Использование интерактивной доски в детском саду. Использование интерактивной доски в образовательном процессе

Современные дети «с рождения» начинают получать информацию с различных электронных источников: телевизоров, DVD-магнитофонов, компьютеров, мобильных телефонов. И родители часто удивляются, откуда ребёнок знает на какую кнопку нажать для выполнения нужной операции, что обозначает тот или иной термин в программе, даже неигровой. Глядя на экраны электронных средств, малыши часто замечают то, что взрослые с трудом разглядят, просмотрев фрагмент несколько раз.

Современные городские дети зачастую не знают, откуда берётся молоко, как курица высиживает яйца, чем питается лошадь, как журчит ручей. Но зато они вам расскажут, на каком материке живут бегемот с жирафом, легко могут отправить SMS-сообщение, объяснить, что обозначает то или иное сочетание клавиш компьютера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Селина Н.Г.

«Интерактивная доска

в образовательном процессе ДОУ»

Интерактивная доска – это ценное средство формирования

и повышения мотивации

у современных детей.

Актуальность: Современные дети «с рождения» начинают получать информацию с различных электронных источников: телевизоров, DVD-магнитофонов, компьютеров, мобильных телефонов. И родители часто удивляются, откуда ребёнок знает на какую кнопку нажать для выполнения нужной операции, что обозначает тот или иной термин в программе, даже неигровой. Глядя на экраны электронных средств, малыши часто замечают то, что взрослые с трудом разглядят, просмотрев фрагмент несколько раз.

Современные городские дети зачастую не знают, откуда берётся молоко, как курица высиживает яйца, чем питается лошадь, как журчит ручей. Но зато они вам расскажут, на каком материке живут бегемот с жирафом, легко могут отправить SMS-сообщение, объяснить, что обозначает то или иное сочетание клавиш компьютера.

И именно СЕЙЧАС как ни когда ОСТРО ВСТАЕТ ВОПРОС: Как использовать эти особенности детского мышления при непосредственно организованной и познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста???

Согласно новым требованиям ФГОСДО, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии активно внедряются в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций и является одним из приоритетов образования. Создано и создаются множество простых и сложных компьютерных программ для разных областей познания в каждом возрастном периоде. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной, привлекательной и игровой форме развивать различные психофизические функции детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, а так же усилить творческую составляющую учебного процесса.

Ответом на вопрос: Как использовать особенности «современного» детского мышления при непосредственно организованной и познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста??? ЭТО - Лучшее, что существует из технических средств наглядности, помогающих эффективному взаимодействию воспитателя с воспитанниками – интерактивные доски .

В нашем ДОУ Интерактивная доска Smart Вoardс программой SMART Notebook это – универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс. У детей повысился интерес к знаниям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций.

Для большей эффективности непосредственно образовательная деятельность строится с учетом образовательной программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, познавательныефильмы.

Интерактивная доска объединяет огромное количество демонстрационного материала, освобождает от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры, значительно расширяет возможности предъявляемого познавательного материала, позволяет повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями,усиливаетэффективность усвоения материала, повышает скорость приёма и переработки информации для лучшего запоминания ее детьми.

Применение интерактивной доски в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания дошкольников. При этом происходит качественное освоение программного материала, сенсорное, познавательное, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие графо-моторных навыков, мелкой моторики и ориентировки в пространстве. Благодаря интерактивной доске повышается скорость передачи информации детям, улучшается уровень её понимания детьми, что способствует развитию всех форм мышления (понятие-суждение-умозаключение ).Применение интерактивной доски с использованием мультимедийных технологий (графика, цвет, звук, видеоматериалы) позволяет моделировать различные проблемные ситуации и среды, позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.

Первой реакцией детей на интерактивную доску был ярко выраженный интерес. Изменения элементов экрана при прикосновениях рук выглядят очень эффектно. Детям нравится «передвигать» пальцем предметы, строить из набора геометрических фигур различные предметы и схемы к играм, писать маркерами, стирать с доски. Наглядность электронных интерактивных досок позволяет сосредоточить и удерживать внимание воспитанников. Даже одного увиденного детьми изображения достаточно, чтобы началась дискуссия. Особенно это ценно для работы с непоседами.

Отмечены преимущества для разных видов деятельности в детском саду Ознакомлении с окружающим миром, Математике, Развитии речи, Подготовке к обучению грамоте. При работе с интерактивной доской снижается утомляемость детей, так как познавательный материал предъявляемый детям отличается наглядностью, яркостью образов.Внимание детей становится более концентрированным.

