Упражнения на развитие внимания у дошкольников. Дидактические игры на развитие внимания

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста чрезвычайно важно. Ведь ребенок для успешного обучения должен внимательно слушать учителей и уметь сосредотачиваться на задании. Для тренировки внимания ребенка отлично подойдут письменные задания с которыми вы можете ознакомиться ниже.

Задание на развитие внимания "Корректор"

В этом упражнении ребенку нужно по образцу заполнить пустые фигуры значками, как показано на образце. а каждом занятии таблицы и значки меняются.

Задание на развитие внимания "Девочки"

Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания:
а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми);
б) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными бантиками;
в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами;
г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами;
д) / подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами.

Задание на развитие внимания "Найди букву (цифру)"

Ребятам предлагаются бланки с напечатанными буквами. Можно использовать обычные газетные или журнальные страницы с крупным шрифтом. На данном бланке или странице учащиеся отмечают две любые буквы: одну зачёркивают, другую обводят в кружок. Необходимо объяснить детям, что вычёркивать и обводить буквы нужно, просматривая каждую строчку слева направо. Данное упражнение рекомендуется проводить как можно чаще, так как оно хорошо тренирует основные свойства внимания, и расширяет его объём.

Задание на развитие внимания "Нйди цифры от 0 до 90"



Задание на развитие внимания "Хрюши"

Предлагаются бланки с изображениями поросят, расположенных по десять в каждом ряду. Варианты заданий:
а) / подчеркни, /сосчитай / веселых / грустных поросят;
б)/ подчеркни веселых / грустных поросят с двумя ушками, / одним ушком /;
в)/ подчеркни веселых / грустных поросят с 2 /1/ ушками, без челки, с челкой.

Задания усложняются постепенно: а/, б/, в/.

Задание на развитие внимания "Раскрась или обведи все заданные предметы"

Задание на развитие внимания "Буренки"

Предлагаются бланки с изображением буренок, расположенных по восемь в ряду. Варианты заданий:
а) / подчеркни, / сосчитай / буренок с одним рогом / двумя /;
б) / подчеркни, / сосчитай / буренок с одним ушком / с двумя /;
в)/ подчеркни, / сосчитай / с одним рогом, одним ушком. / и наоборот /
и другие варианты.

Количество учебных задач вводите постепенно.

Задание на развитие внимания "Раставь цифры под рисунками"

Распечатайте форму и предложите заполнить пустые клетки по аналогии с первой строкой. Разумеется, не стоит заполнять сразу все линии. Лучше делать это упражнение регулярно, 2–3 раза в неделю.

Задание на развитие внимания "Найдите предмет"



Задание на развитие внимания "Человечки"

Предлагаются бланки с изображением человечков с разными положениями рук и ног, расположенные по девять в ряду. Варианты заданий:
а) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке;
б) / закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые стоят на одной ножке и расставили руки в стороны; в)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили ноги шире плеч и раскинули руки в стороны;
г)/ закрась, / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые расставили руки и ноги на ширину плеч;
д)/ закрась / подчеркни, заштрихуй, сосчитай / человечков, которые опустили руки и поставили близко ноги / друг другу /.

Задание на развитие внимания "Кольца"

Зачеркивать кольца с определенным разрывом (вверху, внизу, слева, справа и т.д.).

Коллекция дидактических игр на развитие внимания у дошкольников

Внимание

Задание на развитие внимания: развитие объема, устойчивости, распределения, переключения, сосредоточения внимания, развитие произвольного внимания.

Виды внимания Психические процессы могут иметь непроизвольную (не зависящую от воли) направленность. В этих случаях они организованы в форме непроизвольного (непреднамеренного) внимания. Так, резкий, неожиданный сигнал вызывает внимание помимо нашей воли.

Внимание как условие сознательной деятельности Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов.

Внимание, его диагностика и развитие Психологические особенности диагностики и развития внимания.

Концентрация внимания Одно из важных свойств внимания, способность некоторый промежуток времени обращать своё сознание на определённые внешний стимул, подавляя влияние иных стимулов.

Общие вопросы развития внимания Развитие произвольности внимания, а также отдельных характеристик внимания.

Определение внимания Способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» да одном объекте с целью его изучения (познания).

Основные виды внимания Принято выделять несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Основные свойства внимания Объем, распределение, сосредоточенность и др.

Основные характеристики свойств внимания Внимание - самостоятельный психический процесс, и поэтому у него есть ряд собственных свойств.

Понятие внимания Внимание - психический процесс, основная задача которого - оградить сознание от лишней информации, сосредоточившись на актуальной, полезной и интересной.

Произвольное внимание Внимание, которое произвольно, то есть в сопровождении некоторых волевых усилий, направляется на объект.

Рассеянность Функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности. Для рассеянности характерно не только нарушение внимания (его объема, переключения, распределения, концентрации) как когнитивного процесса, но и расстройство деятельности - ослабление ориентировочного и контролирующего компонентов.

Свойства внимания Направленность, объем, распределенность, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость.

Физиологическая основа внимания Физологическая основа внимания это те механизмы, с помощью которых мы направляем внимание на интересующие нас предметы.

Физиологические основы внимания Очаги возбуждения коры головного мозга, работа ретикулярной формации.

Игры на развитие внимания дошкольников :

I. Развиваем зрительное внимание.

1. «Сделай как у меня»

Ребёнку взрослый предлагает выложить из палочек (или мозаики) по образцу букву, цифру, узор, картинку и т.п. (Можно использовать палочки Кюизенера )

2. «Расставь как было»

Перед дошкольниками на столе воспитатель расставляет семь игрушек. После того, как дети рассмотрели игрушки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время игрушки меняет местами и даёт задание: «Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были».

3. «Дорисуй»

Взрослый раздаёт детям рисунки с изображением предметов на которых отсутствуют некоторые детали. Предлагает назвать, что именно отсутствует на рисунке и дорисовать их. Например: машина без колёс, дом без крыши и т.п.

4. «Найди отличия»

Воспитатель предлагает дошкольникам карточку с изображением двух картинок, которые имеют несколько различий. Детям нужно как можно быстрее найти эти отличия.

5. «Кто быстрее»

Взрослый показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т.п., которые соотвествуют определённому цвету. Например: Жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор, вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… и т.д.

6. «Кто спрятался?»

