Внеклассное мероприятие: "Необычное об обычной воде". Сценарий мероприятия «День воды

22 марта на Земле объявлен Международным Днём воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она чаще всего требует защиты.

Просмотр содержимого документа
«"День воды" сценарий праздника»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр внешкольной работы «Досуг» Пролетарского района г.Ростова-на-Дону

Сценарий экологического праздника

Составитель:

Н.А. Бабешкина

Ростов-на-Дону

Участники: лидеры школ Пролетарского района

Оформление: экологические рисунки

Ведущие: Абаджан Л.А., ребята кружка «Малые театральные формы»

Цель: Развитие интереса к изучению природы, животного и растительного мира.

Ход мероприятия

Ведущий: 22 марта на Земле объявлен Международным Днём воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она чаще всего требует защиты. Так много ли воды на нашей планете, хватит ли её всем?

А теперь давайте поприветствуем нашу гостью кто она? Выходит Капелька Не знаете? Тогда я вам подскажу:

Её ждут не дождутся,

А как завидят разбегутся (Капелька, дождь)

Капелька (читает):

1. Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда наш первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без… (воды)!

Ведущий: хоть капля и живёт одно мгновенье, но в народе говорят, что «капля долбит камень». Многие капли сливаются в такое могучее и сильное течение, что могут не только продолбить камень, но и в бурном весеннем потоке далеко-далеко унести его от родных мест.

Мы с Капелькой приглашаем, вас, ребята совершить путешествие по рекам и морям, и преодолевать все препятствия на своём пути.

Ведущий: Так что же необходимо взять с собой в наше путешествие?

Игра «Нужные вещи»

Ребята отбирают карточки с нужными вещами во время путешествия.

  • Тёплые вещи

  • Акваланг

  • Солнечные очки

    Крем для загара

  • Фотоаппарат

    Компьютер

Ведущий: мы попали на необитаемый остров, а это значит, что на нём никто не живёт. Я предлагаю заселить этот остров своим друзьями, что бы не было скучно в одиночестве.

Игра «Друзья»

На листе ватмана команды рисуют человечков, у какой команды человечков получилось больше, та и выиграла.

Ведущий: Удивительное вещество вода! Она не только даёт жизнь. Это ещё источник красоты на Земле. Такие явления в природе, как дождь, снег, туман, град, иней, лёд – всё это…вода. Только в разных состояниях.

Игра «Вода – не вода»

Игра на внимательность. Ведущий называет слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (облако, лужа), то дети должны встать. Если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба), дети поднимают руки. Если называется предмет или явление, не имеющие никакой связи с водой (ветер, камень), дети хлопают в ладоши.

    Кораблик

  • Водоросли

Ведущий: А сейчас отгадайте несколько загадок.

Остров загадок

1. Море есть, плавать нельзя.

Дороги есть – ездить нельзя.

Земля есть – пахать нельзя. (Географическая карта.)

2. Кругом вода, а с питьём беда. (Солёное море.)

3. От ветра он не прячется,

А, грудь подставив, пятится. (Парус.)

4. Не пловец, а плывущему плыть помогает, не хитрец,

А мигает, мигает, мигает. (Маяк.)

5. Мы говорим: «она течёт»,

Мы говорим: «играет».

Она бежит всегда вперёд,

Но никуда не убегает. (река)

6. Когда нужны, то их бросают,

А не нужны – их поднимают.

Не угадать? Ну, это зря.

Ведь это … (Якоря)

Ведущий: Ребята, а каким образом люди попадают на другой берег реки? Правильно по мосту!

Эстафета «Построим мост»

Ребята подставляют дощечки под ноги и таким образом добираются до другого «берега», обратно бегут, взяв дощечки в руки, и затем передают их следующему участнику эстафеты.

Ведущий: ребята, кто ответит на вопрос: почему идёт дождь? (Ответы учащихся.) Послушайте такую сказку – о дожде.

