Итальянский город мертвецов: палермские Катакомбы капуцинов. Катакомбы капуцинов и мумия розалии ломбардо

Стена в катакомбах

Катакомбы вырыты под монастырем капуцинов, который можно отыскать неподалеку от исторического центра Палермо. Он существует на данном месте на протяжении многих столетий. В конце XVI века число священнослужителей духовной обители существенно увеличилось. Срочно потребовалось создать солидное и просторное место для погребения монахов. Для этого прекрасно подошел крытый подземный ход под монастырем. Первое захоронение было сделано в 1599 году – в крипте храма упокоили тело Сильвестро де Губбио. После этого тут перехоронили тела нескольких монахов и продолжали погребать всех усопших в стенах храма.

Со временем места стало совсем мало, поэтому капуцины были вынуждены создать еще один длинный тоннель, расширив таким образов имеющуюся площадь. Состоятельные люди начали просить похоронить их здесь. Для погребения обычных граждан создали дополнительные коридоры. Была введена система выдачи разрешительных документов на получение отдельного участка в катакомбах. Подобную бумагу мог выписать архиепископ Палермо, руководитель ордена капуцинов или настоятель обители. Достаточно быстро это место обрело известность в качестве самого престижного кладбища города.

Катакомбы капуцинов закрыли лишь в конце XIX века. За все время здесь было захоронено множество жителей Палермо, среди которых фигурировали как представители духовенства, так и обычные миряне. После прекращения деятельности монастырского кладбища тут по специальной просьбе упокоили некоторых людей, среди которых указывается имя вице-консула США Джованни Патернити и упоминается двухлетняя девочка Розалия Ломбардо.

На сегодняшний день катакомбы Капуцинов являются популярнейшей выставкой мумий, привлекающей людей со всех уголков мира. Разветвленные туннели склепа разделены на отсеки – имеются залы для мужчин, женщин, детей, девственниц, священников и монахов. Таинственный полумрак, леденящий холод и особая мрачная атмосфера в этом месте добавляют остроты ощущениям и вызывают выброс адреналина даже у самых флегматичных посетителей.

Методы погребения

Розалии Ломбардо

Уже при открытии кладбища под монастырем стало известно, что специфика земли и воздуха в подземных ходах способствует хорошему сбережению тел. Наиболее распространенным методом подготовки останков человека к сохранению была их сушка в течение нескольких месяцев в отдельных камерах. Мумифицированные тела затем протирали раствором уксуса, наряжали в красивые одеяния и располагали в определенных местах Катакомб. Родственники могли попросить положить труп в гроб, но зачастую останки выставляли в углублениях стен и на полках. Во время вспышек эпидемий начали использовать другой способ сохранения тел – на некоторое время их помещали в известковый раствор, либо раствор мышьяка. В 1837 году размещение тел в подобном виде запретили, но это препятствие удавалось обойти, удалив одну из стенок гроба или вставив в деревянный ящик окошко.

Вход в монастырь капуцинов

Особый интерес для посетителей катакомб представляет тело вышеупомянутого ребенка – Розалии Ломбардо. Согласно записям доктора, проводившего её бальзамирование, в артерию умершей девочки ввели формалин, спирт, глицерин, соли цинка и салициловую кислоту. Затем вещества под давлением распределили по всем сосудам девочки. Результат оказался потрясающим – тело ребенка сохранило первозданный вид живого человека. Многим туристам, побывавшим здесь, кажется, что малышка просто спит.

Многочисленные коридоры Катакомб Капуцинов

Схема Катакомб несложная, коридоры и кубикулы делятся по нескольким признакам – половому, социальному, возрастному. Существуют коридоры: мужчин, женщин, монахов, священников, профессионалов, новый коридор. Также в Катакомбах Капуцинов есть кубикулы детей и девственниц (на их головах можно увидеть металлические венцы в знак их чистоты).

Мумия ребенка

Если посмотреть общий план Катакомб Капуцинов, то он выглядит в форме прямоугольника, каждая сторона которого является коридором, в нижней части этой фигуры находится еще одна линия – коридор священников. На пересечении каждой стороны можно найти одну из кубикул или часовню.

Коридор женщин

Самую древнюю линию образует коридор монахов. Наиболее почитаемые капуцины размещены в первой части коридора, их шеи обвиты веревками. Все умершие одеты в простые рясы.

