Женское счастье кому на руси жить хорошо. Судьба русской женщины-крестьянки. (По поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

Облик

Как же выглядел великий писатель? М.Н. Логинов вспоминал, что Гоголь был небольшого роста, худой, с искривлённым носом и кривыми ногами. Более точнее вспоминает об облике Гоголя его сестра О.В. Головня: “Волосы у него были русые, а глаза - коричневые. В детстве у него были светлые волосы, а потом потемнели. Росту он был ниже среднего; худощавым я его никогда не видела; лицо у него было круглое, и всегда у него был хороший цвет лица, я не видала его болезненно-бледным. Немножко он был сутуловат, это заметнее было, когда он сидел...” Также Гоголь следил за причёской. Однажды он сбрил волосы, чтобы усилить их густоту. Вообще многие современники Гоголя считали, что он был красивым.

Характер

У Гоголя был разнообразный характер. Одни современники вспоминали, что он часто упирался, другие - что не было человека добрее Гоголя, третьи - что не было человека скрытнее Гоголя. Также Гоголь был очень говорлив и не любил женскую болтовню.
Вот как вспоминает о Гоголе художник Ф.И. Иордан: “Доброта Гоголя была беспримерна, особенно ко мне и к моему большому труду “Преображение”. Он рекомендовал меня, где мог. Благодаря его огромному знакомству это служило мне поощрением и придавало новую силу моему желанию окончить гравюру. Гоголь многим делал добро рекомендациями, благодаря которым художники получали новые заказы.”

Творчество

Гоголь начал писать ещё в гимназии. Первым наиболее известным произведением Гоголя была поэма “Ганц Кюхельгартен”. Гоголь всегда с собой носил в кармане блокнот и ручку, чтобы если неожиданно придёт вдохновение, сразу записать. Почерк у Гоголя был неразборчив, и когда он сдавал рукописи в печать, издатели не могли разобрать его почерк. Хотя Н.В. Берг считал, что почерк Гоголя был довольно красивым и разборчивым. Большую славу Гоголю принесли “Вечера на хуторе близ Диканьки”, “Мёртвые души” и “Ревизор”.

Первым жилищем Гоголя был дом в Васильевке, где он и родился. Там в его комнате стояла конторка и стол, где лежали его книги. Вторым жилищем Гоголя была квартира в Петербурге на Гороховой улице. Её Гоголь вместе с А.С. Данилевским сняли по объявлению. Они там жили вместе, пока Данилевский не поступил на военную службу и уехал. Ещё Гоголь жил в Италии - в Риме на Via Felice №126. Квартира в Риме была очень просторная. Последним жилищем Гоголя был дом в Москве на Никитинском бульваре. Там Гоголь и умер.

Путешествия

Гоголь очень много путешествовал. Первым путешествием Гоголя был путь из Васильевки в Нежин, когда Гоголь ехал в гимназию. После окончания гимназии Гоголь опять поехал в Васильевку, а из Васильевки в Петербург. Из Петербурга Гоголь поплыл в Германию, в город Ахен, а потом в Швейцарию. После Швейцарии Гоголь вернулся в Россию, в Москву. Потом опять поехал за границу - в Италию, в Рим, где прожил долгое время. Также Гоголь был во Франции. Потом вернулся в Москву, где и умер.

Гоголь был не очень бедным, а его отец тем более. Отец Гоголя имел 400 крепостных душ. Гоголь долго жил за границей, а ведь там жить очень дорого. Также Гоголь заплатил много денег за то, чтобы издали его поэму “Ганц Кюхельгартен”, которую потом и сжёг. Ещё Гоголь был не экономный, а также много денег тратил на книги.

Увлечения

Гоголь любил петь. Ещё Гоголь любил собирать эксклюзивные книги. Любил Николай Васильевич и ботанику, а также рукоделье. Гоголь очень хорошо рисовал. Живя в Риме, он часто ходил к Колизею, садился там и рисовал. Любил Гоголь играть в домино и шашки, но самой любимой игрой Гоголя был бильярд.

Гоголь любил носить сюртук, а также разноцветные жилетки: синего, зелёного и многих других цветов. Также Гоголь носил шаровары. На его голове была то белая, то серая шляпа. Об одежде Гоголя вспоминает Л.И. Арнольди: “...Явится в платье ярких цветов, приглаженный, откроет белую, как снег, рубашку, развесит золотую цепь по жилету и весь смотрит каким-то именинником. <...> Он много думал, как бы нарядиться покрасивее.”

Гоголь был сладкоежка. Он постоянно сосал медовые пряники, ел разные сладости и пил квас. У него всегда в карманах были какие-нибудь пряники или леденцы. Также Гоголь грыз сахар и банками ел варенье. Гоголь также любил разные малороссийские кушанья: галушки и другие блюда. Перед обедом Гоголь выпивал рюмку водки. Гоголь и сам любил готовить. Вот как вспоминает об этом Л.И. Арнольди: «Гоголь стал заказывать обед, выдумал какое-то новое блюдо из ягод, муки, сливок и ещё чего-то, помню только, что оно вовсе не было вкусно.»

Среди гениев русской литературы встречаются такие, чьи имена у всех читателей ассоциируются с чем-то потусторонним и необъяснимым, приводящим в трепет обычного человека. К таким писателям, бесспорно, относится Н. В. Гоголь, история жизни которого, несомненно, интригует. Это уникальная личность; в наследие от него человечеством получен бесценный дар произведений, где он предстает то тонким сатириком, вскрывающим язвы современности, то мистиком, заставляющим бегать по коже мурашки. Гоголь - это загадка русской литературы, так до конца никем и не разгаданная. Мистика Гоголя продолжает интриговать своих читателей и в настоящее время.

Много загадочного связано как с творчеством, так и с жизнью великого писателя. Нашим современникам, филологам и историкам, пытающимся дать ответы на многочисленные вопросы, связанные с его судьбой, остается лишь догадываться о том, как все было на самом деле, и строить многочисленные теории.

