Какую службу заказывают на 40 дней. Молебен, сорокоуст, панихида

Епископ Рашско-Призренский Артемий

Что значит панихида? Когда она служится? Для кого? Как следует готовиться к этому обряду?
Можно ли заказывать панихиду в воскресение?
Православный христианин со своей природной смертью не перестает быть членом Церкви. Он просто через смерть переходит из одной ее части в другую. Уходит из земной Церкви (воинствующей) в Небесную (Торжествующую). И земная и Небесная Церковь есть единая и единственная Церковь Христова, Тело Его, столп и утверждение Истины.
Как Церковь печется о своих чадах во время их земной жизни, подобно нежной матери, давая им полноту благодати и благословения через святые Таинства и молитвословия, так она их не оставляет, не забывает в час смерти и после нее. Для Церкви, как и для Самого Господа, нет мертвых, так как Бог наш есть «Бог живых, а не мертвых» (ср.: Мк. 12, 27).
И в предсмертный час Церковь старается молитвами, Исповедью и Причащением как можно лучше приготовить детей своих к встрече с Богом, к переходу в жизнь вечную, а после смерти не оставляет любви к ним, но являет ее через посмертные молитвы: отпевание, панихиды, поминовения.
Вопрос имеет отношение к панихиде, поэтому удовлетворю Ваш интерес только в этом.

Итак, что значит панихида? Это один из заупокойных чинов Церкви Православной, который в определенные дни и в определенное время служится за упокой душ наших усопших родственников. Во время панихиды Церковь выступает в качестве ходатая в своей молитве перед Богом за своих умерших членов.
Панихида, как и остальные заупокойные молитвы, по сути, особо установленный Церковью чин для поминания усопших. Такая практика Церкви - заботиться о своих усопших членах - основана, с одной стороны, на догматических причинах, а с другой, на традиции дохристианского периода. Прежде всего, само понятие Церкви как единства святых, состоящего не только из живых (по человеческим понятиям), но и из усопших ее членов, включает в себя веру в загробный мир, будущую жизнь, во всеобщее воскресение и Суд, и как следствие, приношение молитв за «блаженный покой и упокоение душ» тех, которые во Христе почили...
Подобные обычаи описаны в книгах Ветхого Завета (см.: 2 Мак. 12, 43-45), где говорится о том, что Иуда Маккавей, следуя учению о Воскресении, послал в Иерусалим все, что необходимо для принесения жертв за погибших в бою.
Язычники имели обычай выносить пищу на могилу покойника, так как верили, что умерший ест со своими приятелями. Поминки у христиан по внешнему виду похожи на языческий обычай, но имеют другой смысл. У христиан забота об упокоении душ умерших выражалась в милостыне и в делах любви, но более всего в молитве. О пользе таких дел и молитвы за умершего говорят еще Апостольские Постановления, также как и многие Святые Отцы (свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Иерусалимский, блж. Иероним, блаж. Августин и особенно прп. Симеон Солунский).
Если кто-то из наших родственников отошел ко Господу, тогда следует служить панихиды на третий, девятый и сороковой день после их смерти, а также через полгода и через год.
Парастасы общего характера (великие панихиды), которые совершаются за всех «усопших испокон веков Отцов, Праотцев и родственников наших», служатся в Родительские субботы - особые дни, посвященные памяти усопших. Главные из них совершаются в субботу Мясопустную и в субботу накануне Святой Пятидесятницы. Все эти панихиды имеют в христианстве глубокое духовное значение. Так, панихида на третий день символизирует трехдневное пребывание Христа в Гробу, а совершается в честь Святой Троицы, главного догмата нашей христианской веры. Девятый день отмечается в знак священного числа (три по три) или по девяти чинам ангельским, с молитвенной просьбой о душе усопшего быть причисленной к их чинам.
Сороковой день поминается в честь Вознесения Господнего после Воскресения. Годовая панихида не совершается в день телесного рождения как у язычников, но в истинный день рождения для вечной жизни, то есть в день упокоения.
Здесь следует отметить, что живые члены семьи и родственники часто грешат против своих умерших родственников. Панихида есть, прежде всего, молитва за умершего родственника и надо ее совершать в положенный день, а не тогда, когда это удобно живым. Это особо важно соблюдать на сороковой день после смерти, когда и следует быть панихиде, считая день смерти за первый день. В народе этот день часто сдвигается для того, чтобы работающие родственники тоже могли присутствовать или чтобы дождаться родственников издалека. В таких случаях происходит не молитвенное ходатайство родственников за усопшего, а поминальное застолье, которое душе покойного не приносит той пользы, какая могла бы быть от панихиды в соответствующий день. Ведь собираются не ради покойного, а ради себя, как им удобно. К сожалению, священство здесь часто попускает такие отступления или не обращает на них внимания.
Да, полугодовые и годовые панихиды могут быть днем раньше или днем позже, но сороковой день должен быть строго соблюден, так как он обладает особым значением для души умершего.
Для панихиды готовится вареная пшеница, которая смешивается с медом или сахаром... Коливо нам напоминает о воскресении усопшего, ведь по словам Христа, прежде чем пшеничное зерно прорастает и приносит плод, его бросают в землю, где оно истлевает, так и тело умершего предается земле на истление, чтобы потом воскреснуть для будущей жизни (см.: 1 Кор. 15, 36-38).
Мед или сахар в пшенице символизирует сладость будущей жизни, а зажженная свеча означает то, что умерший перешел из мрачной земной жизни в жизнь света и Истины, где сияет свет Лица Божиего.
По церковному Уставу панихиды не совершаются с Рождества до Богоявления, в дни Первой седмицы Великого Поста, с Лазаревой Субботы до Фоминой Недели включительно, так же как и в праздничные дни. Этот запрет не распространяется на 40-й день поминовения, панихида сорокового дня служится во всякий соответствующий день.
Здесь надо было бы добавить, что Церковь совершает панихиды и поминовения только верных ее членов. Запрещается поминовение в Церкви нехристиан, еретиков, отлученных от Церкви и самоубийц. Исключение допускается только в отношении тех, которые наложили на себя руки как душевно больные, и поэтому не осознавали того, что делали.
Мир вам и радость в Воскресшем и воскрешающем нас Господе нашем Иисусе Христе.

