Земля родная краткое содержание лихачев. Дмитрий Лихачев: Земля Родная

Вы знаете такого писателя, как Лихачев? «Земля родная» (краткое содержание далее в статье) - это его выдающиеся творение, которое следовало бы читать каждому подростку и всем тем, кто стоит на пороге взрослой жизни. Замечательная книга, которая должна быть на полке у любого, кто хочет воспитать в себе настоящего человека. Произведение довольно объёмно поэтому мы рассмотрим краткое содержание рассказа «Земля родная». Лихачев, кстати, был не только писателем, но и искусствоведом и культурологом, доктором филологических наук и профессором. Откровенно говоря, настоящим писателем он себя не называл, но его огромный багаж знаний и писательский дар позволили ему создавать прекрасные произведения. Давайте познакомимся с автором поближе.

Автор

В 1914 году мальчик обучался в гимназии Человеколюбивого общества, а позже - в Петербургской школе К. И. Мая. С 1920 по 1923 года он был в Советской единой трудовой школе. После этого, вплоть до 1928 года, Лихачев был студентом романо-германского и славяно-русского отделения языкознания и литературы в Ленинградском государственном университете. В 1928 году Дмитрий был арестован за то, что являлся членом «Космической академии наук». Причина ареста заключалась конкретно в том, что Лихачев сделал доклад о старорусской орфографии, которая была запятнана врагом. Его осудили на 5 лет, которые он отбывал в Соловецком лагере. В 1932 был освобожден досрочно. Он вернулся в родной город. Вскоре у него появились две дочери. После пребывания в лагере он написал самую первую свою работу для науки про карточные игры в уголовном мире. Интересный факт, что сразу же после освобождения он начал работу в криминалистическом кабинете, которая приносила ему немало удовольствия, так как давала возможность узнать что-то совершенно новое.

Переоценить вклад Лихачева в развитие и изучение литературы Древней Руси невозможно. Именно он написал лучшие работы на эту тему, которые до сих пор являются учебными пособиями для студентов. Также он принимал активное участие при воссоздании парно под Петербургом «Монрепо». Благодаря его содействию, также была выпущена книжная серия под названием «Литературные памятники». Он сменил огромное количество должностей, его опыт просто безграничен. Его награды бесчисленны, так как в каждой сфере, с которой он соприкасался, Лихачев оставлял весомый и значительный след.

Профессия и патриотизм

Мы начинаем рассматривать первую главу книги, которую написал Дмитрий Лихачев. «Земля родная», краткое содержание которой мы рассмотрим, - это объёмное произведение, состоящее из 10 глав. Мы попробуем кратко поговорить о каждой из них.

В первой главе автор рассказывает о том, что у каждого человека в жизни должна быть одна глобальная цель. Помимо кратковременных и небольших поступков, человек должен стремиться к чему-нибудь действительно великому. Очень важно быть увлеченным своей профессией. Более всего это касается педагогов и врачей - они должны по максимуму служить на пользу обществу. Лихачев говорит о том, что такой целью является любовь и защита Родины, своего народа. Это такое чувство, которое будит в человеке скрытые ранние силы, защищает его от неприятностей и неудовлетворенности. При этом Дмитрий Сергеевич делает акцент на том, что человек должен попытаться узнать о прошлом всех народов и национальностей. Любовь к своему народу должна быть присуща каждому.

Высказывает ли личное мнение по какому-либо поводу Лихачев? «Земля родная», краткое содержание которой мы начали рассматривать, уже в первой главе предстает пред нами такими строками: «Я люблю Древнюю Русь…». Автор не боится открыто говорить о том, что чувствует и думает, и это заслуживает уважения. Такая смелость в те времена была присуща только тем, кто был готов сложить голову за свою Родину. Очень кратко в этой главе автор восхваляет (заметьте, заслуженно) русскую литературу и искусство XIX века. Основная мысль, которую Лихачев пытается донести в этой главе, - это то, что изучение прошлого может очень сильно обогатить современное общество, придать ему что-то новое, яркое и интересное. Понять сегодняшний день можно только в том случае, если видеть его на фоне всего исторического прошлого.

