Художники поп арта и их картины. Стиль поп-арт: краткая история, особенности и интересные факты. Портрет в стиле поп-арт

Направление в искусстве 1950-х-начала 1970-х годов, возникает как возражение бессмертному абстракционизму, как переход к новому видению авангардизма. Художники этого направления используют в своем творчестве образы продуктов массового потребления. Они сочетают в работах бытовые предметы, фотографии, репродукции, отрывки печатных изданий. Вдохновителями являются глянцевые журналы, телевидение, реклама, фотография.

Новые технические приемы (фотопечать, использование диапроектора, заимствованные из промышленного дизайна и рекламы), лишали художников их неповторимой индивидуальной манеры исполнения, но в то же время раскрывали эстетическую сторону образцов массовой продукции.

-История Поп - арта

В 1952 году несколько художников, критиков и архитекторов при институте современного искусства в Лондоне создали «Независимую группу», которая изучала современные технологии и городскую культуру. На почве исследований они пытаются сформировать новое искусство. За основу они взяли американскую культуры, которая вызывала двойственные чувства иронии и восхищения. Один из членов группы, критик Лоуренс Аллоуэй для обозначения этого стиля предложил термин «поп-арт». Первой работой, которая стала иконой этого направления стал коллаж Ричарда Гамильтона «Так что же делает наши сегодняшние дома такими особенными, такими привлекательными?» 1956 год. После этого соединение различных предметов печатной продукции становится одним из основных приемов поп-арта. Дальнейшие студенты института использовали в работах городские изображения - граффити, рекламные плакаты. Немного позже в Америке публика увидела произведение, которое в дальнейшем станет узнаваемым во всем мире. Это работа Энди Уорхола, выполненная в технике шелкографии - портрет Мерилин Монро. Вскоре к этой работе прибавились другие не менее известные: комиксы Лихтенштейна в формате масляной живописи, огромные виниловые гамбургеры и другие.

Критика по-разному относилась к появившемуся направлению. Некоторые говорили, что это не искусство, а анти-искусство. Однако в Лос-Анджелесе его приняли превосходно, так как там отсутствовала строгая художественная традиция и существовали богатые жители, которые очень желали коллекционировать работы современного искусства. С помощью многочисленных выставок Поп-арт распространился по всей Европе.

-Представители Поп - арта

  • Ричард Гамильтон - английский художник, член «Независимой группы». Создатель первой работы в стиле Поп - арт под названием «Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?»
  • Рой Лихтенштейн - английский художник, великий мастер поп-арта. Для создания своих работ он использовал кислотные цвета и различные типографские методы. Его работы с сюжетами из комиксов, выполненные в формате масляной живописи, символизировали американскую жизнь в иронической интерпретации.


  • Энди Уорхол - американский художник, дизайнер, писатель. Культовая фигура в направлении Поп-арт и в целом всего современного искусства. Создал всемирно известную картину Мерилин Монро в технике шелкографии.

  • Клас Олденбург - известный американский скульптор, классик Поп-арта. Его особенностью была манера изображать обыденные предметы в гигантском масштабе и часто причудливой окраске, которые впоследствии неожиданно располагались в окружающем пространстве города. Например в Милане, перед железнодорожным вокзалом расположена его скульптура - игла, с торчащей из нее разноцветной ниткой.



  • Роберт Раушенберг - американский художник. Изначально был представителем абстрактного экспрессионизма, а в дальнейшем концептуального искусства и направления поп-арт. Создавая свои работы, он любил использовать мусор и различные отбросы.

  • Тадаоми Шибуйя - дизайнер, художник, иллюстратор. Создавая изображения в стиле поп- арт, берет за основу прямые линии, пользуется эффектом размытости, изображает геометрические узоры из которых в конце получается очень гармоничное произведение с хорошо читаемыми образами.

