Китай: архитектура. Традиционная китайская архитектура. Древняя китайская архитектура. Шедевры китайской культуры Phorum архитектура древнего китая

Крупнейшей азиатской страной со своей уникальной культурой является, конечно, Китай. Архитектура Поднебесной сформировалась еще в 3 веке до н. э. Причем многие старинные традиции сохранились вплоть до сегодняшнего дня.

За все тысячелетия своего существования китайская культура обогатила мировое наследие, подарила ему множество шедевров. К сожалению, далеко не все сооружения сохранились до наших дней. О многих их них известно только из книг или более древних письменностей. Одно можно сказать точно: ни одна другая классическая культура не достигла столь большой высоты, как китайская. Поэтому она, как никакая другая, заслуживает внимания.

Древняя китайская архитектура

Невозможно рассказать о таком строительном искусстве, как архитектура древнего Китая, кратко. Это обусловлено тем, что оно является неотъемлемой частью формирования культуры Поднебесной в целом. Те элементы, которые сформировались многие тысячелетия назад, можно увидеть и в современности. Конечно, сейчас используются другие материалы, технологии и способы, но традиции все-таки сохранились.

Архитектура Китая и Японии схожа тем, что обе страны в первобытном обществе и вплоть до первых лет нашей эры использовали для строительства дерево. Кроме того, за этот период, естественно, наблюдалась некоторая модернизация процесса возведения зданий, но она была минимальной. Настоящий рывок произошел в 3-4 вв. н. э.

Для архитектуры древнего Китая характеры следующие элементы:

  • гибкость линий;
  • элегантность;
  • идеально правильная планировка (любовь к квадратам, кругам);
  • изящная декоративность.

В древности китайцы строили большое количество храмов, резиденций, дворцов или городских стен. Все эти здания, если они сохранились до сегодняшнего дня, представляют собой культурное наследие не только Поднебесной, но и всего мира.

Новые культовые сооружения: дуновение буддизма

Ближе к нашей эре китайская цивилизация становится настолько развитой, что способна расширять свои территории. Она продвигается далеко за пределы страны, естественно, оказывая влияние на культуры других народов. Именно поэтому архитектура Востока во многом обязана именно Поднебесной. Поскольку развитие Китая было быстрым и существенным, соседние государства и страны, несмотря на некий гнет, получили новые навыки строительства.

Вскоре на территорию Поднебесной из Индии приходит буддизм, который открывает человеку веру не только в силу орудий - появление религии положительно сказывается на духовном развитии. Соответственно, вместе с буддизмом появляются и культовые сооружения. Статуи Будды, росписи храмов, повествующие о тех или иных событиях религии, - вот в чем заключается отличие зодчества начала новой эры.

Великая стена

Мировые шедевры архитектуры нельзя рассматривать, не упомянув Великую китайскую стену. Ее строительство велось поколениями. Также данное сооружение можно по праву назвать самым технологичным для своего времени. Более того, способы, которые использовались при возведении, могут кое-чему научить и современных архитекторов.

Строительство стены началось за несколько веков до н. э. Таким заурядным методом нация хотела доказать свое единство.

На целостности сооружения не могли не сказаться многочисленные набеги соседних воинствующих государств (в основном монголов). Поэтому стену периодически приходилось латать, заделывать дыры. Занимались этим заключенные под руководством профессионалов.

История Великой китайской стены многогранна. Она является символом Поднебесной, ее величием восхищаются все люди современности. И только она смогла противостоять множество веков ветрам, непогоде и любым другим негативным условиям.

Архитектура минского периода

В 14-17 вв. в Китае начинается время, когда постройки укрепляются настолько, что могут стоять столетиями. В этот период начинается эпоха Мин. О ней сегодня известно многое. Дело в том, что есть несколько десятков строений, сохранившихся до наших дней. Одним из них является китайский храм Неба. Он был возведен в 1420 году, когда столицу страны перенесли в Пекин. Здесь в день зимнего солнцестояния проводились жертвоприношения. Тысячи людей приходили к храму для того, чтобы помолиться, попросить у неба хорошего урожая.

Есть и другая отличительная черта минской эпохи. Она заключается в том, что китайский храм, дом, усадьба или любое другое здание приобретает общие черты. То есть, если возведение ведется в рамках одного проекта, то все его отдельные части имеют одинаковые стили выполнения, технологии, декорации и так далее.

Отличия архитектуры Китая

Культура любой страны имеет свои особенности. Однако архитектура Древнего Востока поистине уникальна, она не имеет аналогов, в то время как другие государства перенимали и заимствовали те или иные приемы строительства и возведения зданий. В этом смысле особенно выделился Китай. Его культура, конечно, тоже перенимала чужие знания, однако все они интерпретировались и использовались исключительно в рамках традиций.