Что такое Радоница?
Это день поминовения усопших во вторник Фоминой седмицы, следующей после Светлой, который разделяет радость Пасхи с родными и близкими, умершими в надежде на воскресение и вечную жизнь. Этот день посвящается усопшим чисто по народному преданию, так как в церковных книгах и правилах об этом не говорится. Даже в народе нет единой традиции относительно этого дня. Сей обычай возник в Русской Церкви, а потом распространился и в Сербии.
Обычно в этот день после Литургии идут на кладбище и на могилах совершается лития (малое поминовение). Несмотря на то, что церковными правилами этот день никак не оговаривается, существуют серьезные причины, которые оправдывают народное предание и молитвенную традицию на Радоницу:
1) На службе Фоминой недели кроме главной темы, посвященной тому, как апостол Фома уверовал в Воскресение Христово, вспоминается и славное схождение Иисуса Христа во ад (величание), где Он умершим объявил свою победу над грехом и смертью и свое вечное прославление (см.: 1 Петр. 3, 18-19);
2) Чтобы радость Воскресения разделилась с умершими;
3) Так как на Страстной и Светлой седмице не позволяется поминовение умерших (кроме сорокадневной панихиды), то начиная с Фоминой седмицы дозволяется молитвенно поминать согласно Уставу.
Обычно на Радоницу люди украшают могилки, сажают новые цветы, разбивают о памятник усопшего пасхальные яйца с поздравлением: Христос Воскресе! - а священники читают молитвы за усопших.
Этим предивным церковно-народным обычаем, освященным вековым преданием, мы, прежде всего, выражаем свою любовь, почтение и уважение к своим умершим родственникам (родителям), с которыми хотим разделить радость Воскресения Христова, радость победы над смертью. Также мы исповедуем свою православную веру в жизнь вечную и в наше общее воскресение, так как веруем всему, что божественные уста Христовы изрекали: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек (Ин. 8, 51), это значит, что когда тело умрет, душа праведника остается невредимой от смерти. Или: верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек (Ин. 11, 25-26).
А когда Господь обратился к евреям со словами: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин. 8, 56), они возразили: «Может ли мертвец видеть?»
Разумеется, не может. Только живой человек может видеть и радоваться. Ведь Бог наш есть Бог живых, а не мертвых. Значит, праотец Авраам жив, хоть и умер за тысячу лет до Христа. И если Авраам жив, то живы все остальные праотцы, пророки и праведники. Живы апостолы и евангелисты, святители и мученики; жива и Пресвятая Матерь Божия и святой Иоанн Креститель. Живы и все те, которые крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа, и которые трудились жить по вере отцов наших. Живы и все наши умершие родственники, которые в Бога веровали, честным Крестом крестились, и жизнью своею веру свою засвидетельствовали. Ко всем ним на Радоницу мы обращаемся с радостным восклицанием:«Христос Воскресе!» - и слышатся из гробов нам ответы, достигающие наших сердец: «Воистину Воскресе!»
Пребывайте же всегда в пасхальной радости! Аминь!