  • Джеймс Рицци - талантливейший художник, звезда направления Поп - арт. Этот человек делал мир ярче. Для него не было никаких преград, он рисовал практически на всем до чего можно дотянуться: на каких либо мелких предметах, на ткани, на машинах и домах. Он дарил всем людям счастье.

  • Питер Блейк - английский художник, который был представителем первого поколениябританских мастеров живописи Поп-арта. Он интересовался современным искусством еще в юные годы. В отличие от многих художников этого направления, которые в своих работах использовали вырезки объявлений и журналов, Питер Блейк создает реальные живописные образы. Например, работа под названием «Игра в шахматы с Трейси».

Так же он разработал обложку знаменитого на весь мир альбома Битлз «Sgt. Pepper"s Lonely Hearts Club Band»

Воспев культуру массового потребления, поп-арт сам стал одним из наиболее цитируемых направлений в современной культуре. Мы выбрали 5 художников поп-арта, которые влияют на моду до сих пор

18 августа в штате Индиана откроется выставка "POPOP: поп- и оп-арт", которая продемонстрирует то, как "массовое" искусство повлияло на современную культуру и направления в живописи. А мы в этой связи решили вспомнить, какие художники направления поп-арт внесли важный вклад в развитие моды.

1. Энди Уорхол

Икона поп-арта, превращавший в произведение искусства в принципе любой продукт широкого потребления, не обошел вниманием и одежду. Знаменитое бумажное платье The Souper Dress, созданное по мотивам его работ с банками супа Campbell"s, положило начало долгой связи Уорхола и моды. Так, в той же коллекции, что и платье "Мондриан", Ив Сен-Лоран обратился к творчеству Энди, используя на трапециевидных платьях коллаж из его портретов. На этом влияние Уорхола на мир моды не закончилось. В 2013 году Dior выпускают коллекцию платьев и аксессуаров с эскизами обуви, сделанными Уорхолом, а Жан-Шарль де Кастельбажак создает ироничное платье с черно-белым портретом отца поп-арта и белым синтетическим мехом вместо волос.

2. Рой Лихтенштейн

По использованию мотивов картин в дизайне одежды и мебели Лихтенштейн занимает чуть ли не первое место. В 2011 году Lisa Perry выпустили коллекцию платьев, целиком посвященную картинам-комиксам знаменитого художника. Через год их примеру последовали Karla Spetic, а Markus Lupfer выпустили серию кашемировых свитеров с вышитыми пайетками надписями с картин Лихтенштейна. А уж количество пар обуви, созданной по работам художника, и вовсе не счесть: кроссовки Nike, туфли Charlotte Olympia, кеды Vans и Converse — найдется пара на любой вкус и стиль жизни.

3. Кит Харинг

Работы Харинга настолько плотно вошли в современную культуру, что в прошлом году универмаг Colette запустил pop-up-магазин, весь заполненный вещами, созданными под влиянием его творчества. Целая коллекция маек, аксессуаров и даже скейтборды пользовались огромной популярностью. Гвоздем модной программы тогда стало платье, придуманное Vivienne Westwood. Это не первый раз, когда модельеры обращаются к творчеству знаменитого ученика Уорхола: дизайнер обуви Николас Кирквуд уже создавал провокационную коллекцию туфель по мотивам работ Кита, впрочем, как и adidas, и даже Томми Хилфигер (дизайнер выпустил резиновые сапоги со знаменитыми человечками Харинга).

4. Такаси Мураками

Один из самых успешных современных японских художников работает в очень близкой к поп-арту стилистике. Источник его вдохновения — культура манга и анимэ. Сам Мураками говорит, что "это более всего представляло современную жизнь Японии". Его интерес к моде как части современной поп-арт-культуры вылился в сотрудничество с Марком Джейкобсом для линии сумок и других предметов коллекции Louis Vuitton. В итоге бутики по всему миру превратились в сказочную "страну Мураками", населенную анимэ-персонажами и по-детски яркими цветами.