Самая маленькая линия – коридор женщин. Большая часть тел покоится в специальных нишах. До середины двадцатого века ниши были защищены стеклом. Останки женщин облачены в модные (для своего времени) платья из шелка с оборками из кружева, на их головах шляпки.

Коридор мужчин – первая длинная линия прямоугольника Катакомб. Тела были сохранены согласно завещанию, кто-то одет скромно, а кто-то в самые роскошные наряды своего времени. Большая часть усопших – благодетели монастыря.

Жуткие экспонаты

Информация для посетителей

Стоит быть готовым к особой атмосфере в этом необычном музее. Большинство экспонатов выглядят по-настоящему жутко, поэтому слабонервным людям и детям крайне не рекомендуется посещение данного места. Если вы все же отважились на эту мистическую экскурсию, будьте уверены, что она надолго останется в вашей памяти. Все желающие могут посетить катакомбы Капуцинов с 8.30 до 18.00. Цена входного билета является символической и составляет 1.50 евро.

H G Я O L

Расположение

Катакомбы капуцинов расположены под Монастырём капуцинов (итал. Convento dei Cappuccini ) за пределами исторического центра Палермо . От Пьяцца Индепенденца (Норманнский и Орлеанский дворцы) нужно пройти по Корсо Калатафими два квартала и затем свернуть по Виа Пиндемонте . Указанная улица завершается площадью Пьяцца Каппучини , на которой находится здание монастыря.

История

Первоначально вход в Катакомбы осуществлялся непосредственно из находящейся выше монастырской церкви. В 1944 году был открыт новый вход прямо с Пьяцца Каппучини .

Из практических соображений вход в «тупиковые» коридоры и кубикулы перекрыт решётками, а движение посетителей организовано по периметру прямоугольника.

Коридор монахов

- дон Винченцо Агати (умер 3 апреля 1731 года).

В левой части коридора в числе других монахов помещены тела Сильвестра из Губбио (умер 16 октября 1599 года), первого из погребённых в Катакомбах, и Риккардо из Палермо (умер в 1871 году), последнего из капуцинов, похороненного здесь. Все тела капуцинов облачены в одеяния своего ордена - грубую рясу с капюшоном и с верёвкой вокруг шеи.

Коридор мужчин

Коридор мужчин образует одну из двух длинных сторон прямоугольника. Здесь в течение XVIII -XIX века помещались тела благотворителей и жертвователей монастыря из числа мужчин-мирян. В соответствии с завещаниями самих похороненных здесь или желания их родственников тела усопших облачены в разнообразные одежды - от грубого погребального савана наподобие монашеского одеяния до роскошных костюмов , сорочек , жабо и галстуков .

Кубикула детей

Кубикула детей расположена на пересечении Коридоров мужчин и священников. В небольшой комнатке в закрытых или открытых гробах , а также в нишах вдоль стен помещены останки нескольких десятков детей. В центральной нише помещено детское кресло -качалка, на котором сидит мальчик, держащий на руках свою младшую сестру.

Превратившиеся в скелеты останки составляют удивительный контраст с детскими костюмчиками и платьицами, любовно выбранными родителями, что отмечено Мопассаном в «Бродячей жизни».

…Мы приходим в галерею, полную маленьких стеклянных гробиков: это дети. Едва окрепшие косточки не выдержали. И трудно разглядеть, что, собственно, лежит перед вами, настолько они изуродованы, расплющены и ужасны, эти жалкие детишки. Но слезы навёртываются у вас на глаза, потому что матери одели их в маленькие платьица, которые они носили в последние дни своей жизни. И матери все еще приходят сюда поглядеть на них, на своих детей!

Коридор женщин

Коридор женщин образует одну из меньших сторон прямоугольника. Вплоть до 1943 года вход в этот коридор был закрыт двумя деревянными решётками, а ниши с телами были защищены стеклом . В результате бомбардировки союзников в 1943 году одна из решёток и стеклянные преграды были разрушены, а останки значительно повреждены.

Большинство помещённых здесь тел женщин лежат в отдельных горизонтальных нишах , и лишь несколько наиболее сохранившихся тел поставлены в вертикальных нишах. Тела женщин облачены в лучшие одежды по моде XVIII -XIX веков - шёлковые платья с кружевами и оборками, шляпки и чепцы. Шокирующее несоответствие между рассыпавшимися от времени останками и кричащими модными нарядами, в которые они облачены, подмечены Мопассаном .

