Что такое "война религий". Война трех генрихов

Религиозные войны — ряд вооружённых столкновений в Европе XVI и XVII веков между протестантами и католиками .

XVI век

За непродолжительными и имевшими местный характер религиозными войнами в Швейцарии и Германии в конце первой половины XVI в. наступила эпоха страшных религиозных войн, получивших международный характер и охватывающая собой целое столетие.

В это время католики отдельных стран помогали друг другу, возлагая свои надежды на могущественную Испанию. Испанский король стал во главе международной реакции, пользуясь не только средствами, какие доставляла ему его громадная монархия, но и поддержкой католических партий в отдельных странах, а также нравственной и денежной помощью папского престола . Это заставляло и протестантов разных государств сближаться между собой. Кальвинисты в Шотландии, во Франции, в Нидерландах и английские пуритане считали своё дело общим. Королева Елизавета много раз оказывала содействие протестантам.

XVII век

В силу перемирия, заключённого на двенадцать лет (1609), прекратилась война между католической Испанией и протестантской Голландией . В Германии были уже заключены протестантская уния (1608) и католическая лига (1609), которым вскоре после того пришлось вступить между собой в вооружённую борьбу. Тогда же снова началась война между Испанией и Голландией . Во Франции гугеноты начали новое восстание. На северо-востоке Европы шла борьба между протестантской Швецией и католической Польшей.

Таким образом, в международной политике второй половины XVI и в первой половине XVII вв. видно разделение европейских государств на два вероисповедных лагеря.

Из них большей сплочённостью и более агрессивным характером отличался католический лагерь, во главе которого стояли Габсбурги , сначала испанские, потом австрийские. Борьба принимала такой характер, что и Шотландии, в царствование Марии Стюарт , и Англии, при Елизавете , и Нидерландам и Швеции, при Карле IX и Густаве-Адольфе , приходилось отстаивать свою независимость вместе со своей религией, так как в католическом лагере господствовали стремления к политической гегемонии над Европой.

Католицизм стремился в международной политике к подавлению национальной независимости; протестантизм наоборот связывал своё дело с делом национальной независимости. Поэтому, в общем, международная борьба между католицизмом и протестантизмом была борьбой между культурной реакцией, абсолютизмом и порабощением национальностей, с одной стороны, и культурным развитием, политической свободой и национальной независимостью — с другой.

Реформация и контрреформация

Церковная власть в Средние века стала господствующей политической и духовной силой. Жестокие пытки и казни творились ею именем Христа. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях . Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление, как рядовых верующих, так и некоторых священнослужителей.

Идеи Джона Виклефа

Несмотря на борьбу католической церкви против ересей, их количество не уменьшалось. В конце XIV в. в Англии еретическое движение принимает форму вооруженного восстания. Во главе восстания стоял Уот Тайлер , вместе с ним выступали священник Джон Болл и крупный богослов Джон Виклеф. В положениях, выдвинутых в ходе этого восстания, содержалась почти вся программа Реформации.

Виклеф считал, что папа не должен претендовать на светскую власть, так как Иисус Христос утверждал, что его власть не от мира сего. Денежные и другие платежи в пользу церкви должны носить добровольный, а не принудительный характер. Был поставлен под сомнение обряд причащения. Виклеф считал, что обряд имеет чисто символический характер. Какие бы слова ни произносили над хлебом, он никогда не станет частью Тела Христа. Каждый человек имеет право знать Священное Писание непосредственно, а не через священников. Виклеф впервые перевел Библию на английский язык полностью.

Идеи Яна Гуса

Чехия в то время была наиболее передовой в технико-экономическом смысле страной в Европе. Здесь идеи Виклефа развивал священник и богослов Ян Гус (1369-1415), выступающий против привилегированного положения духовенства и требовавший уравнения всех христиан перед Богом. Это должно было найти выражение прежде всего в том, что все христиане должны были получить право причащения и Телом, и Кровью Христовыми. Как оказалось впоследствии, это требование сыграло большую роль в борьбе за реформы. Требование секуляризации церковных земель, выдвинутое Яном Гусом, разделялось как крестьянством, так и дворянством. Такой же единодушной поддержкой пользовались и выступления против продажи индульгенций.

Папа неоднократно направлял против гуситов буллы. Однако население Праги было на стороне Яна Гуса, а король не решался занять по отношению к нему твердую позицию. Тогда папа направил буллу, предписывающую прекратить какие-либо богослужения до тех пор, пока Ян Гус не покинет Прагу или не будет выдан властям. Лишь после того, как в Праге закрылись все церкви, прекратилось отпевание умерших и прочие церковные службы, Гуса выслали в провинцию, где он провел полтора года в изгнании, занимаясь переводом Библии на чешский язык.

Когда в Констанце собрался Вселенский собор, Гуса пригласили туда якобы для того, чтобы обстоятельно обсудить его учение. В Констанце Ян Гус был немедленно взят под стражу и через некоторое время сожжен на костре. Восстание было подавлено только в мае 1443 г. Однако было очевидно, что назревал общий кризис католицизма . Во всех странах Европы широко распространилось движение гуманизма , которое подготовило взрыв Реформации.

Реформация Лютера

В апреле 1521 г. на имперском сейме в Вормсе произошло окончательное выяснение позиций. Лютер к этому времени получил мощную поддержку народных масс и бюргерства. Многие князья были на его стороне. Поэтому позиция Лютера выразилась в решительном тезисе: «На этом я стою, иначе не могу».