5. Яей Кусама

Дом Louis Vuitton вообще занимает первое место по количеству коллабораций с художниками поп-арта. Яей Кусама — японская художница, известная на весь мир своим узнаваемым рисунком в горошек, которым она заполняет комнаты, предметы и даже обнаженные тела своих ассистентов, не стала исключением. В 2012 году результат ее коллаборации с Louis Vuitton превратил бутики бренда в арт-инсталляции, а образ художницы послужил прототипом для манекенов витрин марки по всему миру. Сотрудничество с Кусама продолжило добрую традицию привлекать живописцев к работе над коллекциями Марка Джейкобса. До этого знаковые сумки уже превращались в произведения искусства с помощью Ричарда Принса и Стивена Спрауза.

Сейчас под термином «поп-арт» мы подразумеваем четыре портрета Мэрилин Монро в кислотных цветах, или любые другие картинки, подобные этой. Кто-то вспомнит также огромные полотна с изображениями в стиле комиксов. Но мало кто может объяснить, что из себя в действительности представляет поп-арт. Тем не менее, история движения поп-арт – очень интересная. Представители этого направления - такие же, как и их детище: странные, но по-своему притягательные.

Начало истории поп-арт

Это был конец 50-х. В те годы для того, чтобы тебя считали интеллектуалом и ценителем искусства, достаточно было в течение некоторого времени смотреть на картину, и в итоге сделать какой-нибудь «глубокомысленный» вывод. И в тот изумительный период ценителями были все: ведь основным направлением того времени был абстрактный экспрессионизм.

Что он из себя представлял? Откровенно говоря, штрихи, мазки, капли краски на большом полотне. И во всём этом люди пытались разглядеть скрытый смысл. Естественно, пялиться на то, как кто-то разлил краску по полотну, рано или поздно надоест, что, собственно, и произошло.

Поп-арт зародился в Англии в 1952 году и первыми его представителями были трое студентов Королевского колледжа. Но сейчас вы вряд ли найдете информацию о них, ведь настоящую популярность это направление искусства завоевало в Америке. Одним из первых работ в стиле поп-арт стал коллаж «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?».

Как вы можете заметить, художественная ценность коллажа довольно спорная, к высокому искусству его вряд ли можно отнести. Тем не менее, это было своеобразным заявлением, протестом против современного искусства. И это сработало. У поп-арта стали появляться новые и новые художники, которые привносили в это направление что-то свое. В итоге, к концу 1970-х, когда поп-арт в Америке сошел на «нет», его феномен уже распространился в Англии, Европе и даже немного в Советском Союзе. Правда в последнем это было не официально, и со временем все почитатели и создатели поп-артовских картин уехали из страны.

Особенности поп-арт

Особенность поп-арта раскрывается в его названии: pop (popular) – популярный; art – искусство. Короче говоря, это искусство, в котором акцент делается на мелочах, которые каждый может найти в своем окружении. Сторонники этого движения пытались вернуть искусству материальность и осязаемость. Они черпали вдохновение в современной жизни, в своем окружении, и в быте простых американцев.
Делали это - каждый по-своему. Так, например, к поп-арту могут относиться как коллажи вроде того, который мы показали выше, так и картины с комиксной рисовкой. Некоторые переносили фотографии на огромные шелковые полотна. Некоторые рисовали плоских женщин в окружении почти объемным предметов обихода. Некоторые вырезали в картине дыры и ставили в них свои телевизоры (нет, это не шутка, ниже будут примеры). В поп-арт каждый привносил что-то свое и потому это направление такое многообразное и неоднозначное.

Представители поп-арт

Ниже расскажем о самых ярких и значимых представителях движения поп-арт.

