Что такое частушки определение для детей. Частушка. Определение. Происхождение жанра. Классификации

Частушка. Определение. Происхождение жанра. Классификации

Частушки - короткие рифмованные песенки, состоящие из 2 или 4 строк. Они относятся к лирическому роду поэзии. Их назначение состоит не в описании каких-то событий, а в выражении к ним определённого отношения людей.

Частушки - короткие рифмованные песенки, состоящие из 2 или 4 строк. Они относятся к лирическому роду поэзии. Их назначение состоит не в описании каких-то событий, а в выражении к ним определённого отношения людей.

Частушки появились во II половине XIX века, они являются образцом поэтического примитива, в них соединены архаичные черты и новые идеи, они вытеснили многие жанры народного творчества. Ввёл этот термин в литературу Глеб Успенский, в 1889 году в очерке «Новые народные стишки» он дал краткий анализ частушек и опубликовал первые тексты. На первых порах частушки в разных местах назывались по-разному. Частушка возникла на стуке между городом и деревней. Из литературы в частушку перешли рифма и форма строения.

Как миниатюра, частушка откликалась на самые разные события. Основная тема - любовная. Частушка показана изменившееся состояние молодёжи. Главные герои - молодые люди, юноши, девушки, подруги, друзья, соперницы. Взрослые остаются в стороне, над ними в частушками подсмеивались.

В XX веке появились частушки на социально-политические темы. Частушки популярны в течении двух столетий, они легко забываются/появляются, они текстуально устойчивы. Частушка - поэтический экспромт, она не поётся одна. При исполнении частушек исполнялись готовые формы. Частушка, как и пословица, афористична. В частушках нет ни одного лишнего слова, и особую роль в частушке играет подтекст.

Классификация частушек:

  1. 1) Лирические частушки (припевки) - 4х-строчная частушка на разные темы..
  2. 2) Плясовые - 4х-строчные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок , строчки короче, чем в лирической частушке. К ним относятся частушки типа «Яблочко», которые появились в начале XX века на Украине, как любовные. В 1917-1920 годы эти частушки обрели новую тему, став социально-политическими.
  3. 3) Страдания - 2х -строчные частушки на любовную тему. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны.
  4. 4) «Семёновна » - 2х-строчные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 30-е гг. XX века. Они называются по имени главной героини, в частушках это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 30-40 гг. XX в. было создано много жестоких романсов.

В частушке цвет имеет символическое значение: красный - цвет силы, голубой - цвет сомнения, жёлтый - цвет измены, чёрный - цвёт горя, белый цвет - цвет чистоты/непорочности.

Сборники частушек:

  • - «Частушка в записи современного времени», сост. Власова З.И./Горелов А.А. Мск, 1968 г .,
  • - «Прикамские посиделки», «Уральские посиделки».

Частушка это жанр русского фольклора, оформившийся в последней четверти 19 в. одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерниях. Это короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. С начала 20 в. частушки начали проникать к украинцам, белорусам, мордве, чувашам, татарам. Сборники частушек стали появляться только в 20 в.: Флоренский П.А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского уезда. Кострома, 1909; Симаков В.И. Сборник деревенских частушек. Ярославль, 1913. Наиболее ранние частушки имели шесть строк. Основной тип - 4 строчный - сформировался во второй половине 19 в., он исполнялся под пляску и без нее. Частушки собственно плясовые, исполняемые только под пляску (например под кадриль), также являются 4 строчными. Кроме того, существуют 2 строчные частушки: «страдания» и «Семёновна». Частушки принято называть поэзией малой формы, однако она никогда не поется одна («Я частушку на частушку, как на ниточку, нижу…»). При исполнении импровизируются циклы - частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф (до 100). Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы - как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев. В живом бытовании частушке свойственна речитативность. Каждый регион имел особый словесного текста и напева, особую манеру исполнения и приплясывания, что породило разные обозначения частушек: «саратовские», «тамбовские», «воронежские», «рязаночка», «елецкая». Их называли «припевки», «пригудки», «прибаски», «коротушки», «собирушки» и пр. Термин «частушка», также народный, был введен в научный обиход в 1889, когда в периодической печати появился первый очерк об этом новом явлении песенной культуры народа (Успенский Г. Новые народные песни (Из деревенских заметок). Частушки имеют сельское происхождение и бытование. Их ответвлением, трансформацией стали, частушки исполнявшиеся в городских «низах» и среде рабочих. Их высокую популярность и продуктивность сохраняют в современном фольклоре.

