Грандиозная выставка айвазовского теперь в русском музее. Иван Айвазовский — гений морской пучины

В роскошной, дворцовой архитектуре корпуса Бенуа Русского музея начала работу юбилейная выставка-блокбастер, посвященная 200-летию Ивана Айвазовского. Грандиозная экспозиция заняла оба крыла, вместив 250 работ - живопись, гравюру и прикладные произведения, а также личные вещи художника. В отличие от экспонирования в Москве, где все работы были представлены в огромном зале и небольшой части другого этажа – выставка в Русском музее проводится в залах и потому атмосфера восприятия совсем иная.

В день открытия перед музеем появилась небольшая очередь желающих прикоснуться к прекрасному. В данный момент пройти на выставку можно в комфортном режиме, но это не означает, что ближе к окончанию не появятся толпы откладывающих дела на потом. Так что не откладывайте визит в музей.

Эксклюзивно на выставке впервые представят две картины Айвазовского, которые хранились в Адмиралтействе и ранее никогда не выставлялись в других пространствах. Из Крыма на выставку привезли личные вещи художника – палитру, мольберт, краски, трость и ружье. Помимо живописи художника, на экспозиции представлены предметы Центрального военно-морского музея и Адмиралтейства – корабельной оснастки, рынды, фонари, флаги, якоря, а также макеты судов.

Живопись Айвазовского построена не противопоставлении тьмы и света, в ней всегда присутствует тема судьбы, стихии. Картины из Феодосийского собрания из дома -музея художника отличаются оригинальностью и высоким качеством живописи: «Ниагарский водопад», «Ледяные горы», «Хождение по водам» и аллегорическая картина «Гибель корабля Лефорт» представляет светящееся полупрозрачное изображение Христа, где Айвазовский передает ощущение творящегося чуда.

И.К. Айвазовский “Гибель корабля Лефорт”

На выставке экспонируется картина «Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия», на которой посетитель выставки видит множество судов, выстроившихся в гавани перед величайшим певцом моря. На открытии выставки в Русском музее было объявлено, что этот парад в Крыму планируется повторить 29 июля 2017 года - когда в Феодосии будут отмечать 200-летие со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского.


И.К. Айвазовский “Наваринский бой”

Выставка: Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения

Время проведения: 22.12.16 – 10.03.17

Продажа билетов осуществляется только на текущий день в кассах. Электронной продажи билетов на выставку производиться не будет


И.К. Айвазовский “Радуга”

Стоимость билетов на выставку (без посещения основной экспозиции):

– для взрослых посетителей 300 рублей

– для школьников и учащихся средних специальных заведений (старше 16 лет), студентов и пенсионеров 150 рублей

Адрес: Санкт-Петербург. Набережная канала Грибоедова, 2


И.К. Айвазовский. Русская эскадра на севастопольском рейде

В корпусе Бенуа начинает работу юбилейная межмузейная выставка к 200-летию Ивана Айвазовского. Грандиозная экспозиция заняла оба крыла, вместив 250 работ — живопись, гравюру и прикладные произведения, а также личные вещи художника. Среди них недоступные ранее широкой публике картины из Адмиралтейства и работы из галереи в Феодосии. Памятуя об ажиотаже на выставке Айвазовского в Москве, в Русском музее к открытию подготовились основательно - настолько, что «подстеленная соломка» торчала отовсюду.

Первые посетители не только еще не угрожали сломать двери, но даже и не направлялись в музей - поскольку выставка для широких масс откроется только 22 декабря. Но у входа в корпус Бенуа уже появились желтые металлические ограждения.

Внутри самого музея тоже ощущалось волнение. Сотрудники поторапливали прессу проходить в залы, гардеробщица, принимая одежду, никак не успевала доесть бутерброд, а продавщица сувениров сердито сверкала глазами в ответ на ироничные замечания по поводу выставленных в витрине чехлов для телефонов с картинами Айвазовского и дождевика «Девятый вал» за неполные три тысячи рублей.

«Не важно, где больше посетителей, а где меньше, - сказал директор Русского музея Владимир Гусев, подняв неблагодарную для него тему сравнения Москвы и Петербурга. - Важно, что выигрывает художник, который получает внимание зрителей, и выигрывают посетители, потому что им представляется возможность увидеть по-разному Айвазовского — в Третьяковской галерее и здесь».

Вряд ли среди посетителей выставки, ну разве что кроме нескольких арт-критиков, найдутся такие любители Айвазовского, которые бы ездили из города в город на его выставки и могли бы сравнивать, какие картины убрали, а какие добавили, и как расставили акценты. Но именно этот сюжет вызвал у музейщиков (а с их подачи и у журналистов) особое волнение.

Еще одной темой обсуждения стал масштаб творческой личности автора, который, судя по прозвучавшим фразам, кто-то якобы намеревался принижать.

Замдиректора музея по научной работе Евгения Петрова принялась объяснять, что Айвазовского упрекают в салонности и коммерческом характере его искусства, хотя они присутствуют в творчестве и других авторов. В то время как созданные им шедевры «оправдывают всё».

«Не будьте снобами по отношению к этому художнику!» - в заключение призвала она. Но отчего-то показалось, что это приведет к обратному эффекту.

То ли после такого вступления, то ли по объективным причинам, но без снобизма как-то уже не получалось. Но касался он отнюдь не художника, а организации выставки. Дело в том, что, помимо живописи Айвазовского, на ней представлены предметы корабельной оснастки из Центрального военно-морского музея и Адмиралтейства - рынды, фонари, флаги и якоря, а также макеты судов. Все эти свидетельства эпохи своими внушительными размерами, изрядным количеством и, в основном, примитивным (по стеночкам) расположением оттесняют собственно картины на второй план и провоцируют их слишком буквальное восприятие. Они начинают восприниматься как иллюстрации, но не как аллегорические сюжеты. И так же буквально и конкретно выглядит реальное море на видеоролике в последнем зале экспозиции, разрушая, а не дополняя новыми смыслами художественную реальность.

А ведь в картинах Айвазовского всегда скрыт дополнительный образ и смысл — вера в лучшее, надежда на спасение. Недаром та же Евгения Петрова рассказала, как в 2003 году, отправив «Девятый вал» на временную выставку в Японию, они с коллегами стали свидетелями буквального поклонения этой картине со стороны жителей страны, пережившей в своей истории не одну природную катастрофу.

К художнику-то как раз «претензий» нет: коммерческий успех уже давно перестал быть негативной характеристикой чьего-либо творчества, а магия искусства есть магия искусства. Все так же манят в пучину прозрачные морские волны, все так же томны виды Константинополя под усталым солнцем, так же умиротворенны «Лунные ночи» - вне зависимости от того, над какой страной восходит Луна. А кроме всего прочего, поражают краски — никакая репродукция (в том числе в каталоге выставки) не передает их оттенков, глубины и богатства.

Приятно удивили картины из Феодосийского собрания. Хотя специалисты во главе с заведующим отделом живописи XVIII - начала XIX века Русского музея Григорием Голдовским сочли более ценными в крымской коллекции пейзажи «Ниагарский водопад» и «Ледяные горы», сильнейшее впечатление оставляет картина «Хождение по водам» (1897 год). Как и расположенная рядом с ней аллегорическая картина «Гибель корабля Лефорт» из собрания Центрального военно-морского музея. Светящиеся полупрозрачные изображения Христа на обоих работах передают ощущение творящегося чуда.

Да, художник — один ли или с помощью коллег - написал целых шесть тысяч работ. Да, где-то на его картинах свет падает под неверным углом, а изображение людей — вообще не его конек (что Айвазовский и сам признавал). Да, кто-то не увидит высокого искусства в его подарочных мини-пейзажах, вмонтированных в фотопортреты самого художника. А кто-то расскажет то ли байку, то ли быль, что у Айвазовского был целый «рулон» написанного заранее «моря», который тот отматывал по мере необходимости и пририсовывал корабль, горы или что там еще попросят муза или заказчик.

Сегодня взгляды на искусство стали гораздо шире, талантливого человека принимают целиком, с куда большими грехами, нежели алчность. Да и то, разве можно назвать Айвазовского алчным, если, собрав всевозможные награды и занимая вторую строчку в табели о рангах (на уровне адмирала), он не бросал искусство. А самое главное — он занимался вопросами охраны памятников Крыма, на свои деньги выстроил здание Феодосийского музея древностей, инициировал постройку концертного зала, морского порта и железной дороги Феодосия-Джанкой, и даже провел в Феодосию водопровод из принадлежавшего ему Субашского источника, что неподалеку от Старого Крыма... Жители города стали бесплатно получать воду, а построенный тогда в парке у набережной фонтан (по образцу константинопольского) сейчас носит имя Айвазовского.

Рассматривать его творчество будет нелишним в контексте его личности — масштаб которой позволяют оценить многочисленные награды, обладателем которых он стал (на выставке представлены не те конкретные ордена, что носил на груди художник, служивший живописцем Главного морского штаба России, но их образцы). А еще - картина «Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазовского по случаю его 80-летия», на которой посетитель выставки видит множество судов, выстроившихся в гавани перед величайшим певцом моря.

Кстати, как было объявлено в Русском музее, этот парад в Крыму планируется повторить 29 июля 2017 года — когда в Феодосии будут отмечать 200-летие со дня рождения Ивана Константиновича Айвазовского.

Алина Циопа, Фонтанка.ру

29 июля 1817 года в Феодосии родился всемирно известный художник-маринист Иван Айвазовский. Впрочем, в метрической книге он записан как Ованес Айвазян, но ещё его отец переделал фамилию на польский манер и звался Константином Гайвазовским.

Иван с детства обнаружил художественные способности и по окончании симферопольской гимназии был принят в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге. Через четыре года обучения за картину «Штиль» он получил Большую Золотую медаль и право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу, где приобрёл известность. За свои полотна молодой Айвазовский получил золотую медаль Парижской академии художеств.

В 1844 году 27-летний маринист стал живописцем Главного морского штаба, но жить предпочёл не в столице, а в родной Феодосии. В Петербурге он проводил зимы.

За свою 82-летнюю жизнь Иван Константинович написал больше шести тысяч картин, они находятся во многих музеях нашей страны и за рубежом, но самые знаменитые произведения - в Петербурге. Тут лидирует Русский музей, в собрании которого представлен «Девятый вал», включённый в список ста самых знаменитых картин мира.

Трагедии на море

Ни один посетитель, входящий в зал Айвазовского в Русском музее, не может пройти равнодушно мимо картины «Девятый вал». Так происходит уже 165 лет - с 1850 года, когда художник впервые представил произведение в Петербурге и Москве. Полотно сразу назвали шедевром, приходили смотреть на него по многу раз, складывали легенды. Действительно, загадочно даже название - почему «Девятый вал»? По старинной легенде, это самая сильная и опасная волна в бурю. Такого мнения придерживались древние римляне, а вот греки считали катастрофической третью волну.

В разные времена в картине находили разные смыслы. Фото: Commons.wikimedia.org

На полотне изображено море после сильнейшего ночного шторма и люди, потерпевшие кораблекрушение. Лучи солнца освещают волны, самая большая из них вот-вот обрушиться на цепляющихся за остатки мачты потерпевших. Но люди живы и продолжают бороться, а тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

В разные времена в картине находили разные смыслы. Считалось, к примеру, что художник изобразил борцов за революцию.

Сам Айвазовский, выросший на Чёрном море, не раз слышал рассказы рыбаков о страшных бурях и кораблекрушениях. А однажды по пути из Англии в Испанию в Бискайской бухте пароход, на котором находился художник, попал в жестокий шторм. Чудом удалось добраться до Лиссабонской гавани, а европейские и петербургские газеты уже написали и гибели судна и пассажиров, в списке которых был Айвазовский.

Трагедии на море художник писал не раз. До «Девятого вала» была создана картина «Спасающиеся после кораблекрушения», которую хвалил Белинский, увидевший в ней не только мужество людей, но и протест против несправедливости и надежду на лучшее будущее.

"Спасающиеся от кораблекрушения". 1844 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Запомнить…ветер

Ещё одна впечатляющая по размерам и производимому впечатлению картина «Волна» находится в том же зале, где и «Девятый вал». Но в данном случае художник отдался чистому искусству: он был поглощён идеей создания синтетического образа морской стихии, вырабатывал новую красочную гамма, скупую по цвету.

Интересно, что мастер совсем недолгое время посвящал работе на натуре. Образы моря были у него в голове! Айвазовский писал: «Движения живых струй неуловимы для кисти: писать молнию, порывы ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры. Для этого художник должен запоминать их».

Иван Константинович добавлял: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта. Сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нём моею кистью». А художник Крамской так отзывался о «кисти» мариниста: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски у него - секретные. Таких ярких и частых тонов я не видел…»

"Волна". 1889 год Фото: Commons.wikimedia.org

Лунные сонаты

Прекрасные ночные виды моря тоже были запечатлены в сознании мастера.

Особенно он увлёкся игрой лунного света на водной глади, когда жил и работал в Италии и наблюдал Неаполитанский залив. Там же в Неаполе и Венеции Айвазовский представлял публике готовые произведения, которые неизменно вызывали ажиотаж. За свой «итальянский период» мастер создал около 50 картин. Критики писали, что никто прежде не изображал свет, воздух и море столь живо и достоверно. Они отмечали, что мастер, прежде всего, сам любит красоту природы, и заставляет вместе с собой любоваться ею.

Лирический пейзаж «Неаполитанский залив», созданный в 1841 году, украшает музей-заповедник «Павловск». «Вид на венецианскую лагуну» - заповедник «Петергоф», ну а «Лунная ночь» 1849-го года и «Море в лунном свете» - Русский музей.

"Вид на венецианскую лагуну". 1841 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Морские победы

Как живописец Главного морского штаба, Айвазовский принимал участие в военных походах. Так, в 1839 году направился к берегам Кавказа, и на борту военного корабля познакомился с флотоводцем Лазеревым и молодыми офицерами, героями будущей обороны Севастополя: Корниловым, Нахимовым, Истоминым. В 1856 году и сам мастер принял участие в Крымской войне.

И в своём творчестве Айвазовский часто обращался к морским сражениям, его батальные картины отличает точное изображение кораблей и понимание тактики боя.

На полотнах мастера - немало героических кораблей из славного прошлого российского флота. Так, в Центральном военно-морском музее экспонируется картина «Синопский бой», созданная по рассказам очевидцев.

"Синопский бой", 1853 год. Фото: Commons.wikimedia.org

А в Русском музее представлена картина «Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой». Сама славная виктория была одержана во время русско-турецкой войны, в мае 1829-го года. 18-пушечный бриг Черноморского флота под «Меркурий» вступил в неравный бой с вражескими кораблями около Босфора, сумел нанести противнику серьезные повреждения и успешно уйти от преследования.

В память о подвиге российским кораблям стали присваивать гордое имя «Память Меркурия», осталась для потомков и картина Айвазовского.

Говоря об Айвазовском, мы сразу представляем морские пейзажи.

Кажется, что можно найти в картинах Айвазовского? Одно сплошное море с кораблями. Бытует мнение, что достаточно взглянуть на 5-7 его картин и познать всего Айвазовского.

Я докажу, что это не так. Что Айвазовского нельзя назвать скучным пейзажистом.

Он был художником-романтиком. Его картины – это драматические кораблекрушения, морские сражения. Сюжеты весьма занятные для просмотра.

Еще это лунные дорожки, дымящиеся вулканы, деревья до небес. Все то, что поражает своей красотой.

К тому же Айвазовский писал не только морские пейзажи. Среди его работ вы найдёте изображение львов, убивших верблюда. Портрет прекрасной женщины. И даже Пушкина.

Айвазовский был изобретателен. Не любил повторяться. Задача кажется маловыполнимой. Учитывая, что за всю жизнь он создал 6 000 работ!

Вот лишь 7 тематик его амплуа. Которые раскрывают все разнообразие его творчества.

Все репродукции в статье кликабельны.

1. Шторм и кораблекрушение

Девятый вал. 1850 г.


Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850 г. , Санкт-Петербург. Wikipedia.org

2. Величие российского флота

Чесменский бой. 1848 г.


Иван Айвазовский. Чесменский бой. 1848 г. Картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия. Wikipedia.org

“Чесменский бой” – одна из самых известных картин в батальном жанре.

Очень яркий огонь. Будто картина на самом деле горит. Летят щепы от взрыва. В воде пытаются спастись моряки.

Все так живо и правдоподобно. Как будто художник присутствовал при этом сражении.

Этот морской бой российских и турецких кораблей произошёл в 1770 году. Так что Айвазовский его вживую не видел. Он ещё к тому времени не родился. Но это не значит, что он вообще не видел сражений.

Ещё как видел. Ведь он был официальным художником военно-морского флота. Ему был открыт доступ на все корабли. В том числе во время реальных военных действий.

Он не боялся пуль. Даже игнорировал риск для жизни. С линии огня уходил лишь по приказу главнокомандующего.

Айвазовский отлично знал оснастку кораблей. Даже если корабль изображён далеко, детали на нем все равно тщательно прописывал.


Иван Айвазовский. Смотр черноморского флота в 1849 г. 1886 г. Центральный военно-морской музей, г. Санкт-Петербург

3. Ночное море

Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г.


Иван Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым

Особенно хороши были у Айвазовского ночные пейзажи. “Неаполитанский залив в лунную ночь” – одна из первых таких работ.

Очень яркая, но далёкая луна. Лунная дорожка. Дымящий Везувий. На переднем плане высоченные деревья. Монастырь. Двое монахов в белом.

Луна была такой яркой, что некоторые посетители на полном серьезе заглядывали за картину. Надеясь найти там зажженную свечку. Которая сзади подсвечивает картину.

Пейзаж написан во время длительного турне по Европе. Поначалу туда его отправила Академия художеств. Картины Айвазовского хорошо продавались в каждой стране. Поэтому он смог позволить себе продлить путешествие. В его загранпаспорте по возвращению в Россию насчитывалось 130 виз!

Луна часто появлялась на картинах Айвазовского. Но невероятный ночной свет он мог изобразить даже без луны. Как на картине “Взгляд из Байдарских ворот”.


Иван Айвазовский. Взгляд из Байдарских ворот, Чёрное море. 19 век. Частная коллекция

На картине – отраженный лунный свет. Мы видим чуть ли не каждый камешек в горах. Фантастическое зрелище. Повествующее о самых прекрасных видах природы на нашей планете.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

4. Религия и море

Хаос или Сотворение мира. 1841 г.


Иван Айвазовский. Хаос. 1841 г. Музеи Ватикана

Картина “Хаос” – самая известная религиозная работа Айвазовского. Лунная дорожка прокладывает себе путь через тёмные волны. Но на небе не просто луна, а силуэт Бога с распростертыми руками. Очень эффектно.

Эту картину приобрел Папа Римский Григорий XVI. Этот случай прославил Айвазовского ещё больше.

Прежде чем совершить сделку, комиссия Ватикана тщательно изучила картину. Но не нашла в ней ничего, что могло бы помешать покупке.

Николай Гоголь лично поздравил Айвазовского “…Ваня, пришёл ты … в Рим и сразу поднял хаос в Ватикане!”

Не знаю, почему картину художник назвал “Хаосом”. Все на ней гармонично и торжественно. Есть у Айвазовского гораздо более хаотичные картины.

Посмотрите на другую религиозную картину “Всемирный потоп”. Фигуры погибающих людей и животных вперемешку с волнами и брызгами. Вот где настоящий хаос. Хотя и очень помпезный.

Неожиданно, правда? Попробуйте найти тонущего слона в этом хаосе (картина кликабельна).


Иван Айвазовский. Всемирный потоп. 1864 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. biblia-zhivopis.ru

5. Море и Пушкин

Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г.


Иван Айвазовский. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал. 1880 г. Одесский художественный музей

Иногда Айвазовский вписывал в свои морские пейзажи важную персону. Около десятка раз он это проделывал с Пушкиным.

Правда на большинстве из них фигура поэта мелкая. Черты лица еле различимы. Узнаваем он лишь по характерным бакенбардам. Как, например, на картине “Пушкин в Крыму…”

Айвазовский был художником-романтиком. Для которого природа всегда величественнее человека. Каким бы великим этот человек ни был. Отсюда “мелкие” Пушкин, Наполеон или Петр I.

Но есть одно исключение. На картине “Прощание Пушкина с морем” фигура поэта покрупнее.


Иван Айвазовский (в соавторстве с И. Репиным). Прощание Пушкина с морем. 1877 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург. Wikipedia.org

Но эту картину сложно назвать исключением. Потому что Пушкина написал … Илья Репин.

Об этом его попросил Айвазовский. Знаменитый маринист признавал, что Репину гораздо лучше удаются портреты. И даже не обижался на критику с его стороны.

Однажды Репин обратил внимание, что фигуры у Айвазовского освещены солнцем с обеих сторон. И что это противоречит природе. На что Айвазовский нисколько не обидевшись, ответил “Ах, Илья Ефимович, какой же вы педант”.

Интересно, они заранее договорились, что работа будет подписана только именем Айвазовского? Думаю, Репин не возражал. Судя по тому, как скромно он оценил свою работу: “Дивное море написал Айвазовский… И я удостоился намалевать там фигурку”.

6. Просто море.

Среди волн. 1898 г.


Иван Айвазовский. Среди волн. 1898 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым. izi.travel

“Среди волн” – самая большая картина Айвазовского. 285 на 429 см. Как вы думаете, сколько писал ее художник? Несколько лет? Долгие месяцы?

10 дней! И это в свои 80 лет! Правда за эту работу Айвазовский чуть не поплатился своим здоровьем.

Чтобы написать верхнюю часть, он поднимался на деревянный помост. Но однажды забылся и начал двигаться спиной назад, чтобы оценить написанное. Он полетел вниз… К счастью его успел подхватить слуга. А иначе травмы было бы не избежать.

“Среди волн” очень реалистичная картина. Здесь нет слишком яркой луны. Лишь широкий луч. Нет и эффектно накренившихся кораблей… Хотя нет.. Одна лодка все-таки была.

Когда Айвазовский показал своё творение близким, высказался один из его зятьев, корабельный инженер. Он удивился, как эта хрупкая лодка-скорлупка держится на волнах.

Айвазовский вышел рассерженный. На следующий день шлюпка на картине исчезла. Художник безжалостно ее закрасил.

Есть у него ещё одна похожая работа. Чёрное море. Лишь тёмные волны. Небольшой шторм. Здесь есть и парусник. Вы его видите? (Картина кликабельна).


Иван Айвазовский. Чёрное море. 1881 г. , г. Москва. wikipedia.org

7. Неожиданный Айвазовский. 3 льва и один портрет


Иван Айвазовский. Львы в пустыне. 1874 г. Частная коллекция

Три льва, убившие верблюда. Не ожидали такого от мариниста? Казалось бы, совсем не по-Айвазовски. Но приглядитесь.

Разве он здесь не в похожей стихии? Бескрайняя пустыня вместо моря. Погибший от лап львов верблюд. Он словно затонувший корабль под натиском свирепых волн. Только цветовая гамма другая. Не синяя, а желтая.

А ещё Айвазовский писал портреты. Правда среди них нет шедевров. Они были скорее мемуарными. Наиболее известный среди них – портрет второй жены.

Иван Айвазовский. Портрет жены художника. 1894 г. Феодосийская картинная галерея, г. Феодосия, Крым. wikipedia.org

Этот портрет был написан, когда художнику было за 70. Разница в возрасте со второй женой была 40 лет. Их брак продлился 18 лет.

Красивая, скромная женщина. Которая после смерти мужа хотела лишь уединения. Она проведёт ещё 45 лет своей жизни в полном одиночестве.

Однажды на первых курсах обучения в Академии Айвазовский принёс свой рисунок. Учителя были поражены.


Иван Айвазовский. Предательство Иуды. 1834 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

Они были уверены, что Айвазовский не сам его нарисовал. А если и сам, то сделал копию с работы какого-то мастера.

Вконтакте

На Северную столицу надвигается "Девятый вал". Судя по тому, какой ажиотаж вызвала выставка Ивана Айвазовского в Третьяковской галерее - в день ее посещали до пяти с половиной тысяч человек, Петербург ожидает не меньший наплыв любителей творчества знаменитого мариниста. Тем более, что на экспозиции в корпусе Бенуа Русского музея представлены и картины, ранее не известные широкой публике. Рассказывает Людмила Бурим.

Соленый ветер, холодные брызги в лицо и запах гари от батальных сражений: почувствовать себя на море теперь можно и в стенах Русского музея. Эффект присутствия создают не только 200 полотен Ивана Айвазовского, но и части настоящих кораблей. Например, колокол.

Современники называли его последователем романтизма. Но ХХ век показал, что Айвазовский может посоревноваться в реалистичности своих произведений не только с художниками, но и фотографами. Правда, кураторы выставки в Русском музее просят не вешать какие-либо ярлыки на творчество художника.

Здесь, безусловно, есть самые известные полотна художника: "Девятый вал", "Волна", "Вид Одессы в лунную ночь". Они из коллекции самого Русского музея. Но специально для экспозиции сюда привезли картины из частных собраний. Есть и настоящая находка. Два полотна о морских сражениях 1790 года - под Ревелем и Выборгом - вплоть до недавнего времени украшали кабинеты администрации Адмиралтейства и вообще никогда не демонстрировались широкой публике. Впрочем, сотрудники музея настаивают на том, что изучения достойны не только масштабные работы, но и те, мимо которых зрители обычно проходят.

"В его творчестве есть такие яркие, очень выразительные, динамичные произведения, а есть абсолютно спокойные, тонкие, с великолепно написанными воздухом, водой, туманом. Он очень разный, и нужно уметь смотреть его и так тоже", - комментирует заместитель директора Русского музея по научной работе Евгения Петрова.

Удивительно, но Айвазовский никогда не рисовал с натуры. Художник говорил, что запечатлеть молнию, порыв ветра или всплеск волны можно только по памяти. Возможно, поэтому его еще при жизни часто упрекали в однообразии и самоповторении. Но в случае с Айвазовским судьей выступило само время.

"После ухода его из жизни осталось около шести тысяч полотен Айвазовского. Сегодня, если посчитать по аукционам, по коллекциям, то их, наверное, больше шестидесяти тысяч. Это связано именно с тем, что он интересен, выигрышен, очень нравится людям. В этом нет ничего страшного", - считает директор Русского музея Владимир Гусев.

На выставке в Петербурге отказались от хронологического построения экспозиции. Зато по залам Русского музея путешествовать можно в прямом смысле слова. От батальных картин здесь переходят к мирным пейзажам. Константинополь, Одесса, Евпатория, Венеция, Таллин, Петербург - целый круиз по морским столицам. А из родного города самого Айвазовского на выставку привезли его личные вещи.

"Феодосийская картинная галерея сочла возможным предоставить нам мемориальные вещи Айвазовского. Это его мольберт, палитра, кисти", - говорит сотрудник Государственного русского музея Григорий Голдовский.

Как и на всех временных выставках, картины Ивана Айвазовского запрещено снимать даже на любительскую камеру. Исключение сделали только перед самым открытием для представителей СМИ. Редкий журналист не сделал селфи на фоне известных полотен. Надо признать, многие вообще оставались в залах дольше, чем того требовали профессиональные интересы. Ведь на море действительно смотреть можно вечно.