Коллекции произведений голландских мастеров 17 века. Эрмитаж.голландская живопись xvii—xviii веков.малые голландцы(2). Главный музейный комплекс, Новый Эрмитаж

20.Рембрандт и голландская

живопись XVII в.

в коллекции Эрмитажа.

Собрание картин Рембрандта, хранящееся в Эрмитаже, известно во всем мире. Оно состоит из произведений разного времени: самое раннее из них датировано 1631 г., самое позднее относится к концу жизни художника. Это портреты, картины на библейские темы и на сюжеты из античной мифологии. Многие из них – признанные шедевры великого голландца.

Картинам Рембрандта в музее отведен отдельный зал. Здесь находятся также некоторые работы его голландских учеников.

«Портрет ученого» – самая ранняя из картин Рембрандта в Эрмитаже. Именно портретный жанр занимает исключительно важное место в творчестве великого мастера.

«Портрет ученого » – традиционное название картины, но кем в действительности был человек, представленный на полотне, – неизвестно. Лежащая перед ним книга и перо в руке указывают, возможно, на ученые занятия.

Флора» – одна из известнейших работ эрмитажного собрания. Произведение было исполнено Рембрандтом в год его женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Долгое время считалось, что здесь художник запечатлел свою юную супругу.

Снятие с креста

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669), Голландия, 1634

«Жертвоприношение Авраама» – шедевр динамичного, экспрессивного стиля барокко в творчестве Рембрандта. Бурное движение в картине определено запечатленным в ней мгновением: стремительно появляется ангел, в падении изображен нож, который выронил потрясенный Авраам, а ладонь отца милосердно закрывает лицо сына.

«Портрет Бартье Мартенс» долгое время ошибочно считался изображением матери художника. Лишь в начале XX в. было установлено, что моделью мастера была Бартье Мартенс (1596–1678), жена Хермана Домера – краснодеревщика и изготовителя рам. Один из сыновей Бартье и Хермана – Ламберт Домер – был учеником Рембрандта и в дальнейшем стал известным пейзажистом. Рембрандт – самый дорогой в этот период живописец Амстердама – написал парные портреты супругов, которыми Бартье, очевидно, очень дорожила. Она завещала их Ламберту с условием, что он выполнит с них копии для своих братьев и сестер.

Картина «Прощание Давида с Ионафаном» представляет эпизод из Ветхого Завета (1 Цар 20:41, 42). Царь Саул, заподозрив своего полководца Давида в желании захватить трон, решил его убить. Сын Саула, царевич Ионафан, любивший Давида «как свою душу», сообщил ему о замысле отца. Рембрандт изобразил встречу друзей перед бегством Давида, когда они «плакали оба вместе, но Давид плакал более».

«Святое семейство» – одна из наиболее известных картин Рембрандта на данный сюжет, к которому мастер обращался не раз. Представленная художником сцена кажется обыденным эпизодом из жизни скромного семейства, однако в ней заключен глубокий символический смысл.

В поздний период творчества мастер чаще всего писал людей преклонных лет. Нередко ему позировали обитатели гетто – заселенного евреями района Амстердама.

Для портретов стариков характерна композиция с фигурами, представленными по грудь или по пояс. Как правило, портретируемые изображены сидящими в неподвижных позах, спокойно сложив перед собой руки. Фон этих картин нейтрален, детали немногочисленны, в колорите преобладают коричневые и красные тона. Лица и руки моделей выделены ярким светом. Постепенно угасая, он мерцает в красках, которыми переданы темные одеяния персонажей и фоны портретов.

Портрет старика-еврея

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669), Голландия, 1654

Иногда Рембрандт несколько раз писал одну и ту же модель. Так, пожилая женщина, запечатленная в «Портрете старушки», позировала мастеру и для других его работ.

В Эрмитаж картина поступила как «Портрет матери Рембрандта» не случайно: в XVIII и XIX вв. многие произведения художника считались изображениями его родных.

Одеяние пожилой женщины с необычным головным убором напоминает о вымышленных костюмах так называемых тронье.

Лицо со старческими морщинами, руки с узловатыми суставами переданы плотными энергичными мазками, характерными для поздней манеры художника.

Старческим лицам на портретах Рембрандта свойственно, как правило, выражение глубокой душевной грусти. В образах погруженных в себя стариков воплощены и мудрость, и печаль, пришедшие с годами прожитой жизни.

Однако «Портрет старика в красном» представляет человека, в лице и осанке которого ощутимы достоинство и сила характера.

Молодая женщина, примеряющая серьги » – небольшая картина, в которой запечатлен эпизод из повседневной жизни. Однако в искусстве XVII в. подобные сюжеты заключали в себе иносказательный смысл. Так, персонаж, любующийся своим отражением в зеркале, служил напоминанием о таких человеческих пороках, как суетность и тщеславие.

В то же время художник создал обаятельный женский образ, точно передав непринужденный жест героини, ее естественную грацию и живую улыбку. Обыденная сцена окрашена мягким настроением. Большую роль в его создании играет колорит, слагающийся из легких, пронизанных светом оттенков красного и коричневого цветов.

«Аман узнает свою судьбу» («Давид и Урия»?) – картина исторического жанра. Ее сюжет восходит к Ветхому Завету, но существуют два мнения по поводу того, какой библейский эпизод здесь представлен (отсюда два названия).

Версия истории о царе Давиде и его полководце Урии возникла в XX в. Полюбив Вирсавию – жену Урии, Давид отправил ее супруга на войну с письмом к военачальнику – приказом послать Урию на верную гибель (2 Цар 11,14). В этом случае, на первом плане картины изображен Урия, персонажи в глубине – царь Давид в короне и пророк Натан. Однако такому истолкованию противоречит отсутствие письма в руке главного

К шедеврам портретного жанра в позднем творчестве художника принадлежит «Портрет поэта Иеремиаса де Деккера».

Произведение было написано в последний год жизни Деккера (1606–1666) – друга и почитателя Рембрандта.

Художник изобразил близкого ему человека не в вымышленном одеянии, а в строгом черном костюме с плоским белым воротничком. Поэт представлен глубоко погруженным в себя. Прозрачная тень от полей высокой шляпы усиливает настроение грустной отрешенности, читающееся на лице модели (прием, характерный для Рембрандта).

«Возвращение блудного сына» – одна из вершин творчества Рембрандта.