Однажды в тёплый день капелька воды вместе со своими сёстрами, такими же капельками, находилась в озере. Пригрело солнышко. Вода нагрелась и стала лёгким паром. Ветер носил пар по небу и собирал в большие облака. Их стало много – они стали толкаться, тесниться и обижать друг друга. При этом у них текли слёзы. Эти слёзы люди назвали дождём.

Игра «Донеси капельку»

Ребята становятся в круг и под музыку передают друг другу воздушный шарик голубого цвета - «капельку», из игры выбывает тот участник, у которого в руках остался шарик на момент выключения музыки.

Ведущий: а сейчас, ребята давайте представим себя родными сёстрами и братьями нашей Капельки и поиграем в следующую игру.

Игра «Ручейки и озёра»

Ребята делятся на 5 – 6 команд, с одинаковым количеством участников. Каждый ребёнок – это ручеёк. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут в разных направлениях. На сигнал «Озёра» или прекращение музыки игроки находят друг друга и берутся за руки, образуя озёра.

Ведущий:

Молодцы, ребята. Вот и подходит к концу наш праздник, посвящённый Дню воды. К этому празднику многие ребята сочиняли сказки, рисовали рисунки, делали электронные презентации и фотографировали реки и озёра Ростова и ростовской области. И сейчас мы подведём итоги творческих работ. Слово предоставляется методисту экологического центра при предприятии «Водоканал» Асауловой Наталье Викторовне.

(подведение итогов творческих конкурсов, награждение победителей)

Пылесос

Попугай

Крем для загара

Аптечка

Компьютер

Солнечные очки

Часы

Спички

Сейф

Акваланг

Фотоаппарат

Деньги

Кукла

Тёплые вещи

Телефон

Компас

Словарь

Цель: организация содержательного досуга школьников в период осенних каникул, пропаганды экологических знаний по теме сохранения пресной воды.

Оборудование: фломастеры, табуляторы – 3 шт., голубые квадраты, капельки, проектор, ноутбук, однолитровые банки с водой – 4 шт., 3 емкости для льда, 3 цветка в горшке, стикеры, глобус, шприцы 10 мл. – 4 шт.

1. Выступление (ведущий) – 3 мин.

Здравствуйте ребята, уважаемые гости, учителя!
Послушайте, я сейчас вам загадаю загадки. А вы должны быть внимательными и отгадать их.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без ….

Бежит, бежит, не выбежит,

Течёт, течёт, не вытечет.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

О чём эти загадки? (о воде). Значит о чём мы сегодня будем говорить? (о воде). Распределение на 3 команды, оформление атрибутики (капельки, название команд).

2. Опытническая часть: «Вода на планете Земля».

Удивительная вода

Вода – жидкость

Вода входит в состав всех живых существ

Вода не имеет цвета, запаха и вкуса

Вода встречается на Земле в 3-х состояниях

- вода обладает большой теплоемкостью

Вода – универсальный растворитель

Вода – химически стойкое вещество

Вода взаимодействует почти со всеми металлами и разрушает самые твердые горные породы – гранит, мрамор…

Рассказ о потребности человеческого организма в питьевой воде

Загрязнение пресной воды промышленными предприятиями и сельским хозяйством

Дезинфекция воды хлором – вредно или нет.

  • Наполним литровую банку подкрашенной голубой краской водой. Это – все земные запасы воды.
  • Наберем 1 мл. воды из банки и выжмем ее в воздух. Это вода, которая находится в атмосфере.
  • 4 мл. воды выливаем в стакан – это пресная вода в реках и озерах.
  • 21 мл.переливаем в форму для льда – количество воды, которой находится на Земле в замороженном состоянии
  • 1 мл.выливаем в почву – это вода, находящаяся в земной поверхности.
  • К оставшимся 973 мл добавляем соль – это соленая вода морей, океанов, озер.
  • Обсуждение: В каких емкостях вода, пригодная для человека? (по ходу на стикерах дети пишут количество мл., для использования пригодна вода в стакане (реки, озера), вода почвенная). На наглядных примерах делаем вывод о том, что пресной воды очень мало.