И если в начале года:

Дети были менее активны во время непосредственно организованной деятельности

Мотивация к познавательной деятельности была понижена

Не развиты определённые навыки работы на компьютере

Узкая возможность или полное отсутствие доступа к информационным ресурсам

Малая активность и любознательность дошкольников

Благодаря интерактивной доске концу года удалось:

Привлечь пассивных детей к активной деятельности;

Сделать НОД более наглядными, интенсивными;

Активизировать познавательный интерес;любознательность дошкольников

Активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

Реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Расширились для детей рамки возможности доступа к информационным ресурсам.

Появились определённые навыки работы на компьютере.

Значительно повысились творческая фантазия и воображение.

Из всего вышесказанного - вывод:

1. Интерактивная доска дала возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их исправления, т.е. способствуют активизации умственной деятельности детей.

2. Наличие интерактивной доскив совокупности с навыками работы воспитателя позволяет намного эффективнее выполнять поставленные задачи.

3. Инновационные технологии вовлекают так же и родителей воспитанников в образовательный процесс, способствуя наиболее широко раскрыть способности своих детей, а также увидеть их творческий потенциал.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Всем привет, с вами Татьяна Сухих! Современная система образования не перестает удивлять новшествами, вот уже в детских садах проводят занятия с использованием интерактивной доски. Расскажите, уважаемые коллеги, кому уже довелось поработать с этим чудом техники? Какие ваши отзывы? Я думаю, что каждый из вас согласится с утверждением, что интерактивная доска позволяет повысить у воспитанников интерес к учебе и более продолжительное время удерживать их внимание, не так ли?

Интерактивная доска - это сенсорный экран, который работает совместно с компьютером и проектором. В отличие от обычного экрана она работает как устройство ввода информации, поэтому с ее помощью можно играть в полезные логические игры и просто учиться с интересом. Поэтому это устройство будет одинаково актуально и в младшей, и в подготовительной группе.

Пожалуй, единственная сложность работы с этим устройством - это недостаточный уровень владения технологией ИКТ для конкретного педагога. Но это не должно вас останавливать, ведь нужно стремиться познавать что-то новое и никогда не переставать учиться.

С этой целью воспитателям ДОУ, учителям, а также всем педагогическим работникам предлагаю ознакомиться с пособием по данной тематике«Организация информационно-технического пространства образовательного учреждения: медиатека, интерактивные доски» .

Пожалуй, кому-то будет интересно спецпредложение от Интернет-магазина «УчМаг» на пополнение личного счета и оформление сертификата участника вебинара по теме «ИКТ в профессиональной деятельности педагога дополнительного образования» объемом 2 часа. В рамках вебинара будет рассмотрено шесть важных вопросов, которые помогут разобраться в вопросах ИКТ и использования интерактивной доски в детском саду.

Также можно принять участие в офлайн вебинаре «ИКТ в профессиональной деятельности учителя географии» , ведь учителям еще чаще приходится работать с интерактивной доской, поэтому краткосрочное повышение квалификации будет очень кстати.

Варианты занятий с использованием ИКТ

Интерактивная доска и современные мультимедийные технологии дают нам возможность смоделировать при проведении занятий различные ситуации. Тем самым активизируется познавательная деятельность воспитанников, а учебный материал лучше усваивается.

Например, при работе с темой «Дикие птицы» в старшей группе можно использовать доску для составления на ней птичьих семей, для игры в интерактивные игры по методике «четвертый - лишний», для составления птиц из отдельных частей тела, для игры «соединить мать и птенца» и так далее.


Также доску можно использовать практически на всех занятиях, например, при изучении мягкости звуков можно группировать картинки в две колонки по мягкости и твердости звуков. Так, картинки, в которых есть звук «т» отодвигаются влево, а картинки со звуком «ть» — вправо.

Для занятий в средней группе можно разрабатывать целые путешествия со сказочными героями, помогая им справляться с препятствиями путем решения интеллектуальных задач и выполнения интерактивных заданий. Конспект подобного занятия вы легко можете найти в Сети на известных всех педагогических порталах.

А в завершение я бы хотела отметить еще несколько полезных моментов проведения занятий с применением интерактивной доски. Итак, помимо вышеописанного - это:

  • возможность проводить интегрированные занятия;
  • отправляться в виртуальные путешествия;
  • увеличить скорость усвоения и переработки информации воспитанниками;
  • самореализация педагога и возможность творчески подойти к подготовке к занятию;
  • повышение эффективности обучения и воспитания детей с ОВЗ.

«Использование интерактивной доски в дошкольном образовательном учреждении»

Кожичева Ирина Алексеевна,

воспитатель МБДОУ № 140,

г. Мурманск

В нынешнее время компьютерные технологии все больше и больше внедряются в образовательный процесс. Появляется великое множество простых и весьма сложных компьютерных программ для применения в области образования. В зависимости от возраста, развития ребенка и используемых программ, компьютер может стать оппонентом по игре, быть учителем. Имеется множество компьютерных средств, направленных на разностороннее развитие психических функций. Например, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление.

