В чем трагизм судьбы матрены. Образ главной героини из рассказа «Матренин двор

Рассказ «Матрёнин двор» относится к раннему периоду творчества писателя. Это небольшое произведение оставляет при прочтении не только тяжёлый осадок или горечь из-за несправедливо устроенных человеческих отношений, но вызывает также и светлые чувства, надежду на то, что не оскудеет земля русская добротой и святостью, пока есть на Руси такие женщины, как Матрёна.
О событиях в деревне Тальново сообщает читателям учитель Игнатич, приехавший в глухой уголок после скитаний по лагерям. Квартиру он снимает у одинокой немолодой женщины и становится невольно «биографом» крестьянки из глубинки, нового символа силы и красоты женской души в провинциальной России пятидесятых годов XX века.

Судьба женщин России военного и послевоенного времени в большинстве своём не могла быть счастливой и лёгкой. Понятно, что трудности и горести этого периода в районах тыла легли на женские плечи. И Матрёна, как многие, потеряла мужа и саму надежду на изменение жизни к лучшему. Любому человеку страшно задумываться о беспомощности, одиночестве в старости, и Матрёна старалась об этом не думать. Ежедневные хлопоты по хозяйству, труд, готовность помогать всем, кому нужна её помощь, спасали женщину от тоски и мрачных мыслей. Матрёна стойко держалась на плаву, барахталась в трудностях и выбиралась из них, из этой пучины безысходности. Она рано потеряла детей, они умирали в детстве один за другим, а материнские чувства и способность любить не угасали, потому Матрёна берёт на воспитание девочку Киру из семьи бывшего своего жениха, брата её мужа. Родители Киры соглашаются, ведь эта помощь бескорыстная: Матрёна не удочеряет девочку, зато в их семье становится на одного едока меньше. И женщина с радостью возлагает на себя нелёгкий труд одинокой матери, ответственность за воспитание ребёнка. В этом она видит смысл и суть жизни, желая быть нужной, чтобы отдавать свою любовь и заботу близким людям и всем окружающим.

Добротой, отзывчивостью и порядочностью Матрёны нередко пользуются люди, не обременённые совестью, но она этого не хочет видеть. Часто среди них оказывались и те, кого не назовёшь нуждающимися в поддержке и помощи. Странно, но именно алчные, жадные люди готовы обобрать даже такую малообеспеченную женщину, как Матрёна. Ведь ей государство и пенсию не платило, потому что «в замусоленной книжке колхозного учётчика» зарплата не значилась, а только «палочки», то есть отметки за проработанные дни. Так, по недомыслию руководства в сельских местностях, многие труженики оставались несправедливо обиженными: трудодней много, а пенсия не положена. Можно было побороться за свои права, собрать документы, свидетелей, но Матрёна за себя постоять не умела, да и некогда ей было заниматься волокитой, когда других дел много. Она никогда не отказывалась снова идти на колхозные работы, если звали, хотя здоровье потеряно, инвалидом стала.

В сравнении с другими женщинами из той же деревни, Матрёна имела свою шкалу ценностей: в молодости «не гонялась за нарядами»; в замужестве не стремилась заботиться о себе и лучший кусок отдавала мужу, детям; «не скопила имущества», не обзавелась хозяйством, имея только козу. Никто из односельчан не догадывался, что в помощи нуждалась как раз она, одинокая пожилая женщина, которой не только корову, но и козу содержать трудно. Заготовить сено на зиму, припасти дров для отопления избы, сделать запасы солений, грибов и ягод – это нелегко и молодому, здоровому человеку.

Самоотверженные характеры русских женщин встречались в литературе всегда. Но если у Некрасова крестьянка, способная остановить «коня на скаку», была ещё и «красавица, миру на диво», то у Солженицына героиня самая обыкновенная, ничем не примечательная. Мало того, она и неказистая, и нелепая, и никчемная, по мнению окружающих, потому что на юродивую похожа: ничего для себя из земных благ не ухватила. Автор противопоставляет эту женщину всем её благополучным родственникам, делящим её имущество. И начали они растаскивать «приобретения» Матрёны ещё при её жизни. Получилось, что отобрали и саму жизнь. Очень символичен этот факт у Солженицына, как предостережение всем живущим: нельзя разорять дом человека, делить наследство, когда человек ещё жив. Это не только не по-человечески, не по-христиански, но это и отвратительно: будто смерти человеку желают.

