Викторины игры по худ литературе для дошкольников. Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста. «Мои любимые книги. Найди лишнюю картинку

Материал может быть использован воспитателями старших групп как развлечение, проводимое во вторую половину дня. В викторине использованы разнообразные игры, иллюстрации для закрепления у детей знаний о различных сказках.

Литературная викторина для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки»

Цель: Закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок. Развивать у детей слуховое внимание, творческое воображение. Воспитывать у детей интерес к сказкам.

Необходимый материал: кроссворд, нарисованный на бумаге; картинки с изображением атрибута сказки; иллюстрации Красной Шапочки, Колобка, Машеньки, Медведя.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в занимательное и интересное путешествие по сказкам. Вам нравятся сказки? А много ли сказок вы знаете? Вот это мы сегодня и проверим.

Ну что, начнем наше путешествие? Тогда отправляемся на первую остановку, называется она «Отгадай сказку» . Я вам буду читать загадку, а вы будете угадывать, про какую сказку я вам говорю.

Посадил дед в огороде

Чудо - овощ для еды,

Вот и лето уж проходит,

Дед идет смотреть труды.

Стал тянуть он - не выходит,

Не обойтись здесь без семьи.

Только с помощью норушки

Овощ вытянуть смогли. (Репка)

Два мышонка всё играли,

Песни пели, танцевали.

Кувыркались, забавлялись,

Петушку не помогали.

«Только не я!», «Только не я!»,

Наперебой они кричали.

Петушок тут рассердился,

Топнул ножкой, нахохлился!

Тут мышата притаились,

Вмиг в хороших превратились. (Колосок)

Был у деда он, у бабы,

Стало скучно на окне

Покатил через ухабы,

В лес дремучий вдалеке.

Начались тут приключенья:

Серый заяц тут как тут,

Да волк зубастый и опасный

Нашего героя ждут.

И медведь уж на подходе,

Все ревёт на беглеца.

Обманул их беглец румяный,

Тут навстречу ему лиса.

Притаилась глуховатой,

Стала ласкова к нему.

Говорит: «Сядь на нос, милый.

Что поёшь ты? Не пойму.»

Сел беглец лисице на нос,

А лисица его «Ам».

Поделом тебе, румяный,

Виноват во всём ты сам! (Колобок)

Домик этот уж не мал,

Стольких гостей он собрал.

Каждый место здесь нашел,

Каждый друга здесь обрёл.

Но медведь приковылял,

Этот домик разломал. (Теремок)

Лисичка - сестричка

Очень хитрая была.

Зайчика - трусишку

Из избушки прогнала.

Петух лишь сумел

За лису постоять,

Взял острую косу

И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)

Ребята, пора нам отправляться на вторую станцию . На этой станции нам предстоит разгадать сказочный кроссворд

1. Он живет на крыше и очень любит прилетать в гости к своему другу Малышу. (Карлсон)

2. Мачеха допоздна заставляла её работать и не пускала на бал. (Золушка)

3. Как звали старушку в мультфильме про Крокодила Гену и Чебурашку, которая любила делать гадости? (Шапокляк)

4. Этот сказочный герой учился сочинять стихотворения и играть на музыкальных инструментах и даже на луну летал. (Незнайка)

5. Кто пришёл на помощь Деду тянуть репку после Внучки? (Жучка)

6. Как звали кота из мультфильма про Простоквашино? (Матроскин).

Молодцы, и с этим заданием вы справились. Следующее наша станция - «Угадай из какой это сказки?» . Сейчас я вам буду показывать картинки, а вы будете угадывать из какой они сказки.

(Воспитатель показывает картинки, а дети называют ту сказку, из которой этот предмет).