Истоки частушки

Своими истоками частушки тесно связаны с устным творчеством старой деревни: короткие сатирические и плясовые песни создавались еще скоморохами (они зафиксированы в песенниках 19 в.); короткие припевки пели на свадьбах и в календарных обрядах. Сексуальная направленность «озорных частушек» продолжила традицию эротических иносказаний сказок, загадок, заговоров, связанную с магией плодородия. Ныне бытуют различные их виды. Наряду с этим частушки окрашены влиянием книжной поэзии: для них обязательна рифма, преимущественно неполная перекрестная (abcb), а также полная перекрестная (abab) и парная (aabb); тонический в своей основе стих приближен к силлабо-тоническому.

Частушки проявляют внимание ко всем жизненно важным вопросам , однако в огромном большинстве случаев они сочинялись молодежью, поэтому их персонажи -девушка и парень, а самая популярная тема -любовь. Большая часть частушек, независимо от характера мелодии, имеет элегическое содержание. Герой частушки иногда изображается в разлуке с родными местами (рекрут, солдат, батрак, работающий «в людях»). В 20 в. их содержание расширилось, в них начали находить отражение исторические и общественные процессы. Частушки на общественно-политические темы часто приобретают сатирическую направленность. В устное бытование не вошли многочисленные фальсификаты: публиковавшиеся с пропагандистскими целями плакат ногимнические подражания и самодеятельные «агитки» на злобу дня. Частушки связаны со многими фольклорными жанрами: пословицами и поговорками, плясовыми и хороводными песнями.

Частушка как лирический жанр

Становлению частушек как лирического жанра помогла традиционная песенная лирика. Они использовали уже готовую символику. Из песен в частушки пришли постоянные эпитеты, в т.ч. выразительные. Частушки используют сравнения, метафоры, метонимии, олицетворения, гиперболы. По композиции частушки делятся на 1 и 2 частные: первые имеют сквозное развитие темы, во вторых строфа отчетливо распадается на две части с резкой паузой посредине. На построение 2 частной частушки воздействовал песенный прием психологического параллелизма: «Неужели позавянет На горе зеленый сад: Неужели не воротится Любовь наша назад?» Нередки 2 частные частушки, в которых части противопоставлены по смыслу. Отмечено тяготение к формальному параллелизму - когда при сопоставлении частей не требуется устанавливать символическую или логическую связь между ними. Частушки вызвали большой интерес у писателей демократов второй половины 19 в. (Н.В.Успенского, И.А.Левитова, Ф.М.Решетникова), которые воспроизвели их в своих произведениях. В 20 в. частушки творчески использовали А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, А.Т.Твардовский и др. Процесс создания и бытования частушек раскрыт в повести С.П.Антонова «Поддубенские частушки. Из записок землеустро ителя» (1950).

Частушки - жанр позднетрадиционного фольклора.

Частушки – короткие рифмованные лирические песенки, которые создавались и исполнялись как живой отклик на разнообразные жизненные явления, выражая ясную положительную или отрицательную оценку. Во многих частушках присутствует шутка или ирония. Основной тип – четырехстрочный. Существуют двустрочные частушки.

Частушки имеют разнообразные, но повторяющиеся, устойчивые напевы, как протяжные, так и быстрые. Характерно исполнение многих текстов на один напев.