В Вормсе после отъезда Лютера его учение было осуждено как еретическое, но это не помешало дальнейшему формированию лютеранства. После Вормского рейхстага, осудившего лютеранство как ересь, в 1526 г. состоялся Шпеерский рейхстаг, отменивший решение Вормского и разрешивший князьям выбор веры для себя и своих подданных. Через три года, в 1529 г., в том же Шпеере рейхстаг отменил свое разрешение, после чего приверженцы Лютера выступили с протестом; это и дало название всему движению. Противостояние продолжалось вплоть до 1555 г., когда был заключен Аугсбургскии религиозный мир, которым устанавливалась свобода вероисповедания, закрепленного в принципе: «Чья земля, того и вера». Однако еще долго в Германии политическая и военная борьба происходила в религиозной форме. В 1618 г. началась Тридцатилетняя война, охватившая почти всю Европу. Она завершилась Вестфальским миром, по существу легализовавшим завоевания Реформации.

Лютеране имеют свои вероучительные книги - «Аугсбургское вероисповедание», катехизисы М. Лютера, «Книгу согласия». В лютеранстве сохраняется епископат, особое посвящение в духовный сан, литургия, два таинства (крещение младенцев и причащение). В лютеранских кирхах (церквах) нет икон, но сохранены распятие, облачение духовенства и алтарь. Лютеранство имеет влияние в Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США. В 1947 г. создан Всемирный лютеранский союз.

Реформация в Швейцарии

В государствснио-политическом отношении Швейцария представляла собой конфедерацию кантонов, независимую от германских властей. В религиозном отношении отдельные кантоны подчинялись епископам различных католических диоцезов — австрийских, германских, итальянских. Поэтому Реформация, помимо религиозных вопросов, решала и вопросы становления независимого государства. Центрами движения были Цюрих и Женева.

Цюрихский священник Цвингли выступил в 1523 г. с 67 тезисами, направленными против католической церкви и более радикальными, чем лютеранские. Городские власти согласились с Цвингли и приняли его программу. Официально было объявлено о прекращении зависимости от католической церкви, церковную общину возглавил городской магистрат, целибат духовенства был отменен, монастыри распущены, церкви очищены от мощей, алтарей, колоколов, упразднена месса католического чина и введено богослужение протестантского типа.

Другие города поддержали преобразования, однако так называемые лесные кантоны были против нововведений и были готовы к восстанию. Цвингли предпринял попытку заручиться поддержкой Лютера, для чего два вождя встретились, чтобы договориться о вероучении. Было достигнуто соглашение по всем вопросам, кроме одного — по проблеме пресуществления (причащения). И Лютер, и Цвингли выступали против понимания причащения католической церковью, которая считала, что в момент вкушения хлеба и вина они превращаются, пресуществляются в Плоть и Кровь Христовы. Лютер настаивал на том, что Плоть и Кровь реально присутствуют в хлебе и вине, а Цвингли считал, что это присутствие имеет только символическое значение. В результате соглашение не было заключено. В Швейцарии же дело дошло до войны с лесными кантонами, в которой Цвингли потерпел поражение и погиб. Цвинглианство как самостоятельное религиозное течение перестало существовать. Дальнейшее движение по пути Реформации осуществлял Жан Кальвин.

В 1536 г. французский юрист и богослов Жан Кальвин появился в Женеве. С 1541 г. он прочно занял там положение диктатора, которое занимал до своей смерти в 1564 г. Кальвин создал в Женеве образец церковной общины нового типа, своего рода монастырь с самым строгим аскетическим уставом, допускающим из всех жизненных удовольствий лишь семейную жизнь. Нельзя было петь, танцевать, вволю есть, а тем более пить, ходить в светлых костюмах; за непосещение церкви полагался штраф; сомнение в христианских истинах, как их трактовал Кальвин, каралось смертью на костре. Община возглавлялась пастором и советом пресвитеров. После смерти Кальвина требования новой церкви несколько смягчились, что способствовало распространению кальвинизма в других странах, прежде всего в Англии.

Кальвинизм разделился на несколько течений: во Франции появились гугеноты, в Англии — пуритане. Последователей кальвинизма особенно много в Швейцарии, Англии, Шотландии, Германии, США, Канаде, Австралии.

Реформация в Англии

С началом Реформации английский король Генрих VIII выступил в роли богослова на стороне католической церкви . В 1521 г. он опубликовал трактат против лютеранства и был удостоен за это высокой награды Рима — золотой Розы и звания «Защитник веры».

В 1534 г. опубликован «Акт о супрематии» , по которому главой английской церкви провозглашается король. Этим оформляется разрыв английской церкви с католицизмом. Одним из поводов, стимулировавших бунт Генриха VIII против папы, был отказ последнего санкционировать несколько его последовательных разводов со своими женами. Король объявил, что непризнание «Акта о супрематии» карается смертью. Костры в протестантской Англии стали таким же обычным явлением, как и в католической Европе.

В Великобритании существовали и более радикальные тенденции, тяготевшие к кальвинизму, которые проявились в движении пуритан , выступавших за радикальное очищение. Центром этого движения являлась Шотландия, где в конце 1860-х гг. развернул свою пропаганду Джон Нокс, прошедший подготовку в Женеве. Эта пропаганда была настолько успешна, что шотландский парламент специальным актом объявил пуританство государственной религией .

В конце XVI в. королева Елизавета обрушила на пуритан такие репрессии, что многие из них были вынуждены эмигрировать в другие страны, особенно много пуритан уехало в Северную Америку. В самой Англии пуританство не исчезло, через несколько десятилетий оно стало там знаменем буржуазной революции. Пеструю картину религиозных войн в Англии дополняли события в Ирландии, где сохраняла свое влияние католическая церковь.