Золотой ключик (Приключения Буратино)

Золотое или простое яичко (Курочка Ряба)

Соломенный домик (Три поросёнка)

Берестяной короб (Маша и медведь)

Красная шапочка (Красная шапочка)

Дырявый и заплатанный кафтан (Сказки про Алдара Косе)

Воспитатель : - Давайте с вами отправимся на следующую станцию , в которой мы будем сочинять сказку. (Воспитатель предлагает детям игровой приём из ТРИЗа «Салат из сказок»). Посмотрите, какие персонажи встретились нам на пути - это Красная Шапочка, Колобок, Машенька, Медведь. Сочините с их участием сказку.

Какие интересные сказки у вас получились. Вы настоящие фантазёры!

Посмотрим, как вы справитесь с последним заданием викторины - «Сказки перепутались».

«Жила - была коза. И было у нее шестеро козлят. Уходила коза на пастбище есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, дёрнет за дверной колокольчик и запоет свою песенку.

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет на пастбище, а козлята запрутся крепко-накрепко и ложатся спать .

Однажды медвед ь подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, медведь побежал к избушке и закричал толстым голосом песенку козы. Козлята ему отвечают:

Медведю делать нечего. Пошел он к леснику и велел себе горло перековать, чтоб петь высоким голосом. Лесник ему горло перековал. Медведь опять побежал к избушке и спрятался за куст. Вот приходит коза, дёрнула за дверной колокольчик и запела свою песенку.

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил медведь, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, - дверь отворяйте , всех впускайте .

Только ушла коза, медведь опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом песню козы.

Козлята отворили дверь, медведь кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился под столом .

Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула под стол и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку - начала горевать, горько плакать:

Услыхал это медведь, входит в избушку и говорит козе:

Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, потанцуем .

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит медведю:

Давай, медведь , попробуем, кто перепрыгнет через яму?

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а медведь прыгнул, да и ввалился в горячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! И стали они жить - поживать по-прежнему».

Воспитатель : - Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями нашей викторины Теперь я вижу, вы очень хорошо знаете сказки.

Татьяна Ерошенко
Познавательно-речевая викторина для старших дошкольников «По страницам художественных произведений»

Цель:

Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.

Задачи.

Образовательные:

1. Закрепить, расширить и систематизировать знания детей о литературных произведениях, их авторов, формировать запас литературных художественных впечатлений.

2. Обогащать активный словарь детей.

Развивающие:

1. Развивать речь, умение быстро отвечать на вопросы.

2. Развивать коммуникативные способности, познавательный интерес, память, воображение, образное восприятие, творческое мышление.

3. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к книгам.

Воспитательные:

1. Вызвать эмоциональный настрой на участие в познавательно-речевой викторине.

2. Формировать навыки работы в команде, способствовать групповой сплоченности. Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость.

3. Воспитывать у детей желание общаться с книгой и бережно к ней относиться.

Предварительная работа:

1. Чтение и слушание в аудиозаписи сказок с беседами по содержанию.

2. Оформление тематической выставки книг.

3. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

Материал и оборудование:

ПК, экран, проектор, презентация РР, костюм сказочницы для педагога, стенд с книгами русских сказок.

Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.

Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (загадки, стихи, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка.

Ход викторины:

СЛАЙД 1

Звучит негромкая музыка. Дети заходят в зал, их встречает логопед в костюме сказочницы.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Прекрасная, я - сказочница. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Вы любите сказки?

А как можно сказать о сказке, какая она? (волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая).

«Сказки любят все на свете, Любят взрослые и дети.

Сказки учат нас добру! И прилежному труду.

Говорят, как надо жить, Чтобы всем вокруг дружить»

Со сказками вас знакомят с самого раннего детства. Вам ваши родители и воспитатели их всегда читают. А вы много сказок знаете? Вот сейчас мы и узнаем. Сегодня вы узнаете много интересного и познавательного.

Итак, в нашей викторине сегодня участвуют две команды; в каждой свой капитан. Капитаны представьте свои команды!

Команда «Знайки»

Наш девиз: «Чтоб Незнайкой не прослыть, с книжкой мы должны дружить!»

Команда «Почемучки»

Наш девиз: «Где? Зачем? И почему? – тайну разгадаем, Книгу в руки мы возьмем и ответ узнаем!»