Частушки принято называть поэзией малой формы, но частушка никогда не поется одна. При исполнении импровизируются циклы – частушечные спевы, которые могут включать разное количество строф. Спевы могут иметь композиционное обрамление: частушку, которая является сигналом начала пения, и частушку, которая служит сигналом конца. Нередко это обращения певиц к гармонисту. Спевы, построенные на диалоге – перекличке двух певиц, объединяет содержание. Распространенный тип спевов – частушки, имеющие общее начало (запев).

Частушки окончательно оформились в последней четверти XIX в. Одновременно в разных частях России: в центре, среднем и нижнем Поволжье, в северных, восточных и южных губерниях. Каждый регион имел особый характер словесного текста и напева, особую манеру исполнения (хором или в одиночку), а также приплясывания, что породило разные обозначения частушек: «саратовские», «тамбовские», «воронежские», «рязаночка», «елецкая». Впоследствии многие из них получили повсеместное признание. Частушки пели во время гуляний, в дороге, в лесу, на посиделках. В народной среде выделялись частушечники – знатоки частушек, их исполнители и создатели. С начала ХХ в. Русские частушки начали проникать к соседним народам: украинцам, белорусам, мордве, чувашам, татарам и другим.

Термин частушка был введен в научный обиход в 1889 г., когда в периодической печати появился первый очерк об этом новом явлении песенной культуры народа. Его автор – писатель-демократ Г. И. Успенский.



Частушка – показатель возросшей связи деревни с городом, она отразила изменение психического уклада деревни, прежде всего деревенской молодежи.

Частушки – главный жанр крестьянской лирики в позднетрадиционном фольклоре. Своими истоками он тесно связан с устным творчеством старой русской деревни.

У частушек отсутствует свойственная обрядовому фольклору утилитарная направленность, они – чисто лирический жанр. С другой стороны, частушки окрашены влиянием песен литературного происхождения и книжной поэзии. Для них обязательна рифма. (силлаботонический стих)

Частушки имели сельское происхождение и бытование. Ответвлением, трансформацией этих деревенских песенок стали частушки, исполнявшиеся на городских окраинах, в городских «низах», в среде рабочих. Частушки проявляют внимание ко всем жизненно важным вопросам, их содержание разнообразно. Однако в огромном большинстве случаев они сочинялись молодежью, поэтому их самой популярной темой была любовь. Частушек о семейной жизни создано значительно меньше, и оценивается она с позицией молодежи – чаще всего как несчастливая. Исследователи заметили, что вообще большая часть частушек, независимо от характера мелодии, имеет грустное, элегическое содержание.

Частушки экономно, ненавязчиво пользуются изобразительно-выразительными средствами. Рифма падает на самые главные в смысловом отношении слова. Частушки предпочитаю мужскую и женскую рифму.

Интонационное богатство частушке дает ее близость к разговорной речи. Чаще всего частушка представляет собой высказывание от первого лица и по содержанию обращена к кому-либо: милому, подруге, сопернице, матери… Повествовательно начало в частушке развито слабо, ее главный смысл – лирический.

Частушка связана со многими фольклорными жанрами: пословицами и поговорками, плясовыми и хороводными песнями, лирическими песнями. Традиционная песенная лирика помогла становлению частушки как лирического жанра. Частушка использовала уже готовую песенную символику. Частушки используют сравнения, метафоры, метонимии, олицетворения, формулу невозможного, гиперболы. По композиции частушки делятся на одночастные и двухчастные. Одночастные имеют сквозное развитие темы. В двухчастных строфа отчетливо распадается на две части с резкой паузой между ними. В двухчастных частушках встречается параллелизм с одним персонажем в обеих частях.

В целом можно отметить, что композиция строфы всегда закрепляет смысловую и формальную законченность частушки.

Исторические песни - это фольклорные эпические, лиро-эпические и лирические песни, содержание которых посвящено конкретным событиям и реальным лицам русской истории и выражает национальные интересы и идеалы народа. Они возни­кали по поводу важных явлений в истории народа - таких, ко­торые производили глубокое впечатление на участников и сохранились в памяти последующих поколений. В устной тради­ции исторические песни не имели специального обозначения и назывались просто "песнями" или, как былины, "стАринами".

