Краткая история византийского искусства

2 - Фрески

Ряд злосчастий, которые обрушились на европейскую культуру, в какой-то как бы методической последовательности, погубили эти памятники. Но больше всего пострадали они от нерадения и по недостатку средств. В частности, история империи является отныне (с небольшими передышками) историей постепенной деморализации и банкротства. К этому присоединился индеферентизм к классическому искусству упадочных язычников и ненависть к нему торжествующих фанатиков-христиан. Храмы запирались и разрушались за недостатком молящихся, кумиры уничтожались, как дьявольские личины, и таким образом гибли источники художественных знаний и вдохновений, ибо ведь не только искусство катакомб было отпрыском античного искусства, но и все искусство Византии до X века (и отчасти дальше) было таковым же. К этому медленному органическому тлению нужно прибавить еще ужасающие, иногда даже смертоносные, кризисы, каковыми были наплывы варваров. Италия, кроме папской области, была уже в VII веке "культурной пустыней", и дичали, пустели, благодаря напору пришлых из Азии элементов, все главные твердыни античной образованности: Египет, Антиохия, весь север Африки. Возрождение некоторых из этих областей происходит уже под новым знаком Ислама.

В настоящей "столице" разлагающегося царства, в "новом Риме" - в Константинополе, этим кризисам соответствуют династические и другие бунты, нашествия и осады, а также разруха долголетнего иконоборческого движения. Что щадили одни, то губили другие. В частности, иконоборцы разрушают все, что создали их предшественники, все христианско-церковное творчество, и взамен того они знаменуют известный поворот к античному "светскому" пониманию искусства, реакционеры церковники одолевают иконокластов, с тем большей яростью должны были продолжать дело разорения языческой древности. Жалкие остатки эллинизма погибли затем под наслоениями арабской, а впоследствии - турецкой культуры.

Из того, что осталось от последнего (уже христианского) периода античной живописи, все сводится к стенным мозаикам и фрескам в Равенне, в Риме, в Неаполе, на Синае, в Солуни, на Кипре, в небольших египетских церквях, к нескольким десяткам рукописей с иллюстрациями (из которых ни одна не оригинальна), к тканям, преимущественно египетским, и к нескольким мозаичным полам. Косвенное представление о живописи дают, далее, изделия из слоновой кости, рельефные украшения палестинских елейных сосудов и мраморных саркофагов. Все эти памятники подтверждают могущество эллинистического художества, с которым мы уже встретились при разборе кампанских и римских фресок, все носят черты позднего александрийского (или восточно-азиатского) искусства и в то же время уже сильно выражают какой-то "экзотический", чуждый классицизму характер. Нужно думать, что подавленные временно греками и римлянами национальные элементы в азиатских и африканских провинциях, царства Александра и империи кесарей с момента ослабления наносной культуры завоевателей стали постепенно брать снова верх над нею, а к этому присоединилась роль востока как колыбели всеми принятой официальной религии, и, наконец, влияние напиравшей с востока на империю цивилизации персов.

Юноша Давид-псалмопевец среди стада. Миниатюра ы "Парижском псалтире" X века

Этот "восточный оттенок" христианско-античного искусства способствовал, с одной стороны, игнорированию всего чисто пластического элемента: живопись становится все более и более "плоской" 1 ; с другой стороны, этот же "восточный оттенок" сообщил искусству всей империи ту величественную схематичность, которая была чужда классической культуре. Двор византийских императоров заимствовал многие черты этикета от восточных придворных ритуалов, сообщив эти же черты и церковному искусству, ставшему в непосредственную связь с императорской властью.

Одновременно с суровой торжественностью и схематическим протоколизмом, с востока пришла жажда поражающей роскоши и блеска, выразившаяся как в безмерном употреблении золота и серебра, так и в густой, яркой красочности.

Перенесение мощей св. Марка в Венецию. В фоне композиции собор св. Марка в своем первоначальном виде. Редкий пример "ведуты" в византийской живописи. Мозаика XIII века на фасаде собора.

