Музыкальные достижения композиторов могучей кучки презентация. Композиторы «Могучей кучки» Художественная культура пореформенной Руси. Бюст Милию Балакиреву в Нижнем Новгороде

«Могучая кучка» (определение В. Стасова)Кружок петербургских
композиторов.
Основатель – Милий Балакирев.
Состав: М. П. Мусоргский, А.П.
Бородин, Н.А. Римский-Корсаков,
Ц.А. Кюи,М.Балакирев

Опора на народное
творчество.
Последователи М. Глинки.
Претворение в музыке образа
народа, его истории,
нравственных идеалов.

Влади́мир Васи́льевич
Ста́сов -
русский музыкальный
и художественный
критик, историк
искусств, архивист,
общественный деятель.
Название «Могучая кучка»
впервые вст речает ся в ст ат ье
В.Ст асова «Славянский концерт г.
Балакирева»: «Сколько поэзии,
чувст ва, т алант а и умения ест ь у
маленькой, но уже могучей кучки
русских музыкант ов».

Группа «Могучая кучка» возникла на фоне
революционного брожения, охватившего к тому
времени умы русской интеллигенции.

Бунты и восстания крестьян стали главными
социальными событиями того времени,
возвратившими деятелей искусства к народной
теме.

Участники «Могучей
кучки» записывали и
изучали образцы русского
музыкального фольклора и
русского церковного
пения. Результаты своих
изысканий они воплощали
в операх, среди которых
«Царская невеста»,
«Снегурочка»,
«Хованщина», «Борис
Годунов», «Князь Игорь».

Милий Алексеевич Балакирев 1836-1910

композитор,
пианист,
дирижёр,
глава «Могучей кучки».

Учился
на математическом
факультете Казанского университета.
1855
год – встретился с Глинкой, тот
убедил посвятить себя музыке.
18
марта 1862 года он вместе с
Гавриилом Ломакиным основал
«Бесплатную музыкальную школу».
С
1868 года в качестве директора
заведовал школой до осени
1874 года.

С осени 1867 года до весны 1869 Милий
Балакирев дирижировал
симфоническими концертами
Императорского русского музыкального
общества.
В 1883 году Балакирев был назначен
императором заведовать придворной
певческой капеллой.
Жаворонок

Бюст Милию Балакиреву в Нижнем Новгороде

Оркестровые,
фортепианные,
вокальные
произведения.
М. Балакирев. Восточная фантазия

В 70-х годах «Могучая кучка» как сплочённая
группа перестала существовать. Деятельность
«Могучей кучки» стала эпохой в развитии
русского и мирового музыкального искусства.

1.Дайте определение «Могучей кучки»
2.Когда возникла эта группа?
3.Кто был организатором и идейным вдохновителем?
4.Перечислите ведущие идеи этой организации.
5.Последователем какого композитора были эти
музыканты?
6.Перечислите музыкантов, которые входили в состав
«Могучей кучки».

Составьте названия опер композиторов «Могучей
кучки» и подпишите фамилию автора каждого
произведения.
Золотой
Борис
Капитанская
Пан
Князь
Майская
Кащей
дочка
Годунов
Млада
Игорь
ночь
Сорочинская
Моцарт и
Царская
Кавказский
петушок
бессмертный
воевода
ярмарка
Сальери
пленник
невеста

Проверьте себя:
Н. Римский-Корсаков: Золотой
петушок, Майская ночь, Моцарт и
Сальери, Царская невеста, Млада,
Кащей бессмертный, Пан воевода;
А. Бородин: Князь Игорь;
М. Мусоргский: Сорочинская
ярмарка, Борис Годунов;
Ц. Кюи: Кавказский пленник,
Капитанская дочка.

Александр Порфирьевич Бородин

1833-1877
от внебрачной связи 62летнего князя Луки
Степановича
Гедеванишвили и 25летней Евдокии
Константиновны Антоновой
и при рождении был
записан сыном крепостного
слуги князя - Порфирия
Ионовича Бородина и его
жены Татьяны
Григорьевны.

До 7 лет мальчик являлся крепостным
своего отца, который перед смертью в
1840 году дал сыну вольную и купил
четырёхэтажный дом для него и
Евдокии Константиновны, выданной
замуж за военного врача Клейнеке.
Незаконнорождённого мальчика
представляли как племянника Евдокии
Константиновны.
Из-за происхождения, не позволявшего
поступить в гимназию, Бородин
проходил домашнее обучение по всем
предметам гимназического курса,
изучал немецкий и французский языки и
получил прекрасное образование.

