Cочинение «О великом подвиге народа в годы войны (на примере поэмы «Василий Теркин»). Анализ главы «Переправа» из поэмы «Василий Теркин

А. Т. Твардовский написал выдающееся произведение о войне - поэму «Василий Теркин».

Литературный герой Твардовского заслужил по праву, чтобы ему поставили памятник. Ведь вместе с ним памятник получают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного положения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть или послушать музыку на привале.

Кем же был Василий Теркин? Простым бойцом, каких очень часто можно встретить на войне. Сам Твардовский говорит о нем:

Теркин - кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой.

Он обыкновенный.

Произведение Александра Трифоновича написано легким, образным, народным языком. Стихи его так и запоминаются сами. Автор предлагает:

Словом, книгу с середины

И начнем. А там пойдет.

А он не унывает. Живет и радуется жизни. Сегодня этого качества так не хватает многим людям. Теркин не может не радовать своим жизнелюбием. Ведь он

В кухне - с места, с места - в бой.

Курит, ест и пьет со смаком

На позиции любой.

Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но вот вынужденная стоянка, «а мороз - ни стать, ни сесть...». И Теркин заиграл на чужой гармони.

И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

Теркин - душа солдатской компании. Недаром товарищи так любят слушать его то шутливые, а то очень серьезные рассказы. Вот они лежат в болотах, где «перемокшая» пехота мечтает уже даже о том, «хоть бы смерть, да на сухом ». А Теркин усмехается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что, пока солдат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, дивизия. А то и фронт. Да что там - вся Россия!

Такой уж в нем был талант. Такой талант, что, лежа в сырости, засмеялись товарищи, легче им стало.

В главе «Теркин - Теркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой. Таких героев на дорогах войны можно было встретить множество.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

Настоящие бойцы, такие, как Теркин, не боятся смерти, не боятся риска. Они сражаются за Родину и совершают подвиги, не думая о награде, а «ради жизни на земле».

Василий Теркин стал одним из любимых литературных героев многих читателей. В образе Теркина Твардовский изображает лучшие черты русского характера - смелость, упорство, находчивость, оптимизм и огромную преданность своей родной земле.

Мать-земля родная наша,

Поэма Твардовского «Василий Теркин», которая имеет еще и другое название - «Книга про бойца», считается одним из самых главных и известных произведений, написанных поэтом за период своей творческой деятельности.

Являясь вершиной эпической русской поэзии, она получила всенародное признание. Многие строки произведения Твардовского «Василий Теркин» стали неотъемлемой частью устной речи или популярными афоризмами, произносимыми в стихотворной форме. Причем «Книга про бойца» получила не только общенародное, но и общенациональное признание.

История создания

Работу над поэмой «Василий Теркин» Твардовский начал в 1939-1940 гг. В то время он являлся военным корреспондентом, публикуя свой материал в газете «На страже Родины» Ленинградского военного округа. Это был период проведения финской кампании. Образ и имя главного героя Твардовского - Василий Теркин - стали плодом совместного творчества многих членов редколлегии. Среди них: С. Маршак, Н. Щербаков, Н. Тихонов. В итоге получился весьма удачный образ добродушного, сильного и в то же время простого русского парня.

Изначально Теркин был сатирическим героем написанных для газеты фельетонов и стихотворений. И уже с того времени русского солдата полюбили читатели окружной газеты. Это и навело Твардовского на мысль о перспективности данной темы и необходимости ее развития в рамках крупного произведения.

Начало войны с фашистской Германией на некоторое время не только прервало работу над поэмой. Оно стало причиной корректировки замысла. В результате фельетонный Вася Теркин превратился в советского бойца, в образе которого воплощены лучшие нравственные стороны всего предвоенного поколения. Твардовский придал своему герою черты широчайшего обобщения, сохранив при этом его узнаваемость и конкретность.

Произведение Твардовского «Василий Теркин» было любимо солдатами, которые сражались на полях войны. Именно ощущение необходимости книги и заставило автора продолжить работу над ней.

Уже в конце 1942 г. читатели могли ознакомиться с новой главой произведения «Кто стрелял?», которая вошла во вторую часть поэмы. После этого Твардовский продолжил свое творчество и полностью завершил работу над книгой в марте 1945 года. Ознакомимся с кратким содержанием «Василия Теркина» Твардовского.

От автора

В первой главе произведения читатель знакомится с героем поэмы «Василий Теркин». Твардовский, начиная свой рассказ, утверждает, что самым главным на войне является вовсе не пища, а хорошая присказка и поговорка, а также шутка. Не менее важной в это время является и сущая правда. И пусть даже она будет горькой.

Герой Твардовского, Василий Теркин, с которым знакомит нас автор, играет важную роль на войне. Ведь в это трудное время обязательно должно быть место забаве и шутке. В первой главе произведения автор определился и с формой своего повествования. Он указал читателю, что книга, которую тот взял в руки, не имеет ни начала, ни конца. Первая же глава - это лишь середина повествования.

На привале

Знакомясь с содержанием «Василия Теркина» Твардовского, читатель узнает, что главный герой произведения попал в первый пехотный взвод, где сразу же стал своим. Всю первую ночь после его появления бойцы не смогли уснуть, слушая рассказы бывалого солдата. Шутки Василия Теркина помогают переживать тяготы неустроенного военного быта, холод, голод, грязь и сон на голых корнях и в мокрых шинелях.