Гоголь: история жизни

Появлению семьи Николая Васильевича предшествовала довольно интересная история. Известно, что его отец, будучи мальчиком, увидел сон, в котором Матерь Божья показала ему его нареченную. Спустя некоторое время он узнал в соседской дочке черты предназначенной ему невесты. Девочке на тот момент было всего семь месяцев. Через тринадцать лет Василий Афанасьевич сделал девушке предложение, и состоялась свадьба.

Много недоразумений и слухов связано с датой рождения Гоголя. Точная дата стала известна широкой публике лишь после похорон писателя.

Отец его был нерешительным и довольно мнительным, но несомненно одаренным человеком. Он пробовал свои силы в написании стихотворений, комедий, принимал участие в постановке домашних спектаклей.

Матушка Николая Васильевича, Мария Ивановна, была глубоко религиозным человеком, но при этом интересовалась различными предсказаниями и приметами. Она сумела привить своему сыну богобоязненность и веру в предчувствия. Это повлияло на ребенка, и он рос, с детства испытывая интерес ко всему таинственному и необъяснимому. Эти увлечения в полной мере нашли свое воплощение в его творчестве. Возможно, поэтому у многих суеверных исследователей жизни писателя возникали сомнения, не была ли мать Гоголя ведьмой.

Таким образом, впитав в себя черты обоих своих родителей, Гоголь был тихим и задумчивым ребенком с неуемной страстью ко всему потустороннему и богатым воображением, которое подчас играло с ним злые шутки.

История с черной кошкой

Так, известен случай с черной кошкой, который потряс его до глубины души. Родители оставили его дома одного, мальчик занимался своими делами и вдруг заметил черную кошку, которая подкрадывалась к нему. На него напал необъяснимый ужас, но он переборол свой страх, схватил ее и бросил в пруд. После этого его не покидало ощущение, что кошка эта была обратившимся человеком. Эта история нашла свое воплощение в повести «Майская ночь, или Утопленница», где ведьма обладала даром перевоплощаться в черную кошку и творить в таком обличии зло.

Сожжение «Ганса Кюхельгартена»

Во время обучения в гимназии Гоголь просто бредил Петербургом, он мечтал жить в этом городе и заниматься великими делами на благо человечества. Но переезд в Петербург не оправдал его ожиданий. Город был сер, уныл и жесток к чиновничьему классу. Николай Васильевич создает поэму «Ганс Кюхельгартен», но выпускает ее в печать под псевдонимом. Поэма разгромлена критиками, и писатель, не выдержав этого разочарования, выкупает весь тираж книги и предает ее огню.

Мистические «Вечера на хуторе близ Диканьки»

После первой неудачи Гоголь обращается к близкой ему теме. Он решает создать цикл повестей о родной Украине. Петербург давит на него, его психическое состояние усугубляется нищетой, которой, кажется, нет конца. Николай пишет письма матери, в которых просит ее подробно рассказать о поверьях, обычаях украинцев, некоторые строки этих посланий размыты его слезами. Он приступает к работе, получив сведения от матушки. Итогом длительной работы стал цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это произведение просто дышит мистикой Гоголя, в большинстве повестей этого цикла люди сталкиваются с нечистой силой. Удивляет, насколько красочным и живым получилось у автора описание различной нечисти, мистика и потусторонние силы правят здесь свой бал. Все вплоть до мелочей заставляет читателя почувствовать себя причастным к происходящему на страницах. Этот сборник приносит популярность Гоголю, мистика в произведениях притягивает к себе читателей.

«Вий»

Одним из самых известных произведений Гоголя является повесть «Вий», которая вошла в состав сборника «Миргород», изданного Гоголем в 1835 году. Произведения, вошедшие в него, были восторженно приняты критикой. В качестве основы для повести «Вий» Гоголь берет старинные народные предания об ужасающем и могущественном предводителе нечисти. Удивляет то, что исследователям его творчества до сих пор не удалось обнаружить ни одного предания, схожего с сюжетом «Вия» Гоголя. Сюжет повести прост. Трое бурсаков отправляются на подработку репетиторством, но, заплутав, просятся на постой к старухе. Та нехотя пускает их. Ночью она прокрадывается к одному из парней, Хоме Бруту, и, оседлав его, начинает подниматься с ним в воздух. Хома начинает молиться, и это помогает. Ведьма слабеет, и герой начинает бить ее поленом, но вдруг замечает, что перед ним лежит уже не старуха, а молодая и прекрасная девушка. Он, охваченный, невыразимым ужасом, убегает в Киев. Но руки ведьмы дотягиваются и туда. За Хомой приезжают, чтобы отвезти его на отпевание погибшей дочери сотника. Оказывается, что это и есть та ведьма, которую он убил. И теперь бурсак должен провести в храме перед ее гробом три ночи, читая отходную.

Первая ночь заставила Брута поседеть, так как панночка встала и пыталась поймать его, но он очертил себя кругом, и ей это не удалось. Ведьма летала вокруг него в своем гробу. На вторую ночь парень пытался сбежать, но его поймали и снова привели в храм. Эта ночь стала роковой. Панночка призвала на помощь всю нечисть и потребовала привести Вия. Когда философ увидел повелителя гномов, он вздрогнул от ужаса. А после того как Вию подняли веки его прислужники, он увидел Хому и указал на него упырям и вурдалакам, несчастный Хома Брут умер на месте от страха.

В этой повести Гоголь изобразил столкновение религии и нечисти, но, в отличие от «Вечеров», здесь победу одержали демонические силы.

По мотивам этой повести снят одноименный фильм. Его негласно относят к списку так называемых «проклятых» кинолент. Мистика Гоголя и его произведения унесли с собой многих людей, которые принимали участие в создании этого кинофильма.

Одиночество Гоголя

Несмотря на свою большую популярность, Николай Васильевич не был счастлив в сердечных делах. Он так и не нашел спутницу жизни. Случались периодические влюбленности, которые редко перерастали во что-то серьезное. Ходили слухи, что однажды он просил руки графини Вильегорской. Но ему было отказано по причине социального неравенства.

Гоголь решил, что вся его жизнь будет посвящена литературе, а романтические увлечения со временем и вовсе сошли на нет.

Гений или сумасшедший?