Первый китайский дом появился в 5 тысячелетии до н. э. Тогда это было наполовину зарытое в землю строение. Следует отметить, что культовые или административные сооружения имели такую же форму - они лишь увеличивались в размерах. Именно в то время сформировалось убеждение, что квадраты в архитектуре связывают человека с землей, а круги - с небом. Поэтому все постройки имеют соответствующие формы.

Окончательно стиль таких архитектурных объектов, как китайский дом, дворец или, например, храм, сформировался ближе к началу н. э. Различия тогда заключались только в том, что Китай разделился на северный и южный. Но когда он вновь объединился (5 век), то и архитектура стала выполняться в едином стиле. Нет ни одной другой страны, которая бы чтила традиции зодчества больше, чем Поднебесная.

Современная архитектура Китая

Любое культурное наследие можно разделить на несколько периодов. С 1949 года начинается современная история такой страны, как Китай. Архитектура этого времени терпит существенные изменения. Основа всех перемен заключается в дуновении европейских традиций.

Многие здания вроде театров, административных и торговых центров, гостиниц и ресторанов строились в западном стиле. Но китайская архитектура все-таки оставалась доминирующей. Данному времени соответствует появление небоскребов. Так Поднебесная решала вопрос о размещении своего многочисленного населения. Но даже в современных строениях время от времени прослеживаются национальные традиции, и многие из них сегодня принимают за настоящие шедевры архитектуры.

Таким образом, в этот период наблюдалось смешение стилей. Крупные города перенимали европейские новшества, тогда как небольшие поселения и деревеньки оставались приверженцами своих исконных культурных традиций строительства.

Новейшая архитектура Поднебесной

Как известно, развитие культурных сфер жизнедеятельности человека будет напрямую зависеть от того, насколько развита экономика страны. И никто не станет спорить, что многие мировые шедевры архитектуры принадлежат именно Китаю. Это обусловлено тем, что он представляет собой государство, которое имеет стабильное экономическое положение, причем уже не первое столетие. В древности и Средневековье именно Поднебесная считалась одним из наиболее развитых регионов.

Столь стабильное экономическое положение не могло не отразиться на том, какую культуру обрел Китай. Архитектура современности значительно отличается от старой. Дело в том, что домишки с изогнутыми крышами, легкие на вид и изящные, стали непозволительной роскошью в многонаселенной стране. Появились небоскребы, высокие торговые центры и другие строения, не имеющие ничего схожего с традиционными постройками.

В качестве примера можно рассмотреть комплекс офисов, расположившийся в Гонконге. Высота зданий составляет почти полкилометра. Здесь же был возведен и торговый комплекс. Все строения современного Китая растут ввысь. Конечно, это вынужденное решение. Но нельзя не отметить уникальность, которая присуща всем новейшим проектам. Каждый из них обладает своей отличительной чертой, и найти аналогов невозможно ни в одной из других стран планеты.

Заключение

Таким образом, государством с необычайно большим наследием является современный Китай. Архитектура его наряду с другими ответвлениями культуры за многие тысячелетия совершенствовалась. Изящество и красота, а также какая-то особенная легкость присутствуют в каждом строении, каким бы массивным оно ни было. Потребуется много времени, чтобы перечислить все те шедевры, которые Поднебесная подарила миру.

Китай - страна, которая во все времена была богата на лес. Поэтому древние зодчие этого государства предпочитали возводить здания из древесины. Поскольку материал этот особой долговечностью не отличается, до наших дней дошло очень мало памятников архитектуры этого древнего государства. Об их отличительных особенностях ученым удалось узнать в основном из древних манускриптов и рисунков.

Основные отличительные особенности архитектуры Древнего Китая

. Использование в градостроительстве правил даосского учения фэн-шуй. Все здания фасадом направлялись на юг - на солнце. Это обеспечивало создание максимально комфортного температурного режима в помещениях. Участок считался пригодным для строительства только в том случае, если сочетание небесных светил было благоприятным.
Стены городов ориентировались по сторонам света.
Высота всех зданий была строго регламентированной. Чем более высокий статус был у человека, тем выше был у него дом и тем ближе располагался он к центру города – императорскому дворцу. Бедняки имели право строить только одноэтажные дома.
Регламентировался также цвет крыш. Для дворца властителя использовалась золотая краска. Для храмов – небесно-голубая. Знать красила крыши в зеленый цвет, а бедняки – в серый.
В укрепительных сооружениях использовалось контрастное сочетание массивного каменного основания и легкого навеса из древесины, защищавшего воинов от стрел врага. По такому принципу выстроены, например, оборонительные стены Пекина.
Храмы (пагоды) строились на возвышенностях и располагались по оси север-юг. Их крыши чаще всего красили в зеленый цвет, а стены – в красный. Таким образом, зодчие добивались гармоничного сочетания здания с растущими вокруг елями.
Стены жилищ опорными конструкциями не являлись. Крыша опиралась на столбы, пространство между которыми заполнялось досками или кирпичом-сырцом.
Едва ли не самой главной особенностью китайского жилого дома является оригинальная и эффектная изогнутая пирамидальная крыша.
Наличие обычно пяти комнат в жилище.