Взрослый раскладывает на столе перед детьми 10 картинок с животными. После того, как ребята их рассмотрели, воспитатель просит их закрыть глаза, а он в это время убирает 3 – 4 картинки и спрашивает: «Посмотрите, какие животные спрятались?»

7. «Срисовывание по клеточкам»

Дошкольникам даётся лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

8. «Найди лишнее»

Детям предлагается карточка с изображением 6 – 7 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти. Например: лиса, медведь, волк, воробей , белка, заяц, ёж. (Воробей – птица).

II. Развиваем слуховое внимание.

1. «Самые внимательные»

Дети сидят по кругу и выполняют движения в соотвествии со словами: «Вода» – руки в стороны; «Земля» – руки вниз; «Огонь» – закрыть руками глаза; «Воздух» – поднять руки вверх.

2. «Что звучало?»

Детям демонстрируются звучание разных музыкальных инструментов. Затем эти музыкальные инструменты звучат за ширмой, а дошкольники называют, что звучало.

3. «Повтори за мной»

Дошкольникам предлагается воспроизвести по образцу, задаваемому воспитателем, ритмичные удары палочкой по столу.

4. «У кого колокольчик?»

Дети ходят по кругу звоня в колокольчик, который передают друг другу. Ребёнок с завязанными глазами стоит в центре круга и внимательно слушает от куда доносится звон колокольчика. Когда взрослый произносит фразу: «Колокольчика не слышно», ребёнок, стоящий в центре круга, должен указать рукой в ту сторону, откуда ему последний раз слышался звон.

5. «Слова»

Воспитатель чётко произносит детям 6 слов, после чего просит ребят повторить слова в той же последовательности. Например: собака, курица, корова, утка, поросёнок, цыплёнок и т.п.

6.«Что в коробке?»

Дошкольникам демонстрируются звучание в спичечных коробках: песка, земли, проса, гороха, камешков. После чего взрослый мешает коробочки и предлагает детям за звучанием определить, что находится в коробке.

7. «Расскажи как было»

Дошкольникам предлагается рассмотреть сложную сюжетную картинку и запомнить все детали рассказа взрослого о приключении её героев. Затем воспитатель задаёт вопросы по этой картинке, а дети отвечают на них вспоминая рассказ.

8. «Кто это?»

Взрослый читает интересные загадки в стишках, дошкольники должны назвать про что или кого идёт речь. Игры на развитие слухового внимания.

  1. «Кукла ходит по лесенке».

В руках у детей куклы, а у логопеда металлофон.

Когда звучат низкие ноты – кукла идёт вниз, а когда высокие ноты –

Кукла идёт вверх.

  1. «Наседка и цыплята».

В руках у логопеда наседка – курочка, а у детей – цыплята.

Сначала курочка клюёт зёрнышки, а цыплята слушают. А затем

Цыплятки. Они должны клюнуть столько раз, сколько курочка.

Можно повторять медленный темп и быстрый, громко и тихо, в

Определённом темпе.

  1. «Найди игрушку».

Логопед одному ребёнку завязывает глаза. Одному из детей даёт

Игрушку. Ребёнок называет детей. Если далеко, дети хлопают тихо,

А если близко – громко.

  1. «Где звук?».

Дети закрывают глаза. Логопед играет на металлофоне, располагая его

В различных направлениях – вверху, внизу, справа, слева. Дети

Отгадывают направление звука.

  1. «Посмотри на мишку».

Логопед с мишкой в руках ходит по всей комнате. У мишки труба, а у

Детей завязаны глаза. Посмотри на мишку – повернуть голову в ту

Сторону, откуда звучит мишкина труба.

  1. «Какой инструмент звучит?».

Логопед знакомит детей со звучанием музыкальных инструментов.

Дети садятся спиной. Звучит инструмент. Дети называют инструмент.

  1. «Флажки».

Логопед раздаёт флажки, играет на металлофоне. Если металлофон

Звучит громко, поднять флажки и махать, если тихо – руки лежат на

Коленях.

  1. «Игра с пальчиками».

Логопед играет (хлопает в ладоши) быстро и медленно. Дети при

Быстром темпе крутят пальцами быстро, при медленном – медленно.

(Хлопать, стучать кулачком о кулачёк, ладонью о стол, ребром

Ладони, «бежать» пальчиками).

  1. « Ракеты летят на луну».

Логопед помещает в различном направлении звучащий предмет –

Ракету. Космонавт по радио передаёт сигнал. Дети с завязанными

Глазами должны направить находящиеся у них в руках ракеты

В направлении звучащей игрушки.

  1. «Дождик».

Логопед играет на металлофоне, издавая громкие и тихие звуки.

Если звучит тихая музыка – дети гуляют, средней громкости –

Раскрыть зонтик, громкая – бежать в домик.

  1. «Скажи, что ты слышишь».

Логопед просит детей закрыть глаза. Внимательно послушать и

Определить, какие звуки они услышали. Дети должны отвечать

Полным ответом.

  1. «Жмурки с голосом».

Водящему завязывают глаза. Дети тихо переходят или перебегают с

Одного места на другое, издавая какие – либо звуки. Водящий

Должен поймать одного из бегающих детей. Когда кто–то пойман

Поймал.

  1. «Солнце и дождь».

Логопед тихо стучит в бубен – солнце, дети гуляют. Громко –

Дождик, дети убегают в домик.

  1. «Угадай, чей голосок».

Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии

Спиной к детям сидит ребёнок с мишкой. Логопед предлагает кому-

Нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его

Позвал. Тот кого узнали, становится водящим.

  1. «Кто это».

Логопед держит в руке несколько картинок с изображением

Животных и птиц. Ребёнок вытягивает одну картинку так, чтобы

Другие её не видели. Он подражает крику животного и его

Движениям, а остальные дети должны угадать.

  1. «Узнай по звуку ».

Играющие, садятся спиной к ведущему. Он производит различные

Шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем

Ведущий производит шум, поднимает руку, и не оборачиваясь,

Говорит ему об этом.

  1. «Улавливай шепот».

Просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым

Шепотом произносит имя того, кто должен выполнить. Если

Ребёнок не расслышал своё имя, логопед вызывает другого

Ребёнка.

  1. «Часовой».