Вода – это источник жизни и всего живого. Однако 97% всех водных ресурсов – это запасы Мирового океана, не пригодные для питья. Приблизительно 2,1% воды сосредоточено в полярных льдах и ледниках. Вся пресная вода в озерах, реках и в составе грунтовых вод составляет лишь 0,6% от ее общего количества. Оставшиеся 0,1% воды входят в состав соленой воды из скважин и солончаковых вод.

Большинство водопроводных станций работают по двухступенчатой схеме очистки воды, которая базируется на коагулировании и осветлении воды в отстойниках и фильтровании через кварцевый песок. Обеззараживание производится хлором с добавлением аммиаксодержащего реагента.

Такая практика типична для крупных городов мира (Москва, Париж, Лондон и др.), имеющих протяженную водопроводную сеть. Это связано с сильными бактерицидными свойствами связанного хлора, длительное действие которого позволяет поддерживать городскую водопроводную сеть в надлежащем санитарном состоянии. Сегодня в России в среднем добавляется 200 мкг хлора на 1 литр воды. Это в 5 раз больше, чем в Соединенных Штатах Америки. С одной стороны, хлор убивает болезнетворные микроорганизмы в воде, а с другой - вступает в реакцию с присутствующими в воде органическими веществами, образуя токсичные хлорорганические соединения.

Многие современные станции водоочистки уже начали применять гипохлорит натрия в сочетании с сульфатом аммония с последующей дополнительной обработкой ультрафиолетом. Постепенно происходит отказ от использования жидкого хлора, являющегося, как известно, сильно действующим ядовитым веществом, в пользу гипохлорита натрия – реагента не менее эффективного, но абсолютно безопасного с точки зрения производства и транспортировки.

На сегодняшний день более миллиарда человек не имеют доступа к чистой воде, а 2,4 миллиарда человек не пользуются гигиенически приемлемыми туалетами. Некоторые факты о современном состоянии воды, а также прогнозы на будущее:

По подсчетам ООН, к 2025 году 2/3 населения Земли будут жить в регионах, испытывающих средний или сильный недостаток воды;

В развитых странах до 30% воды теряется при доставке потребителю, а в крупных городах потери составляют 40-70%;

В развивающихся странах почти 90% канализационных стоков сливаются в водоемы и реки без какой-либо очистки;

Ежегодно 2,2 миллиона человек в мире умирают от болезней, связанных с низким качеством воды, 90% из них – дети до 5 лет.

В ХХ веке использование воды возросло в 6 раз по сравнению с предыдущими столетиями;

Вода на планете используется крайне неравномерно (в США на каждого жителя расходуется в среднем 380 литров воды в день, в Германии – 129 литров в день, а во многих развивающихся странах – не более 20-30 литров в день);

Во многих крупных регионах, таких как США, Индия и Китай, вода из подземных источников расходуется быстрей, чем пополняется, прямым следствием из чего является угроза острого дефицита воды в недалеком будущем.

3. Как правило, чтобы можно было пить пресную воду, она должна пройти определенную систему очистки. В городах очисткой воды занимаются специальные учреждения – водоканалы. Об одном из таких мы сейчас узнаем.

4. В большом городе, в специализированных лабораториях ведется большая работа по очистке воды, а вам ребята, предлагаем не на долго стать экспертами. И научиться определять качество воды в природе.

5. Закрепление пройденного материала (за правильный ответ ребятам выдаются жетоны, затем подводятся итоги, на обсуждение 15 сек.)

Подведение итогов, подсчет баллов, оформление грамот.

В это время дети идут на экскурсию, 20 мин.

Награждение победителей.

Тебе мы посвящаем

Стихи, и песни, и дела!

Тебя сегодня прославляем,

Чтоб ты у нас всегда была.

Чтоб реки были полноводны

И мирно бы текли всегда,

Была б прозрачна в них Вода!

Чтобы дождем нас поливала

Ты с чистых, голубых небес

И злился бы на нас поменьше

Могучий и всесильный Зевс.

Тебе, Вода, поем мы славу!

Живи на счастье и забаву!

И радуй нас собой всегда,

Да пусть же славится Вода!