Вот женщины, еще более уродливо комичные, чем мужчины, потому что их кокетливо принарядили. Пустые глазницы глядят на вас из-под кружевных, украшенных лентами чепцов, обрамляющих своей ослепительной белизной эти черные лица, жуткие, прогнившие, изъеденные тлением. Руки торчат из рукавов новых платьев, как корни срубленных деревьев, а чулки, облегающие кости ног, кажутся пустыми. Иногда на покойнике надеты одни лишь башмаки, огромные на его жалких, высохших ногах .

Кубикула девственниц

Небольшая кубикула, расположенная на пересечении Коридоров женщин и профессионалов, отведена для погребения девушек и незамужних женщин. Около десятка тел лежат и стоят у деревянного креста , над которым помещена надпись «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл» (Отк. ). Головы девушек увенчаны металлическими венцами в знак девственной чистоты усопших.

Новый коридор

Новый коридор - самая недавняя часть Катакомб, использовавшаяся после запрета выставлять на обозрение тела усопших (). Вследствие этого запрета в коридоре нет стеновых ниш. Всё пространство коридора было постепенно (1837-) заполнено гробами. В результате бомбардировки 11 марта 1943 года и пожара 1966 года большая часть гробов была уничтожена. В настоящее время уцелевшие гробы помещены вдоль стен в несколько рядов, так что в центральной части коридора можно увидеть пол, украшенный майоликой . Помимо этого, в Новом коридоре можно увидеть несколько «фамильных групп» - тела отца и матери семейства с их несколькими детьми-подростками выставлены вместе.

Коридор профессионалов

Коридор профессионалов, идущий параллельно Коридору мужчин, составляет одну из двух длинных сторон прямоугольника. В этом коридоре помещены тела профессоров , юристов , художников , скульпторов , профессиональных военных. В числе захороненных здесь примечательны:

- Филиппо Пеннино - скульптор,

- Лоренцо Марабитти - скульптор, работавший, в том числе, в соборах Палермо и Монреале ,

- Франческо Энеа (умер в 1848 году) - полковник, лежащий в великолепно сохранившейся военной форме армии Королевства Обеих Сицилий .

Согласно местной легенде, принимаемой или отвергаемой различными исследователями, в Коридоре профессионалов покоится тело испанского живописца Диего Веласкеса .

Коридор священников

Параллельно Коридорам монахов и женщин проходит дополнительный коридор, в котором помещены многочисленные тела священников епархии Палермо. Тела облачены в разноцветные богослужебные ризы, контрастирующие с иссохшими мумиями. В отдельной нише помещено тело единственного захороненного в Катакомбах прелата - Франко д’Агостино , епископа Пьяна-дельи-Албанези (Итало-албанская католическая церковь).

Часовня святой Розалии

Самой известной частью Катакомб является часовня святой Розалии (до 1866 года была посвящена Богородице скорбей). В центре часовни в стеклянном гробу покоится тело однолетней Розалии Ломбардо (умерла в 1920 году). В результате успешного создали в подражание палермитанским Катакомбам другие подземные Sepolcri »). В его представлении Катакомбы представляют собой знаменательное торжество жизни над смертью, свидетельство веры в грядущее Воскресение:

«Большие тёмные подземные комнаты, где в нишах, подобно восставшим призракам, стоят тела, покинутые душами, одетые, как в день своей кончины. Из их мёртвых мускулов и кожи искусство прогнало и испарило всякий след жизни, так что их тела и даже лица сохраняются веками. Смерть смотрит на них и ужасается своему поражению. Когда каждый год падающие осенние листья напоминают нам о скоротечности человеческой жизни и зовут нас посетить родные могилы и пролить на них слезу, тогда благочестивая толпа наполняет подземные кельи. И при свете лампад каждый обращён к некогда любимому телу и в его бледных чертах ищет и находит знакомые черты. Сын, друг, брат находит брата, друга, отца. Свет лампад мерцает на этих лицах, забытых Судьбой, и иногда как будто трепещущих…

И иногда тихий вздох или сдержанное рыдание звучат под сводами, и эти холодные тела будто отзываются на них. Два мира разделены ничтожной преградой, и Жизнь и Смерть никогда не были так близки.»