Реформация нанесла чувствительный удар по католицизму , но не сокрушила его. Успехи, одержанные протестантской Реформацией, заставили католическую церковь встать на путь преобразований и поиска путей восстановления утраченных позиций. Уже через несколько лет после того, как началось наступление протестантизма, католическая церковь предприняла ответное наступление, вошедшее в историю под названием Контрреформации. Первым его актом явилась организация ордена иезуитов. Основатель ордена мелкий испанский дворянин Игнатий Лойола после тяжелого ранения отказался от военной карьеры и посвятил себя служению церкви. В 1534 г. Лойола и еще шестеро его единомышленников образовали общество, которое ставило своей целью способствовать восстановлению могущества папы и католической церкви. В 1540 г. созданная им организация была утверждена папой Павлом III как монашеский орден, ставший главным орудием католической Контрреформации. Главное обязательство, которое брали на себя иезуиты, заключалось в том, чтобы беззаветно повиноваться всему, что прикажут нынешний и будущие папы. Их основным лозунгом было: цель оправдывает средства.

Направления деятельности ордена были различны. Иезуиты должны были стать пламенными и красноречивыми проповедникам и пропагандистами, способными опровергать протестантских и иных еретиков во время теоретических диспутов. Таких людей необходимо было готовить. Орден иезуитов поставил задачу овладеть школьным делом так, чтобы использовать его для воспитания подрастающего поколения в духе безраздельной преданности католической церкви.

Другой важной задачей ордена была политическая деятельность: интриги при дворах королей и князей, шпионаж, выполнение деликатных дипломатических поручений по устранению неугодных политических деятелей. Иезуиты показали себя великими мастерами, прежде всего потому, что не были связаны никакими моральными нормами, что соответствовало не только тогдашней практике, но и теоретическим указаниям ордена.

Большую поддержку иезуиты оказали папе в ходе Тридентского собора , который продолжался в течение 18 лет в условиях ожесточенной борьбы не только с протестантизмом, но и с соглашательским позициями внутри самого католицизма. Решения, принятые собором, подтверждали прежние догматические и культовые позиции католицизма. В то же время было признано, что для успешной борьбы с наступлением протестантизма недостаточно одних угроз и запретов, необходимо повысить общую грамотность и религиозную образованность духовенства за счет создания системы католического образования. Было принято решение об издании для малограмотной паствы катехизиса веры , т.е. краткого и сжатого изложения основ католической веры в виде вопросов и ответов.

На протяжении двух веков Западная Европа была охвачена огнем религиозных войн. В результате мер, предпринятых католической церковью, ей удалось предотвратить беспрепятственный натиск протестантизма, который победил в основном в Скандинавии, Северной Германии, Нидерландах и Швейцарии, на Британских островах и в Северной Америке. Оплотом католицизма остались Италия, Испания, Франция, Австрия и некоторые другие государства.

Я считаю, что причиной религиозных войн, как и войн вообще, были скорее всего не религиозные взгляды, а интересы определенных слоев и чаще всего материальные интересы. Я считаю, что Римских пап не особенно интересовал как и во что верят люди, а интересовали доходы церкви, которые уменьшались от того, чем меньше последователей у них становилось. Да действительно, как у всех подобных войн и восстаний в истории, были и фанатики, слепо верящие в правоту своего дела, были люди которые боролись за свои взгляды и идеи, были люди, которым трудно жилось, и они были против установившейся власти, а вместе с ней и против их веры, но искать причину исключительно в вере, по моему мнению, не правильно.

И сегодня в мире происходит много войн, которые можно назвать религиозными. И не всегда это войны между христианами и мусульманами. Как мы видим в Сирии, это война между разными направлениями ислама. И как много веков назад, по моему мнению, это война по разделу территорий, по разделу сферы влияния, и религия опять играет лишь роль, лишь для привлечения людей под свои знамена той или иной стороной.

Я ненавижу войну, я хочу, чтобы все люди жили в мире. Но чем больше углубляюсь в изучение истории, понимаю, что это почти невыполнимая задача.

Введение

Религиозные или гугенотские войны - серия затяжных гражданских войн между католиками и протестантами (гугенотами), которые раздирали Францию при последних королях династии Валуа, с 1562 по 1598 годы. Во главе гугенотов стояли Бурбоны (принц Конде, Генрих Наваррский) и адмирал де Колиньи, во главе католиков - королева-мать Екатерина Медичи и могущественные Гизы. На ход событий во Франции пытались влиять её соседи - Елизавета Английская поддерживала гугенотов, а Филипп Испанский - католиков. Войны закончились восшествием Генриха Наваррского на французский престол и изданием компромиссного Нантского эдикта (1598).

1. Первая война 1560-1563

Поводом к первой войне послужил Амбуазский заговор и его жестокое подавление Гизами. После прихода к власти Франциска II фактическое руководство страной стал осуществлять род Гизов во главе с герцогом Франсуа Гизом и его братом кардиналом Шарлем Лотарингским, которые увеличили масштабы преследования гугенотов, введя смертную казнь за тайные религиозные сборища. Был осуждён и повешен советник Парижского парламента кальвинист А. де Бур (1559). Среди высшей французской аристократии было очень сильно недовольство Гизами. В 1560 оппозиционеры составили заговор, руководителем которого стал перигорский дворянин Ла Реноди. Они хотели захватить короля и арестовать Гизов. Эти события и вошли в историю как Амбуазский заговор. Узнав о попытке переворота, Гизы пошли на уступки: 8 марта 1560 они приняли закон, запрещающий религиозные гонения. Но вскоре Гизы отменили Мартовский эдикт и жестоко расправились с заговорщиками. Принц Конде был арестован и приговорён к смерти. Его спасла лишь внезапная кончина Франциска II 5 декабря 1560. Суть самого заговора состояла в том, что раздражённые влиянием Гизов на молодого короля Франциска II и королеву Марию Стюарт (которая была из Гизов по матери), гугеноты, во главе с принцем Конде, планировали выкрасть монарха прямо из Амбуазского замка.