Архитектура Древнего Китая абсолютно неповторима и самобытна. Когда-то в этой стране строились необыкновенно красивые здания, гармонично вписывающиеся в окружающий ландшафт. Часто окна в глинобитных конструкциях вырезались в виде цветов или листьев. Стены красили в яркие цвета и украшали узорами и орнаментами.

Великая Китайская стена

Разумеется, самым знаменитым памятником древнекитайской архитектуры можно назвать Великую Китайскую стену. Ее возведение началось в III веке до н. э. по инициативе императора Цинь Шихуанди, основателя знаменитой династии. Причиной строительства стало желание защитить страну от кочевых племен. В период властвования династии Хань это сооружение было расширено в западном направлении. До наших дней сохранились только участки стены, возведенные в эпоху правления династии Мин (1368—1644). В те времена для устройства разного рода сооружений использовались в основном камень и кирпич. Эти материалы скрепляли очень качественным известковым раствором. В древности стена действительно была практически непреступной. В разных ее местах имелись проходы, которые на ночь наглухо закрывались. Открывать их не разрешалось ни под каким предлогом.

Железная пагода

Железная пагода была построена в 1049 г. и представляет собой тринадцатиярусную восьмигранную башню высотой в 56,88 м. Это один из важнейших памятников архитектуры периода правления династии Сун. При его сооружении использовался глазурированный кирпич с особым металлическим отливом. Отсюда и название пагоды. Стены этого храма покрыты вырезанными изображениями Будды, певцов, танцоров, монахов и драконов.

Храм Неба

Храм Неба – еще один известнейший памятник архитектуры Древнего Китая. По-другому его называют Храмом Урожая. Находится он в центральном Пекине и является частью храмового комплекса, занимающего площадь в 267 га. Построен он был в 1420 г., в эпоху правления династии Мин и первоначально назывался Храмом Неба и Земли. Название изменилось после того, как был возведен отдельный Храм Земли. Однако первоначальное культовое значение этого сооружения навсегда сохранилось в его архитектуре. Южная часть этой постройки выполнена в форме квадрата, что символизировало землю, а северная – в форме круга, что является символом неба. В этом сооружении молились в основном для того, чтобы изменить погоду для получения хорошего урожая. Необыкновенно эффектная китайская архитектура полностью направлена и подчинена силам природы. Древние зодчие этого государства воплотили в своих творениях все особенности культуры, менталитета и традиций китайского народа.


Сейчас только ленивый не говорит о невероятном экономическом развитии Китая, который на наших глазах становится новой супердержавой. Архитектура Поднебесной - одно из доказательств величия этой прекрасной страны. В нашем обзоре представлены 27 примеров невероятной архитектуры Китая, которые должен увидеть каждый.





Весьма оригинальное здание для одной из ведущих компаний Китая Alibaba в городе Ханчжоу было построено в 2009 году. Целью его возведения было создание максимально открытого и свободного пространства, которое будет способствовать продуктивному, но при этом непринужденному рабочему процессу. Штаб-квартира площадью 150 000 квадратных метров способна вместить около 9 тысяч сотрудников фирмы.





Построенный в 1990 году 315-метровый (с учетом двух антенн высота здания достигает 367 метров) небоскреб Банк Китая на протяжении 3 лет считался самым высоким зданием Азии. От большинства других небоскребов гонконгскую башню отличает ее необычный футуристический дизайн, благодаря чему здание стало крайне популярным среди жителей и туристов.





Современный театр в небольшом городе Вужене, который спроектировал тайваньский зодчий Крис Яо из бюро ARTECH, напоминает прорастающие из одного стебля и сросшиеся воедино два цветка лотоса. Изысканные деревянные экраны покрывают примерно половину фасада, в то время, как другая его часть покрыта кирпичной кладкой. Этот театр стал настоящей визитной карточкой Вужена.




Интерьер центра "Новый век"


Построенный в 2010 году многофункциональный комплекс «Новый век» официально признан самым большим цельным зданием в мире. Площадь здания составляет 1,76 миллиона квадратных метров, что втрое больше площади Пентагона. В уникальном комплексе располагаются торговые площади, офисы, конференц-залы, университетский комплекс, два коммерческих центра, два пятизвездочных отеля, кинотеатр IMAX и аквапарк с искусственным пляжем.





Строительство баскетбольного дворца, рассчитанного на 18 тысяч, было завершено к началу Игр в 2008 году. Именно в этом спортивном объекте проходили предварительные и финальные соревнования по баскетболу в рамках Олимпиады. Среди архитектурных особенностей стоит выделить крайне необычный фасад из специальных художественных панелей из дерева.