Спустя сто лет Катакомбы посетил Мопассан , описавший свои впечатления в «Бродячей жизни» (). В противоположность романтичному Пиндемонте, Мопассан ужаснулся увиденному, увидев в Катакомбах отвратительное зрелище гниющей плоти и отживающего суеверия:

«И я вижу вдруг перед собой огромную галерею, широкую и высокую, стены которой уставлены множеством скелетов, одетых самым причудливым и нелепым образом. Одни висят в воздухе бок о бок, другие уложены на пяти каменных полках, идущих от пола до потолка. Ряд мертвецов стоит на земле сплошным строем; головы их страшны, рты словно вот-вот заговорят. Некоторые из этих голов покрыты отвратительной растительностью, которая еще более уродует челюсти и черепа; на иных сохранились все волосы, на других - клок усов, на третьих - часть бороды.

Одни глядят пустыми глазами вверх, другие вниз; некоторые скелеты как бы смеются страшным смехом, иные словно корчатся от боли, и все они кажутся объятыми невыразимым, нечеловеческим ужасом.
И они одеты, эти мертвецы, эти бедные, безобразные и смешные мертвецы, одеты своими родными, которые вытащили их из гробов, чтобы поместить в это страшное собрание. Почти все они облачены в какие-то черные одежды; у некоторых накинуты на голову капюшоны. Впрочем, есть и такие, которых захотели одеть более роскошно - и жалкий скелет с расшитой греческой феской на голове, в халате богатого рантье, лежит на спине, страшный и комичный, словно погруженный в жуткий сон…
Говорят, что время от времени на землю скатывается та или другая голова: это мыши перегрызают связки шейных позвонков. Тысячи мышей живут в этой кладовой человеческого мяса.
Мне показывают человека, умершего в 1882 году. За несколько месяцев перед смертью, веселый и здоровый, он приходил сюда в сопровождении приятеля, чтобы выбрать себе место.
- Вот где я буду, - говорил он и смеялся.

В сицилийском городе Палермо расположены Катакомбы капуцинов (Catacombe dei Cappuccini) — подземные погребения, где покоятся останки более чем 8000 человек. Особенность этих катакомб в том, что забальзамированные, мумифицированные и скелетированные тела усопших в открытом виде стоят, лежат и висят, образуя довольно страшные композиции. Это крупнейший некрополь мумий в мире.

Как они возникли?

В Италии, на Катакомбы капуцинов расположены под палермским монастырем капуцинов (Convento dei Cappuccini). Из-за того что в конце XVI века значительно увеличилось количество монахов и послушников, проживавших в монастыре, возник вопрос о том, где погребать останки почивших братьев. Было принято решение об организации захоронения в крипте под монастырским храмом. Первым здесь был захоронен брат Сильвестро из Губбио в 1599 году, а впоследствии здесь же перезахоронены тела нескольких монахов, умерших ранее. Постепенно в помещении крипты не осталось свободного места, и капуцины прокопали в котором проводились захоронения умерших монахов вплоть до 1871 года.

Богатые и состоятельные монастырские благотворители со временем стали выражать желание, чтобы после смерти их тела были помещены в Катакомбы капуцинов в Палермо. Для захоронения светских лиц вырыли дополнительные кубикулы и коридоры. Погребение в палермских Катакомбах в XVIII-XIX веках стало престижным. Представители аристократических и состоятельных семей Палермо обращались за разрешением на захоронение к настоятелю монастыря.

Последние погребения

В 1882 году были официально прекращены все захоронения в Катакомбах капуцинов, где к этому времени уже покоились примерно 8000 жителей Палермо, монахов и представителей духовенства. После этой даты в Катакомбы были помещены по исключительным и особым прошениям всего несколько умерших, в том числе Джованни Патернити и Розалия Ломбардо. Сегодня именно их нетленные останки являются основной достопримечательностью этого подземного некрополя.

Особенности катакомб

Монахи уже в XVII веке зафиксировали, что, благодаря атмосфере и почве Катакомб, тела практически не подвержены разложению. С этого времени применялся специальный метод подготовки останков умерших к помещению в Катакомбы капуцинов: в течение восьми месяцев они высушивались в особых комнатах-камерах под землей. Затем полученные мумифицированные тела омывали уксусом и одевали в предоставленные родственниками одежды. После этого мумии вывешивали, усаживали и выставляли в открытом виде в кубикулах и коридорах, а некоторые тела укладывали в гробы.

