Значение дом из произведения прощание с матерой. «Символика в повести В. Распутина «Прощание с Матерой. Смысл названия повести «Прощание с Матёрой»

Обитатели острова Матеры - люди разных поколений. Здесь живут древние старики, пожилые люди, люди зрелого возраста, молодежь, дети. Всех их объединяет одна проблема (можно было бы сказать "беда", если бы многие не относились к ней, как к чему-то долгожданному) - грядущее затопление острова. Распутин показывает, насколько ио-разному разные поколения воспринимают близкую разлуку с родной землей.

Три ярких представителя разных поколений одной семьи - главная героиня повести Дарья, ее сын Павел и внук Андрей. Для всех них Матера - Родина. Здесь все они родились и выросли. Но насколько же по-разиому эти, родные друг другу люди, относятся к своей Родине!

Вот Дарья, суровая, непреклонная женщина, к которой при чтении чувствуешь невольное уважение, возможно потому, что она не позволяет себе поддаваться слабости. Дарья не только всю жизнь провела на Матере, она даже никуда не уезжала с нее.* Матера кормит ее всю жизнь, в достатке отдает самое ценное - хлеб и картошку. Взамен Дарья вкладывала огромные труды в землю, ухаживала за ней.

Но только ли труд, вложенный в землю, делает ее родной нам? Да, и это тоже, но есть нечто, что привязывает нас еще сильнее. Это родные могилы. От них не уйдешь. Только рядом со своими близкими мы хотим лежать в земле, хотя, казалось бы, не все ли нам равно будет после смерти? Дарья - тот человек, который считает: нет, не все равно. Мы связаны со своей землей цепью поколений, что были до нас. Люди, обладающие высокими нравственными качествами, не могут не питать любви к своей земле. Человек, подобно дереву, связан с землей. Недаром Настасья говорит: "Кто ж старое дерево пересаживает?" Недаром в повествовании проводится аналогия между Дарьей и "царским лиственем" (автор не сравнивает их открыто, но сравнение стойкого дерева и суровой старухи приходит в голову само собой). Да разве только Дарья и Настасья так привязаны к своей земле? А Катерина, избу которой поджег родной сын? А богохульник Богодул, похожий на лешего? Для всех них память священна, могилы предков - неприкосновенны. Потому они и остаются на острове до последнего. Не могут они предать родную землю, пусть разоренную и сожженную дотла.

Сын Дарьи, Павел - представитель среднего поколения. Он колеблется в своих убеждениях между стариками и молодыми, и сам на себя сердится за это. Ему больно расставаться с Матерой, но к могилам он уже не так привязан, как мать (может быть, поэтому так и не успел их перевезти). Павел живет на два берега. Конечно, он ощущает боль прощания с Матерой, но в то же время чувствует, что правда - на стороне молодых.

А что же молодые? Каково их отношение к земле, взрастившей их? Вот Андрей. Он восемнадцать лет прожил в Матере. Он ел хлеб и картошку, рожденные этой землей, он косил, пахал и сеял, он вкладывал в землю немало труда, и получал тоже немало, как и его бабушка. Почему же Андрей не только без жалости расстается с Матерой, но и собирается принять участие в строительстве ГЭС, то есть стать участником затопления? Дело в том, что у молодых связь с землей всегда намного слабее, чем у стариков. Возможно, это связано с тем, что старые люди уже чувствуют приближение смерти и это дает им право и возможность думать о вечном, о памяти, которую оставят они после себя, о смысле своего бытия. Молодые же в основном устремлены в будущее. Им некогда сидеть на кусочке земли, который носит абстрактное название Родина, и горевать о нем. Они стремятся вперед, к осуществлению высоких идей, как Андрей. Или, как Клавка и Петруха, к более комфортной жизни. Эти двое готовы даже поджечь свои избы, чтобы поскорей вырваться "на волю". Петруха и поджигает в конце концов дом, в котором он рос. При этом он не испытывает ни малейшего сожаления. Зато страдает его мать, Катерина, - представитель старшего поколения.