Преимущества интерактивной доски:

Обучение детей дошкольного возраста и начальных классов становится более привлекательным и захватывающим, ведь дети в этом возрасте весьма любознательны, особенно это касается техники.

Интерактивные и мультимедийные средства направленны на то, чтобы вдохновить обучаемых получить новые знания и различные практические навыки.

Интерактивная доска весьма серьезно расширяет границы предъявления учебной информации, позволяет в разы поднять интерес ребенка к учебному процессу. Применение различных мультимедийных технологий, дает возможность воплощать различные ситуации и среды. Игровые элементы, добавленные в мультимедийные программы, «включают» познавательную деятельность обучающихся и положительно влияют на усвоение материала.

То, что дети могут с легкостью овладевать навыками работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений; при этом самое главное, чтобы они не попали в прямую зависимость от компьютера , а так же ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.
Экспериментально доказано, что при устном предоставлении ребенку материала, за минуту воспринимает и может переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а в случае задействования органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Как утверждают психологи, современным детям нужны современные методы.

Использование компьютеров в совместной и самостоятельной работе (с точки зрения ребенка) является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.

Использование ИКТ в детских садах позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира , овладевать практическими навыками работы с информацией, развивать разносторонние умения, позволяющие осуществлять обмен информацией при помощи современных технических средств.
Применение ИКТ во время занятий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному , при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.

Комната для интерактивных занятий в детском саду может выполнять следующие задачи:
— обучать детей при помощи новейших образовательных технологий;
— служить развлекательным и игровым центром;
— в ней может выполняться максимально обширный круг образовательных и развлекательных задач;
— обладать максимальным удобством работы, как для детей, так и для преподавателей;
— знакомить детей с возможностями и навыками компьютерных технологий.

Примеры использования интерактивной доски :
Способы использования интерактивной доски на занятиях в детском саду могут ограничиваться лишь только Вашей фантазией. Это и презентации, и различные интерактивные обучающие программы, и создание проектов в графических, программных средах.
Педагогам, начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней — использование ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.
Во время работы с интерактивной доской в «простом» режиме, картинка с компьютера через проектор передается на интерактивную доску, а непосредственно управление компьютером можно осуществлять с помощью специальных маркеров, поставляющихся в комплекте с интерактивной доской. Итак, это самый простой способ применения интерактивной доски воспитателем в дошкольном образовательном учреждении — демонстрация готовых презентаций.

Следующим шагом будет самостоятельное придумывание и создание игровых презентаций в программе Power Point. Эта программа позволяет устанавливать в презентацию различные эффекты анимации. Одно из средств анимации – триггеры.

Триггер — средство анимации, позволяющее задать действие выделенному элементу, анимация запускается по щелчку.

Триггеры используются в MS PowerPoint для того, чтобы сделать слайд интерактивным, по команде пользователя многократно воспроизводить анимацию на слайде. В созданной игре, например, можно будет выбрать ответ из нескольких предложенных вариантов.

На занятиях также можно использовать интерактивные ролики, которые также создаются в программе PowerPoin. Интерактивные видео фильмы позволяют передать всю информацию наглядно.

Интерактивное видео (видеофильм) – это фильм, в котором зритель на определенных этапах просмотра может выбирать продолжение сюжета.

В процессе просмотра фильма ребенку предоставляется возможность управлять демонстрацией. Такие ролики помогут детям в доступной форме усвоить, например, основные правила безопасного поведения в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях. Тема раскрывается в видеофрагменте, актуализация знаний происходит в интерактивной форме путем выбора правильного ответа на предложенные вопросы. Демонстрацию видеофрагмента можно в любой момент остановить, чтобы акцентировать внимание детей на правилах безопасного поведения.

Навыки необходимые для применения интерактивной доски:
— Начальные знания работы с компьютером.
— Умение работать в программах: Word, PowerPoint , SMART Board.
— Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).

Применение интерактивной доски в дошкольном образовании

Сардарова Е.В.

Воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №4»

г. Камышлов

Одной из главных задач современного образования является раскрытие
способностей каждого ребенка, воспитание личности готовой к жизни в
высокотехнологичном, конкурентном мире.
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачу
стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе
компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности
ребенка.

Общество продолжает искать более эффективные методы познания. Как помочь лучше усвоить материал? Как повысить интерес к процессу обучения - вот что всегда волнует педагогов всего мира. И именно создание интерактивной доски помогло ответить на этот вопрос.