Можно утверждать, что все, что есть в христианско-античном искусстве нежного, изящного, гармоничного, остроумного, мало-мальски жизненного, - все это последние следы увядающего эллинизма. Напротив того, все, что в нем есть черствого и "гордого" в формах, пестрого и роскошного в красках, все это пришло с востока, причем не последнюю роль могли играть погибшие культуры Ассирии и Вавилона, давшие около того же времени последнее отражение в искусстве Сасанидов.

Главные изменения в христианском искусстве, как и следовало ожидать, произошли в области религиозной живописи исторического и символического характера, к которой мы обратимся впоследствии, напротив того, в той области, которая подлежит нашему исследованию в настоящей части, т.е. в пейзаже, а также в живописи животных и мертвой натуры, мы видим долгое время, вплоть до X века (а в миниатюре даже еще дольше) упорное переживание античных форм и как бы даже самого духа эллинистического искусства.

Фресковая живопись Византии почти не сохранилась. Более долговечными и типичными для византийского стремления к красочности и великолепию оказались мозаики. Античные мозаики составлялись из кубиков мрамора и цветного камня и применялись в декоре свода.

Известна еще флорентийская мозаика, набранная из вплотную пригнанных кусочков мрамора и камня в технике инкрустации. Византийская же мозаика делалась из смальт (окрашенных эмалями кусочков стекла) и служила для украшения стен и сводов.

Дворцовые мозаичные композиций (Константинополь, Палермо) представляют охотничьи или пасторальные сцены. Но по преимуществу византийские мозаики находятся в церквах.

Декоративно-прикладное искусство Византии

Книжная миниатюра

Книжная миниатюра Византии многокрасочна: встречаются образцы торжественного стиля и более реалистические, более красочные и более строгие, принадлежавшие к императорской и монастырской школам.

Керамика и стекло

Византийская керамика еще мало изучена. Вначале изготовлялась поливная одноцветная посуда, с IX в. она имела формованный рельеф. Наибольший интерес представляют облицовочные плитки, выпуклые и вогнутые, украшенные декоративными мотивами. На плоских плитках изображались Богоматерь с младенцем или святые. Нередко композиция составлялась из многих изразцов. Позднее посуда стала полихромной. С IX в. применяется техника сграффито, т.е процарапывание по глазури или удаление широких участков поливы.

Если говорить о стекле, то наиболее примечательны витражи из настоящего стекла, покрытого цветными эмалями и вправленного в свинец, которые обнаружены в окнах апсиды монастыря Хора (Кахрие Джами в Константинополе), созданные не позднее 1120 г. На них изображены в человеческий рост Богоматерь, Христос, святые в богатых византийских одеждах, фон украшен медальонами, розетками, завитками. Цвета - синий, зеленый, багряный.

Ювелирное дело и обработка металлов

В ювелирных изделиях применялись чернь, жемчуг, драгоценные камни и в особенности эмали. Наибольшей славой византийские ювелиры пользовались благодаря великолепию палитры своих эмалей. Это перегородчатые эмали: кресты, оклады священных книг, короны. Иногда эмали сплошные, но чаще - на золотом фоне: византийцы считали, что этим металлом покрыто небо, и высоко ценили золото. Наиболее интересными являются изделия из лимбургского реликвария, венгерская корона. Они изготовлялись в царских мастерских, но серебряные изделия уступают золотым.

Для изготовления дверей использовалась бронза (двери собора Святой Софии - с тонким орнаментальным рисунком, гравировкой). Византийцы получали множество заказов на храмовые двери из европейских стран, кроме того, изготавливали ажурные бронзовые лампадофоры, кресты, кадила, плакетки (пластинки), царские врата (алтарные двери).

Камень

В области камнерезного искусства византийцы оставили только образцы архитектурного декора, например, капители Святой Софии. Резьба очень тонкая, иногда напоминающая резьбу по слоновой кости. Скульптурный рельеф плоский, ажурный, с обильным растительным орнаментом.

Ткани

Подлинность византийского происхождения тканей можно, определить преимущественно по орнаменту: излюбленный мотив - круг с фигурой животного (льва, слона, орла - символа власти). Сохранились шелка, вышитые золотой нитью. Из такого шелка выполнена далматика - просторная длинная одежда Карла Великого.