Об интеллигентности

Чем порадует во второй главе Д. С. Лихачев? «Земля родная», краткое содержание которой мы рассматриваем, это некий путеводитель по жизни для всех молодых людей и подрастающего поколения. В этой главе Дмитрий Сергеевич акцентирует внимание читателя на том, что люди воспитанные должны быть в любой ситуации интеллигентными. Это качество необходимо не только для самого индивида, но и для его окружения. Он приводит в доказательство народную пословицу о том, что чтя своих родителей человек будет долго жить. Понятие интеллигентности включает в себя большой спектр понятий, таких как уважительный спор, незаметная помощь другому, скромное поведение, уход за природой.

В качестве личного опыта Лихачев приводит пример крестьян с Севера, которые, по его мнению, были по-настоящему В домах у них было очень чисто, они были приветливы к другим, умели слушать и рассказывать интересные истории, их быт был упорядочен. Кроме этого, он отмечает и то, что они могли сопереживать и счастью, и беде. Что имел ввиду в своем произведении академик Лихачев («Земля родная»). Краткое содержание книги поможет нам ответить на этот вопрос. Конкретно в этой главе речь идет не только о манерах (с чем часто путают термин «интеллигентность»), но также о других важных качествах, которые сам человек в силах в себе воспитать.

Не быть смешным

Что же расскажет нам в этой главе Лихачев? «Земля родная», краткое содержание по главам, которое мы рассматриваем, поведает нам в этой части о том, как люди ведут себя в нестандартных ситуациях. Ранее считалось, что если у человека случилось горе, то он не должен показывать это открыто, перекладывать на других своё негативное настроение. Необходимо ровно себя вести, не погружаться в проблему, сохранять достоинством, и даже стараться быть весёлым. Но в XIX веке это правило понемногу сходило на нет в кругах аристократии. Молодые люди вели себя иронично, это считалось красиво, остроумно, современно. При этом человек, который всегда весел тягостен для окружающих. Постоянный смех и веселье утомляет любого. Человек, который перегибает палку в этом вопросе просто становится шутом для окружающих, он теряет свое достоинство, его не воспринимают всерьёз.

Человеку важно научиться шутить, но при этом не выглядеть слишком смешно. Ведь такое умение не только поднимает ваш вес в обществе, но также является признаком ума. При этом не быть смешным следует во всем. Это не касается исключительно юмора. Необходимо применять это правило к разным сферам жизни: например, правильно подбирать одежду для разных случаев, чтобы не выглядеть нелепо. Но при этом, не следует загонять себя в рамки. Не стоит переживать о своих недостатках - надо научиться правильно их использовать. Иногда заики становятся лучшими ораторами. «… старайтесь быть скромным, тихим.» - вот чему учит Д. С. Лихачев («Земля родная»). Краткое содержание книги не позволяет в полной мере отразить то богатство языка и мудрости, которые найдет читатель при изучении книги.

Большое в малом

В этой главе книги Д. С. Лихачев касается вопрос цели в человеческой жизни. Допустим, цель есть. В нашем случае, это может быть любовь и защита Родины, как уже говорилось ранее. Но как идти к своей цели? Какими способами её достигать? Что делать можно, а чего нельзя? Глава «Большое в малом» подробно рассказывает о личном взгляде Дмитрия Сергеевича на этот вопрос. Мудрая цель должна охватывать всю жизнь человека, все его сферы. Более того, необходима некоторая связка между целью и средствами, которые используются. Что же думает по этому поводу Лихачев? «Земля родная» (очень краткое содержание в статье) отражает взгляд Дмитрия Сергеевича как нельзя точнее. Он говорит о том, что цель никогда не оправдывает средства - это лишь оправдание для жестоких и безнравственных поступков. И в качестве наглядного доказательства он приводит пример из классики. Если быть конкретнее, то в пример приводится произведение Федора Михайловича «Преступление и наказание», где гениально показано, что достижение желаемого посредством ущемления других никогда не приносит хороших результатов.

Что же может дать полезного книга «Земля родная» (Лихачев)? Краткое содержание даёт понять, что полезных зерен в ней очень много - только сидеть, да разбирать. Главное - желание. Хороших учителей в России много - это наши прекрасные авторы, которые создали для будущих поколений невыразимое богатство, клад мудрости. Эта глава обязательна к прочтению всем, кто хочет чего-то достигнуть в жизни!