Так повелось испокон веков, что старики - хранители традиций, а молодежь двигает вперед прогресс. Но, даже преследуя самые благие цели, следует ли забывать свою Родину, свои корни? Ведь твоя земля - твоя мать. Недаром слово "Матера" созвучно слову "мать". Можно, конечно, осуждать стариков за нежелание взглянуть в лицо будущему, но зато всем нам нужно учиться у них любви и уважению к Родной земле.

На мой взляд,одним из самых интересных и близких каждому человеку вопросов русской литературы является тема родного дома,родных мест.Нельзя недооценить их важность для каждого из нас.Мне в наибольшей степени понравилось произведение В.Распутина "Прощание с Матерой"
Действие этой повести разворачивается на небольшом островке под названием " Матера" на реке Ангара.Жизнь в этой деревушке текла вполне обыденно,так же,как и в тысячах других деревень нашей необъятной страны.Скорее всего,такая спокойная,счастливая жизнь продолжалась бы и в дальнейшем.Но обстоятельства сложились иначе.Власти решили затопить Матеру для того,чтобы создать на ее месте водохранилище.Наверняка,для любого человека весть о уничтожении родного дома и о скором пареезде станет настоящей катастрофой.Может быть,для молодого поколения эта новость покажется не такой уж пугающей,а наоборот,шансом обрести новых друзей,узнать,какова жизнь вдали от родных мест.Но для более старшего поколения это настоящая трагедия.Здесь прошли их детство,молодость,минуты счастья и печали,радости и негодования,были пережиты успехи и пройдены невзгоды.Не исключением стала Матера.Расставание с родной деревушкой молодежь пережила почти безболезненно.А для пожилых людей переезд оказался неприемлимым.Главная героиня произведения,старейшая жительница этих мест Дарья,общалась с духами природы,со своими предками,захороненными в этой земле.Автор на ее примере показывает нам,как связаны жители с этим островком, и еще раз подчеркивает нежелание отъезда со своей малой Родины тех,кто живет на этом месте многие десятки лет.Символом повести является "Царский листвень". Он олицетворяет собой бескрайние силы природы,над которыми человек не имеет власти.Его пытались сжечь,срубить,спилить.Но все попытки оказывались безрезультатными.Жители,оставшиеся на Матере после её затопления,будто это многовековое,раскатистое дерево,которое глубоко вросло своими корнями в землю,и ничто,и никто не сможет его переселить с того места,где оно когда-то было посажено,а затем росло,несмотря ни на какие природные стихии и иные потрясения.Те,кто остались в своих домах после затопления,даже не предпринимали попыток спастись,когда на деревушку хлынула вода.Свои лучшие годы они уже прожили да к тому же были далеко не молоды.Для этих людей было немыслимым закончить свою жизнь вдали от этих мест.Та же Дарья,общаясь со своими предками,уже давно покоенными в земле,затем,проведя обряд очистки своей избы,всем своим поведением показывала,что готовится к смерти и не боится ее принять,поскольку останется на родной земле,где были похоронены все ее предки.Память о Матере и о жителях,которые не покинули свое родное место, навсегда останется в сердцах людей.
В заключение я хочу сказать,что то тепло,уют,которые человек ощущает в родном доме,он не почувствует больше нигде.Это произведение отражает действительность нашего общества,но в то же время раскрывает всю широту русской души.

В основе сюжета произведения Распутина «Прощание с Матерой» лежит расставание с «малой родиной», где ранее жили деды и прадеды. А теперь этот кусочек земли, у которого есть свой незримый Хозяин, должен исчезнуть из-за строительства ГЭС. Автор талантливо показывает, как новый мир постепенно выделяет духовность и то, что было создано предками, а также память о них.

Единственный персонаж, кто помнит о своих обязательствах перед предками и не готов расстаться с родиной - это старики. И «самая старая из старух» - Дарья Пнигина. Именно она и становится главной героиней повести. Невзирая на свои уже немолодые года, она еще достаточно крепкая, у нее еще есть сила в руках и ногах. Кроме того, женщина умело справляется с «немалой работой по хозяйству».