Логопед: А теперь послушайте, какие необходимо выполнять правила во время игры – викторины:

Вопросы надо слушать внимательно; друг другу не мешать, отвечать будет по очереди каждая команда;

За правильный ответ будет начисляться один бал, но если команда ответит не правильно или не даст ответа, тогда право ответа переходит ко второй команде;

Победительницей в игре будет та команда, у которой будет больше очков.

Разрешите представить вам наше уважаемое жюри: …

Жюри будет оценивать ваши знания детских литературных произведений. За каждый правильный ответ на вопрос команда получит 1 балл.

Отправляемся, друзья, В чудо сказку – вы и я!

Здесь экран волшебный есть, Сказок тут не перечесть!

Внимание!

СЛАЙД 2 По иллюстрации узнать сказку:

СЛАЙДЫ 3-14

СЛАЙД 15 Посмотри и отгадай!

Сейчас на экране будут появляться картинки с изображением предметов. Ваша задача, угадать из какой сказки эти предметы. На картинку посмотрите, Сказку быстро назовите.

СЛАЙДЫ 16-21

Корыто - (Сказка о рыбаке и рыбке)

Полено – (Приключения буратино)

Яйцо золотое – (Курочка Ряба)

Тыква карета – (Золушка)

Умывальник – (Мойдодыр)

Замок – (Снежная королева)

СЛАЙД 22 Путаница

Был Кощей вчера в гостях Что наделал, просто - Ах!

Сказки все он перепутал: Вы сможете их отгадать?

Дайте правильное название сказок или героев.

Царевна-индюшка (Царевна-лягушка)

По собачьему велению (По щучьему велению)

Иван-царевич и зеленый волк (Иван-царевич и серый волк)

Сестрица Алёнушка и братец Никитушка (братец Иванушка)

Василиса Преглупая (Василиса Премудрая)

Елена Некрасивая (Елена Прекрасная)

Баба Бяка (Баба Яга)

Кощей Бесстрашный (Кащей Бессмертный)

Пашенька и медведь (Машенька и медведь)

Гуси-вороны (Гуси-лебеди)

Молодцы, ребята, справились с заданием, все перевертыши отгадали. Чтобы немного отдохнуть, мы с вами поиграем в игру-сказку. Но сначала отгадайте загадку: На сметане был мешен В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей И ушел от них скорей. (Колобок).

СЛАЙД 23 Физминутка «Колобок»

Жили – были дед и баба на полянке у реки

И любили очень – очень На сметане колобки.

Хоть у бабки мало силы, Бабка тесто замесила,

Ну а маленькая внучка Колобок катала в ручках.

Вышел круглый, Вышел гладкий, И румяный он, и сладкий…

Мышка по полю бежала, Колобочек увидала:

«Ах, как пахнет колобочек, Дайте мышке хоть кусочек!»

А мы спрячем колобочек И закроем на замочек!

СЛАЙД 24 Блицтурнир (Быстрый вопрос – быстрый ответ.)

1 команда

1) Весёлый мальчик-луковка (чипполино)

2) Что потеряла Золушка? (туфельку)

3) Чем отравилась Белоснежка? (яблоком)

4) Кто смастерил Буратино? (Папа Карло)

5) Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»? (хвостом)

2 команда

1) Как зовут девочку с голубыми волосами? (Мальвина)

2) Что проглотил крокодил из сказки «Мойдодыр»? (Мочалку)

3) Кого поймал старик неводом? (Золотую рыбку)

4) В кого превратился Иванушка, попив водицы из копытца? (козленка)

5) Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)

СЛАЙД 25 Отгадай загадку, увидишь отгадку

Вокруг нас и там и тут сказки разные живут.

На полянке есть загадки, отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей этих сказочных друзей!

(Загадывает загадки, а дети отгадывают их).

СЛАЙДЫ 26-31

1) В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга).

2) Много серебра и злата В сундуках своих он прятал.

В мрачном он дворце живет И чужих невест крадет.