Все основные виды и направления византийской живописи рассмотрены (точнее те, которые были интересны лично мне, и, надеюсь, вам тоже). Осталось немногое - подвести итоги. С моей точки зрения, итоги, в таком деле, это краткая формулировка основных положений и особенностей, в которых может возникнуть потребность на практике. Нет, я не имею в виду занятия живописью или, тем паче, иконописью, но посещение художественных выставок и музеев - одно из моих любимый занятий. Вот там-то эти мои записи могут понадобиться, мне самой (что-то может подзабыться), а возможно и вам, друзья.

Итак, начинаем.
Византийская живопись канонична и имеет ярко выраженный религиозно-церковный (православный) характер, поэтому ее главным видом является иконопись (в его византийском понимании термина - изображение святых).

Мы не апостолы и не святые, но, может быть, с божьей помощью, хотя бы просто научиться "читать" иконы сможем. Давайте попробуем...

Церковный иконописный канон включает несколько положений/компонентов:

А. Общая композиция иконы чаще всего имеет треугольную форму. Причем в треугольник выстраиваются не сами фигуры, и даже не их головы, а нимбы над их головами. При этом следует помнить, что видов и форм треугольников множество (прямоугольные, остроугольные, равносторонние, равнобедренные и пр.)

Главные персонажи иконы, наполненные большей благодатью, как правило, увеличены в размерах и расположены в центре. Их фигуры располагаются фронтально (анфас). Это очень выгодный для иконописца ракурс. Например, когда актер на авансцене, у самой рампы обращается прямо к зрителю, то информация «без перевода» (дополнительных знаний и усилий) считывается зрителем с фигуры, выражения лица, с глаз и рук персонажа. Хорошо зная эту особенность фронтального изображения, иконописцы даже подчеркивают/усиливают необходимое выражение лица и увеличивают глаза главного образа - ему есть что сказать людям.
Наоборот, в профиль изображают отрицательных персонажей: предающего и кающегося Иуду, попираемого Сатану и др. Их лица становятся плоскими, существующими в одном им присущем измерении. Так от них до зрителя доходит минимум информации.
Остальные фигуры изображаются вполоборота.

Б. Поскольку иконописец/живописец/мозаичист изображает на иконе/фреске/мозаике образ духовного, идеального, а не реального мира; не святых людей, а их идеальные образы; не реальные события, а их отражение, то пространство иконы/фрески/мозаики - особое, духовное и оно имеет особые свойства.
Светская живопись после достаточно долгих поисков выбрала и использует в основном прямую перспективу как наилучший способ изображения реальной картины мира. В прямой перспективе изображение картины выстроено так, что линии, по которым скользит глаз зрителя, сходятся в одной точке (в пределах или за пределами картины). Поле зрения постоянно сужается и заканчивается. Человек как бы смотрит в окно и видит довольно большой кусок мира, но сам он ментально и чувственно остается в комнате.

В обратной перспективе, которую выбрала и использует религиозно-церковная, православная живопись лучи зрения постоянно расходятся, поле зрения расширяется, и воспринимаемый мир постепенно разворачивается, втягивая зрителя в свою орбиту. Ментально и чувственно человек погружается, втягивается в этот новый идеальный мир. Недаром от глаз образа изображенного на иконе «уйти» невозможно.

В. Время - икона/фреска/мозаика не передает реального времени. Время духовного мира - вечность. Здесь всегда в наличии прошлое, настоящее и будущее - они сосуществуют. Все уже есть, ничего не становится. Это позволяет иконописцам/живописцам/мозаичистам изображать разновременные события в одном пространстве. К тому же фоном для фигур чаще всего служит весьма условное изображение архитектуры или пейзажа. Интерьер, его детали практически никогда не изображаются, что позволяет уйти от привязки к конкретному времени.
Отношение фигур, тел к земле тоже весьма условно. Это ведь не реальные тела, а их нематериальные образы парят над землей. Этому же служит и предельная статичность предметов и фигур.

