Брайан мэй биография. Брайан Мэй — удивительные факты жизни. Ты сам будешь петь


      Дата публикации: 07 сентября 1999 г.

Брайан Мэй (Brian May) - легендарный гитарист группы QUEEN, чья игра на гитаре была визитной карточкой группы в такой же мере, как и вокал Фредди Меркьюри (Freddie Mercury). Многие считали, что на первых альбомах музыканты используют синтезаторы - так разнообразно звучала гитара Брайана. Как же он добился такого неповторимого звучания? То его гитара звучит как целый оркестр из разных инструментов, то с эффектом трехголосного унисона. Откуда же взялась эта необыкновенная гитара?

Б райан Гарольд Мэй родился 19 июля 1947 года в Хэмптоне, Мидлсекс, Англия. В возрасте пяти лет он начал учиться игре на фортепиано и на банджо. Однако вскоре Брайан переключился на гитару, которая показалась ему более выразительным и "уступчивым" инструментом. На свой седьмой день рождения он получил в подарок акустическую гитару, но новый инструмент был слишком большой для его детских пальчиков. Тогда Брайан начал переделывать его, чтобы приспособить под себя и придать ей электрическое звучание. Он поставил на нее звукосниматели и играл через самодельный усилитель. Прошло какое-то время - и Брайана перестала удовлетворять игра на акустической гитаре со звукоснимателями, он мечтал о Fender Stratocaster, но его семья не могла себе этого позволить. Поэтому Брайан решил сделать свою гитару сам, призвав в помощь отца.

Оба имели опыт работы по дереву и металлу, а у Брайана еще была и склонность к физике. Брайан решил, что если уж делать свою гитару, то она должна его полностью удовлетворять во всех отношениях. "Я начал с классической испанской гитары и начал экспериментировать, чтобы посмотреть, как изменяется звук. Я не хотел, чтобы моя гитара звучала как Fender. Я также знал, что хочу 24 лада и никогда не мог понять, почему люди остановились на 22..."

На изготовление его гитары, получившей название Red Special, ушло два года. Два года экспериментирования со звуком и формой. Гриф сделали из куска махагонового дерева, отпиленного от 200-летней каминной балки, корпус был изготовлен из твердого дуба, головки колков - из старых перламутровых пуговиц, а металлические части - из деталей старого мотоцикла. Затраты на все эти материалы составили всего 8 фунтов. После долгих экспериментов Брайан понял, что вместо стандартного медиатора ему удобнее играть обыкновенной английской монетой достоинством в шесть пенсов. "Я чувствую, что это дает мне более близкий контакт со струнами и больше контроля над ними во время игры". Эта монета перестала находиться в обращении с начала 70-х годов. Но в 1993 году Королевский Монетный Двор согласился напечатать монеты с изображением Брайана, чтоб он мог продолжать использовать их как медиатор. Red Special звучит почти на всех студийных хитах QUEEN, и Брайан до сих пор предпочитает использовать свою "каминную" гитару в студии и на концертах.

Иногда Брайан брал в руки и другие гитары - Fender Telecaster для песни "Crazy Little Thing Called Love", акустическую двенадцатиструнную для "Love Of My Life" и "Is This The World We Created?.."; иногда играл на фирменных копиях своей гитары и на других электрогитарах.

И все-таки, изготовлением Red Special дело не закончилось. Брайана не удовлетворяло звучание ни одного усилителя. "Я имел точное представление о том, какое звучание своей гитары я хочу получить, но никогда не мог полностью достичь этого. Мне повезло, что благодаря моему отцу я примерно знал, что происходит внутри этих усилителей. Я хотел, чтоб усилитель звучал чисто и выразительно на низких тонах, а отдельные ноты звучали не как дисторшн, а скорее как скрипка. Однажды я попробовал Vox AC30, принадлежащий моему другу и понял, что это "оно". С того момента, как я принес его домой и подключился, я понял, что это любовь! Вскоре я купил еще один Vox AC30, а потом еще один, и по мере того, как росли в размере помещения, где мы выступали, росло и количество усилителей. Конечно, уже в совсем больших помещениях мы использовали мониторы, обходясь только одним усилителем". Бас-гитарист группы Джон Дикон (John Deacon) помог Брайану усовершенствовать Vox AC30. Брайан до сих пор пользуется этими усилителями.

