Витязь на распутье краткое содержание. «Витязь на распутье». Васнецов

Более 10 лет творчества художник посвятил созданию знаменитого «Витязя на распутье». Работу над картиной Васнецов начал еще в первой половине 1870-х годов, а в 1878, на VI выставке общества передвижников вниманию зрителей был представлен ее первый вариант. Окончательный вид картина, какой ее знают сегодня, приобрела в 1882 году и послужила подарком меценату Савве Мамонтову.

Виктор Васнецов. «Витязь на распутье»

На фоне большинства картин Васнецова - светлых, сказочных, завораживающих — «Витязь…» выделяется своей гнетущей мрачностью и безысходностью. В центре полотна художник изобразил могучего воина верхом на богатырском коне. Витязь вооружен копьем и булавой,

за спиной - крепкий щит, лук и колчан со стрелами.

Тяжелые думы одолели воина, заставив в задумчивости склонить голову. Боевой конь, его верный соратник, вторя чувствам и мыслям богатыря, тоже стоит с опущенной головой. «Задумалось» и припавшее острием к земле копье. Виной всему преградивший путь всаднику мрачный камень с не предвещающей добра надписью «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Из трех вариантов пути, начертанных на камне в былинных сказаниях, Васнецов в процессе работы над картиной, оставил только один - «прямо пойдешь - живым не бывать!».

Мрачное настроение картине добавляет характерный фон. Неприветливая местность, выполненная в тяжелых бурых, серых и зеленых тонах, разбросанные человеческие череп и кости, кружащие над полем вороны, предзакатное вечернее небо, словно говорящее о возможном скором закате жизни - все это усиливает впечатления от представленного образа витязя и судьбе богатырей русских, сражающихся за мир на земле-матушке.

Интересно, что за время работы над картиной, художником было создано значительное количество эскизов, зарисовок и набросков. И сегодня зритель мог бы видеть картину совершенно другой. Так, в одном из начальных вариантов, можно было бы разглядеть лицо всадника, но позднее художник решил представить витязя сбоку, со спины. От камня вдаль уходила дорога, в идеи изображения которой автор в итоге отказался.

Зритель, внимательно изучающий картину, обратит внимание на некоторую неточность, допущенную художником. А именно: копье, что витязь держит в руке, предназначено для пеших воинов, а не для всадников. Особая отделка нижней части древка неудобна и даже опасна для них. Ошибка ли это?

Оружие других героев любой из картин Васнецова прописано с точностью до мелочей - копья, мечи, луки и стрелы соответствуют боевым характеристикам. Возможно, эта погрешность - намек на готовность всадника сражаться с недругом, даже потеряв коня. Витязь стоит на распутье, но выбирать ему нечего. При этом, несмотря ни на что, он полон решимости и готов сражаться, какая бы судьба ни ждала его впереди.

hudojnik-peredvijnik.ru

Виктор Михайлович Васнецо́в (15 мая 1848, село Лопьял, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля 1926, Москва, СССР) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. Младший брат — художник Аполлинарий Васнецов.

“Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному. Н аправу ехати - женату быти . Н алеву ехати - богату быти” . Старинный текст из русских былин про Илью Муромца преследовал художника Виктора Васнецова всю жизнь. Тема выбора пути, когда резко меняется весь жизненный путь, постоянно возникала перед ним. Знаменитая картина “Витязь на распутье” стала одним из итогов многолетних трудов Васнецова.

“Витязь на распутье”. Виктор Васнецов. Фрагмент картины

Родившийся в семье потомственного священнослужителя, Виктор Михайлович должен был стать священником, как и все его предки, включая отца. Поступает и практически заканчивает Духовную семинарию. Недоучившись всего год, с благословления наставников и родителей, оставляет обучение в семинарии и едет в Санкт-Петербург за мечтой: поступать в Академию художеств.

Денег практически не было, начинающий художник снимает самые дешевые углы, живет впроголодь, работает в дешевых издательствах, но в академию поступает.

Виктору Васнецову очень везло на знакомства с интересными людьми. В Академии художеств на Васильевском острове среди его друзей был цвет русской живописи – Илья Репин, , Валентин Серов, Михаил Врубель, Михаил Нестеров.