1839 год Гоголь проводит в путешествиях. Во время посещения Рима с ним случилась беда, он подхватил тяжелую болезнь, которая носила название «болотная лихорадка». Недуг протекал очень тяжело и грозил писателю смертью. Он сумел выжить, но болезнь затронула его мозг. Следствием этого стало душевное и физическое расстройство. Частые обмороки, голоса и видения, посещавшие воспаленное энцефалитом сознание Николая Васильевича, терзали его. Он стремился где-нибудь найти успокоение своей мятущейся душе. Гоголю хотелось получить истинное благословение. В 1841 году его мечта сбылась, произошла встреча с проповедником Иннокентием, о которой он давно мечтал. Проповедник подарил Гоголю образок Спасителя и благословил его на путешествие в Иерусалим. Но поездка не принесла ему желанного успокоения. Ухудшение здоровья прогрессирует, творческое вдохновение исчерпывает себя. Работа дается писателю все сложнее. Все чаще он говорит о том, что нечистая сила влияет на него. Мистика в жизни Гоголя всегда занимала свое место.

Смерть близкой подруги, Е. М. Хомяковой, подкосила писателя окончательно. Он видит в этом страшное предзнаменование для себя. Гоголю все чаще кажется, что его смерть близка, и он очень ее боится. Усугубляет его состояние священник Матвей Константиновский, который пугает Николая Васильевича страшными загробными муками. Он ставит ему в вину его творчество и образ жизни, доводя и без того расшатанную психику до срыва.

Фобии писателя невероятно обостряются. Известно, что более всего на свете он боялся впасть в летаргический сон и быть похороненным заживо. Чтобы избежать этого, в своем завещании он попросил похоронить его лишь после того, как очевидными станут все признаки смерти и начнется разложение. Он настолько боялся этого, что спал исключительно сидя в креслах. Страх таинственной смерти постоянно преследовал его.

Смерть как сон

В ночь с 11 на произошло событие, которое до сих пор тревожит умы многих биографов Гоголя. Находясь в гостях у графа А. Толстого, в эту ночь Николай Васильевич чувствовал себя крайне обеспокоенно. Он не находил себе места. И вот, словно решившись на что-то, достал из портфеля пачку листов и бросил ее в огонь. По некоторым версиям, это был второй том «Мертвых душ», но также есть мнение, что рукопись уцелела, а сожжены были другие бумаги. С этого момента недуг Гоголя прогрессировал с неумолимой быстротой. Все чаще его преследовали видения и голоса, он отказался от еды. Врачи, призванные его друзьями, пытались лечить его, но все было напрасно.

Гоголь оставил этот мир 21 февраля 1852 года. Врач Тарасенков констатировал смерть Николая Васильевича. Ему было всего 43 года. То, во сколько лет умер Гоголь, стало большим потрясением для его родных и близких. Русская культура потеряла великого человека. Была какая-то мистика в смерти Гоголя, в ее внезапности и стремительности.

Похороны писателя прошли при огромном скоплении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, было воздвигнуто массивное надгробие из цельного куска черного гранита. Хотелось бы думать, что он обрел там вечный покой, но судьба распорядилась совершенно иначе.

Посмертная «жизнь» и мистика Гоголя

Свято-Даниловское кладбище не стало последним местом упокоения Н. В. Гоголя. Спустя 79 лет после его захоронения было принято решение о ликвидации монастыря и размещении на его территории приемника для беспризорных детей. На пути у стремительно развивающейся советской Москвы встала могила великого писателя. Было решено произвести перезахоронение Гоголя на Новодевичьем кладбище. Но все произошло совершенно в духе мистики Гоголя.

Для проведения эксгумации была приглашена целая комиссия, которой был составлен соответствующий акт. Странно, что в нем не было указано практически никаких деталей, только информация о том, что тело писателя было извлечено из могилы 31 мая 1931 года. Отсутствовала информация о положении тела и заключение медицинской экспертизы.

Но на этом странности не заканчиваются. Когда стали копать, то выяснилось, что могила гораздо глубже, чем принято, а гроб помещен в кирпичный склеп. Останки писателя извлекли, когда наступили сумерки. И тут дух Гоголя сыграл своеобразную шутку над участниками этого мероприятия. На эксгумации присутствовало около 30 человек, включая именитых писателей того времени. Как выяснилось позже, воспоминания большинства из них очень сильно противоречили друг другу.

Некоторые утверждали, что в могиле не было останков, она оказалась пуста. Другие уверяли, что писатель лежал на боку с вытянутыми руками, что свидетельствовало в пользу версии о летаргическом сне. Но большинство присутствующих утверждали, что тело лежало в обычной позе, но отсутствовала голова.

Такие разные показания и сама фигура Гоголя, располагающая к фантастическим вымыслам, породили множество слухов о таинственной смерти Гоголя, расцарапанной крышке гроба.

То, что происходило дальше, трудно назвать эксгумацией. Это больше напоминало кощунственное разграбление могилы великого писателя. Присутствующие решили взять себе на память «сувениры от Гоголя». Кто-то взял ребро, кто-то кусочек фольги из гроба, а директор кладбища Аракчеев стянул с покойного сапоги. Это кощунство не осталось безнаказанным. Все участники жестоко поплатились за свои поступки. Практически каждый из них в течение недолгого времени присоединился к писателю, покинув мир живых людей. Аракчеева же преследовали в которых являлся к нему Гоголь и требовал отдать сапоги. Находясь на грани сумасшествия, несчастный директор кладбища послушал совета старой бабки-вещуньи и закопал сапоги возле новой После этого видения прекратились, но ясное сознание так и не вернулось к нему.

Загадка пропавшего черепа

Интересные мистические факты про Гоголя включают в себя неразгаданную до сих пор тайну его пропавшей головы. Существует версия, что ее выкрали для известного коллекционера редкостей и уникальных вещей, А. Бахрушина. Произошло это при реставрации могилы, приуроченной к вековому юбилею писателя.

Этот человек собирал самую необычную и жуткую коллекцию. Существует теория, что он возил украденный череп с собой в чемоданчике с медицинскими инструментами. Позже правительство Советского Союза в лице Ленина В. И. предложило Бахрушину открыть свой музей. Это место существует до сих пор и насчитывает тысячи самых необычных экспонатов. Среди них также есть три черепа. Но доподлинно неизвестно, кому они принадлежали.