На престол взошёл несовершеннолетний король Карл IX, а фактическая власть оказалась в руках его матери Екатерины Медичи. Гизы стали терять влияние, а Людовика Конде освободили и приблизили ко двору. Антуан Наваррский был назначен генерал-лейтенантом Французского королевства. Екатерина пыталась проводить политику веротерпимости и примирения между всеми религиозными конфессиями (Генеральные штаты в Орлеане 1560 и Понтуазе 1561, диспут в Пуасси 1561). В январе 1562 был издан Сен-Жерменский (Январский) эдикт, по которому гугеноты могли исповедовать свою веру за городскими стенами или в частных городских домах. Но Гизы и сторонники прежней власти, недовольные уступками протестантам и ростом влияния Конде, образовали т. н. «триумвират» (Ф.Гиз - Монморанси - Сент-Андре). Триумвиры начали переговоры с католической Испанией о совместной борьбе против протестантов.

1 марта 1562 Франсуа Гиз напал на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси в провинции Шампань. Было убито несколько человек и ранено около 100 участников собрания. Триумвиры захватили Карла IX и Екатерину Медичи в местечке Фонтенбло и вынудили их отменить Январский эдикт. После этого Конде и его сподвижник Ф. д’Андело взяли Орлеан, превратив город в столицу гугенотского сопротивления. Был заключён союз с Англией, где в то время правила королева Елизавета I, которая оказывала активную поддержку протестантам всей Европы, и германскими протестантскими князьями. Триумвиры взяли Руан(май-октябрь 1562), помешав объединению сил англичан и гугенотов в Нормандии; во время этих боёв погиб Антуан Вандомский. Вскоре к Конде прибыло подкрепление из Германии, гугеноты приблизились к Парижу, но вдруг, неожиданно вернулись обратно в Нормандию. 19 декабря 1562 у Дре принц Конде был разбит католиками и попал в плен; но протестанты убили вражеского маршала Сент-Андре и и взяли в плен коннетабля Монморанси. Возглавивший гугенотов адмирал Колиньи вернулся в Орлеан. Гиз осадил город, но неожиданно для всех был убит гугенотом Польтро де Мере. После смерти Гиза стороны сели за стол переговоров. Ослабленные потерей своих лидеров, обе партии искали мира. Стремилась к этому и королева-мать Екатерина Медичи, после смерти короля Франциска доверившая управление государством умеренному канцлеру Мишелю Лопиталю. В марте 1563 лидеры гугенотов и католиков при посредничестве Екатерины Медичи подписали Амбуазский мир, гарантировавший кальвинистам свободу вероисповедания в ограниченном кругу областей и владений. Его условия в главном подтверждали Сен-Жерменский эдикт.

    Вожди католиков

    Генрих де Гиз, принц Жуанвиль

    Шарль де Гиз, герцог Майенн

    Кардинал Людовик де Гиз

    Катрин де Гиз, герцогиня Монпансье

    Вожди умеренных

    Анн де Монморанси

    Мишель де Лопиталь

    Кардинал де Бурбон

    Франсуа Анжуйский

    Вожди гугенотов

    Гаспар де Колиньи

    Принц Людовик де Конде

    Принц Генрих де Конде

    Генрих Наваррский

2. Вторая война 1567-1568

Вторая война началась с того, что Гизы, не удовлетворённые уступками гугенотам, стали подготавливать международный альянс католических держав. Гугеноты во главе с Колиньи отреагировали на это союзом с Елизаветой Английской и протестантским пфальцграфом Вольфгангом Цвайбрюкенским, который привёл на помощь гугенотам 14 000 своих подданных, положив начало традиции вмешательства пфальцграфов во французские гражданские войны, просуществовавшей до конца века.

В сентябре 1567 года принц Конде возобновил свой план похищения короля, на этот раз Карла IX, из Мо. Одновременно открыто объявили себя гугенотами жители Ла-Рошели и ряда других городов, а в Ниме произошла резня католических священников. В ноябре в битве при Сен-Дени сложил голову коннетабль Монморанси. Королевская казна была пуста, командовать армией было некому, что заставило короля пойти на мир в Лонжюмо (март 1568), который не решил ни одного вопроса и служил лишь отсрочкой крупномасштабных боевых действий.

3. Третья война 1568-1570

Вооружённое противостояние возобновилось с наступлением осени, когда свобода вероисповедания была в очередной раз отменена, а на подмогу гугенотам прибыл отряд голландских протестантов во главе с Вильгельмом Оранским. Екатерина Медичи попыталась взять инициативу в свои руки и вернула ко двору Гизов, кальвинистских проповедников выдворяли из Франции, дело шло к аресту Конде и Колиньи.

В марте 1569 года принц Конде был убит при Жарнаке, и адмирал Колиньи принял командование силами протестантов от имени юных принцев - Конде-младшего и Генриха Наваррского. Несмотря на поражение при Монконтуре, он сумел соединиться с графом Монтгомери и овладеть Тулузой. В августе 1570 года король подписал Сен-Жерменский мир с существенными уступками гугенотам. По условиям мира королю Наваррскому была обещана рука сестры короля, Маргариты.