(Кощей Бессмертный)

3) Красна девица грустна, Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка. (Снегурочка).

4) Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка).

5) Он хозяина любил, Верно он ему служил.

Сапоги носил и злого Людоеда победил. (Кот в сапогах)

6) Что за странный Человек деревянный

На земле и под водой ищет ключик золотой? (Буратино)

Воспитатель: Все загадки отгадали и героев всех назвали.

СЛАЙДЫ 33, 34 (А. С. Пушкин, К. И. Чуковский)

Вот и подошла к концу наша викторина. Хочу поблагодарить обе команды за активное участие в игре. Вы доказали нам, что вы самые настоящие знатоки сказок. Понравилось вам путешествовать по стране сказок?

Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, спасибо вам за него.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло!

СЛАЙД 35 Подведение итогов:

Председатель награждает команду-победительницу и всех участников конкурса медалями.

Верить в сказку – это счастье. И тому, кто верит,

Сказка обязательно отворит все двери.

(Дети прощаются и уходят в группу под музыку).

Динара Минияновна Гибадуллина
Литературная викторина по сказкам в старшей группе

Цель : создание положительной эмоциональной атмосферы и хорошего настроения по средствам художественной литературы .

Задачи :

Образовательная :

Привлекать детей к правильному выполнению заданий.

Формировать чувства понимания образа литературных произведений , понимать смысл сказок .

Побуждать ранее прочитанных произведений.

Развивающая :

Совершенствовать речевую и двигательную активность детей.

Развивать память, мышление, наблюдательность.

Развивать интерес к малым фольклорным жанрам.

Воспитательные :

Вызвать интерес к любимым героям сказок .

Воспитывать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые сказки .

Методы :

Словесный.

Наглядный

Практический.

Приемы :

Вводное слово.

Игровой (отгадывание загадок, дидактические игры)

Рефлексия.

Словарная работа :

Закрепить в речи детей названия главных героев сказок .

Индивидуальная работа :

Активизировать малоактивных детей.

Поощрение детей за выполненное задание.

Оборудование :

Выставка книг-сказок

Пазлы по русским народным сказкам

Предварительная работа :

Чтение сказок .

Инсценировка сказок .

Настольные игры

Рисование сказочных героев .

Воспитатель :

Дети посмотрите, какие красивые, нарядные книги. В каждой из них живут герои ваших любимых сказок . Сказка – это удивительный , волшебный мир, в котором происходят самые необыкновенные чудеса и превращения. А вы любите сказки ? Тогда я предлагаю вам провести литературную викторину «Наши любимые сказки » . Лисичка – сестричка» и «Зайчик – побегайчик» .

1 конкурс «Разминка»

Какую кличку носила собака в семье, в которую входили : дед, бабка, внучка? (Жучка)

Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

Как звали девочку, которая пошла, погулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька) .

У кого избушка была ледяная, и в какой сказке ? (Лиса)

В какой сказке умели говорить : печка, яблонька и речка? (Гуси – лебеди)

Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка – норушка)

2 конкурс «Назови сказку »

Дети по обложкам книг определяют названия сказок .

3 конкурс «Угадай героя сказки »

«Только прыг через порог - и пошел гулять без ног» . (Колобок)

«В огороде вырос овощ, приходите все на помощь.

Вытянуть не можем. Кто же нам поможет?» (Репка)

«Бабке с дедом повезло : много снегу намело.

И слепили себе дочь, чтобы им могла помочь.

Но весна красна, настала, без следа их дочь пропала» (Снегурочка)

«Уплетая калачи, ехал парень на печи.

Прокатился по деревне и женился на царевне» (Емеля)

«Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)

«Способ есть, но он не прост – Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби ее полно… Все, пора домой – темно.

Ой, видать, улов богат! Хвост не вытащу назад» (Волк)

«Волшебница из проруби- бывает ли такое?

Ни палочкой волшебною не машет, ни рукою.