Исходя из рассуждений Твардовского, Василий Теркин - это человек, которого можно найти в каждой роте. И пусть этот боец среднего роста, неказист собой, не очень красив и не имеет наград. Но все же он воевал и смог выжить на любой позиции и под любым огнем.

Перед боем

Перейдем к рассмотрению следующей главы «Василия Теркина» Твардовского. В ней герой поэмы рассказывает о том, как он выбирался из окружения и был политруком, проводя беседу с бойцами одними только словами «не унывай».

Из этой главы «Василия Теркина» Твардовского мы понимаем, что советская армия отступает. Она оставляет родные земли, которые вскоре будут оккупированы. Солдаты чувствуют свою вину перед мирным населением. На их пути родная деревня командира. Взвод заходит туда. Жена командира приглашает бойцов в хату и угощает их. Дети рады отцу, который, как им вначале кажется, пришел вечером, поработав в поле. Однако они понимают, что завтра он уйдет, а в их дом, скорее всего, войдут немцы. Всю ночь командир не спит и колет дрова. Он пытается хоть как-то помочь своей жене.

Еще долго в голове Теркина звучит плач детей, которые проснулись на рассвете и увидели, как их отец вместе с бойцами уходят из дома. Василий мечтает о том, как после освобождения родной земли он придет к гостеприимной хозяйке и поклонится ей за постой.

Переправа

Продолжаем знакомство с кратким содержанием глав поэмы Твардовского «Василий Теркин». В следующей из них читатель узнает о том, как бойцы трех взводов в зимнюю пору пытались переправиться через реку. К другому берегу успели подплыть только солдаты того подразделения, где служил Теркин. После этого немцы начали артобстрел. К ночи тот, кто остался жив, уже и не надеялся увидеть своих товарищей, считая, что все они погибли.

О чем дальше рассказывает читателю глава «Переправа» в «Василии Теркине» Твардовского? На рассвете дозорные доложили, что видят на реке маленькую черную точку. Вначале они решили, что это тело убитого во время артобстрела бойца. Однако сержант взял бинокль и разглядел плывущего человека. Кто-то пошутил, что переплыть реку в ледяной воде мог только Теркин. И правда, это оказался именно он. Василий доложил полковнику, что первый взвод цел, ждет дальнейших указаний и просит поддержки артиллерийским огнем. Теркина переодевают в сухую одежду, заставляют побегать, растирают спиртом и дают ему внутрь для согрева. Ночью бойцы возобновили переправу, чтобы сразиться ради жизни на земле, а вовсе не ради славы.

О войне

Следующая глава поэмы Твардовского «Василий Теркин» содержит рассуждения главного героя. Он считает, что с приходом войны нужно забыть обо всем и быть только в ответе за Родину и за свой народ. В это время необходимо быть одним целым со всеми людьми. О себе, считает Теркин, нужно также забыть. Каждый боец должен бить немца, самоотверженно драться и быть в полной готовности исполнить приказ командования любой ценой. Даже если за это придется отдать свою жизнь. При этом солдаты должны верить в то, что потомки будут им благодарны.

Теркин ранен

Продолжая знакомство с главами поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин», мы узнаем о том, что ее главному герою в один из зимних дней пришлось налаживать связь. В это время Василий передвигался вслед за стрелковой ротой. Внезапно рядом с ним зашипел снаряд. Все испугались и упали на землю. Первым из всех бойцов приподнялся Теркин. Он передал солдатам катушку и решил посмотреть, не бьет ли враг из расположенного неподалеку погреба. Но там никого не было. Он сам устроил в этом блиндаже засаду, решив держать оборону, используя две гранаты.

Фашисты приближались. В двух шагах от себя Теркин заметил немецкого солдата. Враг бросился на Василия и ранил его в плечо. Теркин же ударил немца штыком. В это время начался обстрел тяжелой артиллерии.

В конце этой главы поэмы Твардовского «Василий Теркин» читатель узнает о том, что раненого бойца нашли советские танкисты. Он уже истекал кровью и терял сознание. Танкисты спасли ему жизнь.

О награде

В следующей главе поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин» читатель знакомится с рассуждениями главного героя о том, что ему вовсе не нужен орден. Боец согласен и на медаль. Эта награда понадобится ему после войны, когда, вернувшись на родину, он будет рассказывать девушкам о том, как когда-то ходил в атаку. Автор жалеет о том, что сейчас в свои родные края Василий попасть не может. Ведь он принимает участие в страшном, смертном, кровавом бою за жизнь на земле, а не ради славы.

Гармонь

О чем рассказывается в следующей главе поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»? Читатель узнает о том, что после ранения и пребывания в госпитале боец вновь возвращается в стрелковый полк к солдатам своей первой роты. По дороге его подобрал грузовик, следующий на фронт. Идущей колонне пришлось остановиться из-за снежного затора. В вынужденные минуты отдыха два танкиста дали Теркину гармонь, которая осталась от командира, недавно погибшего в бою.

От звуков музыкального инструмента всем бойцам становится теплее на душе, и некоторые из них пускаются в пляс. Танкистам даже начинает казаться, что они уже знакомы с Теркиным. Присмотревшись к нему поближе, они узнали в Василии того раненого солдата, которого спасли от смерти. Танкисты подарили Теркину гармонь своего командира. Они понимают, что война - это не время, когда нужно горевать о погибших и гадать, кто же сможет выжить и вернуться домой.