Во времена эпидемий тела сохраняли несколько иначе: трупы погружали в растворы мышьяка или извести и после этого выставляли в галереи и залы.

Структура катакомб

Огромный подземный некрополь для возможности в нем ориентироваться был разделен по категориям:

  • священники;
  • монахи;
  • мужчины;
  • женщины;
  • девственницы;
  • супружеские пары;
  • дети;
  • профессии.

Ниже вы можете увидеть схему Катакомб.

Самая древняя их часть — коридор монахов, где захоронения проводились с 1599 по 1871 год. В его правой, закрытой для посещений части, находятся мумии 40 лиц, связанных с религией и наиболее почитаемых священников и монахов.

В коридоре мужчин помещались тела мирян из числа монастырских жертвователей и благотворителей. На пересечении галерей священников и мужчин расположена кубикула — комната детей. В центре этого небольшого зала размещена мумия мальчика в кресле-качалке, держащего на руках младшую сестру, а в нишах вокруг еще несколько десятков детских тел.

Вплоть до 1943 года галерея женщин была закрыта решетками из дерева, а все мумии - защищены стеклом. После бомбардировок 1943 года одна решетка и стекла были разрушены, а останки довольно сильно повреждены. Сегодня большая часть мумий находится в горизонтальных нишах, а несколько хорошо сохранившихся тел выставлены вертикально.

Параллельно коридору мужчин расположена галерея профессионалов, где находятся тела юристов и профессоров, скульпторов и художников, врачей и профессиональных военных. Одна из легенд Палермо гласит, что в Катакомбы капуцинов, а именно в коридор профессионалов, было помещено тело известного испанского живописца Однако ни подтверждений, ни опровержений пока не найдено.

На пересечении галерей профессионалов и женщин находится небольшой зал, в котором размещены тела девственниц и незамужних женщин. Около десятка тел положены и установлены рядом с деревянным крестом, их головы в знак девственной чистоты увенчаны венцами из металла.

Новый коридор — самая молодая часть Катакомб, в которой в 1837 году, после того как был введен запрет выставлять на обозрение останки умерших, устанавливали гробы с покойными. В результате бомбардировки в 1943-м и пожара в 1996 году основная часть гробов была уничтожена, а оставшиеся впоследствии установлены вдоль стен. Кроме того, в Новом коридоре расположены мумии нескольких семейных групп, где собраны тела отца, матери и нескольких детей подросткового возраста.

Часовня святой Розалии

Прославила Катакомбы капуцинов двухлетняя девочка, умершая от воспаления легких в 1920 году. Ее тело находится в центре часовни святой Розалии, которая до 1866 года была посвящена Скорбящей Богородице, в гробу из стекла. Особенностью Розалии, а верующие называют это чудом, является то, что ее тело сохранилось нетленным: волосы, ресницы, мягкие ткани лица. Ее бальзамирование проводил доктор Альфредо Салафии, секрет которого американские ученые смогли открыть недавно. После погребения тела Розалии в Катакомбы капуцинов, здесь больше никого не хоронили.


Катакомбы капуцинов - знаменитые на весь мир погребальные подземелья в Палермо (Сицилия, Южная Италия). Там покоится более 8000 мумифицированных тел людей, умерших между XVII и XIX веками. Сегодня катакомбы капуцинов - одна из главных достопримечательностей Палермо.


В 1599 году монахи-капуцины сделал шокирующее открытие во время эксгумации тел, которые извлекли из катакомб под монастырем в Палермо - многие тела мумифицировались естественным образом. Особенности почвы и микроклимата препятствовали разложению тел. После этого открытия монахи решили мумифицировать одного из своих умерших - Сильвестро из Губбио - поместив усопшего в катакомбах. Вскоре в катакомбы начали сносить тела умерших монахов и даже знатных горожан Палермо.