Молодость - вся жизнь

Название этой главы книги стало афоризмом. И пусть автора не всегда знают, но смысл фразы донесен - а это главное для автора. Что же еще хотел сказать Д.С. Лихачев? «Земля родная» (краткое содержание книги по главам) поможет нам в этом разобраться. Здесь автор уделяет вниманию тому, что молодость - это самое прекрасное время в жизни человека. Не стоит думать, что Дмитрий Сергеевич ведёт пространные беседы о том, как здорово жить в молодом теле: вовсе нет. Он делает упор на некоторых аспектах, которые более доступны человеку именно в молодом возрасте. Например, автор делится такими наблюдениями, что намного легче приобрести настоящих друзей в молодости. В это время как раз формируется многогранный характер человека и круг его общения, который, чаще всего, остаётся на всю жизнь.

Учиться говорить и писать

Что же нам поведает в этой главе Дмитрий Сергеевич Лихачев? «Земля родная», краткое содержание которой мы рассматриваем, откроет перед нами важные секреты риторики. В этой главе мы узнаем о том, как важно правильно говорить, следить за своей речью, грамотно и красиво писать. Однако, этот вопрос Лихачев рассматривает ближе к концу главы, а сначала речь идет о важности языка, как явления, в жизни общества. Русский язык развивался более, чем тысячу лет, он является одним из самых совершенных языков мира. В XIX веке плеяда талантливых писателей создала невероятное количество прекрасных и восхитительных стихов, именно благодаря языку! Автор приводит реальную цитату Тургенева: «Нельзя поверить, что такой язык не был подарен великому народу!». Это действительно так, ведь только русский язык может похвастаться таким многообразием и яркостью.

Так к чему клонит Лихачев? Разговор ведется к тому, что, умея красиво и правильно выражать свои мысли, человек получает в руке мощнейшее оружие. Правильно построенная речь может избавить человека от многих проблем, а также подарить ему множество новых привилегий.

Лихачев делает акцент на том, что язык - это не только показатель народа, но также и личных качеств каждого отдельного человека. Но если речь может дать столько преимуществ, то почему необходимо хорошо писать? На самом деле, умение красиво излагать свои мысли на бумаге нужные не только поэту или писателю. Это умение необходимо каждому человеку, который хочет писать письма, вести дневники и украшать бумагу при помощи пера. А на случае, если кто-то скажет о том, что для этого нужен особый дар, автор дает маленькую подсказку: чтобы научиться, надо делать.

Литература

Хотите лучше понять, что имеет ввиду Лихачев? «Земля родная» краткое содержание (брифли) которой можно прочесть на любом удобном сайте поможет вам в этом. Этот раздел книги посвящен одному из самых прекрасных явлений - литературе. Она дает человеку возможность примерить чью-то роль, прожить жизнь другого человека. Таким образом можно получить глобальный опыт, который может помогать на протяжении всей жизни. У каждого образованного человека обязаны быть любимчики в литературе, которые он может знать почти наизусть. Вернуться к старой книге, в которой известна каждая деталь и поворот сюжета, это как вернуться в родной дом, где тебя всегда любят и ждут.

Даст ли нам примеры Лихачев («Земля родная»). Читать может каждый желающий для того, чтобы найти все примеры, который автор приводит из своей жизни. В статье приведены только отдельные отрывки. Дмитрий Сергеевич рассказывает о том, что бескорыстному чтению его научил Леонид Георг - учитель литературы в школе. Для справки, учился в те времена, когда учителя могли долго отсутствовать на уроке или вообще не приходить на него. Как же поступал в таких случаях его учитель? Он приходил в класс и предлагал что-нибудь прочесть. Дети с радостью соглашались, ведь знали, как их учитель может читать: все были в восторге и заворожено слушали. Лихачев делится воспоминаниями о том, что благодаря таким своеобразным урокам чтения он знал многие отрывки из «Войны и мира», рассказы Ги де Мопассана, некоторые басни Крылова. К тому же любовь к литературе ему прививали и дома: отец или мать часто читали ему на ночь. При этом, детям читались не банальные сказки об Иване-царевиче, а исторические романы, книги Лескова, Мамина-Сибиряка и других «недетских» авторов.

Через всю книгу автор несет мысль о том, что следует читать классические произведения, поскольку те проверены временам. Такие произведения помогают лучше понимать окружающий мир и людей. Но Дмитрий Сергеевич не ханжа, он настаивает и на том, чтобы молодежь читала современную литературу. Главное, к чему призывает автор, это не суетиться, ведь при этом тратиться самое дорогое, что есть в жизни человека - его время.