1 Энди Уорхол

«Диптих Мэрилин», Э.Уорхол

Тот самый Энди Уорхол, который нарисовал Мэрилин Монро. Кстати, «рисовал» он не только её, но так же и других знаменитых личностей. Помимо рисования знаменитостей, прославился также своей картиной с изображением двухсот банок супа. Которая, кстати, принесла ему огромное количество денег. Собственно, все картины приносили ему огромную прибыль, ведь тиражировались по 50-80 копий ежедневно, круглый год. Он изображал всё: консервы, знаменитостей, фото автокатастроф, портреты преступников и многое другое. И это всё скупали.

Кстати, Уорхол был и режиссером, который снял 24-часовой фильм. Этот фильм, правда, был без особого сюжета: камера просто снимала спящего человека.

2 Рой Лихтенштейн

«М-Может быть», Р.Лихтенштейн

Знаменит тем, что подарил нам двухметровые комиксы. Он всё делал ещё проще, чем Уорхол: брал картинку, которая ему понравилась, увеличивал её в размере и переносил на шелковые полотна размером 2х3 метра (иногда даже больше). Сейчас по его примеру делают множество картин с изображением супергероев или супергероинь. Иногда на его картинах помимо изображений мелькали слова.

3 Том Вессельман

«Коллаж ванны», Т.Вессельман

Прославился изображениями плоских, рисованных людей (чаще женщин) на реальных предметах. Также, однажды нарисовал натюрморт, изображающий стол с фруктами на нем и две картины: звезда и портрет Авраама Линкольна. Но главной особенностью этой картины стало то, что художник её продырявил в области стола и поставил там телевизор. В 80-х, кстати, работал с металлом и вырезал на нем свои рисунки.

4 Роберт Раушенберг

«Путь в небо», Р.Раушенберг

Создатель «комбинированных картин», которые совмещают в себе рисунок и настоящий объект. Правда, если Вессельман пользовался этой техникой на полотне, Раушенберг делал иначе: он буквально выставлял объекты в галереи. Так, например, одна из самых знаменитых его работ – это кровать. Буквально его кровать, облитая краской и поставленная вертикально. Правда, чаще всего в подобном направлении он действовал, используя чучела животных. Помимо этого, у него были три стадии, по которым он создавал свои первые работы: на белом фоне черным цветом изображались числа и фигуры (первая); на полотно наклеивались скомканные газеты (вторая), на всё это накладывали предметы (гвозди, газеты, фотографии и др.) и картина покрывалась красным цветом. Знаменит тем, что стер картину Виллема де Кунинга (один из лидеров абстрактного экспрессионизма) и выставил её, назвав «Стертый рисунок Виллема де Кунинга». Позднее, в 60-х и 70-х перестал рисовать и ушел в театральные акции, которые породил поп-арт.

5 Джаспер Джонс

«Две банки» Д.Джонс

Художник, рисующий флаги и отливающий в бронзу зубные щетки и банки из-под пива. Свой творческий путь начал, нарисовав картину «Флаг», поспав на американском флаге. Почти все его картины в этом направлении представляют собой американский флаг в разных цветовых гаммах. Интересно, что Джаспер Джонс является самым дорогим из ныне живущих художников. А ещё его картина «Белый флаг» была куплена музеем в 1998 году за цену, большую, чем 20 миллионов долларов.

Заключение

Поп-арт брал своей простотой, незамысловатостью и необычностью. Он пришел на смену абстрактному и непонятному стилю, и был таким «живым» и понятным всем, что стал частью массовой культуры буквально сразу же. Естественно, всё рано или поздно заканчивается и идет на спад, но на данный момент картины в стиле поп-арт создаются, хотя их создатели вряд ли понимают настоящую суть этого движения.

«200 банок супа Campbell’s» Э.Уорхол

Поп-арт (англ. pop-art , или popular art ) - стиль в изобразительном искусстве, высмеивающий культуру общества потребления. Это направление искусства возникло как реакция на абстрактный экспрессионизм в 1950-1960-е годы. Его характеризует легкая ирония, насмешка над тем, что люди привыкли считать красивым и художественным. В поп-арте активно используются стереотипы и символы. Например, такие товары как Levi"s джинсы и Coca cola, являющиеся в Америке атрибутом успеха и благосостояния в послевоенное время и поэтому часто изображаемые на картинах и коллажах сделанных в стиле поп-арт.