Позднее катакомбы стали своеобразным символом статуса - считалось престижным быть погребенным в катакомбах капуцинов. Тела вначале обезвоживали, укладывая их на восемь месяцев на стойки керамических труб в катакомбах, а после промывали уксусом. Некоторые тела бальзамировали, а другие помещали в герметичные стеклянные шкафы. Монахов хоронили в их повседневной одежде, а иногда и с веревками, которые они носили в качестве епитимьи.


Некоторые из умерших писали завещания, в которых уточняли, в какой одежде их нужно хоронить. Некоторые даже просили, чтобы их тела несколько раз в год переодевали согласно последней моде. Родственники ходили в катакомбы молиться за умерших и поддерживать их тела в презентабельном состоянии.


Монахи-капуцины брали деньги на содержание огромных катакомб у родственников умерших. Каждое новое тело сначала помещалось во временную нишу, а затем его вывешивали, выставляли или укладывали в открытом виде в более постоянное место. Пока родственники вносили деньги, тело оставалось на своем постоянном месте, но когда родственники прекращали выплаты, тело перекладывали на полку до тех пор, пока выплаты не возобновлялись.


В 1880-е годы сицилийские власти запретили практику мумификации. Последним монахом, который был погребен в катакомбах, стал брат Риккардо. умерший в 1871 году, а последние погребения датируются 1920 годом. Сегодня катакомбы - место паломничество туристов.

Именно в 1920 в Катакомбах капуцинов погребена Розалия Ломбардо -девочка, тело которой до сих пор сохранилось нетленным.


Известно, что профессор Альфредо Салафия, который проводил бальзамирование Розалии Ломбардо, использовал формалин, чтобы убить бактерии, спирт, чтобы высушить тело, глицерин, чтобы предотвратить тело от пересушивания, салициловую кислоту, чтобы убить грибок, а также самый важный компонент - соли цинка (сульфат цинка и хлорид цинка), чтобы придать телу достаточную жесткость. Но рецепт бальзамирования утерян.


Во время Второй мировой войны американские бомбардировщики случайно попали в монастырь, в результате чего многие мумии были уничтожены. Сегодня вдоль стен катакомб можно найти около 8000 тел и 1252 мумий. Залы разделены на семь категорий: мужчины, женщины, девушки, дети, священники, монахи и ученые. Некоторые тела сохранились лучше, чем другие, а доступ к гробам с ними и поныне открыт для их потомков.


Хотя катакомбы открыты для общественности, фотосъемка внутри запрещена. Также, чтобы туристы не фотографировались вместе с мумиями, тела ограждены железными решетками.

Это кажется невероятным, но мумификация у некоторых народов практикуется и сегодня. Так, в племени анга используется .

Каких только музеев нет на нашей планете! Но самым необычным считается знаменитый Catacombe dei Cappuccini, экспонаты которого шокируют неподготовленного посетителя. Это не просто музей, а настоящее элитное кладбище, где покоятся более восьми тысяч мумий.

Самые необычные в мире катакомбы

Разберемся, что означает слово "катакомбы". Оно произошло от латинского catacumbae, что переводится как "ложиться спать". В Западной Европе подземные лабиринты всегда были связаны с местами погребения усопших. В XVI веке действовал учрежденный папой римским монашеский орден капуцинов, члены которого занимались миссионерством, проповедуя христианство по всему миру.

Самая многочисленная община находилась в Палермо, на Сицилии. Катакомбы капуцинов появились в конце XVI столетия, когда усопших стало слишком много. Именно тогда и возник вопрос о новом месте погребения. Члены ордена вспомнили о крипте - огромном подвальном помещении, находившемся в монастыре Convento dei Cappuccini, куда и было принято решение складывать тела умерших. В 1599 году появились знаменитые на весь мир катакомбы, а необычность их состояла в том, что усопших хоронили не в гробах, а в открытом виде. Разрешения на погребение выдавали городские архиепископы или настоятели монастыря.

Бальзамирование, позволявшее телам сохраняться

В подземных усыпальницах тела разлагались очень медленно, кроме того, их высушивали в специальных камерах в течение нескольких месяцев, промывали останки уксусом, бальзамировали и переодевали в лучшие одежды. Затем их выставляли в открытом виде на полках, проходивших вдоль стен.

Когда начинались страшные эпидемии в городе, метод сохранения тел немного менялся: останки помещали в специальные сосуды, заполненные раствором с мышьяком, и только после этой процедуры их выкладывали на всеобщее обозрение.