С образом Дарьи поднимается проблема поколений, памяти и родственных уз. В этом отношении явно выделяется эпизод на кладбище, когда начали разорять могилы. Здесь отчетливо была видна необыкновенная сила духа, которую проявила старуха. Не испугавшись «здоровенного, как медведь, мужика», женщина бросилась в защиту святого места. Ведь кладбище - это священное место почитания предков, а разрушить его - это грех и кощунство. Но новому поколению приказ свыше важнее, и им чужда привязанность пожилых жителей к земле и уважение к чужой памяти.

Дарья - это воплощение духовных идеалов. Именно она постоянно рассуждает о верности, о смысле человеческой жизни, преемственности поколений и человеческой душе. Героине довелось прожить нелегкую жизнь, полную утрат: потерю мужа и смерть троих детей. Однако это не озлобило ее, не довело до отчаяния, а наоборот, дало ей силы, опыт и возможность понимать главное в жизни. Главное для человека - это его душа. Ведь не зря героиня часто заводит разговоры со своим внуком Андреем. Правда, им тяжело понять друг друга.

Создавая образ Дарьи, ее сына Павла и внука Андрея, автор показывает, как из поколения в поколение человек деградирует душевно. И если у Павла мы видим хоть какое-то сочувствие и жалость к Матере, то Андрею уже все равно. Покидая деревню, он даже не захотел пройтись местами детства и попрощаться со своей «малой родиной».

У Дарьи совсем другое отношение к Матере и каждому домику, и уголку в деревне. Это ее родной, живой и полноценный мир. Жгут мельницу, героиня идет провожать ее, думая, сколько хорошего она ей дала. Перед тем, как собрались сжечь избу героини, она побелила ее, прибралась в ней, будто совершала обряд над покойником. И перед тем, как покинуть свой родной дом, женщина запирает его, дабы не осквернили его чужаки.

Автор наделил свою героиню истинной народной силой и духовностью. Это невообразимое могущество характера стоит на связи с прошлым, на почитании предков, на благодарности родной земле. Именно эти ценности и воспевает В.Г. Распутин.

Характеристика литературного героя Матера – остров и деревня. Название означает “мать”, “материнская земля”. Для ее жителей М. символизирует весь мир, обеспечивает нормальный естественный ход жизни. В земле М. лежат предки ее жителей, которые передали эту землю детям в пользование, а эти дети должны передать своим и т. д. В повести показаны те времена, когда деревня “повяла,…откоренилась, сошла с привычного хода”. Ниже по Ангаре строили электростанцию. От этого вода в реке поднималась и постепенно должна была затопить М. Жителей острова переселяли на “большую землю”, в город. М. показана как ковчег, хранительница нравственных законов, человеческой души: “…от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке”. В финале повести М. исчезает в глубине вод вместе с верными ее жителями – старухами, Богодулом и Колькой. Эти люди не смогли “вписаться ” в новую жизнь, бесплодно суетную, не дающую человеку возможности оглянуться и побыть наедине с собой.

Сочинение по литературе на тему: Матера (Прощание с Матерой Распутин)

Другие сочинения:

  1. Листвень Характеристика литературного героя Листвень (царский листвень) – дерево лиственницы, возвышавшееся над Матерой. Л. – полноправный герой повести. Без него невозможно было представить остров. Могучий и властный, Л. стоял на бугре, заметный отовсюду и знаемый всеми. На Матере существовало поверье, Read More ......
  2. Прощание с Матерой Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, деревня Матера повидала на своем веку всякое. “Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в Read More ......
  3. Петруха Характеристика литературного героя Петруха (Никита Алексеевич Зотов) – беспутный сын Катерины, “несчастный пьяница”. Никто не называл его по имени, а все кликали по прозвищу П., данное ему за простоватость и никчемность. П. очень хочет покинуть Матеру и начать новую Read More ......
  4. Воронцов Характеристика литературного героя Воронцов – председатель поссовета в новом поселке. Отвечает за санитарное состояние Матеры перед затоплением. Первое его столкновение с жителями острова происходит по поводу разорения санитарной бригадой кладбища. Старик Карпов разъясняет герою разницу между ним и стариками Read More ......
  5. Богодул Характеристика литературного героя Богодул – приблудившийся к Матере старик. Очень любил русский мат, за что его и прозвали “богохулом” (“богодулом”). Летом герой иногда отлучался с Матеры, зимой же жил здесь безвылазно, все больше у старух, иногда ночевал в бане. Read More ......
  6. Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство на тех этапах его жизни, где происходит чудесное превращение деревенского мальчика в великого писателя: вот только он был школьником, как все, студентом, каких несколько миллионов, журналистом, начинающим писателем, Read More ......
  7. Павел Пинигин Характеристика литературного героя Павел Пинигин – сын Дарьи Пинигиной 50-ти лет. П. – представитель среднего поколения в повести. Он не может также безоглядно, как Андрей, оторваться от Матеры, от ее жизненных принципов, усвоенных с молоком матери. П. страдает Read More ......
Матера (Прощание с Матерой Распутин)