Но по ее велению, лишь было бы желание,

Случаются явления, достойные внимания» (Щука)

Физминутка «В темном лесу есть избушка»

В темном лесу есть избушка, стоит задом наперед.

В той избушке есть старушка – Бабушка Яга живет .

Нос крючком, глаза большие, словно угольки горят.

Ух, сердитая какая дыбом волосы стоят.

4 конкурс «Исправь ошибки»

«Петушок Ряба» «Даша и медведь»

«Волк и семеро ягнят» «Утки – лебеди»

«Лисичка с кострюлькой» «Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка» «Мальчик с кулачком»

5 конкурс «Ты мне я тебе»

Воспитатель : Кому принадлежат эти слова.

Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано. (Корова)

Не пей братец, козленочком станешь. (Аленушка)

Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок.

Неси бабушке, неси дедушке. (Маша)

Молочная река, кисельные берега,

Куда гуси – лебеди полетели. (Аленушка)

Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная. (Морозко)

Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам. (Лиса)

Битый не битого везет, битый не битого везет. (Лиса)

6 конкурс «Вспомним сказки »

Команды по очереди называют сказки , героями которых являются заяц и лиса.

7 конкурс «Собери сказку »

Из пазлов команды собирают иллюстрации к сказкам , а затем называют сказку .

В заключении воспитатель предлагает поиграть в игру «Иван – Царевич» (с мячом) . Начало говорит воспитатель, заканчивают дети).

Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, сестрица-Аленушка, братец-Иванушка, серый-волк, царевна-лягушка, шапка-невидимка, ковер-самолет, жар-птица, Василиса-премудрая, баба-Яга, мальчик-с-пальчик.

Воспитатель : Вот и закончилась наша викторина . Вам понравилась наша викторина ? Что вам больше всего понравилось?

Дети садятся на места. Воспитатель объявляет победителей. Награждение.

Участники: специалисты, воспитатели, дошкольники.

Цель. Развитие интереса к художественной литературе и чтению через творчество С.Я. Маршака – поэта, драматурга, переводчика.

Задачи.

  • Обобщить знания детей о писателе, многочисленных произведениях С.Я. Маршака.
  • Пробудить интерес к творчеству С.Я. Маршака.
  • Учить воспринимать содержание произведений.
  • Развивать умения отгадывать загадки.
  • Развивать слуховое восприятие, воображение, мышление, память и речь, коммуникативные навыки, культуру общения и поведения, эмоционально-волевую сферу.
  • Продолжать прививать интерес к художественной литературе, чтению книг, желание знакомиться с творчеством С.Я. Маршака.

Украшение зала: портрет С.Я. Маршака; выставка книг С.Я. Маршака и иллюстраций к его произведениям; выставка рисунков детей; буквы «Литературная викторина», воздушные шары.

Предварительная работа: чтение детям произведения С.Я. Маршака, разучивание наизусть отрывков и стихотворений.

Оборудование: ИКТ, презентация к викторине, загадки на карточках, картинки героев к сказкам, разрезные картинки, мольберты, магнитики, мяч, раскраски.

Ход мероприятия

Ведущий: - Здравствуйте, дорогие ребята. Думаю, сегодня здесь собрались настоящие знатоки творчества С.Я. Маршака, ведь наша викторина сегодня посвящена его творчеству.

А что вы знаете о С.Я. Маршаке?

С.Я. Маршак, известный детский писатель, родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже в семье заводского техника.

Посмотрите, каким он был в детстве.

Сочинять стихи он начал очень рано, когда еще даже не умел писать. Первое свое стихотворение он сочинил в четыре года.

Ребята, а знаете, что папа Маршака работал на заводе, где изготавливали мыло? Мама занималась домашними делами.

В восемь лет он пошёл в школу. Ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы.

А вот таким Самуил Маршак был, когда учился в гимназии. В это время он написал свои первые стихотворения.

После окончания гимназии Маршак уехал в Англию и учился в университете. А потом вернулся в Россию и начал писать произведения для детей.

Поэт очень любил путешествовать, он побывал во многих странах. А во время войны читал свои стихи солдатам на фронте.