Спасибо всем участникам, до свидания!

Почему воду надо беречь

- От качества потребляемой воды напрямую зависит здоровье человека и животных;

- Чем чище вода – тем лучше экология и красивее родная природа;

- Что лучше – тратить много денег на очистку воды или стараться ее не загрязнять;

Хотя вода благодаря круговороту является постоянно обновляемым ресурсом, грязная и отравленная вода – это смертельная угроза для всего живого.

Цель: Закреплять плавательные навыки детей. Вызвать чувство радости и удовлетворения от движения в воде.

Инвентарь и оборудование: обруч, надувные мячи, шары воздушные, «льдинки», ткань газовая, пластмассовые бочонки с пресной водой.

Место проведения: бассейн детского сада

Ход мероприятия:

Ведущий: 22 марта Всемирный день воды (водных ресурсов). И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер.

Кто живет с водою дружно, для того пилюль не нужно.

Тот и весел и здоров без пилюль и докторов.

Очень любим мы купаться, в теплой речке кувыркаться,

Не боимся глубины, будем мы смелы, сильны.

Знают взрослые и дети: Без воды нельзя на свете!

Капелька: Здравствуйте, детишки — девчонки и мальчишки!

Я Капелька и рада видеть вас у себя в гостях. Приглашаю поиграть на воде, в которой живу я и мои сестрички капельки. Мы не простые, а волшебные капельки, можем превратиться в снежинки, льдинки, туман.

Ведущий: (Физкультминутка).

Мы плывем по теплой речке,

Тихо плещется вода.

В небе тучки, как овечки,

Разбежались кто куда.

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем.

А теперь глубокий вдох,

И садимся на песок.

Капелька:

Все ль с водою вы дружны?

Доказать вы мне должны.

(Организованный вход в воду).

Капелька: В море вода соленая, для путешествия по морям, океанам моряки запасаются пресной водой.

Эстафета «Не пролей» (Команды выстраиваются в одну колонну, на противоположной стороне в обруче лежат «бочонки с пресной водой», на финише корзины. Задача: доплыть, добежать, дойти до обруча взять «бочонок с пресной водой» и принести, положить в корзину. Каждый участник.)

Капелька:

Один настырный паренёк
Ловил за хвостик ручеёк.
Поймался! — показалось вдруг,
Но хвостик выскользнул из рук.
Да, ручеёк совсем не прост —
Не ухватить никак за хвост.
Глядь — уже под мостиком
Он виляет хвостиком!

Эстафета «Ручеек» (Команды выстраиваются в одну колонну (вода до колен) в наклоне передают мяч последнему игроку, а он получая мяч встает вперед. Задача: передать мяч, как можно быстрее)

Капелька:

Шел седой старик туман,

Спрятал речку он в карман!

Спрятал сад,

Ограду сада,

И коров большое стадо,

Даже Тихий океан положил себе… в карман!

Эстафета «Туман» (Команды выстраиваются в одну колонну по одному, дети кладут руки на плечи впереди стоящего. Поперек, в центре бассейна натянута газовая ткань («Туман»), перед «Туманом» дети делают глубокий вдох и скользят под водой так, чтобы пройти не задевая «Туман»).

Задача: преодолеть расстояние до ориентира и обратно как можно быстрее.

Капелька:

Я возьму осколок льдинки,

На ладошку положу,

Все узоры и искринки,

Со вниманием разгляжу.

Как картиной залюбуюсь,

Ай-да выдумщик мороз!

В льдинку с виду небольшую

Мир чудесный перенес!

Эстафета «Льдинки» (Принимает участие вся команда. В центре обруч, все дети держатся за обруч одной рукой. Внутри обруча льдинки. Задача: преодолеть расстояние до ориентира и обратно как можно быстрее, не расстерять льдинки).

Капелька:

Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая,
В реки быстрые.

Потом,…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Вот и подошла наша встреча к концу. Ребята я вас не могу просто так отпустить, хочу вам вручить памятные подарки. (Вручаются памятные знаки).