6. Новый терминал международного аэропорта Пекина





Новый терминал, построенный к Олимпийским Играм по проекту легендарного барона Нормана Фостера, обладает колоссальными размерами - длиной 3,25 км и площадью в 1,3 млн. квадратных метров, что делает его самым большим сооружением в мире. Интересно, что британский архитектор постарался вложить в свое детище все понимание китайской традиционной архитектуры - красно-золотая гамма, резкий изгиб перекрытий и общий силуэт, схожий с силуэтом дракона придают сооружению восточные черты.

7. Небоскреб "Тайбэй 101" в Тайбэе


Небоскреб "Тайбэй 101" в Тайбэе



"Тайбэй 101" на фоне живописного заката


509-метровый небоскрёб, построенный в 2003 году в Тайбэе, является пятым по высоте зданием в мире. На нижних этажах находятся различные торговые центры и помещения обслуживания, а верхние заняты офисами крупнейших корпораций со всего мира. Крайне интересен тот факт, что в небоскрёбе "Тайбэй 101" находятся самые быстрые лифты в мире, поднимающиеся со скоростью 60,6 км/ч. Тайбэйская башня считается главным символом Тайваня и одним из важнейших архитектурных сооружений всего Китая.





27-этажное подковообразное здание всемирного известной сети отелей Sheraton в Хучжоу было завершено в 2013 году. Благодаря своей форме здание получило прозвище "подкова". Особенно завораживающим оно выглядит по ночам, отражаясь в озере Таху и образуя со своим отражением силуэт цифры "8". Стоит отметить, что этот красивейший современный отель входит в десятку самых дорогих в мире.

9. Олимпийский стадион "Птичье гнездо" в Пекине


Олимпийский стадион "Птичье гнездо" в Пекине



"Птичье гнездо" в Пекине


Главный олимпийский объект Пекина был построен в преддверии Игр в 2008 году. Чаша стадиона имеет очень интересный и необычный внешний вид, который стал возможен благодаря конструкции из высококачественной стали, покрытой полимерами. Впервые попавший на стадион болельщик будет удивлен продуманностью и цельностью главного символа нового Пекина - даже светильники вдоль дорожек, ведущих к входам на стадион, выглядят, как миниатюрные птичьи гнезда.





В 2009 году было завершено строительство уникального здания штаб-квартиры CCTV в китайской столице. Новая штаб-квартира CCTV, расположенная на 20 га земли, считается самым значимым проектом знаменитого голландского архитектора Рэма Колхаса. Современный небоскреб состоит из двух башен (54 и 44 этажа), высота большей из них составляет 234 м. Между собой два корпуса соединяются с помощью горизонтальных конструкций на уровне последних этажей и у основания. Интересно, что из-за столь необычной формы строение получило прозвище «большие штаны».





Строительство шестого по высоте здания мира было завершено в 2008 году. Особенности китайского ландшафта вынудили главного архитектора Дафида Малотта создать конструктивную систему, способную выдержать землетрясение до 7 баллов. В состав 101-этажного гиганта входят всевозможные магазины, рестораны, конференц-залы, офисы различных компаний и самая высокая смотровая площадка, расположенная на 100 этаже. Неофициальное название комплекса - "открывашка".

12. Спортивный центр "Восток" в Шанхае


Спортивный центр "Восток" в Шанхае



Главное сооружение спортивного центра "Восток"


Спортивный центр "Восток", предназначенный в основном для проведения всевозможных соревнований по водным видам спорта - это комплекс из многофункционального стадиона, специального крытого центра водных видов спорта, открытого бассейна и большого медиацентра. Немецкие архитекторы из DMP спроектировали все эти сооружения в одном стиле, и каждое из них напоминает морские ракушки. Главный стадион рассчитан на 18 тысяч человек, двое других способны принять около пяти тысяч зрителей.





Построенный в 2010 году комплекс Cube Tube находится в новом экономическом центре провинции Чжэцзян. Здание, состоящее из офисной и развлекательной частей, возведено по системе прямоугольных модулей, которые используются и как окна с террасами, и как украшение для интерьеров. Cube Tube стал наиболее значимым объектом в Джинхуа, который притягивает многих туристов, желающих насладиться "квадратной магией".





Многофункциональный комплекс Galaxy Soho, выполненный по проекту неповторимой Захи Хадид в 2010 году, стал настоящим украшением Пекина. Комплекс состоит из пяти куполообразных сооружений без прямых углов высотой до 67 м, плавно соединенных между собой на разных уровнях системой крытых и открытых переходов. Первые этажи занимают рестораны и магазины, а в верхних расположены офисы крупных компаний. Galaxy Soho стал первой работой Хадид в Китае.





Современное здание музея стекла является местом для тематических выставок и презентаций изделий из самого популярного и модного материала. Особое внимание стоит уделить необычному фасаду здания - наружные стены покрыты отшлифованным и покрытым эмалью темным стеклом. На фасаде можно прочесть слова на разных языках, которые в той или иной мере имеют отношение к прозрачному материалу.