Комната делится на две части. С одной стороны становится

Ребёнок с завязанными глазами – часовой. Все дети с одной

Стороны должны тихонько перейти на другую сторону. Если

Часовой услышит шорох, он кричит: «Стой!». Все

Останавливаются. Часовой идёт на звук и старается отыскать, кто

Шумел. Найденный - выходит из игры.

  1. «Где постучали».

Все дети сидят на стульчиках по кругу. В середину выходит

Ребёнок и закрывает глаза. Логопед обходит весь круг за спинами

Детей и кому-то из них даёт палочку. Ребёнок стучит ею об стул и

Прячет её за спину. Дети кричат: «Пора!». Водящий ищет палочку,

Если находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот

Идёт водить. А если не находит, продолжает водить.

20 . «Горшочек».

Дети садятся по кругу на полу и перекатывают мяч. Если ребёнок

Катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребёнок может

Трогать мяч. Но если ему говорят: «Горячий», то он не должен

Трогать мяч. Кто ошибается и дотронется до мяча, получает

Штрафное очко.

  1. «Жмурки с погремушкой ».

Водящему завязывают глаза. У детей погремушки или

Колокольчики. Они убегают от водящего. Водящий ловит детей,

Ориентируясь на звук. Ребёнок, которого поймали, становится

Водящим.

  1. «Угадай, кто это».

Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга,

Закрывает глаза и затем идёт в любом направлении, пока не

Натолкнётся на одного из детей, который должен подать голос

Заранее установленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-

Мяу» и тп. Водящий должен угадать, кто из детей кричал.

  1. «Лягушка».

Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри

Круга и говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара, закричала…

Тот на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».

  1. «Ветер и птицы».

Дети делятся на две группы: птички, ветер. При громком звучании

Музыкальной игрушки будет дуть ветер: «дети-ветер» свободно, но

Не шумно должны бегать по группе, а другая группа - «птички»:

Прячутся в свои гнёзда. Ветер утихает (музыка звучит тихо), дети,

Изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички

Должны вылетать из своих гнёзд и порхать.

  1. «Найди игрушку».

Дети сидят на стульчиках. Водящий закрывает глаза. Логопед

Прячет куклу. По сигналу водящий открывает глаза, а дети ему

Говорят: Кукла Таня убежала.

Вова, Вова поищи.

Как найдёшь её, то смело

С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети

Громко хлопают в ладоши, если отдаляется - хлопки стихают.

  1. «Играет – не летает».

Дети сидят, руки лежат на коленях. Логопед называет предметы и

Спрашивает: «Летает, не летает?», при этом поднимает руки

Независимо от того какой это предмет. Если называется предмет

Который летает – дети должны поднять руку. Если называются

Предметы, которые не летают – руки поднимать не следует.

  1. «Найди ошибку».

Логопед показывает игрушку или картинку с изображением

Животного и называет заведомо неправильное действие, которое

Якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно

Это или нет, а потом перечислить те действия, которые может

Совершать это животное.

  1. «Угадай, чей голосок».

Играющие сидят. Я один из них становится в круг и закрывает

Глаза. Логопед не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь

Из играющих. Тот произносит имя стоящего в центре. Последний

Должен угадать, кто позвал его. Если стоящий в центре отгадал, он

Открывает глаза и меняется местами с тем, кто позвал его по имени.

Логопед предлагает детям разбежаться по комнате. По сигналу

«Бегите в круг» дети становятся в круг. Один ребёнок остаётся в

Центре круга. Дети идут по кругу и говорят:

Мы немного порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

  1. «Угадай, где стучит дятел».

Логопед имитирует стук дятла, то тихо, то громко. Дети должны

Узнать, где стучит дятел – близко или далеко.

  1. «Слушай внимательно».

Логопед ударяет в бубен или хлопает в ладоши. Дети должны

Присесть столько раз, сколько раз услышали удары в бубен.

  1. «Повтори».

Логопед отхлопывает в ладоши несложный ритм, дети должны его

Воспроизвести (в ладоши, на бубне или барабане).

  1. «Командир».

Логопед даёт детям различные команды и сопровождает их

Различными действиями: руки вверх, руки вниз, присесть, встать,

Руки в стороны, руки опустить и т.п. Если команда

Сопровождается обращением «командиры», дети выполняют

Приказ, если нет обращения «командира», дети не выполняют

Действия. Тот, кто нарушает условия игры, выбывает из игры.

  1. «Что нужно?».

Логопед объясняет детям, что будем играть в игру «Что сажаем в

Огород?». Логопед называет различные предметы, дети

Внимательно слушают. Если называется предмет, что сажают в

Огород, дети говорят: «да», если же предмет не тот дети говорят:

«нет». Кто ошибается, тот проигрывает.


Игра «Слушаем слова»
Договоритесь с ребёнком, что вы будете произносить самые разные слова. Ребёнку надо хлопнуть в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, посуду. Игра начинается: называются различные слова: стул, дерево, тарелка, ручка, лиса, картошка, вилка. Ребёнок должен успеть вовремя хлопнуть в ладоши.
Чтобы игра не надоедала, её можно разнообразить. Поиграв несколько минут, можно менять задания. Ребёнку надо будет совершать уже другие действия, например, топнуть, когда услышит слово, обозначающее растение; прыгнуть, когда услышит слово, обозначающее животное; взять себя за нос, когда услышит слово, обозначающее мебель.
Когда малыш начинает справляться, задания можно усложнить, объединив их по два, а потом и по три. Например, ребёнку надо хлопнуть в ладоши, когда слышит слова, обозначающие растение, и прыгнуть при произнесении слов, обозначающих животное.


Игра «На стол! Под стол! Стучать!»
Предложите ребёнку поиграть в игру, в которой он будет правильно выполнять ваши команды. Вы будете давать словесные команды, и при этом стараться запутать ребёнка. Для этого сначала говорите команду, и сами её правильно выполняйте, ребенок будет повторять всё за вами. Затем начинаете путать ребёнка – говорить одну команду, а делать что-то другое.
Например, вы говорите: «Под стол!» и руки прячете под стол, ребёнок прячет руки, повторяя всё за вами. «Стучать!» и начинаете стучать по столу, ребёнок за повторяет. «На стол!» – руки кладёте на стол, ребёнок делает то же самое и так далее. Когда ребёнок привыкнет повторять движения за вами, начинайте его путать: говорить одну команду, а выполнять другое движение. Например, говорите: «Под стол!», а сами стучите по столу. Ребёнок должен делать то, что вы говорите, а не то, что выполняете.


