Из чего состоит мужской хор. Женский, мужской, смешанный хоры и их состав. Переложение трехголосных однородных хоров гомофонно-гармонического склада для четырехголосных смешанных

С итцевые песни - так с любовью и нежностью называл народные песни Митрофан Пятницкий. Знаменитый собиратель русского фольклора стал основателем первого в России народного хора. Историю коллектива изучала Наталья Летникова.

Крестьянский - так с гордостью именует себя на концертах хор имени Пятницкого . А сценическая премьера коллектива была в 1911 году. И сразу в зале Благородного собрания – нынешнем Доме союзов. Народная музыка как высокое искусство. Это было впервые.

«Причитания плакальщиц». Такой пункт в концертной афише не мог оставить без внимания концерт крестьян-великороссов, специально выписанных из Воронежской и Рязанской губернии. Народные песни и былины в сопровождении старинных инструментов. Настоящий фурор.

Первый состав хора

«Поют как умеют» главный принцип крестьянского хора. «Песенная артель» даже не репетировала.

Крестьяне просто приезжали из своих деревень и пели. Между делом. Как дома за работой, или в поле, или вечером на завалинке.

Пятницкий ценил эту первозданность. И был не одинок. Среди поклонников хора Федор Шаляпин , Сергей Рахманинов , Антонина Нежданова, Иван Бунин , Владимир Ленин. По распоряжению Ленина поющие крестьяне переехали в Москву. Стали работать на фабриках, заводах и петь уже постоянным составом.

Хор получил имя Пятницкого в 1927 году, после смерти основателя. Наследие музыканта – более 400 записанных на фонографе песен, уникальная коллекция народных инструментов и костюмов. Но главное – внимание к талантам из народа, которое позволило создать уникальный коллектив.

Во время Великой Отечественной войны хор выступал на передовой как фронтовая концертная бригада. А песня «Ой, туманы мои…» становится гимном партизанского движения. 9 мая 1945 года артисты пели на Красной площади в честь Великой Победы. В коллективе бережно хранят письма с фронта.

Хранят и традиции. До сих пор в репертуаре фольклор. Липецкие припевки исполняются исключительно на диалекте Липецкой губернии, Брянские – на брянском, Владимирские – на владимирском. Звучат и песни, записанные Пятницким в начале прошлого века.

У любого музыкального явления есть последователи. Воронежский, Уральский, Северный, Рязанский, Омский, Волжский… хоровой коллектив появился чуть ли не в каждой области. И за рубежом. Польский ансамбль «Мазовше», чешский «Случ» - отголоски благородного дела Митрофана Пятницкого.

В 2008 году хор Пятницкого признан Национальным достоянием страны. А еще орден Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, правительственная медаль «Патриот России» и награда неформальная – именная звезда на «Аллее звезд» в Москве.

Сегодня в Пятницком поют, танцуют, играют около 90 артистов из 30 российских регионов. Главный критерий при отборе – одаренность. Чтобы работать в самом часто гастролирующем коллективе мира, нужен большой талант. Неслучайно самый длинный номер хора… выход на поклон!

Быть певчим Данилова монастыря — великий труд. Ведь хор в монастыре — участник практически всех его мероприятий. Это, конечно же, воскресные и праздничные богослужения (а учитывая количество храмов и престолов в монастыре, праздники бывают по нескольку раз на неделе). Это служение акафистов, молебнов, панихид и отпеваний. Очень часто хор принимает участие в Патриарших и Архиерейских службах в монастыре и за его пределами.

А быть участником концертного состава хора тяжело вдвойне. Ведь кроме такой активной богослужебной деятельности, существует не менее активная концертно-просветительская. Выступления по Подмосковью,туры по России и за рубежом... У певчих почти не бывает не только свободных дней, но иногда и свободных часов!

Многие артисты хоров Москвы подрабатывают певчими, и многие певчие московских храмов работают в хоровых коллективах Москвы. Но почти никого из участников хора Данилова монастыря вы не встретите в других коллективах. Невозможно совмещать из-за нехватки времени!