Начинается учеба под руководством самого Ивана Крамского. Позже, по приглашению Репина, Васнецов едет в Европу, где знакомится с творчеством европейских художников, изучает новые творческие течения.


Васнецова принимают в Товарищество передвижников. Еще обучаясь в Академии, Виктор начинает выставлять свои картины на выставки. Полотно “Преферанс” покупает меценат Павел Третьяков для своей галереи. Появляется достаток, деньги. Чего еще желать молодому художнику?

Душа Васнецова мечется. Он уважает творчество передвижников, благодарен им за науку, но не хочет больше рисовать быт. Виктор Михайлович тяготеет к стилю модерн. Потомственный славянофил, он желает писать свой Русский сюжет, основанный на красивом и древнем русском фольклоре.

Как примут такое новое искусство? Будут ли покупаться картины? Художник встает перед камнем судьбы, только не с копьем, а с кистью наперевес. И он выбирает – Вперед!


Богатырский скок”. Виктор Васнецов

Из под кисти Виктора Васнецова выходят полотна навеянные древними Русскими былинами: “После побоища Игоря Святославовича с половцами”, “Богатырский скок”, “Бой Добрыни Никитича с семиглавым змеем”, “Призвание варягов”, “Богатыри” (Три богатыря), “Витязь на распутье”.

Изначально картины были приняты сдержанно. Даже мнения друзей разделились. Современники были растеряны: это был совершенно не тот реалист Васнецов, которого они знали.

Дальновиднее всех оказался Крамской. В письме к Репину он прямо сказал: «…трудно Васнецову пробить кору рутины художественных вкусов».

В момент тяжелых переживаний, вызванных непониманием творчества, Васнецов был горячо и сердечно поддержан учителем и другом П.П. Чистяковым:
«…Вы, благороднейший Виктор Михайлович, поэт-художник. Таким далеким, таким грандиозным, по своему самобытным русским духом пахнуло на меня, что просто загрустил: я, допетровский чудак, позавидовал Вам и невольно скользнули по душе стихи Кольцова: «Аль у молодца крылья связаны…»

Весь день бродил по городу и потянулись вереницею картины знакомые и видел я Русь родную… и тихо прошли один за другим и реки широкие и поля бесконечные, и села с церквами российскими и Вы, русский по духу, по смыслу, родной для меня. Спасибо, душевное Вам спасибо от… русского человека..


“Витязь на распутье”. Виктор Васнецов

«Витязь…» завораживает зрителя своей гнетущей мрач ностью и безысходностью. Тяжелые думы одолели воина, заставив в задумчивости склонить голову. Боевой конь, его верный соратник, вторя чувствам и мыслям богатыря, тоже стоит с опущенной головой. «Задумалось» и припавшее острием к земле копье.

Виной всему преградивший путь всаднику мрачный камень с не предвещающей добра надписью: «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Мрачное настроение добавляет характерный фон. Неприветливая местность, кружащие над полем ворон ы и разбросанны е в траве кост очки погибших, созда ю т впечатление фатальности и неотступности рока. На переднем плане останки коня и человека указыв ают , что были уже смельчаки, да сложили в землю свои буйны головы. Общую напряжённость дополняет кровавый отблеск заката. Даже вода, изображённая вдали, ассоциируется с мёртвым болотом. Угроза висит в воздухе.

Поза воина говорит о большой усталости. О н медлит, не решаясь сходу вступать в бой.

Поза и вид коня подтверждают предположение, что путники уже много дней не знают отдыха. Конь устало склонил голову. Его хвост и гриву не развивает ни ветер, ни боевой азарт. Они безвольно свисают, демонстрируя крайнюю степень утомления.

Предзакатное вечернее небо, словно говорящее о возможном скором закате жизни , усиливает впечатлени е от представленного образа витязя и судьбе богатырей русских, сражающихся за мир на земле-матушке.

Копье, что витязь держит в руке, предназначено для пеших воинов, а не для всадников. Особая отделка нижней части древка неудобна и даже опасна для них. Этой деталью художник утверждает: несмотря на усталость, в садник готов сражаться с недругом, даже потеряв коня. Витязь стоит на распутье, но выбирать ему нечего. В голове зреет план будущей жестокой схватки. Н есмотря ни на что, он полон решимости и готов сражаться, какая бы судьба ни ждала его впереди. Ведь он – Витязь! Его судьба охранять Землю Русскую от врага! У настоящего воина нет выбора вправо – влево, только вперед!