В исторической поэзии большое место заняли военно-герои­ческая тема и тема народных движений. Исторические песни повествуют о прошлом, но создавались они по свежим впечат­лениям от подлинных фактов, известных также по письменным источникам. С течением времени, а иногда и изначально, в пес­нях возникала неточная трактовка событий, оценка историчес­ких лиц и другие несоответствия.

Особенности художественного историзма песен допускали вымысел. При этом песня воспроизводила главное - исто­рическое время, что стало ее основным эстетическим фактором. В песнях прежде всего отображалось народное историческое со­знание.

Историческим песням свойствен­на более строгая историческая точность. Их персонажи - конкретные, реально существовавшие деятели истории (Иван Гроз­ный, Ермак, Разин, Петр I, Пугачев, Суворов, Кутузов), а рядом с ними - простой пушкарь, солдат или "народ". Для героев в целом нехарактерна фантастичность и гиперболизация, это обыч­ные люди с их психологией и переживаниями.

В исторических песнях разрабатывались большие общенародные темы. Их сюжет более динамичен, лишен развитых описаний, постоянных формул, системы ретардаций. Вместо развернутого повествования сюжет ограничивается одним эпизодом. В ком­позиции исторических песен заметную роль играет монолог и диалог. Чаще всего их пели хором, причем каждая песня имела свою, особую мелодию.

Распространялись исторические песни более всего в тех мес­тах, где происходили описанные в них события: в центральной России, на Нижней Волге, у казаков Дона, на Русском Севере. Их начали записывать с XVII в. и запи­сывали на протяжении последующих веков, однако впервые сюжеты исторических песен были выделены и систематизиро­ваны (вместе с былинами) в собрании П. В. Киреевского. В 1915 г. вышло в свет отдельное научное издание исторических песен, которое подготовил В. Ф. Миллер. С 1960 по 1973 г. было опуб­ликовано наиболее полное многотомное академическое изда­ние, снабженное нотными приложениями и подробным науч­ным аппаратом.

Исторические песни - явление, зародившееся после золотоордынского нашествия, а в XIX в. уже угасшее. Они - новый этап в осмыслении народом своей истории, принципиально отлич­ный от осмысления, отраженного былинами. Одни ученые считают, что исторические песни - это единый жанр, имеющий несколько стилевых разновидностей. Другие убеждены в том, что они - многожанровое явление (ис­торические песни рассказывают о событиях то в форме балла­ды, то в форме лирической песни или причитания). И тем не менее исторические песни занимают в фольклоре вполне самостоятельное место. Главное, а иногда и единствен­ное, что их объединяет - это их конкретное историческое со­держание.

(четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху к таким темам относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику.

хореем литературного языка . Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки .

Частушка возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора

«Любовно-бытовые» обычно деревенско-колхозные будни.

Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов.

советская пропаганда.

Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек.

/материал из Википедии/.

Мне бы частушки задорно выкликать,
А тебе - на хриплой на гармошке играть.

А. Ахматова

"Её простое желание"

Частушка - часть народного фольклора. Являясь малым жанром, она несёт в себе столько задора, веселья, юмора. Иногда задиристая, иногда "с перцем", частушка всегда метко бьёт не в бровь, а прямо в глаз. У частушки есть свой ритм, размер, мотив.

В разных областях необъятной России есть свои частушки. Прочитав книгу "Частушки" (Библиотека народного фольклора, М.: Советская Россия, 1988-1992 гг.), я не нашла в ней ни одной частушки из тех, что пела моя мама. Поэтому я решила записать эти частушки. Некоторые из них были записаны при жизни мамы, другие записаны после её смерти по памяти.

Частушка как элемент народной речи имеет особенности, присущие этой речи. Например, частушки об измене милого в народе поются так:

Меня милый изменил

Хотя стилистически правильно было бы сказать: Мне милый изменил. Есть такие частушки в мамином репертуаре, например:

Меня милый изменил,

Думает, заплакала.
Я другого полюбила:
Любовь одинакова!