Дарья Пинигина – женщина с непростой судьбой. Пережила войну, похоронила трех своих детей, потеряла мужа. Отсутствие поддержки, ласки и понимания сделало старушку бесчувственной. Ей 80 лет. Однако она продолжает вести хозяйство, ведь кроме нее о доме некому будет позаботиться.

В город переезжать не хочет. Общение с живым сыном дается Пинигиной чрезвычайно тяжело – кажется, что между ними стена либо пропасть и эти два противоположных полюса никогда не обретут консенсуса.

От остальных бабушек Дарья отличается повышенной восприимчивостью к прошлому и силой воли. Несмотря на то, что она не такой уж и экстраверт, именно в ее доме собираются на приятные чаепития все пожилые женщины округи.

Павел – сын главной героини. Работящий. Ему около 50 лет. Фаталист – впрочем, как и его жена, и дети. Мать герой не осуждает, редко спорит с ней. Однако понимание от этого не появляется. Он желает покоя и определенности – поэтому всем естеством своим делает вид, что трагедия деревни ему совершенно безразлична.

Андрей – молодой парень (22 года), внук Дарьи. Деревенской жизнью практически не интересуется. Мало того, она угнетает его. Не так давно вернулся из армии. Несмотря на то, что он не проявляет в себе ничего выдающегося, Андрей мечтает вершить подвиги и слиться с прослойкой «передовой молодежи». Считает, что каждый кузнец своего счастья, и что только лишь отстаивание своего мнения может принести положительные результаты.

Богодул – обросший старик, в коем есть что-то звериное. Проживает в заброшенном здании. Всегда ходит босиком. Странноват. Иногда любит выругаться, как следует. Зимой пытается прижиться у кого-то из деревенских, в банях. Ходят слухи, что он скрывается, потому, что кого-то убил. Является в Матере кем-то вроде домового, ведь защищает эти земли, препятствует сносу старого кладбища

Егор и Настасья – соседи Пинигиных. Переехали в город первыми. Однако мужчина умирает, не выдержав разлуки с Родиной. Что же касается жены, на фоне смерти мужа у нее «ломается» психика: Настасья то пугает окружающих странными слухами про благоверного, то разговаривает с вещами. Сходя с ума, героиня ежеминутно ищет подтверждение тому, что ее существование в этом мире не было напрасным

Зотова Катерина – хорошая, добрая женщина. Подруга Дарьи. Ее сын не работает, любит приложиться к бутылке и отъявленный врун. Пытается найти поддержки у своей приятельницы. Однако верит в то, что рано или поздно парень «придет в себя», образумится. Вместе с другими стариками остается на острове до последнего.

Петруха – тот самый «непутевый» сын Катерины. На самом деле его имя – Никита. Однако этого не помнит даже родная мать. Является посмешищем в деревне – вначале потому, что был «прижит» от женатого, а после подтвердил статус, благодаря своим поступкам. Слаб по отношению к алкоголю. Не имеет ни постоянной работы, ни сезонных подработок. Бесполезен, однако, считает себя значимым. Чтобы возвысить себя в глазах других, Петруха пытается врать, но ему мало кто верит – возможно, потому что его все знают.

Второстепенные герои

Воронцов – ответственный за переселение, председатель совхоза. Местные его не уважают и не понимают. Равно как и он не уважает и не понимает их.