Игра «Нос - пол - потолок»
Договоритесь с детьми, что когда вы скажете слово «нос», детям надо показать пальцем на свой нос. Когда скажете слово «потолок», дети должны направлять палец на потолок, а когда они слышат слово «пол», то показать пальцем на пол. Детям надо объяснить, что поддаваться на провокацию нельзя: выполнять надо те команды, которые вы произносите, а не те, которые показываете.
Затем начинайте говорить слова: «нос», «пол», «потолок» в разной последовательности, а показывать при этом либо правильно, либо неправильно. Например, называйте нос, а показывайте на пол. Дети же должны всегда показывать в правильном направлении.


Игра «Собираем урожай»
Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного картона силуэты разных фруктов и овощей - оранжевые морковки, красные помидоры, зелёные огурцы, синие баклажаны, жёлтые яблоки.
Разбросайте по полу разноцветные фигурки из картона и попросите ребенка собрать какой-то один овощ или фрукт. Чтобы было интереснее собирать урожай, можно выдать корзиночки.

Примечание: игры этой серии способствуют развитию концентрации, избирательности и распределению внимания. Эти игры хорошо использовать для сценариев детских праздников.


Игра «Лови - не лови»
Для игры понадобится мяч. В игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с ребёнком, что вы будете бросать ему мяч, а он его будет ловить или отбивать. Если вы говорите какое-то слово, например: «Лови!», ребёнку нужно поймать мяч. Если мяч брошен молча, то его нужно отбить.
Начинайте игру, чередуя слово «Лови» и молчание во время броска. Когда ребёнок привыкнет к ритму, начинайте его сбивать, то говорите «Лови» несколько раз подряд, то молчите во время бросков. Постепенно усложняйте игру, добавляя слово «Не лови!». Ребёнок всё равно должен поймать мяч, потому что по условиям игры, отбивать мяч он может только во время молчания.


Игра «Сделай правильно»
Для игры понадобится бубен и платочки. Количество платочков должно быть равным количеству детей, участвующих в игре.
Раздайте детям платочки и объясните, что когда вы громко зазвените в бубен, они должны поднять платочки и помахать ими, а если вы будете звенеть тихо, пусть дети опустят платочки вниз. Продемонстрируйте, что значит громко звенеть, и как звенит тихо. Во время игры чередуйте громкое и тихое звучание не более трёх - четырех раз.


Игра «Послушай и сделай как я»
Прохлопайте в ладоши определённый ритм и предложите ребёнку повторить за вами. Простучите ритм палочкой по столу, по барабану, по кастрюле, по книге или по банке. Пусть ребёнок воспроизведёт в точности ваш ритм. Потом меняйтесь ролями - малыш простукивает ритм, а вы повторяете.
Чем старше ребёнок, тем сложнее может быть ритм. Для трёхлетнего малыша в ритме должно быть не больше 5 - 6-ти ударов. По мере освоения игры ритмы можно постепенно усложнять.


Игра «Умеет ходить или нет»
Договоритесь с ребенком, что вы будете называть разные слова, а ему надо внимательно слушать. Если он услышит название животного или предмета, который умеет ходить, ребёнку надо хлопнуть себя по коленям. Если он услышит название предмета, который не ходит, ему надо поднять руки перед собой. Начинайте игру: «Мяч, огурец, лиса, попугай…» - говорите вы и следите за тем, чтобы ребёнок правильно реагировал на каждое слово.
В эту игру можно играть с группой детей. Задания игры можно периодически менять: «летающий или нет» - дети поднимают руки, когда слышат название летающего предмета, и хлопают в ладоши, когда назван не летающий предмет. «Круглый или нет», «пушистый или нет» - вариаций игры может быть достаточно много.


Игра «Говорим шёпотом»
Расставьте на столе игрушки: кубики, куклу, зайчика, машинку и так далее. Посадите ребенка за стол и объясните ему, что вы будете давать ему задания очень тихо - шепотом, поэтому ему надо очень внимательно слушать вас, чтобы всё услышать. Отойдите от ребёнка на 2 - 3 метра и начинайте давать задания: «Возьми зайчика. Посади его в машину. Поставь один кубик на другой». Давайте краткие, простые задания, говорите тихо, но четко, чтобы малыш услышал, понял и выполнил задания.
Если в игре участвуют несколько детей, можно давать им совместные задания, например: «Возьмитесь за руки», «Попрыгайте», «Обойдите вокруг стула», «Поднимите руку вверх», «Покажите на свой нос».


Игра «Тихо - громко»
В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Договоритесь с детьми, что когда вы говорите тихо, они должны ходить тихо на носочках. А когда вы говорите громко, дети должны громко маршировать. Объясните детям, что реагировать надо не на слова, а на звук голоса. То есть, чтобы вы не говорили тихим голосом, дети всё равно должны ходить тихо на носочках. И также, чтобы вы не говорили громким голосом, дети всё равно должны маршировать.
Начинайте игру. Сначала говорите шёпотом: «Ходим на носочках», а громким голосом: «Все маршируют». Когда дети привыкнут к смене команд, начинайте усложнять игру, добавляя разные команды, например, «Все прыгают» - говорите вы тихим голосом, или «Все машут руками» - громким голосом. Затем ещё больше усложняйте игру: «Все маршируют» - говорите шёпотом. «Ходим на носочках» - говорите громко. Старайтесь запутать детей, меняйте команды и громкость голоса неожиданно.
Дети не должны поддаваться на провокации, им надо всегда ходить на носочках под шёпот и маршировать под громкий голос.


Игра «Колокольный звон»
Для игры понадобиться колокольчик и повязка на глаза. Предложите ребенку с закрытыми глазами угадывать и показывать рукой, где звенит колокольчик.
Завяжите ребёнку глаза и встаньте от него в двух – трёх метрах, позвените в колокольчик. Ребенок должен показать направление, откуда слышен звон. Поменяйте своё место и снова позвените колокольчиком.
Если в игре участвует несколько детей, то игра проводится без колокольчика. Дети становятся в круг, выбирается водящий, ему завязывают глаза и ставят в центр круга. Договоритесь с детьми, что сейчас они будут по очереди хлопать в ладоши, а водящий должен показать, откуда доносится хлопок. Хлопать должен только тот ребёнок, на которого показываете вы. Каждые несколько минут водящий меняется, чтобы в центре круга постояли все дети.