Конечно, такую нагрузку можно выдержать только будучи искренне привязанными к монастырю и хору, а именно такими и являются все певчие этого коллектива. Несмотря на то, что некоторые из них работают здесь с момента основания — большая часть по 10-15 лет, а самым молодым участникам еще нет 30 — хор для них большая семья, где они делятся друг с другом самым сокровенным, сопереживают и стараются помогать друг другу во всем. Такую атмосферу в коллективе на протяжении долгих лет создавал и поддерживает по сей день художественный руководитель и главный регент хора — Георгий Сафонов. Он, не только как внимательный учитель, хороший товарищ, но и как добрый отец опекает каждого из своих артистов, знает все об их семьях, быте, каждому из них помог или помогает устраиваться в жизни.

По заверению Георгия Сафонова, каждый из его певчих уникален. Конечно, у каждого из них высшее хоровое или вокальное образование, опыт артистической и ансамблевой работы, музыкальная грамотность на высшем уровне. Но самое главное в его артистах — умение абстрагироваться от внешних обстоятельств, забыть о своих проблемах и выложиться на выступлениях на 200%. Именно это и отличает Праздничный мужской хор Данилова монастыря от других хоровых коллективов — целеустремленность,искренность, одухотворенность, полное единение со зрителем, какую бы программу не исполнял хор.

Художественный руководитель и главный регент

Георгий Сафонов родился 3 июля 1964 года в Белоруссии, в городе Минске. В 1971 году в возрасте семи лет поступил в Среднюю специальную музыкальную школу при Белорусской Государственной консерватории по классу хорового дирижирования. Пел в хоре мальчиков под руководством заслуженного артиста России И. А. Журавленко.

Школу закончил в 1982 году. В этом же году поступил в Российскую Академию музыки им. Гнесиных в класс заслуженной артистки России, доцента М. А. Бондарь (ученицы известного в России дирижера, последнего регента Синодального хора, профессора Московской консерватории Н. М. Данилина).

Учебу в Академии совмещал с работой в двух коллективах — детском камерном хоре Детского Дома культуры «Москворечье» (художественный руководитель) и камерном хоре «Виват» Музыкального общества Московской области (хормейстер). В 1988 году на Первом Всероссийском конкурсе дирижеров в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) стал лауреатом (II премия). По окончании пяти курсов поступил в ассистентуру-стажировку Академии, которую закончил в 1991 году.

В период ассистентуры являлся преподавателем кафедры хорового дирижирования Академии (класс дирижирования и хоровая аранжировка). В 1990 стал главным дирижером хора Московского Баховского центра, а в 1991 году художественным руководителем и главным дирижером Московского ансамбля солистов «Русское возрождение».

С 1989 года был приглашен певчим на клирос в Московский Новодевичий монастырь, где начал обучаться регентскому делу. С 1991 года начал певческую карьеру в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре РПЦ г. Москвы.

Солисты хора

Корогод Александр Иванович. Первый тенор.

В монастыре поет с ноября 2012 года.

Родился в г. Михайловке Волгоградской области. Окончил Волгоградске училище искусств имени П.А. Серебрякова, Академию хорового искусства им. В.С. Попова. Сотрудничал с хором Сретенского монастыря. Является основателем, арт-директором и продюсером эстрадной арт-группы «Хор Брависсимо».

Денисов Денис Николаевич. Второй тенор.

В монастыре поет с 2002 года.

Получил музыкальное образование в Православном Свято-Тихоновском Богоявленском Институте на факультете церковного пения, окончил аспирантуру РАМ им. Гнесиных. С 2003 по 2013 год художественный руководитель и главный дирижер хора Церкви Святого Тихона Патриарха Всероссийского в Клину.

Савенков Дмитрий Викторович. Тенор-альтино.

В монастыре поет с 2011 года.