Возвышать друга

Что же имеет ввиду Лихачев? «Земля родная», краткое содержание которой мы изучаем, в этой главе поведает нам об отношениях. Здесь речь пойдёт о людях, которые могут разбудить в других самые лучшие черты. Также будет сказано о тех, кто своим поведением формирует вокруг себя круг раздраженных и тоскливых людей. Лихачев говорить о том, что следует уметь находить что-то хорошее и общее в каждом человека: в старом, неинтересном, тоскливом. Важно уметь даже в скрюченной бабуле найти общительность, легкость и улыбку.

Конкретно пожилым людям большое внимание уделяет Лихачев. «Земля родная» (краткое содержание главы из книги) рассказывает нам о том, что старые люди часто бывают болтливы. Всё же это не обычная разговорчивость - очень часто они оказываются прекрасными рассказчиками. Также такие люди помнят много разных событий, песен и веселых ситуаций: просто их редко спрашивают. Очень важно не замечать недостатков людей, потому что они есть у каждого. Особенно это касается каких-то физических или возрастных дефектов. И все же следует заводить доброжелательные связи с пожилыми, ведь им осталось не так долго жить - вот чему учит Лихачев. «Земля родная» полное и краткое содержание - это совершенно разные вещи. Если вас заинтересовала тема хотя бы одной главы, лучше прочесть произведение целиком и получить огромный опыт и мудрость Дмитрия Сергеевича.

Память

Память - это важный и творческий процесс в мозге человека. Занимательный факт, что человек запоминает абсолютно все, что происходит с ним в течение жизни: даже самые ранние годы. Эту информацию не так-то просто извлечь из глубин памяти, но она там есть. Эта функция мозга всегда активна, ведь именно она заставляет человека развиваться, думать, действовать, меняться. Для чего писал эту главу Д. С. Лихачев («Земля родная»). Краткое содержание книги дает понять, что смысл в том, чтобы донести мысль о том, что не было бы памяти - не было бы ничего!

Именно и только память может противостоять времени. Даже если некоторые воспоминания стираются, их можно записать. Благодаря ей прошлое становится частью настоящего и будущего, и наоборот. Хотите подробнее узнать, что думал об этом Лихачев? «Земля родная», краткое содержание которой почти завершено, не позволит полностью окунуться в мысли автора. Очень важно читать такое произведение цельно и без отрыва - как советует сам Лихачев («Земля родная»). Читать краткое содержание брифли очень удобно, ведь там представлены все основные тезисы, но и этого недостаточно для полного охвата информации.

Также автор делает акцент на том, что без памяти нет совести. По сути, не будь этого процесса в нашей голове, общество бы осталось на первобытном уровне развития! Именно память является той двигательной силой, которая заставляет нас сравнивать, делать выводы, становится лучше.

Подводя итоги статьи, хочется сказать: «Спасибо Дмитрий Лихачев!». «Земля родная» (краткое содержание брифли) - это большой вклад в развитии всего общества, который невозможно оценить, так как он настолько всеобъемлющ и богат. Всё-таки талант писателя действительно присущ Дмитрию Лихачеву…или он просто умеет правильно выражать свои мысли? Что ж, если для того, чтобы так писать не надо талант, а нужно только уметь правильно выражаться, то, пожалуй, стоит этому научиться. Эта книга - настоящее открытие для тех, кто был не знаком с таким деятелем, как Лихачев, а также для всех тех, кто находится в поиске настоящего учителя.

Автор предлагаемой вашему вниманию книги Дмитрий Сергеевич Лихачев – выдающийся советский ученый в области литературоведения, истории русской и мировой культуры. Его перу принадлежит более двух десятков капитальных книг и сотни научно-исследовательских статей. Д. С. Лихачев – действительный член Академии наук Советского Союза, дважды лауреат Государственной премии СССР, почетный член многих зарубежных академий и университетов.

Эрудиция Дмитрия Сергеевича, его педагогический талант и опыт, умение говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в то же время ярко и образно – вот что отличает его работы, делает их не просто книгами, но значительным явлением всей нашей культурной жизни. Рассматривая многозначные вопросы, нравственного и эстетического воспитания как неотъемлемую часть коммунистического воспитания, Д. С. Лихачев опирается на важнейшие партийные документы, призывающие с величайшим вниманием и ответственностью относиться к культурному просвещению советского народа, и особенно молодежи.