Уже в детстве обнаружил музыкальную
одарённость, в 9 лет написав первое
произведение - польку «Helen». Обучался
игре на музыкальных инструментах - вначале
на флейте и фортепиано, а с 13 лет - на
виолончели. В это же время создал первое
серьёзное музыкальное произведение -
концерт для флейты с фортепиано.
В возрасте 10 лет стал интересоваться химией,
которая с годами из увлечения превратилась в
дело всей его жизни.
В 1858 году Бородин получил степень доктора
медицины, проведя химические исследования
и защитив диссертацию по теме «Об аналогии
фосфорной и мышьяковой кислоты в
химических и токсикологических отношениях».

А. П. Бородин считается
также одним из
основателей классических
жанров симфонии и
квартета в России.
Первым ввёл в романс
образы русского
богатырского эпоса, а с
ними - освободительные
идеи 1860-х годов

КНЯЗЬ ИГОРЬ Опера в четырех актах с прологом

Либретто А. П. Бородина. Действующие лица:
Игорь Святославович, князь Северский - баритон
Ярославна, его жена во втором браке - сопрано
Владимир Игоревич, его сын от первого брака - тенор
Владимир Ярославич, кн. Галицкий, брат кн. Ярославны –
высокий бас
Кончак, Гзак, половецкие ханы
Кончаковна, дочь хана Кончака
Овлур, крещеный половчанин - контральтотенор
Няня Ярославны
Половецкая девушка
Русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские
ратники, девушки, народ. Половецкие ханы, подруги
Кончаковны, невольницы (чаги) хана Кончака, русские
пленники, половецкие сторожевые

Модест Петрович Мусоргский 1839-1881

Окончил школу гвардейских
подпрапорщиков.
Его музыку не понимали и не
принимали современники.
Самые известные произведения оперы «Борис Годунов»,
«Хованщина»; фортепианный
цикл «Картинки с выставки»

Портрет работы Ильи Репина http://www.museum.ru/M1951

Портрет работы
Ильи Репина
http://www.museum.ru/M
1951
Пристрастие к алкоголю,
сильно прогрессировавшее в
последнее десятилетие
жизни, приобрело
разрушительный характер
для здоровья Мусоргского,
отрицательно сказалось на
интенсивности его
творчества.
После неудач по службе и
увольнения он
довольствовался
случайными заработками и
некоторой финансовой
поддержкой друзей.
Умер в военном госпитале,
куда был помещён после
приступа белой горячки.

Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844-1908

Римский-Корсаков был
создателем композиторской
школы, среди его учеников около
двухсот композиторов, дирижёров,
музыковедов.
Основное музыкальное наследие –
оперы: Снегурочка», «Садко»,
«Сказка о царе Салтане», «Царская
невеста», «Золотой петушок» и др

Портрет кисти Валентина Серова

Цезарь Антонович Кюи 1835-1918

русский композитор и
музыкальный критик,
профессор фортификации,
инженер-генерал.
Оперы «Капитанская
дочка», «Пир во время
чумы», «Кот в сапогах» и
др.
Произведения для
оркестра, камерных
инструментальных
ансамблей.

«Могучая кучка» как единый творческий коллектив просуществовала до середины 70-х годов. К этому времени в письмах и воспоминаниях её участников и близких друзей всё чаще можно встретить рассуждения и высказывания о причинах её постепенного распада. Наиболее близок к истине Бородин. В письме к певице Л.И.Кармалиной в 1876 году он писал: «...По мере развития деятельности индивидуальность начинает брать перевес над школой, над тем, что человек унаследовал от других. ...Наконец, у одного и того же, в различные эпохи развития, в различные времена, взгляды и вкусы в частности меняются. Всё это донельзя естественно». Первым из деятелей «Могучей кучки» ушёл из жизни Мусоргский. Он умер в 1881 году. Последние годы жизни Мусоргского были очень тяжёлыми. В 1887 году умер А.П.Бородин. Со смертью Бородина пути оставшихся в живых композиторов «Могучей кучки» окончательно разошлись. Балакирев, замкнувшись в себе, совсем отошел от Римского-Корсакова, Кюи давно отстал от своих гениальных современников. Один Стасов оставался в прежних отношениях с каждым их трех.