Родился на Украине в г. Харькове. Окончил РАМ им. Гнесиных, в 2010 году поступил в МГК имени П.И. Чайковского на кафедру оперно-симфонического дирижирования. Работал хормейстером Государственной Русской хоровой капеллы имени А. А. Юрлова п/р Г. А. Дмитряка, сотрудничал с Московским камерным хором В. Н. Минина, Государственным академическим русским хором им. А. В. Свешникова, Государственной академической симфонической капеллой В. Полянского. Служил как певчий во многих монастырях Москвы и Подмосковья.

Обухов Валерий Петрович. Бас.

В монастыре поет с 2011 года.

Заслуженный артист России, окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского, ГИТИС имени А. В. Луначарского. Солист Московского государственного академического Детского музыкального театра имени Н. И. Сац. В составе хора Данилова монастыря выступает с 1995 года, провел более ста гастрольных выступлений в России и за рубежом.

Певчие хора

Алексей Замлелый. Тенор.

Окончил Ставропольское краевое училище искусств, Ростовскую государственную консерваторию имени С. В. Рахманинова и аспирантуру по классу хорового дирижирования. Был певчим и хормейстером Донской хоровой капеллы «Анастасия», сотрудничал с Ростовским мужским хором «Светилен». Служил регентом в храме св. Димитрия Ростовского, руководил профессиональным смешанным хором имени св. Димитрия Ростовского.

Александр Пронин. Тенор.

Получил образование в Российской академии музыки им. Гнесиных. Работал в Московском камерном хоре под руководством В. Н. Минина, параллельно был солистом Московской филармонии. В хоре Данилова монастыря поет с начала 2000-х годов.

Игорь Краснощеков. Тенор.

Окончил Ростовскую государственную консерваторию имени С. В. Рахманинова по классу альта. Как альтист сотрудничал с Оркестром Радио и Телевидения, большим симфоническим оркестром п/у В. И. Федосеева и Симфоническиим оркестром кинематографии. Работал певчим в капелле имени А. А. Юрлова, а также в синтез-капелле п/у Г. Шайдуловой.

Александр Кандзюба. Бас.

Родился в Донецке. Выпускник Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского. Работал в Кемеровском государственном институте культуры преподавателем кафедры хорового дирижирования, параллельно являлся регентом собора Николая Чудотворца в Кемерово. Организовал I фестиваль церковных хоров Урала и Сибири «Встреча».

Андрей Украинцев. Бас.

Родился в Челябинске, где окончил музыкальное училище и институт искусств, работал регентом в кафедральном соборе Челябинска.

Увлекается рыбалкой, собирает грибы, занимается консервированием и виноделием, а также вяжет на спицах.

Евгений Ильинский. Бас.

Получил образование в РАМ им. Гнесиных, работал в камерном хоре министерства культуры СССР п/у. В. Полянского, в ансамбле «Пересвет». Лауреат международного конкурса в Лос-Анжелесе в составе «Хоровой Академии» п/у. А. Седого. В хоре Данилова монастыря с 1997 года.

Александр Безденежных. Баритон.

Служит в хоре Данилова монастыря более 20 лет, помощник художественного руководителя как на клиросе, так и за его пределами. Окончил отделение церковного пения Московской городской учительской семинарии, работал с хором «Православные певчие» п/у Г. Смирнова.

Кирилл Кисляков. Баритон.

Родился в Болгарии, город Варна. Окончил Академию хорового искусства имени В. С. Попова. Сотрудничал с благотворительным фондом «Мир искусства» п/у В. М. Тетерина в разных областях России, занимался музыкой с детьми-сиротами и инвалидами. Занимается организацией концертов.

Александр Конев. Баритон.

Родился в Республике Коми. Выпускник РАМ им. Гнесиных. Регент, занимается организацией концертной деятельности хора Данилова монастыря.

Сергей Герасимов. Бас.

Родился на Урале, с детства любил народную музыку, играл на гармонике и баяне. Учился вокальному пению у профессора Содовской Хелены Багиславовны. Певчий хора Данилова монастыря с 1998 года. Успешно сочетает медицинскую практику психиатра-нарколога с пением в церковном хоре.

