Знаки препинания при обращениях, словах-предложениях, междометиях. Короткие, смешные, детские стихи про отца

БАЛЬМОНТ Константин

Будем как солнце! Забудем о том,
Кто нас ведет по пути золотому,
Будем лишь помнить, что вечно к иному,
К новому, к сильному, к доброму, к злому,
Ярко стремимся мы в сне золотом.
Будем молиться всегда неземному
В нашем хотенье земном!

Будем, как солнце всегда - молодое,
Нежно ласкать огневые цветы,
Воздух прозрачный и все золотое.
Счастлив ты? Будь же счастливее вдвое,
Будь воплощеньем внезапной мечты!
Только не медлить в недвижном покое,

Есть поцелуи - как сны свободные,
Блаженно-яркие, до исступления.
Есть поцелуи - как снег холодные.
Есть поцелуи - как оскорбление.
Константин Бальмонт

Женщина - с нами, когда мы рождаемся,
Женщина - с нами в последний наш час.
Женщина - знамя, когда мы сражаемся,
Женщина - радость раскрывшихся глаз.
Константин Бальмонт

И так как жизнь не понял ни один,
И так как смысла я ее не знаю, -
Всю смену дней, всю красочность картин,
Всю роскошь солнц и лун я проклинаю.
Константин Бальмонт

И чем выше я шел,
Тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались
Очертанья вдали…
Константин Бальмонт

Лестница любви

Только бы встречаться.
Только бы глядеть.
Молча сердцем петь.
Вздрогнуть и признаться.
Вдруг поцеловаться.
Ближе быть, обняться.
Сном одним гореть.
Двум в одно смешаться.
Без конца сливаться.
И не расставаться.
Вместе умереть.
Константин Бальмонт

Лишь с ней

Я был в России. Грачи кричали,
Весна дышала в мое лицо.
Зачем так много в тебе печали?
Нас обвенчали. Храни кольцо.

Я был повсюду. Опять в России.
Опять тоскую. И снова нем.
Поля седые. Поля родные.
Я к вам вернулся. Зачем? Зачем?

Кто хочет жертвы? Ее несу я.
Кто хочет крови? Мою пролей.
Но дай мне счастья и поцелуя.
Хоть на мгновенье. Лишь с ней. С моей.
Константин Бальмонт

Люби

"Люби!" - поют шуршащие березы,
Когда на них сережки расцвели.
"Люби!" - поет сирень в цветной пыли.
"Люби! Люби!" - поют, пылая, розы.

Страшись безлюбья. И беги угрозы
Бесстрастия. Твой полдень вмиг - вдали.
Твою зарю теченья зорь сожгли.
Люби любовь. Люби огонь и грезы.

Кто не любил, не выполнил закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.

Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.
Константин Бальмонт

Мать

Птицебыстрая, как я
И еще быстрее.
В ней был вспевный звон ручья
И всегда затея.
Чуть ушла в расцветный сад,
С нею я, ребенок,
Вот уж в дом пришла назад,
Целый дом ей звонок.
Утром, чуть в лугах светло,
Мне еще так спится,
А она, вскочив в седло,
На коне умчится.
Бродят светы по заре,
Чада ночи древней.
Топот брызнул на дворе,
Он уж за деревней.
Сонной грезой счастье длю,
Чуть дрожат ресницы.
"Ах, как маму я люблю,
Сад наш - сад жар-птицы!"
Долгий, краткий ли тот срок,
Сны всегда - обновы,
А к крыльцу уж - цок-цок-цок,
Скок и цок подковы.
Вся разметана, свежа,
Все в ней - воскресенье.
Разве только у стрижа
Столько нетерпенья.
"Ты куда же в эту рань,
Мама, уезжала?"
В губы чмок - и мне, как дань,
Ландышей немало.
"Ну, скорее день встречай",
Я бегу веселый.
Как хорош душистый чай,
На сирени пчелы.
Мать веселия полна,
Шутками прекрасна.
С ней всегда была весна
Для зимы опасна.
Только вздумаешь взгрустнуть, -
У нее лекарство:
Мысль послать в лучистый путь,
В радостное царство.
"Ты чего там приуныл?
Морщить лоб свой рано".
И смеется, смех тот мил,
Плещет фортепьяно.
Знал я в ранних тех мечтах,
Как без слов любовен
Храмовой ручьистый Бах,
Вещий дуб Бетховен,
Как возносит в высоту,
Уводя из плена,
Шуман, нежащий мечту,
Лунный взлет Шопена.
Как пленительно тонуть
В Моцарте и Глюке.
И обнять кого-нибудь
Странно жаждут руки.
Как в родную старину
Мчит певучий Глинка.
С ними к творческому сну
Льну и я, былинка.
Сладко в память заглянуть,
В глубь такой криницы,
Где подводный виден путь
К сказке Царь-Девицы.
Так предвидя, угадать
Сказ о дивном зелье
В жизни может только мать,
Мудрая в веселье.
И поздней, как дни, созрев,
Меньше дали света,
Превращать тоску в напев
Кто учил поэта?
Был иным я утолен,
Знал иные жажды,
Но такой лучистый сон
Снится лишь однажды.
Константин Бальмонт

Мир тому, кто не боится

Ослепительной мечты,

Для него восторг таится,

Для него цветут цветы!

Константин Бальмонт

Можно все заветное покинуть,
Можно все бесследно разлюбить.
Но нельзя к минувшему остынуть,
Но нельзя о прошлом позабыть!
Константин Бальмонт

Мой друг, есть радость и любовь,
Есть все, что будет вновь и вновь,
Хотя в других сердцах, не в наших.
Но милый брат, и я и ты -
Мы только грезы Красоты,
Мы только капли в вечных чашах
Неотцветающих цветов.
Непогибающих садов.
Константин Бальмонт

Моя любовь

Вступая в мир, мы в дом вступаем отчий,
Нас нежит мать, баюкает нас няня,
Роняет нам свой свет и отсвет счастье,
Родная речь промолвит нам: "Желанный!",
Всех звезд в мечты нам набросает полночь,
Привет тебе, моя любовь, Россия!

Из всех былин желанней мне Россия,
Взгляд матери и кроткий голос отчий,
Заря с зарей им чуть раздельность - полночь,
Июнь прозрачный, что-то шепчет няня,
Дремлю, горит лампадки свет желанный,
И свет и тень - во всем ребенку счастье.

Галчонка принесли, какое счастье,
Простых подарков не сочтет Россия,
Кормить галчонка - пир души желанный,
С птенцом дитя играет в разум отчий,
И сказку мне рассказывает няня,
Что сокол - день, а ворон с галкой - полночь.