Г. Система света.
На произведениях светских художников объемы и пространство создается светотенью, изменением освещенности разных пространственных планов.
При отображении духовного пространства используется иная система света.

Византийскими церковными художниками были выработаны три источника особого освещения пространства идеального мира.
Во-первых, это золотой фон, часто покрывающий все свободное пространство. Таковы мозаичные иконы православных храмов, которые буквально светятся этим «внутренним» золотым светом. Золото, золотой фон здесь не показатель материального богатства, а символ чистого света в идеальном, духовном мире. Не диск солнца, не видимые лучи света, а сам свет, разлитый в пространстве, само светящееся пространство. Золото как фон стало символом такого пространства, которое, присутствуя в нашем мире, передает образы, информацию иного, духовного мира.
Второй источник света - нимбы над головами изображенных фигур. Они светятся особенно ярко, выражая духовную сущность человека.
Третий источник света - лики, особенно глаза. Их выделяют размером и наделяют особым внутренним свечением.

Д. Система цвета, используемая в ромейско-византийской живописи также условна и канонична.
Пурпурный цвет - важнейший. Это цвет божественного и императорского достоинства. Кроме Христа, только Богоматерь в знак особого почтения изображали в пурпурных одеждах. Только алтарное евангелие было в пурпурном переплете. Из людей только император (василевс) мог подписываться пурпурными чернилами, восседать на пурпурном троне, носить пурпурные одежды и сапоги.

Красный цвет - цвет пламенности, мученичества, огня, как карающего, так и очистительного, символ огня Святого Духа, которым Господь крестит избранных своих. На земле - символ жизни, энергии, богатства, высокого социального статуса и красоты (пре-красный, красная площадь, красная девица). Но он же цвет крови Христа, а значит и грядущего спасения человечества. Красному цвету приписывают целительные свойства, защиту от дурного влияния: красные нити, красные пасхальные яйца, красные ткани, красные кораллы, красные цветы - обереги людей с древнейших времен. Особенно сильный оберег - красный петух.

Белый цвет - чистота и добродетель, святость, отрешенность от мирского, устремления к духовному миру. Белый цвет - дневной свет, цвет земли, но это чистый, холодный свет, цвет снега и льда, облаков, тумана и призраков. Поэтому в ряде культур он ассоциируется со смертью. Славяне одевали мертвецов в белые одежды, «белым человеком» до сих пор называют в ряде областей России домового. Поляки называют смерть «Белой» и выражение «жениться на Белой» означает умереть.
Невесту обряжают в белое платье, потому что это одновременно символ чистоты, невинности и конца девичьей жизни, переход в новую жизнь, замужней женщины. По обычаю после первой брачной ночи белое платье уже не одевалось.

Черный цвет - символ ночи, горя, мрака, знак конца, смерти. Что таится во мраке неизвестно, поэтому черное - тайное, скрытое, колдовское. В темноте все люди одинаковы, поэтому черный цвет до сих пор цвет общепринятого во всем мире официального костюма.
Но черное - это земля и потому это цвет любви и плодородия.
Часто в иконописи используют противопоставление белого и черного цветов: один из канонов Успения Богоматери изображает ее в белых пеленах на фоне черной пропасти могилы.

Коричневый цвет - тоже цвет земли, но неплодородной, мертвой, символ праха (из праха сотворен был человек, в прах он обращается после смерти). Кроме того, коричневый и серый цвета были в средневековье цветами простолюдинов, отношение к ним было негативным - они означали нищету, безнадежность, убогость. Поэтому неслучайно после смерти и омовения мертвое тело Иисуса (форма наказания преступника возомнившего себя царем, сыном бога) было облачено в хитон коричневого цвета (икона «Положение во гроб»).

Желтый цвет - солнце, золото и Слово, цвет устойчивой связи с потусторонним миром, траура и печали.

Зеленый цвет - цвет юности, цветения, развития и роста, надежд, незрелости, несовершенства, но также уравновешенности и спокойствия. Это типично земной цвет, поэтому успокаивает без погружения в мистическое.