Сюжет картины заимствован из евангельской притчи о блудном сыне (Лк 15:11–32). Некий юноша, получив от отца свою часть наследства, «пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться». Он пас свиней, нищенствовал, голодал. Нужда заставила несчастного вернуться в отчий дом.

«Даная» – признанный шедевр Рембрандта. На полотне стоит дата 1636 г. Однако известно, что около 1643 г. художник возвратился к работе над произведением, во многом изменив его замысел и живописное решение. В истории «Данаи» много загадок. Вероятно, в 1656 г. она находилась в доме Рембрандта, а в 1660 г. еще не покинула Голландии. В 1755 г. «Даная» появляется в коллекции Кроза, в которой находилось не менее шести произведений разных авторов на этот же сюжет. Полотно Рембрандта было размещено в галерее Кроза напротив «Данаи, принимающей Юпитера в образе золотого дождя» работы Тициана.

История собрания картин Рембрандта в Эрмитаже началась значительно раньше, чем возник сам музей.

Первая из привезенных в Россию живописных работ мастера – «Прощание Давида с Ионафаном». Произведение было куплено по поручению императора Петра I в Амстердаме на распродаже знаменитого в Голландии собрания Яна ван Бейнингена, устроенной в 1717 г. перед отъездом его владельца в Южную Америку (в качестве правителя острова Кюрасао, в ту пору – голландской колонии).

Поначалу картина украшала один из интерьеров дворца Монплезир в Петергофе, а в 1882 г. поступила в Эрмитаж.

Основная часть собрания сформировалась в царствование Екатерины II. Императрица, правившая в Век Просвещения и воспринявшая его дух, покровительствовала искусствам. Она задумала создать картинную галерею, которая славилась бы в Европе.

Удачный случай помог русской государыне получить в 1764 г. картины, собранные берлинским купцом Гоцковским для Фридриха II – короля Пруссии. Расходы на войну заставили монарха отказаться от покупки произведений живописи, и купец предложил покрыть ими свой долг русскому двору. Год этого приобретения считается датой основания Эрмитажа. Тогда же начали строить Малый Эрмитаж – здание, где разместились картины.

Голландская живопись

Ни одна национальная школа живописи не знала такого бурного расцвета натюрморта. Только умение голландского мастера в самом малом увидеть частицу бытия подняло этот жанр до уровня ведущих.

Выражая новые художественные взгляды общества и обслуживая более широкого, чем раньше, потребителя - рядового гражданина первой в Западной Европе буржуазной республики, живописцы Голландии нашли доходчивый, яркий художественный язык.

Достижения голландских художников ознаменовали новый важный этап в поступательном развитии реализма, существенно обогатив и углубив его содержание и творческий метод. Они оказали огромное влияние на современное им и будущее искусство. К лучшим образцам голландской живописи обращались все прогрессивные деятели искусства XVIII-XIX веков. И по сей день остаются на вооружении художников-реалистов смелые достижения голландской школы, а ее проникнутые жизнеутверждающим чувством картины продолжают доставлять зрителю истинное художественное наслаждение.

Голландская школа дала человечеству плеяду выдающихся мастеров во главе с Халсом, Рембрандтом, Рейсдалом и Вермеером Делфтским. Их произведения навсегда вошли в мировую сокровищницу искусства и как величайшие проявления человеческого гения бережно хранятся в музеях и картинных галереях.

Государственный Эрмитаж обладает одной из крупнейших в мире коллекций голландской живописи. Ее первые экспонаты появились на берегах Невы в 1716 году, задолго до того, как был основан музей. В этом году Осип Соловьев приобрел для Петра I в Голландии сто двадцать одну картину, а вслед за тем Юрий Кологривов купил в Брюсселе и Антверпене еще сто семнадцать полотен. Несколько позже к этому собранию присоединились сто девятнадцать произведений, присланных царю английскими купцами Званом и Элсеиом. Голландaie картины, наряду с фламандскими, здесь преобладали: как сообщает биограф Петра I Яков Штелин, любимыми художниками царя были Рубенс, ван Дейк, Рембрандт, Стен, Вауверман, Брейгель, ван дер Верф и ван Остаде, а любимыми сюжетами - сцены из жизни «голландских мужиков и баб». В этой приверженности ко всему голландскому не следует видеть проявление только личного вкуса «шкипера Питера», как называли Петра во время его пребывания в Голландии. Голландский бюргерский демократизм, нашедший яркое выражение в национальной живописи, был особенно близок характеру демократических преобразований в России того времени в области культуры н быта. Но, конечно, не только художественный интерес будили в русском зрителе картины голландских живописцев.

Во второй половине XVIII столетия в Петербург перекочевали многие значительные произведения голландской живописи. В составе коллекции Г. Брюля, приобретенной в Дрездене (в 1769 г.), Эрмитаж получил четыре портрета работы Рембрандта, четыре пейзажа Я. Рейс-дала, картины Г. Терборха, Ф. Мириса, А. ван Остаде, А. Ваувермана и других. Собрание Кроза в Париже, поступившее в 1772 году, принесло музею такие шедевры Рембрандта, как «Даная» и «Святое семейство».

Еще более обогатили эрмитажную коллекцию голландцев собрания Бодуэна (Париж), Уолпола (Англия) и первой жены Наполеона I императрицы Жозефины, приобретенные для Эрмитажа в конце XVIII - начале XIX века. Эрмитаж смог включить тогда в свою экспозицию «Жертвоприношение Авраама», «Снятие с креста» и десяток других холстов Рембрандта, работы модного в XVIII столетии Г. Доу, три лучшие картины П. Поттера (среди них шедевр мастера - «Ферма»), «Бокал лимонада» Г. Терборха, «Завтрак» Г. Метсю, два удивительных по тонкости исполнения цветочных натюрморта Я. ван Хей-сума и многие другие не менее значительные произведения.

Занимательный сюжет, небольшой размер и сравнительно невысокие цены сделали голландские картины доступными большому кругу русских коллекционеров. Их приобретали не только члены царствующего дома и высшая петербургская знать, но и представители более демократических кругов населения. Эти собрания станут впоследствии основным источником пополнения эрмитажной коллекции. Так, в 1915 году в музей поступило приобретенное еще в 1910 году огромное собрание «малых голландцев» знаменитого русского ученого н путешественника П. П. Семенова-Тян-Шанского, который собрал семьсот девятнадцать картин трехсот сорока авторов. С этим собранием в каталоге музея появилось сто девяносто новых имен. Таким образом, если раньше голландская коллекция Эрмитажа выделялась в ряду других музеев мира количеством шедевров, то теперь она заняла одно из первых мест и по количеству представленных в ней имен, в том числе и самых редких.