Смеясь, на волю выпустил я полночь
И сердцем знал, что в черных крыльях счастье,
О светлых птицах досказала няня,
Жар-птицей назвала себя Россия,
И разве не костер - весь дом мой отчий,
И разве не огонь - наш гость желанный!

Кто сделал так, что весь мой свет желанный
упал в нерассекаемую полночь?
Из далей запредельных образ отчий
Вернет ли мне мое родное счастье?
Леса, поля, калина, степь, Россия,
На грани лет ты будешь ли мне - няня?

Там где-то между звезд чуть шепчет няня:
"Терпи, терпи - твое придет, желанный!",
Тоска к тоске, мне мечет клич Россия,
Чтоб я не закреплял тоскою полночь.
И край чужой, мне не даруя счастья,
Дает мне страсть - любить лишь край мой отчий.

Мой дом, мой отчий, лучших сказок няни,
Святыня, счастье, звук - из всех желанный,
Заря и полночь, я твой раб, Россия!
Константин Бальмонт

Мудрость сердца

Ты видал ли, как вздыхает вешний ветер меж цветов,
Их целует и качает, ими прян и сладко-нов.

Ты видал ли, как лелеют волны лотос голубой,
Как они цветок ласкают, окружив его собой.

Ты видал ли, как воздушно светит в сумерках звезда,
Как пред нею, вместе с нею, дышит вечером вода.

В этом мудрость, в этом счастье - увлекаясь, увлекать.
Зажигать и в то же время самому светло сверкать.

Увлекая, увлекаться - мудрость сердца моего,
Этим я могу достигнуть слишком многого - всего!
Константин Бальмонт

О женщина, дитя, привыкшее играть
И взором нежных глаз, и лаской поцелуя,
Я должен бы тебя всем сердцем презирать,
А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!
Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю,
Живу одной тобой в моих терзаньях страстных,
Для прихоти твоей я душу погублю,
Все, все возьми себе - за взгляд очей прекрасных,
За слово, лживое, что истины нежней,
За сладкою тоску восторженных мучений!
Ты, море странных снов, и звуков, и огней!
Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!
Константин Бальмонт

Отец

О мой единственный, в лесных возросших чащах
До белой старости, всех дней испив фиал,
Средь проклинающих, среди всегда кричащих,
Ни на кого лишь ты ни разу не кричал.

Воспоминания, как зерна светлых четок,
Перебираю я, сдвигая к кругу круг,
И знаю, что всегда ты божески был кроток,
Как тишь твоих полей, как твой зеленый луг.

Но, угли шевеля в полупотухших горнах,
Припоминая все, душой, за часом час,
Я вижу, как в глазах в твоих, как полночь, черных,
В молчании пылал огнепалимый сказ.

Ты наложил печать, нет, крепких семь печатей,
На то, что мучило, и ясным был всегда,
Как зыбь листвы ясна в лесу, на срывном скате,
Как ясной зрится нам глубокая вода.

И я горю сейчас тоской неутолимой,
Как брошенный моряк тоской по кораблю,
Что не успел я в днях, единственный, любимый,
Сказать тебе, отец, как я тебя люблю.
Константин Бальмонт

Отчего мне так душно? Отчего мне так скучно?
Я совсем остываю к мечте.
Дни мои равномерны, жизнь моя однозвучна,
Я застыл на последней черте.

Только шаг остаётся, только миг быстрокрылый,
И уйду я от бледных людей.
Для чего же я медлю пред раскрытой могилой?
Не спешу в неизвестность скорей?

Я не прежний весёлый, полубог вдохновенный,
Я не гений певучей мечты.
Я угрюмый заложник, я тоскующий пленный,
Я стою у последней черты.

Только миг быстрокрылый, и душа альбатросом
Унесётся к неведомой мгле.
Я устал приближаться от вопросов к вопросам,
Я жалею, что жил на земле.
Константин Бальмонт

Россия

Есть слово - оно едино.
Россия. Этот звук - свирель.
В нем воркованье голубино.
Я чую поле, в сердце хмель,
Позвавший птиц к весне апрель.
На иве распустились почки,
Береза слабые листочки
Раскрыла - больше снег не враг.
Трава взошла на каждой кочке,
Заизумрудился овраг.
Тоска ли в сердце медлит злая?
Гони. Свой дух утихомирь.
Вновь с нами ласточка живая,
Заморского отвергшись края,
В родимую влюбилась ширь.
И сердце, ничего не зная,
Вновь знает нежно, как она,
Что луговая и лесная
Зовет к раскрытости весна.
От солнца - ласка властелина,
Весь мир - одно окно лучу.
Светла в предчувствии долина,
О чем томлюсь? Чего хочу?
Всегда родимого взыскую,
Люблю разбег родных полей,
Вхожу в прогалину лесную -
Нет в мире ничего милей.
Ручьи, луга, болота, склоны,
В кустах для зайца уголок.
В пастушью дудку вдунул звоны,
Качнув подснежник, ветерок.
Весенним дождиком омочен,
Весенним солнцем разогрет,
Мой край, в покров весны одет,
Нерукотворно беспорочен.
Другого в мире счастья нет.
Константин Бальмонт

Тебя я хочу, мое счастье,
Моя неземная краса!
Ты - солнце во мраке ненастья,
Ты - жгучему сердцу роса!

Любовью к тебе окрыленный,
Я брошусь на битву с судьбой.
Как колос, грозой опаленный,
Склонюсь я во прах пред тобой.

За сладкий восторг упоенья!
Я жизнью своей заплачу!
Хотя бы ценой преступленья -
Тебя я хочу!
Константин Бальмонт

Хочу я зноя атласной груди,
Мы два желанья в одно сольем.
Уйдите, боги! Уйдите, люди!
Мне сладко с нею побыть вдвоем!
Константин Бальмонт

степь в серебре? 6) Нет наши девушки не плачут, не пишут и не ждут вестей!Нет снова я пущусь рыбачить без невода и без сетей! 7) Я с вызовом ношу его кольцо! -Да в Вечности - жена, не на бумаге! 8) Когда-нибудь прелес(?)ное с..зданье я стану для тебя воспоминаньем. 9)Ах на гравюре (полу)стёртой в один великолепный миг я видела Тучков-четвёртый ваш нежный лик...О как мне кажется могли вы рукою полною перс(?)ней и кудри дев ласкать и гривы своих коней. 10) Спасибо вам и сер(?)цем и рукой... за то, что вы больныувы не мной, за то, что я больнаувы не вами. 11)О летящие в ноч(?) поезда уносящие сон на вокзале. 12) Полыхни малиновою юбкоймолодость моя ! 13) Вы столь забывчивы сколь незабвен(?)ы.Ах вы похожи на улыбку вашу! 14) Кабы нас с тобой да судьба свела -ох весёлые пошли бы на земле дела! (Не)один бы нам поклонился градох мой родный мой природный мой безродный брат ! 15)О дни где утро было рай и полдень рай и все закаты! 16)О муза плача прекраснейшая из муз О ты шальное исчадие ночи белой