Элитное кладбище

Изначально катакомбы капуцинов предназначались лишь для членов монашеского ордена, однако со временем они превратились в престижное кладбище, на котором хотели быть погребенными знатные люди Палермо. В завещаниях богатые покровители монастыря обговаривали все моменты, прописывая, через какие промежутки времени должна меняться одежда.

И вскоре элитное кладбище стало существовать на пожертвования родственников усопших, которые могли прийти в определенные дни, чтобы потрогать за руки ушедших близких и помолиться. Каждое тело находилось на постоянном месте, но как только семья переставала выплачивать деньги, труп перекладывали подальше.

Последний приют для 8 тысяч горожан

Вскоре подвал становится тесным, и монахи начинают рыть дополнительные подземные коридоры, которые в настоящее время образуют прямоугольник. Катакомбы капуцинов были закрыты властями в 1882 году, просуществовав 283 года. За столь внушительный срок в них нашли последний приют около восьми тысяч богатых и уважаемых жителей Палермо. По приблизительным подсчетам, в Catacombe dei Cappuccini хоронили почти по 30 покойников в год.

Когда было запрещено размещать тела в открытом виде, монахи удаляли одну из стенок в гробу, оставляя "окошки" для членов семьи, которые могли видеть останки.

Структура катакомб

По своей структуре мрачные катакомбы капуцинов в Палермо состоят из нескольких подземных коридоров. Все залы самого крупного в мире некрополя мумий разделены на отдельные категории: умершие различаются не только по половому признаку, но и по принадлежности к социальным слоям общества. В одном из помещений лежат тела уважаемых монахов, куда запрещен доступ посетителям. Далее следуют коридоры, где захоронены мужчины и женщины, а дети, не достигшие 14 лет, покоятся в кубикуле - небольшой комнате под землей. Отдельно хоронили выдающихся жителей города и девственниц.

Коридоры

Коридор монахов - это самая древняя часть подземелий, где покоятся наиболее почитаемые капуцины. Все они похоронены в одеждах своего ордена - грубой рясе с намотанной вокруг шеи веревкой. Тела умерших священников Палермо, облаченные в яркие ризы, находились в отдельном помещении.

До 1943 года вход в коридор женщин был закрыт решетками, а тела хранились в нишах под герметичным стеклом. Однако в результате бомбардировок преграды были разрушены, а останки серьезно повреждены. Сейчас лишь часть тел поставлена в вертикальные ниши, а остальные лежат. Превратившиеся со временем в прах, они представляют собой ужасающее зрелище: пустые глазницы глядят из-под модных по тем временам шляпок, а костлявые руки торчат из рукавов шелковых платьев.

Богатые покровители ордена из числа мирян нашли последнее пристанище в коридоре мужчин, а тела известных скульпторов, хирургов, военных, художников, юристов покоятся в коридоре профессионалов. По неподтвержденным данным, катакомбы капуцинов хранят тело Веласкеса - знаменитого испанского живописца.

После запрета выставлять на всеобщее обозрение трупы на кладбище появился еще один коридор, который заполнили закрытые гробы. В 1943 году большая их часть была уничтожена. Сейчас здесь можно увидеть пол, украшенный майоликой (цветной керамикой из глины), а также выставленные вместе тела семейной пары с двумя малышами.

Кубикулы

Останки детей помещались в кубикулу. Здесь в открытых и закрытых гробах лежат мальчики и девочки, а также их тела уложены в ниши, идущие вдоль стен. В центре комнаты на кресле-качалке сидит ребенок, прижимающий к себе младшую сестру. У туристов наворачиваются на глаза слезы при виде скелетов ребятишек, облаченных в милые платьица и костюмчики.

Еще одна небольшая кубикула отведена для погребения умерших девственниц. У деревянного креста, расположенного в центре комнаты, покоится с десяток тел девушек, на головах которых красуются металлические венцы, символизирующие чистоту усопших.

Прекрасная обитательница, прославившая катакомбы капуцинов

Девочка Розалия Ломбардо - это последний погребенный человек после официального закрытия властями элитного кладбища и самый известный экспонат необычного музея. Она умерла в декабре 1920 года, не дожив до двухлетнего возраста. Тяжело переживавший страшную утрату отец попросил забальзамировать свою малышку, чтобы предотвратить разложение тела. Официальных документов, рассказывающих о самой девочке, к сожалению, не сохранилось, как и не осталось фотографий живой Розалии, которая была очень болезненным ребенком.