Два солдата

Что становится известно читателю из следующей главы поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»? Всего в трех верстах от линии фронта главный герой произведения зашел в дом, где живет двое стариков. Дед в прошлом сам был солдатом. Теркин помог старику починить часы и пилу. Шутками Василий выманил у старухи еду. Нехотя она достала из своих закромов сало и поджарила мужчинам яичницу из двух яиц. Пообедав и выпив спирта из фляги, два солдата завели разговор о бытовых трудностях войны. В конце Василий поклонился хозяевам и обещал, что немец обязательно будет побежден.

О потере

О чем читатель узнает из следующей главы поэмы Александра Твардовского «Василий Теркин»? В этом повествовании говорится о том, что товарищ нашего героя потерял свой кисет. Это очень огорчило его. Но Василий успокаивает бойца, говоря о том, что тот уже потерял родные края и семью. Это и есть главное огорчение. Обо всем остальном жалеть не стоит. Теркин дарит товарищу свой кисет, заметив при этом, что им ни за что на свете нельзя терять Россию, за которую они в ответе.

Поединок

Из сюжета«Василия Теркина» Твардовского читатель узнает о том, что главный герой произведения вступил в рукопашный бой с фашистом. Немец - человек сильный и ловкий, крупный и сытый. Однако наш солдат не сдается и не унывает. Немец выбил Теркину зубы, а Василий подбил своему врагу глаз. Нашему солдату очень тяжело. Он уже с трудом владеет своей раненой правой рукой и изнемог, но при этом не сдается. Фашист снял с головы каску и начал драться ею. Теркин же сразил своего врага незаряженной гранатой, оглушил и связал его.

Василий доволен собой. Он наслаждается военной удачей и горд тем, что идет по советской земле и подгоняет в штаб «языка», понимая, что каждый, кто попадается ему навстречу, рад тому, что Теркин вернулся из разведки живым.

Послание от автора

Следующая глава является своеобразной передышкой в созданной автором «сказке о войне». Ведь слушать ее хорошо тому, кто уже смог победить врага и вернулся домой. Твардовский говорит, что солдату на войне хотелось бы прочесть мирную сказку. Однако до тех пор, пока родной край продолжает оставаться в плену, автор будет рассказывать о войне.

Кто стрелял?

В этой главе автор ведет рассказ о том, как после вчерашнего боя солдаты находятся в окопах неподалеку от позиций противника. На землю спускается летний вечер, напоминающий бойцам о мирном времени и о крестьянском труде. Внезапно раздается звук приближающегося самолета противника. Фашист кружит над позициями советских солдат. Смерть совсем рядом. Однако умирать никому не хочется. И здесь автор произведения начал рассуждать о том, в какое время года лучше всего погибнуть на войне. В итоге он приходит к выводу о том, что для этого не годится никакая пора.

Но здесь на помощь товарищам пришел Теркин. Он встал, выстрелил по самолету из винтовки и подбил его. Василий стал героем. За это ему положен орден.

О герое

В следующей главе поэмы ее главный герой рассказывает о том, как встретил, находясь в госпитале, молодого солдата-орденоносца из-под Тамбова. Тот намекал ему, что таких удальцов, как он, на Смоленщине - родине Теркина, быть просто не может. Теперь Василий рад, что получил орден. Он не кичится своей малой родиной, но при этом гордится краем, где родился и вырос, а также дорожит им.

Генерал

В этой главе рассказывается о втором лете войны. Идут бои на Волге. Теркин находится в обороне и отсыпается в окопе на берегу реки. В полудреме ему слышится песня, в которой говорится о речушке, способной проползти под колючей проволокой и добраться до его родного села, передав привет и слова любви матери солдата. И здесь его вызвали к генералу для вручения ордена. Теркин отказывается от положенного ему отпуска, а домой решает поехать в то время, когда армия перейдет к освобождению Смоленска. Генерал соглашается с его словами, крепко жмет Василию руку, обнимает и смотрит солдату в глаза. С ним он ведет себя так, как вел бы себя со своим сыном. Генерал тепло прощается с Теркиным.

О себе

В этой главе автор рассказывает читателю о том, как сберег в своей душе отчий дом, хотя оставил его еще в юности. Поэт вспоминает еще не израненный войной лес и летние деньки, родной дворик и стежку, ведущую к колодцу. Он отождествляет себя с теми советскими людьми, которые оставили за чертой фронта семьи и все то, что у них есть родного. Сейчас край автора и Теркина - его земляка, страдает в плену. И за это они оба должны держать ответ.

Бой в болоте

Взвод Теркина сражается за населенный пункт Борки. Они уже третьи сутки ведут бой в болоте, который кажется им бессмысленным. Вокруг голодно и сыро. Нельзя солдатам даже и покурить, ведь весь табак раскис. И в это время Теркин умудряется подбадривать товарищей. Он рассказывает бойцам о том, что они находятся среди своих и на родной территории. Кроме этого солдат защищает советская артиллерия. По мнению Василия, все не так уж и плохо. А это болото можно сравнить с курортом. Слова, сказанные Теркиным, развеселили бойцов, после чего они без особого труда заняли деревушку.