Поэт очень любил детей, поэтому часто устраивал встречи с ребятами, где знакомил их с новыми своими произведениями и вспоминали уже им знакомые.

Вот такой памятник в Москве посвящен знаменитому поэту С.Я. Маршаку.

Ведущий: - А кто знает, что такое викторина? (Это игра, где задают вопросы и говорят ответы).

Сегодня мы вопросы будем задавать, а вы на них будете отвечать. Посмотрим, кто же из вас внимательно читал произведения С.Я. Маршака.

Давайте начнем.

Ребята, мы знаем, что вы выучили стихотворения (дети читают стихи)

Звучит музыка, появляется Рассеянный с улицы Бассейной.

Р. с Б .: - Здравствуйте! Ой, я по ошибке куда-то не туда попал, где это я?

Ведущий: - Здравствуйте, Вы попали в детский сад, у нас сегодня викторина.

Р. с Б .: - Викторина????? А-А это когда все читают стихи?

Ведущий: - Нет, викторина – это игра, где задают вопросы и говорят ответы. Что-то я не пойму, кто это, странный он какой-то (обращаясь к детям, выслушивает их предположения).

Р. с Б .: - Правильно, я человек Рассеянный с улицы Бассейной и придумал меня автор А.С. Пушкин!

Ведущий: - Пушкин?Мне кажется, Вы опять что-то путаете. Ребята так ли это? (ответы детей, герой соглашается, что он опять все перепутал и очень переживает)

Ведущий: - А вот наши ребята очень внимательные посмотрите, мы сейчас поиграем и Вы в этом убедитесь.

Музыкальная пауза, танец «То, что нужно».

Ведущий: - Посмотрите на экран, какие задания вам предстоит выполнить.

Задание № 1 «Мастер-ломастер»

Вставьте слово, пропущенное в названии литературного произведения:

Например:

  • мастер – (ломастер)
  • Усатый -… (полосатый)
  • Ванька -… (встанька)
  • Детки в … (клетке)
  • Дремота и … (зевота)
  • Вот какой … (рассеянный)
  • Круглый … (год)
  • Кот и … (лодыри)
  • Рассказ о неизвестном … (герое)

Задание № 2 «Загадки». ПРОВОДИТ ГЕРОЙ

Узнайте, что лежит в чемодане?

Я загадываю загадку, которую сочинил Маршак, а кто знает отгадку, тот поднимает руку (загадки С.Я. Маршака).

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу. (Очки)

Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч)

Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела Дуб, дуб
Поломала Зуб, зуб. (Пила)

Держусь я только на ходу,
А если встану упаду. (Велосипед)

Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели. (Дерево)

Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (Часы)

Задание № 3 «Отгадай-ка»

Ведущий: - По картинкам с помощью героев произведений вспомнить и назвать данное произведение.

1. Сказка «О глупом мышонке»: мышка, утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, кошка.

2. Сказка «Теремок»: лягушка, мышка, петух, ёж, волк, лиса, медведь.

Задание № 4 «Собери картинку»

Ведущий: - Ребята, нужно сложить части разрезной картинки, вспомнить и назвать данное произведение. (Детки в клетке. Кошкин дом. Пудель.)

Задание № 5 «Знаешь ли ты этих героев?»

Ведущий: - А теперь угадайте, кому из героев принадлежат слова:

Простите! Извините!
Туда ли я попал?
Мы с вами незнакомы...
Ой, ой, какой скандал!
Я, кажется, надел не то...
Заметили, друзья?
А может это я - не тот?
Скажите, кто же я? (Рассеянный с улицы Бассейной, «Вот какой рассеянный»)

Она отправилась в Житомир,
Взяла с собой огромнейший багаж.
Но по пути собачку потеряла,
И очень сильно горевала. (Дама, «Багаж»)

Приказала их принцесса
Принести зимой из леса.
Принести зимой цветы!
А какие? Помнишь ты? (Подснежники, «Двенадцать месяцев»)

В гости он пришёл ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке… (Ленинградский почтальон, «Почта»)

Подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»

Дети (хором).