Игра «Угадай, по какому предмету я стучу»
Для игры понадобится металлическая палочка или карандаш и несколько разных предметов, например: стакан, чашка, деревянный кубик, пластмассовый кубик, кастрюля. Главное, чтобы все предметы издавали разный звук.
Предложите ребёнку послушать, какие звуки издают предметы, и постучите по каждому. Затем попросите ребёнка отвернуться и угадать, по какому предмету вы будете стучать. Потом поменяйтесь ролями, пусть ребёнок стучит, а вы угадываете.

Игра «Найди повтор»
Договоритесь с ребёнком, что сейчас вы будете говорить разные слова и вам нельзя повторяться. Попросите малыша хлопнуть в ладоши, если вдруг вы повторили какое-нибудь слово и пусть он вам скажет, какое слово вы повторили. Начинайте игру: «река, слон, мяч, слон» - говорите вы. Ребёнок должен хлопнуть в ладоши на втором слове «слон».
Чем младше ребёнок, тем короче должна быть последовательность слов между повторами. Усложняйте игру, только когда ребёнок хорошо угадывает повторы через одно - два слова.

  1. « Телефон».

Дети садятся в ряд. Сидящий первый справа говорит какое-нибудь

Слово на ухо соседу. Он передаёт слово дальше и т.д. После этого

Дети, начиная с последнего, должны сказать, какое слово

Услышали. Ребёнок первый перепутавший переданное слово,

Садится на самый конец ряда.

Остальные таким образом садятся, на одно место ближе к первому.

Игра продолжается.

  1. «Будем внимательными».

Логопед прикрыв листком бумаги рот, даёт небольшие задания

Детям. Дети выполняют задания и садятся на место. Например:

«Нина придвинь стульчик», «Саша положи на место игрушку»

III. Развиваем моторно-двигательное внимание .

1. «Съедобное – несъедобное»

В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) дети должны ловить или отбивать мяч, брошенный им взрослым.

2. «Повторяй за мной»

Воспитатель называет части тела человека, а дети должны выполнить соответствующее движения: дотронуться до носа, уха, локтя и т.д. (Можно выполнять движения под ритмическую музыку)

3. «Летает, прыгает, плавает»

Воспитатель показывает детям картинки животных, птиц, насекомых и т.д., а дошкольникам нужно без слов показать какие движения они умеют делать. Например: птичка – дети имитируют движения полёта, заяц – прыгают, жаба – прыгают, а затем плавают (или наоборот) и т.д.

4. «Зимующие и перелётные птицы»

Взрослый показывает картинки зимующих и перелётных птиц, детям даётся команда: «Хлопнуть в ладоши, если птица – перелётная, если зимующая – руки опустить».

5. «Овощи и фрукты»

Взрослый зачитывает названия овощей и фруктов, дошкольникам даётся команда: «Присесть – если услышат название овоща, подпрыгнуть – название фрукта».

Воспитатель показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений.

7. «Поезд»

Дошкольники становятся по кругу и имитируют движение поезда, взрослый показывает карточки, которая обозначает определённое движение: жёлтая карточка – поезд рушился, красная – поезд останавливается, синяя – поезд едит в обратную сторону, зелёная – поезд едет быстрее.

Имя

E-mail

Поступление ребенка в школу знаменует собой начало интенсивного формирования у него произвольного внимания. Необходимость каждый день в течение нескольких часов концентрироваться на определенных объектах, действиях дисциплинирует его волю, организует внимание .

В дошкольном возрасте ребенок может удерживать внимание в течение довольно длительного времени: шестилетние дети занимаются интересной игрой целый час, а за рисованием проводят и полтора-два часа. Произвольное внимание дошкольника формируется в разных играх (ролевых, дидактических), требующих и сосредоточенности внимания на конкретных объектах, действиях, и его распределения. Однако все-таки преобладает непроизвольное внимание. Дошкольник легко переключается с нужного, но менее интересного дела на пустячное, но увлекательное. В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и тем, что у него преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. В начальной школе происходит развитие произвольного внимания учащихся. Это тесно связано с развитием ответственного отношения к учению. Важно уделять время мотивации обучения. Чем сильнее интерес к школе, тем серьезнее, ответственнее ребенок выполняет задание .

Оказывают влияние на характер внимания и индивидуальные особенности личности дошкольника. Их необходимо учитывать во избежание недоразумений. Так, пассивные, вялые флегматик и меланхолик кажутся невнимательными, но на самом деле они сосредоточены на изучаемом предмете, о чем легко узнать, спросив их по теме. Непоседливый, излишне разговорчивый сангвиник кажется невнимательным, тем не менее его ответы на вопросы учителя свидетельствуют о том, что он работает вместе со всеми. Конечно, есть дети просто невнимательные. Причины различны: леность мысли, несерьезное отношение к учебе, повышенная возбудимость центральной нервной системы. Учитель, развивая у детей внимание, воспитывает внимательность как черту характера .

Как развивать внимание дошкольника?

Этот вопрос часто волнует и родителей, и педагогов. Помочь в развитии внимания смогут специальные задания и упражнения, наиболее эффективные из которых приводятся в статье. Кроме того, они будут способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, памяти, наглядно-образного и логического мышления, а выполнение графических упражнений – развитию мелкой моторики и координации движений руки .

При выполнении заданий ребенку потребуется помощь родителей: объяснить задание, проверить правильность его выполнения, не забыть похвалить за старание. Если малыш затрудняется, необходимо предложить выполнить аналогичные упражнения. Перед началом занятий обязательно создать у ребенка положительный эмоциональный настрой, ни в коем случае не допускать переутомления – это может вызвать нежелание учиться.

Упражнения и игры для развития внимания:

1. «Кто наблюдательнее?»

Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и подробно описать.

2. Отыскивание чисел по таблицам Шульте.

Эту методику применяют при обследовании детей, которые хорошо знают числа. Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и называя их вслух.

18

Время, затраченное на выполнение задания детьми 6 – 7 лет, должно быть равно 1 – 1,5 мин.

3. Игра «Черный с белым не носи».

Эта игра, представляющая собой вариант старинной игры, рекомендуется для развития произвольного внимания. В ней участвуют двое – ребенок и взрослый, который контролирует выполнение правил игры.

Предложите ребенку поиграть в вопросы и ответы. Вы будете задавать вопросы, а он – отвечать. Ответы могут быть разными, нельзя только произносить одно запретное слово, например, называть белый цвет. Предупредите малыша, чтобы он был внимательным, так как вы постараетесь его подловить. Затем можно задавать вопросы, к примеру: «Был ли ты в поликлинике?», «Какого цвета халаты у врачей?» и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Как только он ошибется и назовет запретное слово, происходит смена ролей. Выигрывает тот, кто сумеет ответить правильно на большее количество вопросов.

Сначала, чтобы помочь ребенку, можно дать ему карточку, раскрашенную запретным цветом. Когда у малыша есть такое вспомогательное средство, он гораздо лучше управляет своим вниманием. После нескольких вариантов игры (запретными могут быть разные цвета) ребенок может отказаться от карточки. Эту игру можно усложнить, вводя 2 запретных цвета или другие запретные слова, например да и нет.

4. «Поиграй в сыщика»

Найти и раскрасить треугольники желтым цветом, многоугольники – синим.

5. «Найди свое счастье».

Найти два цветка с пятью лепестками.

6. Упражнение на развитие концентрации внимания и его устойчивости.

Предлагается детям, умеющим читать. На бланке напечатаны буквы в случайном порядке, в каждой строке примерно 30 букв. Ребенок внимательно просматривает каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова и подчеркнуть их.

одыраметлакаиогуавтобусшыгмио (дыра, метла, автобус)

отшмолрорввуранстралгпалканио (палка)

квиаипшубаывакртьамамаоипсазш (шуба, мама)

трпмдыммылойьмшцысорзщнтспржо (дым, мыло, сор)

фпитзмкунцзниакотелмартпомячв (котел, март, мяч)

Показатель успешности – число найденных правильных слов и скорость выполнения задания. Буквы и слова между ними можно набрать на компьютере или написать от руки.

7. Найди отличия.

Сравни картинки между собой и назови отличия.

В школе ребенку нужно будет не только внимательно слушать, но и понимать то, что рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но и представлять себе то, о чем в нем написано, не только запоминать правила, но и соображать, как их можно применить в том или ином случае. А значит – не обойтись без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих сознательное усвоение и применение школьных знаний.

Библиография

1. Айзман Р.И., Великанова Л.К., Жарова Г.Н. Оценка степени готовности детей к обучению в школе. – Новосибирск, 1987.

2. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой! – Москва, 1991.

3. Гильбух Ю.З. Психолого-педагогические основы индивидуального подхода к слабо подготовленным ученикам. – Киев, 1985.

4. Жабицкая Л.Г. Психодиагностика для учителя. – Кишинев, Лумина, 1990.

5. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. – Москва, 2001.

6. Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о своем ребенке. – М.: АСТ – ПРЕСС, Южно-Уральское кн. изд-во, 1997.

7. Немов Р.Ф. Психология. Учебник для ВУЗов. – М., 2001.

8. Овчарова Р. Семейная академия: вопросы и ответы. – М., 1991.

9. Семановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей. – Ярославль, 1997.

10. Тарабарина Т.И. 50 игр на логику. – Ярославль, 1999.

11. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники (6–10 лет – М., 2000).

12. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников. – Ярославль, 2000.

Один из вопросов, который волнует многих родителей, – какие упражнения помогут развитию внимания у детей. Можно заметить, что малыши редко бывают сосредоточены и сконцентрированы, им порой нелегко заниматься чем-то одним, а меж тем внимание необходимо не только ради успехов в учебе или игре, но и для собственной безопасности.

Что такое внимание?

Внимание представляет собой определенный психологический процесс, способность человека концентрироваться на необходимом действии. От того, насколько хорошо оно развито, во многом зависит успех ребенка в школе, поэтому очень важно приступить к работе в дошкольном возрасте, создавать условия для того, чтобы непроизвольное внимание переросло в произвольное, волевое умение сосредотачиваться. И лучшее, что могут сделать родители, – развивать умение концентрироваться при помощи игры.

Можно выделить следующие характеристики данного процесса.

  • Объем. То есть количество информации, которое ребенок может удержать в своем сознании.
  • Сосредоточенность. Умение ребенка сконцентрироваться на чем-то определенном.
  • Устойчивость. Временной промежуток, в течение которого удается сохранять сосредоточенность.
  • Распределение. Способность разделять внимание на несколько одновременно протекающих процессов.
  • Переключаемость. Возможность быстро переводить сосредоточенность с одного действия на другое.

Задача родителей – заниматься с детьми настолько продуктивно, чтобы у них сформировались и развивались все эти характеристики.

Внимание представляет собой один из процессов когнитивной, то есть познавательной, сферы человека – наравне с памятью, мышлением, восприятием и воображением. Без сосредоточенности невозможно получить новую информацию в необходимом объеме, запомнить ее, поэтому данный процесс можно с полной уверенностью назвать первой ступенью познания. Далее при помощи памяти человек накапливает приобретенную информацию. Только имея необходимый уровень внимания, ребенок в дальнейшем сможет научиться таким когнитивным процессам, как чтение, письмо, обучение.

Виды

Можно выделить несколько видов внимания, которые имеют свою специфику у детей дошкольного возраста.

Прежде всего, пассивное (непроизвольное, или непреднамеренное) внимание, то есть сосредоточенность на чем-то интересном, необычном без волевых усилий малыша. В дошкольном возрасте именно данный тип является основным: сначала дети обращают внимание на что-то заметное, потом начинают интересоваться и тем, что раньше не знали, новым для себя.

Следующий этап развития – формирование произвольного внимания, причем важно понимать, что само по себе из непроизвольного оно не возникнет, для этого необходимо тренировать ребенка. Активная разновидность напрямую связана с волевыми усилиями, поэтому если ребенок болен или раздражен, его способность концентрироваться снижается. Произвольное внимание начинает формироваться в 4-5 лет, хотя первый тип все равно остается ведущим в течение всего дошкольного детства.

Нормы концентрации

Под концентрацией внимания понимается временной отрезок, в течение которого человек способен удерживать сосредоточенность на каком-то одном действии. У детей она может иметь различную продолжительность в зависимости от возраста, однако даже количество прожитых лет не является основополагающим фактором. Норма зависит от индивидуальных особенностей малыша. В таблице представлены конкретные показатели.

Показатели могут быть как увеличены, так и уменьшены, ведь внимание, как и тело, и мозг, можно тренировать специальными упражнениями. Регулярные занятия с дошкольником подарят родителям и ребенку хорошее настроение, а также будут очень полезны для совершенствования умения концентрироваться на чем-то и сохранять эту сосредоточенность. Развивать его необходимо, чтобы ребенок стал более наблюдательным, мог без проблем обнаружить какие-либо мелкие детали, малозаметные признаки. Все это в дальнейшем поможет в процессе обучения, поскольку внимание теснейшим образом связано с запоминанием.

Формирование внимания

Психологи выделяют 6 стадий развития внимания у детей.

  1. Рассеянное (от 0 до 1 года). Дети способны отвлечься на любой шум или новую игрушку.
  2. Фиксированное (1-2 года). Малыш, занятый своим делом, настолько им поглощен, что не замечает ничего вокруг.
  3. Гибкое одноканальное (2-3 года). Может прекратить свое занятие, услышав обращение к себе, но очень быстро к нему вернется.
  4. Сложившееся одноканальное (3-4 года). Дети могут переключаться с одного процесса на другой, прерывать свои занятия, затем вновь к ним возвращаться.
  5. Двухканальное непродолжительное (4-5 лет). Ребенок получает способность делать два дела одновременно – к примеру, играть и слушать, что ему говорит мама. При необходимости выполнить сложное действие способен сконцентрироваться именно на нем.
  6. Сложившееся двухканальное (5-6 лет). Может одновременно делать два дела, именно поэтому тренировки внимания следует начинать с этого возраста.

Знание этих этапов поможет родителям лучше понять ребенка.

Приемы повышения внимания

Мы убедились в том, что для дошкольников особое значение имеет развитие способности сосредоточиться. И родителям следует тренировать детей, используя ненавязчивую игровую форму. Выделим несколько хитростей и приемов, которые можно использовать.

  • Поддержание интереса. Используя игровые формы, можно добиться того, что ребенок будет заниматься с огромным удовольствием, и, соответственно, внимательно.
  • Придерживаться длительности занятий. Так, изучая с ребенком 4 лет цифры, нужно понимать, что малыш способен удерживать внимание не более 20 минут, поэтому лучше уложиться с учебным материалом в эти рамки.
  • Любимые персонажи и игрушки также помогут не утратить интерес, а потому – послушать и воспринять то, что сообщает родитель.
  • Показывать пример. Можно пояснить ребенку, что если он внимателен, старается выполнять задание родителей, то результат (например, башня из кубиков) получится гораздо лучше, чем если бы он работал не сосредоточившись, кое-как.
  • Чтение и внимание взаимосвязаны, поэтому для улучшения второго можно научить ребенка первому. Пока малыш только знакомится с буквами, мама может читать ему интересные сказки и истории. После обязательно нужно обсудить прочитанное, прося пересказать, задавая вопросы. Это поможет узнать, насколько кроха внимательно слушал.

Если малыш плохо сосредотачивается и очень далек от своей возрастной нормы, то возможно, у него неглубокое дыхание. Исправить ситуацию помогут надувание воздушных шаров, мыльные пузыри, игра на дудочке или свисток. Кроме того, исследования доказали, что для детей очень полезны прогулки на свежем воздухе, активные спортивные игры.

Виды упражнений для развития

Можно выделить следующие типы заданий на внимание для 5–6 лет.

    • Повторение. Родитель рисует на бумаге ряд из 2–3 повторяющихся фигур, задача ребенка – определить, какая из них должна идти следующей, и завершить ряд. Вместо фигур можно строить ряды из букв.
    • Поиск лишнего. Сначала задание носит простой характер: например, малышу предлагается 10 треугольников и 1 квадрат или 5 животных и одно растение. Постепенно усложняем: представлены 5 садовых и 1 полевой цветок.
    • Найти отличие. Игра хорошо знакома всем. Перед ребенком выкладываются две почти одинаковые картинки, его задача – найти те детали, которые несколько различаются. Уровень сложности также варьируется в зависимости от подготовленности.

    • Вариация предыдущего задания – найди два одинаковых. Ребенку предлагается иллюстрация, на которой изображено несколько предметов, например ваз, которые отличаются между собой незначительными деталями. Дошкольник должен внимательно рассмотреть модели и найти среди них две идентичные. На первых этапах работы лучше использовать картинки с явными отличиями, это поможет ребенку обрести уверенность в себе и подкрепит его интерес. Далее задания усложняются.
    • Работа с картинками. Есть специальные иллюстрации, на которых животные, например тигры или волки, представлены в завуалированной форме. Можно предложить ребенку найти их все.
    • Соотнесение предмета и его тени.

  • Раскрашивание по цифрам. Родитель дает ребенку черно-белую картинку, которую нужно сделать цветной, при этом сам рисунок разделен на фрагменты, каждый из которых отмечен своей цифрой. Отдельно выдается расшифровка цифр (например, 6 – это розовый, 5 – красный). Задача малыша – внимательно раскрасить изображение, не путая тона.
  • Рисование по цифрам. Очень хорошее упражнение для дошкольников, знакомых со счетом до ста, и ребят младшего школьного возраста. Ребенку предлагается картинка, состоящая пока только из точек, рядом с которыми указано какое-то число. Малыш должен соединить их, продвигаясь по порядку: сначала найти 1, потом соединить ее с 2 и так далее.

Важно помнить, что тренировки должны быть построены по принципу «от простого к сложному». Если что-либо у ребенка не получается, следует отложить это задание и предложить ему вариант попроще.

Примеры простых игр

Существует огромное количество всевозможных игр и заданий, которые помогут малышу научиться сосредотачиваться, а также подарят хорошее настроение. Главное – проводить их в положительном ключе, у ребенка не должно возникать и мысли, что его чему-то учат. Лучше, если он будет уверен – мама и папа с ним играют.

Слуховое внимание

«Съедобное – несъедобное» – простая, но эффективная игра, в которую можно поиграть как с одним малышом, так и с несколькими. Мама бросает мячик, произнося название блюда, продукта или несъедобного предмета, например одежды. Ребенок внимательно слушает. Если он слышит название еды, то мячик ловит, если же звучит нечто, не имеющее отношения к кулинарии, то нужно отбить мяч.