Перевод с сербского
Екатерины Василевич

Панихидой называется краткая служба, состоящая из молитв о прощении грехов и упокоении умершего в Царстве Небесном.
Панихиды совершаются до погребения усопшего и после – на третий, девятый и сороковой день, а также в дни рождения, тезоименитства (именины), в годовщину смерти.
Панихиды, совершение которых начинается почти сразу после смерти христианина, имеют огромное значение для его души. В соответствии с вероучением Православной Церкви, основанном на мистическом опыте святых и подвижников благочестия, душа человека после ее разлучения с телом проходит предрешающие ее посмертную судьбу мытарства. Именно поэтому в первые часы и дни после смерти душа усопшего имеет великую нужду в помощи Святой Церкви, которая подается им в заупокойных богослужениях. Одно из них – панихида по усопшим.
Чтобы заказать панихиду нужно обратиться в церковную лавку. Лучше поминать имя одного человека, но возможно и десять имен.
Если вы заказали панихиду, вам необходимо самим присутствовать во время их служения и усердно молиться вместе со священником, особенно в тот момент, когда священник читает вашу записку с именами тех, о ком вы молитесь.
Панихида совершается только над христианами, крещеными в Православии. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.
«Упокой» - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Ведь его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Именно поэтому мы, живые, молимся об усопших, молим Бога дать им покой и облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие - и восставляет нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.
При служении панихид собравшиеся родственники и знакомые умершего стоят с зажженными свечами в знак того, что они верят в светлую будущую жизнь; в конце панихиды (при чтении молитвы Господней) свечи эти тушатся в знак того, что земная наша жизнь, как горящая свеча, должна потухнуть, чаще всего не догорев до предполагаемого нами конца.
В Русской Церкви существует обычай приносить на канун различную снедь. Канун (или канунник) – это специальный стол (квадратной или прямоугольной формы), на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар, муку, подсолнечное масло – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Запрещается приносить в храм мясную пищу.
Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена существовал обычай накрывать поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь.
Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами :
мясопустную (в субботу, перед началом Масленицы);
Троицкую (суббота, накануне праздника Святой Троицы);
Димитриевскую (последняя суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского — 8 ноября). Установление поминовения в эту субботу принадлежит Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы поминовение павших в ней воинов, по совету и благословению прп. Сергия Радонежского, установил совершать ежегодно это поминовение в субботу пред 26 октября (по старому стилю). Впоследствии, вместе с воинами стали поминать и других умерших;
2-й, 3-й и 4-й седмиц (недель) Великого поста;
в Радоницу;
11 сентября, в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи;
9 мая совершается поминовение усопших воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших.

Когда не бывает поминовения усопших

Панихиды, заочные отпевания и любые заупокойные молитвы, кроме поминовения записок на Проскомидии, не совершаются во всех храмах в период от четверга Страстной седмицы (последняя неделя перед Пасхой) до Антипасхи (первое воскресенье после Пасхи). Очное отпевание в эти дни допускается, кроме самого праздника Пасхи. Чин пасхального отпевания весьма отличается от обыкновенного, поскольку содержит множество радостных песнопений Пасхи.
В Рождество Христово, другие двунадесятые праздники, престольный праздник, заупокойная молитва отменяется Уставом, но может совершаться по усмотрению настоятеля храма.
Панихида — это более полный чин поминовения, а лития — его краткий вариант.
Сорокоуст о упокоении заказывают после смерти или отпевания, или в любое желаемое время.
Сорокоуст – поминовение усопших на Литургии непрерывно в течение сорока дней по кончине. Обычно его заканчивают в сороковой или сорок первый день по смерти. В число этих дней входит и самый день кончины. Но надо помнить, что Устав церковный предписывает совершать поминание на Литургии не до 40-го дня по смерти, а до исполнения дней четыредесяти приношений, то есть до того, как будут отслужены сорок литургийных поминовений. Поэтому если поминовение за Литургией началось не в самый день кончины (что чаще всего и бывает), или если оно совершалось по каким-то причинам с перерывами, то оно должно быть продолжено до исполнения полного числа литургийных поминовений, какое бы продолжительное время для этого не потребовалось. Подобная ситуация складывается обычно при поминовении усопшего Великим постом, поскольку литургийное поминовение его должно начинаться лишь с понедельника после Антипасхи. Сороковой же день должен быть справлен в свое время, если Устав допускает поминовение усопших в этот день хотя бы в качестве частной требы. Если же нет – то в ближайший день, когда такое поминовение может быть совершаемо.
Можно заказать поминовение усопшего на полгода или год.
Наша молитва к Богу – это то, что связывает нас и усопшего, это тот маленький камушек, который может перевесить чашу весов и решить судьбу человека в вечности. Наша и церковная молитва – вот то, что нужно усопшему, его душе.