Термин "поп-арт" употребил впервые в своей статье критик Лоуренс Эллоуэй. Впоследствии, в 1966 году он поведал всем, что не вкладывал в данное понятие столько смысла, сколько оно стало выражать позже. "Я просто применил это слово вместе с термином «поп-культура», для описания продуктов массовой информации, а не как название произведений искусства" - говорил он. Но как бы там ни было, понятие стремительно вошло в обиход между 1955 и 1957-м годами, несмотря на критику противников стиля.

Первые работы в стиле поп-арт были созданы тремя молодыми художниками, которые учились в то время в Королевском художественном колледже Лондона. Это были Джо Тилсон, Питер Блек и Ричард Смит. Но творением, которое стало иконой поп-арта, является коллаж Ричарда Хамилтона, созданный в 1956-м году.

Поп-арт заменил абстрактный экспрессионизм, делая ставку на новый образ, созданный тогда средствами массовой информации. Благодаря поп-арту появились такие новые направления как кинетическое и ситуативное искусство, а также оп-арт.

По сути, поп-арт подвел итоги и довел до логического завершения традиционные виды изобразительного искусства. Благодаря чему открылся путь совершенно новым видам художественных практик. Например, поп-арт подготовил путь для постмодернизма и концептуализма. А уже в 80-е годы XX столетия как итог возник новый тип искусства - нео-поп-арт.

Данное направление в изобразительном искусстве передало вкус и настроение того времени. Сексуальность, молодость, мимолетность, мечтательность и даже некоторая наивность в картинах стиля поп-арт считается отражением настоящей американской мечты. В России о ней заговорили лишь десятилетия спустя после первого появления поп-арта в Америке.

Кстати, в наше время поп-арт опять в моде, как в живописи, так и в других видах искусства. И благо, современных мастеров, работающих в этом направлении сейчас предостаточно.

Яркими представителями поп-арта являются Ричард Гамильтон, Роберт Индиана, Том Вессельман, Энди Уорхол и другие...

Не смотря на то, что этот стиль зародился в Лондоне, в итоге поп-арт оказался одним из символов Америки. В общепринятом понимании, так же как Элвис Пресли считается королем рок-н-ролла, культовой персоной в истории движения поп-арта признан американский авангардист Энди Уорхол (1928-1987).

Именно он в начале семидесятых превратил банку томатного супа «Кэмпбелл » в арт-объект , выставив в художественной галерее десятки однотипных картин с ее изображением, тем самым сравнив продажу произведений искусства с продажей продуктов.

Этот метод «поточного искусства» Уорхол опробовал несколькими годами раньше, когда нанимал мальчишек, чтобы те раскрашивали его иллюстрации к сумасбродным рецептам его же пародийной .

И все-таки международную известность американскому поп-арту принесли такие художники как Роберт Раушенберг (1925-2008), Рой Лихтенштейн(1923-1997) и Джаспер Джонс (1930). Это их идеи оказали непосредственное влияние на творчество Уорхола. Это Джонс был первооткрывателем идеи «тиража предметов», которую Уорхол позже довел до крайности, наталкивающей то ли на мысль о бесконечных рядах продуктов на полке супермаркета, то ли на движение кинокадров. Но даже удваивая образы, Джаспер Джонс совмещал в работах эмоциональность с концептуальными идеями поп-арта. К примеру, его пивные банки «Ballantine Ale » (1960), исполненные в бронзе и установленные на мраморное основание, до сих пор выглядят ироничным монументом самого массового американского товара.

Занятной деталью является и то, что знаменитое произведение было создано им в ответ на едкое замечание противника поп-арта, одного из лидеров абстрактного экспрессионизма Виллема де Кунинга, о способности галериста Лео Кастелли купить что угодно, даже пивные банки, если их обзовут искусством.