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой! Раз, два, три – беги!!!

Дети передают мяч из рук в руки по кругу; тот, у кого мяч остался с концом предложения, разворачивается и держит мяч на вытянутых руках перед собой. Дети, стоящие справа и слева от мяча, встают спина к спине и по команде обегают круг и стараются взять мяч первым.

Задание № 6 «Доскажи словечко»

Ведущий: - Какими словами оканчиваются такие строчки стихов С.Я. Маршака:

Не хотел котенок мыться –
Убежал он из корытца
И в углу за сундуком
Начал мыться…. (языком) («Усатый - полосатый»)

Эй, не стойте слишком близко -
Я тигренок, а не… (киска)! («Детки в клетке»)

Где обедал воробей
В зоопарке у (зверей) («Где обедал воробей?»)

У нее у кошки,
На ногах сапожки,
На ногах сапожки,
А в ушах… (серёжки) («Кошкин дом»)

Задание № 7 «Найди лишнюю картинку»

Ведущий: - Посмотрите на экран, найдите лишнюю картинку. (Дама, «Багаж», «Кошкин дом», Ленинградский почтальон, «Почта»).

Ведущий: - Вот и подошла к концу наша викторина, все задания вы успешно выполнили.

Р. с Б .: - Мне очень понравилось у вас в гостях, как здорово, что вы ребята так много читаете и много знаете. Ребята, а знаете, что я вспомнил, я ведь появился у вас не просто так, я принес вам письмо от самого С.Я. Маршака.

В благодарность, за вашу помощь для вас интересные раскраски.

До свидания, до новых встреч.

Пожелание друзьям

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!

Прощается, уходит.

Награждение.

Викторины для дошкольников - это не просто игра. Если вопросы подобраны на одну тему, составлены профессионально, а сам процесс облачён в увлекательную игровую либо сказочную форму, то это может стать «гвоздём» детского праздника.

Учиться с увлечением, играя и соревнуясь!

Например, викторина для дошкольников по сказкам будет стимулировать у ребят желание ближе познакомиться с этим родом детской литературы. Особенно занимательно это проходит, если всё мероприятие подчинятся одному сюжету.

Например, весёлый и никогда не унывающий Карлсон может пригласить ребят попутешествовать по сказкам или побродить по городу, поиграть во дворе или порезвиться в квартире, пока никого нет дома. И в сюжетную линию удачно впишется викторина по безопасности для дошкольников. Можно ли играть со спичками? Почему нельзя? А что может произойти? Как следует поступать, если вдруг в доме возникнет пожар? Почему нельзя глотать без ведома взрослых таблетки? Следует ли ходить куда-нибудь с незнакомыми людьми? Вопросов можно подобрать великое множество! Важно, чтобы детям стало понятно, что опасностей всегда можно избежать, если следовать правилам поведения.

Игра-путешествие по литературным произведениям

Обязательно на детских мероприятиях проводятся конкурсы. Они удачно вписываются в общий сюжет, когда ребята как бы отправляются в виртуальное путешествие. Следуя по «карте», в которой указан маршрут, дети встречаются с героями произведений, которые им загадывают загадки, задают вопросы, просят выполнить какие-либо задания.

Вот тут может отлично вписаться викторина для дошкольников по сказкам. Провести её лучше всего не самому ведущему, а, например, злой ведьме, которая охраняет тёмный лес. После того как все её задания будут выполнены, а правильные ответы удачно найдены, ребята преодолевают это препятствие.

Вопросы для викторины в стихах

Самым маленьким дошколятам лучше всего задавать рифмованные загадки. Вопросы викторины для дошкольников могут опираться на знакомые им сказки. Например, такие стишки-загадки обязательно понравятся малышам:

  • Девочка к бабушке в гости пошла,
    Гостинец с собою она забрала.
    Волк повстречался ей по пути -
    Девочке дал серый хищник уйти.