Эрмитажная коллекция голландской живописи насчитывает свыше 1000 картин и занимает одно из первых мест в мире по количеству шедевров и имен, в том числе и самых редких. Картины голландских художников занимают шесть залов Нового Эрмитажа, самым большим из которых является Шатровый зал, где располагается основная экспозиция живописи так называемых малых голландцев. Представлены работы ведущих мастеров различных жанров, получивших широкое распространение в искусстве Голландии XVII столетия: пейзажистов Яна ван Гойена и Якоба Рейсдала, мастеров бытового жанра Яна Стена, Герарда Терборха, Питера де Хоха, Андриана и Изака ван Остаде, анималиста Пауля Поттера, возможно, величайшего представителя этого жанра на протяжении всей его истории, мастеров натюрморта Виллема Класса Хеды и Виллема Калфа.

Один из самых выдающихся и смелых голландских живописцев этого периода, Франс Халс представлен двумя великолепными произведениями -"Портретом молодого человека с перчаткой в руке" (ок.1659) и "Мужским портретом" (до 1660).

Голландия XVII дала миру беспрецедентное в мировой истории созвездие великих художников. Такого не было ДО. Такого не было ПОСЛЕ. Немыслимо гениальный Рембрандт. Он - первый в ряду голландских художников в том числе и по причине своей сверх-техники, сверх-живописности. Для этого стоит посмотреть на лондонскую "Купающуюся женщину", или эрмитажную "Флору" (и это я не затрагиваю тему наихристианнейшего гуманизма, тончайшего психологизма, потрясающей придуманности, глубочайшей саморефлексии, опыта себя как другого). С моей точки зрения, да и вообще объективно, Рембрандт - художник номер один в истории человечества. Вермеер с его пленером, чистым цветом, мистической безмолвностью. Ф. Хальс с его буйством кружев, оскалом. Терборх с его флюидами, текстурами тканей и полумраком. Метсю с его какой-то вечно не пристроенной, но везде прорывающейся и бестолковой абсолютной живописностью. Гоббема с его каким-то особенным ритмом, какой-то очень особенной вписанностью человека в природу. Я. Рейсдал с его какой-то наивной монументальностью, какой-то особенной способностью распознавать в месте арену для битвы, очень странной склонностью к орнаментальности. Поттер с его фотографической достоверностью и вечно неуместными физиологическими подробностями. Хох (до-аристократический) с его куклами-истуканами и причудливыми опытами домашней вещной геометрии. Я могу перечислить еще множество художников не менее значимых и мастеровитых - Нер, Берхем, Пейнакер, Мирис, Кальф, Бейерен, Хеда, Аст, Витте, Доу, Фабрициус, Мас, Хогстратен, Гелдер, Флинк, Вауверман, Гойен, Стен, Хельст и т.д. и т.п.. Но даже в этом "малом" ряду есть совсем малый ряд художников. Я для себя называю их "тихими". Все они испытали влияние Питера де Хоха. Они живописали тишину. Они были очень мастеровитыми. Не все из них есть в Эрмитаже. Но эрмитажные их работы можно отнести к числу наиважнейших. Послушайте их.
Якоб Врель
Эрмитаж

Из других музеев












Исайя Бурсе
Эрмитаж







On 7 October 2017 the fifteenth exhibition will open in the Hermitage-Amsterdam Centre, a large-scale display of “Dutch Masters from the Hermitage”. It comprises 63 works by 50 artists from the State Hermitage’s collection of Dutch paintings. The core of the display consists of masterpieces by artists of Holland’s Golden Age. This is the first time that the works of Dutch artists from the Hermitage’s celebrated collection will be presented in such numbers in their homeland.

Nicolaes Berchem
The Annunciation to the Shepherds. 1649
Oil on canvas

Willem Kalf
Dessert. 1653–54
Oil on canvas

Dirck Jacobsz
Group Portrait of the Amsterdam Shooting Corporation. 1561
Oil on panel

Rembrandt Harmensz van Rijn
Flora. 1634
Oil on canvas

Rembrandt Harmensz van Rijn
Old Man in Red. 1652–54
Oil on canvas

Dirck van Baburen
Concert. 1623
Oil on canvas

Paulus Potter
Punishment of a Hunter. Ок. 1647
Oil on panel

Gerard Terborch
Glass of Lemonade а. 1660–70
Oil on canvas

Jacob van Ruisdael
Marsh. 1660s
Oil on canvas

The Hermitage’s collection of Dutch paintings numbers among the largest in the world and is the most significant outside of the Netherlands. It contains more than 1,500 works with the oeuvres of practically all the famous artists of the 17th century represented. The formation of such a collection on the banks of the Neva is undoubtedly bound up with the special attitude towards the culture of Holland that existed in Russian society. The origins of the collection go back to the time of Peter the Great. Even before the creation of the Hermitage, that Russian monarch gave orders for the purchase of Dutch paintings. It was for Peter that the first Rembrandt that would later adorn the Hermitage was bought – David and Jonathan, painted in 1642. The main corpus of the Hermitage’s masterpieces came into being as the result of the many purchases made by Empress Catherine II’s agents in Western Europe between 1763 and 1789. On her instructions, both individual works and whole art galleries were acquired. Her expert advisers were people who had a splendid understanding of artistic matters – Denis Diderot, Etienne-Maurice Falconet and Prince Dmitry Golitsyn.