Тем временем Брайан, занимаясь музыкой, и не думал запускать свою учебу. Он поступил на факультет астрофизики в Имперский Колледж, добился стипендии и блестяще завершил обучение. Но, получив диплом физика, он не остановился. Брайан начал специализироваться в области инфракрасного излучения в астрономии. Вторая его страсть после музыки была астрономия, и он держал ее "про запас". Позже, когда его спросят, что бы он сейчас делал, если бы не встретил членов группы QUEEN, он скажет, что был бы ученым астрономом. Но его ждала другая судьба.

Можно сказать, что Брайан и есть основатель группы QUEEN, хотя название придумал Фредди Меркьюри. Брайана приглашали в другие группы, но он никогда не изменял своей "Королеве". Помимо QUEEN он играл в группе "1984" и "Smile", в которой участвовал еще один член будущей QUEEN - Роджер Тейлор (Roger Taylor). Брайан Мэй является автором таких хитов как "Keep Yourself Alive", "Tie Your Mother Down", "We Will Rock You", "Save Me", "Who Wants To Live Forever". Идея написать песни "I Can"t Live With You", "I Want It All" и "The Show Must Go On" также пришла ему в голову.

Несмотря на поток энергии, исходящей из него на сцене, в жизни Брайан Мэй чаще всего серьезный, немного сентиментальный и ранимый человек. Он не всегда ладил с экстравагантным солистом и красавчиком-ударником группы. Несколько раз из-за этих конфликтов существование группы находилось под вопросом. Но уважение друг к другу и любовь к музыке удерживали их вместе.

Когда после трагической смерти Фредди Меркьюри в 1991 году QUEEN распалась, Брайан начал сольную карьеру. Правда еще в 1983 году он записал альбом с другими знаменитыми музыкантами - "Star Fleet Project". Другие работы - альбом "Back To The Light" (1992), "Live At The Brixton Academy" (1994) и последний на данный момент альбом 1998 года - "Another World". Этот альбом содержит в себе очень разный материал: от довольно тяжелой "Cyborg" до лирических баллад "Why Don"t We Try Again" и "Another World". Вскоре после выпуска альбома Брайан Мэй отправился в мировое турне, во время которого побывал впервые и в России. "Мы хотели поехать в Россию в 80-х, когда QUEEN еще существовала, но нас не пускали. Там выступали уже и Элтон Джон и Клифф Ричард, а мы для них были слишком дикой группой". И вот в ноябре 1998 года Брайан Мэй со своей группой выступает в Питере и Москве. В турне его сопровождали не менее знаменитые музыканты: Эрик Сингер (Kiss), Джеймс Мозес (Duran Duran), Нил Мюррей (Deep Purple, Black Sabbath, Whitesnake). На "разогревках" играл фолк-коллектив "Белый День", поразивший всех исполнением "Богемской Рапсодии" на балалайках и гармошках. Помимо песен с нового альбома Брайан исполняет и знаменитые вещи QUEEN. После концертов в интервью Брайан сказал, что был поражен теплотой приема его русскими фанатами QUEEN.

Недавно Брайан записал саундтрэк к фильму "Пинноккио". Ему не чужда и классика, он написал музыку к спектаклю "Макбет" по Шекспиру. Хотя гитара его любимый инструмент, Брайан, как и все остальные члены группы QUEEN, умеет играть на фортепиано и клавишных инструментах. Однажды Брайан сказал: "Я люблю играть на гитаре. Я иногда начинаю делать что-нибудь другое, немного отхожу от этого, но потом думаю - "Боже, я не могу без гитары", и снова возвращаюсь к гитаре. Это мой любимый инструмент".

Для многих фамилии Меркьюри и Мэй, напечатанные в скобках после названия песни, значат больше, чем Пейдж и Плант или Леннон и Маккартни. По ряду причин мы не смогли побеседовать с первым, но зато получилось с Брайаном Мэем, главным пуделем рока, который вместе с новыми Queen собирается в Москву.