Можно, конечно, стилистически поправить первую строку в этой (и в подобных ей) частушке следующим образом: Мне милёнок изменил. Однако любая правка нарушает первозданность частушки, её близость к народной речи.

….частушки и в газете "Литературная Россия" (№ 10, 1985 г.):

Меня милый изменил,
Ласточку-касаточку.
На себе порвёт с тоски
Рубашку полосатую.

Часто в частушках для сохранения размера пропускаются буквы в словах. Вот примеры:

Не отдай меня, мамаша,
На чужую сторону,
Не умею блины печь,
Расколю я сков`роду.

Иногда наоборот добавляется лишняя буква, как например, в следующей частушке:

Не ходите, девки, замуж
Не за милыих дружков,
Лучше в речке утопиться
Со крутых со бережков!

(Русское народное поэтическое творчество.

Хрестоматия. - М.: Высшая школа, 1978)

А вот какая особенность отмечается в том же номере газеты "Литературная Россия": при литературном написании глагольная рифма многих частушек не полнозвучна. Вот, например, две такие частушки, одна из газеты, вторая из репертуара мамы (автор статьи):

Не ходи ты мимо двору
Пусть спокойно люди спят.
Меня маменька ругает,
Не велит с тобой гулять.

Почему же рифма не полнозвучна? Да потому что пели: "люди спять" и "перерубы лопнуть", и рифма была абсолютной.

Часто для сохранения рифмы в частушках искажаются слова. Вот ещё два примера:

Мой муж - арбуз,
А я его дыня.
Он меня вчера побил,
А я его - ныня.

Если записать последнюю частушку грамматически правильно, то получится следующее:

Меня мать ругает,
И отец ругает.
А за что же ругают?
Растёт пузо другое!

Исчезла рифма, а вместе с ней и вся поэтическая прелесть частушки.

Отмечается в газете и совершенно свободное обращение с ударением, когда это необходимо для рифмы и размера.

Как пример приводится ярославская частушка:

Что ты, милый, редко ходишь?
Редко, наредко, редко!
Через редкое свиданье
Позабыть тебя легко.

Такие частушки были и в мамином репертуаре. Вот, например:

Не спала я, так лежала
На перине пуховой.
Не стерпела, поглядела,
С кем гуляет милый мой.

Нельзя не отметить и вариантность частушек. Очень многие частушки в разных областях поются по-разному. Приведу два примера.

Частушка из репертуара мамы:

Ой, маменька, тошно,
Хвораю нарошно,
Пеки пышки на меду,
Я милого приведу.

Так она поётся в Саратовской области. В газете "Литературная Россия" (№ 22, 1986 г.)
воронежский вариант этой частушки:

О, мама, тошно!
Хвораю нарошно,
Вари кашу на меду,
Я милёнка приведу.

Другой пример. Мама пела такую частушку:

Мы сидели с милкой рядом,
Толковали горячо:
Она выбила мне зубы,
Я ей вывихнул плечо.

В упомянутой выше книге "Частушки" - такой вариант этой частушки:

Мы с милёночком сидели,
Обнимались горячо:
Я ему сломала руку,
Он мне вывернул плечо.

Регистрационный номер 0051432 выдан для произведения:

Часту́шка фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания.

Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем , в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки фольклора , но наибольшее развитие получила после становления советской власти.

По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой.

«Любовно-бытовые» это обычно деревенско-колхозные будни.Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов.

«Общественно-политическим» присуще сатирическое изображение жизненных условий. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда.

Во многих частушках демонстрировался общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек.

Частушки сочиняли все — и взрослые и дети.

В 90-е годы, после перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной.

/Материал из Википедии — свободной энциклопедии/

Былины, притчи, анекдоты, скороговорки, загадки, и многое другое. Устное народное творчество придает яркость и выразительность. К примеру, с помощью пословиц, фразеологизмов можно тактично намекнуть человеку на его ошибки, при этом не обидев его.

