Ермил гирин в чем его счастье. Образ и характеристика Ермила Гирина в поэме “Кому на Руси жить хорошо”: описание в цитатах

Поэма Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» изобилует различными персонажами, среди которых и Ермил Гирин. Характеристика этого героя очень важна для всего произведения, так как автор делает его одним из вероятных претендентов на звание счастливого человека.

О поэме

Николай Алексеевич Некрасов создал поэму о тяготах крестьянской жизни, пытаясь изобразить все те мучения, которые выпадают на долю деревенского мужика. И вместе с тем проиллюстрировать быт бывших крепостных. Один из таких деревенских людей - Ермил Гирин. Характеристика персонажа занимает не последнее место в понимании уклада жизни того времени. Да и сам Некрасов выделяет его из ряда других. О том, как делает и зачем, поговорим ниже.

Ермил Гирин: характеристика

Этот персонаж возникает уже в первой части поэмы. Однако читатель лично с ним не знакомится, а слышит лишь рассказ о нем. Ермил Гирин (характеристика по плану обязательно должна включать этот момент) - председатель деревни, которого выдвигают кандидатом в счастливцы. Ермилу избрал на его должность за честность и ум бурмистр. И мужик полностью оправдал возложенные на него надежды, семь лет исправно и справедливо выполняя свой долг, за что заслужил уважение и любовь всей общины.

Однажды только злоупотребил Гирин властью. Когда за его младшим братом пришли, чтобы забрать в рекруты, он отдал вместо него сына местной крестьянки. Но и тут проявились лучшие нравственные качества героя. Его начала мучить совесть. И довел он себя до того, что едва не повесился. Спас положение барин, который вернул матери несправедливо отосланного на службу сына.

Но после этого случая уже не чувствовал себя вправе быть председателем, поэтому он оставил службу, а потом стал мельником. Однако, несмотря ни на что, Гирин продолжал пользоваться доверием и уважением других крестьян. В этом отношении показателен случай с продажей мельницы. Дело в том, что мельницу, на которой работал Ермил, он арендовал. И вот хозяин решил продать свое имущество. Начались торги, и Гирин выиграл их. Однако при себе нужной суммы задатка у него не оказалось. Тогда ему на помощь пришли мужики, которым за полчаса удалось собрать далеко не маленькую сумму - тысячу рублей. Только их помощь и спасла Гирина от разорения.

Однако этот радостный рассказ обрывается на том, что Ермила арестовали за то, что отказался усмирить бунт, случившийся в его деревне.

Некрасов специально показывает силу и высоту моральных устоев героя (цитатная характеристика Ермилы Гирина это подтверждает). Однако несправедливость власти не позволяет счастливо жить даже такому человеку.

Прототип героя

Ермил Гирин, характеристика которого была изложена выше, был не на пустом месте придуман Некрасовым. Прототипом стал А. Д. Потанин - выходец из крестьян, управляющий имением графов Орловых. Этот человек прославился своим бескорыстием, справедливостью и честностью. Роднят Потанина и Гирина, например, такие цитаты из поэмы: «Худую совесть надобно — крестьянину с крестьянина копейку вымогать», «Стал он пуще прежнего всему народу люб».

Таким является мерилом счастья, для которого, по мнению Некрасова, необходимо быть честным, справедливым, бескорыстным и уважаемым народом.

Образ Ермила Гирина в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - один из наиболее колоритных, поскольку в этом персонаже автор воплотил свое видение лучших черт в русском народе: честность, прямота, бескорыстие и любовь к правде. Вместе с тем Некрасов описал своего героя очень правдоподобно, вложив рассказ о нем в уста крестьян, которые рассказывают странникам о нем. Поэт не зря передает повествование о нем чужим людям, стремясь таким образом подчеркнуть правдивость рассказа.

Общая характеристика

Образ Ермила Гирина весьма символичен в философском смысле. Вся суть поэмы заключается в поисках семью странниками счастливого человека на Руси. И в главе «Счастливые» автор устами простого народа повествует о людях, которые, по мнению крестьян, по своим моральным и нравственным качествам заслуживают того, чтобы о них все знали. Но прежде чем рассказывать о героях, необходимо отметить некоторые факты создания и написания поэмы. Некрасов начал писать свое, пожалуй, самое известное произведение в первой половине 1860-х годов, хотя, возможно, начал делать наброски и раньше. Создание текста и его публикация растянулась на несколько лет и продолжались вплоть до смерти автора. Поначалу он хотел написать восемь частей, однако в связи с болезнью он сократил количество частей, и в конечный вариант вошли четыре части.

Особенности

Образ Ермила Гирина воплощает общий замысел автора - создание широкой панорамы народной жизни на Руси. В условно сказочной форме Некрасов повествует о путешествии семи странников, которые ищут по всей стране подлинно счастливого человека. Характерной особенностью данного произведения является то, что оно стало настоящим эпическим полотном народной жизни Руси. Поэт постарался охватить основные сферы общественной и социальной жизни, показать слои населения и для этого выбирает в качестве героев представителей различных социальных слоев, каждый из которых представляет странникам свою историю и повествует о своих бедствиях и проблемах. Автор неспроста пошел по такому пути, так как именно таким образом повествование получало особенную убедительность и правдивость. Сам же он как бы намеренно отстранился от повествования и выступает лишь в качестве наблюдателя, предоставляя своим героям самим о себе рассказывать.

Герои

Образы Якима Нагого и Ермила Гирина занимают одно из центральных мест в повествовании по нескольким причинам. Во-первых, это простые люди из народа, обычные крестьяне. Во-вторых, они упомянуты в главе «Счастливые», что сразу выделяет их среди остальных персонажей, так как по названию главы предполагается, что именно те, которых ищут странники во время своего путешествия по Руси. В-третьих, они не сами о себе рассказывают, но читатель узнает о них со слов жителей села, которые хорошо их знали. Таким образом, автор следует народной традиции, согласно которой молва о добром и хорошем человеке распространяется по всей земле, о нем узнает весь мир и жизнь его становится известной очень многим людям.

Характеры

Образ Ермила Гирина отличается тем бо́льшей правдивостью и выразительностью, что о нем рассказывают странникам всем миром. Какие же черты выделяют крестьяне при его характеристике? В первую очередь правдивость: Ермил - честный человек, который никогда не пользовался своим положением для собственной выгоды. Работая писарем, он всегда помогал крестьянам, не брал взяток, действовал в их интересах. За это все в деревне его любили и уважали, выбрали бурмистром.

Когда ему срочно понадобились деньги для выкупа мельницы, он обратился ко всему народу за помощью, и все присутствующие на ярмарке помогли ему: каждый, даже не знакомые ему люди, дали денег для выкупа мельницы. Именно в этом эпизоде, пожалуй, ярче всего раскрывается образ Ермила Гирина. Кратко о нем в связи с этим эпизодом можно сказать следующее: он - человек подлинно народный по духу, и поэтому крестьяне всем миром ему помогают. И только один раз он злоупотребил своей властью: послал в рекруты вместо своего брата сына бедной крестьянки. Однако, будучи по природе человеком совестливым и правдивым, он раскаялся в своем поступке, ушел со своей должности, каялся перед всем народом. Итак, образ Ермилы Гирина, кратко о котором повествуется в данном разделе, - один из наиболее ярких в поэме.

Яким Нагой - также простой крестьянин, вся жизнь которого проходит в тяжелом физическом труде. Он много пьет, и на первый взгляд кажется, что он человек конченый. Однако Яким - человек с богатым внутренним миром. У него есть чувство прекрасного: так, он покупает красивые картинки, которые стали его единственным утешением, так что во время пожара он спасает именно их. Итак, в своей поэме Некрасов убедительно показал образы простых крестьян, каждый из которых трогателен и симпатичен читателю.

/ / / Образ Ермила Гирина в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

В поэме Николая Алексеевича « » читатель знакомится с разными образами, которые постепенно раскрывает текст произведения. На пути семерых странников встречаются всякие люди – и помещики, и попы, и простые крестьяне. Именно образам крестьян Некрасов уделил наибольшее внимание.

Всем известен Ермила Гирин, которого окружающие прозывали счастливым человеком. Именно поэтому странники и отправились на поиски данного персонажа.

Ермила – уважаемый человек. Он занимается содержанием мельницы, никогда не обманывая крестьян. Благодаря этому Гирин располагает доверием окружающих. Случай в городе, при покупке сиротской мельницы тому яркое подтверждение. Не было у Ермилы с собой денег, а мельницу выкупить надо было. Он обратился за помощью к народу и смог собрать нужную сумму. А уже через неделю раздал взятые долги и никого в обиде не оставил.

Каким же образом простой мужик, крестьянин, смог заработать такой авторитет, такое доверие среди окружающих. Он был писарем и помогал всем необученным и неграмотным. И за свою помощь не брал много. Вот и стал известным в округе.

Однако Гирин не мог назвать себя счастливым, ведь когда-то подставил молодого парня и отправил его на солдатскую службу вместо своего родного брата. Такой поступок, словно петля на шее, не дает Ермиле спокойной жизни. Он выносит свой грех на все обозрение, поведывает историю крестьянам. Однако, не смотря на это, они по-прежнему продолжают верить Гирину.

Думаю, что Николай Некрасов пытался сказать о том, что на своем жизненном пути мы всегда совершаем ошибки. Однако очень важно оправдать их последующими хорошими и добрыми делами. Семеро странников отправляются дальше, в поисках самого счастливого человека. Ермила, конечно, хороший, однако, далеко не самый счастливый.

Меню статьи:

Литература 50-60 годов обозначилась активным интересом к фольклорным мотивам «народной тематики». Исключением не стали и произведения Некрасова, который часто «бывал в русских избах» и знал много о жизни крестьян не понаслышке.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» перед читателем открывается широкая панорама крестьянской жизни со всеми ее хлопотами и сложностями.

Все герои этого произведения отличаются непростой судьбой и необычными жизненными ситуациями. Одним из таких персонажей является Ермила Гирин.

История жизни Ермилы

Семеро мужиков продолжают свои поиски счастливого человека на Руси. Будучи на празднике, они расспрашивают людей, и вскоре крестьянин Федосей из деревни Дымоглотово подсказывает им, что нужно спросить Ермилу Гирина, если этот человек не сможет себя назвать счастливым, то больше на празднике им можно никого уж и не спрашивать.

Гирин был простым мужиком, но довольно странным – в нем было слишком много честности и бескорыстия, и это всегда удивляло. В молодости он был писарем при конторе. Ермила хорошо исполнял свои обязанности, всегда по возможности помогал крестьянам и при этом не брал за свою помощь ничего:

Однако для крестьянина
И писарь человек.
К нему подходишь к первому,
А он и посоветует,
И справку наведет;
Где хватит силы - выручит.

Отношение простых людей к Ермиле

За пять лет крестьяне привязались к молодому человеку. Однако вскоре такое милостивое отношение к простым людям со стороны писаря не понравилось главному управляющему, и он взял вместо Гирина другого человека.


Прошло немного времени, и старый помещик умер. Молодой же не стал держать ни управляющего, ни его секретаря, ни контору. Он приказал людям выбрать себе бурмистра. Общим голосованием определили, что таким человеком будет Ермило Гирин. Эту службу молодой человек выполнял не менее качественно. Через некоторое время подошла очередь младшему брату Гирина Митрию идти в рекруты. Ермила воспользовался своим положением и отправил вместо брата сына односельчанки Власьевны. Однако вскоре раскаялся в своем поступке и даже хотел повеситься из-за этого инцидента, но его все дружно отговорили. Сына Власьевны вернули домой, а брата Ермилы отправили в армию. Князь лично позаботился о том, чтобы служба младшего Гирина не была сложной. Ермила же себе не смог простить такой поступок. Он решил купить себе мельницу и уйти от общественных дел.

С мельницей дела выглядели не лучшим образом: было два основных покупателей на мельницу, он – Гирин – и купец Алтынников. Без предупреждения были объявлены торги и Ермила их выиграл, но у него не было с собой денег, чтобы заплатить, поэтому Ермила попросил отсрочку в пол часа и пошел на базарную площадь. Там он попросил людей выручить его и таким образом собрал нужную сумму. Через неделю Ермила вернулся на эту же площадь с деньгами и отдал их людям. Впрочем, один рубль у него остался – за ним никто не пришел. Гирин долго ходит и искал владельца, но, так и не найдя, отдал рубль слепым, просящим милости.

Имел он все, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почет,
Почет завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой!

Характеристика личности

Ермила Гирин с юных лет отличался умом и рассудительностью. Он был образованным человеком, так как служил в канцелярии. В это же время проявляется и бескорыстие Гирина – он часто помогает простым людям советом, рассказывает как им лучше поступить, чтобы лучше и быстрее разобраться с возникшими вопросами. Никакого вознаграждения за свои услуги Ермила не просил, и даже не брал ничего, в том случае, когда ему предлагали сами:

Не спросит благодарности,
И дашь, так не возьмет!
За пять лет его работы секретарем люди смогли разглядеть в Гирине хорошего человека, поэтому, когда нужно было выбирать бурмистра, все единогласно решили, что таким человеком должен быть Ермила – он хоть и молод еще, но лучше чем он, с обязанностями не справиться никто:
Кричим: - Ермилу Гирина! -
Как человек един!
Мужик проворный, грамотный,
Одно скажу: не молод ли?..»
А мы: - Нужды нет, батюшка,
И молод, да умен!



Ермила – честный и порядочный человек, он всегда поступает по совести, ни раз «не покривил душой». Семь лет он пробыл бурмистром и никто не предъявлял претензий к его работе. После случая с армией Ермила не может успокоиться – его совесть мучает за такой бесчестный поступок.

В рассказе о Ермиле Гирине и его печальной судьбе большую четкость и остроту обретает высокий этический и злободневно-политический смысл спора мужиков о счастье. Уже композиционная отчлененность эпизода с Ермилом (он включается после реплики: «Эй, счастие мужицкое!..») подготовляет читателя к тому, что счастье его принципиально отлично от «дырявого с заплатами» мужицкого. В рассказе о Гирине нарисован высокий идеал счастья по народным представлениям:

Да! Был мужик единственный!

Имел он все, что надобно

Для счастья...

Ермил обладает тем материальным достатком, который, с точки зрения мужика, необходим для счастливой жизни. «Кому на Руси жить хорошо» — не бытовая повесть, это «философия народной жизни», произведение, где правда жизни раскрывается с помощью художественной условности. Поэтому автор ничего не говорит о том, как, какими путями пришел Ермил к этому «богачеству». Для решения социальной и нравственной задачи, над которой бьются правдоискатели, дано: Гирин богат и стыдиться этого ему нечего, так как все, что он имеет, нажито честным трудом.

Ермил имеет и другое необходимое условие счастья: почет.

Почет завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой!

Своей многолетней бескорыстной деятельностью («В семь лет мирской копеечки / Под ноготь не зажал»), своим «умом и добротой» Ермил заслужил глубокое уважение и доверие народа, что и проявилось в сцене с покупкой мельницы. Силу «над округою» Гирин взял «не колдовством, а правдою», его облик воплощает в себе правдолюбие народа, его нравственную требовательность. Только жизнь на основе строгой правды и может дать человеку ощущение радости — вот смысл рассказа Федосея.

Так было и с Ермилом, пока он не поставил свое личное благополучие выше «правды», выше интересов другого человека, пока не сдал в рекруты вместо своего брата Митрия сына старухи Власьевны. Однако глубокое раскаяние Ермила в своем поступке, невозможность для него жить с сознанием своей вины перед «миром» делают этот образ еще более привлекательным. Недаром он после всего случившегося стал «пуще прежнего / Всему народу люб».

Ну, так что же? Дана норма жизни, к которой нужно стремиться? Нет, иную цель имел автор, вводя в поэму эпизод с Ермилом Гириным. Дав мужикам возможность выслушать рассказ Федосея (с дополнениями седенького попика), автор содержанием этого рассказа приводит к мысли, что высокий идеал счастья, мыслимый как свободная зажиточная трудовая жизнь, утопичен, недостижим при современном общественном строе. Во-первых, в этих условиях зажиточность крестьянина (если он не мироед) может быть только счастливым исключением. Мы ведь даже не знаем, как удалось Ермилу разбогатеть, в то время как никто из жителей деревень Босово, Горелово, Неелово и др. добиться этого не сумел... А во-вторых... Рассказ Федосея вторично перебивает «попик седенький», сообщив, что Ермил Гирин сидит в остроге. Эта реплика сразу переводит повествование из этического и несколько умозрительного в остро политический план.

Вот она реальность-то! Бунтует в борьбе за справедливость нищая мужицкая Русь. Бунтует «в избытке благодарности» к освободителям. Поднимаются от невыносимой жизни на борьбу даже самые забитые, поднялась даже вотчина

Помещика Обрубкова,

Испуганной губернии,

Уезда Недыханьева,

Деревня Столбняки...

И хотя рассказчик, крестьянин Федосей, говорит, что причина бунта «осталась неизвестною», Некрасов, используя символику названий, раскрывает ее: до того обрубил помещик крестьянские наделы, что мужики веками испуганной губернии, не смевшие при крепостном праве дыхнуть (Недыханьев уезд), застывшие в вековом оцепенении (Столбняки!), — и те взбунтовались. Осторожным упоминанием о бунте в Столбняках автор дает понять читателю, что народному терпению приходит конец, что борьба, на которую поднимается крестьянство, и есть единственный путь к достижению того идеала жизни, который так пленяет слушателей в рассказе о Ермиле.

За что попал Ермил в острог, в поэме прямо не говорится, но и по намекам об этом нетрудно догадаться: во время бунта в деревне Столбняки Гирин, видимо, встает на сторону восставших. Иначе и не мог поступить человек с таким обостренным чувством справедливости. Ермил сознательно жертвует личным благополучием во имя идеи общей справедливости, «правду» предпочитает «богачеству» и попадает в острог. В условиях помещичьего государства непрочным, временным, призрачным оказалось его бытовое благополучие.

Отчленив композиционно рассказ о Гирине от изображения судьбы других «счастливцев» и тем подчеркнув исключительность его судьбы, Некрасов, однако, оставил его в пределах главы «Счастливые», ибо иронический смысл ее заглавия может быть распространен и на судьбу человека, кончившего свою жизнь в остроге.

В рассказе Федосея с неменьшей четкостью, чем духовный облик героя, вырисовываются нравственные понятия и требования крестьянской массы. Мужики Адовщины ценят Ермила за честность, бескорыстие, строгую прямоту. Сторицей платит за добро отзывчивое мужицкое сердце, доказательством чему служит эпизод с покупкой Ермилом мельницы. В основу его Некрасов положил подлинный факт, описанный П. И. Мельниковым-Печерским. Богатый нижегородский раскольник Петр Иванович Бугров за полчаса до переторжки о казенном подряде на перевозку соли «опрометью бросился на нижний базар и там, сказав торговцам: „Братцы, давайте денег скорее", снял перед ними свой малахай, в который через четверть часа было накидано 20000 рублей серебром». С деньгами Бугров успел на переторжку. Подряд остался за ним. Некрасов использовал этот, может быть и исключительный, факт, чтобы показать не только безграничное доверие и уважение мужиков к Ермилу, но и (и это главное!) чувство локтя, чувство мужицкой солидарности, более того — социальной солидарности, т. к. купец Алтынников им социально враждебен и поддержка Ермила по существу равносильна защите собственных интересов. Знаменательно, что темой народной солидарности начинается (покупка мельницы) и заканчивается (бунт в Столбняках) история Ермила Гирина.