Скажи-ка, Брайан, каким образом вышло, что серьезный парень, студент факультета астрофизики, однажды обзавелся электрогитарой, а потом взял да и превратил баловство в профессию?
Интересоваться музыкой и астрономией я начал одновременно, где-то в восьмилетнем возрасте. Они во мне прекрасно уживались, так что не могу сказать, что оставил одно увлечение ради другого. Западный Лондон, в котором я вырос, был в начале шестидесятых настоящим музыкальным муравейником. Двое участников Yardbirds учились в моей школе, а The Rolling Stones раз в неделю выступали в клубе в Ричмонде, в пяти минутах ходьбы от моего дома.
И поэтому в один прекрасный день тебе пришла в голову судьбоносная мысль сделать себе гитару.
Нет, дружок, я постарше, чем ты думаешь. Гитару я себе сконструировал гораздо раньше. Мне очень нравился саунд группы The Shadows, в которой начинал Клифф Ричард, и мне хотелось воспроизвести его на своем инструменте.
А как ты познакомился с Фредди Меркьюри?
Фред был другом Тима Стаффела– парня, который пел и играл на басу в моей университетской группе Smile. У нас была группа из трех человек: Тим, Роджер Тейлор и я. Играли прог-рок, запросто могли пять песен растянуть на три часа. Тим нас бросил, когда его позвали в другой коллектив. После этого Фредди заявил: «Я буду вашим певцом!» А мы в ответ: «Да ну?»
Ты только что признался, что не сразу разглядел в Меркьюри одну из самых луженых глоток рок-музыки.
Так и было. Он тогда работал в магазине одежды на рынке в Кенсингтоне. Когда мы познакомились, Меркьюри принялся лезть мне в лицо своими помпонами. Фредди тогда учился на дизайнера и большую часть времени рисовал порт­реты Джими Хендрикса. Несколько штук у меня до сих пор где-то валяется. В то время Фредди был довольно неотесанным парнем. Это потом он превратился в рафинированного ценителя прекрасного, а тогда носился по комнате как заведенный и все время что-то орал. Многие считали его сумасшедшим, и мы частенько задавали себе вопрос: «А вообще-то подходит ли он нам?»

Ну и когда твои сомнения рассеялись?
У Фредди было несколько качеств, которые меня убедили: его хлещущий через край энтузиазм и удивительная вера в себя и всех нас. Кроме того, он с удовольствием работал над ошибками: в его голове будто сидел строгий учитель, каждый раз бивший его линейкой по рукам. Так что с Фредди было очень легко работать.

Поэтому вы так удачно срослись в единое целое?

Нам повезло. Мы прекрасно ладили друг с другом и никогда не ссорились на гаст­ролях. В студии все было наоборот: каждый насмерть стоял на своем. Во время работы над альбомами все постоянно хлопали дверью и грозились уйти из группы. Все мы, вопреки расхожему мнению, весьма скромные и застенчивые люди, а Фредди был застенчивее всех. Естественно, он боролся с этим, изображая Господа Бога на сцене!
По-твоему, склонность Фредди к театральным эффектам была производной его сексуальной ориентации?
Фредди был чрезвычайно колоритным персонажем, но я довольно долго не имел ни малейшего представления о том, что он гей. Он ведь начал водить мужиков за кулисы уже в восьмидесятых. В ранние годы в разъездах мы с ним постоянно делили гостиничный номер, и в то время на ночь у нас оставались в основном девчонки. У Фредди их было полно, и многие были в него безнадежно влюблены. Тогда мы думали, что Фредди, говоря по-современному, метросексуал. Шмотки и прически волновали его в первую очередь. Нас, впрочем, тоже, но Фредди в этом вопросе дал бы фору любому.
Не считая твоей пышной шевелюры, все прочие составляющие рок-н-ролльного образа жизни, похоже, обошли тебя стороной.
Да нет, я откусил свой кусок порога. Но еще в колледже принял решение никогда не принимать наркотики, так как хотел быть уверен, что все, что происходит со мной, происходит на самом деле. Мне дорога моя душевная тонкость. Я ведь очень эмоциональный человек. Музыка однажды взорвала мой мозг, и больше мне ничего не нужно. По сей день я не пробовал ни одного наркотика. Я и аспирина-то боюсь.
Как насчет выпивки?
Ну, врать не буду, за свою жизнь я выпил пару-тройку банок пива, чего уж там. Но перед выступлениями я не пью с 1974 года. Мы тогда играли концерт в открытом поле, на ферме в Пенсильвании. Разогревали Mott the Hoople, и организаторы не могли решить, кого выпускать раньше – нас или Aerosmith. Пока суд до дело, мы с гитаристом Aerosmith Джо Перри решили пропустить по стаканчику – и в итоге пропустили по бутылке. Когда я вышел на сцену, то долго не мог сообразить, почему первый аккорд, который я взял, длился десять минут. Кроме того, в поле воняло навозом. Помню, я подумал тогда: «Брайан, все это неправильно, давай больше так не делать».