Ты чёрную насылаеш(?) метель на Русь, и вопли твои вонзаются в нас как стрелы. 17) Эх в старину роскош(?) так роскош(?)!Эх в старину мы герцогинями быть умели! 18) Из рук моих - (не)рукотворный град примимой стран(?)ый мой прекрасный брат... Пятисоборный (не)сравнен(?)ый круг примимой древний вдохновен(?)ый друг . 19) Я знаю: наш дар - (не)равен, мой голос впервые - тих. Что ваммолодой Державин мой (не)воспитан(?)ый стих! 20)О наконец тебя я удостоюсьблагообразия прекрасный пояс ! 21) Продолговатый и твёрдый овал, чёрного платья раструбы...Юн(?)ая бабушка кто целовал ваши надменные губы? (М. Цветаева )

№ 218. Расставьте необходимые знаки препинания, раскройте скобки. Определите, чем являются словада инет в предложе-

нии. Занесите номер предложения в соответствующую графу таблицы.

1) Мост новый заложен да смыт половодьем. 2) В лодке да ещё любовной запрокинуться - скандал! 3) Такой уж почёт, что бли-

жайшим друзьям - нет места. 4) Да (не)поклонимся словам! Русь прадедам, Россия нам! (М. Цветаева ). 5) Да будет народ государем всегда навсегда здесь и там! (В. Хлебников ) 6) Да я моряк! Искатель островов скиталец дерзкий в (не)оглядном море. (В. Брюсов ) 7) Покой твоей души и доброй и высокой да будет (не)рушим в Тверской земле жестокой. 8) И со мной лишь ты мне равный да любовь моя. 9) Но ещё (ни)один (не)сказал поэт, что мудрости нет и старости нет. 10) Ушедший от меня грустит, но нет пути назад. 11) Нет он меня (ни)когда (не)заставит думать, что страстно в другую влюблён. 12) Она словно с трудом говорила: «...я люблю вас, я вас любила ещё тогда!» - «Да?!» (А. Ахматова )

№ 219. Определите, чем является в предложенияхО - частицей, междометием или предлогом. Расставьте недостающие зна-

ки препинания.

1) О ангел мой не знай не ведай моей теперешней тоски. 2) О такой пленительной истомы я не знала до сих пор. 3) О нём гадала я в канун Крещенья. 4) О даже дьяволу меня не надо, куда же я пойду? 5) О нет я не тебя любила томима сладостным огнём. 6) О глубокая вода в мельничном пруду не от горя от стыда я к тебе приду. 7) О тебе ли заплачу странном? 8) Я сошла с ума о мальчик странный. 9) О сердце любит радостно и слепо! (А. Ахматова )

Вопросы и задания

1. Какие знаки препинания употребляются при обращениях, словахпредложениях, междометиях?

2. Приведите примеры распространённых и расчленённых обращений.

3. Как отличить междометие от частицы?

Итоговая работа № 6

I. 1. В этом предложении нужно обособить одно одиночное и одно распространённое обстоятельства:

а) И ветер жалуясь и плача раскачивает лес и дачу. (Б. Пастернак ) б) И шумели колдуя столетние ели всю зелёную тайну свевая к зрач-

кам. (К. Бальмонт ) в) Я тайному велению покорна товарища свободного избрав любила только солнце и деревья. (А. Ахматова )

2. В этом предложении деепричастие от союза и не отделяется запя-

а) И предвидя нашу разлуку, мне иссохшую чёрную руку, как за помощью, тянет он. б) И туго косы на ночь заплетя, в окно гляжу я, больше не грустя, на море, на песчаные откосы. в) Опустивши глаза сухие и ломая руки, Россия предо мною шла на восток. (А. Ахматова )

3. В этом предложении нужно обособить два распространённых определения и одно распространённое обстоятельство:

а) Сердце обокравшая всего его лишив вымучившая душу в бреду мою прими мой дар, дорогая. (В. Маяковский ) б) Покинув город мглой объятый пугаюсь шума я и грохота. (А. Белый ) в) Ветер пахнущий снегом и цветами налетел, засвистел в снастях и реях вырываясь из узкого ущелья... (В. Иванов )

4. В этом предложении оборот с союзом как не обособляется:

а) Весна как степь светла и широка. б) Воспоминания как зёрна светлых чёток перебираю я... в) Ты как тишь твоих полей. (К. Бальмонт )

5. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов:

а) Прочитав роман, мне стала понятна идея автора. б) Читая статью и отметив нужный материал, я делаю выписки в рабочую тетрадь. в) Обладая максимальной прочностью, форму шара можно считать идеальной для жилых помещений на Луне.

6. В этом предложении уточняющим членом предложения является обстоятельство места:

а) А зарёю, в самый сон, только спать и спать бы. б) В необъятность неба, ввысь, вихрем сизых пятен стаи голубей неслись. в) Встарь, во время оно, в сказочном краю пробирался конный. (Б. Пастернак )

7. Речевая ошибка допущена в предложении:

а) Открытие новой станции метро, в силу сложившихся обстоятельств, будет задержано на месяц. б) Благодаря сильной грозе, вы-

лет самолёта был отложен. в) Занятия в школе, по причине сорокаградусных морозов, отменены на несколько дней.

8. Исправьте пунктуационную ошибку, допущенную в предложении:

Только белых мокрых комьев быстрый промельк маховой, только крыши, снег и кроме крыш и снега, - никого. (Б. Пастернак )

9. В этом предложении деепричастие перешло в наречие и его обособлять не надо:

а) Зелёный май смеясь шумел кругом. (К. Фофанов ) б) Мысль погасая очнуться не хочет. (П. Галин ) в) Полдневный час. Жара гнетёт дыханье; глядишь прищурясь, - блеск глаза слезит. (К. Случевский )

10. В этом предложении деепричастные обороты нужно отделить от стоящего между ними союза и запятыми:

а) Вот отчего, запрягаясь с зарёю и голодая по нескольку дней, вы подвигаетесь мелкой рысцою и возбуждаете смех у людей. (А. Апухтин ) б) И, пред смертью вздохнув и блеснувши полней, на песке умирают в дрожании гнева языки обессиленных белых огней. (К. Бальмонт ) в) Ревела волна, разбиваясь о берег крутой и яростью брызг обдавая, грозила увлечь за собой. (П .Галин )

11. В этом предложении с помощью тире выделено вставное предложение:

а) Здесь даже мельница - бревенчатая птица с крылом единственным - стоит, глаза смежив. (С. Есенин ) б) Неуютная жидкая лунность и тоска бесконечных равнин - вот что видел я в резвую юность, что, любя, проклинал не один. (С. Есенин ) в) А поверху - город как будто взорван - бабахнула шестидюймовка Авророва. (В. Маяковский )

12. В этом предложении есть вводное слово и его нужно выделить запятыми:

а) Рухну кажется с помоста дней. (В. Маяковский) б) Кто кажется стройней в фигурах менуэта?(М. Кузмин)

13. В этом предложении обращение, выраженное цельным словосочетанием, разделено:

а) Прощай, лазурь Преображенская и золото второго Спаса, смягчи последней лаской женскою мне горечь рокового часа! (Б. Пастер-

нак ) б) Прощай, размах крыла расправленный, полёта вольного упорство, и образ мира, в слове явленный, и творчество, и чудотворство. (Б. Пастернак ) в) И, взглянув ей в очи ясные, тихо молвил на пути: «Девка, Бог на помощь, красная, дай мне вёдра поднести». (С. Дрожжин )

14. В этом предложении о является междометием и его необходимо отделить запятой:

а) Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать! (С. Есенин ) б) О знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют. (Б. Пастернак ) в) Я написал бы восемь строк о свойствах страсти. (Б. Пастернак )

15. Исправьте ошибку, допущенную в синтаксическом разборе.

По убеждению В. Хлебникова ,варьируя звуки определённым образом ,можно изобразить внешность ,настроение ,черты характера человека,впечатление , производимое им на окружающих.

II. Работа с текстом.

Опираясь на текст, напишите сочинение по заданной композиционной схеме: 1) основная проблема, 2) комментарий к заявленной проблеме, 3) позиция автора, 4) аргументированное согласие/несогласие с позицией автора.

Так мы и зимовали в этой комнате с зелёными рамами и низким небелёным потолком (это было в 1923 году под Прагой) у глухой старушки с собакой Румыгой. Зимовали хорошо, тесно, дружно, пусть и трудно.

Главное же, мужественная бедность Марины и Серёжи, достоинство, выдержка и зачастую юмор, с которым они боролись со всеми повседневными тяготами, поддерживая и ободряя друг друга, вызывали у меня такое жаркое чувство любви к ним и соратничество с ними, что уже это само по себе было счастьем.

Счастьем были вечера, которые иногда проводили мы вместе у стола, освобождённого от посуды, весело протёртого мокрой тряпкой, уютно и торжественно возглавляемого керосиновой лампой с блестящим стеклом. Серёжа читал нам вслух; Марина и я, слушая, чинили, латали…

Счастьем была наша семейная сказка-импровизация, которую Марина и Серёжа рассказывали мне перед сном. Это была длинная

звериная повесть; начало её, конечно, терялось в юности моих родителей. Серёжа замечательно изображал Льва и Обезьяну, Марина - Кошку и Рысь. Лев был благороден, Рысь - непоследовательна и коварна.

Издавна и нежно повелось: Марина звала Серёжу Львом, Лёве, он её - Рысью, Рысихой. Маринины тетради испещрены Серёжиными рисунками: уходя, а чаще всего убегая, «утаптывая», как говорил Лев из сказки, Серёжа набрасывал силуэт Льва, благодарного, пообедавшего, с толстым пузом или привычно тощего; Льва, плачущего крупными слезами или смеющегося во всю пасть, чтобы Марина, раскрыв тетрадь, улыбнулась ему вслед. Марина же подписывала свои письма букой «Р» и рисовала в виде росчерка длиннохвостую дикую кошку или только ухо её с кисточкой, чуткое ухо Рыси…

Об этих своих счастьях позволяю себе упоминать только потому, что они были островками радости и для моих родителей, передышками на пути теснивших трудностей и нараставших тревог.

Но детские радости лежат на поверхности событий; радуясь чужим святкам, просторам, чужому гостеприимству, дети эмигрантов до поры до времени, конечно, не осознают своей национальной непричастности всему этому, своего национального сиротства и неравноправия. Они верят в сами собой приходящие, не заработанные и не выстраданные чудеса. Я всего-навсего мечтала о том, как найду «кошелёк с двумя миллионами», один из которых отдам родителям, а второй поделю между бедными русскими студентами, маминой сестрой Асей и Максом Волошиным. Однажды, начав подметать, я нашла бы возле своей кровати клетку с кроликами, с двумя красноглазыми кроликами… Мечты миллионера…

(А. Эфрон)

Понятие о сложном предложении

Предложение называется сложным , если состоит из двух или нескольких частей, по форме однотипных с простыми предложениями, но образующих единое смысловое, конструктивное и интонационное целое.

По способу соединения частей сложные предложения делятся на бессоюзные (соединённые только при помощи интонации) и союзные -сложносочинённые (соединённые сочинительными союзами) исложноподчинённые (соединённые подчинительными союзами или союзными (относительными) словами).

Связь между частями сложного предложения может быть однотипной (сочинительной, подчинительной, бессоюзной) и разнотипной (сочинительной и подчинительной, сочинительной и бессоюзной, подчинительной и бессоюзной).

Предложения с разнотипной связью являются сложными синтаксическими конструкциями .

Сложносочинённое предложение

Сложносочинённым называется сложное предложение, состоящее из двух или более синтаксически равноправных частей, которые связаны интонацией и сочинительными союзами:

соединительными: и, да(=и), ни…ни, также, тоже; противительными: а, но, да(=но), однако, зато, же; разделительными: или, либо, ли…ли, то…то; присоединительными: и, да и; пояснительными: то есть, а именно.

Соответственно между частями сложносочинённого предложения устанавливаются соединительные, противительные, разделительные, присоединительные и пояснительные отношения.

№ 220. В сложносочинённых предложениях укажите средства связи их частей. Определите синтаксические отношения между

ними (соединительные, разделительные и т. д.).

1) Римский постарался изобразить на лице улыбку, и от этого оно сделалось кислым и злым… 2) В окно хлестал дождь, а здесь было тепло и уютно. 3) Светило солнце, и как сумасшедшие кричали дрозды. 4) Она приходила ко мне каждый день, а ждать я начинал её с утра. 5) Дышать стало гораздо легче, и голоса под липами зву-

чали мягче. 6) Грач ли хорошо знал своё дело, машина ли была хороша, но только вскоре Маргарита, открыв глаза, увидела… дрожащее озеро московских огней. 7) «Или вы соглашаетесь, или я немедленно ухожу!» - прошипел Азазелло. 8) След Варенухи так и не удалось поймать, то есть известный решительно всей Москве театральный администратор канул как в воду. 9) Пропали чёрные кони, и мастер с Маргаритой увидели обещанный рассвет…

(М. Булгаков)

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

I. В сложносочинённом предложении ставится запятая,

если части связаны сочинительными одиночными или повторяющимися союзами:

И . Из длинных траввстаёт луна щитом краснеющим героя, и буйноймузыки волна плеснула в море заревое.(А. Блок)

И , и . И сновавластвует Багдад , и снова странствует Синдбад .(Н. Гумилёв)

№ 221. I. Выделите грамматические основы в предложениях. Расставьте знаки препинания.