Вариаций множество, поэтому когда ребенку надоели продукты и он заскучал, можно предложить немного другие игры.

  • «Летает – не летает». Мама называет животных и птиц, ребенок, когда слышит название птицы, поднимает руки, зверя – приседает. Со временем задание усложняется – взрослый называет животного и поднимает руки, ребенок же должен проявить внимание и присесть.
  • «Урожай». Мама читает какой-то рассказ, в который периодически будет вставлять слова «сливы» и «вишни», причем не всегда к месту. Ребенок должен, во-первых, расслышать сами слова-сигналы, а после – выполнить действие: при «сливах» подпрыгнуть, при «вишнях» – встать на одну ногу. Важная особенность – упражнение делается от простого к сложному: сначала при произнесении текста родитель выделяет голосом сигнальные слова, потом произносит их в обычном ритме, чтобы ребенок был более внимателен.
  • «Лови – не лови». Потребуется два небольших мячика – светлый и темный. Светлый ребенок должен ловить всегда, а темный – только тогда, когда мама кидает его молча. Если же при этом звучит команда «Лови», то ловить нельзя.
  • «Повтори ритм». Мама задает какой-либо несложный ритм, отбивая его ладонями, малыш должен повторить.
  • «Хлопки». Тоже интересное задание, уровень сложности которого можно варьировать в зависимости от подготовки ребенка. Мама дает установку: когда она хлопает 1 раз, ребенок встает на носочки, когда два раза – на пятки, когда три – приседает. Постепенно увеличивается скорость хлопков.

Все эти игры хороши тем, что не привязаны к конкретному месту, в них можно играть практически везде, при этом у ребенка не будет возникать ощущение, что его чему-то учат, ему будет весело и интересно.

Серия заданий

Ребенку дается установка выполнить несколько заданий (начать надо с трех, постепенно увеличивая их число), при этом все задания перечисляются сразу, поэтому малышу придется запомнить и сами действия, и их порядок. Например:

  1. Попрыгай 7 раз.
  2. Принеси красный предмет.
  3. Назови садовый цветок.

Если ребенок все выполнил правильно, следует обязательно его похвалить, если же что-то не получилось – поправить, но в мягкой, деликатной форме. Постепенно количество заданий и их сложность увеличивается, такое упражнение также поможет улучшить память.

Другие эффективные игры

Очень важно постоянно предлагать дошкольнику что-нибудь новенькое, чтобы у него складывалось впечатление именно игры, а не полезной деятельности. Например, «Карлики и великаны». Суть проста: мама называет какой-либо предмет, он должен быть либо большим (гора, небоскреб, многоэтажный дом, кит, слон), либо маленьким (иголка, пуговица, монетка, бусинка). Ребенок слушает, когда произносится слово из «большой» серии, то есть «великан», то он встает на носочки и поднимает прямые руки вверх, когда «маленькое» — то приседает.

Если детей несколько, можно сыграть в «Испорченный телефон». Для этого все участники садятся в ряд, первый шепотом произносит какое-то слово на ухо второму ребенку, тот передает третьему и так далее. Последний слушает слово и произносит его вслух, если оно совпало с первоначальным вариантом, то телефон работает, если же нет – он сломан.

«Угадай, где находится дятел». Взрослый стучит, имитируя стук дятла, то громко (птица близко), то тихо (далеко). Задача малыша – сказать, где именно располагается дятел.

Зрительное внимание

Существует большое количество упражнений, которые помогут улучшить зрительную сосредоточенность, причем играть можно в любом удобном месте – дома, на прогулке, по дороге к бабушке. Они просты, не требуют какой-либо подготовки, при этом результативны.

  • Поиск предмета. Мама описывает какой-то предмет, который есть в комнате (на улице), ребенок должен найти его глазами и назвать.
  • «Посмотри на меня». Ребенок несколько секунд рассматривает маму, ее наряд, прическу, аксессуары. Потом поворачивается к ней спиной и отвечает на вопросы вроде «какого цвета моя сумка», «есть ли на мне сиреневый пиджак», «есть ли у меня брошь»? Главное – так формулировать вопросы, чтобы ребенок имел шанс ответить на них. Можно и усложнить работу: ребенок смотрит на маму, старается запоминать детали ее костюма, после чего она что-то меняет в своем облике, например, снимает шарф. Малыш должен вспомнить предыдущий образ и сообщить, какие перемены с ним произошли. Игра проводится по принципу нарастающей сложности: сначала перемена явная, потом, когда необходимой концентрации внимания достигать станет проще, детали выбираются менее значительными. Например, мама может снять кольцо с одного пальца и надеть на другой или внести два изменения в свой образ (конечно, об этом ребенка нужно предупредить).
  • Работа с картинкой. Очень похожа на предыдущее задание. Ребенку дается картинка, которую он раньше не видел. Он должен постараться запомнить как можно больше деталей. После этого иллюстрация убирается, а малышу задается серия вопросов.
  • Графическое задание «Жук». Родитель заранее расчерчивает лист бумаги так, чтобы получились клетки. Ставит в одну из них фигурку жука. Далее дает задание – слушая его подсказки, перемещать насекомое. Например: две клетки вправо – далее одна вниз – теперь три влево и одна вверх. Далее задание усложняется: мама сразу называет несколько ходов: клетка вниз – две влево – три вверх. Ребенок должен взглядом проследить направление и поставить жука в последнюю клетку. Водить пальцем нельзя.
  • Еще одно хорошее упражнение – «Зачеркни букву». Мама дает малышу текст, а также задание – найти в нем все буквы, например, Л и зачеркнуть их. Когда это будет получаться хорошо, можно усложнить: найти А и Л, Л зачеркнуть одной чертой, А – перечеркнуть двумя.
  • «Сделай как было». Перед ребенком выкладываются фигурки в определенной последовательности. Это могут быть пуговицы разных цветов и окраса, игрушечная посуда, карточки с изображениями. Ребенок пытается запомнить последовательность, после отворачивается, а мама меняет местами какие-то два предмета. Повернувшись, малыш должен сказать, где произошли перемены.

Игры на развитие внимания должны проводиться регулярно, только в этом случае можно ожидать от них положительный эффект. Среди множества упражнений можно выбрать те, которые больше всего понравятся малышу, и обращаться именно к ним.