4. Четвёртая война 1572-1573

За время после Сен-Жерменского мира Колиньи овладел доверием короля, что вызывало раздражение как королевы-матери, так и Гизов. Бракосочетание Генриха Наваррского и Маргариты Валуа обернулось страшной резнёй гугенотов на улицах Парижа и других городов, вошедшей в историю как Варфоломеевская ночь. Среди жертв насилия был и Колиньи. Попытки выбить гугенотов из Сансера и Ла-Рошели, впрочем, закончились безрезультатно. В 1573 году был издан эдикт, подтвердивший право гугенотов на отправление протестантских обрядов в Ла-Рошели, Монтобане и Ниме.

5. Пятая война 1574-1576

Война вновь разгорелась после смерти Карла IX и возвращения во Францию из Польши его брата Генриха III, который приблизил себя к Гизам браком с Луизой Лотарингской. Новый король не контролировал регионы: в Шампань вторгся пфальцграф Иоганн, южными провинциями самоуправно заведовал Анри де Монморанси. В целях стабилизации ситуации король одобрил Монсьёрский мир 1576 года, даровавший гугенотам свободу вероисповедания за пределами Парижа.

6. Шестая война 1576-1577

Затишье было крайне непродолжительным и было использовано Гизами для сплочения «правоверных» под знаменем Католической лиги. Генеральные штаты в Блуа не смогли разрешить накопившихся противоречий. Под давлением лиги Генрих III по Бержеракскому договору 1577 года отказался от уступок, сделанных гугенотам годом ранее.

7. Седьмая война 1579-1580

Ключевой фигурой седьмой войны был брат короля, Франсуа Анжуйский, который при поддержке Вильгельма Оранского провозгласил себя графом Фландрии и герцогом Брабанта и вмешался в восстание голландских протестантов против испанской короны на стороне первых. Между тем молодой принц Конде завладел Ла-Фером в Пикардии. Боевые действия официально завершил мир во Флё (1580).

8. «Война трёх Генрихов» 1584-1589

Смерть герцога Анжуйского и бездетность Генриха III сделали наследником французского престола отлучённого папой от церкви главу гугенотов - Генриха Наваррского. Поскольку он не собирался менять веру, Генрих Гиз при поддержке Католической лиги и Екатерины Медичи стал готовить почву к переходу престола в собственные руки. Это привело к его разрыву с королём, который намеревался любой ценой сохранить корону в руках потомков Капета.

Развернулась война трёх Генрихов - короля, Бурбона и Гиза. При Кутра погиб королевский главнокомандующий Анн де Жуайез. В мае 1588 года («день баррикад») парижане восстали против нерешительного короля, который вынужден был бежать из столицы. Екатерина Медичи достигла с лигой компромисса о передаче престола последнему католику среди Бурбонов - кардиналу де Бурбону, заточённому королём в Блуаском замке.

После того, как Гизы организовали вторжение в Салуццо войск герцога Савойского, в конце 1588 года и начале 1589 по Франции прокатилась волна наёмных убийств, жертвами которой стали основные действующие лица - Генрих Гиз и его брат кардинал де Гиз, Екатерина Медичи и король Генрих III. Престарелый кардинал де Бурбон, в котором лига видела нового короля Карла X, также умер, отказавшись от престола в пользу Генриха Наваррского.

9. «Завоевание королевства» 1589-1593

Наваррский король принял французскую корону под именем Генриха IV, но в первые годы своего правления ему приходилось защищать свои права на трон от оставшихся Гизов - герцога Майенна, который держал в своих руках Нормандию, и герцога Меркёра, который, прикрываясь правами жены, пытался восстановить суверенность Бретани.

В марте 1590 года новый король одержал важную победу при Иври, но попытки взять Париж и Руан не приносили успеха ввиду противодействия испанцев во главе с Алессандро Фарнезе, которые, вопреки салическому порядку престолонаследия, пытались посадить на престол внучку Генриха II по женской линии - инфанту Изабеллу Клару Евгению.

К 1598 году Франция была окончательно объединена под скипетром Генриха IV. Испанская корона признала это по Вервенскому миру. В том же году был издан знаменитый Нантский эдикт, признавший свободу вероисповедания и положивший конец религиозным войнам. После смерти Генриха IV их возобновит кардинал Ришельё своим противостоянием с Анри де Роганом у стен Ла-Рошели.

10. Библиография

    Pierre Miquel, Les Guerres de religion , Paris: Librairie Arthème Fayard, 1980 (réédition). Chronologie détaillée, Index détaillé, bibliographie (27 p). 596 p.

    James Wood, The king’s army: warfare, soldiers, and society during the wars of religion in France, 1562-1576 , New York, Cambridge University Press, 1996.

    Arlette Jouanna (dir.), Histoire et dictionnaire des guerres de religion, 1559-1598 , Robert Laffont, coll. " Bouquins ", 1998 (ISBN 2-221-07425-4) ;

«Большая советская энциклопедия» и «Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия» дают только определение религиозной войны во Франции между католиками и гугенотами. Там ничего не сказано о Крестовых походах и о религиозных войнах ХХ века. Получается четкого определения, что такое «война религий» не существует.

Однако конфликты на религиозной почве происходят в мире постоянно. Во многих странах мусульманского мира и сегодня существует «священный джихад», который подразумевает под собой повсеместное распространение и утверждение ислама, вплоть до «священной войны» против иноверцев.

Существуют признаки, по которым можно определить «войну религий».К ним относятся: отправление религиозных ритуалов военнослужащими, участие в боевых действиях священнослужителей и непосредственное привлечение духовных образов к войне . Но главным признаком является принадлежность противодействующих сил к разным религиям.

К сожалению, религия часто используется в качестве инструмента для сведения счетов и развязывания кровавой бойни. Для того чтобы поднять волну негодования в обществе, и заполучить на свою сторону много сторонников, достаточно прилюдно сжечь Библию или Коран.