О любви

В следующей главе поэмы автор рассуждает о том, что каждого солдата непременно провожала на войну женщина. Ее любовь всегда ободряет, прославляет, предостерегает и осуждает. Жены солдат никогда не жалуются в своих письмах на то, как им тяжело жить. И эти весточки из дома творят с бойцами настоящие чудеса. Автор утверждает, что любовь намного сильнее войны, и призывает женщин чаще писать мужьям на фронт. Также поэт обращается с просьбой к девушкам, чтобы те присмотрелись к герою поэмы и полюбили его.

Отдых Теркина

Из следующей главы читатель узнает о том, что рай для солдата - это то место, где он может отоспаться. В такой мирный дом и попал герой Твардовского. Здесь есть теплая печь и спальня с кроватью, застеленная чистым бельем. В этом «раю» не нужно сидеть в одежде, резать хлеб штыком и класть винтовку у ног, а также убирать ложку за голенище сапога. В такой чистоте Василию становится неуютно. Ему порой даже начинает казаться, что он снова очутился в госпитале. Боец продолжает думать о тех, кто находится на войне, и из-за этого не может уснуть. Однако к победе советская армия еще не пришла. Именно поэтому Теркин вновь отправляется на передний край. До окончания войны ему придется отдыхать лишь в пути и там, куда его приведет случай.

В наступлении

В следующей главе рассказывается о том, что бойцы уж очень пообвыклись находиться в бороне. Однако пришел приказ, согласно которому армии требуется перейти в наступление. Молодые солдаты стараются равняться на Теркина. И это, несмотря на то что ему тоже страшно, лежа на земле, ждать очередного разрыва. Бегущего впереди в атаку лейтенанта тяжело ранило, и он умер прямо на поле боя. И тогда Теркин повел солдат вперед. Но его тоже тяжело ранили.

Смерть и воин

В этой главе автор рассказывает читателю о том, как к истекающему кровью Теркину пришла смерть. Она звала его с собой, пугала увечьем и говорила о том, что война будет идти еще очень долго, так что смысла в жизни никакого нет. Однако Василий не сдавался. Он еще желал увидеть победу и, вернувшись домой, погулять с живыми людьми.

Нашла бойца похоронная команда. Его положили на носилки и отнесли в медсанбат. Все это время смерть была рядом. Но когда она увидела, что живые хорошо заботятся друг о друге, ушла.

Теркин пишет

В этой главе говорится о том времени, когда Василий находится в госпитале.

Он пишет своим однополчанам о том, что выжил, и что его нога уже заживает. После госпиталя Теркин мечтает вновь вернуться в родную часть, которая стала для солдата домом и семьей. Василий хочет дойти вместе со своими товарищами до самой границы, а если это не получится, то встретить свою погибель среди однополчан.

Теркин-Теркин

После выздоровления Василий вновь оказался в своем полку. Однако сейчас он чувствует себя совершенно чужим. И тут кто-то спросил: «Где Теркин?» Первым на вопрос откликнулся незнакомый рыжий боец. У Теркина-старого в душе затаилась обида. Он решил до конца выяснить, кто же из них настоящий. Оказалось, что нового солдата звали Иваном Теркиным. Он награжден двумя орденами. А из-за того, что Иван подбил на одну вражескую машину больше, он уверен, что книга про бойца написана именно про него. Другое же имя автор придумал лишь для рифмы. Как разрешили свой спор герои «Василия Теркина» А. Т. Твардовского? Уладил конфликт старшина. Он объявил о том, что у каждой роты сейчас будет свой Теркин.

От автора

В этой главе поэт опровергает слухи о смерти полюбившегося всем героя. Он говорит о том, что Теркин жив, а не слышно о нем только из-за того, что он воюет на Западе.

Дед и баба

Герои, с которыми читатель познакомился в главе поэмы Твардовского «Василий Теркин» - «Два солдата», вновь встретились при наступлении советских войск. Дед и баба сидели в погребе, прячась от выстрелов, когда услышали голоса разведчиков, среди которых был наш боец. Старики приняли Василия как родного сына, накормив его салом. Теркин заверил их, что советская армия назад больше не отступит. Он пообещал привезти из Берлина часы, которые у стариков отобрали немцы.

На Днепре

Создав собирательный образ Василия Теркина, Твардовский утверждал, что на протяжении всей войны его герой не переставал чувствовать собственную вину перед находящейся в оккупации родной землей. Стыдно ему было, что его не было среди тех, кто освобождал родное село. Фронт продолжал продвигаться к Днепру, где на рассвете, на самом исходе бабьего лета, произошел бой. Наши войска успешно форсировали реку. При этом они брали в плен немцев, которые практически не сопротивлялись этому.

Образ Василия Теркина в поэме Твардовского к этой главе уже успел претерпеть существенные изменения. В этом бойце мы видим совершенного другого человека - спокойного, опытного, уже успевшего потерять многих и многое.

Про солдата-сироту

Советская армия продолжает свое наступление. Бойцы, освобождающие город за городом, уже как о чем-то реальном мечтают о взятии Берлина. Проведя анализ «Василия Теркина» Твардовского, становится понятным, что популярность главного героя поэмы стала идти на убыль. В почете он был в те времена, когда шло отступление армии. В тот период Василий поднимал настроение бойцам. Сейчас же эта роль отведена генералам.

Становится понятным, что война в «Василии Теркине» Твардовского близится к своему завершению. Жители европейских столиц с радостью встречают освободителей. Однако простой солдат не перестает думать о родном селе.