После чего успех настиг вас стремительно и бесповоротно.
Мы много ночей сладко проспали, прежде чем проснуться знаменитыми. Накануне записи «A Night at the Opera» группа чуть не распалась. Мы уже заработали кучу денег, но никто из нас не видел в глаза ни пенни. Отчаянная была ситуация. Пианино Фредди было взято напрокат. Роджеру говорили, чтобы он экономил барабанные палочки. Все это безобразие продолжалось до тех пор, пока Джон Рид, менеджер Элтона Джона, не выкупил наш контракт и не подписал нас на другой лейбл. После этого все пошло в гору.
А тут и «Богемская рапсодия» весьма кстати подоспела…
Успех «Рапсодии» нас очень порадовал, но главным все-таки было ощущение экстаза, в котором мы пребывали, работая над ней. Помню, Фредди прибегал в студию с кучей бумажек (он их таскал у отца с работы), которые исписал заметками, и затем начинал бешено колотить по клавишам. Фредди играл на пианино примерно так, как все остальные играют на барабанах. В песне было полно дыр, но Фредди говорил, что вот тут будет шикарный оперный кусок, а тут – мощное соло... В голове он уже все придумал.
«Богемскую рапсодию» люто ненавидели панки. А как ты сам воспринял приход панк-рока?
У меня с ним не было никаких проблем. Когда мы работали над «News of the World», в соседней студии писались The Sex Pistols, и я постоянно перетирал о чем-то в коридоре с Джонни Роттеном. Он оказался очень вменяемым парнем, полностью преданным своей музыке. Однажды к нам в студию заглянул Сид Вишес и сказал Фредди: «Ты ведь тот самый парень, который несет оперу в массы?» На что Фредди ответил: «Да, а ты ведь, кажется, Саймон Ферошес или что-то в этом роде!» Короче, они поладили. Я искренне считаю «Never Mind the Bullocks» одним из лучших рок-альбомов всех времен. Единственное, с чем я не согласен, – это с заявлением, что до прихода панка не существовало хорошей рок-музыки. Это глупость: «Never Mind the Bullocks» – классический мейнстримовый рок-альбом. Послушайте ранних The Who и The Rolling Stones. Панк-рок был не революцией, а эволюцией.
К концу семидесятых за Queen закрепилась репутация королей вечеринок. Народ до сих пор вспоминает вечеринку в Нью-Орлеане в 1978 году по случаю выхода вашего альбома «Jazz». Ну там, стриптизеры-транссексуалы, карлики с подносами кокса на головах и все такое.
Когда мы приезжали в Нью-Орлеан, вокруг нас всегда ошивалась тьма всевозможных фриков, поэтому мы и решили устроить запуск диска там. Многие воспоминания о той вечеринке, конечно, преувеличены, но я не стану развенчивать никакие мифы. На самом деле я, считайте, на той вечеринке и не был. Понимаете, я неизлечимый романтик и той ночью ездил по Нью-Орлеану в поисках девушки, в которую влюбился в один из своих визитов туда. Девушку я тогда не нашел. Вот так: нет секса, нет наркотиков, нет рок-н-ролла.
В июне 2002-го ты исполнил на гитаре «God Save the Queen» – на юбилее королевы на крыше Букингемского дворца. О чем думал в тот момент?
Было очень страшно. Не потому, что я боялся упасть, а потому, что нельзя было ошибаться. Во время репетиций у нас ни разу не получилось все сыграть безупречно. Потом, когда мы уже должны были подниматься на крышу, двери старого скрипучего лифта ни в какую не хотели открываться. Пришлось спускаться вниз и опять подниматься – по лестнице. Помню, как я шел по коридорам, увешанным картинами старых мастеров, и молился. Похоже, мои молитвы были услышаны. На крыше все прошло хорошо. Теперь каждый раз, когда я еду мимо, у меня мурашки по коже.

