Где происходит пьеса горе от ума. Ключевые сцены «Горе от ума. Нужна помощь в учебе

Комедия в стихах А.С. Грибоедова. Пьеса была закончена Грибоедовым в 1824 г., напечатана в 1862 г., уже после смерти автора. Действие комедии происходит в Москве* в 20 е гг. ХIХ в. в доме Фамусова богатого дворянина*, находящегося на… … Лингвострановедческий словарь

Горе от ума - 1. Книжн. О непонимании умной, самостоятельно мыслящей личности посредственными людьми и неприятностях, с этим связанных. БМС 1998, 128; ШЗФ 2001, 57. 2. Жарг. арм. Шутл. ирон. Наряд вне очереди. Кор., 77. 3. Жарг. шк. Ирон. Неудовлетворительная… … Большой словарь русских поговорок

Горе от ума (телеспектакль) - Горе от ума (телеспектакль, 1952) постановка Малого театра Горе от ума (телеспектакль, 1977) Горе от ума (телеспектакль, 2000) Горе от ума (телеспектакль, 2002) постановка Малого театра … Википедия

ГОРЕ ОТ УМА (2000) - ГОРЕ ОТ УМА, Россия, Театральное товарищество 814 / РТР, 2000, цв., 157 мин. Видеоверсия спектакля «Горе от ума» (1998, режиссер постановщик спектакля Олег Меньшиков). В ролях: Игорь Охлупин (см. ОХЛУПИН Игорь Леонидович), Ольга Кузина, Олег… … Энциклопедия кино

ГОРЕ ОТ УМА (1952) - ГОРЕ ОТ УМА, СССР, киностудия им. М.Горького, 1952, ч/б, 154 мин. Комедия А.С.Грибоедова. Фильм спектакль в постановке Малого театра СССР. Режиссер спектакля Пров Садовский. В ролях: Константин Зубов (см. ЗУБОВ Константин Александрович), Ирина… … Энциклопедия кино

Горе от ума (Грибоедова) - комедия в четырех действиях. Эпиграф: Судьба проказница, шалунья, определила так сама: всем глупым счастье от безумья, всем умным горе от ума. Первоначальное заглавие комедии было: Горе уму. План комедии относится еще к дням студенческой жизни… … Словарь литературных типов

Горе от ума (комедия) - … Википедия

Горе от ума (пьеса) - … Википедия

Второстепенные персонажи комедии «Горе от ума» - персонажи комедии Грибоедова «Горе от ума», не являющиеся главными действующими лицами. Многие из этих персонажей имеют значительную роль в композиции комедии. Почти все второстепенные персонажи комедии сводятся к трём типам: «Фамусовы, кандидаты … Википедия

Чацкий, Александр Андреевич ("Горе от ума") - Смотри также 14) Резкой противоположностью отличается взгляд А. Суворина. Грибоедов вложил в уста Чацкого свои любимые идеи, свой взгляд на общество это бесспорно и без всяких указаний всем понятно, но никаким образом из этого не следует, что… … Словарь литературных типов

Книги

  • Горе от ума , Александр Грибоедов. "Горе от ума" - одна из первых русских комедий, разодранных на пословицы и поговорки, которыми до сих пор украшена речь всякого мало-мальски начитанного человека. "Горе от ума" - комедия,… Купить за 230 руб
  • Горе от ума , Александр Грибоедов. Александр Сергеевич Грибоедов - блестящий русский дипломат, государственный деятель, математик и композитор. Однако в историю мировой литературы он вошел прежде всего как драматург и…

История создания комедии

Комедия «Горе от ума» – главный и наиболее ценный результат творчества А.С. Грибоедова. При изучении комедии «Горе от ума» анализу следует подвергнуть, в первую очередь, условия, в которых писалась пьеса. Она затрагивает вопрос назревающего противостояния прогрессивного и консервативного дворянства. Грибоедов высмеивает нравы светского общества начала 19 века. В связи с этим создание такого произведения было довольно смелым шагом в тот период развития русской истории.

Известен случай, когда Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из аристократических приемов в Петербурге. Там его возмутило подобострастное отношение общества к одному иностранному гостю. Прогрессивные взгляды Грибоедова подтолкнули его к высказыванию своего резко отрицательного мнения по этому поводу. Гости сочли молодого человека сумасшедшим, и весть об этом быстро распространилась в обществе. Именно этот случай подтолкнул писателя к созданию комедии.

Тематика и проблематика пьесы

Анализ комедии «Горе от ума» целесообразно начинать с обращения к ее названию. В нем отражена идея пьесы. Горе от своего здравомыслия испытывает главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий, который отвергнут обществом только из-за того, что он умнее окружающих его людей. Отсюда же вытекает и другая проблема: если общество отвергает человека незаурядного ума, то как это характеризует само общество? Чацкий чувствует себя неуютно среди людей, считающих его безумным. Это рождает многочисленные речевые столкновения главного героя с представителями ненавистного ему общества. В этих разговорах каждая из сторон считает себя умнее собеседника. Только ум консервативного дворянства заключается в умении подстраиваться под существующие обстоятельства для получения максимальной материальной выгоды. Тот, кто не гонится за чинами и деньгами для них безумец.

Принятие взглядов Чацкого для консервативного дворянства означает начать менять свою жизнь в соответствии с требованиями времени. Это никому не кажется удобным. Проще объявить Чацкого сумасшедшим, ведь тогда на его обличительные речи можно просто не обращать внимания.

В столкновении Чацкого с представителями аристократического общества автор поднимает ряд философских, нравственных, национально-культурных и бытовых вопросов. В рамках этих тем обсуждаются проблемы крепостного права, служения государству, образования, семейного уклада. Все эти проблемы раскрываются в комедии через призму понимания ума.

Конфликт драматического произведения и его своеобразие

Своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума» заключается в том, что их два: любовный и социальный. Социальное противоречие заключается в столкновении интересов и взглядов представителей «века нынешнего» в лице Чацкого и «века минувшего» в лице Фамусова и его сторонников. Оба конфликта тесно связаны друг с другом.

Любовные переживания заставляют Чацкого прийти в дом Фамусова, где он не был уже три года. Свою возлюбленную Софью он застает в растерянном состоянии, она очень холодно принимает его. Чацкий не догадывается, что прибыл не вовремя. Софья занята переживаниями любовной истории с Молчалиным, секретарем своего отца, живущим в их доме. Бесконечные размышления о причинах охлаждения чувств Софьи заставляют Чацкого задавать вопросы возлюбленной, ее отцу, Молчалину. В ходе диалогов выясняется, что у Чацкого расходятся взгляды с каждым из собеседников. Они спорят о службе, об идеалах, о нравах светского общества, об образовании, о семье. Взгляды Чацкого пугают представителей «века минувшего», потому что они угрожают привычному укладу жизни фамусовского общества. Консервативные дворяне не готовы к переменам, поэтому в обществе мгновенно разносится слух о сумасшествии Чацкого, невзначай пущенный Софьей. Возлюбленная главного героя является источником неприятной сплетни потому, что он мешает ее личному счастью. И в этом снова усматривается переплетение любовного и социального конфликтов.

Система действующих лиц комедии

В изображении персонажей Грибоедов не придерживает четкого разделения их на положительных и отрицательных, что было обязательным для классицизма. Все герои имеют как положительные, так и отрицательные черты. Например, Чацкий умен, честен, смел, независим, но он также вспыльчив, бесцеремонен. Фамусов сын своего века, но при этом он прекрасный отец. Софья, безжалостная по отношению к Чацкому, умна, смела и решительна.

А вот использование «говорящих» фамилий в пьесе – прямое наследие классицизма. В фамилию героя Грибоедов старается вложить ведущую черту его личности. Например, фамилия Фамусов произведена от латинского fama, что означает «молва». Следовательно, Фамусов – человек, которого больше всего волнует общественное мнение. Достаточно вспомнить его финальную реплику, чтобы в этом убедиться: «…Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Чацкий первоначально был Чадским. Эта фамилия намекает на то, что герой находится в чаду своей борьбы с нравами аристократического общества. Интересен в этом отношении и герой Репетилов. Его фамилия связана с французским словом repeto – повторяю. Этот персонаж – карикатурный двойник Чацкого. Он не имеет собственного мнения, а только повторяет чужие слова, в том числе и слова Чацкого.

Важно обратить внимание и на расстановку персонажей. Социальный конфликт происходит в основном между Чацким и Фамусовым. Любовное противостояние выстраивается между Чацким, Софьей и Молчалиным. Это главные действующие лица. Объединяет любовный и общественный конфликт фигура Чацкого.

Самым сложным в комедии «Горе от ума» считается образ Софьи. Ее сложно отнести к лицам, придерживающимся взглядов «века минувшего». В отношениях с Молчалиным она презирает мнение общества. Софья много читает, любит искусства. Ей противен глупый Скалозуб. Но и сторонницей Чацкого ее не назовешь, ведь в разговорах с ним она корит его за язвительность, беспощадность в словах. Именно ее слово о безумии Чацкого стало решающим в судьбе главного героя.

Важны в пьесе и второстепенные и эпизодические персонажи. Например, Лиза, Скалозуб непосредственно участвуют в развитии любовного конфликта, усложняя и углубляя его. Эпизодические персонажи, появляющиеся в гостях у Фамусова (Тугоуховские,Хрюмины, Загорецкий), полнее раскрывают нравы фамусовского общества.

Развитие драматического действия

Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.

Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия. Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.

В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.

Своеобразие пьесы

Исследование и анализ произведения «Горе от ума» позволит обнаружить его яркое своеобразие. Традиционно «Горе от ума» принято считать первой русской реалистической пьесой. Несмотря на это в ней сохранились черты, присущие классицизму: «говорящие» фамилии, единство времени (события комедии происходят в течение одного дня), единство места (действие пьесы разворачивается в доме Фамусова). Однако Грибоедов отказывается от единства действия: в комедии параллельно развиваются сразу два конфликта, что противоречит традициям классицизма. В образе главного героя также четко просматривается формула романтизма: исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах.

Таким образом, актуальность проблематики пьесы, ее безусловное новаторство, афористичность языка комедии имеют не только огромное значение в истории русской литературы и драматургии, но также способствуют популярности комедии у современных читателей.

Тест по произведению

составить план и разделаить текст соответственно плану "Горе от ума" - произведение непревзойденное, единственное в мировой литературе,

не разгаданное до конца" (А. Блок)

Комедия "Горе от ума" была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями того времени в России. Произведение остается актуальным и в наше время. В те времена в обществе были защитники крепостничества и декабристы, проникнутые любовью к Родине, выступающие против насилия над личностями.

В комедии описывается столкновение двух веков: "века нынешнего" с "веком минувшем". Ярким примером старого времени является, так называемое фамусовское общество. Это знакомые и родственники Павла Афанасьевича Фамусова - богатого московского барина, в доме которого происходит действие пьесы. Это Хлестова, супруги Горичи, Скалозуб, Молчалин и другие. Всех этих людей объединяет одна точка зрения на жизнь. Они все жестокие крепостники, у них считается нормальным явлением торговля людьми. Крепостные спасают им жизнь и честь, искренне служат, а они могут выменять их на пару борзых собак. Так на балу у Фамусова Хлестова говорит Софье, чтобы та от ужина дала подачку для ее арапки - девки и собачки. Она не видит никакой разницы между ними. Это остается актуальным и в наши дни. Когда богатый человек, имеющий власть и деньги, может унизить другого человека, нисшего по уровню. Идеалами для нынешнего общества, являются люди богатые, в чинах. Фамусов ставит в пример Чацкому Кузьму Петровича, который был почтенный камергер, "с ключом", "богат и на богатой был женат". Павел Афанасьевич желает для своей дочери такого жениха, как Скалозуб, потому что он "и золотой мешок и метит в генералы".

Всех представителей фамусовского общества характеризует безразличное отношение к делам. Фамусов - "управляющий в казенном месте" занимается делами только один раз, по настоянию Молчалина он подписывает бумаги, несмотря на то, что в них "противуречье есть и многое недельно". Он считает - "подписано, так с плеч долой". Самое печальное в том, что в наши дни люди думают точно так же, как Фамусов. Отношение к работе, почти у всех безответственное. В этом и заключается непревзойденность великой комедии, она остается жизненной, актуальной и в 20 веке.

Главный герой пьесы Чацкий, через которого автор высказывает свои прогрессивные идеи. Он выступает против бессмысленного подражания всему иностранному. Он хочет наказать окружающим, что они обязаны любить, уважать русскую культуру. Чацкий говорит, что французик из Бордо, приехавший в Москву, не услышал "ни слова русского" и не видел здесь, "ни русского лица". Комедия "Горе от ума" - единственное в мировой литературе, так как никто, кроме Грибоедова не раскрывает всю реальность, происходящих событий.

В комедии Чацкий объявлен сумасшедшим, потому что представители фамусовского общества не понимают его идей. Он один не желает мириться с унижением людей над людьми. Чацкий не сумел правильно доказать правоту своих убеждений и до сих пор не могут раскрывать тайну. Комедия остается не разгаданной, потому что человечество слепо следует за жизненными событиями не желая ничего изменить.

Какова особенностей системы персонажей в "Горе от ума"?

Чем восстанавливает Чацкий против себя всех гостей?
Когда происходит первое столкновение Чацкого и Фамусова?
Известно, что основным конфликтом в комедии является общественный конфликт.Какие взгляды представителей "века минувшего" и "века нынешнего" противопоставляются в комедии?
Почему "Горе от ума" получило такое название?
В чем видите разницу между названиями "Горе уму" и "Горе от ума"? Аргументируйте свой ответ.

Помогите с сочинением. Пожалуйста! Завтра сдавать! Комедия "Горе от ума"

Мне нужно сочинение на одну из этих тем:
1. "Чацкий - победитель или побежденный"
2. Чацкий выразитель идей своего времени.
3. Барская Москва в комедии Грибоедова "Горе от ума"
4. Чем опасны молчалины.
5. "Век нынешний и век минувший"
6. Автор и герой в комедии Грибоедова "Горе от ума".
Если у кого то есть сочинение на одну из этих тем ответе пожалуйста. Если оно будет хорошее, с планом и я не найду копии, заплачу 40 балов

за курс 9 класса

Вариант 1.

1. Где происходит действие пьесы «Горе от ума»?

А) в городе Н, Б) в доме Чацкого, В) в доме Фамусова

2. Как называется критическая статья к комедии «Горе от ума»?

А) «Мильон терзаний», Б) «Что такое «обломовщина»?»,

В) «Луч света в темном царстве»

3. Что лежит в основе сюжета комедии «Горе от ума»?

А) любовная интрига, Б) конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», В) дуэль между Чацким и Фамусовым

4. Определите жанровую принадлежность произведения «Евгений Онегин»:

А) комедия, Б) поэма В) роман в стихах

5. Кто из героев Пушкина воспевал «разлуку, и печаль, и нечто, и туману даль, и романтические розы»?

А) Ленский, Б) Онегин, В) Дубровский

6. Кто из героинь романа “Евгений Онегин”

Дика, печальна, молчалива,…
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой …

А) Татьяна, Б) няня Татьяны, В) Ольга.
7. Назовите стихотворение, в котором Бог повелевает своему посланнику “глаголом жечь сердца людей”

А) “Пророк”, Б) “Узник”, В) “Памятник”
8. Как погиб Пушкин?

А) погиб на каторге, Б) погиб на дуэли, В) погиб на войне.

9. Какое произведение сделало имя М.Ю. Лермонтова знаменитым?

А) "Парус", Б) "Герой нашего времени", В) "Смерть поэта"

10. Кому в романе «Герой нашего времени» принадлежат слова: «У меня врождённая страсть противуречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противуречий сердцу или рассудку»?

А) Печорину, Б) Грушницкому, В) Вернеру

11. Кто из женщин, по словам Печорина, заставил биться его сердце(М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?

А) Мери, Б) Вера, В) княгиня Лиговская.

12. Кто из героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» называет себя «нравственным калекой»?

А) Грушницкий, Б) Печорин, В) Вернер

13. Кого из помещиков «Мертвых душ» автор называет «историческим» человеком?

А) Ноздрёва; Б) Чичикова; В) Манилова; Г) Плюшкина.

14. Кто из помещиков в хозяйстве много хлопотал о прочности (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

15. Кто предложил Чичикову на ночь почесать пятки (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) Манилов; Б) Коробочка; В) Плюшкин; Г) Собакевич.

16. Кто из помещиков прежде был бережливым хозяином?

А) Плюшкин; Б) Собакевич; В) Манилов; Г) Ноздрев.

17. У кого в кабинете всегда лежала книжка с закладкой на 14 странице (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) у Коробочки; Б) у Собакевича; В) у Плюшкина; Г) у Манилова.

18. Какой наказ дал отец Чичикову (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) «береги копейку», Б) «верно служи Отчизне», В) «береги честь смолоду»

Итоговый тест по русской литературе

за курс 9 класса

А) Гончаров, Б) Грибоедов, В) Гоголь.

2. Определите жанровую принадлежность произведения «Горе от ума»:

А) комедия, Б) трагедия, В) роман в стихах.

3. Чем заканчивается «Горе от ума»?

А) свадьбой героев, Б) отъездом героя, В) смертью героя.

4. Узнайте героя произведения «Евгений Онегин»:

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринуждённо…

А) Ленский, Б) Онегин, В) Дубровский.

А) портрет Гончаровой, Б) виселицу, В) портрет Татьяны Лариной.

6. Как Онегин узнает о любви Татьяны?

А) ему рассказал Ленский, Б) из письма Ольги, В) из письма Татьяны.

7. Благодаря кому Пушкин уже в детские годы почувствовал близость к народу?

А) матери, Б) дяде, В) няне.

8. Кому посвящено стихотворение «Во глубине сибирских руд…»?

А) декабристам, Б) императору Александру, В) Наталье Гончаровой.

9. О каком памятнике говорит А.С. Пушкин в одноименном стихотворении?

А) о памятнике Петру Первому,

Б) о своем литературном наследии,

В) о памятнике Державину.

10. Кому посвятил Ю. Лермонтов стихотворение «Смерть Поэта»?

А) Державину, Б) Пушкину, В) Чаадаеву.

11. Кто является героем своего времени в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

А) Грушницкий, Б) Максим Максимыч, В) Печорин

12. Чья цель в жизни - «сделаться героем романа» (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?

13. Чьё это мнение: « Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся; - рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакей и деньги!» (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)?

А) Печорина, Б) Грушницкого, В) Вернера.

14. У кого из героев в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» была беседка с надписью «Храм уединенного размышления»?

А) у губернатора; Б) у Ноздрева; В) у Собакевича; Г) у Манилова.

15. У кого была привычка с первых же минут знакомства говорить собеседнику «ты» и обзывать разными обидными словами (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) у Собакевича; Б) у Ноздрева; В) у Плюшкина; Г) у Манилова.

16. Кого Гоголь называет «прорехой на человечестве» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) Манилова; Б) Плюшкина; В) Собакевича; Г) Коробочку.

17. У кого из помещиков фруктовые деревья были накрыты сетками, а в огороде стояли чучела (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) у Манилова; Б) у Коробочки; В) у Собакевича; Г) у Ноздрева.

18. Кто имел «страстишку к картишкам» (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)?

А) Ноздрев; Б) Собакевич; В) Плюшкин; Г) Коробочка.

  • Итоговый тест по русской литературе за курс 9 класса

Вариант 1 (стр. 49)

Елена ВИГДОРОВА

ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО В КОМЕДИИ
«ГОРЕ ОТ УМА»

Словесникам-практикам

Беседа вторая

Первому явлению I действия предпослана ремарка: «Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова слышно фортепьяно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел».
Единственное, что оказывается важным в интерьере гостиной (а именно в ней происходит I действие), - это часы, «большие часы»; звуки, которые раздаются из-за двери в Софьину спальню, потом будут подтверждены словами Фамусова: «То флейта слышится, то будто фортепьяно»). Следующая ремарка указывает на время, когда действие начинается:

«Утро, чуть день брезжится».
И Лизанька, вдруг проснувшись, сразу это подтверждает: «Светает!..». И еще добавляет: «Ах! как скоро ночь минула!». Тому, что «ночь минула» скоро, мы можем не придавать, казалось бы, особого значения: так вообще говорится. Но похоже, что эта ночь была какая-то особенно короткая. Вот ведь и Софья отметит: «Как быстры ночи». Сколько времени на самом деле - этот вопрос, кажется, волнует всех и не может не заинтересовать зрителя, потому что об этом так или иначе говорят постоянно.
Беседа Софьи с Молчалиным, по словам Лизы, «зашла... за ночь». «Уж день», - говорит она в начале первого монолога. «Да расходитесь. Утро», - скажет она в конце. Софья откликается на ее призывы очень конкретным вопросом: «Который час?». Лизанька почему-то не желает отвечать точно. Она просто сообщает, что «всё в доме поднялось», а когда Софья вопрос повторит, произнесет знаменитое: «Седьмой, осьмой, девятый». Почему Лизанька не хочет ответить, что показывают часы, почему, помимо той «неправды», которую она уже сказала, ей еще нужно произвести действие -
Переведу часы, хоть знаю: будет гонка,
Заставлю их играть.
Это действие произведено и подтверждено ремаркой: «Лезет на стул, передвигает стрелку...». На часовую музыку тут же приходит Фамусов. Кстати, он сообщает нам, что время раннее и что Софья в эту пору еще обычно не встает: «Для Софьи слишком было б рано». И еще любопытно: Чацкий, появившийся в Явлении 7-м I действия, уже после разговора Лизы и Фамусова, скандала Фамусова с Софьей, Лизой, Молчалиным, а также Лизиной беседы с Софьей, утверждает, что утро все еще раннее: «Чуть свет – уж на ногах!».

Не будем пока разбирать замечательную сцену - разговор Фамусова и Лизы - нас волнует проблема времени. Отметим только, что Фамусов, остановив часовую музыку, стрелки на место не ставит. Практически все действие комедии происходит в гостиной фамусовского дома - так соблюдается одно из характерных для классицистической пьесы условий - единство места: Москва, дом Фамусова, гостиная. Но вот что касается единства времени, то... Вернее, внешне-то оно вполне соблюдено: Лизанька просыпается на рассвете - это начало I действия. Еще в начале IV действия (Явление 4) Чацкий, отказываясь ехать с Репетиловым, скажет: «Куда я поскачу? Зачем? в глухую ночь?» - иначе говоря, действие последнего акта, а это приезд Репетилова, происходит ночью, «глухою ночью», разговоры с ним Чацкого, а потом и других, Загорецкого, княжон, разъезд гостей, свидание Лизы с Молчалиным, отповедь Софьи Молчалину («Но чтобы в доме здесь заря вас не застала»), последний большой монолог Фамусова, потом Чацкого - таким образом, ночь закончилась, и слова «Карету мне, карету» явно произнесены опять на рассвете.
Итак, сутки - это соответствует положению о единстве времени... в пьесе, где на сцену на всеобщее обозрение вынесены часы с переведенными стрелками...
Время настолько условно в грибоедовской комедии, оно то стягивается, то раздвигается, герои относятся к нему несколько фамильярно: хотят - «наблюдают», не хотят - не обращают на него внимания.
«Не наблюдайте - ваша власть...» - остроумно говорит Лиза в ответ на ставшие афоризмом слова Софьи «счастливые часов не наблюдают».
С Лизиным «седьмой, осьмой, девятый», можно сказать, рифмуется то, что произнесет в начале II действия Фамусов: «В четверг, одно уж к одному, А может, в пятницу, а может, и в субботу, Я должен у вдовы, у докторши, крестить». Эта еще не родившая вдова замечательно вписывается в замеченную нами странную ситуацию - герои распоряжаются временем как хотят: сколько времени прошло со смерти доктора, ее мужа, нам никто не скажет - это, похоже, не нашего ума дело, - но у Фамусова, как он сам заметит, есть какой-то свой расчет...

Когда же происходит действие комедии? Война с Наполеоном закончилась, но она еще на памяти у героев. Король Прусский уже в Москве побывал (а Фридрих-Вильгельм посетил Москву в 1816 г.), обвинение трех профессоров Педагогического института в том, что они «призывают к покушению на законную власть», и их изгнание из учебного заведения произошло в 1821 г., а закончена комедия в 1824 г. Итак, время действия комедии мы примерно определили. Сколько лет главному герою? Почти ровесник Софьи - «детская дружба», которой они связаны, подразумевает не очень большую разницу в возрасте - года 3-4. Вспомним Наташу Ростову, которой летом 1805 г. было 13 лет, и как она отсчитывала на пальчиках, через сколько времени Борис, уже юноша, сможет сделать ей предложение... Сейчас Софье 17 лет. Это мы знаем от Чацкого: «В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно, Неподражаемо...». Когда они расстались, ей было 14, чуть больше, чем Наташе, когда она просила Бориса поцеловать куклу; именно к тому времени Чацкий успел и съехать от Фамусова («уж у нас ему казалось скучно»), и сократить свои посещения («И редко посещал наш дом»), и опять, как скажет обиженная, не верящая в искренность его любви Софья, «прикинуться влюбленным», а еще обзавестись друзьями («В друзьях особенно счастлив»). Сколько же могло быть лет на самом деле этому особенно счастливому в друзьях, красноречивому, остроумному юноше? Когда он успел обрести связь с министрами, а потом оставить службу; испытать страсть к мундиру, а потом «к нему... от нежности отречься...». О каком времени он говорит:

Но кто б тогда за всеми не повлекся?
Когда из гвардии, иные от двора
Сюда на время приезжали, -
Кричали женщины: ура!
И в воздух чепчики бросали!

Пушкин цитирует эти строки Грибоедова, когда говорит о победе над Наполеоном («Метель»)... И еще: Чацкий «три года не писал двух слов», «на три года вдаль уехал», а как же ему удалось «в прошлом году, в конце» видеть в полку Платона Михайловича?
Нет, в комедии Грибоедова время не «рассчитано по календарю», как в пушкинском романе... Число «три», так часто встречаемое здесь, носит скорее всего абсолютно отвлеченный характер, эдакое сказочное, почти условное «три» - «тридцать лет и три года», «за тридевять земель, в тридесятом царстве», три сына, три дочери, три условия - направо пойдешь, налево пойдешь... Вот и грибоедовские герои, кажется, употребляют его, не внося конкретного смысла:

Обед:
Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Отказываясь от календарной точности, Грибоедов создает иную категорию времени - да, вот те детали, благодаря которым возникает ощущение исторической достоверности, а вот - расширяющие временное пространство, выводящие ситуацию, обыгранную в комедии, за пределы данного исторического контекста, указывающие на ее вневременность.
С географическим пространством тоже все не так просто. Единство места соблюдено, но сколько всего за пределами фамусовского дома! Во-первых, сам он, этот дом, находится в Москве, с ее «дистанциями огромного размера», с ее Кузнецким мостом, Покровкой, откуда «час битый ехала» к Фамусовым Хлёстова, Английским клубом, а главное, со «своими законами», о которых поговорим ниже.
Но и за пределами Москвы есть географические точки, как то: Саратов - по сравнению с Москвой это «глушь» и «деревня», есть Петербург с его «Пе-да-го-ги-че-ским» институтом; в Петербурге, как мы узнаем из разговора Чацкого с Молчалиным (III действие, явление 3-е), произошла некая история с Чацким («Татьяна Юрьевна рассказывала что-то, Из Петербурга воротясь, С министрами про вашу связь, Потом разрыв»). Наверное, именно из северной столицы ехал он к Софье («сорок пять часов, глаз мигом не прищуря, Верст больше семисот пронесся - ветер, буря; И растерялся весь, и падал столько раз...»). Но есть еще и чужие края, оттуда, от «вечных французов», которые не только у нас на Кузнецком мосту, но и во Франции, в Париже, в Бордо, - оттуда «моды к нам, и авторы, и музы». Этим, надо сказать, недовольны и Фамусов, и его антагонист Чацкий; что же, «бывают странные сближения». Впрочем, именно туда, в чуждые края, отправляется «ума искать» главный герой комедии, который

Хотел объехать целый свет
И не объехал сотой доли.

Интересно, что этот образ - «целый свет», просто «свет» именно в значении «весь мир» встречается в комедии часто:

Куда как чуден создан свет! (Фамусов, II, 1.)

Блажен, кто верует, тепло ему на свете! (Чацкий, I, 7.)

Обрыскал свет; не хочешь ли жениться? (Фамусов, II, 2.)

И точно, начал свет глупеть... (Чацкий, II, 2.)

Нет, нынче свет уж не таков. (Чацкий, там же.)

Вот рыскают по свету, бьют баклуши... (Фамусов, II, 2.)

От сумасшествия могу я остеречься;
Пущусь подалее - простыть, охолодеть,
Не думать о любви, но буду я уметь
Теряться по свету...

(Чацкий, III,1.)

И, наконец, в конце комедии, в 14-м явлении, монолог Чацкого завершается словами:

Пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!

Итак, от гостиной в доме Фамусова, от часов, где на протяжении комедии стрелки указывают неточное время, масштаб как временного, так и географического пространства расширяется до всего света и - кто знает? - до вечности...
Нам это важно помнить для того, чтобы оценить подлинный масштаб конфликта, завязка которого происходит, как и положено, в I действии.