In 1764 the collection assembled by Johann Ernst Gotzkowsky came into Catherine’s possession. It contained several works in the present exhibition: Frans Hals’s Portrait of a Man (before 1660), Bartholomeus van der Helst’s Nieuwmarkt in Amsterdam (1666) and Dirck van Baburen’s Concert (1623). In 1768 Count Heinrich von Brühl collection was delivered to St Petersburg. It brought in the Portrait of a Scholar (1631) and Portrait of an Old Man in Red (1652–54), both by Rembrandt, and a rare work for a museum collection – the Group Portrait of the Amsterdam Shooting Corporation painted in 1561 by Dirck Jacobsz (c. 1497–1567). In 1772 a sensation was caused in Paris by the purchase of the paintings in the collection of Louis-Antoine Crozat, Baron de Thiers, the finest in France. It contained works of the very highest standard, including such Rembrandt masterpieces as Danaë (1636) and The Holy Family (1645). The same collection was also the source of the earliest work in the exhibition – the triptych The Healing of the Blind Man of Jericho (1531) by the Netherlandish painter and engraver Lucas van Leyden (1489/94–1553). In 1779 the collection assembled by Britain’s first prime minister, Sir Robert Walpole, came into the Hermitage. The next acquisition that enriched the stock of Dutch painting was the art gallery of Count Baudouin, which contributed, for example, Rembrandt’s Young Woman with Earrings (1657). In the 19th and early 20th centuries, the collecting activities continued. One of the most important additions to the museum was the collection of the scholar and geographer Piotr Semenov-Tian-Shansky, who had acquired more than 700 works of the Dutch and Flemish schools.

The 17th-century heyday of Dutch painting is represented in the Hermitage with exhaustive fullness.
The Hermitage’s collection of paintings by Rembrandt van Rijn (1606–1669), one of the very greatest Dutch artists, is among the museum’s chief treasures. The museum presents all periods in his career, from the very earliest works to those produced in the last year of his life. Six of Rembrandt’s paintings, including Flora (1634), Portrait of a Scholar (1631), Young Woman with Earrings (1657) and Old Man in Red (1652–54) are included in the present exhibition in Amsterdam.

Frans Hals (1581–1666) was an outstanding 17th-century Dutch portrait painter. The Hermitage can boast two superb male portraits by him: Portrait of a Young Man Holding a Glove (c. 1650) and Portrait of a Man (before 1660). The latter, dating from the artist’s late period, is on show in Amsterdam.

The display includes works by leading artists in a variety of genres that became common in Dutch 17th-century art.
Pieter Lastman (1583–1633) became head of the Amsterdam school of history painting in the early 1600s. The exhibition includes one of his earliest and best works – Abraham on the Road to Canaan (1614).

Genre painting depicting scenes of everyday life was particularly popular in Holland. The pictures by artists working in this field are of no great size (hence the term “Small Dutch Masters”) and were intended to adorn the rooms in the houses of wealthier burghers.

One of the most striking talents among the Small Dutch Masters is Jan Steen (1625/26–1679). His works are notable for their entertaining quality and anecdotal content. The exhibition includes this artist’s Tric-Trac Players (1667). Another major exponent of this tendency, the founder of the “peasant genre”, was Adriaen van Ostade (1610–1685), who is represented by the exquisite composition Baker (c. 1650).

The cosy atmosphere of Dutch urban life and the untroubled world of the burghers is reflected in the paintings of Pieter de Hooch (1629 – after 1684) and Pieter Janssens Elinga (1623–1682).

Elegance and refinement are the marks of the works by Gerard Terborch (1617–1681), including one of the artist’s best-known pictures – Glass of Lemonade (1660–70).

The exhibition includes works by some of the foremost masters of landscape painting: Winter Scene near The Hague by Jan van Goyen (1596–1656), Marsh by Jacob van Ruisdael (1628/29–1682) and Frozen Lake by Isaak van Ostade (1621–1649).
The Dutch still life is represented in compositions by Willem Claesz Heda (1594 – between 1680 and 1682) and Willem Kalf (1619–1693).

The Hermitage possesses several paintings by Paulus Potter (1625–1654), one of the greatest animal painters in 17th-century European art. They include Punishment of a Hunter (c. 1647) that appears in the present exhibition.

Specially for the exhibition the Hermitage has restored a canvas by one of the foremost Dutch artists of the second half of the 17th century – Bartholomeus van der Helst (1613–1670). His Nieuwmarkt in Amsterdam (1666) combines a still life with genre motifs and an urban landscape.

A separate section of the display is made up of seven large grand vases with “picture painting” from the collection of the State Hermitage. These impressively-sized pieces were created at the Imperial Porcelain Factory in St Petersburg in the second quarter of the 19th century. “Picture painting” is a term used to describe polychrome decoration on porcelain reproducing easel paintings by Old Masters, with the Small Dutch Masters being most often chosen for this purpose. The originals chosen were among the best works in the Hermitage picture gallery and also other prominent collections. In the history of Russian porcelain the grand vases decorated with such hand-painted copies represents the peak of the “Nicholas I Empire” style of the late 1820s–1840s. Outstanding among these pieces are the paired vases carrying reproductions of scenes from Paulus Potter’s Punishment of a Hunter. This unique porcelain ensemble was presented to Emperor Nicholas I at Christmas 1830. Monumental vases were always allotted places of the greatest honour in the decoration of the apartments in the Winter Palace and other imperial residences, grand ducal palaces and the homes of the high aristocracy.

The exhibition curator of Dutch Masters from the Hermitage is Irina Alexeyevna Sokolova, Doctor of Culturology, chief researcher in the Department of Western European Fine Art, Keeper of Dutch Paintings.

A scholarly illustrated catalogue has been produced for the exhibition in Dutch and English (Publisher: Joint Projects Foundation De Nieuwe Kerk - Hermitage Amsterdam, 2017).

The catalogue has a foreword by Mikhail Piotrovsky, General Director of the State Hermitage “The Dutchmen who live in the Hermitage” and an introduction by Cathelijne Broers, Director of the Hermitage–Amsterdam Exhibition Centre.

The texts are by Irina Sokolova, Doctor of Culturology, Keeper of Dutch Paintings in the Hermitage (“The Collection of Dutch Paintings in the State Hermitage. A View from the 21st Century”) and Irina Bagdasarova, Candidate of Art Studies, Keeper of Russian Porcelain in the State Hermitage (“Vases with “picture painting” from the Imperial Porcelain Factory in the second quarter of the 19th century”).

Голландия. 17 век. Страна переживает небывалый расцвет. Так называемый «Золотой Век». В конце 16 века несколько провинций страны добились независимости от Испании.

Теперь простестанские Нидерланды пошли своим путём. А католическая Фландрия (нынешняя Бельгия) под крылом Испании – своим.