Обстоятельства смерти Гоголя, расцарапанная крышка гроба, похищенный череп - все это дало огромный толчок человеческому воображению и фантазии. Так, появилась невероятная версия про череп Николая Васильевича и таинственный экспресс. В ней высказывается предположение, что после Бахрушина череп попал в руки к внучатому племяннику Гоголя, который решил передать его русскому консулу в Италии, для того чтобы часть Гоголя покоилась в земле его второй Родины. Но череп попал в руки молодого человека, сына капитана дальнего плавания. Тот решил попугать и повеселить своих друзей и взял череп с собой в путешествие на поезде. После того как экспресс, на котором ехали молодые люди, въехал в тоннель, он исчез, никто не мог объяснить, куда пропал огромный состав с пассажирами. И до сих пор ходят слухи о том, что иногда разные люди в разных частях света видят этот поезд-призрак, который возит череп Гоголя через границы миров. Версия фантастическая, но имеющая право на существование.

Николай Васильевич был гениальным человеком. Как писатель он полностью состоялся, но как человек своего счастья не обрел. Даже небольшой круг близких друзей не смог разгадать его душу и проникнуть в мысли. Так вышло, что история жизни Гоголя сложилась не слишком радостно, она наполнена одиночеством и страхами.

Он оставил свой след, один из самых ярких, в истории мировой литературы. Подобные таланты появляются очень редко. Мистика в жизни Гоголя была своеобразной сестрой его таланта. Но, к сожалению, великий писатель оставил нам, своим потомкам, больше вопросов, чем ответов. Читая самые известные произведения Гоголя, каждый находит что-то важное для себя. Он, как хороший учитель, продолжает преподавать нам свои уроки сквозь века.

Среди биографий великих писателей, биография Гоголя стоит в отдельном ряду. После прочтения данной статьи вы поймете, почему это так.

Николай Васильевич Гоголь является общепризнанным литературным классиком. Он мастерски работал в самых разных жанрах. О его произведениях положительно отзывались как современники, так и писатели последующих поколений.

Краткая биография Гоголя

До сих пор доподлинно неизвестно, когда именно родился Николай Васильевич Гоголь. Официальной датой его рождения принято считать 20 марта 1809 г.

Все свое детство маленький Коля провел в селе Сорочинцы Полтавской губернии. Он рос в очень большой семье. У него было 5 братьев и 6 сестер, хотя некоторые из них умерли еще в младенчестве.

Его семья происходила из старого дворянского рода Яновских. По семейному преданию, его дед Афанасий Яновский решил добавить к своей фамилии еще одну часть, чтобы доказать родство с казацким гетманом Остапом Гоголем.

Таким образом, они стали носить фамилию Гоголь-Яновский.

Родители Гоголя

Отец будущего писателя, Василий Афанасьевич, трудился в почтовом ведомстве, дослужившись до чина коллежского асессора. Он был творческой личностью и живо интересовался , что, несомненно, повлияло на биографию юного Николая.

У главы семейства проявлялся талант к поэзии и писательству. Он также руководил домашним театром одного из своих товарищей, и периодически сам участвовал в выступлениях.

Известно, что Гоголь-старший писал комедийные пьесы, однако до наших дней дошла лишь одна из них – «Простак, или хитрость женщины, перехитренная солдатом».

Очевидно, именно от отца Николай Васильевич перенял увлечение литературой, и уже в раннем детстве начал писать стихи.

Мать Николая Гоголя звали Марией Ивановной. Она вышла замуж, когда ей едва исполнилось всего 14 лет. Она была вдвое моложе своего мужа. В юности она обладала особой привлекательностью и считалась первой красавицей в деревне.

Мария являлась богобоязненным человеком и старалась воспитывать детей в том же духе. Особенное внимание она уделяла разным библейским пророчествам и Страшному суду над человечеством, который должен был произойти в скором времени.

Некоторые биографы Гоголя считают, что именно благодаря своей матери творчество писателя пропитано мистикой.

Поскольку в детстве он видел, как живут бедные крестьяне и зажиточные паны, в своих произведениях он начал мастерски описывать тонкости быта и душевные переживания людей.

Образование

В возрасте 10 лет Гоголя отправили учиться в училище. После этого он продолжил учебу у местного преподавателя Гавриила Сорочинского. Когда же ему исполнилось 16 лет он смог поступить в Гимназию высших наук в городе Нежине.

В годы учебы у молодого Николая Васильевича было очень слабое здоровье. Кроме этого, ему трудно давались точные предметы. Однако одной из сильных сторон писателя была его . Ему нравилось изучать словесность и читать различную литературу.

Одним словом, изучая биографию Гоголя нельзя не заметить, что образование у него был не очень качественным. Многие биографы полагают, что, скорее всего, в этом виновата сама гимназия, так как в ней работали учителя ниже среднего уровня квалификации.

Очень часто знания преподавались не в виде традиционного разъяснения темы, а с помощью физических наказаний розгами.

Будучи гимназистом, Николай Васильевич принимал участие во всех возможных спектаклях и сценках. По мнению его друзей и близких он обладал прекрасным чувством юмора и всегда был оптимистом.

Творческая биография Гоголя

Первые попытки проявить себя в роли писателя он предпринял, будучи студентом. Молодой Гоголь был в восторге от творчества великого , поэтому стремился во всем ему подрожать.

Он сочинял различные фельетоны и стихи, а также пробовал свой талант и в других литературных жанрах. Стоит заметить, что изначально Николай Васильевич относился к писательской деятельности скорее как к развлечению, чем как к профессиональной работе.

В 1828 г. Гоголь решил отправиться в . По прибытии в этот город он столкнулся с разными трудностями и испытаниями.

Интересен факт, что он пытался получить должность чиновника, а также пробовал себя в роли актера.

Однако все эти попытки оказались тщетными. В результате ему пришлось вновь взяться за перо и приступить к творческой деятельности. Таким образом, его биография была обречена стать известной на весь мир.

На первых этапах писателя Гоголя ждали серьезные проблемы и разочарования. Ему удалось издать лишь пару стихотворений.