Синий, голубой и фиолетовый - символы трансцендентного мира, духовной чистоты, возвышенных чувств и мыслей, а также холода, тайны, вечности. Причем, чем темнее и насыщеннее оттенок, тем более глубокое погружение в потустороннее пространство он изображает. Самый слабый - голубой цвет, самый сильный - фиолетовый.

Эта система цветов или символика цвета, сложившаяся в Империи ромеев в VIII-IX вв., затем примерно к XI веку получила распространение по всем странам Средневековой Европы, т. е. стала общехристианской символикой. Поэтому бывает сложно всерьез относиться и разделять слова искреннего восхищения перед цветовой символикой театрального костюма средневековой Японии или Китая, вот, дескать, что они смогли. Смогли - честь им и хвала, но там эта символика касалась только одной страны, а византийский гений сумел создать такую символическую систему цвета, которую приняла и до сих пор считает своей вся Европа.

Переходим к последней части рассказа, но прежде небольшое уточнение: о космической символике византийского храма я уже писала, повторяться не буду; долгое, тщательное рассмотрение византийской архитектуры впереди (начнем примерно осенью), тогда же состоится рассказ о закономерностях топографической и временной символики храма и специфике византийского иконостаса (это тоже придумали они, византийцы).

Сейчас только и кратко о канонических требованиях при изображении сюжетов икон праздничного цикла и некоторых других обязательных изображений византийского храма. Сами сюжеты я пересказывать не буду - извините, но их описание найти в интернете просто.

Праздничный цикл - это совокупность сцен, в которых изображались основные события, описанные в Евангелии и ставшие праздниками: Благовещение, Рождество, Сретение, Крещение и др.

Живописные сюжеты на стенах храма располагали в порядке, соответствовавшем церковному календарю, они ассоциировались с различными временами года, на которые приходилось празднование того или иного события. Каждый такой праздничный день церковного календаря не просто воспоминание о давно прошедшем событии христианской истории, но как бы совершение его вновь.
На иконах праздничного цикла отображена история воплощений Сына Бога, причем обязательными были темы, для которых имелись положения канона, соответствующие записям Священного писания отцов Церкви/апостолов в Евангелии/Библии (нет записей - нет положений канона).
В праздничный ряд часто включались события из земной жизни Иисуса Христа и Богоматери, но праздниками не являющиеся.

Благовещение: поскольку христианское учение не знало замкнутого пространства (Богу все доступно), то Дева Мария изображалась на фоне построек. Богоматерь - олицетворение двери, через которую вошел в мир Спаситель, пурпурная пряжа в ее руках - предстоящее «прядение» тела Иисуса из «пурпура» материнской крови. Вестник с крыльями, архангел Гавриил в белых одеждах - символ духовной чистоты, который изображается с рукой, простертой в сторону Богоматери со сложенными определенным образом пальцами. Это древний ораторский жест, означающий прямую речь. Точно также ответный жест Богородицы означает принятие ею благовестия.

Благовещение

слева - мозаика собора монастыря Ватопед на Афоне. XIV век., Греция
справа - фреска церкви Панагии. XII в., Кипр

Благовещение

слева - икона. Византия. XIV век.
справа - миниатюра из рукописи. Византия XIII век.

Рождество: в центре композиции - черный проем пещеры, ясли со спеленатым младенцем и заглядывающими в них волом и ослом - символы двух народов (иудейского и языческого). Рядом с яслями Богородица. У ног Богоматери погруженный в глубокую думу Иосиф. Поодаль Сатана, под видом путника с цветущим посохом в руке. С другой стороны Богородицы женщины-повитухи, купающие новорожденного, вводя его в круг земной жизни. Над пещерой сияет Вифлеемская звезда, сноп света которой падает прямо на родившегося младенца. На уступах и горках, обрамляющих пещеру, фигуры всех остальных участников события: поющие и ликующие ангелы, пастухи, пришедшие на поклон, волхвы на конях с драгоценными дарами.