II. Выпишите только сложносочинённые предложения.

1) Художник нам изобразил глубокий обморок сирени и красок звучные ступени на холст как струпья положил. 2) И море и Гомер всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит и море чёрное витийствуя шумит и с тяжким грохотом подходит к изголовью (О. Мандельштам ) 3) В моей стране - покой осенний дни отлетевших журавлей и словно строгий счёт мгновений проходят облака над ней. 4) Пускай мой друг разрезав том поэта упьётся в нём и стройностью сонета и буквами спокойной красоты! (В. Брюсов ) 5) И я ушёл унёс вопросы смущая ими божество но выше этого утёса не видел в мире ничего. 6) Но тих был взгляд моих очей и сер-

дце ждущее спокойно могло ль прельститься цепью стройной светло чарующих речей? (Н. Гумилёв ) 7) И радуют изысканные клумбы и резкий крик вороны в небе чёрной и в глубине аллеи арка склепа.

8) Смуглый отрок бродил по аллеям у озёрных грустил берегов и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов. (А. Ахматова )

9) И скоро я расстанусь с вами и вы увидите меня вон там за длинными горами летящим в облаке огня. (А. Блок ) 10) Милей милей мне славы простор родных полей и вешний гул дубравы и крики журавлей. (С. Клычков ) 11) И весел звучный лес и ветер меж берёз уж веет ласково а белые берёзы роняют тихий дождь своих алмазных слёз и улыбаются сквозь слёзы. (И. Бунин )

II. В сложносочинённом предложении не ставится запя-

1) если части сложносочинённого предложения имеют общий структурный компонент: второстепенный член, вводное слово, частицу (ограничительную, выделительную или усилительную), придаточную (или главную) часть:

Общий член и. Однажды солнце догорало и тихотеплились лучи …(Н. Гумилёв)

частица Общая и. Только ветер воет идождь стучит по крыше.

жевыступали симво-

Когда вставал туман над водной

(1), и .

степью , великийжрец творил свя-

той обряд итанцы гибких, тре-

петных наяд по берегувились жем-

чужной цепью . (Н. Гумилёв)

Когда шуршат в оврагелопухи и

никнет гроздь рябины жёлто-крас-

листы и за что боролись они ?

и !

Как прекрасен был еговзор икак оду-

хотворены егоречи !

и .(!)

Пусть светит солнце и смеются де-

(побудит. предл.)

ти .

Скачите , всадники, быстрее илей-

ся , песня, по степи!

3) если части сложносочинённого предложения представляют собой назывные или безличные предложения однородного состава:

№ 222. Расставьте знаки препинания, запишите номера предложений в соответствующую графу таблицы.

Сложносочинённое предложение

1) Но скоро там венцом червонным заплетутся розы и голоса незримых прозвучат. 2) Мы знаем что ныне лежит на весах и что совершается ныне. 3) Здесь Пушкина изгнанье началось и Лермонто-

Трогательные стихи про папу для детей любого возраста на сайте Твой ребенок.ру! Короткие, смешные, оригинальные стихи и поздравления для отцов на каждый день!

Кто опора семьи? Конечно же папа! Он друг и помощник своих детей. Без пап жизнь была бы не такой интересной и веселой! Мы не могли удержаться и сделали подборку замечательных стихотворений о папах. На этой странице представлены стихи и современных и классических авторов. Трогательные строчки стихов об отцах не оставят равнодушными детей! Приятного чтения!

Стихи о папе
Олег Бундур

Я ночью тихонько с дивана слезаю
И к папе тихонько в постель заползаю,
И тихо-претихо лежу, словно мышка,
И так засыпаю у папы под мышкой.
А утром он только откроет глаза
И скажет мне весело: - Ну, чудеса!
Откуда ты взялся? Вот удивил! -
- Да я же всегда с тобой рядышком был!

Ходят папы
Олег Бундур

Ходят папы под окнами,
Маются,
Ходят папы,
Ужасно волнуются,
Ни с того ни с сего
Обнимаются,
Ни с того ни с сего
Вдруг целуются.

То становятся сразу
Слезливыми
И носы утирают
Платочками…
А за окнами
Мамы счастливые
На руках с сыновьями
И дочками.

Светит солнышко
Ласково - ласково,
У крылечка мы с папой
С коляскою,
Я готов во всё горло кричать:
- Мы братишку пришли получать!

Книжек у папы
Целая тыща!
Какую не спросят -
Тут же отыщет.
Наверное, папа
Всё уже знает
И снова садится один
И читает.
Я книги, как папа,
Люблю
И мечтаю:
Вот вырасту -
Столько же книг
Прочитаю.
И сына к себе
Не забуду позвать,
Спрошу его: - Ну,
Что тебе почитать?

Папы
Олег Бундур

Папы разными бывают:
Тот молчит, а тот кричит,
Тот, бывает, напевает,
Тот у телека торчит,
Тот, бывает, обнимает
Теплотою сильных рук,
Тот, бывает, забывает,
Что он сыну лучший друг.
Папы разными бывают…
И, когда проходят дни,
Сыновья их вырастают
Точка в точку, как они.

Я сильнее папы
Олег Бундур

Сияет солнце высоко,
О мае напевая,
Шагает папа широко,
А я не успеваю,
И мне приходится бежать,
Чтоб от него не отставать,
И я бегу, не отстаю,
И я ничуть не устаю,
И я сказал в конце пути:
- Бежать труднее, чем идти,
Я вдвое больше пробежал!-
А папа руку мне пожал:
- Ты прав,
твой путь длиннее
И ты, сынок, сильнее!
В магазине игрушек
А в магазине - давка,
Скорее бы уйти,
Но папе от прилавка
Никак не отойти.
Он говорит, вздыхая:
- Прелесть-то какая!
Никак не наглядеться,
Ещё чуть постоим.
Вот мне б такое в детстве,
Я вырос бы другим…

Отец
Константин Бальмонт

О мой единственный, в лесных возросший чащах,
До белой старости, всех дней испив фиал,
Средь проклинающих, среди всегда кричащих,
Ни на кого лишь ты ни разу не кричал.

Воспоминания, как зерна светлых четок,
Перебираю я, сдвигая к кругу круг,
И знаю, что всегда ты божески был кроток,
Как тишь твоих полей, как твой зеленый луг.