Матрёне родственники решили ухудшить и без того жалкое её существование. Фаддей, отец Киры, уверенный в правах дочери на наследство, захотел заранее забрать её долю (горницу), чтоб другие не забрали, ведь сёстры Матрёны «выпустили коготки» и на дом, и на участок. Вот и начали «резать по живому», отделять кухню от горницы. Спешили очень, никто и не спрашивал, что сама хозяйка в это время чувствует. А Матрёна со своим бескорыстием не о себе думала, снова плечо своё подставляла, хотя не женское это дело – выталкивать груз, застрявший на железнодорожных путях. Нелепо гибнет героиня вместе с трактористом и сыном Фаддея, и горница, кусок отхваченного наследства, стала ценой жизни трёх человек.

А.И.Солженицын высоко оценил вклад одного человека, простой деревенской женщины, в нравственную сокровищницу всего человечества. Не будет ни духовного, ни экономического расцвета цивилизации без духовного богатства отдельных личностей. А скромная, любящая, бескорыстная душа Матрёны в мире алчных, корыстных людей – это укор их цинизму и безнравственности. Самим существованием своим Матрёна послужила обществу, напомнив об истинных ценностях человеческой жизни.

Рецензии

Не вспомню сейчас, где я прочитал "Матрёнин двор". Но это была какая-то машинописная работа. И подумал: так вот за что выслали Исаича! А потом вспомнил слова Шолохова в Литгазете, где он критикует рассказ за его идею. Дескать, откуда знает какой-то сельский учителишка основы колхозного строя. А сам пять раз переписывал "Поднятую Целину" по той же причине. И еще подумалось: какой могучий человечище! Пишет "Они сражались за Ролину", дописывает третий том "Тихий Дон", устраивает в печать "Донские рассказы", строит в станице новую школу и дорогу до Вёшенской.
И вспомнил слова моего дядьки по матери, Петра Иваныча: ДА он, што ли, написал всё это!? У него три батрака-писарчука на службе. Как он, неграмотный мужик, может так здорово излагать?
И вот этот червяк сомнения до сих пор где-то шевелится в моей душе.

Трагизм - то, что потрясает, что исполнено страданий.

В первые месяцы жизни героя у Матрёны судьба хозяйки не кажется ему трагичной. Он видит «потерянную старуху», которая бесконечно крутится по хозяйству, невкусно готовит, часто ухо­дит помогать своим односельчанам.

И лишь после нескольких месяцев дружной жизни, в кото­рой постоялец полностью принял обычаи хозяйки, а хозяйка с большой деликатностью относилась к постояльцу, после того, как они прониклись друг к другу уважением и доверием, рас­сказчику открылись такие стороны жизни старой женщины, благодаря которым он «в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну».

Любовь и страдание, которые вошли в жизнь Матрёны сорок лет назад, вдруг проступили через пелену быта и потрясли героя. «Я представил их рядом: смоляного богатыря с косой через спи­ну; её, румяную, обнявшую сноп. И - песню, песню под небом, какие давно уже отстала деревня петь, да и не споёшь при меха­низмах». И война, которая разрушила веру в возвращение люби­мого, революция, которая переворошила весь быт. И тогда Мат­рёна вышла замуж за брата своего любимого Фаддея, Ефима, которого не любила, но - «рук у них не хватало». Умерла мать, не было в семье хозяйки, а Матрёна летом вышла за Ефима, а зи­мой вернулся Фаддей. По его реакции на женитьбу брата мы ви­дим, что он относился к женщине в первую очередь как к собст­венности и простил её только потому, что она теперь являлась собственностью одного из членов его семьи, таким образом, от­части и его тоже.