    Только узнал волк, где бабка живёт,
    И побежал сам скорее вперёд!
    Как звали девочку, милую лапочку?
    Каждый ответит, что… (Красная Шапочка )

  • Он - из дерева мальчишка,
    Длинноносый хвастунишка,
    Он дружит с девочкой Мальвиной,
    Его зовут все… (Буратино )

Литературные праздники для старших дошколят

Перед школой кругозор детей уже достаточно широк. И навыков у них намного больше, чем у малышей. Они умеют не только отгадывать загадки и отвечать на поставленные вопросы. Разыгрывать короткие сценки ребятам в этом возрасте доставляет большое удовольствие. Поэтому очень уместно проводить на праздниках такие литературные викторины для дошкольников, в которых дети сами выступают в роли актёров, представляя остальным спектакли-миниатюры по сюжетам детских произведений. Перед зрителями же ставится задача отгадать, откуда взят отрывок, кто является героями и кто автор.

Миниатюра для литературного праздника

Сюжетные викторины для старших дошкольников должны проводиться не только по сказкам. Например, интересны в этом плане стихи Агнии Барто «Я лишний». На сцену выходят шестеро ребят, у каждого в руке лопата. Вокруг расставлены макеты деревьев, их ровно пять. Под музыку дети выбирают по одному деревцу и пантомимой показывают, как они окапывают вишни. Последний мальчик произносит:

  • «Я лишний.
    Пять деревьев, пять ребят —
    Я напрасно вышел в сад».

Затем дети уходят со сцены под музыку. Выходит девочка с тарелкой, на которой лежат ягоды. Она громко кричит: «Дети! Поспели вишни!» Пять ребят, которые работали в саду, подбегают и начинают лакомиться вишенками. Подходит и Сергей - тот, который в первом эпизоде был «лишним». Он тоже протягивает руку к тарелке, но девочка отодвигает его в сторону со словами: «Ну, нет, теперь ты лишний!»

Викторины с загадками-ребусами

Старшие дошкольники уже знакомы с буквами и имеют навыки чтения. Поэтому разгадать простые ребусы им вполне по силам. Почему бы тогда не включить в викторины для старших дошкольников зашифрованные при помощи картинок ответы на вопросы?

Ведущая показывает детям картинки-ребусы. Вписав в квадраты под ребусом первые буквы названий изображённых на картинках предметов, ребята прочитают имя одного из своих любимейших персонажей - Карлсон.

Правила дорожного движения нужно знать всем без исключения!

В последнее время прочно обосновались в воспитательно-образовательном процессе всероссийские викторины для дошкольников на самые разные темы. Одной из ведущих, конечно же, является тема безопасного поведения на дорогах. Очень интересно может проводиться викторина по ПДД для дошкольников, если устроить её в форме увлекательной игры.

Каждому участнику следует выдать специальные «права пешехода», в которых ведущий будет ставить определённые отметки за правильные ответы.

  1. Это что за зверь такой
    Тут лежит на мостовой?
    Ваня крикнул: «Ты не верь!
    Это полосы, не зверь!
    Каждый знает пешеход -
    Это просто… (переход)!»
  2. Зверь трёхглазый! Он повис
    Высоко и смотрит вниз.
    Как откроет красный глаз -
    Все стоят. И вот как раз
    Жёлтым подмигнёт - все ждут
    И не едут-не идут.
    Глаз зелёный засветился -
    Значит, путь для всех открылся.

После каждой загадки можно провести закрепление знаний на практике. Например, можно установить в большом зале или во дворе на площадке макеты светофоров, разрисовать дорожки «зебрами» и дать задание «водителям» проехать по заданному маршруту. В это же время «пешеходам» тоже даются с заданиями. Дети должны добраться до указанных конечных пунктов, соблюдая все правила движения.

Очень важно, чтобы мероприятия, проводимые для дошколят, были им интересны, чтобы дети получали удовольствие, принимая в них участие. Только тогда они принесут ребятам пользу.