Когда ты сейчас думаешь о Фредди Меркьюри, о чем вспоминаешь прежде всего?

С чего начать… Мне не хватает его чувст­ва юмора, бешеного огня во взгляде, его неисправимой испорченности. Но преж­де всего мне не хватает самого факта его присутствия на этом свете. Мне часто снится один и тот же сон, который оставляет меня в полной уверенности, что Фредди все еще жив. Потом я вспоминаю, что это не так, и тогда мне становится по-настоящему одиноко.
Queen и Пол Роджерс – в СК «Олимпийский» (Москва) 15 и 16 сентября.

Брайен Гарольд Мэй Родился 19 июля 1947 в Великобритании (Хамптон, Мидлсекс). Его музыкальное образование началось довольно рано. Когда Брайану исполнилось пять лет, родители записали мальчика в музыкальную школу по классу фортепьяно. Он с ненавистью относился к этим занятиям, так как проходили они по субботам, когда обычные дети могли спокойно поиграть. Отец Брайана сам был способным музыкантом и помимо фортепьяно владел умением игры на гавайской гитаре. Этому же он решил научить и своего сына, когда тому было шесть лет. Брайен очень нравилось учиться играть на гавайской гитаре, поэтому ему захотелось иметь свою собственную. Заветный инструмент он получил в подарок от родителей на свой седьмой день рождения. Гитара оказалась, к сожалению, чересчур большой и нуждалась в модификации. С помощью отца Брайану удалось подогнать инструмент под нудные размеры. Так мальчик любил электрический звук, то он еще смастерил и звукосниматель, состоящий из медного провода, обмотанного вокруг 3-ех маленьких магнитов.

Со временем интерес Брайена к музыке возрос, особенно после того, как он послушал пластинки Everly Brothers и buddy Holly. Время от времени он пытался подобрать аккорды их песен, переходя постепенно на самопальное соло. Постепенно он стал анализировать и разбирать песни, как головоломки, которые ему надо было решить. Несмотря на то, что мальчик терпеть не мог фортепьяно, занятия он посещал пока ему не исполнилось 9 лет и пока не прошел 4-ый уровень теории и не сдал практические экзамены. В этот момент Брайен решил прекратить уроки фортепьяно. Отныне, так как раньше его заставляли играть, он стал получать от инструмента толику удовольствия.

Брайен не бросал гитару, однако ощущал, что его инструмент был неадекватен музыке, которой он пробовал подражать. Денег, в тот период, было мало, поэтому Брайен был не в состоянии позволить себе новый Les Paul или Stratocaster, которые были у многих из его друзей. Однако тут на помощь пришли мастерские способности Брайана и его отца: в 1963 году они приняли решение самостоятельно построить гитару под индивидуальные потребности Брайена. Особые трудности вызвал подбор и поиск частей для гитары. Так гриф, например, Брайеном вручную вырезал из старой каминной полки красного дерева. Деку пришлось сделать частично из дуба и той древесины, которой могли найти. На лады пошла коробка из-под пуговиц. Проблемы вызвали самодельные звукосниматели, которые не могли дать нужный звук. Пришлось приобрести 3 штуки, прошедших ручную настройку. Вручную из стали был вырезан бридж, а система тремоло состояла из двух пружины от мотоцикла. Брайен с отцом создали настоящий шедевр - гитару, известную как Red Special.

В 1965 году Брайен окончил школу и вскоре приступил к изучению астрономии в лондонском Имперском Колледже. В то же время, Брайен активно выступал с группой под названием "1984", в репертуаре которой было все: от до Snake Dancer. Группа просуществовала до 1968. Тем не менее, вскоре Брайан вместе с Тимом Стэффелом, вокалистом и басистом «1984», приняли решение собрать новый состав. По объявление к ним пришел Роджер Тейлор. В том же году Мэй сочиняет первую свою мелодию. Позже к ним пришел Фредди Меркьюри, а группа была переименована в Queen.

За 30 лет музыкальной карьеры Брайан Мэй заслужил себе во всемирной истории рока почетное место. Брайана можно назвать одним из самых успешных продюсеров и поэтов своего поколения. В список песен, написанных Байаном в ходе, входят такие хиты как: "Fat Bottomed Girls", "We Will Rock You", "Tie Your Mother Down", "Who Wants to Live Forever" и "I Want It All". За музыкальные способности, его очень часто называют виртуозом. На сегодня 22 композиции, которые принадлежат перу Брайана Мэя, побывали в топ-20 мировых чартов.

Летом 1984 года компания "Guild Guitars" выпускает под названием "BHM1" копию самодельной гитары Брайана . Мей был непосредственно вовлечен в весь процесс производства. Однако, к сожалению, в 1985 у "Guild Guitars" и Брайана возникли разногласия в отношении дизайна инструмента, поэтому вскоре производство "BHM1" прекратилось.

В октябре 1991 Брайан становится организатором рок-части севильского фестиваля "Guitar Legends". Для выступлений он отобрал Нуно Беттенкурта, Джо Сатриани, Стив Вэя, Джо Уэлша и многих других. В апреле того же года рекламное агентство в Лондоне попросило Брайану написать для рекламы автомобилей Ford музыкальное сопровождение. "Driven By You" оказался настолько популярен, что 25 ноября он был выпущен сольным синглом Брайана. Эта композиция вошла в топ-10 британского чарта. Кроме того, за "Driven By You" Брайан получил награду "Ivor Novello" в категории "Лучшая музыка к рекламе". В сентябре 92-ого года выходит долгожданный альбом Брайана "BACK TO THE LIGHT". А на протяжении 1993 года в поддержку своего альбома Брайан дал серию выступлений по США и Европе, в том числе несколько концертов, которые были проведены The Brian May Band как группы поддержки для Guns’n’Roses. Вскоре Брайан вновь отправился со своей The Brian May Band в тур, а в 1994 году выходит видео- и аудиоверсия концертного альбома, который был записан во время выступления в "Brixton Academy".

Кроме того, Брайану прекрасно дается написание музыкальных сопровождений к фильмам. Queen стали первыми, кто написал soundtrack к полнометражному фильму. Это был фантастический "Flash Gordon". В 1986 году музыка пишется для культового фильма "Горец", а в 1996 году - оперы для фильма "Пиннокио" Стива Барона. Брайан не обошел своим вниманием и мир театры: он написал и исполнил музыку для "Макбета" компании "Red and Gold Theatre", который проходил в театре Риверсайд в Лондоне в 1987 году. Сольную карьеру Брайана ознаменовал выход двух весьма успешных альбомов: "Back To The Light" в 1991 году, в который вошли песни "Too Much Love Will Kill You" и "Driven By You", удостоенные наградами Ivor Novello, и "Another World" в 1998. На протяжении многих лет песни Брайана являются источником вдохновения для многих групп и исполнителей. Свои версии его песен записали Def Leppard, Ted Nugent, George Michael, Five, Elaine Paige, Shirley Bassey и Metallica.

Одно из последних музыкальных достижение Брайана - саундтрек к арт-фильму "Furia" (Франция). Кроме того, Брайан постоянно сотрудничает с молодыми артистами. Он также написал темы для ТВ-шоу "Fun At The Funeral Parlour"и "The Scretch". В последние годы Брайан выпустил под серией "The Best Air Guitar Album In The World" 3 сборника, куда вошли его любимые вещи разных групп. Кроме того, он участвовал в работе над объемным звучанием двух альбомов Queen - "The Game" и "A Night At The Opera". Очень часто Брайан и Роджер Тейлор вместе принимали участие в благотворительных концертах, которые направлены на решение различных глобальных проблем современности.

В ноябре 2002 года Хертфордширский университет присвоил ему почётную степень Doctor of Science. В качестве «профессора-любителя» принимал участие в программе BBC «Ночное небо» (Sky at night), которую ведёт его давний друг Патрик Мур. В соавторстве с ведущими программы выпустил книгу: «Большой взрыв! Полная история Вселенной». На русском языке издание вышло в 2007 году. 14 апреля 2008 года назначен ректором Ливерпульского университета имени Джона Мурса. В 2011 году Брайан Мэй принял участие в записи трека «You and I», который вошёл на альбом певицы Lady Gaga «Born This Way».

Усилители

Vox AC30/6TB Top Boost Combo / 2x12

Гитары

Home-Made "Red Special" Electric Guitar

Гитарные эффекты

Dunlop Original CryBaby Wah Pedal
Glen Fryer Treble Booster Brian May Model
Rocktron Midimate Foot Controller

Брайан, ходят слухи про новый диск с архивными записями Queen...