М.А. Балакирев

Ц.А. Кюи

В содружество входили:

Н.А. Римский-Корсаков

А.П. Бородин

М.П. Мусоргский


Владимир Васильевич Стасов

  • идейный вдохновитель
  • консультант кружка
  • художественный критик
  • литератор
  • архивист

Название

впервые встречается в статье Стасова «Славянский концерт г. Балакирева» (1867): «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Название «Новая русская музыкальная школа» было выдвинуто самими участниками кружка, которые считали себя наследниками Михаила Глинки и свою цель видели в воплощении русской национальной идеи в музыке.


Милий Алексеевич Балакирев

(1836 -1910) молодой, талантливый, образованный музыкант, отличный пианист, великолепный композитор – пользовался огромным авторитетом у своих товарищей. Он направлял их по пути развития национальной русской музыки, помогал овладевать основами композиторской техники .


Памятник М. Балакиреву в Нижнем Новгороде

Состоял вольнослушателем на математическом факультете Казанского университета. В Петербурге Балакирев встретился с Глинкой, который убедил молодого композитора посвятить себя сочинению музыки в национальном духе. Серьёзным музыкальным образованием Балакирев обязан главным образом самому себе. В 1855 году он впервые выступил перед петербургской публикой в качестве виртуоза-пианиста..


Михаил Иванович Глинка

(1804-1857)

Композиторы «Могучей кучки» считали себя наследниками М.И.Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки.

С любовью и бережностью молодые композиторы собирали и изучали русские народные песни и использовали их в своём творчестве.


Александр Порфирьевич Бородин

(1833 -1887)

  • русский учёный-химик и композитор.
  • им создано более 40 научных работ по химии.
  • Знаменитые музыкальные произведения А.П. Бородина: опера «Князь Игорь», симфония №2 «Богатырская», инструментальные произведения, романсы .

Модест Петрович Мусоргский

Кюи и Даргомыжский

подали Мусоргскому мысль об опере «Женитьба». Мусоргский передал Римскому-Корсакову план музыкальной картины «Садко»


Николай Андреевич Римский - Корсаков

(1844 - 1908) его называют композитором – сказочником.

неоднократно приходил на помощь Бородину во время работы над оперой «Князь Игорь». После смерти своих друзей Римский-Корсаков проделал титаническую работу по завершению или оркестровке опер Мусоргского «Хованщина» «Борис Годунов» , «Женитьба» , оперы Бородина «Князь Игорь»


Цезарь Антонович Кюи

Талант - более лирический, чем драматический. Неисчерпаемый мелодист, изобретательный до изысканности гармонист; менее разнообразен в ритмике, владеет современными оркестровыми средствами. Его музыка, носит черты французского изящества и ясности стиля, славянской задушевности, полета мысли и глубины чувства, лишена, за немногими исключениями, специально русского характера.

Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой.

  • В 1862 году к балакиревскому кружку примыкают Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин.

К. Е. Маковский. Карикатура на Могучую кучку

(пастельный

карандаш, 1871).

Слева направо изображены: Ц. А. Кюи в виде лисы, виляющей хвостом, М. А. Балакирев в виде медведя, В. В. Стасов (на его правом плече в виде Мефистофеля скульптор М. М. Антокольский, на трубе в виде обезьяны В. А. Гартман), Н. А. Римский-Корсаков (в виде краба) с сёстрами Пургольд (в виде домашних собачек), М. П. Мусоргский (в образе петуха); за спиной Римского-Корсакова изображён А. П. Бородин, справа вверху из облаков мечет гневные перуны А. Н. Серов.


В 70-х годах 19 века «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать.

Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии

русского и мирового музыкального искусства.

Разумова Ксения

Презентация

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выполнила:ученица 5 класса Разумова К. Проверила: Затонская С.И. Презентация на тему: « Композиторы могучей кучки»

«Могучая кучка» - творческое содружество русских композиторов, сложившееся в конце 50 - начале 60-х гг. 19 века. Известно также под названием «Новая русская музыкальная школа», Балакиревский кружок.