Игра «Фонтан-салют». Дети все вместе поднимают брызги вверх, изображая фонтан-салют.

1. ВСТУПЛЕНИЕ.

Ведущая: Здравствуйте ребята! Мы собрались здесь по очень знаменательному

событию. А что это за событие вы узнаете отгадав загадку.

Очень добродушная,

Мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу

Верно это вода. Итак наше мероприятие называется « Царица — водица»,

22 марта отмечается Всемирный день воды. Впервые он был обьявлен в 1992 году по предложению Международной ассоциации водопользователей. С тех пор в этот день проводят массовые акции по защите водных объектов, экскурсии, конференции, семинары, форумы, выставки посвященные самому необыкновенному веществу на нашей планете.

Великий французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил, обращаясь к воде: «Ты сама жизнь,ты самое главное в мире богатство..» Самая обыкновенная вода, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенная, без нее мы просто бы не смогли жить.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Мы привыкли, что вода-

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить-

Без воды нам не прожить!

Ребята к нам сегодня пришла ее Величество вода. (запись: шум моря)

Вода: Я, друзья мои, старалась

Издалека добиралась,

Торопилась к вам сюда

Вы мне рады детвора?

Захотелось посмотреть

Как вы дружите с водой?

Не грозите ль мне бедой?

Как меня вы уважаете?

Как мои владенья знаете?

Отгадайте мои загадки, не говорите хором, руку поднимите, за правильный ответ дам вам капельку. У кого будет больше капелек, тот получит приз.

Кругом вода, а с питьем беда (море)

Течет, течет- не вытечет,

Бежит, бежит — не выбежит (река)

Не море, не земля,

Корабли не плавают,

А ходить нельзя. . (болото)

По ней кораблики пускают,

Когда уходят холода,

Жаль только, мамы отпускают

Туда побегать не всегда (лужа)

С высоты большой срываясь,

Грозно он ревет и, о камень

Разбиваясь, пеною встает (водопад)

Не драгоценный камень, а светится. (лед)

Посреди поля лежит зеркало,

Стекло голубое, а рама зеленая (озеро)

В нее льется, из нее льется, а сама по земле плетется.. (река)

Да мои владения- океаны, моря, реки,озера, и даже маленькие лужи. Вы хорошо меня знаете, умницы!

Ребята, а скажите-ка, что это за слова? Что у них общее… Как вы понимаете это слово: «РОД»? Почему говорят наша родина?

Начало- начал…, место, где все началось…

Ведущая: — Это однокоренные слова. Корень род означает начало,начало жизни.

Чистый, звонкий родничок –

Как глоток Отчизны,

Как начало всех начал,

Как начало жизни.

Отгадайте загадку:

Он в земле живет

И бежит,и бьет

Чистый да свежий-

И никто его не удержит. (родник)

Встречайте моего помощника.

Вбегает родник:

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня

И вы по этой песенке

Узнаете меня.

Здравствуйте ребята! Рад что вы меня узнали. А вы знаете, что вода бывает «мертвой»?

Ведущая: Родничок, ты нам сказку решил рассказать?

Родник: Нет не сказку, а правдивую историю. Вот послушайте:

Слайд 7 Фотографии реки Куры.
Пришла ко мне речка — Кура, такая измученная, такая усталая -не живая, не мертвая. Что с тобой случилось?
Ох, родничок, не знаю что и делать. Невмоготу стало жить. Автомашины прямо на берегу моют, грязь вперемешку с бензином в меня сливают, мусор, старые вещи в воду бросают, Вот вчера старый холодильник и диван выбросили. Моя «живая» вода становится «мертвой» , Скоро никто не сможет пить мою воду, вся рыба переведется. Меня совсем скоро люди погубить могут. Что будет со мною и моими обитателями?

Ведущая: Ребята срочно надо спасать речку — Куру и родник.Давайте придумаем запрещающие правила, которые помогут спасти наши родники и речки

1 ответы ребят.

Царица-водица: С каждым годом качество воды становится все хуже и хуже из-за наших людей, из-за их безолаберности. Поэтому я приготовила указ,который все должны выполнять.