Комплекс Sanlitun Soho от известного японского зодчего Кенго Кумы представляет собой сад типа "сункун", окруженный различными зданиями по образу традиционных кварталов старого Пекина. Также японцем были использованы принципы сомасштабности человеку и очень высокой плотности застройки. Новый комплекс был поделен на четыре сектора согласно частям света, а переходы между ними представляют собой систему извилистых лабиринтов. Особый интерес представляют также корпуса Sanlitun Soho, облицованные разноцветными акриловыми панелями, которые меняют свой цвет при смене освещения.

17. Многофункциональный комплекс "Круг" в Гуанчжоу


Многофункциональный комплекс "Круг" в Гуанчжоу



"Круг" в Гуанчжоу


33-этажное здание высотой 138 м было построено в 2013 году в Гуанчжоу по проекту итальянца Джузеппе Ди Паскуале. В центре "Круга" расположено круглое отверстие диаметром около 50 м. При отражении здания в реке получается изображение, похожее на цифру 8, которая считается у китайцев счастливой. Гуанчжоуский комплекс считается самым большим круглым зданием в мире.

18. Центр искусств "Готай" в Чунцине


Центр искусств "Готай" в Чунцине



Центр искусств "Готай"


Невероятное здание центра искусств "Готай", строительство которого было закончено в феврале 2013 года, расположено в самом центре развивающегося города Чунцина. Здание состоит из двух частей – Большого театра и Музея искусств Чунцина. Интересно, что автор этого удивительного проекта Цзин Цюань решил использовать в качестве основной идеи традиционный китайский духовой инструмент «шэн».

19. Дом "Фортепиано и скрипка" в Хуайнане"


Дом "Фортепиано и скрипка" в Хуайнане



"Фортепиано и скрипка" с ночной подсветкой


Дом "Фортепиано и скрипка" - это невероятное здание, которые было построено в 2007 году в небольшом городе Хуайнане. Оно служит в качестве выставочного зала, посвященного вопросам планового развития недавно созданного в городе района Шаннан. Прозрачная скрипка служит входной зоной с эскалаторами и лестницами, главным же зданием комплекса является огромное фортепиано. Любопытно, что здание построенное в масштабе 1:50, обрело у туристов невероятною популярность и стало чуть ли не главным "романтическим" зданием страны.

20. Телебашня "Восточная жемчужина" в Шанхае


Телебашня "Восточная жемчужина" в Шанхае



"Восточная жемчужина"" на фоне Шанхая


468-метровая телебашня «Восточная жемчужина» - это третье по высоте здание в Азии (высота 468 метров) и пятая среди самых высоких телебашня в мире. Гигантская сфера, в которой находится вращающийся ресторан, танцевальная площадка и бар, имеет диаметр 45 метров и находится на высоте 263 метра над землёй. Особой популярностью у туристов пользуется смотровая площадка со стеклянным полом, где можно почувствовать себя парящим над этим огромным мегаполисом.





Здание суперсовременного торгово-развлекательного комплекса Hanjie Wanda Square не может оставить равнодушным никого. 4 из 6 этажей скрыты под удивительной фактурной оболочкой из узорчатого стекла и нержавеющей стали. Комплекс следует всем канонам традиционного зодчества Китая, перенося их на современный лад. Особенно эффектным здание становится ночью благодаря светодиодной подсветке, подчеркивающей его форму.





Главная достопримечательность современного Шанхая, башня Мао Цзиня - одна из самых высоких в Азии. Основным элементом этого здания является число 8, ассоциирующееся у китайцев с благополучием. 88 этажей здания разделены на 16 сегментов, каждый из которых на 1/8 короче шестнадцатиэтажного основания, которым служит восьмиугольный бетонный каркас, окруженный восемью композитными и восемью внешними стальными колоннами. В здании находятся офисы, пятизвездочный отель, рестораны и смотровая площадка на 88-ом этаже.





Пекинский жилой комплекс Linked Hybrid, спроектированный американским архитектором Стивеном Холлом и построенный в 2009 году, представляет собой систему из восьми башен, соединенных между собой воздушными мостами. Ансамбль включает в себя 750 квартир, кинотеатр, различные магазины, отель, рестораны и даже детский сад со школой для детей, проживающих в жилом комплексе. В воздушных мостах располагаются бассейн, фитнес-центр, чайные комнаты и кафе. linked Hybrid - пример того, каким должен быть жилой комплекс XI века.





Гонконгский офисный комплекс Lippo Plaza был построен в 1988 году по проекту американского архитектора Пола Рудольфа. Комплекс состоит из двух расположенных на расстоянии всего в несколько десятков метров друг от друга башен высотой 48 и 44 этажа. Автору этого неоднозначного объекта принадлежит первоначальная идея создания крупного комплекса из двух башен, напоминающих обнявших стволы деревьев коал. Неудивительно, что в народе это здание называют по имени главного животного Китая.