Творческая деятельность «Могучей кучки» - важнейший исторический этап в развитии русской музыки. Опираясь на традиции Глинки и Даргомыжского, композиторы-«кучкисты» обогатили её новыми завоеваниями, особенно в оперном, симфоническом и камерном вокальном жанрах. Такие произведения, как «Борис Годунов» и « Хованщина » Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова, принадлежат к вершинам русской оперной классики. Общие их черты - национальная характерность, реалистичность образов, широкий размах и важное драматургическое значение народно-массовых сцен. Стремление к живописной яркости, конкретности образов присуще и симфоническому творчеству композиторов «Могучей кучки», отсюда большая роль в нём программно-изобразительных и жанровых элементов. Бородин и Балакирев явились создателями руссокого национально-эпического симфонизма. Римский-Корсаков был непревзойдённым мастером оркестрового колорита, в его симфонических произведениях преобладает картинно-живописное начало. В камерном вокальном творчестве «кучкистов» тонкий психологизм и поэтическая одухотворённость сочетаются с острой жанровой характерностью, драматизмом и эпической широтой. Менее значительное место в их творчестве занимают камерные инструментальные жанры. В этой области произведения выдающейся художественной ценности были созданы только Бородиным, автором двух струнных квартетов и фортепианного квинтета. Уникальное место в фортепианной литературе по оригинальности замысла и колористическому своеобразию занимают « Исламей » Балакирева и «Картинки с выставки» Мусоргского.

Балакирев Милий Алексеевич (1836/1837-1910), композитор. Родился 2 января 1837 г. (по новому стилю) в Нижнем Новгороде. Первой учительницей музыки стала для Балакирева его мать, которая занималась с сыном с четырёхлетнего возраста. Правда, образование Балакирев получил не музыкальное, окончив в 1854 г. математический факультет Казанского университета. Но музыку не оставлял, обучаясь самостоятельно, и с 15 лет начал выступать в концертах как пианист. На заре его музыкальной карьеры стоял А. Д. Улыбышев, первый серьёзный исследователь творчества В. А. Моцарта. Вместе с ним в 1855 г. Балакирев приехал в Петербург, где познакомился с М. И. Глинкой. Вскоре вокруг Балакирева, который отличался не только музыкальной эрудицией, но и умением тонко и метко анализировать произведения, стали группироваться молодые талантливые музыканты. Этот кружок, окончательно сложившийся в 1862 г., был назван впоследствии «Могучая кучка». В объединение кроме Балакирева входили М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи и А. П. Бородин. Балакирев способствовал повышению уровня музыкального образования своих единомышленников. «Так как я не теоретик, я не мог научить Мусоргского гармонии, но я объяснял ему форму сочинения… технический склад произведений и его самого занимал разбором формы», - писал Балакирев в письме В. В. Стасову, одному из идеологов кружка. В 1862 г. в Петербурге была открыта Бесплатная музыкальная школа, любимое детище Балакирева. С 1868 г. он стал её директором. 50--60-е годы XIX в. - пора расцвета композиторского таланта Балакирева. На открытие памятника Тысячелетию России в Нижнем Новгороде он написал увертюру «1000 лет» (1864 г.; переработана в симфоническую поэму «Русь» в 1887 г.). В 1869 г. закончена фортепианная фантазия « Исламей », ставшая любимым произведением Ф. Листа. Кроме того, Балакиревым написано более 40 романсов на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова. Была даже попытка создать оперу «Жар-птица», но произведение осталось незаконченным. Тяжёлый душевный кризис, последовавший в 1874 г. после отказа от должности директора Бесплатной школы и связанный в основном с трудностями материального характера, привёл к тому, что Балакирев на несколько лет отошёл от всех музыкальных дел. В 1881 г. по просьбе совета школы он возвратился на должность директора, но так до конца и не оправился от душевных переживаний. Единственное значительное сочинение последнего периода - симфоническая поэма «Тамара» (1882 г.), созданная на сюжет Лермонтова. Тем не менее творческая и общественная деятельность Балакирева оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской музыки. Композитор умер 29 мая 1910 г. в Петербурге. В «Могучую кучку» входили:

Мусоргский Модест Петрович (1839- 1881), композитор. Родился 21 марта 1839 г. в селе Кареве Торопецкого уезда Псковской губернии (ныне в Тверской области) в дворянской семье. В детстве занимался музыкой под руководством матери. Образование получил в Петропавловской школе в Петербурге (1851 г.), подготовительном пансионе Комарова (1852 г.) и Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1856 г.). В 1856 г. начал службу в лейб-гвардии Преображенском полку. Одновременно брал уроки фортепианной игры у пианиста А. А. Герке. Тогда же познакомился с А С. Даргомыжским и М. А. Балакиревым, с помощью которого изучил теорию музыки и композиции. Вскоре Мусоргский стал постоянным участником собраний музыкальной группы «Могучая кучка». В 1858 г. он вышел в отставку в чине прапорщика, чтобы уже всецело посвятить себя музыке. В 1867 г. написана симфоническая картина «Ночь на Лысой горе». К 1868 г. Мусоргский создал романсы на стихи Н. А. Некрасова и А. Н. Островского, а также на собственные тексты. По совету литературоведа В. В. Никольского композитор приступил к работе над оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Борис Годунов» по собственному либретто. В 1874 г. премьера «Бориса Годунова» состоялась на сцене Мариинского театра в Петербурге; опера имела большой успех. Это было торжеством всей «Могучей кучки», именно в этой опере Мусоргский особенно ярко воплотил основные идеи членов кружка. Центральная партия Бориса была любимой в репертуаре Ф. И. Шаляпина. В 1872 г. Мусоргский написал свой первый вокальный цикл «Детская», для которого сам сочинил текст. В 1873 г. он начал работу над «народной музыкальной драмой» « Хованщина » на сюжет, предложенный критиком В. В. Стасовым. Вчерне опера была закончена летом 1880 г., но лишь после смерти Мусоргского окончательно дописана и инструментована Н. А. Римским-Корсаковым. В 1874 г. Мусоргский написал десять музыкальных иллюстраций к акварельным рисункам художника В. Е. Гартмана «Картинки с выставки» - виртуозные пьесы для фортепиано. Через год он начал работу над вокальным циклом «Песни и пляски смерти» (на стихи А. А. Голенищева-Кутузова), который завершил в 1877 г. В 1876 г. Мусоргский задумал новую лирико-комедийную оперу « Сорочинская ярмарка» на сюжет повести Н. В. Гоголя. Над ней он работал до конца жизни, но закончить её так и не успел (опера закончена Ц. А. Кюи). В 1879 г. тяжёлое материальное положение заставило Мусоргского вновь поступить на службу в ревизионную комиссию Государственного контроля, где он прослужил до самой смерти. Умер 28 марта 1881 г. в Петербурге, находясь в полной нищете.

Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), композитор, учёный-химик. Родился 12 ноября 1833 г. в Петербурге. Внебрачный сын князя Л. С. Гедианова, отчество и фамилию получил от камердинера князя - Порфирия Бородина. Родители дали Александру неплохое домашнее образование. В 1850 г. он поступил в Петербургскую медико-хирургическую академию, которую блестяще окончил в 1856 г. Научная карьера складывалась успешно. В 1858 г. Бородин получил степень доктора медицины, в 1864 г. стал профессором, в 1874 г. заведующим кафедрой химии Медико-хирургической академии, в 1877 г. - академиком. Его работы в области химии до сих пор не утратили своего научного значения. В то же время учёный с детства увлекался музыкой и на этом поприще достиг не меньших успехов. Технику композиции Бородин усвоил самостоятельно. В 60-х гг. XIX в. он стал членом кружка «Могучая кучка», возглавлявшегося М. А. Балакиревым. В 1867 г. Бородин написал Первую симфонию, которая принесла ему известность как композитору. Он один из создателей русской классической симфонии. После успеха Александр Порфирьевич начал работать сразу над двумя крупными сочинениями - Второй симфонией («Богатырская», 1876 г.) и оперой «Князь Игорь» на сюжет «Слова о полку Игореве». Работа над оперой затянулась на целые 18 лет, и произведение так и не было закончено. Уже после смерти автора её дописали по оставшимся материалам Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов. «Князь Игорь» был поставлен в Петербурге в 1890 г. Музыку оперы отличает яркий героико-эпический характер. Но и тонкий лиризм не был чужд творчеству Бородина. Образцом могут служить его романсы на стихи А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Г. Гейне и собственные. Романс «Для берегов отчизны дальной » - одно из лучших вокальных воплощений пушкинской лирики. Хотя композиторское наследие Бородина не очень велико, каждое его произведение - истинный шедевр. «Громадный и оригинальный талант» - так отозвался о композиторе Ф. Лист. Умер 27 февраля 1887 г. в Петербурге