Васнецов всегда отличался постепенным движением к шедевру. Все его великие полотна обязательно имели множество предшественников. Шедевр годами вынашивался в голове мастера.


“Воин в шлеме с кольчужкой”. Виктор Васнецов

В 1877 году Виктор Васнецов пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой». Любопытно, что для фигуры воина позировал младший брат художника Аркадий (Аполлинарий), тоже великий исторический художник, картины которого мы знаем по школьным учебникам истории.

Постепенно начинает вырисовываться композиция произведения, где конный витязь остановился перед “камнем-вещуном”, на котором начертана его будущая судьба.

Сюжет новой картины навеян старинной былиной «Илья Муромец и разбойники». Богатыри полностью завладели сознанием художника. В 1877 году была закончена работа над первым вариантом.

В итоге Васнецов выставляет полотно на VI Передвижной выставке 1878 года.

Картину встретили хорошо. В прессе о ней только хвалебные и положительные отзывы. “Воин в шлеме с кольчужкой” был продан в частные руки, сейчас находится в Серпуховском художественном музее.


“Богатырь”. Виктор Васнецов

Окончательный вариант картины, тот, что сейчас можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге, был написан в 1882 году специально для коллекции известного мецената и создателя Частной оперы Саввы Мамонтова .

Виктор Васнецов и Савва Мамонтов дружили семьями. Васнецовы каждое лето снимали дачу в Ахтырке, рядом с усадьбой Мамонтовых – Абрамцево.

Виктор Михайлович с семьей был желанным гостем у Мамонтовых, рисовал их детей, собственноручно сделал сказочную беседку “Избушка на курьих ножках”, к восторгу детворы.


“Избушка на курьих ножках” в усадьбе Абрамцево была придумана Виктором Васнецовым для детей его друга Саввы Мамонтова. В советское время она стала прототипом для типовой детской площадки в городах

“Витязь на распутье”, описание которого, а также восторженные отзывы в прессе стали известны Мамонтову, вызвал желание мецената иметь такую картину в своем личном собрании.

Первоначально витязь был обращён к зрителю лицом. Развернув фигуру всадника, художник тем самым направил все внимание зрителя на камень-предсказатель. Именно надпись, начертанная на нём, становится ключевым моментом всей картины.

Страшно, зловеще вокруг. Мрачный седой камень потемнел от времени. Некогда белый валун порос мхом. Зловеща надпись на нем. Некоторые буквы стерлись. Пустыми глазницами смотрят на храброго витязя черепа, белеют в траве иссушенные ветрами и палящим солнцем человеческие и конские кости.

Более десяти лет творчества художник посвятил созданию «Витязя на распутье».

“Витязь на распутье”

Вопрос выбора пути в жизни человека поставлен в этой картине Васнецова очень остро . Акцент делается исключительно на самоопределение личности. Все зависит только от свободного выбора, от воли каждого. Какой путь избрать? Идти напролом, рискуя всем, и даже собственной жизнь ю, или свернуть в сторону и выбрать более лёгкую дорогу?

Каждый читающий, вдумчиво оглянувшись назад на свою личную жизнь, наверняка найдет три-четыре случая, когда он стоял перед выбором, от решения которого зависел дальнейший ход его судьбы.

Это может быть серьезная ситуация, как на картине или, кажущийся случайным быстрый эпизод. И только с высоты прожитых лет видно: вот здесь был поворот, вот здесь мог поступить по другому и жизнь пошла бы иначе…

Картина ” Витязь на распутье” не утратила своей актуальности и сегодня.

Очень многие, к сожалению, выбрали бы для себя два легких пути к успеху, хотя в большинстве случаев эта легкость призрачна. Достаточно большая часть молодежи мечтает решить свои проблемы удачно женившись или выйдя замуж, при этом получив доступ к чужому богатству. Очередной мираж.

Богатые люди не особенно стремятся допускать кого – либо к своим капиталам. Удел подобных временно обслуживать новых состоятельных родственников.