Хозяин острова – маленький зверек, является духом Матеры. В совершенстве ведает все об этой земле. Его мало кто видит. Предстает перед Дарьей, но она, убитая горем от сожжения избы, не замечает его присутствия.

Вариант 2

Пинигина Дарья

Основным персонажем произведения является восьмидесятилетняя пожилая женщина по имени Пинигина Дарья Васильевна, представленная писателем в образе коренной жительницы острова Матеры.

Дария Васильевна описывается в повести в качестве высокой, поджарой старухи с бескровным лицом, беззубым ртом, сухими губами, прожившей нелегкую человеческую жизнь, но не растерявшую собственную энергичность. Невзирая на свой возраст Дария Пинигина самостоятельно занимается своим большим хозяйством в виде огорода, домашней живности и бытовой работы. Характерными чертами героини являются ее правдивость, совестливость и справедливость, которые притягивают к ней местных жителей острова, любящих приходить на чашку чая из любимого самовара Дарьи Васильевны. Героиня отличается особой любовью к родным местам, где покоятся ее предки, и предпочитает оставаться на Матере, несмотря не затопление острова.

Павел Миронович

Также ключевым героем повести писатель представляет сына Дарьи Пинигиной, Павла Мироновича, пятидесятилетнего мужчины, работающего в совхозе в должности тракториста, устав от постоянной перемены от совхозного бригадира до заведующего гаража. Павел характеризуется в повести в образе простого, честного, трудолюбивого человека, хорошо относящегося к матери и старающегося оказать ей любую помощь. Павел Миронович имеет семью, состоящую из жены и трех сыновей, младший из которых, Андрей, вернувшись из армии, проживает совместно с родителями. В ситуации с островом, связанной с его затоплением и переселением местных жителей, Павел ощущает огромную жалость к Матере, устает от собственных переживаний и радуется, когда понимает, что наступает определенность.

Андрей Пинигин

Сын Павла, Андрей Пинигин, является одним из второстепенных героев произведения, и представляет собой молодого двадцатидвухлетнего мужчину, здорового на вид, недавно вернувшегося из армии, отличающегося гордо поднятой головой и солдатской выправкой. Андрей характеризуется в повести как разумный, взрослый человек, выстраивающий свою собственную жизнь по заранее разработанному им плану, желающего осуществлять трудовую деятельность на важном для государства объекте, где работает передовая молодежь, не тратя силы на жизнь в глухомани.

Богодул

Также второстепенным персонажем повести представлен старик Богодул, поселившийся на острове в давние времена, но не являющийся его коренным жителем. Богодул позиционирует себя как представитель польской нации, не любит изъясняться на русском языке, но обожает использование в своей речи матерных слов и выражений. Внешность старика напоминает сказочного лешего, отличаясь лохматой головой, красными глазами, огромными ручищами и отсутствием почти круглый год обуви на ногах. Местные жительницы с симпатией относятся к Богодулу, однако мужики его сторонятся, не понимая чудаковатость натуры Богодула.

Петруха

Одним из жителей Матеры является Петруха, второстепенный герой повести, сорокалетний мужчина, сын одной из старух Катерины, имеющий данное при рождении имя Никита Алексеевич Зотов. Петрухой его называет местное население, поскольку по жизни мужчина проявляет себя как никчемный беспутный разгильдяй, не работающий, не имеющий имущества, кроме своей ненаглядной гармошки, любящий поболтать и выпить, отличающейся ленью и бестолковостью. После начала переселения Петруха устраивает пожар собственной избы с целью получения компенсации, представив его как несчастный случай, а затем поджигает и дома соседей.

Катерина Зотова

Кроме того, в образе жителей острова в повести изображаются Катерина Зотова, мать Петрухи, являющаяся милой и доброй старушкой, супруги Егор и Настасья, переехавшие в город с Матеры в связи с затоплением, где старик Егор, истосковавшись по родине, умирает, а Настастья возвращается на остров к оставшимся жителям, а также старуха Сима с внуком Колей, оставленным ей ее немой дочерью и Борис Андреевич Воронцов, занимающий должность председателя совхоза.