Панихида — особый церковный ритуал, который проводится по умершему человеку. Это богослужение, призванное помочь христианской душе спокойно проститься с телом и отойти в иной мир. Также панихиду совершают в знак памяти.

Ритуал чинопоследования проводится как утром, так и вечером (ночью). Утреннюю часть службы принято проводить на годовщину покойного, в день Ангела, в 3, 9, 40-й день после смерти. Заупокойная служба, она же вечерняя лития (молитва) или финальная часть панихиды, проводится в церкви или на кладбище.

Заупокойная читается в момент выноса тела из родного дома и по возвращении родственников после похорон.

Тут стоит отметить, что панихида в переводе с греческого — «всенощная служба». В современной Москве традиция проводить церковный обряд именно ночью уже позабылась. Но ранее христиане её свято чтили.

Панихида по умершему в день похорон (смерти)

Почитая православные традиции, лучшее, что могут сделать родственники в день — заказать панихиду по умершему. Считается, что душа, покидая телесную оболочку, должна пройти сквозь испытания, очиститься перед попаданием в Небесное Царство. Этот путь называют мытарствами. Такая трактовка панихиды в Москве всё больше путается с отпеванием.

Душа в загробном мире впервые встречается с лукавыми бесами. Их вид настолько устрашающий, а действия столь коварны, что светлая сущность испытывает страх и нуждается в поддержке Церкви.

Памятная панихида

Заказ панихиды можно осуществлять хоть каждый день. Церковные служители учат нас, что поминать покойных нужно не только на кладбище, но и в Храме, на священной земле. Для Бога нет разницы, между живыми и мертвыми — Святой Отец любит всех одинаково. Перед вечностью все равны.

И чем чаще будет осуществляться панихида в Москве, тем проще будет пребывание родного человека там, на Небесах. Молитвы и песнопения помогут душе оставаться спокойной и знать, что о ней не забывают.

Умершему нужна поддержка. С 9 по 40-й день душа знакомится с Адом, и только горячие мольбы помогут ей не испугаться картин преисподней.

Заказ панихиды

Поминальное богослужение заказывается в Церкви. Для этого в священном месте установлен свечной ящик. Туда следует заранее положить записку с мольбой, чтобы священник смог осведомиться о новопреставленном. Обычно панихида в Москве проводится после Божественной Литургии. С собой в Храм принято нести продукты:

  • хлеб, сладкие булки;
  • фрукты и овощи;
  • муку, крупы (сахар);
  • вино (кагор).

Не стоит брать с собой колбасные и мясные изделия. Категорически запрещено приходить с испортившимися продуктами. Стоимость свежих не так уж велика, но важно помнить другое: всё, что мы берем с собой, мы приносим в дом к Творцу. Жертвовать нужно ровно столько, сколько родственники посчитают необходимым.

Частные богослужения

Все чаще заказ панихиды осуществляется в частном порядке. Богослужение может проводиться дома у родственников в Москве или на кладбище, или в .

Считается, что лучше всего провести панихиду на могиле в 40-й день. Именно тогда, когда душа предстает перед Господом на поклонение. До третьего дня, пока душа еще пребывает в земных местах, служба проводится на дому. С 9-й по 40-й день богослужение лучше проводить в Храме.

Вопрос о том, сколько стоит обряд, несколько некорректен. Плата за панихиду — это милостыня, своеобразная благодарность. Даже после смерти человек нуждается в добрых делах. И родственники должны сделать их за него — заказать панихиду по умершему.

ПАНИХИДА СОВЕРШАЕТСЯ ТОЛЬКО НАД ХРИСТИАНАМИ, КРЕЩЕННЫХ В ПРАВОСЛАВИИ

Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них особое место занимает последование панихиды.

Панихида это заупокойная служба, т.е. Богослужение по умершим. Суть панихиды в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших.