Только первый, самый тяжелый и опасный путь, для тех, кто хочет найти именно свое место под солнцем. Путь этот очень тернист. На современных кладбищах целые куски лучшей земли заняты могилами молодых ребят, примерно одного возраста. Это искатели лучшей жизни из девяностых годов…

Но не все так мрачно. Можно проработать всю жизнь, например электриком, иметь хорошую семью, любящую жену, растить детей, затем внуков. Это тоже выбор и не самый плохой. Невозможно всем быть миллиардерами. Разумеется хочется жить побогаче, получше: главное цена вопроса, чем за это нужно заплатить?

Россия всегда была страной неожиданных взлетов, в отличие от Запада, где элиты давно сложились и чужих туда не пускают.

В России, при определенных обстоятельствах, умный и решительный человек может пройти с нуля до очень больших высот. Ярким примером является наш президент страны Владимир Владимирович Путин. Человек из простой семьи, пройдя нелегкий путь полный опасностей, стал руководителем огромной страны.

Но вернемся к Виктору Васнецову. Сказочно-богатырский цикл принес ему заслуженную славу, достаток семье, уважение в обществе.

Последняя картина Васнецова приобретенная Павлом Третьяковым, известная в народе как, называлась “Богатыри”. Проработал над ней художник двадцать лет.


“Богатыри” Виктор Васнецов

Казалось бы все прекрасно, но Виктор Михайлович в очередной раз круто разворачивает лодку судьбы.

Неугомонный художник опять стоял у судьбоносного камня и выбирал. Картины отставлены в сторону на долгие годы, Васнецов берется за роспись Владимирского собора в Киеве.

Как всегда сделал он это очень достойно, блестяще. Но это уже история другого шедевра!

Выбор жизненного пути, основная идея картины. Васнецов художник – философ, ставящий важные вопросы своему зрителю. А как поступишь ты?

Витязь на распутье

Год создания: 1882

Размер: 167 x 299

Техника: Холст, масло

1878 год, когда художник представил на передвижной выставке картину "Витязь на распутье" оказался переломным в жизни художника. Признанный жанрист, он устремился к необычным для русского реалистического искусства темам былинно-сказочного характера. Фольклорные образы давно жили в душе художника, еще в начале 1870-х годов он исполнил самый ранний набросок композиции "Витязя". В 1882 году он увеличивает и перерабатывает картину 1878 года. Образ витязя на белом коне, остановившегося в раздумье перед камнем-"вещуном" посреди болотистой равнины, словно воскрешает поэтический дух народных преданий. Как и в них, героико-эпическое начало слито в картине с лирической интонацией, которую привносит закатный пейзаж с темнеющими, таинственными далями. Вороны, череп, кости, древние валуны, уходящая в необозримую даль дорога — все это усиливает тревожное настроение, ощущаемое в цветовом решении холста. В мерном ритме пластических форм, в передаче широты пространства, даже в использовании крупноформатного полотна Васнецов стремился приблизиться к эпическому строю былинного сказа. Вместе с тем художника увлекает историко-бытовая сторона. Картина исполнена в присущей Васнецову свободной, обобщенной живописной манере. Увеличенный вариант одноименной картины 1878 года, находящейся в Серпуховском историко-художественном музее.

Vasnetsov Victor Mikhailovich

Knight at the Crossroads

Creation: 1882

Size: 167 x 299

Technique: Oil on canvas

Victor Vasnetsov’s painting is a free interpretation of the Russian traditional legend of The Three Journeys of Ilya Muromets. The artist depicts the hero in a moment of reflection, before a stone inscribed with the following words: “If you go straight ahead, there will be no life; there is no way forward for he who travels past, walks past or flies past.”Victor Vasnetsov interprets the legend as a real event, depicting the knight in ethnographically and historically authentic armour and in a natural landscape setting. The artist employs literary devices to contrast the forces of lightness and darkness — the lucid figure of the knight on the white horse, the ominous black raven on the stone, the skull and bones scattered across the steppe. The interpretation of the landscape as the endless Russian plain and the loneliness of the thickset rider on the horse lend an epic ring to the picture.

1878 г. 79 x 147 см. The Museum of Russian Art

Описание картины Васнецова В.М. «Витязь на распутье»

Более 10 лет творчества художник посвятил созданию знаменитого «Витязя на распутье». Работу над картиной Васнецов начал еще в первой половине 1870-х годов, а в 1878, на VI выставке общества передвижников вниманию зрителей был представлен ее первый вариант. Окончательный вид картина, какой ее знают сегодня, приобрела в 1882 году и послужила подарком меценату Савве Мамонтову.