Один из земляков автора осиротел. Его дом был сожжен, а семья убита. Об этом он узнал во время наступления под Смоленском, когда отпросился по побывку в родное село Красный Мост. Солдат молча вернулся в часть и, держа в руках тарелку с холодным супом, плакал. Автор призывает читателя не прощать фашистам этих слез, дойти до победы и отомстить за горе, принесенное немцами.

По дороге на Берлин

Война в поэме Твардовского «Василий Теркин» все более приближается к концу. Советская армия находится в чужом краю, где солдатам непривычна красная черепица и чужая речь.

По направлению на восток идет народ. Это британцы, французы и поляки, которые дружелюбно глядят на русских солдат-освободителей. Здесь же бойцы встречают русскую женщину, которая возвращается за Днепр, к своему разрушенному двору. Теркин дает ей лошадь со сбруей, овцу, корову и разную домашнюю утварь.

В бане

Настоящим отчим домом на чужбине становится для солдат русская баня. Она доставляет им массу удовольствия. Сожалеют бойцы только о том, что воду им приходится брать из чужих рек. Однако автор подмечает, что на войне будет хуже, если солдаты станут мыться, например, под Москвой.

В бане все раздеваются, и сразу становятся видны на теле все ранения. Они являются отметинами войны. На гимнастерках, которые бойцы надевают после бани, выделяется большое количество медалей. Солдаты шутят, что это еще не все. Ведь впереди их ждет последний рубеж.

От автора

В этой главе автор прощается с Теркиным. После войны он стал не нужен, так как настало время иной песни. Но созданная Твардовским «Книга про бойца» дорога ему. Ведь Теркин является болью поэта, его отрадой, отдыхом и подвигом. Все написанное автором должно было порадовать читателя.

Анализ поэмы

«Василий Теркин» Твардовского по праву находится в списке самых значительных произведений русской литературы, написанных во второй половине 20-го в.

Поэма включает в себя 29 глав. Каждую из них можно рассматривать в качестве самостоятельного произведения. В книге находится множество лирических отступлений. При этом ее форма и содержание приближены к народным повествованиям.

В поэме можно обнаружить целый сплав жанров, эпоса и лирики. Стихотворная форма произведения богата юмором и патетикой, зарисовками фронтового быта и героических боев, непринужденной шуткой и трагизмом. Есть здесь народный язык и высокое ораторство. Именно поэтому произведение порой называют вовсе не поэмой. Его можно считать народной книгой. Твардовским был придуман всеобщий жанр и выбрана военная тема. Причем автор показал войну от самого начала до конца.

Из лирических отступлений нам становится понятен образ автора. Читатель осознает, что поэт очень любит своего героя.

Весь сюжет произведения несет в себе высокую идейную мысль. А простота поэтического языка, который близок к народному, делает поэму понятной всем людям. От стихов Твардовского становилось тепло бойцам, находившимся на поле боя. Неиссякаемую душевную энергию они дарят нам и сейчас, по прошествии многих лет.

Что касается характера главного героя, то его автор раскрывает своему читателю постепенно. Проходя путь от главы к главе, Теркин предстает нам с разных сторон. Порой он проявляет настоящую смелость и мужество. Это читатель видит в главе «Переправа». При описании происходящего на войне автор не перестает подчеркивать то, что советские солдаты не являются героями от рождения. Они простые молодые парни, причем многие из них надели военную форму впервые. Тем не менее их лица освещает героизм.

Твардовский подчеркивает свою мысль о том, что подвиг, совершаемый этими молодыми бойцами, является не чем иным, как продолжением ратных успехов их дедов и отцов, участвовавших в войнах прошлых столетий.

Участие Теркина в боях автор освещает используя полушутливую форму. При этом он рассказывает о мечтах своего героя, который хочет поскорее вернуться домой. Василий не против получить награду, но при этом проявляет скромность. Больше всего ему хочется своей медалью произвести впечатление на девушек.

После жизнерадостных сцен, в которых описываются мечты Василия, автор переходит к описаниям страшного боя. Этим он стремится подчеркнуть, что путь к счастью лежит через борьбу, а также указывает на связь судьбы каждого человека с будущим страны.

В поэме автор собрал народную радость и горе. Найти здесь можно и суровые, а также скорбные строки. Однако больше всего в произведении народного юмора, утверждающего огромную любовь к жизни. Порой кажется невероятным, что рассказ о самой трудной и жестокой войне, которая только была в истории народов, будет звучать столь жизнеутверждающе. Но Твардовский в своем «Василии Теркине» успешно справился с подобной задачей.

Произведение с удивительной яркостью и правдивостью рисует реальную картину жизни и борьбы народа в суровые годы войны. При этом автор постоянно обращает взгляд читателя в будущее. Он упоминает и о том списке золотой славы, в который потомки внесут безымянных героев, отдавших свои жизни для победы.

Эпичность поэмы, а также ее повествовательный характер изложения сюжета прекрасно уживаются с высоким лирическим началом, которое после буквально пронизывает все главы. С самыми задушевными мыслями автора читатель знакомится и в описаниях боя, и в рассказе о женщине, которая провожает солдата, и в том разговоре, который Теркин ведет со смертью. Таким образом, лирическое и эпическое начало в произведении едины и нерасторжимы.

Поэма Твардовского «Василий Теркин» не один раз переиздавалась. Существует множество ее переводов на различные языки. И в наши дни ее охотно читает и старшее поколение, и молодежь.