Дети, рождавшиеся у Матрёны, не жили - умирали. Муж не оценил её простоты и доброты, уезжая в город на заработки, «су­дарку завёл, к Матрёне и возвращаться не хотел». Ефим не вер­нулся с войны - пропал без вести. Смыслом жизни Матрёны стала племянница Кира - дочь Фаддея. Но Кира выросла и вы­шла замуж.

Если не любовь к Фаддею, то память о своей любви, о своей молодости и чистых чувствах сохранила Матрёна на всю свою жизнь. И именно тот человек, которого она любила, разрушил её жизнь: алчно сломал её дом, выдрав из него горницу, и жадность его в результате привела к гибели Матрёны.

Античные трагедии должны были вызывать у зрителей катар­сис - чувство сострадания, которое ведёт к очищению, обновле­нию души.

Судьба Матрёны исполнена высокого трагизма, она заставля­ет нас сопереживать ей, сострадать, и мы лучше понимаем душу русского народа и сами становимся чище.

Почему писатель называет главную героиню праведницей в произведении Матренин Двор?

Ответы:

Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество? Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание. Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам.) “Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки, та - мышей душила”. Матрёна достаточно твёрдо соблюдает традиции и правила жизни воцерковлённого человека (домашние иконы, так как церковь за “5 вёрст”). Игнатьич говорит, что всякое дело она начинала “с Богом! ” и его провожала в школу, говоря всякий раз “С Богом! ”. “Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь притеснить”. Причина скрытности Матрёны в том, что в годы советской власти приучали верующих таиться. Матрёна умеет радоваться жизни, душа её светла, не омрачена злом и завистью, у неё и лицо красивое. Она добра и приветлива: "И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки”. Матрёна трудолюбива, труд - лекарство от болезней, недугов. По первому приказу Матрёна идёт на колхозные работы, совестливая Матрёна стыдится плохой работы “ни к столбу, ни к перилам... ” Но не только колхоз, а любая.. . из тальновских баб могла прийти и пригласить Матрёну “убирать картовь”. “Ни труда, ни добра своего Матрёна не жалела никогда”. Искреннее, тёплое, идущее от сердца чувство христианской любви к людям движет поступками Матрёны. Сила её и слабость заключались в том, что она не может отказать в помощи нуждающимся. В работе, в “труде великом” раскрываются терпение, безотказность, бескорыстие, отсутствие зависти и радость за благополучие других. Труд оценивается традиционной христианской этикой как необходимое, возвеличивающее праведное дело. Матрёна наделена даром искренней радости за успехи других. “...Была больна, но не считалась инвалидом”. Матрёна - многострадальная крестьянка. Страдание - неизбежный спутник жизни человека. “Страдание очищает душу”. ” Матрёна умеет прощать, умеет примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Длянеё нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение.) Матрёнин двор-символ особого устройства, “лада”, где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие с самим собой и сопричастность всему сущему. Матрёна живёт по канонам, завещанным предками, по правилам, которые считает незыблемыми. Героиня несёт в себе спасительное начало. Пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости “лучезарную улыбку” - какие же душевные силы нужны для этого! Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым - тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.

Рассказ «Матренин двор» Солженицын написал в 1959 году и сначала назвал его «Не стоит село без праведника». Со свойственной ему прямотой писатель охарактеризовал главную героиню и дал оценку ее односельчанам уже в названии, но позднее ему, видимо, показалось, что это слишком буквально. Однако идея сохранилась, и первоначальный вариант наименования – надежное подспорье читателю в понимании авторского замысла.