Фольклорные произведения анонимны. Они не имеют конкретного автора. Это то, что создано коллективом людей. Устное народное творчество отражает их быт, традиции, нравы, представления о жизни. Каждая народность имеет свой фольклор, имеющий свои особенности и характер.

Устное народное творчество повлияло на деятельность многих поэтов, писателей и других деятелей искусств. Так, некоторые специалисты считают, что некоторые сказки Шарля Перро, выпущенные в сборнике "Сказки моей матушки гусыни", являются фольклором. А писатель их просто обработал и представил читателю в новом свете. Поэтому они и являются литературными сказками. В русской в своем творчестве активно использовали фольклор А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Н.В. Гоголь, А.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин.

Конечно, фольклорные произведения дошли до сегодняшнего дня, в определенной степени утратив свою первозданность. Но смысл при этом остался тот же - донести до последующего традиции и обычаи своего народа.

Видео по теме

Полезный совет

Активно используйте устное народное творчество в воспитании и развитии детей. Оно способствует их интеллектуальному, нравственному развитию.

Источники:

  • Фольклор - Россия.
  • Шарль Перро. Доклад о творчестве писателя.

Частушка – это лирическая короткая песенка, состоящая из 2-х или 4-х строк. Однако петь частушки принято так, чтобы куплет шел за куплетом, одна частушка – за другой. Поются (проговариваются) они на одном дыхании, в быстром ритме. Считается, что и само слово образовалось от глагола частить или прилагательного частый. Как правило, один человек частушку запевает, другой подхватывает, затем включаются еще исполнители, и так – по кругу. Под частушку обычно пляшут. Данный жанр относится к области русского народного творчества.

Инструкция

Относительно появления частушки в мнения ученых расходятся. По мнению одних, частушка бытовала в народе еще на рубеже 17-18 вв. Ее носителями были бродячие артисты. Противники этой точки зрения утверждают, что частушка в качестве особой песенной формы появилась в конце 19 века.

Трудно сказать, кто из ученых прав, но в знаменитом толковом словаре Владимира Даля слова «частушка» нет. Большинство все же к тому, что частушка как жанр, как словесно-музыкальная , впервые упоминается в 1889 году Глебом Успенским в очерке «Новые народные песни».

Удивительным образом частушки возникли практически в одно время в разных областях России. В каждой местности народ придал задорным песенкам свой неповторимый колорит. Иногда суть, в звучании или теме слышался в самом названии: саратовские страдания, волжские матанечки, рязанские ихохошки, вятские нескладушки, уральские тараторки и т.д. В разных краях эти песенки называли по-разному – погудка, коротушка, припевка, цыганочка, собирушка, топтушка и т.д., но во всех случаях речь шла именно о частушке.

Частушка исполняется под разные народные музыкальные инструменты, но чаще всего под гармонь и балалайку. Однако музыкальное сопровождение – не главное при исполнении частушки, иные народы поют ее и вовсе без аккомпанемента.

Структура частушки незатейлива, хотя и не столь проста, как может показаться на первый взгляд. Можно заметить, что в ней органично сочетаются традиция и новаторство.

Традиция заключается в строго определенном объеме (как правило, 4 строки в частушке обычной, 2 – в страданиях), в наличии цельного набора устоявшихся и ставших привычными зачинов и припевов, неизменность оборотов и образов, рифмование четных строк (редко парная зарифмованность).

Новизну в частушку привносят по-разному в разных уголках России. Каждая частушка несет в себе , секрет. Где-то опускают первую строку зачина, предоставляя «слово» гармони или балалайке. Иные исполнители, напротив, наполняют словами даже проигрыш или музыкальную паузу. Вариантов масса, неожиданности могут всплыть в любое время. Все они имеют право на жизнь, ведь это творчество.