Но, угли шевеля в полупотухших горнах,
Припоминая все, душой, за часом час,
Я вижу, как в глазах, в твоих, как полночь, черных,
В молчании пылал огнепалимый сказ.

Ты наложил печать, нет, крепких семь печатей,
На то, что мучило, и ясным был всегда,
Как зыбь листвы ясна, в лесу, на срывном скате,
Как ясной зрится нам глубокая вода.

И я горю сейчас тоской неутолимой,
Как брошенный моряк тоской по кораблю,
Что не успел я в днях, единственный, любимый,
Сказать тебе, отец, как я тебя люблю.

Игра в папу
Марина Цветаева

Глупую куклу со стула
Я подняла и одела.
Куклу я на пол швырнула:
В маму играть - надоело!
Не поднимаясь со стула
Долго я в книгу глядела.
Книгу я на пол швырнула:
В папу играть - надоело!

Возвращение с прогулки с папой
Олег Бундур

Шёл дождь и ветер с ног сбивал,
Устала мама, я устал,
Казалось, нету больше сил,
Но тут нас папа заслонил
И мы за папиной спиной,
Как за каменной стеной!
Ещё чуть-чуть и наш порог,
Теперь идти надёжней,
Уже не ветер - ветерок,
Уже не дождь, а дождик!

Папу с мамой берегу
Олег Бундур

Папа жалуется:
- Что-то Утомляюсь от работы…
Мама тоже: - Устаю,
На ногах едва стою….
Я беру у папы веник _
Я ведь тоже не бездельник,
После ужина посуду
Сам помою, не забуду, -
Папу с мамой берегу,
Я же сильный,
Я смогу!

Отец и сын
Александр Твардовский

Быть может, все несчастье
От почты полевой:
Его считали мертвым,
А он пришел живой.
Живой, покрытый славой,
Порадуйся, семья!
Глядит - кругом чужие.
- А где жена моя?
- Она ждала так долго,
Так велика война.
С твоим бывалым другом
Сошлась твоя жена.
- Так где он? С ним по-свойски
Поговорить бы мне.
Но люди отвечают:
- Погибнул на войне.
Жена второго горя
Не вынесла. Она
Лежит в больнице. Память
Ее темным-темна.
И словно у солдата
Уже не стало сил.
Он шопотом чуть слышно:
- А дочь моя?- спросил.
И люди не посмели,
Солгав, беде помочь:
- Зимой за партой в школе
Убита бомбой дочь.
О, лучше б ты не ездил,
Солдат, с войны домой!
Но он еще собрался
Спросить:- А мальчик мой?
- Твой сын живой, здоровый,
Он ждал тебя один.
И обнялись, как братья,
Отец и мальчик-сын.
Как братья боевые,
Как горькие друзья.
- Не плачь,- кричит мальчишка,
Не смей,- тебе нельзя!
А сам припал головкой
К отцовскому плечу.
- Возьми меня с собою,
Я жить с тобой хочу.
- Возьму, возьму, мой мальчик,
Уедешь ты со мной
На фронт, где я воюю,
В наш полк, в наш дом родной.

Как папа жил в детстве
Олег Бундур

Папа утром сам вставал,
Всё до капельки съедал,
Не ронял, представьте, чашек,
Никогда не рвал рубашек
И не бегал босиком,
И не щёлкал языком,
И с дворняжкой не дружил -
Очень скучно папа жил!

Как папа женился
Олег Бундур

Папа за мамой
Долго ходил,
В кинотеатры
Маму водил,
Вместо экрана
На маму глядел
И от волненья
Дрожал и потел,
Из школы до дома
Её провожал,
Робко за ручку
Маму держал.
Вот так десять лет
Вокруг мамы кружил
И руку, и сердце
Потом предложил.
Но по всему было ясно,
Что мама давно согласна!

Интересный вопрос
Олег Бундур

Мне по попе папа дал -
Папа точно попадал!
Очень долго там болело,
Чуть пониже спины,
Но вопрос не в пользе дела,
За вину, иль без вины,
Я на боль махнул рукою,
Интересно мне другое:
Мне хотелось бы узнать:
Сослуживцу на работе
Мог по попе папа дать?


1. Обращения - это слова, называющие тех, к кому обращаются с речью, и служащие для того, чтобы привлечь или поддержать внимание.
Обращения выражаются существительными или другими частями речи, выступающими в роли существительных. Обращения бывают одиночными и распространёнными. Членами предложения обращения не являются.
Синеокая, Бог тебя создал такой. (А. Блок)
О Русь, волшебница суровая, повсюду ты своё возьмёшь! (Н. Гумилёв)

2) Части расчленённого обращения выделяются запятыми:


Шагай, страна, быстрей, моя. (В. Маяковский)

2. Слова-предложения - это нечленимые предложения, выраженные одним словом или устойчивым словосочетанием и служащие для выражения согласия или несогласия с высказыванием собеседника, эмоциональной реакции, волеизъявления. Эти значения передаются в общем, неконкретном виде. Чаще всего они встречаются в диалогической речи или в предложениях с прямой речью:

  • Я не поеду с вами.
  • Как так? (Неужели; Разве)
  • Вам чего-нибудь хочется?
  • Нет. (Ничего; Ни-ни; Вовсе нет)
Она спросила: «Вы пойдёте с нами?» Он ответил: «Да». (Конечно; Разумеется)
В монологической речи, особенно в стихотворном тексте, при словах-предложениях (чаще всего Да и Нет) кавычки и тире не употребляются.
Слова-предложения Да и Нет, выражающие утверждение или отрицание, отделяются запятыми или другими знаками

[ Да (нет)], [...].
Да, знаю, знаю, потому и прямо сюда пришла, минуя смерть... (М. Цветаева)

Да! Жизнь сложна.
[Да (нет)] ! (?) [...].

Примечания.