Почему же Матрена – праведница? Даже если и так, скептик скажет, что образ получился неправдоподобно аскетичным и приторно благонамеренным. Но он не придуман: Матрена – реально существующая женщина из деревни Владимирской области, в которой автор какое-то время жил. Солженицын хорошо знал ее и был осведомлен о трагической судьбе. Впрочем, в ту эпоху все судьбы носили отпечаток страдания. Именно поэтому нельзя сказать, что героиня слишком идеализирована автором, ведь он с журналистской педантичностью фиксировал всевозможную информацию и был, скорее, публицистом, чем писателем. Его рассказ можно сравнить с работой Светланы Алексиевич, Нобелевского лауреата 2015 года, которая интервьюировала ветеранов и написала масштабный труд «У войны не женское лицо». Солженицын столь же ответственно и четко отображает тяготы целой страны в судьбе одной женщины. Нам, живущим в довольстве и благополучии, не понять ее стремления раздать себя всем нуждающимся, вырвать сердце, лишь бы помочь другим. Сложно поверить, что были такие героические и вместе с тем чудаковатые люди, не окруженные ореолом славы за свои молчаливые, неузнанные подвиги. Все ее дети умерли, личная жизнь разбита войной, но в ней все еще жива материнская любовь к ближним, хотя они этого и не ценят. Праведность героини в том, что ее чувство не нуждается в награде ответным чувством.

Главный мотив произведения – непонятая возвышенная душа. Без нее не может стоять не только село, но и весь мир. Только она, нищая и немощная, спасает окружающий мир от окончательного разрушения. Алчные и забитые люди уже ненавидят друг друга, ищут, как бы нажиться на скромном добре соседа, а не возможности помочь ему. Поэтому гибель главной героини особенно трагична: после ее исчезновения мир обречен. Солженицын ссылается на библейское предание о Содоме и Гоморре: Бог не нашел в городах и десяти праведников, поэтому они были уничтожены. Та же горькая доля, по мнению автора, уготована селу без праведницы.

Кроме того, в произведении обозначена тема жизни советской деревни 50 годов прошлого века. Старая, одинокая женщина выбивается из сил, пытаясь хотя бы прокормить себя. Топлива нет, сена накосить негде, все односельчане вынуждены воровать торф, надрываясь и рискуя получить срок. «Спина у меня никогда не заживает» — сетует Матрена. От власти кормильцам родины нет никакой поддержки, зато бюрократию чиновники умудрились организовать даже в полевых условиях:

«Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались…»

«Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти» — вот как рассказчик подводит итог этой жизни. Матрену никто не понимал, никто не ценил, бескорыстие ей вменяли в вину, а добротой беззастенчиво пользовались. Выполняя «мужицкую работу», женщина не жаловалась и безропотно переносила чужое бремя. В этом и был смысл ее жизни, в основе которой лежит христианская мораль: смирение, самопожертвование и безоглядная любовь ко всем людям.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Писателя Александра Солженицына с первого момента его появления в литературе провозглашали “новым Толстым” и по сей день приноравливают его к “новому Толстому” – или пеняют на “нового Толстого”, кем он будто бы так и не стал. Но те, что ждали этого второго пришествия, да так и не дождались, усматривая эгоизм самоназначенного мессии уже только в затворничестве Солженицына, и тогда видимое выдавали за невидимое. В основе своей Толстой и Солженицын как личности не имеют ничего общего, кроме заурядного совпадения человеческих черт. Будь то самоограничение или волевое осознание свои – целей, у Толстого и у Солженицына это не натруженные мессианским призванием мускулы, а черты характера, человеческие черты, врожденные или воспитанные, то есть явившиеся еще, быть может, и до того момента, как стали они собственно писателями.

Но соизмерять личности Толстого и Солженицына – это как землю мерить с воздухом или воду с огнем. Это не просто иные – это взаимоотталкивающиеся творческие стихии. Солженицын – борец. Толстой – созерцатель. Один взывал жить не по лжи, что подразумевало борьбу, возмущение. Другой исповедовал под конец жизни непротивление злу, смирение. Сердцевина личности Толстого – в мучительном отношении ко всем институтам современного ему русского общества, будь то собственность или брак, в котором он мечтал отыскать прежде всего нравственную гармонию, тогда как сердцевина личности Солженицына – изгойство. Толстой верил в мировую волю и воплотил эту веру в “Войну и мир”; Солженицын – волю мировую в “Красном колесе” разъял на осколки и судьбы, растворил в почти почасовой хронике исторических событий. Толстой полагал, что приносит своему народу какое-то страдание. Солженицын – что избавляет от страданий свой народ. Иначе сказать, один ощущал се§я чужим и одиноким в своих убеждениях, тогда как другой писал от имени миллионов.