Римский-Корсаков Николай Андреевич (1844-1908), композитор, дирижёр, педагог. Родился 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил. Знакомство в 1861 г. с М. А. Балакиревым и его кружком имело огромное значение для дальнейшего развития таланта композитора. Однако в 1862 г. по окончании Морского корпуса Римский-Корсаков отправился в трёхлетнее кругосветное морское путешествие на клипере «Алмаз». По возвращении в 1865 г. Николай Андреевич поселился в Петербурге и, не оставляя службы во флоте, всецело занялся музыкальным образованием под руководством Балакирева. Его первым крупным сочинением стала Первая симфония (1865 г.). Затем появились «Увертюра на русские темы» (1866 г.), «Сербская фантазия» (1867 г.), симфоническая картина «Садко» (1867 г.), Вторая симфония (« Антар », 1868 г.), ряд ярких поэтичных романсов (всего композитором написано 79 романсов). Успех этих сочинений был столь велик, что в 1871 г. Римского-Корсакова пригласили в Петербургскую консерваторию на должность профессора инструментовки и свободного сочинения. В 1873 г. Николай Андреевич окончательно оставил службу во флоте и получил должность инспектора военных оркестров флота (которую занимал вплоть до её ликвидации в 1884 г.), совмещая её с профессорскими обязанностями в консерватории. Главным жанром в творчестве композитора стала опера. Свою первую оперу « Псковитянка » он написал в 1872 г. В 1879 г. появилась «Майская ночь» на сюжет Н. В. Гоголя. В 1881 г. Римский- Корсаков создал, пожалуй, самое вдохновенное своё произведение - оперу «Снегурочка» на сюжет весенней сказки А. Н. Островского. После опер «Млада» (1892 г.) и «Ночь перед Рождеством» (1895 г.) композитор вновь обратился к былинным образам. Так была написана опера «Садко» (1896 г.), которая сразу получила широкую известность и популярность. Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. Заслуги его как педагога также велики. Николай Андреевич воспитал около 200 композиторов, среди которых А. К. Глазунов, А. С. Аренский, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев. Римский-Корсаков - автор учебника «Основы оркестровки», двух учебников по гармонии, многочисленных музыкальных статей. Умер 21 июня 1908 г. в усадьбе Любенск близ Луги (ныне в Ленинградской области).

Кюи Цезарь Антонович (1835-1918), композитор, военный инженер и учёный. Родился 18 января 1835 г. в Вильно (ныне Вильнюс, Литва). После окончания местной гимназии поступил в Николаевскую инженерную академию в Петербурге, с которой связана большая часть его жизни. В 1891 г. получил здесь должность профессора. В числе его учеников были императоры Александр III и Николай II, полководец М. Д. Скобелев и многие другие знатные люди. Кюи принадлежат ряд капитальных трудов по фортификации. Музыкой занимался ещё в Вильно под руководством польского композитора С. Монюшко. Завершил музыкальное образование самостоятельно. Во многом Кюи помогло общение с М. А. Балакиревым и кружком «Могучая кучка», членом которой он стал. Как композитор Кюи тяготел преимущественно к вокальной музыке. Он создал 14 опер. Первую, «Кавказский пленник», начал писать в 1857 г., а закончил в 1882 г. За этот период Кюи сочинил оперы «Сын мандарина» (1859 г.), «Вильям Ратклиф » (1869 г.), « Анджело » (1876 г.). Две оперы - «Пир во время чумы» (1901 г.) и «Капитанская дочка» (1911 г.) - написаны по произведениям А. С. Пушкина. Кроме того, Кюи обращался и к редкому в то время жанру детской оперы: «Снежный богатырь» (1906 г.), «Красная шапочка» (1911 г.), «Кот в сапогах» (1915 г.). Композитор - автор почти 300 романсов, среди которых такие шедевры, как «Сожжённое письмо» и « Царскосельская статуя» на стихи Пушкина. Кюи закончил незавершённые оперы своих друзей по «Могучей кучке»: «Каменный гость» А. С. Даргомыжского и « Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского. С 1864 г. Кюи много выступал в печати как музыкальный критик, пропагандируя творчество членов балакиревского объединения. Произведения композитора отличаются изяществом, мелодичностью и вместе с тем глубиной и страстностью.

Спасибо за внимание!