    1. Необходимо отличать слово-предложение Да от частицы да: Да, я вернусь к тебе, Россия. (К. Бальмонт) - Да и ты пойдёшь своей дорогой распылять безрадостные дни... (С. Есенин)
    2. Необходимо отличать слово-предложение Нет от сказуемого нет в безличном предложении: Нет, с врагами я беспощаден. (К. Симонов) - Нет безобразья в природе! (Н. Некрасов)
3. Междометие - это часть речи, выражающая чувства, настроения и побуждения, но не называющая их.
1) Междометия выделяются (или отделяются) запятыми. При восклицательной интонации после междометия ставится восклицательный знак:

[Междометие, ...]. [..., междометие, ...]
Междометие! Текст.
Ах, поля мои, борозды милые... (С. Есенин)
А на высотах собора, где мозаики блеск, чу, голубиного хора вздох... (Н. Гумилёв) О! В сумрак отступающие вещи и еле слышные духи... (Н. Гумилёв)

2) Если междометие стоит перед личным местоимением ты(вы), за которым следует обращение, запятая после междометия не ставится:

[Ой Ж ты(вы), обращ. , ... ]. [Ах Ж ты(вы), обращ. , ... ].
Ой ты, Русь, моя родина кроткая... (С. Есенин) Ах ты, степь моя, степь привольная! (М. Кольцов)

Примечание. Следует различать междометия и омонимичные частицы, имеющие усилительное значение. После междометий ставится запятая, после частиц - нет: О, какая это была любовь... (Б. Пастернак) - О любимые сердцем обманы! (Н. Заболоцкий)
I. Выпишите сначала примеры с обращениями, затем - со словами-предложениями, потом - с междометиями. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.
II. Назовите художественно-языковые средства, использованные автором.
1) Каким наитием, какими истинами, о чём шумите вы разливы лиственные? 2) Друг разрешите мне на лад старинный сказать любовь, нежнейшую на свете. 3) Россия моя Россия зачем так ярко горишь? 4) О как же ты прекрасен тусклый Кремль мой! 5) Ах на цыганской, на райской, на ранней заре - помните утренний ветер и
№ 217.

степь в серебре? 6) Нет наши девушки не плачут, не пишут и не ждут вестей! Нет снова я пущусь рыбачить без невода и без сетей! 7) Я с вызовом ношу его кольцо! - Да в Вечности - жена, не на бумаге! 8) Когда-нибудь прелес(?)ное с..зданье я стану для тебя воспоминаньем. 9) Ах на гравюре (полу)стёртой в один великолепный миг я видела Тучков-четвёртый ваш нежный лик... О как мне кажется могли вы рукою полною перс(?)ней и кудри дев ласкать и гривы своих коней. 10) Спасибо вам и сер(?)цем и рукой... за то, что вы больны увы не мной, за то, что я больна увы не вами. 11) О летящие в ноч(?) поезда уносящие сон на вокзале. 12) Полыхни малиновою юбкой молодость моя! 13) Вы столь забывчивы сколь незабвен(?)ы. Ах вы похожи на улыбку вашу! 14) Кабы нас с тобой да судьба свела - ох весёлые пошли бы на земле дела! (Не)один бы нам поклонился град ох мой родный мой природный мой безродный брат! 15) О дни где утро было рай и полдень рай и все закаты! 16) О муза плача прекраснейшая из муз О ты шальное исчадие ночи белой Ты чёрную насылаеш(?) метель на Русь, и вопли твои вонзаются в нас как стрелы. 17) Эх в старину роскош(?) так роскош(?)! Эх в старину мы герцогинями быть умели! 18) Из рук моих - (нерукотворный град прими мой стран(?)ый мой прекрасный брат... Пятисо- борный (не)сравнен(?)ый круг прими мой древний вдохновен(?)ый друг. 19) Я знаю: наш дар - (не)равен, мой голос впервые - тих. Что вам молодой Державин мой (не)воспитан(?)ый стих! 20) О наконец тебя я удостоюсь благообразия прекрасный пояс! 21) Продолговатый и твёрдый овал, чёрного платья раструбы... Юн(?)ая бабушка кто целовал ваши надменные губы? (М. Цветаева)


Расставьте необходимые знаки препинания, раскройте скобки. Определите, чем являются слова да и нет в предложении. Занесите номер предложения в соответствующую графу таблицы.
№ 218.
1) Мост новый заложен да смыт половодьем. 2) В лодке да ещё любовной запрокинуться - скандал! 3) Такой уж почёт, что бли- жайшим друзьям - нет места. 4) Да (не)поклонимся словам! Русь прадедам, Россия нам! (М. Цветаева). 5) Да будет народ государем всегда навсегда здесь и там! (В. Хлебников) 6) Да я моряк! Искатель островов скиталец дерзкий в (не)оглядном море. (В. Брюсов) 7) Покой твоей души и доброй и высокой да будет (не) рушим в Тверской земле жестокой. 8) И со мной лишь ты мне равный да любовь моя. 9) Но ещё (ни)один (не)сказал поэт, что мудрости нет и старости нет. 10) Ушедший от меня грустит, но нет пути назад. 11) Нет он меня (ни)когда (не)заставит думать, что страстно в другую влюблён. 12) Она словно с трудом говорила: «...я люблю вас, я вас любила ещё тогда!» - «Да?!» (А. Ахматова)
Определите, чем является в предложениях О - частицей, междометием или предлогом. Расставьте недостающие зна-

ки препинания.
1) О ангел мой не знай не ведай моей теперешней тоски. 2) О такой пленительной истомы я не знала до сих пор. 3) О нём гадала я в канун Крещенья. 4) О даже дьяволу меня не надо, куда же я пойду? 5) О нет я не тебя любила томима сладостным огнём. 6) О глубокая вода в мельничном пруду не от горя от стыда я к тебе приду. 7) О тебе ли заплачу странном? 8) Я сошла с ума о мальчик странный. 9) О сердце любит радостно и слепо! (А. Ахматова)
Вопросы и задания