Совершая панихиду, Святая Церковь обращает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют дела свои пред самим Господом.

«Упокой» - поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего.Ведь его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Именно поэтому мы, живые, молимся об усопших, молим Бога дать им покой и облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда - Божественное милосердие - и восставляет нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Панихиды совершаются по заказным запискам об упокоении

ЕЖЕДНЕВНО В 9:00

Чтобы заказать панихиду нужно обратиться в церковную лавку. Лучше поминать имя одного человека, но возможно и пять имен.

Если вы заказали панихиду, вам необходимо самим присутствовать во время их служения и усердно молиться вместе со священником, особенно в тот момент, когда священник читает вашу записку с именами тех, о ком вы молитесь.

На Панихиде принято стоять с заженной свечой.



Обычно во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное - в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных...».



Панихиды принято совершать не только сразу после смерти, но и на девятый и сороковой день после смерти, в дни рождения усопшего, дни именин, смерти и в другие дни. Если умерший снится во сне, значит он просит поминания. Хорошо заказать панихиду, а еще лучше заказать поминание на Литургии.



Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще т.н. вселенские или родительские панихиды. Они служатся в особые дни, называемые Родительскими субботами.

Проходят данные службы в строго определенные дни:

На такие службы не нужно заказывать панихиду отдельную, но подать записку в алтарь накануне. В эту записку можно вписать 10-15 имен. Все они будут прочитаны.

В Русской Церкви существует обычай приносить различные продукты (для этого возде кануна стоит корзина). Обычно на канун кладут хлеб, муку, крупу, масло – все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать в просфорню муку для выпечки просфор. Часто в алтарь жертвуют лампадное масло, кагор. Запрещается приносить в храм мясную пищу.



Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В прежние времена существовал обычай накрывать поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь.

Существует также гражданская панихида. На ней может присутствовать священнослужитель, но сама панихида религиозным действием не является . Во время гражданской панихиды к гробу усопшего приносят венки и цветы, произносят речи, читают эпитафии. Проходить подобное прощание может как на открытом пространстве, так и в специально оговоренном месте.

Когда не бывает поминовения усопших
Панихиды, заочные отпевания и любые заупокойные молитвы, кроме поминовения записок на Проскомидии, не совершаются во всех храмах в период от четверга Страстной седмицы (последняя неделя перед Пасхой) до Антипасхи (первое воскресенье после Пасхи). Очное отпевание в эти дни допускается, кроме самого праздника Пасхи. Чин пасхального отпевания весьма отличается от обыкновенного, поскольку содержит множество радостных песнопений Пасхи.
В Рождество Христово и другие двунадесятые праздники заупокойная молитва отменяется Уставом, но может совершаться по усмотрению настоятеля храма.

Смерть близкого человека – это большое горе, но вместе с этим на плечи родственников ложится много проблем, которые необходимо быстро решить. В большой степени это касается церковных обрядов погребения.

Что такое панихида и когда ее заказывают?

Панихида – церковная служба, которую совершают над умершим, а еще в дни его рождения, и на поминки. После того как душа покидает тело, она проходит многие испытания, поэтому ей просто необходима помощь церкви. Считается, что панихида помогает душе легче перейти в другую жизнь.

Разбираясь в том, что такое панихида в церкви, стоит сказать, когда ее лучше всего заказывать:

  1. На третье сутки после смерти душа попадает на поклонение к Богу, поэтому рекомендуется в этот день заказать панихиду, чтобы поддержать душу. Лучше всего попросить священника отслужить службу возле могилы.
  2. На девятый и сороковой день также душа приходит к Богу и панихиду стоит повторить еще раз.
  3. Пройти все мытарства при помощи панихиды душе будет намного проще.

Как заказать панихиду в церкви?

Если вы хотите заказать панихиду, то необходимо предварительно отправиться в церковь. Там нужно договориться со священником о панихиде, которую можно читать как в церкви, так и у могилы. Еще в храме необходимо написать записку с именами людей, которых хочется упомянуть во время службы. Еще нужно знать, что нести в на панихиду. Оправляясь в церковь для заказа службы, необходимо взять с собой определенный набор продуктов, которые оставляют на панихидном столе. Они являются некой милостыней, данной в честь усопшего. В корзину для панихиды можно положить: различные хлебобулочные изделия, крупы, фрукты, овощи, вино, яйца, масло, сахарный песок и сладости. К запрещенным продуктам относятся разные колбасные изделия, мясо и испорченные продукты.