Иван Пименов. Тенор.

Родился в Москве. В 2005 году закончил Московскую Православную Духовную Семинарию. Работал в Архитектурном бюро. Владеет греческим языком, благодаря чему сотрудничает с Александрийским подворьем, Греческим культурным центром, МГУ, МИД. В монастырском хоре поет с 2006 года.

Увлекается спортом, любит кататься на велосипеде и горных лыжах.

Алексей Юрченко. Баритон.

Родился на Камчатке. В 2000 году окончил Камчатское областное музыкальное училище и поступил в Астраханскую Государственную Консерваторию по классу хорового дирижирования. С 2004 года служил регентом мужского хора «Скимен» при Иоанно-Предтеченском монастыре. В 2007 году создал хор мальчиков «Воскресение». С 2009 по 2011 — художественный руководитель мужского хора при Астраханской филармонии. В монастыре поет с 2013 года.

Родился и живет в Москве. Музыкальное образование получил сначала в Московской капелле мальчиков, затем в Московском училище при Московской консерватории как хоровой дирижер. После училища поступил в ГИТИС на факультет «актер музыкального театра». Работал солистом в Московском государственном академическом детском музыкальный театре им. Н. И. Сац. Служил певчим в хорах под управлением В. К. Полянского, А. Седова, В. Н. Минина. Был солистом ансамблей ГСВГ (группа советских войск в Германии) и «Дон Казакен» (Германия). Поет в хоре Данилова монастыря с 2010 года.

Николай предпочитает классическую музыку, джаз и советские фильмы.

Петр Фомин. Тенор.

Родился в Москве. В 1988 году закончил Московский Энергетический Институт. С 1983 по 1989 год пел в Хоре Молодежи и студентов под управлением Б. Г. Тевлина, с 1991 по 1993 год — в хоре Новоспасского монастыря. Служил в хоре «Древнерусский распев», а так же в подворье Псково-Печерского монастыря в Москве (Сретенский монастырь). С 1989 г. по 1991 г., а затем с 1999 года — работа в хоре Данилова монастыря.

Александр Кадин. Бас.

Родился в городе Ош, Киргизской АССР. В 1982 году переехал в Абхазию, закончил школу в городе Тудаута и музыкальное училище города Сухуми. С 1998 года работал на клиросе Ново-Афонского монастыря и в Абхазской хоровой капелле. С 2007 года живет в Москве. В Даниловом монастыре поет с 2010 года.

Александр женат, воспитывает 6-х детей.

Александр Гаркуша. Баритон.

Святое крещение принял в Южно-Казахском городе Туркестан, где проживало много ссыльных греков, за счет которых сформировалась сильная церковная община. Навыки пения в церкви приобрел у своей бабушки, которая служила Богу на клиросе. По окончании школы поступил в музыкальное училище на отделение фортепиано. С 1973 по 1975 год служил в войсках специального назначения. В 1983 году окончил дирижерско-хоровой факультет Алма-Атинской государственной консерватории, после чего был принят в группу ударных инструментов Государственного симфонического оркестра. С 1986 года работает артистом-инструменталистом в Казахском гастрольно-концертном объединении «Казахконцерт». В дальнейшем — работа аккомпаниатора и преподавателя фортепьяно в детских музыкальных школах Подмосковья. С 1990 года служба певчим в Новодевичьем монастыре, после чего в 1993 году принят на должность певчего братского хора, а затем праздничного клироса Данилова монастыря, где служит и по настоящее время.

Александр с огромным интересом относится к российскому спорту, любит футбол и соревнования по боями без правил.