  1. Какие знаки препинания употребляются при обращениях, словах- предложениях, междометиях?
  2. Приведите примеры распространённых и расчленённых обращений.
  3. Как отличить междометие от частицы?
Итоговая работа № 6
I. 1. В этом предложении нужно обособить одно одиночное и одно распространённое обстоятельства:
а) И ветер жалуясь и плача раскачивает лес и дачу. (Б. Пастернак)
б) И шумели колдуя столетние ели всю зелёную тайну свевая к зрач-
кам. (К. Бальмонт) в) Я тайному велению покорна товарища свободного избрав любила только солнце и деревья. (А. Ахматова)
    1. В этом предложении деепричастие от союза и не отделяется запятой:
а) И предвидя нашу разлуку, мне иссохшую чёрную руку, как за помощью, тянет он. б) И туго косы на ночь заплетя, в окно гляжу я, больше не грустя, на море, на песчаные откосы. в) Опустивши глаза сухие и ломая руки, Россия предо мною шла на восток. (А. Ахматова)
    1. В этом предложении нужно обособить два распространённых определения и одно распространённое обстоятельство:
а) Сердце обокравшая всего его лишив вымучившая душу в бреду мою прими мой дар, дорогая. (В. Маяковский) б) Покинув город мглой объятый пугаюсь шума я и грохота. (А. Белый) в) Ветер пахнущий снегом и цветами налетел, засвистел в снастях и реях вырываясь из узкого ущелья... (В. Иванов)
    1. В этом предложении оборот с союзом как не обособляется:
а) Весна как степь светла и широка. б) Воспоминания как зёрна светлых чёток перебираю я... в) Ты как тишь твоих полей. (К. Бальмонт)
    1. Исправьте ошибки в употреблении деепричастных оборотов:
а) Прочитав роман, мне стала понятна идея автора. б) Читая статью и отметив нужный материал, я делаю выписки в рабочую тетрадь. в) Обладая максимальной прочностью, форму шара можно считать идеальной для жилых помещений на Луне.
    1. В этом предложении уточняющим членом предложения является обстоятельство места:
а) А зарёю, в самый сон, только спать и спать бы. б) В необъятность неба, ввысь, вихрем сизых пятен стаи голубей неслись. в) Встарь, во время оно, в сказочном краю пробирался конный. (Б. Пастернак)
    1. Речевая ошибка допущена в предложении:
а) Открытие новой станции метро, в силу сложившихся обстоятельств, будет задержано на месяц. б) Благодаря сильной грозе, вы-
лет самолёта был отложен. в) Занятия в школе, по причине сорокаградусных морозов, отменены на несколько дней.
    1. Исправьте пунктуационную ошибку, допущенную в предложении:
Только белых мокрых комьев быстрый промельк маховой, только крыши, снег и кроме крыш и снега, - никого. (Б. Пастернак)
    1. В этом предложении деепричастие перешло в наречие и его обособлять не надо:
а) Зелёный май смеясь шумел кругом. (К. Фофанов) б) Мысль погасая очнуться не хочет. (П. Галин) в) Полдневный час. Жара гнетёт дыханье; глядишь прищурясь, - блеск глаза слезит. (К. Случевский)
    1. В этом предложении деепричастные обороты нужно отделить от стоящего между ними союза и запятыми:
а) Вот отчего, запрягаясь с зарёю и голодая по нескольку дней, вы подвигаетесь мелкой рысцою и возбуждаете смех у людей. (А. Апухтин) б) И, пред смертью вздохнув и блеснувши полней, на песке умирают в дрожании гнева языки обессиленных белых огней. (К. Бальмонт) в) Ревела волна, разбиваясь о берег крутой и яростью брызг обдавая, грозила увлечь за собой. (П. Галин)
    1. В этом предложении с помощью тире выделено вставное предложение:
а) Здесь даже мельница - бревенчатая птица с крылом единственным - стоит, глаза смежив. (С. Есенин) б) Неуютная жидкая лунность и тоска бесконечных равнин - вот что видел я в резвую юность, что, любя, проклинал не один. (С. Есенин) в) А поверху - город как будто взорван - бабахнула шестидюймовка Авророва. (В. Маяковский)
    1. В этом предложении есть вводное слово и его нужно выделить запятыми:
а) Рухну кажется с помоста дней. (В. Маяковский) б) Кто кажется стройней в фигурах менуэта? (М. Кузмин)
    1. В этом предложении обращение, выраженное цельным словосочетанием, разделено:
а) Прощай, лазурь Преображенская и золото второго Спаса, смягчи последней лаской женскою мне горечь рокового часа! (Б. Пастер-
нак) б) Прощай, размах крыла расправленный, полёта вольного упорство, и образ мира, в слове явленный, и творчество, и чудотворство. (Б. Пастернак) в) И, взглянув ей в очи ясные, тихо молвил на пути: «Девка, Бог на помощь, красная, дай мне вёдра поднести». (С. Дрожжин)
    1. В этом предложении о является междометием и его необходимо отделить запятой:
а) Разбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать! (С. Есенин)
б) О знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют. (Б. Пастернак) в) Я написал бы восемь строк о свойствах страсти. (Б. Пастернак)
    1. Исправьте ошибку, допущенную в синтаксическом разборе.
.ПР. убеждению В.. Хлебникова, _варьируя_звуки_ определённым -образом., можно изобразить внешность, настроение, черты характера человека, впечатление, производимое им на окружающих.
^ J
II. Работа с текстом.
Опираясь на текст, напишите сочинение по заданной композиционной схеме: 1) основная проблема, 2) комментарий к заявленной проблеме, 3) позиция автора, 4) аргументированное согласие/несогласие с позицией автора.
Так мы и зимовали в этой комнате с зелёными рамами и низким небелёным потолком (это было в 1923 году под Прагой) у глухой старушки с собакой Румыгой. Зимовали хорошо, тесно, дружно, пусть и трудно.
Главное же, мужественная бедность Марины и Серёжи, достоинство, выдержка и зачастую юмор, с которым они боролись со всеми повседневными тяготами, поддерживая и ободряя друг друга, вызывали у меня такое жаркое чувство любви к ним и соратничест- во с ними, что уже это само по себе было счастьем.
Счастьем были вечера, которые иногда проводили мы вместе у стола, освобождённого от посуды, весело протёртого мокрой тряпкой, уютно и торжественно возглавляемого керосиновой лампой с блестящим стеклом. Серёжа читал нам вслух; Марина и я, слушая, чинили, латали.
Счастьем была наша семейная сказка-импровизация, которую Марина и Серёжа рассказывали мне перед сном. Это была длинная
звериная повесть; начало её, конечно, терялось в юности моих родителей. Серёжа замечательно изображал Льва и Обезьяну, Марина - Кошку и Рысь. Лев был благороден, Рысь - непоследовательна и коварна.
Издавна и нежно повелось: Марина звала Серёжу Львом, Лёве, он её - Рысью, Рысихой. Маринины тетради испещрены Серёжи- ными рисунками: уходя, а чаще всего убегая, «утаптывая», как говорил Лев из сказки, Серёжа набрасывал силуэт Льва, благодарного, пообедавшего, с толстым пузом или привычно тощего; Льва, плачущего крупными слезами или смеющегося во всю пасть, чтобы Марина, раскрыв тетрадь, улыбнулась ему вслед. Марина же подписывала свои письма букой «Р» и рисовала в виде росчерка длиннохвостую дикую кошку или только ухо её с кисточкой, чуткое ухо Рыси.
Об этих своих счастьях позволяю себе упоминать только потому, что они были островками радости и для моих родителей, передышками на пути теснивших трудностей и нараставших тревог.
Но детские радости лежат на поверхности событий; радуясь чужим святкам, просторам, чужому гостеприимству, дети эмигрантов до поры до времени, конечно, не осознают своей национальной непричастности всему этому, своего национального сиротства и неравноправия. Они верят в сами собой приходящие, не заработанные и не выстраданные чудеса. Я всего-навсего мечтала о том, как найду «кошелёк с двумя миллионами», один из которых отдам родителям, а второй поделю между бедными русскими студентами, маминой сестрой Асей и Максом Волошиным. Однажды, начав подметать, я нашла бы возле своей кровати клетку с кроликами, с двумя красноглазыми кроликами. Мечты миллионера.
(А. Эфрон)