Cлайд 1

Презентация выполнена Коротенко Людмилой Алексеевной, учителем музыки МОУ «СОШ №6 г. Балашова Саратовской области имени Крылова И.В.» «Могучая кучка»

Cлайд 2

«Могучая кучка» В 1859 году в Петербурге, а год спустя в Москве было организовано Русское музыкальное общество, цель которого – сделать искусство доступным для широкого круга любителей музыки. Камерная, симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, придворных залов, где она раньше звучала, и стала достоянием демократических кругов слушателей.

Cлайд 3

Особенно важную роль сыграли концерты «Бесплатной музыкальной школы», основанной выдающимся музыкантом М.А. Балакиревым. В шестидесятые годы вокруг него объединилась группа молодых исполнителей.

Cлайд 4

В содружество входили: М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи

Cлайд 5

Владиимир Васильевич Стасов (1824 -1906) - русский музыкальный и художественный критик, возможно наиболее уважаемый среди его современников. Известный исскуствовед В.В. Стасов вдохновлял их на создание музыкальных полотен, достойных великой России. Он назвал эту группу «Могучей кучкой». «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов…». – писал Стасов в своей статье после одного из концертов под управлением Балакирева.

Cлайд 6

Милий Алексеевич Балакирев (1836 -1910) – тогда молодой, ярко талантливый, образованный музыкант, отличный пианист, великолепный композитор – пользовался огромным авторитетом у своих товарищей. Он направлял их по пути развития национальной русской музыки, помогал овладевать основами композиторской техники.

Cлайд 7

Композиторы «Могучей кучки» по праву считали себя наследниками М.И.Глинки и свою цель видели в развитии русской национальной музыки. С любовью и бережностью молодые композиторы собирали и изучали русские народные песни и использовали их в своём творчестве. Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

Cлайд 8

Александр Порфирьевич Бородин (1833 -1887) - русский учёный-химик и композитор. Им создано более 40 научных работ по химии. Знаменитые музыкальные произведения А.П. Бородина: опера «Князь Игорь», симфония №2 «Богатырская», инструментальные произведения, романсы.

Cлайд 9

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - русский композитор, член «Могучей кучки». Главным его творением являются оперы «Борис Годунов», «Хованщина», сюита «Картинки с выставки».

Cлайд 10

Николай Андреевич Римский - Корсаков (1844 - 1908) Русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Н.А. Римского – Корсакова называют композитором – сказочником. Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная, вокальная и духовная музыка.

Cлайд 11

Цезарь Антонович Кюи (1835 - 1918) - русский композитор и музыкальный критик, член «Могучей кучки», инженер-генерал. Творческое наследие композитора довольно обширно: 14 опер, в том числе «Сын мандарина» (1859), «Вильям Ратклифф» (по Генриху Гейне, 1869), «Анджело» (на сюжет Виктора Гюго, 1875), «Сарацин» (по сюжету Александра Дюма-отца, 1898), «Капитанская дочка» (по А. С. Пушкину, 1909), 4 детские оперы; произведения для оркестра, камерных инструментальных ансамблей, фортепиано, скрипки, виолончели, хоры, вокальные ансамбли, романсы(более 250), отличающиеся лирической выразительностью, изяществом, тонкостью вокальной декламации. Среди них популярны «Сожжённое письмо», «Царскосельская статуя» (слова А. С. Пушкина), «Эоловы арфы» (слова А. Н. Майкова) и др.

Cлайд 12

Большинство композиторов «Могучей кучки» систематически записывало, изучало и разрабатывало образцы русского музыкального фольклора. Композиторы смело использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях, среди которых «Царская невеста», «Снегурочка» (Н.А. Римский-Корсаков), «Хованщина», «Борис Годунов» (М.П. Мусоргский). Первоначально в составе кружка были Балакирев и Стасов, увлечённые чтением Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Своими идеями они вдохновили и молодого композитора Кюи, а позже к ним присоединился Мусоргский, оставивший чин офицера в Преображенском полку ради занятий музыкой. В 1862 году к балакиревскому кружку примыкают Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Бородин. Если Римский-Корсаков был совсем молодым по возрасту членом кружка, взгляды и музыкальный талант которого только начинали определяться, то Бородин к этому времени был уже зрелым человеком, выдающимся учёным-химиком, дружески связанным с такими гигантами русской науки, как Менделеев, Сеченов, Ковалевский, Боткин. В 70-х годах 19 века «Могучая кучка» как сплочённая группа перестала существовать. Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства.