до прогулочной яхты, которая еле-еле доплыла до за 5 дней.
  • Изначальная конструкция была дефектной, из-за чего корма отвалилась, а лодка превратилась в кучу плавающего тростника.
  • Мачта — наиболее слабая часть конструкции. Сильный шквал её ломает как нехрен делать. А если парус упадёт в воду и намокнет — хрен его достанешь.
  • Солонина при жаре и влажности портится и начинает вонять. Но акул это вполне устраивает.
  • Штормы, внезапно, представляют огромную опасность, особенно для маленьких хрупких лодок. Собственно, именно шторм и стал последней каплей, которая доконала структуру корпуса.

Но пару недель «Ра» таки продержалась на плаву, что в целом подтвердило реальность предположения. Тур Хейердал сделал выводы, поэтому через год «Ра 2» за 57 дней смог без особых проблем достичь острова Барбадос.

Четвёртая экспедиция проводилась на лодке из рогоза «Тигрис» Да, походу понравилось норвежцу плавать на лодках из максимально хипких материалов. «Кон-Тики» -то из . Так вот, эта экспедиция выяснила что:

  • Древним мореплавателям очень повезло, что морского движения как такового не было. Не приходилось беспокоиться о сигнальных огнях и о том, что твою лодку кто-то протаранит.
  • Якоря может срывать. И после этого плаванье приобретает бесконтрольный характер.
  • Рули по прежнему ломаются. Поскольку нужно учитывать пропорциональное увеличение габаритов судна.

В целом плаванье проходило намного спокойнее, поскольку правильные выводы были сделаны. Лодка продержалась на плаву 6 месяцев и могла бы ещё столько же выдержать. Что блистательно подтвердило гипотезу о возможности мореходных контактов жителей Месопотамии и полуострова Индостан.

А теперь самое забавное. Тур Хейердал панически боялся воды. Просто до ужаса. Но в 22 года свалился в озеро, начал тонуть и кое-как выплыл. С тех пор страх поубавился, но до конца не ушел. Возможно, многомесячные морские «круизы» преследовали цель ещё и окончательно победить в себе страх? Если так, то норвежец достоин уважения не только за решительность, отвагу и мастерские навыки выживания, но и за желание бороться со своими слабостями.

Подробно о экспедициях Тура Хейердала можно почитать в его автобиографических книгах: «Экспедиция „Тигрис“», «Путешествие на „Кон-Тики“», «Ра». Язык переводчика несколько цветаст и изобилует экспрессивными идиомами, но полезную информацию извлечь таки возможно.