Мы думали, что ничего такого не осталось. Но потом всплыло несколько вещей, и даже я был удивлен, что они сохранились. Это неоконченные записи. С новыми технологиями мы можем их завершить без Фредди, как мы уже делали когда-то на альбоме Made in Heaven. Надеемся выпустить до конца года.

Ты сам будешь петь?

По чему из куиновских времен ты больше всего скучаешь?

Ну точно не по гастролям девять месяцев в году... Я все еще ощущаю себя членом той семьи, которой для всех нас был Queen. Это ничем не заменишь. И, конечно, скучаю по самому Фредди. Я как будто потерял родного брата.

Чем реальный Фредди Меркьюри отличался от того, каким мы его представляем?

Со стороны могло показаться, что он легкомысленный, витает в облаках. Но он был очень собранным и конкретным, всегда очень четко формулировал свои мысли, отделяя то, что важно для него, а что нет. Это иногда казалось не очень вежливым. Если в неподходящий момент к нему подходили и спрашивали «Можно автограф?», Фредди мог сказать: «Нет, нельзя». А если он был очень занят, то мог выразиться и покрепче: «Fuck off, darling». И многие реагировали так: «Ух ты! Сам Фредди Меркьюри сказал мне «Fuck off»! Здорово!» Помню, мы должны были играть в Южной Америке, там было четверть миллиона зрителей. И перед концертом интервьюер спросил его: «Каково это – выступать перед такой огромной аудиторией?» Фредди ответил: «Не знаю, мы же еще не выступили», что нас очень насмешило.

Ты сочинил половину хитов Queen, но для обывателей Queen – это Фредди. Не обидно?

Нет. Фредди был лицом группы, и это было наше общее сознательное решение. Я сам придумал дизайн обложки первого диска, и там, если помните, нас нет, только он в свете прожектора.

Брайан, ты не совсем типичная рок-звезда: ученый-астроном, никаких наркотиков и алкоголя, никакого хулиганства.

Возможно, это правда, я не совсем типичен. Хотя мы все были по-своему нетипичны. Но никто никогда не подходил ко мне со словами: «Почему ты не разгромил номер в отеле? Ты же рок-звезда!» Да, мы устраивали веселые вечеринки, но вопрос алкоголизма и наркомании не стоял у нас на повестке дня.

Хит-лист героя

Хобби: старые стереофото

Напиток: пиво Guinness

Актер: Клинт Иствуд

Мы все еще под впечатлением вашего выступления с Джорджем Майклом на трибьюте памяти Фредди. Вы никогда не думали позвать его выступать с вами?

Мы очень хорошие друзья с Джорджем, и он замечательный певец, но мы слишком разные и в музыкальном отношении, и в стилистическом. Так что ответ: нет. К тому же у него своя карьера, которую он вряд ли захочет бросать.

Что ты чувствуешь, когда на стадионе поют твою We Will Rock You?

Я очень горжусь... И всегда улыбаюсь, а еще, может быть, немного краснею. В такие моменты я чувствую, что музыка может западать в человеческую душу куда глубже, чем это принято думать о песенках, которые крутят по радио.

Итак, Брайан, расскажи, чего нам ждать от вашего концерта с Керри Эллис? Это для твоих фанатов, фанатов Queen или просто для любителей музыки?

Я думаю, это и для тех, и для других, и для третьих. Наши выступления с Керри не похожи на концерты Queen, хотя мы будем исполнять много песен из репертуара Queen. Это нечто интимное, свободное и меняющееся раз от раза. Как будто это происходит дома в гостиной: мы общаемся с публикой, горят свечи, Керри поет, а я играю на гитаре и немного на клавишах. В таком контексте старые песни обретают новую неожиданную мощь. Там будет не только акустика, немного электричества тоже.

Понятно, что ждать в Москве от Брайана Мэя. А что Брайан Мэй ждет от Москвы?

С самого детства Красная площадь для всех нас была символом вражеской территории, чем-то очень пугающим. И сейчас, бывая на Красной площади и ощущая теплое отношение людей к себе, я все равно чувствую какую-то загадочность. И это относится ко всей Москве. С годами Москва европеизируется, но мне бы не хотелось, чтобы она потеряла эту загадочность.