Широко известна и пропагандистская деятельность Дмитрия Сергеевича, постоянно заботящегося об идейно-эстетическом воспитании нашей молодежи, его настойчивая борьба за бережное отношение к художественному наследию русского народа.

В своей новой книге академик Д. С. Лихачев подчеркивает, что умение постигать эстетическое, художественное совершенство неувядаемых шедевров культурного прошлого очень важно для подрастающего поколения, способствует воспитанию в нем подлинно высоких гражданских позиций патриотизма и интернационализма.

Судьба сделала меня специалистом по древней русской литературе. Впрочем, что значит "судьба"? Судьба была во мне самом: в моих склонностях и интересах, в моем выборе факультета в Ленинградском университете и в том, к кому из профессоров я стал ходить на занятия. Меня интересовали старые рукописи, меня интересовала литература, меня притягивала к себе Древняя Русь и народное творчество. Если сложить все это вместе и умножить на известную усидчивость и некоторое упрямство в ведении поисков, то все это вместе и открыло мне дорогу к внимательному изучению древней русской литературы.

Но та же судьба, жившая во мне самом, одновременно постоянно отвлекала меня от занятий академической наукой. По натуре я, очевидно, человек беспокойный. Поэтому я часто выхожу за границы строгой науки, за пределы того, чем мне положено заниматься по моей "академической специальности". Я часто выступаю в широкой печати и пишу в "неакадемических" жанрах. Меня волнует иногда то судьба древних рукописей, когда они заброшены и не изучаются, то древних памятников, которые разрушаются, я боюсь фантазий реставраторов, слишком смело иногда "восстанавливающих" памятники по своему вкусу, волнует судьба старых русских городов в условиях растущей промышленности, интересует воспитание в нашей молодежи патриотизма и многое, многое другое.

В этой раскрытой сейчас читателем книге отразились многие из моих неакадемических волнений. Я бы мог назвать мою книгу – "книгой беспокойств". Здесь многое из моих беспокойств, и беспокойства я бы хотел передать моим читателям, – содействовать воспитанию в них деятельного, творческого – советского патриотизма. Не патриотизма, удовлетворяющегося достигнутым, а патриотизма, устремленного к лучшему, стремящегося донести это лучшее – и из прошлого, и из настоящего – до будущих поколений. Чтобы не ошибаться впредь, мы должны помнить о своих ошибках в прошлом. Надо любить свое прошлое и гордиться им, но любить прошлое нужно не просто так, а лучшее в нем, – чем действительно можно гордиться и что нужно нам и сейчас, и впредь.

Среди любителей старины очень часто встречаются коллекционеры, собиратели. Честь им и хвала. Ими многое сохранено, что попало затем в государственные хранилища и музеи, – подаренное, проданное, переданное по завещанию. Коллекционеры так и собирают – редкие для себя, чаще для семьи, а еще чаще, чтобы завещать затем музею, – в родном городе, селе или даже просто школе (во всех хороших школах есть музеи – маленькие, но очень нужные!).

Я никогда не был и не буду коллекционером. Я хочу, чтобы все ценности принадлежали всем и служили всем, оставаясь на своих местах. Вся земля владеет и хранит ценности, сокровища прошлого. Это и красивый пейзаж, и красивые города, а в городах свои, собранные многими поколениями памятники искусств. А в селах – традиции народного творчества, трудовые навыки. Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом свое, доброе. Ценностями является язык, накопленные литературные произведения. Всего не перечислишь.

Что такое наша Земля? Это с невероятной, непредставимой скоростью мчащаяся в космическом пространстве сокровищница необычайно разнообразных и необычайно хрупких созданий человеческих рук и человеческого мозга. Я назвал свою книгу "Земля родная". Слово "земля" в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в "Слове о полку Игореве"), и весь земной шар.

В названии моей книги слово "земля" может быть понято во всех этих смыслах.

Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатств. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти и умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми.

Это идея всех разделов моей книги. О многом я пишу по-разному, в разных жанрах, в различной манере, даже на разном читательском уровне. Но все, о чем я пишу, я стремлюсь связать единой идеей любви к своей земле, к своей земле, к своей Земле…

Ценя прекрасное в прошлом, мы должны быть умными. Мы должны понимать, что, преклоняясь перед изумительной красотой архитектуры в Индии, совсем не обязательно быть магометанином, как не обязательно быть буддистом, чтобы ценить красоту храмов древней Камбоджи или Непала. Существуют ли сейчас люди, которые верили бы в античных богов и богинь? – Нет. Но разве найдутся люди, которые отрицали бы красоту Венеры Милосской? А ведь это богиня! Иногда мне даже кажется, что мы, люди Нового времени, больше ценим античную красоту, чем сами древние греки и древние римляне. Им она была слишком привычной.

Не потому ли и мы, советские люди, стали так остро воспринимать красоту древнерусской архитектуры, древнерусской литературы и древнерусской музыки, которые являются одной из высочайших вершин человеческой культуры. Только сейчас мы начинаем осознавать это, и то не в полной мере.

Разумеется, вырабатывая свое отношение и борясь за сохранение памятников художественной культуры прошлого, нужно всегда помнить, что, как писал Ф. Энгельс об исторической обусловленности формы и содержания средневекового искусства, "мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим… Церковь давала религиозное освящение светскому государственному строю, основанному на феодальных началах… Отсюда само собой вытекало, что церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления" (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 21, с. 495).

Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А. С. Пушкина: "Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…".

Ответ оставил Гость

Земля родная. Я люблю Древнюю Русь.В Древней Руси было много таких сторон, которыми отнюдь не следовало бы восхищаться. Но тем не менее я эту эпоху очень люблю, потому что вижу в ней борьбу, страдания народные, попытку чрезвычайно интенсивную в разных группах общества исправить недостатки: и среди крестьянства, и среди военных, и среди писателей. Недаром в Древней Руси так была развита публицистика, несмотря на жесточайшие преследования любого проявления скрытого или явного протеста против эксплуатации и произвола.
Вот эта сторона древнерусской жизни: борьба за лучшую жизнь, борьба за исправление, борьба даже просто за военную организацию, более совершенную и лучшую, которая могла бы оборонить народ от постоянных вторжений, - она меня и притягивает. Знание далекого прошлого Отчизны, многострадального и героического, позволяет глубже понять, увидеть подлинные корни подвижнического, мужественного служения интересам родной земли, интересам своего народа.
Патриотизм - начало творческое, начало, которое может вдохновить всю жизнь человека: избрание им своей профессии, круг интересов - все определять в человеке и все освещать. Патриотизм - это тема, если так можно сказать, жизни человека” его творчества.
Патриотизм непременно должен быть духом всех гуманитарных наук, духом всего преподавания. С этой точки зрения мне кажется, что работа краеведов в сельской школе очень показательна. Действительно, патриотизм прежде всего начинается с любви к своему городу, к своей местности, и это не исключает любви ко всей нашей необъятной стране. Как не исключает любовь к своей школе, скажем, любви прежде всего к своему учителю.
Я думаю, что преподавание краеведения в школе могло бы послужить основой для воспитания настоящего советского патриотизма. В последних классах школы два-три года курса краеведения, связанного с экскурсиями по историческим местам, с романтикой путешествий, были бы чрезвычайно полезны. Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей социалистической стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.
Почему я считаю интерес к культуре и литературе нашего прошлого не только естественным, но и необходимым?
На мой взгляд, у каждого развитого человека должен быть широкий кругозор. А для этого мало быть знакомым с основными явлениями и ценностями лишь своей современной национальной культуры. Необходимо понимание других культур, других национальностей, - без этого невозможно в конечном счете общение с людьми, а как это важно, каждый из нас знает по своему жизненному опыту.
Русская литература XIX в. - одна из вершин мировой культуры, ценнейшее достояние всего человечества. Как она возникла? На тысячелетнем опыте культуры слова. Древняя русская литература долго оставалась непонятной, как и живопись того времени. Подлинное признание пришло к ним сравнительно недавно.
Да, голос нашей средневековой литературы негромок. И тем не менее она поражает нас монументальностью и величием целого. В ней сильно и народное гуманистическое начало, о котором не следует никогда забывать. Она таит в себе большие эстетические ценности.. . Вспомните “Повесть временных лет”... Это не только летопись, первый наш исторический документ, это выдающееся литературное произведение, говорящее о великом чувстве национального самосознания, о широком взгляде на мир, о восприятии русской истории как части истории мировой, связанной с ней неразрывными узами.
Тяга к древнерусской культуре - явление симптоматическое.

Дмитрий Сергеевич Лихачев


Земля Родная

К нашим читателям!

Автор предлагаемой вашему вниманию книги Дмитрий Сергеевич Лихачев – выдающийся советский ученый в области литературоведения, истории русской и мировой культуры. Его перу принадлежит более двух десятков капитальных книг и сотни научно-исследовательских статей. Д. С. Лихачев – действительный член Академии наук Советского Союза, дважды лауреат Государственной премии СССР, почетный член многих зарубежных академий и университетов.

Эрудиция Дмитрия Сергеевича, его педагогический талант и опыт, умение говорить о сложных вещах просто, доходчиво и в то же время ярко и образно – вот что отличает его работы, делает их не просто книгами, но значительным явлением всей нашей культурной жизни. Рассматривая многозначные вопросы, нравственного и эстетического воспитания как неотъемлемую часть коммунистического воспитания, Д. С. Лихачев опирается на важнейшие партийные документы, призывающие с величайшим вниманием и ответственностью относиться к культурному просвещению советского народа, и особенно молодежи.

Широко известна и пропагандистская деятельность Дмитрия Сергеевича, постоянно заботящегося об идейно-эстетическом воспитании нашей молодежи, его настойчивая борьба за бережное отношение к художественному наследию русского народа.

В своей новой книге академик Д. С. Лихачев подчеркивает, что умение постигать эстетическое, художественное совершенство неувядаемых шедевров культурного прошлого очень важно для подрастающего поколения, способствует воспитанию в нем подлинно высоких гражданских позиций патриотизма и интернационализма.

Судьба сделала меня специалистом по древней русской литературе. Впрочем, что значит "судьба"? Судьба была во мне самом: в моих склонностях и интересах, в моем выборе факультета в Ленинградском университете и в том, к кому из профессоров я стал ходить на занятия. Меня интересовали старые рукописи, меня интересовала литература, меня притягивала к себе Древняя Русь и народное творчество. Если сложить все это вместе и умножить на известную усидчивость и некоторое упрямство в ведении поисков, то все это вместе и открыло мне дорогу к внимательному изучению древней русской литературы.

Но та же судьба, жившая во мне самом, одновременно постоянно отвлекала меня от занятий академической наукой. По натуре я, очевидно, человек беспокойный. Поэтому я часто выхожу за границы строгой науки, за пределы того, чем мне положено заниматься по моей "академической специальности". Я часто выступаю в широкой печати и пишу в "неакадемических" жанрах. Меня волнует иногда то судьба древних рукописей, когда они заброшены и не изучаются, то древних памятников, которые разрушаются, я боюсь фантазий реставраторов, слишком смело иногда "восстанавливающих" памятники по своему вкусу, волнует судьба старых русских городов в условиях растущей промышленности, интересует воспитание в нашей молодежи патриотизма и многое, многое другое.

В этой раскрытой сейчас читателем книге отразились многие из моих неакадемических волнений. Я бы мог назвать мою книгу – "книгой беспокойств". Здесь многое из моих беспокойств, и беспокойства я бы хотел передать моим читателям, – содействовать воспитанию в них деятельного, творческого – советского патриотизма. Не патриотизма, удовлетворяющегося достигнутым, а патриотизма, устремленного к лучшему, стремящегося донести это лучшее – и из прошлого, и из настоящего – до будущих поколений. Чтобы не ошибаться впредь, мы должны помнить о своих ошибках в прошлом. Надо любить свое прошлое и гордиться им, но любить прошлое нужно не просто так, а лучшее в нем, – чем действительно можно гордиться и что нужно нам и сейчас, и впредь.

Среди любителей старины очень часто встречаются коллекционеры, собиратели. Честь им и хвала. Ими многое сохранено, что попало затем в государственные хранилища и музеи, – подаренное, проданное, переданное по завещанию. Коллекционеры так и собирают – редкие для себя, чаще для семьи, а еще чаще, чтобы завещать затем музею, – в родном городе, селе или даже просто школе (во всех хороших школах есть музеи – маленькие, но очень нужные!).

Я никогда не был и не буду коллекционером. Я хочу, чтобы все ценности принадлежали всем и служили всем, оставаясь на своих местах. Вся земля владеет и хранит ценности, сокровища прошлого. Это и красивый пейзаж, и красивые города, а в городах свои, собранные многими поколениями памятники искусств. А в селах – традиции народного творчества, трудовые навыки. Ценностями являются не только материальные памятники, но и добрые обычаи, представления о добром и красивом, традиции гостеприимства, приветливости, умение ощутить в другом свое, доброе. Ценностями является язык, накопленные литературные произведения. Всего не перечислишь.

Что такое наша Земля? Это с невероятной, непредставимой скоростью мчащаяся в космическом пространстве сокровищница необычайно разнообразных и необычайно хрупких созданий человеческих рук и человеческого мозга. Я назвал свою книгу "Земля родная". Слово "земля" в русском языке имеет много значений. Это и почва, и страна, и народ (в последнем смысле говорится о Русской земле в "Слове о полку Игореве"), и весь земной шар.

В названии моей книги слово "земля" может быть понято во всех этих смыслах.

Человека создает земля. Без нее он ничто. Но и землю создает человек. От человека зависит ее сохранность, мир на земле, умножение ее богатств. От человека зависит создать условия, при которых будут сохраняться, расти и умножаться ценности культуры, когда все люди будут интеллектуально богатыми и интеллектуально здоровыми.

Это идея всех разделов моей книги. О многом я пишу по-разному, в разных жанрах, в различной манере, даже на разном читательском уровне. Но все, о чем я пишу, я стремлюсь связать единой идеей любви к своей земле, к своей земле, к своей Земле…


***

Ценя прекрасное в прошлом, мы должны быть умными. Мы должны понимать, что, преклоняясь перед изумительной красотой архитектуры в Индии, совсем не обязательно быть магометанином, как не обязательно быть буддистом, чтобы ценить красоту храмов древней Камбоджи или Непала. Существуют ли сейчас люди, которые верили бы в античных богов и богинь? – Нет. Но разве найдутся люди, которые отрицали бы красоту Венеры Милосской? А ведь это богиня! Иногда мне даже кажется, что мы, люди Нового времени, больше ценим античную красоту, чем сами древние греки и древние римляне. Им она была слишком привычной.

Не потому ли и мы, советские люди, стали так остро воспринимать красоту древнерусской архитектуры, древнерусской литературы и древнерусской музыки, которые являются одной из высочайших вершин человеческой культуры. Только сейчас мы начинаем осознавать это, и то не в полной мере.

Разумеется, вырабатывая свое отношение и борясь за сохранение памятников художественной культуры прошлого, нужно всегда помнить, что, как писал Ф. Энгельс об исторической обусловленности формы и содержания средневекового искусства, "мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим… Церковь давала религиозное освящение светскому государственному строю, основанному на феодальных началах… Отсюда само собой вытекало, что церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления" (Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т. 21, с. 495).

Ценя прекрасное в прошлом, защищая его, мы тем самым как бы следуем завету А. С. Пушкина: "Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…".

Слово к молодыи

Ваша профессия и ваш патриотизм

Очень трудно сказать напутствие молодежи. Многое уже сказано, и сказано очень хорошо. И все-таки я постараюсь сказать то, что считаю самым важным и что, как мне представляется, каждому человеку, вступающему в большую жизнь, надо твердо осознать.

Очень многое в том, чего человек достигает в жизни, какое он занимает в ней положение, что приносит другим и получает для себя, – зависит от него самого. Удача не приходит случайно. Она зависит от того, что человек считает в жизни удачей, как он сам себя оценивает, какую жизненную позицию избрал, какая, наконец, цель у него в жизни.

Многие, очень многие рассуждают примерно так: я умен, у меня такие-то способности, буду заниматься такой-то профессией, многого добьюсь в жизни, стану человеком "с положением". Нет, этого далеко не достаточно! Случайный провал на вступительных экзаменах (допустим, действительно случайный, а не мнимо случайный), случайная ошибка в своих способностях (мальчики часто их преувеличивают, девочки слишком часто недооценивают самих себя), "случайно" появившиеся влиятельные в жизни недруги и т. д. и т. п. И вот в жизни все пропало. К старости человек чувствует глубокое разочарование, обиду на кого-то или "так, вообще".