Здание национального центра водных видов спорта, также известное как "Водяной куб", стало частью большой олимпийской стройки и было официально открыто в 2008 году. Конечно, в первую очередь стоит отметить необычный фасад, напоминающий кристаллическую решетку из водных пузырей. Этот спортивный комплекс являет собой пример высокой энергоэффективности - поверхность здания способна принимать солнечную энергию и использовать ее для подогрева воды и помещений.





Недавно в Китае по проекту известного китайского бюро MAD Architects было завершено строительство нового уникального сооружения - музея в Ордосе. Главной особенностью находящегося на холме музея можно назвать его волнистую структуру из металлических пластин, которая помимо эстетической составляющей, защищает здание от перемен в погоде. Оригинальный объект ежедневно притягивает сотни туристов, желающих ознакомиться с этим шедевром современного зодчества.





После многочисленных отказов и замораживания строительства еще на стадии проектирования главный театр Китая все-таки был построен в начале 2000-ых. Напоминающее то ли огромную каплю воды, то ли летающую тарелку, приземлившуюся в китайской столице, это невероятное сооружение сразу же полюбилось большинству местных жителей и гостей Поднебесной. Театр представляет собой куполообразную структуру длиной 212 метров и высотой около 47 метров, полностью сделанную из металла и стекла. Здание находится на поверхности искусственного озера, а входом в него служат подводные тоннели с прозрачным потолком.

Современная архитектура Китая постоянно пополняется все новыми шедеврами, подтверждением чему служат и . Очевидно, что столь роскошная архитектура требует немалых средств. О том, насколько финансово обеспечены китайские города вы узнаете из нашего обзора . Особый восторг и уважение у специалистов вызывает и архитектура соседней Японии, о главных достижениях которой расскажет наша статья .

Традиционная архитектура Китая, как известно, сильно отличается от европейской. Поражает сочетание ярких цветов – красного, синего, зелёного в декоре зданий, наличие обязательных изогнутых крыш с обязательными фигурками сыновей дракона на их концах.

Сначала эти фигурки удивляют, и их постоянно фотографируешь. Потом замечаешь, что они повторяются всюду и уже не обращаешь на них внимания.

Спрашивал я гидов, почему крыши изогнутые, ведь делать их такими не совсем удобно. Из сбивчивых ответов выходило, что это традиция, связанная вроде с тем, что в древние времена на слабые балки клали тяжёлую черепицу, и они прогибались. Но точно ли это так, мне не известно.
Особо древних строений нам не показали – Китай много раз подвергался нашествиям варваров, не щадили городов и часто восстававшие крестьяне. Так что основная часть древностей — это сооружения династий Мин и Цин, т.е. по европейскому летоисчислению, 14 – 19 век. По нашим меркам это, конечно, старина, а для Китая с его пятитысячелетней историей это почти современность.
Но и во время этих последних династий настроено много великолепного и бесподобного. В каждом городе есть колокольная и барабанная башни. Они огромны и в одной утром били в колокол, встречая новый день, в другой барабанным боем провожали день прошедший. Как в этих ваших европах обходились без таких башен – не понятно.

Китайцы нашего времени так быстро восстанавливают старину и так хорошо стилизуют, что часто не понятно – древнее это сооружение, или новодел, или результат реставрации.
Видели мы и поднимались на знаменитые многоярусные китайские пагоды, («багода» как говорят гиды), которые, как я думал, являются визитной карточкой китайской архитектуры. Пагоды высокие, древние, внутри почти лишённые декора, лестница ведёт до самого верха. Но лестницы не винтовые, а обычные (может, до винтовых китайцы не додумались?)

Оказалось, что пагода — не что иное, как мемориальная библиотека для хранения буддистских манускриптов, вывезенных в разное время из Индии. И построены они по индийским образцам.

Запретный город, или Гугун, в Пекине, в котором жил император со своими многочисленными жёнами, наложницами и евнухами, представляет собой действительно целый город из построек разного назначения, площадей, переходов и т. д., окруженный высоченной стеной и рвом с водой, шириной с добрую реку. Все строения дворца крыты черепицей золотого цвета, которая могла использоваться только для зданий, принадлежащих императору. Во дворце 9999 комнат, а 10000 только у бога неба, который, таким образом, всего на 1 комнату богаче императора. На самом деле комнат вроде бы восемьсот с чем-то, но я не проверял.
Удивляет, как императоры и свита жили зимой в этом запретном городе. И в конце марта было холодно, кое-где лежал снег. А в январе в Пекине бывают вполне сибирские морозы. Но павильоны, в которых жили люди практически открытые и без правильного отопления. Жалко императора.