Когда он написал «Идиллию в картинках», на него обрушилась лавина критики и иронических насмешек. Это заставило Гоголя скупить за собственные деньги все издания этой поэмы, и сжечь их.

Несмотря на это, он не опустил рук, а наоборот проделал работу над ошибками и даже изменил жанр.

Вскоре у него произошла встреча с бароном Дельвигом, который согласился печатать произведения Гоголя в своих изданиях. Это стало важным событием в его биографии.

Наконец-то ему удалось добиться определенных успехов на литературном поприще. Молодого писателя заметили, и в скором времени он смог познакомиться с Пушкиным и (см. ).

Когда Александр Сергеевич прочел «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Ночь перед Рождеством», насыщенные юмором и мистикой, он высоко оценил талант Гоголя.

В это время Николай Васильевич серьезно увлекся историей Малороссии, вследствие чего им были написаны несколько произведений. В их числе был и знаменитый «Тарас Бульба», получивший мировую известность.

Гоголь даже писал письма своей матери с просьбами о том, чтобы она как можно подробнее рассказала о жизни простых людей, живущих в глухих деревнях.

В 1835 г. из-под его пера выходит известная повесть «Вий». В ней присутствуют вурдалаки, упыри, ведьмы и прочие мистические персонажи, которые регулярно встречаются в его творческой биографии. Позже, по мотивам этого произведения был снят кинофильм. По сути, его можно назвать первым советским фильмом ужасов.

В 1841 г. Николай Васильевич пишет очередную ставшую знаменитой повесть «Шинель». В ней рассказывается о герое, который беднеет до такой степени, что его заставляют радоваться самые обыкновенные вещи.

Личная жизнь Гоголя

С самой юности и вплоть до конца жизни, у Гоголя наблюдались расстройства. Так, например, он сильно боялся ранней смерти.

Некоторые биографы утверждают, что писатель вообще страдал маниакально-депрессивным психозом. У него часто менялось настроение, что не могло не волновать и самого писателя.

В своих письмах он признавался, что периодически слышит некие голоса, зовущие его куда-то. Из-за постоянного эмоционального напряжения и страха перед смертью, Гоголь серьезно интересовался религией и вел замкнутый образ жизни.

Отношение к женщинам у него было тоже своеобразным. Скорее он любил их на расстоянии, увлекаясь ими больше в духовном плане, чем в физическом.

Николай Васильевич переписывался с девушками разных социальных положений, делая это романтично и робко. Ему не очень нравилось выставлять напоказ личную жизнь и вообще любые подробности, связанные с этой стороной биографии.

Из-за того, что у Гоголя не было детей существует версия, будто он являлся гомосексуалистом. На сегодняшний день это предположение не имеет ровным счетом никаких подтверждений, хотя дискуссии по данной теме периодически ведутся.

Смерть

Ранняя смерть Николая Васильевича Гоголя до сих пор вызывает множество жарких споров у его биографов и историков. В последние годы жизни, Гоголь переживал творческий кризис.

Во многом это было связано с кончиной жены Хомякова, а также критикой его произведений со стороны протоиерея Матфея Константиновича.

Все эти события и душевные терзания привели к тому, что 5 февраля он решил отказаться от пищи. Спустя 5 дней Гоголь собственноручно сжег все свои рукописи, объясняя это тем, что так ему повелела некая «злая сила».

18 февраля, придерживаясь Великого Поста, Гоголь стал чувствовать физическую слабость, из-за чего слег в постель. Он избегал любого лечения, предпочитая ему спокойное ожидание собственной кончины.

Из-за воспаленности кишечника доктора предположили, что у него менингит. Было решено сделать кровопускание, которое не только нанесло здоровью писателя непоправимый вред, но также и ухудшило его душевное состояние.

21 февраля 1852 г. Николай Васильевич Гоголь умер в имении графа Толстого в Москве. До своего 43-летия он не дожил всего один месяц.

В биографии русского писателя Гоголя имеется столько интересных фактов, что из них можно составить целую книгу. Приведем лишь несколько.

  • Гоголь боялся , так как это природное явление негативно действовало на его психику.
  • Писатель жил бедно, ходил в старой одежде. Единственным дорогим предметом в его гардеробе были золотые часы, подаренные Жуковским в память о Пушкине.
  • Мать Гоголя считали странной женщиной. Она была суеверной, верила в сверхъестественные вещи и постоянно рассказывала загадочные , приукрашенные выдумками.
  • По слухам, последними словами Гоголя были: «Как сладко умирать».
  • нередко получал вдохновение через творчество Гоголя.
  • Николай Васильевич обожал сладости, поэтому в его кармане постоянно лежали конфетки и кусочки сахара. Также он любил катать хлебные мякиши в руках – это помогало ему концентрироваться на мысли.
  • Гоголь болезненно относился к своей внешности. Его очень раздражал собственный нос.
  • Николай Васильевич боялся, что будет похоронен, находясь в летаргическом сне. Поэтому он просил, чтобы его тело предали земле только после появления трупных пятен.
  • По легенде Гоголь-таки проснулся в гробу. И у этого слуха есть основание. Дело в том, что когда его тело намеревались перезахоронить, присутствующие с ужасом обнаружили, что голова покойника повернута набок.

Если вам понравилась краткая биография Гоголя – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся биографии великих людей и просто – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Сотканный из противоречий, он поражал всех своей гениальностью на поприще литературы и странностями в обыденной жизни. Классик русской литературы Николай Васильевич Гоголь был труднопостижимым человеком.

Например, он спал только сидя, боясь, чтобы его не приняли за мертвого. Совершал длительные прогулки по… дому, выпивая в каждой комнате по стакану воды. Периодически впадал в состояние длительного оцепенения. Да и смерть великого писателя была загадочной: то ли он умер от отравления, то ли от рака, то ли от душевной болезни.

Поставить точный диагноз врачи безуспешно пытаются уже более полутора столетий.

Странный ребенок

Будущий автор «Мертвых душ» родился в неблагополучной с точки зрения наследственности семье. Дед и бабка его со стороны матери были суеверны, религиозны, верили в приметы и предсказания. Одна из теток и вовсе была «слабой на голову»: могла неделями смазывать голову сальной свечой, чтобы предотвратить поседение волос, строила рожи, сидя за обеденным столом, прятала под матрас кусочки хлеба.

Когда в 1809 году в этой семье родился младенец, все решили, что мальчик долго не протянет — настолько он был слабеньким. Но ребенок выжил.

Рос он, правда, худым, тщедушным и болезненным — словом, из тех самых «счастливчиков», к которым липнут все болячки. Сначала привязалась золотуха, потом скарлатина, следом гнойный отит. Все это на фоне непроходящих простуд.

Но основным заболеванием Гоголя, беспокоившим его почти всю жизнь, был маниакально-депрессивный психоз.

Неудивительно, что мальчик вырос замкнутым и малообщительным. По воспоминаниям его соучеников по Нежинскому лицею, он был угрюмым, упрямым и очень скрытным подростком. И лишь блестящая игра в лицейском театре говорила о том, что этот человек обладает недюжинным актерским талантом.

В 1828 году Гоголь приезжает в Петербург с целью сделать карьеру. Не желая работать мелким чиновником, он решает поступить на сцену. Но безуспешно. Пришлось устроиться клерком. Однако подолгу в одном месте Гоголь не задерживался — летал от департамента к департаменту.

Люди, с которыми он на тот момент близко общался, сетовали на его капризность, неискренность, холодность, невнимание к хозяевам и трудно объяснимые странности.

Он молод, полон честолюбивых планов, выходит его первая книга «Вечера на хуторе близ Диканьки». Гоголь знакомится с Пушкиным, чем страшно гордится. Вращается в светских кругах. Но уже в это время в петербургских салонах стали замечать некие странности в поведении молодого человека.

Куда деть себя?

Втечение всей жизни Гоголь жаловался на боли в желудке. Однако это не мешало ему за один присест съесть обед на четверых, «полирнув» все это банкой варенья и корзиной печенья.

Немудрено, что уже с 22-летнего возраста писатель страдал хроническим геморроем с сильными обострениями. По этой причине он никогда не работал сидя. Писал исключительно стоя, проводя на ногах по 10-12 часов в день.

Что касается взаимоотношений с противоположным полом, то это тайна за семью печатями.

Еще в 1829 году он прислал матери письмо, в котором говорил о страшной любви к какой-то даме. Но уже в следующем послании — ни слова о девушке, лишь скучное описание некоей сыпи, которая, по его словам, не что иное, как последствие детской золотухи. Связав девушку с болячкой, матушка сделала вывод, что ее сыночек подхватил срамную болезнь от какой-то столичной вертихвостки.

На самом деле и любовь, и недомогание Гоголь выдумал для того, чтобы выцыганить некоторую сумму денег из родительницы.

Имел ли писатель плотские контакты с женщинами — большой вопрос. По свидетельству врача, наблюдавшего Гоголя, таковых не было. Виной тому некий кастрационный комплекс — иначе говоря, слабое влечение. И это при том, что Николай Васильевич любил скабрезные анекдоты и умел их рассказывать, совершенно не опуская нецензурные слова.

Тогда как приступы душевной болезни были, несомненно, налицо.

Первый клинически очерченный приступ депрессии, отнявший у писателя «почти год жизни», был отмечен в 1834 году.

Начиная с 1837 года приступы, различные по продолжительности и тяжести, стали наблюдаться регулярно. Гоголь жаловался на тоску, «которой нет описания» и от которой он не знал, «куда деть себя». Сетовал, что его «душа… изнывает от страшной хандры», находится «в каком-то бесчувственном сонном положении». Из-за этого Гоголь не мог не только творить, но и думать. Отсюда жалобы на «затмение памяти» и «странное бездействие ума».

Приступы религиозного просветления сменялись страхом и отчаянием. Они побуждали Гоголя к исполнению христианских подвигов. Один из них — измождение тела — и привел писателя к гибели.

Тонкости души и тела

Гоголь умер на 43-м году жизни. Врачи, лечившие его последние годы, находились в полнейшем недоумении по поводу его болезни. Выдвигалась версия о депрессии.

Началось с того, что в начале 1852 года умерла сестра одного из близких друзей Гоголя — Екатерина Хомякова, которую писатель уважал до глубины души. Ее смерть спровоцировала сильнейшую депрессию, вылившуюся в религиозный экстаз. Гоголь начал поститься. Его дневной рацион составляли 1-2 ложки капустного рассола и овсяного отвара, изредка плоды чернослива. Учитывая, что организм Николая Васильевича был ослаблен после болезни — в 1839 году он переболел малярийным энцефалитом, а в 1842-м перенес холеру и чудом выжил, — голодание было для него смертельно опасно.

Гоголь тогда жил в Москве, на первом этаже дома графа Толстого, своего друга.

В ночь на 24 февраля он сжег второй том «Мертвых душ». Через 4 дня Гоголя посетил молодой врач Алексей Терентьев. Состояние писателя он описал так: «Он смотрел, как человек, для которого все задачи разрешены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны… Все тело его до чрезвычайности похудело; глаза сделались тусклы и впали, лицо совершенно осунулось, щеки ввалились, голос ослаб…»

Дом на Никитском бульваре, где был сожжен второй том «Мертвых душ». Здесь же Гоголь и скончался. Врачи, приглашенные к умирающему Гоголю, нашли у него тяжелые желудочно-кишечные расстройства. Говорили о «катаре кишок», который перешел в «тиф», о неблагоприятно протекавшем гастроэнтерите. И, наконец, о «несварении желудка», осложнившемся «воспалением».

В итоге лекари вынесли ему диагноз — менингит — и назначили смертельно опасные в таком состоянии кровопускания, горячие ванны и обливания.

Жалкое иссохшее тело писателя погружали в ванну, голову поливали холодной водой. Ему ставили пиявки, а он слабой рукой судорожно пытался смахнуть гроздья черных червей, присосавшихся к его ноздрям. Да разве можно было придумать худшую пытку для человека, всю жизнь испытывавшего омерзение перед всем ползучим и склизким? «Снимите пиявки, поднимите ото рта пиявки», -стонал и молил Гоголь. Тщетно. Ему не давали это сделать.

Через несколько дней писателя не стало.

Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным. А через 79 лет он был тайно, воровски извлечен из могилы: Данилов монастырь преобразовывался в колонию для малолетних преступников, в связи с чем его некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько самых дорогих русскому сердцу захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих счастливчиков наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…

31 мая 1931 года у могилы Гоголя собралось двадцать — тридцать человек, среди которых были: историк М. Барановская, писатели Вс. Иванов, В. Луговской, Ю. Олеша, М. Светлов, В. Лидин и др. Именно Лидин стал едва ли не единственным источником сведений о перезахоронении Гоголя. С его легкой руки стали гулять по Москве страшные легенды о Гоголе.

— Гроб нашли не сразу,— рассказывал он студентам Литературного института,— он оказался почему-то не там, где копали, а несколько поодаль, в стороне. А когда его извлекли из-под земли — залитый известью, с виду крепкий, из дубовых досок — и вскрыли, то к сердечному трепету присутствующих примешалось еще недоумение. В фобу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Кому-нибудь суеверному, наверное, тогда подумалось: «Вот ведь мытарь — при жизни будто не живой, и после смерти не мертвый,— этот странный великий человек».

Лидинские рассказы всколыхнули старые слухи о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал:

«Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».

То, что эксгуматоры увидели в 1931 году, как будто свидетельствовало о том, что завет Гоголя не был исполнен, что его похоронили в летаргическом состоянии, он проснулся в гробу и пережил кошмарные минуты нового умирания…

Справедливости ради надо сказать, что лидинская версия не вызвала доверия. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».

Тогда Лидин запустил новую версию. В своих письменных воспоминаниях об эксгумации он поведал новую историю, еще более страшную и загадочную, чем его устные рассказы. «Вот что представлял собой прах Гоголя,— писал он,— черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков; весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета… Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы на малой глубине значительно выше склепа с замурованным гробом был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежавшим молодому человеку».

Эта новая выдумка Лидина потребовала новых гипотез. Когда мог исчезнуть из гроба череп Гоголя? Кому он мог понадобиться? И что вообще за возня поднята вокруг останков великого писателя?

Вспомнили, что в 1908 году при установке на могиле тяжелого камня пришлось для укрепления основания возвести над гробом кирпичный склеп. Вот тогда-то таинственные злоумышленники и могли похитить череп писателя. А что касается заинтересованных лиц, то недаром, видно, ходили по Москве слухи, что в уникальной коллекции А. А. Бахрушина, страстного собирателя театральных реликвий, тайно хранились черепа Щепкина и Гоголя…

А неистощимый на выдумки Лидин поражал слушателей новыми сенсационными подробностями: дескать, когда прах писателя везли из Данилова монастыря в Новодевичий, кое-кто из присутствовавших на перезахоронении не удержался и прихватил себе на память некоторые реликвии. Один будто бы стащил ребро Гоголя, другой — берцовую кость, третий — сапог. Сам Лидин даже показывал гостям том прижизненного издания гоголевских сочинений, в переплет которого он вделал кусок ткани, оторванный им от сюртука лежавшего в гробу Гоголя.

В своем завещании Гоголь стыдил тех, кто «привлечется каким-нибудь вниманием к гниющей персти, которая уже не моя». Но не устыдились ветреные потомки, нарушили завещание писателя, нечистыми руками на потеху стали ворошить «гниющую персть». Не уважили они и его завет не ставить на его могиле никакого памятника.

Аксаковы привезли в Москву с берега Черного моря камень, по форме напоминающий Голгофу — холм, на котором был распят Иисус Христос. Этот камень стал основанием для креста на могиле Гоголя. Рядом с ним на могиле установили черный камень в форме усеченной пирамиды с надписями на гранях.

Эти камни и крест за день до вскрытия гоголевского захоронения были куда-то увезены и канули в Лету. Лишь в начале 50-х годов вдова Михаила Булгакова случайно обнаружила гоголевский камень-Голгофу в сарае гранильщиков и ухитрилась установить его на могиле своего мужа — создателя «Мастера и Маргариты».

Не менее таинственна и мистична судьба московских памятников Гоголю. Мысль о необходимости такого монумента родилась в 1880 году во время торжеств по поводу открытия памятника Пушкину на Тверском бульваре. А через 29 лет, к столетию со дня рождения Николая Васильевича 26 апреля 1909 года, на Пречистенском бульваре был открыт памятник, созданный скульптором Н. Андреевым. Эта скульптура, изображавшая глубоко удрученного Гоголя в момент его тяжких раздумий, вызвала неоднозначные оценки. Одни восторженно хвалили ее, другие яростно порицали. Но все соглашались: Андрееву удалось создать произведение высочайших художественных достоинств.

Споры вокруг самобытной авторской трактовки образа Гоголя не продолжали утихать и в советское время, не терпевшее духа упадка и уныния даже у великих писателей прошлого. Социалистической Москве требовался другой Гоголь — ясный, светлый, спокойный. Не Гоголь «Выбранных мест из переписки с друзьями», а Гоголь «Тараса Бульбы», «Ревизора», «Мертвых душ».

В 1935 году Всесоюзный Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР объявляет конкурс на новый памятник Гоголю в Москве, положивший начало разработкам, прерванным Великой Отечественной войной. Она замедлила, но не остановила эти работы, в которых участвовали крупнейшие мастера скульптуры — М. Манизер, С. Меркуров, Е. Вучетич, Н. Томский.

В 1952 году, в столетнюю годовщину со дня смерти Гоголя, на месте андреевского памятника установили новый монумент, созданный скульптором Н. Томским и архитектором С. Голубовским. Андреевский же памятник был перенесен на территорию Донского монастыря, где простоял до 1959 года, когда, по ходатайству Министерства культуры СССР, его установили перед домом Толстого на Никитском бульваре, где жил и умер Николай Васильевич. Чтобы пересечь Арбатскую площадь, творению Андреева потребовалось семь лет!

Споры вокруг московских памятников Гоголю продолжаются даже сейчас. Некоторые москвичи в перенесении памятников склонны усматривать проявление советского тоталитаризма и партийного диктата. Но все, что ни делается, делается к лучшему, и Москва сегодня имеет не один, а два памятника Гоголю, равно драгоценному для России в минуты как упадка, так и просветления духа.