Слайд 8 (разворачивает указ)

В славном городе Новопавловске протекает речка-Кура. Величава и красива была она, пока невежи и лиходеи не засорили ее и не погубили всех ее обитателей. Посему повелеваю:

1. Не бросать в реки и на их берега битое стекло и мусор.

Очищать родники, питающие реки, от мусора, ила, коряг.
Для укрепления берегов высаживать на них деревья и кустарники.
Зимой прорубывать лунки во льду, чтобы рыбам было легче дышать.

Царица-водица: Указ повесить на видное место и строго следовать ему.

Родничок: Ребята, посмотрите на эти слова: Родина, род, родник, родители.Что у них общее?

Ведущая: — Это однокоренные слова. Корень род означает начало,начало жизни. Родничок: Чистый, звонкий родничок — Как глоток Отчизны,

Как начало всех начал, Как начало жизни.

Ведущая:- Действительно, любить родник, значит любить Родину. Оберегать родник- это, значит защищать природу. А природа это частичка нас с вами. В Болгарии есть прекрасная традиция: На собственные средства обустраивать придорожные родники, а затем всем родом от деда к внуку заботится о сохранении этого родника. У нас в Эколого- биологическом центре тоже есть своя традиция: Каждый год весной наши ребята проводят акцию «ЖИВИ РОДНИК». Вблизи нашего города много родников, и мы заботимся о них, очищаем от мусора. Пусть на Земле не умирают Родники, Пусть стороной обходит их беда Пусть чистой останется в них навеки Студеная и вкусная вода. Родничок: А вы вижу хорошие ребята, добрые у вас души. Приходите ко мне я вас своею водою угощу.

Царица-водица: А я вам задание приготовила, вспомните пословицы и поговорки о воде: Под лежачий и вода не течет (камень)

Правда в огне не горит и (в воде не тонет)
Апрель с водой, а май с (травой)
Весенний дождь, осенний гноит (растит)
В тихой воде глубоки (омуты)
Мокрый не боится (дождя)
Рыба в реке — не в (руке)
Много воды с тех пор (утекло)
Чтобы выучиться надо лезть в воду (плавать)
Где воды не было, там. (сухо)

Ведущая: — Ребята, а знаете ли вы:

Речные, подземные, озерные, ледниковые -пресные воды, составляют лишь 1% от водной оболочки.

Человеческий организм на 80% состоит из воды и 80 % своих болезней человек приобретает из-за плохого качества питьевой воды.

Расход воды, для хозяйственно-бытовых нужд, составляет в среднем 150 литров в сутки на одного человека.

Царица-водица: Много воды и зря пропадает. Что мы можем с вами сделать, чтобы сэкономить воду? Закрывать кран, чтобы вода напрасно не бежала. -Умницы, надеюсь вы будете следить, чтобы краны были хорошо закрыты.
Слайд 13

Ведущая:- Сегодня, мы много узнали, вспомнили. Подводя итоги Хочу обратиться к вам: БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕРЕЖНО ОТНОСИТЕСЬ К НЕЙ! Ведь без воды на планете не будет Жизни.

Царица-водица, Родничок: До свидания, до встречи наши Друзья!

Методическая разработка экологической игры для школьников от 8 до 13 лет. Сценарий для летнего отдыха. Сценарий для детского лагеря.

Оборудование : глобус, стакан, трехлитровая банка с водой, пипетка, таблица «Расход воды», плакаты по теме, чистые листы бумаги, ручки, карандаши.

Заранее делается объявление о проведении Дня воды.

Ведущий: Сегодня мы проводим День воды. Этот день мы отмечаем потому, что вода на Земле всё чаще требует защиты. Много ли воды на нашей планете?

Показывает детям глобус, напоминает, что голубым цветом на нем изображена вода.

Но всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую ее часть составляют моря и океаны — это соленая вода, Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная вода займет всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер.

Свои слова ведущий сопровождает показом опыта.

Воздух, вода — простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, или о воде, которую каждый день пьем? Знаете ли вы, какие формы может принять вода?

Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

Без крыльев — летит,

Без ног — бежит,

Без паруса — плывет. (Облако)

В белом бархате деревья,

И заборы, и дома,

А как ветер нападет —

Этот бархат опадет. (Иней)

Летит сова по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

Одеяло белое,

Не руками сделано,

Не ткалось и не кроилось —

С неба на землю свалилось. (Снег)

Что за звездочки чудные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь — вода в руке. (Снежинки)

Ведущий демонстрирует детям глобус.

Океаны, моря и реки регулируют кругооборот жизни на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решающую роль в функционировании ее систем, регулировании климата и сохранении животного и растительного мира.

Сколько на нашей планете океанов? (Четыре: Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский)

Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан соответственно)

Белое, Красное, Черное, Желтое — что это? (Названия морей)

Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море)

Как называются начало и конец реки? (Исток и устье)

У какого водоема бывают рукава? (Река)

Какая река самая длинная на Земле? (Нил)

В каком озере находится 80 % всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)

По руслу какой реки протекает пятая часть всей речной воды мира? (Амазонка)

Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Около 70 %)

Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3 %)

А знаете ли вы растения и животных, чья жизнь связана с водой?

У кого оба глаза на одном боку? (Камбала)

У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск)

Кто одной ноздрей дышит? (Кашалот)

Кто клыками дно пашет? (Морж)

Какую птицу море отучило летать? (Пингвин)

Что такое «морская капуста»? (Водоросли)

Какая пролетная стая обещает снег? (Стая гусей)

Кто пьет ногой? (Лягушка)

Вода — не вода

Ведущий произносит слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (например: облако, лужа), ребята должны встать. Если предмет или явление имеет отношение к воде (кораблик, рыба), ребята поднимают руки. Если предмет или явление не имеет никакой связи с водой (ветер, камень), ребята хлопают в ладоши.

Ведущий: Наш следующий конкурс — «С улыбкой по стране». Вы сейчас поймете, почему мы его так назвали.

Какой приток реки Самары течет по проводам? (Ток)

В Амурской области есть река, в которую прячутся мыши. Как она называется? (Нора)

Какой приток Волги вытекает из пораненной березы? (Сок)

Какая река Валдайской возвышенности протекает между полями? (Межа)

В Калининградской области вулканов нет, однако там есть река, вытекающая из кратера вулкана. Как она называется? (Лава)

В озеро Ильмень впадает река с самым коротким названием, в нем всего полбуквы. Назовите ее. (Пола — пол-А)

У реки Вятки есть «ядовитый» приток, а у реки Пра — «неядовитый». Назовите эти притоки. (Кобра, Уж)

Какую реку можно срезать перочинным ножом? (Прут)

Какой уральской рекой играют в шахматы? (Тура)

Ведущий : В самом начале мы выяснили, что пресной воды очень мало. А живым существам (и человеку в том числе) ее нужно много. Организм человека в основном состоит из воды. Она содержится в крови. Вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу. С помощью воды из организма удаляются вредные вещества. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Вопрос: для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку?

Ребятам предлагается написать, где человек использует воду Ответы зачитываются. Затем ведущий показывает таблицу «Расход воды»:

Ведущий: Вот как много мы тратим воды, а еще загрязняем ее. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?

Ребятам предлагается найти примеры неэкономного расхода воды в быту и предложить свои методы экономии воды.

Ведущий : С приходом воды появляется жизнь. Пропадает вода, и жизнь становится невозможной. Потому что вода — это эликсир жизни. Но над водой нависла угроза — загрязнение. Заводы, фабрики, города отравляют сточными водами реки, озера и моря. Если не принять срочных мер, водоемы умрут, умрет целый мир существ, обитающих в них и подле них. Писатели-фантасты в своих произведениях рисуют подчас страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде! И беречь надо не только речную воду, но и ту, которая бежит из водопроводного крана. Треть подаваемой в краны воды бесполезно утекает в канализацию. Представьте себе, что кто- то отъедает каждый день треть вашего завтрака.