«типа император»

Посторонним мужчинам после захода солнца там находиться запрещалось. Для тех, кто думает, что жизнь императора состояла из одних удовольствий, передаю рассказ гида, о том, что, если император задерживался с одной из жён больше определённого по этикету непродолжительного времени, дежурный евнух подходил к двери опочивальни и кричал: «Уважаемый император! Ваше время истекло». Если император не реагировал, то евнухи заходили и просто уносили полюбившуюся женщину. Ибо если император проведёт с ней больше положенного, то не отдохнёт и не восстановит силы. А они ему нужны для управления государством. Вот вам и восточный деспот.
Знаменитый храм Неба в Пекине — это комплекс сооружений, построенных по стандартному плану, примерно такому: двор или площадь или сад — павильон, двор – павильон, двор – павильон. И так много раз. Причём, такая планировка наблюдается как в буддистских, так и в даосских, и в конфуцианских храмах. Говорят, что и мечети в Китае имеют тот же план, но я внутри мечетей в Китае не бывал, снаружи видел, но внутрь зайти не довелось.

Храм Неба очень красив, строения его в основном деревянные, из гигантских брёвен. Основной фон красный, по которому нанесены разноцветные узоры. А черепица синяя, в цвет неба.
Главные здания храма — единственные в Китае круглые религиозные сооружения. Ибо небо – оно, как известно, круглое. А земля, понятное дело, квадратная. И постройки земные поэтому прямоугольные.
В Храме Неба император, как сын неба, бывший по совместительству главным жрецом, ежегодно молился об урожае, который для многолюдного Китая всегда было наиважнейшим делом.

В буддистских храмах много народу, много разных изображений и статуй разных будд (я-то по невежеству думал, что Будда — один и это принц Гаутама, а их оказалось превеликое множество), его помощников и учеников. Там много молящихся, но молятся на коленях и возжигают свечи (точнее, ароматные палочки) в большинстве молодые люди. Я подумал было, что это наследие Мао, устроившего культурную революцию и полностью вытравившего религиозный дух у старшего поколения. Гид опроверг мои домыслы, сказав, что это молятся безбожники, а верующим позволено молится только два раза в месяц, первого и пятнадцатого числа, что-то вроде аванса и получки. У Будды ведь много дел и нельзя постоянно докучать ему своими просьбами.

Кстати, хотя часто утверждается, что китайский чань-буддизм – это самобытное явление, имеющее мало общего с индийским буддизмом, сами китайцы так не думают. Они полностью признают индийский приоритет. Верующие китайские буддисты стараются отправиться в Индию в паломническую поездку по святым местам жизни и деятельности Будды и других авторитетов.

В храмах Конфуция, а их я посетил два, в Пекине и в Шанхае, было практически безлюдно, росли вековые кипарисы, и хотелось предаваться размышлениям о смысле жизни. Но очень большое количество пепла от свечей в специальных жаровнях говорит о том, что Учителю тоже молятся, хотя он вроде и не бог.

Это — фото храма Конфуция в Пекине.

Годные конфуции

Самобытность архитектуры Китая

Архитектура Китая имеет ряд присущих только ей традиционных особенностей, а характер декорирования позволяют узнавать китайские здания во всем мире.

Большая часть строений Древнего Китая возводилась из дерева, что было характерно и для жилых домов и для императорского дворца. Конструкция состояла из деревянных столбов, которые соединялись меду собой балками, что в свою очередь служило основанием здания, завершала конструкцию кровля, покрываемая черепицей. Заполнение проемов производилось с использованием бамбука, глины, кирпичей.

Одними из первых, кто использовал «поточный метод» в архитектуре, стали древние китайцы. Особенность метода заключалась в том, что исходя из стандартного размера конструкции, можно было точно определить размер остальных ее деталей, что позволяло строителям изготавливать отдельно от общей конструкции здания, а затем на месте собирать детали. Данный способ строения позволял китайским строителям значительно сокращать время на возведение здания.

Замечание 1

Примерами тому может служить Запретный город в Пекине – императорская резиденция, 720 тысяч квадратных метров которой были построены всего за 13 лет, тогда как только на возведение купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции понадобилось около трех десятков лет.

Обладая гибкостью и упругостью, деревянные постройки, в отличие от каменных, были более устойчивы к землетрясениям. Однако на многие достоинства, конструкции из дерева оказались сравнительно недолговечными и пожароопасными. Множество памятников архитектуры были повреждены или вовсе не сохранились в результате ударов молний или пожаров.

Архитектура Китая отличается яркой самобытностью. Основные ее принципы и стилистика сложились в третьем веке до нашей эры. Аналогично другим странам Востока, она характеризуется приверженностью к единожды найденным и закрепленным традицией формам, известной консервативностью.