На фоне большинства картин Васнецова – светлых, сказочных, завораживающих — «Витязь…» выделяется своей гнетущей мрачностью и безысходностью. В центре полотна художник изобразил могучего воина верхом на богатырском коне. Витязь вооружен копьем и булавой, за спиной – крепкий щит, лук и колчан со стрелами. Тяжелые думы одолели воина, заставив в задумчивости склонить голову. Боевой конь, его верный соратник, вторя чувствам и мыслям богатыря, тоже стоит с опущенной головой. «Задумалось» и припавшее острием к земле копье. Виной всему преградивший путь всаднику мрачный камень с не предвещающей добра надписью «Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Из трех вариантов пути, начертанных на камне в былинных сказаниях, Васнецов в процессе работы над картиной, оставил только один – «прямо пойдешь – живым не бывать!».

Мрачное настроение картине добавляет характерный фон. Неприветливая местность, выполненная в тяжелых бурых, серых и зеленых тонах, разбросанные человеческие череп и кости, кружащие над полем вороны, предзакатное вечернее небо, словно говорящее о возможном скором закате жизни – все это усиливает впечатления от представленного образа витязя и судьбе богатырей русских, сражающихся за мир на земле-матушке.

Интересно, что за время работы над картиной, художником было создано значительное количество эскизов, зарисовок и набросков. И сегодня зритель мог бы видеть картину совершенно другой. Так, в одном из начальных вариантов, можно было бы разглядеть лицо всадника, но позднее художник решил представить витязя сбоку, со спины. От камня вдаль уходила дорога, в идеи изображения которой автор в итоге отказался.

Зритель, внимательно изучающий картину, обратит внимание на некоторую неточность, допущенную художником. А именно: копье, что витязь держит в руке, предназначено для пеших воинов, а не для всадников. Особая отделка нижней части древка неудобна и даже опасна для них. Ошибка ли это? Оружие других героев любой из картин Васнецова прописано с точностью до мелочей – копья, мечи, луки и стрелы соответствуют боевым характеристикам. Возможно, эта погрешность – намек на готовность всадника сражаться с недругом, даже потеряв коня. Витязь стоит на распутье, но выбирать ему нечего. При этом, несмотря ни на что, он полон решимости и готов сражаться, какая бы судьба ни ждала его впереди.

Лучшие картины Васнецова В.М.

Описание картины Васнецова «Витязь на распутье»

Данная картина Васнецова написана, как и многие другие его картины, под влиянием сказочных и былинных сюжетов.
В центре произведения - Илья Муромец.
Он известен как самый мужественный и сильный богатырь на Руси.
Лица его не видно, он сидит на своем белом коне, вооруженный копьем, щитом, булавой, луком, полным стрел.
Весь образ говорит о его раздумье, фигура богатыря величественная и могучая.
Задумчивость видна и в склонившейся голове.
Копье его также наклонено вниз.
Автор показывает единство между ним и его бравым другом - конем, потому что поза лошади также обращена вниз.
Несмотря на то, что конь стоит уверенно, голова его наклонена.

Перед богатырем находится камень, на котором написано, что если поехать прямо, то невозможно остаться живым никому: «ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному».
Также написано и в русских былинах.
Все остальные надписи на камне стерлись, потому что прошло уже много лет.
Он понимает, что у него есть только один путь, который приведет его к смерти.

Мрачный задний фон лишь подчеркивает настроение работы Васнецова.
Местность изображена болотистая, растительности почти нет, камни разбросаны также самых мрачных тонов.
Видны кости, оставшиеся после боя, а над ними летают вороны в поисках своей легкой добычи.
Перед богатырем стоит непростой выбор, груз ответственности.
Ему очень тяжело дается принятие этого решения.

Картину дополняют нависшие грозовые тучи, которые еще больше нагнетают обстановку и указывают на полную безысходность ситуации: ни налево, ни направо дороги нет, а если прямо идти - то ждет смерть.
Хочется верить, что мужество богатыря одержит верх над мрачными мыслями и силами, он очнется от своих тяжелых мыслей, поедет прямо и уничтожит злую силу и всех врагов, которые преграждают ему путь.
Тем самым, он в очередной раз спасет Русь.