Смешанный хор образуется в результате соединения детского или женского хора с мужским; в смешанном хоре — две группы голосов: верхняя — женские или детские голоса, нижняя — мужские голоса.
Типичный состав четырехголосного смешанного хора имеет партии сопрано, альтов, теноров и басов. Примером такого состава может служить хор из I действия оперы «Руслан и Людмила» Глинки — «Светлому князю и здравье и слава»:

А. Неполный состав смешанного хора
Смешанный хор может иметь в своем составе не все названные партии, а лишь некоторые из них. Например, в хоре могут быть альты, тенора и басы; пли же сопрано, альты и тенора; любая комбинация одной из хоровых партий верхней группы может сочетаться с одной из партий нижней группы (сопрано + тенора, альты + басы, альты + тенора и т. д.). Такие составы образуют неполный смешанный хор.

Б. Удвоения голосов в смешанном хоре
В зависимости от фактуры музыкального произведения, смешанный хор может петь в унисон (редкий случаи) или в октаву, так называемый октавный унисон (распространенный случай); может также петь и на два голоса, в последнем случае партия сопрано обычно дублируется в октаву партией теноров, а партия альтов — партией басов. Все одноголосные и двухголосные хоровые произведения, таким образом, могут быть исполнены смешанным хором с октавными удвоениями.
При исполнении смешанным хором музыкального произведения, изложенного на три голоса, наиболее распространенный прием дублирования — октавные удвоения между первыми сопрано и первыми тенорами, между вторыми сопрано и вторыми тенорами, между альтами и басами.
Примером дублирования голосов в унисон и октаву могут служить помещенные ниже отрывки из оперы «Князь Игорь» И. Бородина:

В. Возможности смешанного хора в связи с разделением голосов

Выше было сказано, что смешанный хор в своей основе имеет четырехголосие. Однако возможности смешанного хора далеко превосходят это типичное для пего изложение. Если в хоровых партитурах, рассчитанных на однородный состав, разделение доходит до четырех, пяти, шести и даже семи голосов, то нетрудно представить возможности разделения партий смешанного хора, имеющего в своем составе два однородных хора.
Рассмотрим некоторые комбинации, получающиеся от разделения голосов смешанного хора, приняв для этого следующие условные обозначения: голоса обозначаются буквами (С — сопрано, А — альты, Т — тенора, Б — басы); цифры возле буквы обозначают исполняемую партию — первую или вторую и т. д. Например, С 1 обозначает первые сопрано, С 2 — вторые сопрано и т. д.

1. (С 1 +С 2)+А+Т+Б
2. С+(А 1 +А2)+Т+Б
3. С+А+(Т 1 +Т 2)+Б
4. С+А+Т+(Б 1 +Б 2)

1. (С 1 +С 2) + (А 1 +А 2)+Т+Б
2. (С 1 +С 2)+А+(Т 1 +Т 2)+Б
3. (С 1 +С 2)+А+Т+ (Б 1 +Б 2)
4. С+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+Б
5. C+(A 1 +A 2)+T+(Б 1 +Б 2)
6. C+A+(T 1 +T 2) + (Б 1 +Б 2)

1. (C 1 +C2)+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+Б
2. C+(A 1 +A2)+(T 1 +T 2)+(Б 1 +Б 2)
3. (С 1 +С2)+А+(Т 1 +Т 2)+(Б 1 +Б 2)
4. (С 1 +С2)+(A 1 +A 2)+Т+(Б 1 +Б 2)

(С 1 +С 2)+(А 1 +А 2)+(Т 1 +Т 2)+(Б 1 +Б 2)

Возможны и иные комбинации. Нередки случаи, когда музыкальное произведение требует исполнения на два и даже на три хора.
Таким образом, по числу голосов, на которое рассчитано исполняемое произведение, смешанный хор может быть одноголосным, двухголосным, трех-, четырех-, пяти-, шести-, семи-, восьмиголосным и т. д.

В русской музыкальной литературе много многоголосных хоров. Рекомендуем учащемуся проанализировать хоры Танеева ор. 27.

Тип хора определяется в зависимости от того, какие партии его составляют. Хор, состоящий из женских голосов, называется однородным женским хором. Аналогично – мужской хор называется однородным мужским, а хор, состоящий из мальчиков и девочек, называется детским хором. Существует традиция исполнения произведений, написанных для детского хора, женским составом и наоборот. Определить, какой же в данном случае тип хора предполагает автор, в случае если им не указаны конкретные виды голосов, можно исходя из образного содержания произведения.