Каким бы несерьезным жанром ни считали частушку иные критики, у нее не отнять двух положительных составляющих:

Частушки отражают историю народа, по их содержанию можно судить о событиях с точки зрения простых людей. Частушки – это настроение масс. Они полны живых откликов на происходящие события или отдельные жизненные ситуации. По ним вполне можно проследить историю ;

Частушка несет в себе массу позитива (даже саратовские страдания). Она может быть грустной, но при этом оптимистические нотки в ней непременно присутствуют, частица юмора обязательно есть (часто – подтрунивание над самим собой).
Известны случаи: в состояниях депрессии и стресса стоит людям пропеть несколько частушечных куплетов, как душевная боль уходит, а сердечные раны заживают. Возможно, это происходит от того, что человек просто прокричится, приплясывая, - выпустит пар. А возможно, так проявляется сила коллективного народного искусства. Пусть даже такого немудреного, как частушка.

Частушка – желанный в любой компании в наше время. Она, как прежде, популярна и любима массами. Она не растеряла своего смысла – возможности высказаться, подшутить над собой и над другими, высмеять ситуацию или человека (лентяя, чиновника, пьяницу). Частушка всегда идет в ногу со временем. Она никогда не исчерпает себя.

Видео по теме

Совет 3: О чем сказка Салтыкова Щедрина "Премудрый пескарь"

Писательское творчество сатирика Салтыкова-Щедрина на всех этапах было направлено на то, чтобы открыть современникам глаза на невежество, тупость, бюрократизм и беззаконие процветающие в России того времени.

Сказки для «детей изрядного возраста»

В самые тяжелые годы реакции и строгой цензуры, которые создавали просто невыносимые условия для продолжения его литературной деятельности, Салтыков-Щедрин нашел блестящий выход из сложившейся ситуации. Именно в то время он начал писать свои произведения в форме сказок, которые позволили ему продолжить бичевание пороков российского общества вопреки неистовству цензуры.

Сказки стали для сатирика своеобразной экономной формой, позволявшей продолжить темы своего прошлого . Скрывая истинный смысл написанного от цензуры, писатель использовал эзопов язык, гротеск, гиперболу и антитезу. В сказках для « изрядного возраста» Салтыков-Щедрин, как и прежде, говорил о тяжелой судьбе народа и высмеивал его угнетателей. Бюрократы, градоначальники-помпадуры и другие нелицеприятные персонажи предстают в сказках в образах животных – орла, волка, медведя и др.

«Жил - дрожал, и умирал – дрожал»


Согласно нормам правописания XIX века, слово «пескарь» писалось через «и» - «пискарь».
Одним из таких произведений является ставшая хрестоматийной сказка «Премудрый пискарь», написанная Салтыковым-Щедриным в 1883 году. Сюжет сказки, повествующий о жизни самого обычного пескаря, известен любому образованному человеку. Имея трусливый характер, пескарь ведет замкнутый образ жизни, старается не высовываться из своей норы, вздрагивает от каждого шороха и мелькнувшей тени. Так он и живет до самой своей смерти, и только в конце жизни к нему приходит осознание никчемности столь жалкого его существования. Перед смертью в его сознании возникают вопросы, касающиеся всей его жизни: «Кого он пожалел, кому помог, что сделал хорошего и полезного?». Ответы на эти вопросы наталкивают пескаря на довольно печальные выводы: что никто его не знает, никому он не нужен и вряд ли кто-то вообще о нем вспомнит.

В этом сюжете сатирик в карикатурной форме четко отражает нравы современной мещанской России. Образ пескаря вобрал в себя все нелицеприятные качества трусливого, замкнутого в себе обывателя, постоянно трясущегося за свою шкуру. «Жил - дрожал, и умирал – дрожал» – такова мораль этой сатирической сказки.


Выражение «премудрый пескарь» использовалось как нарицательное, в частности, В. И. Лениным в борьбе с либералами, бывшими «левыми октябристами», перешедшими к поддержке право-либеральной модели конституционной демократии.

Читать сказки Салтыкова-Щедрина довольно сложно, некоторые люди так и не могут понять глубокого смысла, вкладываемого писателем в свои произведения. Мысли, которые изложены в сказках этого талантливого сатирика, и сейчас актуальны в России, погрязшей в череде социальных проблем.

Источники:

  • Премудрый пискарь