Известный мастер А. Салафия, владевший эффективной технологией бальзамирования, выполнил просьбу безутешных родителей. Раствор, в состав которого входили спирт, соли цинка, формалин, глицерин и другие химические соединения, разошелся по кровеносным сосудам, что позволило телу девочки, находившемуся в застекленном гробу в дальней части подземелий, прекрасно сохраниться. Нетленными остались мягкие ткани лица, глазные яблоки и ресницы с волосами.

Скандалы, связанные с именем малышки

Прошло почти сто лет, а мумия ребенка, помещенная в катакомбы Капуцинов, выглядит свежо и естественно, что вызвало разговоры о замене тела девочки, превратившегося в прах, восковой копией. Для опровержения слухов сюда было доставлено специальное оборудование, чтобы просветить гроб. Исследователи увидели скелет ребенка, его мозг и органы, оказавшиеся целыми. А после выхода на экраны документального фильма, рассказывающего о Розалии, все слухи прекратились. Зрители рассмотрели тело малышки не только снаружи, но и внутри гроба, а также были показаны руки, покоящиеся под одеялом, которых ранее никто не видел.

Маленькая спящая красавица будоражит воображение людей, а несколько лет назад, после того как ее глаза приоткрылись, началась настоящая истерия. Экзальтированные туристы заявили, что в тело малышки вернулся ее дух, а ученые, заметившие странные изменения температуры в подвале, назвали именно их причиной явления, вызвавшего страх у людей.

Мумия невинного ребенка, от которой часто исходит приятный аромат лаванды, привлекает огромное количество посетителей, а для многих творческих людей на протяжении века она служит источником вдохновения. В честь малышки старинная культовая постройка при монастыре была переименована, и сейчас девочка находится в часовне Святой Розалии.

Регулярно потомки тех, кто покоится в подземельях Палермо, посещают катакомбы капуцинов, фото которых наводят на многих ужас. После официального закрытия некрополя у стен монастыря появилось обычное кладбище, а члены ордена создали в других населенных пунктах подземные склепы, и самыми известными являются сооружения в городе Савоке, где находятся около 150 мумий местной знати и духовенства.

В конце XVIII века Палермо посетил известный поэт И. Пиндемонте, который настолько был впечатлен катакомбами, что посвятил им поэму Sepolcri ("Гробницы"). В ней он пропел о торжестве жизни над смертью и вере в воскресение человека.

Сто лет спустя в мрачные погребальные катакомбы капуцинов в Италии заглянул Мопассан, но увиденное зрелище вызвало у него настоящий ужас. В отличие от романтически настроенного поэта, он заметил гниющую плоть, отвратительные скелеты, одетые самым нелепым образом, и мышей, перегрызающих шейные позвонки…

Где находится некрополь?

Найти это место очень просто: подземные склепы находятся в черте города, на площади Piazza Cappuccini, дом 1. Именно здесь располагается знаменитый монастырь, хранящий тела жителей. Стоимость посещения музея, где мумии усопших ограждены решеткой, составляет 1,5 евро.

Что говорят туристы?

Туристы, посетившие погребальные катакомбы капуцинов в Палермо, признаются, что это зрелище не для слабонервных. Наряженные скелеты с пустыми глазницами и высохшие мумии оставляют гнетущее впечатление. И многие из тех, кто побывал в подземелье, не ощутили пасхальной радости. Им захотелось поскорей уйти из царства мертвых, где все пропитано горем, а смерть представлена в очень безобразном виде. Однако для жителей Палермо жуткое место является самым обычным кладбищем, и никакого страха они не испытывают.

Погребальные катакомбы капуцинов, в которых монахи наглядно показывали всем, что ждет людей в будущем, являются одной из главных достопримечательностей итальянского города. Ежегодно их посещают сотни тысяч зевак, однако не во все помещения жуткого некрополя можно попасть. Здесь запрещено фотографировать, но некоторые туристы все-таки ухитряются сделать снимки. В последнее время все активней ведутся разговоры о том, чтобы запретить доступ в подземные коридоры и наконец-то оставить в покое тех, кто умер много веков назад.