Хор, состоящий из мужских и женских голосов, называется смешанным хором. Разновидностью его является хор, в котором партии женских голосов исполняют мальчики, нередко его называют хором мальчиков. Как правило, все православные духовные песнопения, написанные до начала XX века, предназначались для исполнения таким составом смешанного хора.

К типу смешанных хоров относятся также неполные смешанные хоры. Неполные смешанные хоры – это такие хоры, где отсутствует какая-либо одна из партий. Чаще всего это басы или тенора, реже – какие-либо из женских голосов.

Каждому типу хора соответствуют определенные виды хоров. Вид хора свидетельствует о количестве хоровых партий, входящих в его состав, хоры бывают одноголосные, двухголосные, трехголосные, четырехголосные и т.д.

Однородные хоры имеют в своем составе, как правило, две основные партии (сопрано+альты или тенора+басы), следовательно, основной вид однородного хора – двухголосный. Смешанный хор состоит из четырех основных партий, и его наиболее характерный вид – четырехголосный.

Уменьшение и увеличение числа реально звучащих партий путем дублирования или, наоборот, разделения может дать новые виды хора. Например: однородный одноголосный хор, однородный четырехголосный хор, смешанный восьмиголосный хор, смешанный одноголосный хор и т.д.

Дублирования и разделения могут быть как постоянные, так и временные. Хоровая партитура с нестабильным изменением количества голосов будет иметь вид, называемый эпизодическим одно-, двух-, трех-, восьмиголосием, с обязательным указанием стабильного числа голосов (например, однородный двухголосный женский хор с эпизодическим трехголосием). При временных разделениях, обозначающихся иногда итальянским словом divisi, возникающие новые голоса имеют, как правило, подчиненное значение.

Кроме простых хоров существуют также многохорные составы, когда в исполнении произведений одновременно участвуют несколько хоров, имеющих самостоятельные хоровые партии. Такие многохорные партитуры особенно часто встречаются в оперной музыке. В православной музыкальной практике также существует традиция сочинения так называемых антифонных 6 произведений, при которой два хора поют, как бы отвечая друг другу. Такие составы называются соответственно: двойные, тройные и т.д.

2. Диапазон и тесситурные особенности произведения

После определения типа и вида хора необходимо выяснить диапазон и тесситурные особенности хоровых партий. Прежде всего определяется общий диапазон хоровой партитуры. Для этого необходимо «измерить» расстояние между крайними нижним и верхним звуками, встречающимися в данной партитуре. Для наглядности можно отметить их на нотном стане следующим образом:

Понятие диапазона тесно связано с понятием тесситуры, наиболее используемой части диапазона в данном произведении. Для оценки тесситуры необходимо тщательное изучение использования регистровых возможностей голосов во всех партиях, на протяжении всего сочинения. Тесситура в зависимости от диапазона и регистровых особенностей конкретной партии может быть средняя, высокая или низкая. Например, регистры партии сопрано будут выглядеть так.

Пример 20

Аналогично ей, с учетом особенностей вокальных диапазонов будут распределены регистры и в других хоровых партиях.

Тесситуру можно назвать удобной, если высотное положение хоровой партии соответствует свободному звучанию голоса. Если же в процессе исполнения голос длительное время звучит в неудобном регистре, напряженно, – тесситура считается неудобной. Трудно петь длительное время в верхнем регистре. В низком регистре технические и динамические возможности голоса существенно ограничены. В большинстве случаев значительные части хоровых партий помещаются в среднюю, наиболее удобную для пения, тесситуру.

Однако вышесказанное не означает, что использование крайних регистров нежелательно и неправильно. Очень часто именно таким способом композитор добивается необходимого ему тембрового выделения той или иной партии, создания определенного колорита.

Понятие типа хора как определённого состава и как конкретного сочинения хоровой музыки. Типы хоров. Характеристика их вокально–технических и исполнительских возможностей. Примеры.