В независимой Голландии религиозная живопись почти никому стала не нужна. Протестанская церковь не одобряла роскошь убранства. Но это обстоятельство «сыграло на руку» живописи светской.

Любовь к этому виду искусства проснулась буквально у каждого жителя новой страны. Голландцам хотелось видеть на картинах собственную жизнь. И художники охотно шли им навстречу.

Ещё никогда окружающую действительность столько не изображали. Обычных людей, обыкновенные комнаты и самый заурядный завтрак горожанина.

Реализм процветал. Вплоть до 20 века он будет достойным конкурентом академизму с его нимфами и греческими богинями.

Этих художников называют «малыми» голландцами. Почему? Картины были маленькие по размеру, ведь они создавались для небольших домов. Так, почти все картины Яна Вермеера в высоту не более полуметра.

Но мне больше нравится другая версия. В Нидерландах в 17 веке жил и творил великий мастер, «большой» голландец. А все остальные по сравнению с ним были «малыми».

Речь идёт, конечно, о Рембрандте. С него и начнём.

1. Рембрандт (1606-1669 гг.)

Рембрандт. Автопортрет в возрасте 63 лет. 1669 г. Национальная Лондонская галерея

Рембрандту довелось испытать широчайшую гамму эмоций в течение своей жизни. Поэтому в его ранних работах так много веселья и бравады. И так много сложных чувств – в поздних.

Вот он молод и беззаботен на картине «Блудный сын в таверне». На коленях – любимая жена Саския. Он – популярный художник. Заказы льются рекой.

Рембрандт. Блудный сын в таверне. 1635 г. Галерея старых мастеров, Дрезден

Но все это исчезнет через каких-то 10 лет. Саския умрет от чахотки. Популярность растворится, как дым. Большой дом с уникальной коллекцией заберут за долги.

Но появится тот самый Рембрандт, который останется на века. Оголенные чувства героев. Их самые сокровенные мысли.

2. Франс Хальс (1583-1666 гг.)


Франс Хальс. Автопортрет. 1650 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Франс Хальс – один из величайших портретистов всех времён. Поэтому я бы его тоже причислила к «большим» голландцам.

В Голландии в то время было принято заказывать групповые портреты. Так появилось множество подобных работ с изображением работающих вместе людей: стрелки одной гильдии, врачи одного городка, управляющие домом престарелых.

В этом жанре больше всех как раз выделяется Хальс. Ведь большинство таких портретов были похожи на колоду карт. Сидят себе за столом люди с одинаковым выражением лица и просто смотрят. У Халса же было по-другому.

Посмотрите на его групповой портрет «Стрелки гильдии св. Георгия”.


Франс Хальс. Стрелки гильдии св. Георгия. 1627 г. Музей Франса Хальса, Гарлем, Нидерланды

Здесь вы не найдёте ни одного повторения в позе или выражении лица. При этом и хаоса здесь нет. Персонажей много, но лишним никто не кажется. Благодаря удивительно верной расстановке фигур.

Да и в одиночном портрете Хальс превосходил многих художников. Его модели естественны. Люди из высшего общества на его картинах лишены надуманного величия, а модели из низов не выглядят униженными.

А ещё его герои очень эмоциональны: они улыбаются, смеются, жестикулируют. Как, например, это «Цыганка» с лукавым взглядом.

Франс Хальс. Цыганка. 1625-1630 гг.

Хальс, как и Рембрандт, закончил жизнь в нищете. По той же причине. Его реализм шел вразрез со вкусами заказчиков. Которым хотелось, чтобы их внешность приукрашивали. Хальс не шёл на откровенную лесть, и тем самым подписал себе приговор – «Забвение».

3. Герард Терборх (1617-1681 гг.)


Герард Терборх. Автопортрет. 1668 г. Королевская галерея Маурицхейс, Гаага, Нидерланды

Терборх был мастером бытового жанра. Богатые и не очень бюргеры неспешно разговаривают, дамы читают письма, а сводница наблюдает за ухаживанием. Две-три тесно расположенные фигуры.

Именно этот мастер выработал каноны бытового жанра. Которые потом позаимствует Ян Вермеер, Питер де Хох и многие другие «малые» голландцы.


Герард Терборх. Бокал лимонада. 1660-ые года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

«Бокал лимонада» – одна из известных работ Терборха. На ней видно ещё одно достоинство художника. Невероятно реалистичное изображение ткани платья.

Есть у Терборха и необычные работы. Что говорит о его желании выйти за рамки требований заказчиков.

Его «Точильщик» показывает жизнь самых бедных жителей Голландии. Мы привыкли видеть на картинах «малых» голландцев уютные дворики и чистые комнаты. А вот Терборх осмелился показать неприглядную Голландию.


Герард Терборх. Точильщик. 1653-1655 гг. Государственные музеи Берлина

Как вы понимаете, такие работы не пользовались спросом. И они – редкое явление даже у Терборха.

4. Ян Вермеер (1632-1675 гг.)


Ян Вермеер. Мастерская художника. 1666-1667 гг. Музей истории искусств, Вена

Как выглядел Ян Вермеер, достоверно не известно. Лишь очевидно, что на картине «Мастерская художника» он изобразил себя. Правда со спины.

Поэтому удивительно, что недавно стал известен новый факт из жизни мастера. Связан он с его шедевром «Улочка Делфта».


Ян Вермеер. Улочка Делфта. 1657 г. Государственный музей в Амстердаме

Выяснилось, что на этой улице прошло детство Вермеера. Изображённый дом принадлежал его тётке. Она растила в нем своих пятерых детей. Возможно, это она сидит на пороге с шитьем, а двое ее детей играют на тротуаре. Сам Вермеер жил в доме напротив.

Но чаще он изображал внутреннюю обстановку этих домов и их обитателей. Казалось бы, сюжеты картин очень просты. Вот миловидная дама, обеспеченная горожанка, проверяет работу своих весов.


Ян Вермеер. Женщина с весами. 1662-1663 гг. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Чем же Вермеер выделялся среди тысяч других «малых» голландцев?

Он был непревзойденным мастером света. На картине «Женщина с весами» свет мягко обволакивает лицо героини, ткани и стены. Придавая изображенному неведанную одухотворенность.

А ещё композиции картин Вермеера тщательно выверены. Вы не найдёте ни одной лишней детали. Достаточно убрать одну из них, картина «рассыпется», и волшебство уйдёт.

Все это давалось Вермееру нелегко. Такое потрясающее качество требовало кропотливой работы. Всего 2-3 картины в год. Как следствие, невозможность прокормить семью. Вермеер работал ещё арт-дилером, продавая работы других художников.

5. Питер де Хох (1629-1884 гг.)


Питер де Хох. Автопортрет. 1648-1649 гг. Рейксмусеум, Амстердам

Хоха часто сравнивают с Вермеером. Они работали в одно время, даже был период, что в одном городе. И в одном жанре – бытовом. У Хоха мы тоже видим одну-две фигуры в уютных голландских двориках или комнатах.

Открытые двери и окна делают пространство его картин многослойным и занимательным. А фигуры вписаны в это пространство очень гармонично. Как, например, на его картине «Служанка с девочкой во дворике».

Питер де Хох. Служанка с девочкой во дворике. 1658 г. Лондонская национальная галерея

До 20 века Хох ценился очень высоко. А вот малочисленные работы его конкурента Вермеера мало, кто замечал.

Но в 20 веке все изменилось. Слава Хоха померкла. Однако его достижения в живописи сложно не признать. Мало, кто мог так грамотно сочетать окружающую обстановку и людей.


Питер де Хох. Игроки в карты в солнечной комнате. 1658 г. Королевское художественное собрание, Лондон

Обратите внимание, что в скромном доме на полотне «Игроки в карты» висит картина в недешевой раме.

Это в очередной раз говорит о том, как среди обычных голландцев была популярна живопись. Картины украшали каждый дом: и дом богатого бюргера, и скромного горожанина, и даже крестьянина.

6. Ян Стен (1626-1679 гг.)

Ян Стен. Автопортрет с лютней. 1670-ые гг. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид

Ян Стен, пожалуй, самый веселый «малый» голландец. Но любящий нравоучения. Он часто изображал таверны или бедные дома, в которых водился порок.

Его главные герои – гуляки и дамы легкого поведения. Он хотел развлекать зрителя, но подспудно предостерегать его от порочной жизни.


Ян Стен. Кавардак. 1663 г. Музей истории искусства, Вена

Есть у Стена и более спокойные работы. Как, например, “Утренний туалет”. Но и здесь художник удивляет зрителя слишком откровенными деталями. Тут и следы от резинки чулок, и не пустой ночной горшок. Да и как-то совсем не кстати собака лежит прямо на подушке.


Ян Стен. Утренний туалет. 1661-1665 гг. Рейксмусеум, Амстердам

Но несмотря на всю несерьёзность, цветовые решения Стена очень профессиональны. В этом он превосходил многих «малых голландцев». Посмотрите, насколько красный чулок прекрасно сочетается с голубой курткой и ярко-бежевым половиком.

7. Якобс Ван Рейсдал (1629-1882 гг.)


Портрет Рейсдала. Литография из книги 19 века.

Искусство

95144

Кто-то подсчитал, что нужно было бы потратить восемь лет, чтобы обойти весь Эрмитаж, уделяя всего лишь по минуте на осмотр каждого экспоната. Так что, отправляясь за новыми эстетическими впечатлениями в один из главных музеев страны, необходимо запастись достаточным количеством времени и соответствующим настроением.

Главный музей Эрмитажа ‒ это совокупность пяти зданий, построенных в разное время разными зодчими для разных целей, и соединенных последовательно между собой, но визуально отличных по цвету фасадов (особенно хорошо это можно наблюдать со стрелки Васильевского острова): Зимний дворец ‒ творение Барталамео Растрелли, созданное по заказу императрицы Елизаветы, далее идет Малый Эрмитаж, затем ‒ анфилады залов Старого Эрмитажа (бывшие жилые покои императорской семьи), плавно перетекающие в здание Нового Эрмитажа (спроектировано европейским «музейным» архитектором Лео фон Кленце для размещения увеличивающейся огромными темпами коллекции) и Эрмитажный театр.

Обязательные к просмотру шедевры отмечены на плане музея стрелочками и картинками ‒ в принципе, это и есть традиционный маршрут большинства экскурсоводов и туристов.

Ниже приведен оптимальный список эрмитажных must see.


Классический экскурсионный маршрут по главному музею Эрмитажа начинается с Иорданской лестницы, или, как еще ее принято называть ‒ Посольской (именно по ней проходили во дворец знатные гости императоров и посланники иностранных держав). После белой с золотом мраморной лестницы дорога раздваивается: вперед и вдаль уходит анфилада парадных комнат, налево ‒ Фельдмаршальский зал. Парадные залы, тянущиеся вдоль Невы, выглядят несколько пустынно и сегодня используются для размещения временных выставок. Слева начинается вторая анфилада парадных залов, упирающихся в Тронный зал, который на контрасте с парадной лестницей выглядит довольно скромно.

Читать полностью Свернуть


Часть первого этажа, куда можно попасть, спустившись по Октябрьской лестнице (прямиком от импрессионистов), посвящена искусству древних обитателей Азии ‒ скифов. В зале под номером 26 представлены довольно хорошо сохранившиеся вещи из органического материала, найденные при раскопках царского некрополя в Горном Алтае, так называемого пятого Пазырыкского кургана. Культура Пазырыка относится к VI-III вв. до н. э. ‒ эпохе раннего железного века. Все найденные вещи сохранились в прекрасном состоянии, благодаря особым климатическим условиям ‒ вокруг кургана образовалась ледяная линза, в результате чего получился своего рода «природный холодильник», в котором вещи могут сохраняться на протяжении очень долгого периода. Археологи обнаружили погребальную камеру, которая представляла собой деревянный сруб высотой четыре метра, внутрь которого были помещены мумифицированные тела мужчины и женщины, а также конское погребение, находившиеся за пределами сруба. Найденные при раскопках вещи указывают на высокий общественный статус погребенных. В древности курган был ограблен, а вот конское захоронение осталось нетронутым. Повозку нашли в разобранном виде, предположительно, она запрягалась четверкой лошадей. Особой гордостью коллекции является прекрасно сохранившийся войлочный ковер, изображающий фантастический цветок, мужчину-всадника и превосходящую его по размерам женщину, по-видимому, божество. Археологи не пришли к единому мнению относительно того, когда и для чего был сделан этот ковер, детальные исследования показали, что впоследствии он был надставлен, может быть специально для погребения. Другие интересные экспонаты, расположенные в витрине напротив ‒ войлочные фигурки лебедей, набитые оленьим мехом. У лебедей чужие черные крылья, предположительно они были взяты от стервятников (погребальных птиц). Таким образом, древние наделяли лебедя свойством трансцендентности, превращая его в обитателя всех трех уровней мироздания: небесного, земного и водного. Всего было найдено четыре войлочные фигурки птиц, что позволяет сделать предположение, что лебеди имели отношение к повозке, в которой они должны были увозить в загробный мир души умерших (при раскопках лебеди были найдены между повозкой и ковром). Так же в кургане обнаружили и «импортные находки», например, конские чепраки, отделанные иранской шерстяной тканью и тканью из Китая, что позволяет говорить о контактах скифского населения Горного Алтая с культурами Центральной Азии и Древнего Востока уже в VI-III вв. до н. э.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, II этаж, залы 151, 153


Если вы немного подустали от многообразия картин и скульптур, можно немного отвлечься, переключившись на небольшой зал французского искусства XV-XVII вв., где представлена керамика Сен-Поршер и Бернара Палисси. Во всем мире насчитывается всего около 70 изделий Сен-Поршер, а в Эрмитаже можно увидеть целых четыре экземпляра. Технику Сен-Поршер (названную так по предполагаемому месту происхождения) можно схематически описать так: обыкновенную глину помещали в формы, а затем металлическими матрицами на формах выдавливался орнамент (сколько орнаментов столько и матриц), потом выемки заполнялись глиной контрастного цвета, изделие покрывалось прозрачной глазурью и обжигалось в печи. После обжига добавлялась декоративная роспись. Как видите, в результате такого замысловатого и трудоемкого процесса получалось крайне изящная и хрупкая вещица. В витрине напротив представлен еще один вид керамики ‒ керамика круга Бернара Палисси ‒ самого прославленного мастера-керамиста XVI века. В глаза сразу же бросаются красочные, необычные, так называемые «сельские глины» ‒ блюда, изображающие обитателей водной стихии. Техника выполнения этих блюд до сих пор остается загадкой, но искусствоведы полагают, что изготавливались они при помощи слепков с оттисков. Как будто чучело морского гада обмазывали жиром, а сверху накладывали кусок глины и обжигали. Из обожженной глины вытаскивали чучело и получали оттиск. Есть мнение, что гады, во время того, как на них накладывали глину, были всего лишь обездвижены эфиром, но отнюдь не мертвы. С полученного оттиска делали слепки, которые крепились к блюдам, все расписывалось цветной глазурью, затем покрывалось прозрачной и обжигалось. Посуда Бернара Палисси была так популярна, что у него было несметное число последователей и подражателей.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, II этаж, залы 272‒292


Если вы пройдете по анфиладе парадных комнат вдоль Невы, то попадете на запасную половину в комнаты с жилыми интерьерами ‒ тут и строго классические интерьеры, и гостиные, оформленные в стиле историзма, и рокайливо-затейливая мебель, и мебель ар-деко, и готическая деревянная двухъярусная библиотека Николая II со старинными фолиантами, с легкостью погружающая вас в атмосферу Средневековья.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, II этаж, залы 187–176


На третий этаж, в отдел стран Востока мало кто добирается. Если пройти чуть дальше из мира Матисса-Пикассо-Дерена, преодолев искушение спуститься вниз по деревянной лестнице, то вы попадете в отдел стран Востока. В нескольких залах экспозиции «Дальний Восток и Центральная Азия» размещены частично утраченные, частично восстановленные при помощи компьютерных технологий настенные фрески, возраст которых насчитывает не одну сотню лет. Они представляют невероятно утонченное искусство росписей пещерных и наземных буддистских храмов из Карашарского, Турфанского и Кучарского оазисов, расположенных по маршруту Великого Шёлкового пути. Фрески служат уникальным свидетельством единства буддийского мира в Индии, Центральной Азии и Китае домонгольского периода. Несколько лет назад часть фресок из коллекции была перевезена в реставрационно-хранительский центр «Старая деревня», где они теперь и выставлены.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, III этаж, залы 359‒367, экспозиция «Культура и искусство Центральной Азии»


Работы импрессионистов (Моне, Ренуар, Дега, Сислей, Писарро) представлены на третьем этаже Зимнего дворца. Одна из истинных жемчужин коллекции ‒ полотно Клода Моне «Дама в саду Сент-Адресс» (Claude Monet, Femme au jardin, 1867). По наряду девушки можно наверняка определить год написания картины ‒ именно тогда вошли в моду подобные платья. И именно это произведение украшало обложку каталога выставки работ Моне со всего мира, которая проходила несколько лет назад в Париже в Гранд Пале. Коллекция также изобилует работами постимпрессионистов Сезана, Гогена, Ван Гога и других французских художников начала XX века: Матисса, Дерена, Пикассо, Марке, Валлотона. Как это богатство оказалось в коллекции музея? Все картины ранее находились в собраниях русских купцов Морозова и Щукина, которые скупали в Париже работы французских живописцев, тем самым спасая их от голодной смерти. После революции картины национализирует советское государство и размещает их Московском музее нового западного искусства. В те годы в Москве гостил Альфред Барр ‒ основатель Нью-Йоркского музея современного искусства, для которого Щукинская и Морозовская коллекции послужили прообразом его будущего детища. После войны музей расформировывают по причине его антинародного и формалистического содержания, а коллекцию разделяют между двумя крупнейшими музеями России ‒ Пушкинским в Москве и Эрмитажем в Санкт-Петербурге. Отдельной благодарности заслуживает и тогдашний директор Эрмитажа ‒ Иосиф Орбели, который не побоялся взять на себя ответственность и забрать самые радикальные работы Кандинского, Матисса и Пикассо. Второй частью коллекции Морозова-Щукина сегодня можно полюбоваться в Галерее искусств стран Европы и Америки XIX-XX вв. московского Пушкинского музея, что на Волхонке.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Зимний дворец, III этаж, залы 316‒350


Как все дороги идут в Рим, так и все пути по Эрмитажу идут через Павильонный зал со знаменитыми часами, знакомыми всем по заставке телеканала «Культура». Дивной красоты павлин был выполнен модным в те времена английским мастером Джеймсом Коксом, приобретен князем Григорием Потемкиным-Таврическим в подарок Екатерине Великой, доставлен в Петербург в разобранном виде и уже на месте собран Иваном Кулибиным. Чтобы понять, где расположены часы, нужно проникнуть к ограждению и посмотреть под ноги павлину ‒ по центру стоит небольшой гриб, и именно в его шапке расположены часы. Механизм находится в рабочем состоянии, раз в неделю (по средам) часовщик входит в стеклянную клетку, и павлин поворачивается и раскрывает свой хвост, петух кукарекает, а сова в клетке крутится вокруг своей оси. Павильонный зал расположен в Малом Эрмитаже, и из него открывается вид на висячий сад Екатерины, ‒ когда-то там был настоящий сад с кустами, деревьями и даже животными, частично закрытый стеклянной крышей. Сам Малый Эрмитаж был построен по заказу Екатерины II для обедов и вечеров в интимном кругу друзей ‒ «эрмитажей», куда не допускались даже слуги. Оформление Павильонного зала относится к уже более позднему, послеекатерининскому периоду и выполнено в эклектичном стиле: мрамор, хрусталь, золото, мозаика. В зале можно найти еще множество крайне интересных экспонатов ‒ это и расставленные по залу тут и там, инкрустированные эмалью и полудрагоценными камнями (перламутр, гранат, оникс, лазурит) изящные столы, и бахчисарайские фонтаны слез, расположенные симметрично друг напротив друга на обеих стенах. По легенде, крымский хан Гирей, горько оплакивающий смерть своей любимой наложницы Диляры, заказал мастерам соорудить фонтаны в память о своем горе ‒ капля за каплей, из одной раковины в другую падает, словно слезы, вода.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Малый Эрмитаж, II этаж, зал 204


Привычный путь из Тронного зала лежит прямиком к часам с павлином, что сразу по галерее с прикладным искусством Средневековья налево. А вот если повернуть направо и немного прогуляться, то можно увидеть очень интересную коллекцию нидерландской живописи XVI-XVII вв. Так, например, здесь представлен алтарный образ Жана Белльгамба, посвященный Благовещению. Находящийся когда-то во владениях церкви, триптих ценен тем, что дошел в полном составе до наших дней. В центре триптиха, рядом с архангелом Гавриилом, принесшем Марии благую весть, изображен донатор (заказчик картины), что для нидерландской живописи XVI в. было весьма смелым шагом. Центральная часть построена как будто в перспективе: первый план занимает сцена Благовещения, а на заднем плане Дева Мария уже занята своими будничными делами – шьет пеленки в ожидании появления на свет младенца. Также стоит обратить внимание на два групповых портрета корпорации (гильдии) амстердамских стрелков кисти Дирка Якобса, что само по себе является большой редкостью для любой музейной коллекции живописи, находящейся за пределами Нидерландов. Групповые портреты ‒ это особый живописный жанр, характерный именно для данной страны. Такие картины писались по заказу объединений (например, стрелки, медики, попечители благотворительных учреждений), и, как правило, оставались в стране и не вывозились за ее пределы. Не так давно в Эрмитаже проходила выставка групповых портретов, привезенных из музея Амстердама, в том числе там были представлены и две картины из коллекции Эрмитажа.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Малый Эрмитаж, II этаж, зал 262


В настоящее время в мире насчитывается 14 сохранившихся работ кисти прославленного живописца эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. В Эрмитаже находятся две картины его неоспоримого авторства ‒ «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». И это огромное богатство! Выдающийся художник, гуманист, изобретатель, архитектор, ученый, писатель, одним словом, гений ‒ Леонардо да Винчи является краеугольным камнем всего искусства европейского Ренессанса. Именно он положил традицию масляной живописи (до этого использовалась все больше темпера ‒ смесь натуральных цветных пигментов и яичного желтка), он же зародил треугольную композицию картины, в которую встраивалась Мадонна с младенцем и окружающие их святые и ангелы. Также обязательно обратите внимание на шесть дверей этого зала, инкрустированных золоченными металлическими деталями и черепаховым панцирем.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Большой (Старый) Эрмитаж, II этаж, зал 214


Парадная лестница Нового Эрмитажа поднимается от исторического входа в музей с Миллионной улицы, а ее крыльцо оформляют десять атлантов из серого сердобольского гранита. Атланты изготавливались под руководством русского скульптура Теребенева, отсюда и второе название лестницы. Когда-то с этого крыльца начинался маршрут первых посетителей музея (вплоть до середины двадцатых годов прошлого века). По традиции ‒ на удачу и чтобы вернуться ‒ нужно потереть пятку любого из атлантов.

Читать полностью Свернуть

Главный музейный комплекс, Новый Эрмитаж


Мимо этого зала не удастся пройти, «Блудный сын» ‒ одна из последних и самых известных картин Рембрандта ‒ обозначен на всех планах и путеводителях, и перед ним, также как перед парижской «Джокондой», всегда собираются целые толпы. Картина бликует, и хорошенько ее рассмотреть можно разве лишь с поднятой головой, или чуть издалека ‒ с площадки Советской лестницы (названной так не в честь страны Советов, а в честь Государственного совета, собиравшегося рядом, в зале на первом этаже). Эрмитаж обладает второй по величине коллекцией картин Рембрандта, и соперничать с ней может лишь музей Рембрандта в Амстердаме. Тут и печально знаменитая «Даная» (обязательно сравните с «Данаей» Тициана ‒ два великих мастера интерпретируют один сюжет), ‒ в восьмидесятых годах посетитель музея плеснул на полотно серной кислотой и нанес два ножевых удара. Картину бережно реставрировали в эрмитажных мастерских на протяжении 12 лет. Есть здесь и прекрасно-мистическая «Флора», на которой, якобы, изображена в роли богини плодородия жена художника ‒ Саския, а также менее популярная, от того словно интимная картина ‒ «Прощание Давида с Ионафаном». На ней изображено прощание молодого полководца Давида и его верного друга Ионафана ‒ сына завистливого царя Саула. Мужчины прощаются у камня Азель, что в переводе означает «разлука». Сюжет взят из Ветхого Завета, и до Рембрандта традиции иконографического изображения сцен из Ветхого Завета не существовало. Картина, наполненная тонкой светлой грустью, написана после смерти любимой жены Рембрандта и отражает его прощание с Саскией.