Зачастую за «войной религий» стоят миллиардные прибыли. Так было еще со времен Крестовых походов, когда к крестоносцам примыкали те, кто даже не имел морального права носить христианский крест.

Какие факторы могут послужить толчком к началу «войны религий»

Желание народа получить автономию, основываясь на различии религий. В этом случае, вероисповедание является своеобразным генератором, который подогревает желание образовать новое национальное государство.

Объединяющая религиозная война, которая основывается на желании народа, разбросанного по территории разных стран воссоединиться. При этом разделенный народ исповедует религию, которая отличается от общепринятого вероисповедания в государстве, где он проживает.

Общинные или внутренние религиозные конфликты, которые происходят внутри одного государства между различными сектами в рамках одной религии. В наши дни такое противостояние между суннитами и шиитами происходит по всему Ближнему Востоку.

Религиозно - абсолютистские конфликты возникают в странах, где на почве пропаганды одной религии проявляется нетерпимость к представителям другого вероисповедания.

Показательный пример того, как одно необдуманное провокационное действие на религиозной почве, может повлечь за собой гибель людей. Американский пастор Терри Джонс устроил акцию с сожжением Корана, что вызвало в Афганистане массовые нападения на сотрудников международных организаций. Сам пастор отделался небольшим штрафом, а результатом его поступка стала гибель ни в чем не повинных людей.

Вестфальская система международных отношений (XVII - первая половина XVIII вв.)

/. Тридцатилетняя война 1618-1648 гг.

После заключения в 1555 г. Аугсбургского религиозного мира в Германии целых полстолетия не было крупных столк­новений между католиками и протестантами. Но на рубеже XVI--XVII вв. снова усилились религиозные трения. В особен­ности протестантов начали притеснять, когда во главе Священ­ной Римской империи встал Фердинанд II, считавший себя за­щитником католической веры. Он решил раз навсегда покон­чить с протестантской «ересью». Кроме того, он стремился вос­становить гегемонию Габсбургов в Европе, подорванную пора­жениями в предыдущем столетии. Германия снова разделилась на две враждебные группировки - Католическую лигу и Еван­гелическую унию, которые начали подготовку к войне.

В эту войну было в той или иной мере вовлечено большин­ство стран Европы. Одним из театров военных действий явля­лись Нидерланды, где еще в XVI в. возникло независимое про­тестантское государство Голландия (Северные Нидерланды). В 1621 г. истек срок перемирия, которое заключили между собой голландцы и испанцы. Военные действия возобновились, в ходе которых испанцы попытались восстановить свое господ­ство в Северных Нидерландах. Англия, прямо не участвовав­шая в этой войне, оказывала голландцам материальную по­мощь. Французское правительство направило свои войска в Северную Италию. Но от участия в военных действиях в Цент­ральной Европе оно первое время воздерживалось, прилагая усилия к укреплению и расширению состава антигабсбургской коалиции. Во многом его заслугой было вступление в войну против Католической лиги Дании и Швеции. Извлечь для себя пользу из общеевропейской войны стремилось и Русское госу­дарство (Россия), восстанавливавшее силы после внутренней «смуты» и внешних войн начала XVII в. и мечтавшее вернуть северо-западные и западные земли, которые оно потеряло по Столбовскому миру 1617 г. с Швецией и Деулинскому переми­рию 1618 г. с Польшей.

Если причиной войны были католическая реакция и стрем­ление Габсбургов к господству в Европе, то поводом к ней по­служили попытки германского императора восстановить в Чехии католический культ, частично реформированный еще в первой половине XV в. в результате Гуситских войн. Эти по-

пытки вызвали восстание чехов в 1618 г., которое фактически и положило начало длительной общеевропейской войне. Импе­ратор заключил союз с Католической лигой и с ее помощью разгромил силы повстанцев в сражении 8 ноября 1620 г. при Белой горе. Чешское восстание было подавлено. Император восстановил католицизм в чешских землях и подчинил Чехию своему управлению. Вслед затем войска габсбургской коалиции нанесли поражение силам Протестантской унии.

На помощь германским протестантам пришла Дания, обес­покоенная угрозой католической реакции. Ей оказывали по­мощь Англия, Франция и Голландия. В то время Дания (в унии с Норвегией) была весьма сильным государством Север­ной Европы. Поначалу датские войска действовали успешно. Однако и они стали терпеть поражения после того, как коман­довать императорскими войсками был назначен талантливей­ший полководец того времени Альбрехт Валленштейн. Его армия во второй половине 20-х годов заняла Северную Герма­нию и стала угрожать владениям датского короля. В результате этих побед в 1629 г. император издал Реституционный эдикт, по которому католической церкви возвращались ее владения, конфискованные во время Реформации.

С этого момента Англия, Франция и Голландия прилагали все силы, чтобы добиться присоединения к антигабсбургской коалиции самой сильной державы Северной Европы того вре­мени - Швеции. В начале XVII в. это государство встало на путь активной внешней экспансии в восточной и южной При­балтике. Став королем в 1611 г., Густав II Адольф (1594-1632) мечтал о присоединении к Швеции всего побережья Балтий­ского моря и превращении своего королевства в могуществен­ную балтийскую империю (с XII в. она уже владела Финлян­дией, а с XVI в. - и землями в Восточной Прибалтике). С этой целью он вел войны с Россией, Польшей и Империей. По Столбовскому договору 1617 г. он добился отделения от России и присоединения к Швеции побережья Финского залива и Ка­релии. В дальнейшем его войска заняли всю Восточную При­балтику (Лифляндию, Курляндию и Восточную Пруссию). Когда в Европе бушевала война между протестантскими госу­дарствами и силами католической реакции, шведский король Густав II Адольф со своей армией находился в Польше, зани­маясь претворением в жизнь своих грандиозных завоеватель­ных планов.