Ты неплохо освоился в новом цифровом мире: ведешь блог, сидишь в «Твиттере»...

Приходится! Может быть, это далось мне легко, потому что я, как вы знаете, еще и астрофизик, ученый. Я очень много общаюсь виртуально, хотя во времена Queen у меня было мало контактов с миром, я даже не отвечал на письма фанатов – считал, что у меня на это нет времени. А теперь я пишу твит – и десятки людей мне отвечают, а я отвечаю им. Я занимаюсь благотворительностью, правами животных, и без Интернета я бы просто не смог вести эту свою деятельность.

  • Учился в средней школе Хэмптона. Закончил физико-математический факультет лондонского Имперского колледжа. Имеет ряд публикаций по астрономии, а также написал кандидатскую диссертацию и только спустя почти 40 лет защитил её, так как слава группы Queen отбросила в сторону научную карьеру музыканта.
  • Гитарой заинтересовался в 7 лет. В 1963 году он совместно со своим отцом начал конструировать собственную гитару. Денег на Fender Stratocaster у юного музыканта не было, однако Брайана это не остановило. Под руку попалась балка от камина XVIII века и детали от старого шкафа. Задействованы были также пуговицы и детали от старого мотоцикла. Через два года изделие было готово. Так и появилась гитара Red Special, которая обошлась музыканту всего в 8 фунтов.
  • Брайан так говорил о создании своей гитары: «Я начал с классической испанской гитары и начал экспериментировать, чтобы посмотреть, как изменяется звук. Я не хотел, чтобы моя гитара звучала как Fender. Я также знал, что хочу 24 лада, и никогда не мог понять, почему люди остановились на 22».
  • Музыкальная карьера Брайана Мэя началась в 1968 году. Сначала он был в группа Smile, которая позднее переродилась в Queen.
  • Брайан Мэй о любимом альбоме группы: «Они все были важными вехами нашего развития. Моим личным любимцем навсегда останется Queen II, так как тогда он был огромным прыжком вперед… самым большим прыжком, который мы делали за всю нашу историю. Вдруг мы обрели возможность распоряжаться всей мощью и знаниями, которые у нас накопились, у нас были к тому же деньги и время, чтобы применить их».
  • Now I’m Here, We Will Rock You, Dragon Attack, I Want It All, God Save The Queen, Hammer To Fall и многие другие песни Queen были написаны Брайаном Мэем.
  • Главным его инструментом и по сей день является Red Special, однако музыкант использует ряд других гитар на выступлениях и в студии: Gibson Flying V, Fender Telecaster, Gibson Les Paul Deluxe, Fender Stratocaster, Gibson Firebird и Ibanez JS. Излюбленный усилитель гитариста – Vox AC30.
  • Шестипенсовая монета вместо медиатора – визитная карточка Брайана Мэя: «Я чувствую, что это даёт мне более близкий контакт со струнами и больше контроля над ними во время игры. Я держу её свободно между большим и указательным пальцами, причём указательный согнут». Монета была изъята из обращения в начале 1970-х, но в 1993 году Королевский Монетный Двор отчеканил специально для Брайана Мэя партию этих монет с изображением самого гитариста.
  • Мэй о главном для музыканта: «Я считаю, что работа музыканта - ездить везде, развлекать людей и говорить правду такой, какой ты ее видишь».
  • Брайан – самый высокий участник Queen: его рост составляет 188 см.
  • Мэй о деятельности: «Я не из тех, кто сидит на пляжах. Я люблю создавать, делать вещи и решать проблемы. Если бы я был не занят, это была бы катастрофа».
  • Брайан Мэй о своих гастрономических предпочтениях: «Да, я вегетарианец, но не строгий. Я совсем не ем мяса и почти не ем рыбу. Ну, кроме тех случаев, когда нет выбора… Но я считаю, что мы все так или иначе пытаемся занять какую-то осознанную позицию в этом вопросе».
  • Очень любит пиво Guinness и ликёр Baileys, в остальном же не злоупотребляет алкоголем, табакокурением и наркотиками. Ведет достаточно сдержанный образ жизни.
  • Музыкант является ярым защитником живой природы, жертвует средства на всевозможные проекты и помогает фондам. В его честь в 2008 году был назван астероид 52665 Brianmay.