ПОХОЖЕ, ГОГОЛЬ БЫЛ СЛУЧАЙНО ОТРАВЛЕН ВРАЧАМИ!

Хотя мрачный мистический ореол вокруг личности Гоголя в значительной мере был порожден кощунственным разорением его могилы и нелепыми выдумками безответственного Лидина, многое в обстоятельствах его болезни и смерти продолжает оставаться загадочным.

В самом деле, от чего мог умереть сравнительно молодой 42-летний писатель?

Хомяков выдвинул первую версию, согласно которой первопричиной смерти стало тяжелое душевное потрясение, пережитое Гоголем из-за скоротечной кончины жены Хомякова Екатерины Михайловны. «С тех пор он был в каком-то нервном расстройстве, которое приняло характер религиозного помешательства,— вспоминал Хомяков.— Он говел и стал морить себя голодом, попрекая в обжорстве».

Эта версия как будто подтверждается показаниями людей, видевших, какое действие оказали на Гоголя обличительные беседы отца Матфея Константиновского. Именно он требовал, чтобы Николай Васильевич соблюдал строгий пост, требовал от него особого рвения в исполнении суровых наставлений церкви, корил и самого Гоголя, и Пушкина, перед которым Гоголь благоговел, за их греховность и язычество. Обличения красноречивого священника так потрясли Николая Васильевича, что однажды он, прервав отца Матфея, буквально простонал: «Довольно! Оставьте, не могу далее слушать, слишком страшно!» Свидетель этих бесед Тертий Филиппов был убежден, что проповеди отца Матфея настроили Гоголя на пессимистический лад, убедили его в неизбежности близкой смерти.

И все-таки нет никаких оснований считать, что Гоголь сошел с ума. Невольным свидетелем последних часов жизни Николая Васильевича стал дворовый человек одной симбирской помещицы фельдшер Зайцев, который в своих воспоминаниях отмечал, что за сутки до кончины Гоголь был в ясной памяти и здравом рассудке. Успокоившись после «лечебных» истязаний, он дружески беседовал с Зайцевым, расспрашивал о его жизни, сделал даже поправки в стихах, написанных Зайцевым на смерть его матери.

Не подтверждается и версия, будто Гоголь умер от голодного истощения. Взрослый здоровый человек может обходиться совсем без еды 30—40 дней. Гоголь же постился всего 17 дней, да и то не отказывался от пищи полностью…

Но если не от сумасшествия и голода, то не могла ли стать причиной смерти какая-нибудь инфекционная болезнь? В Москве зимой 1852 года свирепствовала эпидемия брюшного тифа, от которого, кстати, скончалась Хомякова. Именно поэтому Иноземцев при первом осмотре заподозрил, что у писателя тиф. Но неделю спустя консилиум врачей, созванный графом Толстым, объявил, что у Гоголя не тиф, а менингит, и назначил тот странный курс лечения, который иначе чем «истязанием» невозможно назвать…

В 1902 году доктор Н. Баженов издал небольшую работу «Болезнь и смерть Гоголя». Тщательно проанализировав симптомы, описанные в воспоминаниях знакомых писателя и лечивших его врачей, Баженов пришел к выводу, что погубило писателя именно это неправильное, ослабляющее лечение его от менингита, которого на самом деле не было.

Думается, Баженов прав лишь отчасти. Назначенное консилиумом лечение, примененное, когда Гоголь был уже безнадежен, усугубило его страдания, но не было причиной самого заболевания, начавшегося значительно раньше. В своих заметках доктор Тарасенков, впервые осмотревший Гоголя 16 февраля, так описывал симптомы болезни: «…пульс был ослабленный, язык чистый, но сухой; кожа имела натуральную теплоту. По всем соображениям видно было, что у него нет горячечного состояния… один раз он имел небольшое кровотечение из носа, жаловался, что у него руки зябнут, мочу имел густую, темноокрашенную…».

Можно только сожалеть, что Баженов при написании своей работы не догадался проконсультироваться с врачом-токсикологом. Ведь описанные им симптомы болезни Гоголя практически неотличимы от симптомов хронического отравления ртутью — главным компонентом того самого каломеля, которым пичкал Гоголя каждый приступавший к лечению эскулап. В самом деле, при хроническом отравлении каломелем возможны и густая темная моча, и различного рода кровотечения, чаще желудочные, но иногда и носовые. Слабый пульс мог быть следствием как ослабления организма от лощения, так и результатом действия каломеля. Многие отмечали, что на протяжении всей болезни Гоголь часто просил пить: жажда — один из характеристик признаков хронического отравления.

По всей вероятности, начало роковой цепи событий положило расстройство желудка и то «слишком сильное действие лекарства», на которое Гоголь жаловался Шевыреву 5 февраля. Поскольку желудочные расстройства тогда лечили именно каломелем, не исключено, что прописанным ему лекарством был именно каломель и прописал его Иноземцев, который через несколько дней заболел сам и перестал наблюдать больного. Писатель перешел в руки Тарасенкова, который, не зная, что Гоголь уже принял опасное лекарство, мог еще раз прописать ему каломель. В третий раз Гоголь получил каломель уже от Клименкова.

Особенность каломеля заключается в том, что он не причиняет вреда лишь в том случае, если сравнительно быстро выводится из организма через кишечник. Если же он задерживается в желудке, то через некоторое время начинает действовать как сильнейший ртутный яд сулема. Именно это, по-видимому, и произошло с Гоголем: значительные дозы принятого им каломеля не выводились из желудка, так как писатель в это время постился и в его желудке просто не было пищи. Постепенно увеличивающееся в его желудке количество каломеля вызвало хроническое отравление, а ослабление организма от недоедания, упадка духа и варварского лечения Клименкова лишь ускорило смерть…

Было бы нетрудно проверить эту гипотезу, исследовав с помощью современных средств анализа содержание ртути в останках. Но не уподобимся кощунственным эксгуматорам тридцать первого года и не будем ради праздного любопытства тревожить вторично прах великого писателя, не будем снова сбрасывать надгробные камни с его могилы и передвигать с места на место его памятники. Все, связанное с памятью Гоголя, пусть сохранится навсегда и стоит на одном месте!