Для войны против Католической лиги шведский король нуждался в материальной помощи, которая ему была оказана Францией и Россией. Из Франции он получал регулярные де­нежные субсидии. Россия на льготных условиях поставляла Швеции хлеб. Оба государства помогали Швеции, преследуя

2 - 8970 33

собственные внешнеполитические цели. Франция боролась за ослабление Габсбургов, своего главного соперника. Россия хо­тела заручиться поддержкой Швеции в своей борьбе против Польши за возвращение земель, потерянных во время граждан­ских войн и иностранной интервенции начала ХУП век а.

Заключив с Польшей перемирие, Густав II Адольф в 1630 г. вторгся во главе своей армии в пределы Священной Ржшской империи. Он считался одним из выдающихся полководцев своего времени. В сражении 17 сентября 1631 г. при БЕрейтен-фельде в Саксонии он одержал блестящую победу над армией Католической лиги, которой командовал полководец Тилли. Там же, в Саксонии, 6 ноября 1632 г. он добился побе=ды над армией Валленштейна в бою близ города Лютцен. Однако в этом сражении Густав-Адольф погиб. Протестанты лижпились общепризнанного и авторитетного руководителя. Смерть швед­ского короля неблагоприятно отразилась и на России. В 1632 г. она объявила Польше войну с целью овладения Смоленском (т.н. Смоленская война). Но не получив обещанной под_цержки Швеции, Россия была вынуждена заключить с Польшей в 1634 г. Поляновский мир, сохранивший за ней западные рус­ские земли.

В этих условиях в войну против католической коалиции от­крыто вступила Франция. Ее правительство, во главе кюторого в ту пору стоял прелат католической церкви кардинал Ришелье, вело решительную борьбу против протестантов в своей стране. В 1625 г. началась осада важнейшего опорного пункта фран­цузских протестантов - крепости Ла-Рошель. По-сле е е паде­ния в 1629 г. король Франции Людовик XIII издал Эдшкт ми­лости, сохранявший свободу отправления протестантского культа, но упразднявший административную и политическую автономию протестантов, дарованную им по Нантскому- эдикту 1598 года. Однако в области внешней политики правительство Франции, руководствуясь государственными интересами, под­держивало протестантов и вступило на их стороне в вой ну про­тив Габсбургов.

В 1635 г. французская армия развернула боевые д ействия одновременно против короля Испании в Нидерландах и~ против императора в германских землях. Совместно с шведе кими и голландскими войсками французы добились крушных побед в сражениях при Брейтенфельде 2 ноября 1642 г. и при Рокруа 19 мая 1643 года. Однако смерть Ришелье в 1642 г., и короля Людовика XIII в 1643 г. ввергла страну во внутренние смуты, известные под названием Фронда. Это побудило французское правительство ускорить окончание войны.

К тому же стремились и другие страны, истощенные много­летней войной. Особенно пострадали германские земли!, в про-

должение многих лет разоряемые армиями разных государств. Только убыль населения достигала трети, а то и половины его довоенной численности. Многие местности просто обезлюдели, население покинуло их, спасаясь от бесчинств наемников, го­лода и эпидемий. В целом, Тридцатилетняя война оказалась разорительной для всех ее участников, даже для тех стран, ко­торые не подверглись нашествию армий. Увеличение государ­ственных расходов, рост налогов, дороговизна продуктов пита­ния и фуража - все это явилось прямым следствием войны.

Пленных не брали

Четыре последних десятилетия XVI века прошли во Франции под знаком религиозных войн между католиками и гугенотами, как здесь называли протестантов. Борьба носила крайне ожесточённый, яростный характер, пленных не брали, и нередко солдаты вырезали целые деревни, если их жители молились иначе.

У каждой из партий имелись знатные вожди. Католиков возглавляли герцог Лотарингский Генрих де Гиз и его родственники, которых поддерживал король Франции Карл IX и королева-мать Екатерина Медичи.Лидерами гугенотовявлялись ГенрихНаваррский и адмирал Гаспар де Колиньи. На стороне католиков выступали Испания и, конечно же, Папа Римский. Гугенотам помогали немецкие княжества и протестантская Англия.

Одной из попыток примирить противоборствующие лагери стала церемония бракосочетания Генриха Наваррского с сестрой французского короля, католичкой Маргаритой Валуа, состоявшаяся 18 августа 1572 года в Париже. На торжество приехали многие знатные гугеноты со всей Франции. Празднества ещё не закончились, когда 24 августа, в ночь Святого Варфоломея, Генрих де Гиз и его сторонники устроили резню гугенотов по всему Парижу. Герцог собственной рукой убил адмирала де Колиньи, труп которого был выброшен в окно.

Генрих Наваррский уцелел лишь потому, что согласился перейти в католичество. Из Парижа избиение гугенотов перекинулось в провинции. И всё же, несмотря на страшные потери, гугеноты оставались грозной, сплочённой силой. Гражданские войны продолжались с ещё большим ожесточением.

Кому быть наследником

Между тем французский король Карл IX умер, не дожив до 24 лет, и на престол взошёл его родной брат Генрих III, склонный к сомнительным развлечениям.

Пытаясь лавировать между двумя партиями, он сначала даровал гугенотам свободу вероисповедания, правда, только за пределами Парижа, однако совсем скоро, под давлением герцога, отказался и от этих уступок.