Интерактивная доска (ИД) – это устройство, позволяющее педагогу объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. ИД подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран, проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видео сигнала), с которым можно работать прямо на поверхности доски. Манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности (специальным устройством – стилусом или просто пальцем), тем самым пользователь имеет полный доступ к управлению компьютером. Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной меловой доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение комментарии, любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по электронной почте.

С точки зрения дидактики, интерактивная доска – это устройство обеспечивающее интерактивность обучения . Интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта и знаний. Яркая картинка на экране – всего лишь способ подачи материала, а ИД - поле информационного обмена между учителем и учеником. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность обучающихся означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в процесс познания. Атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Работая с интерактивной доской, педагог всегда находится в центре внимания, что помогает поддерживать постоянный контакт с ребятами. Форма подачи материала ИД соответствует тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Следующее дидактическое свойство ИД – мультимедийность. Под мультимедийностью понимается совместное использование нескольких средств передачи информации (media), представление объектов и процессов нетрадиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, т.е. в комбинации средств передачи информации. ИД выводит свойство мультимедийности на качественно новый уровень, включая в процесс восприятия «многосредовой» информации не одного человека (как в случае работы дошкольника с ПК), а весь коллектив обучающихся, что более удобно и целесообразно для последующего процесса обсуждения и совместной работы.

Третье свойство ИД – моделинг, имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений, а также имитация посредством компьютера взаимодействия пользователя с реальным миром. Моделинг реализуем при помощи ИД, но только при наличии соответствующего цифрового образовательного ресурса. В данном случае возможности доски делают процесс работы с моделью при помощи персонального компьютера не достоянием одного человека, а открывают этот процесс для группы детей, предоставляя возможность как индивидуального, так и коллективного взаимодействия с моделью, обсуждения ее работы и получившихся результатов.

Четвертое дидактическое свойство ИД – высокий уровень производительности процесса обучения за счет одновременной работы со всей группой в целом и использованием заранее подготовленного материала.

Благодаря наглядности и интерактивности, ребята охотнее вовлекаются в активную работу. У дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, обостряется восприятие. Наличие и умение использовать ИД существенно повышает уровень компьютерной компетенции педагога, который получает статус современного воспитателя, идущего в ногу с развитием информационных технологий. Это средство обучения может быть применимо для обучения детей разных возрастов.

Грамотное применение возможностей ИД позволяет педагогу:

​ повысить качество преподавания за счет сочетания традиционных и компьютерных методов организации учебной деятельности;

​ представлять информацию в различной форме (текст, графика, аудио, видео, анимация и т.д.), что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала;

​ выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче;

​ контролировать временные параметры занятия;

​ активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;

​ мобилизовать внимание аудитории;

​ использовать различные цифровые образовательные ресурсы;

​ раскрыть широкие возможности для творческой реализации в профессиональной деятельности;

​ проводить НОД на высоком методическом уровне.

Для ребенка применение интерактивных информационных технологий при обучении помогает самоутвердиться, самореализоваться, побуждает к исследованию, развивает деятельностные навыки, снимает страх отвечать у доски и повышает мотивацию.

Грамотное применение возможностей интерактивной доски позволяет педагогам-дошкольникам:

  • повысить качество образования детей за счет сочетания традиционных и интерактивных методов организации образовательной деятельности;
  • представлять информацию в различной привлекательной для детей- дошкольников форме (аудио, видео, анимация и т.д.), что обеспечивает максимальную наглядность изучаемого материала;
    активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти;
    мобилизовать внимание воспитанников;
  • использовать различные цифровые образовательные ресурсы;
    проводить непосредственно образовательную деятельность на высоком методическом уровне.
  • раскрыть широкие возможности для творческой реализации педагогов в профессиональной деятельности;

Использование интерактивной доски в образовательной работе с дошкольниками в нашем дошкольном учреждении показало ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами воспитания и обучения:

  • представление информации на большом экране и возможность самим оперировать с изображенными предметами и объектами вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
  • Возможность представления фрагментов реальной действительности (видеоматериал);
  • Возможность демонстрации детям движущихся, изменяющихся объектов, увеличивать размер изображения (например, книжных иллюстраций) в целях их комфортного восприятия всеми детьми группы;
  • одновременное воспроизведение объектов, представленных различными способами (звук-изображение-движение);
  • возможность проведения с объектами множества пробующих поисковых действий, сравнения нескольких вариантов преобразования одного и того же объекта;
  • экономия времени, необходимого для подготовки к занятиям и изучения конкретного материала.
  • организация благоприятной для развития предметной среды.
  • удобство хранения, многократного применения используемого материала.

Применение интерактивной доски в дошкольном образовании способствует развитию психофизических функций, таких как мелкая моторика, зрительно-моторная и оптико-пространственная ориентация; формированию соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (классификация, сериация); развитию личных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), что обеспечивает готовность дошкольников к школьному обучению.