Здания в Китае могли периодически перестраивать, точно воспроизводя формы предшествующего сооружения. Основным материалом для строительства служило дерево. Хотя Китай – большая страна с разнообразными климатическими зонами, в различных его регионах могли использовать разнообразные строительные материалы. Для влажных южных регионов были характерны свайные конструкции, на севере же бытовал кирпич. Зависело это от назначения здания (пагоды строили из камня), а также от социального статуса владельца. Император в Китае возводился в ранг божества, а светская власть была наделена большой силой. В отличие от Индии, храмовые постройки в архитектуре Китая встречались редко.

Традиционные китайские сооружения представляют собой стоечно-балочные конструкции с деревянным заполнением. Стена представляет собой незначительную по толщине перегородку и не несет тектонической нагрузки. Несмотря на наличие стоечно-балочного каркаса, выявленного во внешних формах сооружения, китайская архитектура атектонична: для традиционных китайских дворцов и храмов характерны высокие крыши с сильным выносом. Но именно это и составляет одну из главных особенностей традиционной архитектуры Китая и является одной из наиболее привлекательных ее черт.

Такие формы крыши связаны с любовью к декоративной трактовке форм, а также с климатическими условиями – обилием дождей. Здания отличались живописным причудливым силуэтом, с расположенными в несколько ярусов крышами. Для пагод это являлось характерной особенностью. В светских зданиях несколько ярусов крыш говорило о высоком социальном положении их владельца.

Замечание 2

Для архитектуры Древнего Китая характерна цветность в сочетании с декоративными элементами.

Архитектурные формы динамичны, доугуны перекликаются с силуэтами кровель. Живописные и скульптурные изображения драконов считались символами обновления, защитника китайской земли и императорской власти. Мастера Китая любили образность, уподобление и сравнения, что характерно и для искусства других народов Востока. Так, форму кровли можно сравнить с раскрытыми крыльями летящего журавля. При этом природный мотив подвергается откровенно декоративной трактовке.

Переход от балок к кровле осуществлялся с помощью сложной системы резных кронштейнов, расположенных в несколько ярусов – доугунов являющихся важным и самобытным элементом традиционной архитектуры Китая. Легкие, ажурные также снимали ощущение тяжести архитектурных масс, давления перекрытий. Доугуны, ярко раскрашенные и покрытые резьбой, выполняли не только конструктивную, но и чисто декоративную функцию (Рис. 1).

Рисунок 1. Архитектурная живопись Хэ си в Запретном городе. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

В основе своей структура китайских зданий крайне проста. Как правило, это правильной формы четырехугольник с балочными перекрытиями. Из отдельных ячеек подобного типа и складывались более сложные структуры. Их могли дополнять наружные портики. Наряду с упомянутой выше формой кровли они способствовали связыванию построек с природным окружением. Такая взаимосвязь, также как и значительная роль пространства в архитектурном образе, – важная составляющая стиля китайской архитектуры.

В дворцовом ансамбле обширные свободные пространства создают атмосферу торжественности, их мощеные поверхности контрастируют с нарядными дворцовыми зданиями. Наиболее значимые постройки выделяются своими масштабами и формой кровель (двухъярусные четырехскатные крыши, которые полагались только самым важным сооружениям). Главные покои дворцового комплекса Гугун (Рис. 2) – зал Высшей гармонии, зал Полной гармонии и зал Сохранения гармонии.

Рисунок 2. Запретный город в Пекине (Гугун). Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Архитектурные достопримечательности Китая

Богатство и неповторимый стиль архитектурных сооружений Китая весьма многообразен, среди них:

  • Дворцовая архитектура (Запретный город, Горное убежище от летнего зноя)
  • Храмы и алтари (Храм Таймяо, Храм Неба, Алтарь Земли и Злаков, Резиденция Небесных Наставников, пещерные храмы Лунмэнь, Пещерные храмы Фэнсяньсы, пещеры Могао, Юньган, Путоцзунчэн, Наньюэ Дамяо, Дворец Высшей Чистоты, Пагода Дацинь, Пагода Баочу, Храм Истинного Единства, Пагода Шести Гармоний, Фарфоровая Пагода, Железная Пагода, Храм Тяньнин).
  • Мемориальные сооружения (Храм Конфуция, Храм Баогуна, Пайлоу, Стелы (на черепахе-пьедестале)
  • Гробницы (Гробницы императоров династии Мин, Висячие гробы, Минская гробница Чанлин, Могила Цинь Ши Хуана)
  • Мосты (Мост Аньцзи, Мост Лугоу, Мост Баодай, выгнутые мостики «лунный мост»)
  • Фортификационные сооружения (Великая Китайская стена, Крепостные стены городов – Пекина (снесена), Нанкина (отчасти сохранена), Крепость Ваньпин в Пекине)
  • Жилые постройки (Жилой комплекс сыхэюань, жилые комплексы крепостного типа – тулоу (Фуцзянь), укрепленные особняки дяолоу (Гуандун), типичный крестьянский дом северного Китая – фанза, обогреваемая лежанка – кан).