Естественно, еда и все, что с ней связано, попадала в область самого массового потребления. Особенно товары, которые реклама сделала культовыми. Продуктовая сеть с золотыми арками на фасаде не могла не стать целью поп-арт художников. Сегодняшний классик поп-арта Клаас Ольденбург еще на выставке 1962-го года представил зрителям образ популярного американского продукта Макдоналдса, оформленного в виде композиции «Гигантский гамбургер».


Гипертрофированные размеры придавали его образу своеобразный символизм и пародийное величие. В дополнение, материалом для работы была парусина, наполненная пенным составом.

Товарный фетишизм и идеология равных возможностей в США приводили к массовому поклонению брендам некоторых продуктов. Газировку «Кока-кола» реклама превратила в тотем демократии, якобы потому что «ее могут пить и президент в Белом доме, и бомж на улице». Но если роман английского писателя-фантаста Герберта Уэллса, издевательски названный «Тоно-Бэнге », представлял собой сатиру на агрессивную рекламу и распространение «Кока-Колы», то , заработал славу на полу-рекламных постерах в виде пикантных картин с изображением обнаженных девушек, рекламирующих этот и другие продуктовые бренды 50-х.

Поп-арт научился перемещать предметы в искусство. Но это были уже предметы не опоэтизированные художественным видением, а предметы нарочито бытовые, связанные с современной индустриальной культурой.

«…на мой взгляд, картина больше похожа на реальный мир, когда она сделана из объектов этого мира »

Утверждал один из основателей современного поп-арта Роберт Раушенберг.

Используя технику «ready-made» , унаследованную от теоретика искусства XX века Марселя Дюшана, и применяя приемы коллажа, поп-арт художники вводили в картину цитаты быта — элементы «массовой культуры», тем самым соединяя живопись с реальностью.

В 60-х в этом жанре начал работать и , который в начале своей карьеры промышлял иллюстрациями и карикатурами. В арт-работах он сочетал плоскостное изображение с реальными атрибутами домашнего быта.

В интерьере нарисованной им кухни, совсем как волшебная дверца в каморке Карло, теряется из виду инсталлированная дверца от настоящего холодильника. Зато десерты и коктейли на картине ««Великолепная американская обнаженная» поставлены художником во главу композиции как выдающийся артефакт потребительского рая. Если Вессельман монтировал «сладости жизни», используя технику коллажа, то красочное изображение ярких тортов и пирожных, конфет и десертов признано фирменным стилем

Для тех, кому картины Тибо кажутся черезчур «детскими», сообщим, что на аукционе Sotheby’s его картины продавались за несколько миллионов долларов.

Не менее высокую цену готовы заплатить коллекционеры поп-арта и за кусок вишневого пирога, который «испек» в печке собственного «производства» один из старейшин поп-артовского движения Рой Лихтенштейн.


Как бы не относились критики или зрители к поп-арту, но он стал одним из господствующих направлений современного модернистского искусства. Идеалистические обвинения в лженоваторстве и упадочничестве, предъявляемые поп-арту некоторыми искусствоведами, не повлияло на его развитие. Правда, если натурализм поп-арта начала ХХ века проявлялся в стремлении воспроизвести, «отзеркалить» реальную жизнь, то пройдя путь «от изображения к реальности», современный модернизм приобретает все более рациональные, потребительские формы от боди-арта до рекламных распродаж. Сфера действия «товарной эстетики» все больше смещается в сферу реализации товара и сферу развлечений. Недаром Рэй Крок, человек, который придумал McDonald’s в том виде, в котором он существует сейчас, любил повторять, что он работает не в пищепроме, а в шоу-бизнесе.

При таком взаимопроникновении, творчество многих ярких представителей поп-арта было и будет связано с продуктовой темой. Именно их деятельность мы постараемся более подробно отразить в отдельных статьях.