Виды хора. Определение вида хора и хоровой партитуры. Определение понятия «хоровая партия». Комплектация хоровых партий соответствующими сольными певческими голосами. Количественный состав хоров и связанные с этим исполнительские возможности. Примеры хоровых сочинения различных видов.

Различные варианты расположения хорового коллектива.

Терминология по теме:

Однородный хор – хор, состоящий из однотипных голосов (мужских, женских или детских).

Детский хор– однородный. Существуют хоры младшего, среднего и старшего возраста, в целом от 6 до 15 лет.

Неполный хор – смешанный хор, в котором отсутствует какая-либо партия.

Смешанный хор – хор, состоящий из 4-х партий: Сопрано, Альт, Тенор и Бас.

Партия – часть хора, поющая одинаковыми голосами.

Дивизи (divisi) – музыкальный термин, обозначающий в партитуре хора разделение одной партии на две или более.

7. Строй в хоре.

Определение понятия «музыкальный строй». Исторический аспект возникновения и видоизменения различных музыкальных систем, именуемых музыкальными строями.

Строй хора – один из основных элементов хоровой звучности.

Раскрытие понятия «зонный строй». Подтверждение основных выводов П.Г.Чеснокова в научных исследованиях и трудах академика Н.А.Гарбузова о зонной природе вокального строя.

Мелодический (горизонтальный) и гармонический (вертикальный) строй. Мелодический строй как достижение унисона в звучании хоровой партии посредством осознания ладовых тяготений и законов зонного интонирования ступеней и интервалов. Гармонический строй и его взаимосвязь с мелодическим строем. Интонирование аккордов. Развитие слуховых данных у певцов. Активная природа вокального слуха и его взаимосвязь с мышечными ощущениями. Взаимосвязь дыхания и строя, вокала и строя. Зависимость достижения строя от музыкально–выразительных средств партитуры, темпа, динамики и др. Трудности достижения строя, связанные с условиями работы и др. внешними факторами.

Терминология по теме:

Строй хора – один из основных элементов хоровой звучности, определяющий интонационную чистоту пения.

Интонирование – осознанное воспроизведение муз. звука голосом или на инструменте. Точное интонирование опирается на ладовые связи.

Камертон – прибор источник звука, служащего эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. Принята эталонная частота тона ля первой октавы 440 Гц.

Ансамбль в хоре.

Понятие ансамбля в различных его значениях, в том числе структурно-организационный. Ансамбль как один из главных элементов хоровой звучности. Психологическая основа ансамбля. Ансамбль частный и общий. Технологические виды ансамбля: по качеству звука (вокальный), по силе (динамический), во времени (ритмический, темповый). Зависимость ансамбля и строя. Вокальный ансамбль как единство вокальной позиции, артикуляционной формы и тембра. Динамический ансамбль включает в себя: ансамбль естественный и искусственный, ансамбль в условиях различной фактуры, ансамбль солиста и хора, ансамбль хора и инструментального сопровождения. Ритмический ансамбль, его зависимость от метроритма, темпа, фактуры и др. Темповый ансамбль. Художественный ансамбль, его влияние на технологический ансамбль.

Терминология по теме:

Ансамбль хора (ансамбль - вместе) –один из основных компонентов хоровой звучности.

Динамика в музыке – сила звучания, громкость и их изменения.

Темп – скорость чередования метрических долей в музыке. Темп тесно связан с характером, стилем, жанром, а также индивидуальностью исполнителя.

Метр – порядок чередования сильных и слабых долей в музыке.

Метроном – прибор для определения темпа музыкального произведения.

Ритм – временная организация музыкальных звуков и их сочетаний.

Синкопа – несовпадение метрического и ритмического ударений.

Аккомпанемент – сопровождение одним или несколькими инструментами, а также оркестром сольной партии (певца, инструменталиста, хора).

Фактура – склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, то, из чего она складывается: мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски. Фактура бывает очень разнообразной: гомофонной, гармонической, полифонической и др.