Главный герой поэмы является собирательным, обобщенным образом, воплощающим весь воюющий народ. О конкретной личности Василия Теркина не говорится почти ничего. Известно только, что ему за двадцать — ближе к тридцати, и что родом он, так же как и автор, со Смоленщины, что «на Карельском воевал — за рекой Сестрою».

Теркин — большой жизнелюб, «охотник жить лет до девяноста», встал в строй из запаса, служит в пехоте, в войсках, «самых близких к земле, к холоду, к огню и смерти». Для него война — обычная работа, которую нужно сделать правильно, умело, не ради славы, а «ради жизни на земле».

Теркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто парень сам собой
Он обыкновенный…
Не высок, не то чтоб мал,
Но герой — героем …

Через обыкновенность, усредненность Твардовский показывает. типичность Теркина, ведь он является воплощением солдатской массы, вынесшей на себе все тяготы войны. Однако образ Теркина лишен схематизма. Это жизнерадостный, полнокровный герой, со своим особым характером.

Он весельчак, балагур на привале, любитель сытно поесть, он не прочь развеселить товарищей игрой на гармони («Гармонь»), помочь старикам («Два солдата»), наколоть дров солдатке («Перед боем»).

Это жизнелюбивая, добродушная, широкая русская натура, имеющая щедрое сердце, соединяющая в себе такие исконно русские качества, как душевность и благородство, сметливость и мудрость, решимость и мужество.

Василий Теркин — образ героический. Он, не задумываясь, переправляется на другой берег вплавь в ноябре, чтобы сообщить о том, что переправившийся взвод закрепился на том берегу («Переправа»), занимает вражеский дзот и удерживает его до прихода своих («Теркин ранен»), сбивает вражеский самолет («Кто стрелял?»), заняв место убитого лейтенанта, поднимает бойцов в атаку и первым врывается в село («В наступлении»), подбадривает и воодушевляет измученных солдат во время боя за безвестный «населенный пункт Борки», «Где война стелила путь, / / Где вода была пехоте / По колено, грязь — по груды («Бой в болоте»).

В главе «Поединок», являющейся кульминацией всей поэмы, Теркин вступает в рукопашный бой с немцем, физически более сильным:

Тервин знал, что в этой схватке
Он слабей: не те харчи.

Но моральный дух, уверенность в победе оказываются сильнее у Теркина, поэтому он выходит победителем:

И тогда-то,
Злость и боль забрав в кулак,
Неваряженной гранатой

Теркин немца — с левой — шмяк!
Немец охнул и обмяк …

Эта глава перекликается с былинным эпосом, а сама схватка вырастает до символического обобщения «Человек-народ». Теркин, символизирующий Россию, противостоит сильному и грозному противнику, символизирующему фашистскую Германию:

Как на древнем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, —
Вместо тысяч бьются двое,
Словно схватка все решит.

Но следует отметить, что образ Теркина намеренно лишен aвтором романтического ореола. как будто даже снижен. Это достигается за счет введения разговорной лексики, просторечий («хрястнул немца промеж глаз», «в·санки сунул», «дал леща», .Теркин немца с левой — «шмяк» и др.)

Таким образом автор стремится подчеркнуть, что главный герой не только обобщенный образ-символ, но и личность, индивидуальность, что для него война — работа, тяжелая, грязная, но необходимая, неизбежная, не за славу, не за ордена и медали, не за повышение по службе.
И только в заключительной строфе автор позволяет себе подняться до масштабного, торжественного звучащего обобщения:

Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

В споре двух сил одержали победу добро, любовь и сама жизнь. Эти строки неоднократно звучат в поэме, являются своеобразным рефреном, подчеркивающим главную тему произведения: беспримерный подвиг русского солдата.

Тот же прием обобщения и индивидуализации встречаем в главе «Теркин — Теркин». Василий встречается со своим однофамильцем Иваном. Иван отличается от Василия только цветом волос (он рыжий), фронтовой профессией (бронебойщик), а в остальном оба героя похожи. Спор между ними решает старшина:

Что вы тут не разберете,
Не поймете меж собой?
По уставу каждой роте
Будет придан Теркин свой.

Поэму Твардовского часто называют энциклопедией военной действительности эпохи Великой Отечественной войны» (по аналогии с «Евгением Онегиным» Пушкина). Действительно, книга про бойца написана исключительно правдиво. Правда войны, как бы ни была горька, бьет прямо в душу.

«Василий Теркин» — не просто высокохудожественное и безмерно значимое произведение Александра Твардовского, ставшее голосом своей эпохи. Нет. Это одна из тех с кровью вырванных из сердца драм человеческой жизни, которая воевала вместе с нашими солдатами на самой кровопролитной войне 20 века. Поэма, написанная подлинно народным языком, была на слуху у тех, кто сидел в окопах, шел на передовую и защищал родину каждый раз, как в последний. Особенно выразительной на фоне всего повествования современникам кажется глава «Переправа».

Ночью бойцы советской армии готовятся переправиться через реку: на том берегу враг. Мост взорван, остается перебираться вплавь. На дворе ноябрь, река уже скованная холодом, поэтому солдатам тяжело пробираться по замершей водяной глади. Первый взвод благополучно добрался до пункта назначения, но вдруг раздались выстрелы, и остальные лодки не смогли пробиться. Солдаты были вынуждены ждать вестей с того берега в смутной тревоге за однополчан.