В творчестве Солженицына, продолжающего традиции русской классики девятнадцатого века, трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете нравственного и христианского идеала.

В феврале 1956 года Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа “Матренин двор”. С 1957-го Солженицын в Рязани, преподает в школе. Все это время идет потаенная писательская работа над романом “В круге первом”, созревает замысел “Архипелага ГУЛАГ’.

Произведение “Матренин двор” написано целиком о женщине. Несмотря на множество не связанных с ней событий, Матрена является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа. И эта пожилая женщина имеет много общего с молодыми девушками из романа “В круге первом”. В ее внешности есть, да и было в молодости, что-то нелепое, странное. Чужая среди своих, она имела свой собственный мир. Осуждаемая, непонятная в том, что не такая, как все. “В самом деле! – ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. “

У Матрены непростая, трагическая судьба. И тем сильнее становится ее образ, чем больше раскрываются тяготы ее жизни: несчастная молодость, беспокойная старость. И в то же время в ней нет сеерхвыраженной индивидуальности, да и тяги к философским рассуждениям, как у Клары и Агнии из “В круге первом”. Но зато сколько доброты и жизнелюбия! В конце произведения автор говорит о своей героине слова, характеризующие ее назначение: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

Такого рода женские образы проскальзывают в произведениях, подчеркивая прелесть высокодуховных героинь или внутреннюю непривлекательность некоторых других. Их порой больше, как, например, соседок и родственниц Матрены, лицемерных и расчетливых. Но количеством не подчеркнута их правота, а скорее наоборот: все они незаметные тени или просто кричащая толпа, которая забывается за более нравственным и глубоким.

Главной особенностью литературного языка Солженицына является то, что Александр Исаевич сам дает пояснительную трактовку по многим репликам героев рассказа, и это приоткрывает нам ту завесу, за которой кроется само настроение автора, его личное отношение к каждому из героев. Впрочем, у меня сложилось такое впечатление, что авторские трактовки имеют несколько ироничный характер, но в то же время они как бы синтезируют реплики и оставляют в них только подногот-ный, ничем не прикрытый, истинный смысл “Ах, тетенька-тетенька! И как же ты себя не берегла! И, наверно, теперь они на нас обиделись! И родимая же ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни при чем, и зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла

– не думала! И что же ты нас не слушалась? (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим’)”. Читая между строк рассказ Солженицына, можно понять, что и сам Александр Исаевич делает совсем иные выводы из услышанного, чем те, которых можно было ожидать.

Сам автор, пройдя сложный и разнообразный жизненный путь, повидав много разных людей, обосновал в своем сердце образ женщины – прежде всего человека: той, что поддержит и поймет; той, что, имея свою внутреннюю глубину, поймет и твой внутренний мир, воспримет тебя таким, каков ты есть. Солженицын упоминает “праведника” в рассказе “Матренин двор” не случайно. Это может с какой-то стороны относиться ко всем положительным героям. Ведь все они умели смириться с чем бы то ни было и в то же время оставаться борцами – борцами за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности.

В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу. В центре внимания писателя судьба простой деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за “палочки”. Замуж она вышла еще до революции и с первого же дня семейной жизни принялась за домашние хлопоты. Рассказ “Матренин двор” начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатьич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены. Его рассказ – спокойный и насыщенный разного рода деталями и подробностями – придает всему описываемому особую жизненную глубину и достоверность: “Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию”.

Матрена Васильевна – одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина. Жила она одна в большом старом доме. “Строено все было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти”. Тема родного дома, очага именно в этом произведении Солженицына заявлена очень остро и определенно.

Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду. Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину. В нехитрой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая непоказная праведность, без которой не может возродиться Россия.

Она очень много страдала от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. И лишь любовь и привычка к постоянному труду спасали эту женщину от каждодневной тоски и отчаяния. “Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом – по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.