Протестанты, не довольствуясь своим положением, создали на юге Франции Гугенотскую конфедерацию со своими органами управления и армией. Главнокомандующим в скором времени стал Генрих Наваррский, бежавший из Лувра и снова перешедший в протестантство. Позже за эту «измену» Папа Римский отлучил его от Церкви.

Гугенота Генриха не очень-то волновала позиция Ватикана. Командуя войсками конфедерации, он одну за другой захватывал ключевые крепости. Тем временем его лютый враг герцог де Гиз инициировал создание Католической лиги, вожди которой публично требовали полного истребления гугенотов.

Участник многих сражений и вооружённых стычек, имевший боевые ранения, за которые он получил прозвище Меченый, герцог пользовался немалым авторитетом в стране, особенно в Париже. Ситуация ещё более обострилась после неожиданной смерти младшего брата бездетного короля Франциска Алансонского, официально считавшегося наследником престола. Теперь в права наследника, по положению, должен был вступить Генрих Наваррский. Но с его кандидатурой категорически не могли смириться католики.

Под давлением семьи Гизов Генрих III послал против наследника королевскую армию, которая тем была разбита. В этот период герцог Генрих де Гиз, окончательно разуверившийся в способности короля выжечь «ересь» и подстрекаемый своими родственниками, вознамерился прибрать престол к собственным рукам. Чтобы дело сладилось вернее, он вступил в тайное соглашение с испанским королём.

В стране начались события, вошедшие в историю как «война трёх Генрихов».

Складывалось впечатление, что король Генрих III заранее смирился с поражением, утратив волю к управлению государством. Окружив себя охраной из 45 дворян, а также фаворитами и сворой любимых собак, он предавался развлечениям и удовлетворял свои порочные желания. Неведомым образом каждый его шаг незамедлительно становился известен парижской публике.

А герцог не дремал. Возглавив так называемую Парижскую лигу, он устроил в столице в мае 1588 года «день баррикад». Толпы горожан запрудили улицы, требуя назначить герцога главнокомандующим королевской армией. Генрих III фактически оказался пленником Лувра. Но всё же он сумел бежать из города через единственные неохраняемые ворота в свой замок в Блуа.

Хозяином Парижа стал герцог де Гиз, провозгласивший себя наместником.

Кинжал убийцы

В этот трудный для себя час король-беглец заключил союз с Генрихом Наваррским, который вскоре привёл под Париж свои войска. Объединённая 40-тысячная армия осадила столицу. Готовился к решающей схватке и герцог де Гиз, рассчитывая не только выйти из неё победителем, но и овладеть вожделенным престолом. Когда король предложил ему провести переговоры, «Меченый» дал согласие, посчитав, что именно он, глава Парижской лиги, будет теперь диктовать условия. Но, похоже, герцог плохо знал своего короля.

В Блуа он оказался в окружении телохранителей Генриха III, которые закололи знатного визитёра кинжалами. Было объявлено, что в кармане убитого нашли его письмо испанскому королю Филиппу II, где говорилось: «Для ведения гражданской войны во Франции требуется ежемесячно 700 тысяч ливров». Между тем в лагерь двух Генрихов продолжали стекаться дворяне, в том числе умеренные католики, видевшие в продолжавшемся противостоянии угрозу для единства Франции. Капитуляция Парижа фактически была предрешена.

Но тут события приняли драматический оборот. 1 августа 1589 года Генриху III доложили, что о встрече с ним просит некий монах-доминиканец по имени Жак Клеман, прибывший, по его словам, с важным известием. Король распорядился привести монаха к нему в кабинет. Доминиканец принялся бормотать что-то несвязное, затем вдруг выхватил кинжал, спрятанный под рясой, и смертельно ранил Генриха.

Король умер на следующий день, успев перед смертью подтвердить права Генриха Наваррского как наследника.

Впрочем, отныне гугенота следовало именовать Генрихом V.

Париж стоит мессы

Однако трое из каждых четырёх французов не желали видеть на престоле протестанта. Представители французской католической знати говорили: «Уж лучше умереть тысячу раз».

Став королём лишь формально, Генрих IV так и не смог в те дни войти в Париж. В провинции ему пришлось вести бесконечные войны, нередко рискуя головой. 14 марта 1590 года в битве при Иври его солдаты дрогнули и побежали. Встав на их пути, Генрих воскликнут «Если вы не хотите драться, то хотя бы посмотрите, как будет умирать ваш король!» Эти слова переломили исход сражения.

Генрих лично следил, чтобы его солдаты не грабили местных жителей, не трогали церковного имущества. В то же время он не жалел средств для подкупа вождей Католической лиги. Постепенно эти меры принесли свои плоды. Все слот общества начали видеть в новом короле «спасителя отечества». Наконец, всё обдумав, сделал последний решительный шаг.

25 июля 1593 года ГенрихIV торжественно отрёкся от протестантизма и вновь перешёл в католичество. Согласно преданию, он якобы сказал при этом «Париж стоит мессы». В историю Франции Генрих IV вошёл как «добрый король Анри», положивший конец кровопролитным религиозным войнам.

Но и врагов при жизни у неге было достаточно.

14 мая 1610 года, когда Генрих проезжал в своей карете по узкой парижской улице, на подножку запрыгнул католический фанатик Франсуа Равалыж и кинжалом нанёс королю удара, один из которых оказался смертельным.

Есть что-то роковое в том, что нити жизней всех главных фигурантов «войны трёх генрихов» были оборваны одним и тем же способом.

Валерий Нечипоренко

Материалы, публикуемые на нашем сайте являются интернет- обзором российских и зарубежных средств массовой информации.. Все статьи и видео представлены для ознакомления, анализа и обсуждения. Мнение администрации сайта и Ваше мнение,может частично или полностью не совпадать с мнениями авторов публикаций.