Основные войсковые части расположились на ночлег. Все чувствовали вину за то, что люди на другом берегу остались без помощи. Однако двое дозорных увидели в ледяной воде человека, добирающегося вплавь до их стороны. Им оказался Василий Теркин, один из солдат, которые смогли переправиться. После того, как его отогрели и растерли, он пришел в норму и рассказал, что героическими усилиями отряд удерживает свои позиции на вражеском участке. Но людям понадобится помощь артиллерии для полной победы. Мужественный боец, рискнувший жизнью ради того, чтобы сообщить эту весть, быстро овладевает собой, шутит и даже просит не тратить спирт на растирание, а дать ему его в качестве напитка.

Темы и проблемы

  1. Тема подвига . В центре повествования Твардовского – один из многих геройских поступков «обыкновенного» и «простого» парня Василия. Автор типизирует черты героя не с целью того, чтобы как-то унизить его, подчеркивая обыденность его судьбы, распространенность фамилии и имени. Нет, характер Теркина олицетворяет собой весь сражающийся народ: добрый, щедрый, оптимистичный, веселый балагур, но в тоже время стойкий, несгибаемый, сильный, готовый отдать все за Родину. Вот какие качества бойца проявились в главе «Переправа». Именно поэтому она так сильно запоминается читателю: приятно видеть, как солдат не только идет на подвиг, но и делает это без пафоса, как будто ничего особенного не происходит.
  2. Тема патриотизма. Каждому солдату хочется жить, но еще сильнее они хотят освободить Родину от оккупантов. Василий, не задумываясь об орденах и наградах, рискует собой, как и сотни его товарищей, которые бьются на том берегу, ожидая подкрепления. Никто из них не ждет поощрения, все идут воевать за свое отечество. И даже совершив мужественный, достойный медали поступок, герой лишь шутливо просит налить ему спирту, как бы принижая значение собственного подвига, понимая, что вместе с ним тысячи людей идут на смерть, и многим везет меньше.
  3. Тема преданности. Высаживаясь на вражеский берег, никто из бойцов не думает о предательстве, все борются и отстаивают свободу своей страны. Несмотря на то, что численный перевес на стороне оккупантов, наши ребята идут в бой и не сдаются на милость врага.
  4. Проблема оккупации. Русская земля поделена на вражескую и советскую территории. Автор символично разделяет их рекой — рекой крови наших предков. Проливая кровь, они штурмовали свои же города и села, вероломно и нагло захваченные оккупантами, силы которых многократно превышали мощность отечественных войск.
  5. Проблема жестокости войны. Борьба ставит людям нелегкие условия, в которых появляется нечто более важное, чем жизнь. Поэтому бойцы жертвуют собой, а их подвигам нет числа. Если бы Василий не доплыл, его потеря была бы незаметна на фоне десятков других смертей на том берегу, и никто бы, может, и не узнал, какие мучения претерпел Теркин, чтобы выполнить свой долг.

Главная мысль и идея

Твардовский пишет предельно ясно, каждая строка имеет ясный и вполне конкретный посыл. Смысл главы «Переправа» раскрывается в рефрене: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Герой переплывает ледяную реку, рискует умереть страшной смертью – замерзнуть и утонуть. Его безмолвный подвиг в этом случае остался бы незамеченным, никто бы не узнал, что с ним стало, даже тела его не нашли бы потомки. Но он все равно делает это, ведь его цель – не почёт и известность, а спасение родины. И не только: речь идет уже о судьбе мира во всем мире, ведь фашизм и нацизм – угрозы мирового масштаба.

Поэтому подвиг русского солдата – это не защита своих личных интересов и земель, это дар всем странам и всем людям, жертва ради их «жизни на земле». Теркин, как и его товарищи, готовы безвестно кануть, пойти на дно, лишь бы сохранить будущее – настоящее для всех нас. В этом и заключается основная идея главы.

Каким настроением она наполнена?

Сам автор не считал себя фронтовиком, иронично писал о работе военных корреспондентов: «Мы подъезжаем к тем ямочкам и окопчикам, где лежат солдаты, наскоро о чем-то расспрашиваем, дергаясь от даже далекого взрыва мины, а потом уезжаем, провожаемые незабываемым взглядом». Тем не менее, солдаты сразу признали «Василия Теркина» как правдивую и близкую им поэму, из-за ее честности и открытости она интересна читателям до сих пор. В частности, глава «Переправа» пропитана ощущением святости долга русского солдата не только по отношению к родине, но и к миру. Этот бой автор называет «святым» и показывает, как бескорыстна жертва тех, кто в нем участвует. Герой рискует собой не у всех на глазах, не напоказ, не для того, чтобы остаться в истории или хотя бы на передовицах газет. Его цель: помочь своему отряду любой ценой.

Но поэт понимает, что Василий вносит более серьезный вклад в мировую гармонию: он помогает возвратить ее. Настроение искреннего самопожертвования пронизывает стихотворные строки.

Средства художественной выразительности

Язык произведения прост и ясен, близок к народному, но это не значит, что он беден на изобразительные средства. Автор использует эпитеты («снег шершавый», «путем суровым», «жухлый лед», «след кровавый» и другие), сравнения («точно крыша под ногой», «как плоты, пошли понтоны», «берег правый, как стена» и другие). Здесь также встречается любимая А. Т. Твардовским аллитерация, создающая динамичность повествования. Все эти приемы позволяют ему создать накаленную и динамичную атмосферу боя.