Хозяин остров

На протяжении повести писатель использует образ Хозяина острова, описанного в виде невидимого, сказочного существа, охраняемого Матеру, осуществляющего еженощно осмотр обреченного островного поселения.

Характеристики 3

Героями данного произведения являются простые люди, которые проживают в деревне. В произведении столкнулись два мира, деревня и город. Жизнь людей, которых оторвали от корней, становится бессмысленной. Ведь люди полностью срастаются со своей землей и оторвать их невозможно друг от друга. Речь пойдет о том, как доставалось людям расставание с родной землей. Кому-то расстаться было легко, а вот кому-то немерено тяжело и болезненно. В сюжете описывается гибель деревни. Почти каждый персонаж, проживающий в деревне, имеет свою трогательную историю, которая может пронзить до глубины души.

Дарья Пинигина.

Одной из главных героинь в произведении является строгая женщина пожилого возраста. Восьмидесятилетняя старушка, пережившая войну, схоронила своих детей, а ее супруг считается без вести пропавшим. Женщина ведет свое маленькое хозяйство. По характеру она очень сильная женщина. Другие женщины с деревни любят приходить к ней в гости, чтобы попить чай вместе. Имеет единственного сына Павла, с которым у них недопонимая.
Павел.

Еще одним персонажем является пятидесятилетний сын старушки. В его жизни военные годы оставили глубокий след у него на сердце. Павел, несмотря на все недопонимая между ним и матерью, любит ее и пытается во всем помочь. Ему также, как и матери не хватает человеческих чувств. Он женат и у него есть дети.

Помимо сына у героини есть также двадцатилетний внук, которому не интересно жить в селе. Он хочет двигаться вперед, идти вместе с другой молодежью, а также завести семью. Ради этих целей он даже уволился с работы в заводе.

Еще одним весьма странным персонажем является заросший как животное, старик, проживающий в заброшенно доме. Он всегда ходит с голыми ногами и часто матерится. Тем не менее зимой, старухи дают ему ночлег в банях, они испытывают к нему жалость. Богодул является неким защитником их села, он даже смог остановить снос кладбища.

Настасья и Егор.

Являются соседями семьи, которые переехали из деревни в город. После переезда, Егор умер, а Настасья решила уехать обратно в родную деревню и жить там с остальными жительницами до конца своих дней. После того, как умерли ее дети, она начинает странно себя вести, вплоть до того, что общается с вещами дома.

Катерина.

Еше одна пожилая героиня, которая является подругой Дарьи. Имеет неработающего сына, который увлекается алкоголем и очень страдает от этого. Постоянно ищет в этом какие-то оправдания и надеется на лучшее, что ее сын бездарь когда-нибудь изменится.

Является сыном Катерины, а также неким посмешищем для жителей деревни, к тому же страшный врун.

В произведении упоминается также о второстепенных персонажах, таких как председатель совхоза по фамилии Воронцов, которого не уважают местные жители, для них он считается чужим. Смог прогнать людей, которые разрушали могилы на кладбище.

Также упоминается о маленьком звере, неком духе деревни. Его никто никогда не видел. Он имеет вид мелкого зверька и оберегает остров.

Несколько интересных сочинений

    Россия – сильнейшая в мире держава! - так нам внушают с самого детства. Однако последние события на международной политической арене говорят об обратном. Но надо признать, что сейчас Россия в трудном положении

  • Портрет Сони и Маруси (сравнение) в повести В дурном обществе

    Каждой девочке примерно лет 4. Они разносторонние. Соня – веселая. У нее кругленькое, пухлое тело, волосики темные, но наряженные шикарным бантом

  • Герои произведения Василий Теркин

    В поэме «Василий Теркин» главный герой олицетворяет образ обычного русского солдата, а окружающие его второстепенные персонажи не имеют имен, это его сослуживцы, генерал и пожилая пара.

  • Анализ произведения Гаршина То, чего не было

    Замечательное и поучительно произведение, которое называется «То, чего не было», написано русским писателем 19 века Всеволодом Михайловичем Гаршином. Анализ данного литературного творения представлен в данной статье.