Поэма лишена всех рамок. Ее изобразительная сила не скованна ни сюжетом, ни идеологией, в произведении подлинный патриотизм не превращается в пафос, все в меру, все настоящее. За это внутреннее тепло и правду «Василия Теркина» полюбили советские солдаты, за это же любим ее и мы, потомки.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Прославление воинского подвига в поэме (глава «Поединок»).

Целью Твардовского при написании поэмы было изображение ратного труда простого русского солдата, четырёх лет жизни людей в условиях войны, когда героические поступки совершаются не каждый день, но уже само стремление жить и побеждать, приближая День Победы над фашистскими захватчиками, – это и есть подвиг.
Обыкновенный парень Василий Тёркин, как и все солдаты, участвовал в боях, приходилось рисковать жизнью, терпеть смертельную усталость при переходах на новые позиции и ночевать то в окопах, то прямо на земле, «заслонясь от смерти чёрной только собственной спиной». Силу духа советского солдата, его высокое чувство долга перед людьми и перед страной, тот особый патриотизм, свойственный участникам Великой Отечественной войны, Твардовский показал в главе «Поединок».

Василию Тёркину, возвращавшемуся из разведки, пришлось вступить в рукопашную схватку с немцем. Чем-то этот поединок напоминает бой с барсом в поэме Лермонтова «Мцыри». Враг тоже более сильный, мощный, тренированный, но побеждает человек, у которого стремление к свободе, жажда жизни и воля к победе выше, чем у противника.

Немец был силён и ловок,
Ладно скроен, крепко сшит...

Сытый, бритый, бережёный,
Дармовым добром кормлёный...

Тёркин знал, что в этой схватке
Он слабей: не те харчи.

Но и немец левым глазом
Наблюденья не ведёт.

Во время поединка Тёркин всё более озлобляется, припоминая врагу, как нагло и жестоко ведут себя немцы на русской земле:

Ты наводишь свой порядок...

Со старухой сладить в силе...

Василий убеждает и себя, и немца, что фашисты не люди, а звери, преступники, посягнувшие на жизнь миллионов людей, на их землю и на их добро. Поэтому

Бьётся насмерть парень бравый...
Словно вся страна-держава
Видит Тёркина:
– Герой!

Парень одёргивает себя, понимая, что не к лицу ему показная удаль:
Не за тем на смерть идёшь,
Чтобы кто-нибудь увидел.

Конечно, бойцу хотелось, чтобы его товарищи узнали, как храбро он сражался, но это не главное. Поэтому он рад победе над сильным противником и тому, что остался жив. Он уверен также в том, как радостно будут встречать его однополчане:

Видеть, знать, что каждый встречный –
Поперечный – это свой,
Не знаком, а рад сердечно,
Что вернулся ты живой.

А.Т.Твардовский показал и обыденность воинской доблести, и величие, героизм солдата на войне, когда

Страшный бой идёт, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

Автор поэмы «Василий Тёркин» постоянно подчёркивает «обыкновенность» своего героя. Он создал образ солдата, взяв типичные черты личности, характерные для многих парней, призванных на защиту Отечества. Целью автора было создание знакомого всем образа рядового, не думавшего о героизме, но готового к подвигу, чтобы не пропустить врага к отчему дому. И эта цель была достигнута. Подтверждением тому стали письма в редакцию от фронтовиков, которые сообщали, что в их роте служит такой парень, о котором написал Твардовский, только имя и фамилия у него другие.

Реального прототипа у Тёркина нет, потому что это собирательный образ, вобравший в себя распространённые качества характера русского солдата: смелость и находчивость, упорство и самоотверженность, оптимизм и любовь к Родине. С первого взгляда можно и не отметить ничего примечательного в его облике:
«...Просто парень сам собой он обыкновенный...»

Подвиг солдата на войне показан в поэме как каждодневный, упорный и тяжкий воинский труд, когда и окопы рыть надо, и ползти по грязи или снегу, и стрелять, и снова преодолевать препятствия, возможно, даже вплавь. Вынести тяжёлые будни войны человеку не просто. В минуты отдыха, если думать только о потерях, страданиях, трудностях, сил для нового боя не набраться. Спасало умение отвлечься, вспомнить что-то хорошее, пошутить, как делал это Василий:

Человек простой закваски,
Что в бою не чужд опаски...

То серьёзный, то потешный,
Он идет – святой и грешный...

Уверенность таких ребят в правоте своего воинского дела и долга перед Родиной придавала им силы, и они снова шли в бой «не ради славы, ради жизни на Земле».
Доказательством того, что замысел автора (показать «обыкновенность» героя) претворён в поэме успешно, стала огромная популярность Тёркина. Поэма А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» получила всенародное признание и прежде всего среди самих участников Великой Отечественной войны.

Рецензии

Зоя! Я не литературовед. Я простой рифмоплёт.
Прозу почти не пишу. Это мне не под силу.
Но суждение своё имею. В моём понятии:
в 20-м веке лучший из написанных романов в России
это "Тихий Дон". Лучшая поэма - "Василий Тёркин".
Лучшая сказка в стихах Леонида Филатова
"Про Федота-стрельца".
С уважением

Юрий, а с Вашими симпатиями можно согласиться!
Это действительно очень хорошие и сильные произведения.
Спасибо за прочтение и отклик.
С уважением