Рождество Христово

слева - фреска пещерной церкви Каранлик. XI-XIII в. Каппадокия, Турция
справа - икона VIII - IX в. Византия

Рождество Христово. мозаика церкви Хора. Стамбул, Турция


Сретение: на фоне Иерусалимского храма (т.е. внутри храма) Иосиф с двумя жертвенными горлицами, Мария, держащая на покрытых одеждой руках младенца Иисуса, справа - старец Симеон, простерший в знак почтения «покровенные» руки к ребенку и пророчица Анна.

Сретение Господне

слева - византийская икона, XV век
справа - миниатюра Менология Василия II, XI в., Библиотека Ватикана

Сретение. мозаика триумфальной арки

базилики Санта Мария Маджоре в Риме. 432-440-е гг., Италия


Крещение или Богоявление: Христос в кресчатом нимбе на фоне реки Иордан, рядом Иоанн Предтеча/Креститель, кропящий голову Христа и ангелы, неизменные спутники Бога. Вверху над Христом полукруг мандорлы - символ Света Бога Отца, от которой в луче света Святой Дух «в виде голубином». Символ голоса Бога Отца - длань/рука с благословляющим жестом. Но все три элемента крещения отображаются не на каждом иконописном сюжете.

Крещение или Богоявление

слева - мозаика. XI век. Осиос Лукас, Греция (есть все элементы)
справа - мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция (есть все элементы)

Крещение Господне

слева - фреска, Афон, XIII в.; Греция. (нет мандорлы)
справа - мозаика собора Сан-Марко, Венеция, Италия (изображен только голубь - Святой Дух).

Преображение: симметричная композиция, большая часть которой занята горой Фавор. Вверху, в центре, - преображенный Христос с двумя пророками - седобородым старцем Илией и темноволосым Моисеем со скрижалью завета. Внизу потрясенные апостолы, «падшие на лица свои».

Преображение Господне

слева - мозаичная икона. Константинополь. XII в.
справа - мозаика. Монастырь Дафни, XI в., Греция

Преображение Господне. Фреска. Темная церковь, Каппадокия. XII в., Турция


Воскрешение Лазаря: в левой части иконы фигура Иисуса Христа с поднятой благословляющей десницей, направленной в сторону повитого погребальными пеленами Лазаря, стоящего у выхода из пещеры. Христос в окружении апостолов и других свидетелей чуда, к ногам Спасителя припали Марфа и Мария. Рядом с Лазарем юноша разматывает пелены, чтобы воскресший «мог идти».

Воскрешение Лазаря

слева - фреска катакомб Петра и Марцеллина. IV в. Рим, Италия
справа - миниатюра Трапезундского Евангелия. Византия, XII в., музей Уолтерса, США

Воскрешение Лазаря. Мозаика базилики Сан-Аполлинаре Нуово. Равенна, VI в.; Италия


Вход в Иерусалим: в центре, едущий на осле, Иисус Христос в окружении учеников. Осел - символ кротости и миролюбия. За ними поднимается гора - намек на предстоящее Воскресение. Иерусалим - в правой части и перед ним ликующая толпа встречающих и приветствующих Иисуса. Пальма - обязательный атрибут иконы, поскольку пальмовая ветвь символ мученической смерти и вечности загробной жизни. Цветовая гамма изображений может быть различна.

Вход Господень в Иерусалим

слева - фреска, XIII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет

справа - мозаика собора Сан-Марко, Венеция, Италия

Тайная вечеря. Византийский канон предусматривает три разных изображения стола и возлежащих возле стола Учителя и учеников: первое - с полной чашей, и хлебами, второе - с пустой чашей, знаком свершившейся трапезы, третье - раздача Иисусом хлеба и вина, т. е причащение их телом и кровью. Но начинается Тайная вечеря с того, что Иисус Христос омывает ноги каждому из своих учеников. Однако, сам сюжет омовения ног не является каноническим.

Тайная вечеря. Омовение ног. Фреска. XIV в., церковь Николая Орфаноса, Салоники, Греция

Тайная вечеря. Афонская икона XII в., Греция (1 вариант)

Тайная вечеря. Миниатюра из сирийской рукописи, XII в. (2 вариант)

Тайная вечеря. Мозаика. Собор Монреале, Палермо, Италия (3 вариант)


Суд над Мессией (изображения есть, но положения канона отсутствуют)

Иисус перед Пилатом. мозаика базилики Сан-Аполлинаре Нуово, Равенна, Италия


Несение креста (изображения есть, но положения канона отсутствуют)

Несение креста. Мозаика базилики Сан-Аполлинаре Нуово, Равенна, Италия


Восхождение на крест (изображения есть, но положения канона отсутствуют)

Великая Пятница. Восхождение на Крест. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон, Греция


Распятие: существует несколько канонических вариантов Распятия, но со временем главенствующим стало изображение очевидной смерти Христа на кресте, т. е. Иисус изображался с закрытыми глазами, склоненной на правое плечо головой и тяжело обвисшим мертвым телом. По обе стороны креста в позах скорби и печали стоят Богоматерь и Иоанн. Холмик у основания креста указывает на место Распятия - Голгофу.

Распятие. роспись, Пещерная церковь, Каппадокия. XI в., Турция

Распятие Христа. мозаика собора Сан-Марко, Венеция, Италия

Распятие. икона, монастырь св. Екатерины, Синай. XII в., Египет


Сюжеты: Снятие с креста, Оплакивание и Положение во гроб (изображения есть, но положения канона отсутствуют).

Снятие с Креста, роспись, XIV в. из церкви Святой Марины в Калопанагиотис, Кипр



Мозаичный перистиль Большого императорского дворца (Музей мозаик), VI в.


Мозаичный перистиль Большого императорского дворца (Музей мозаик), VI в.


Мозаичный перистиль Большого императорского дворца (Музей мозаик), VI в.
Напоминает старый анекдот "чё тут думать - трясти надо!"


Мозаичный перистиль Большого императорского дворца (Музей мозаик), VI в.
Очень даже брутально. И кровь вполне натуральная.


Мозаичный перистиль Большого императорского дворца (Музей мозаик), VI в.
Мальчик и кролик (хотя мне там ягнёнок мерещится). Судя по выражению лица мальчика, кролику (он же ягнёнок) недолго осталось...


Мозаичный перистиль Большого императорского дворца (Музей мозаик), VI в.
Если кит лев и слон подерутся, то кто победит?


Мозаичный перистиль Большого императорского дворца (Музей мозаик), VI в.
Очень, кстати, натуралистично. Даже крылья у льва.


Мозаичный перистиль Большого императорского дворца (Музей мозаик), VI в.



Император Иоанн II Комнин (1118—1143) и императрица Ирина. В руках у императора мешочек с деньгами. Это неспроста. Именно в этой части храма Св. Софии была касса клир Св. Софии получал жалование.


Мозаики Св. Софии Премудрости.
Император Константин IX Мономах (11 июня 1042 — 11 января 1055) с императрицей Зоей - тоже с мешком денег.


Мозаики Св. Софии Премудрости.


Мозаики Св. Софии Премудрости.
Император Лев VI Мудрый (Философ) (19 сентября 866 — 11 мая 912) у ног Спасителя вымаливает прощение за четвёртый брак.


Мозаики Св. Софии Премудрости.
Деисус.


Храм Св. Софии. Детали.
Вензель императора Юстиниана I (527—565 гг.) и Феодоры в капители колонны.


Храм Св. Софии. Детали.
Капитель колонны.


Храм Св. Софии. Детали.
Капитель колонны.


Храм Св. Софии. Детали.
Граффити - скандинавские руны IX века, викинг Halvdan.


Храм Св. Софии. Детали.
Граффити: "Матфей поп галический".
Люди не меняются... Граффити "Коля, 30. 03. 2011 г." - тоже присутствует...



Церковь Богородицы Кириотиссы (XI-XII вв.)
Фрески интересны тем, что эта часть (нижняя церковь) недоступна для туристов. Её показывают только наиболее продвинутым краеведам. Освещения в ней нет никакого, до недавних пор была затоплена.


Церковь Богородицы Кириотиссы (XI-XII вв.)


Церковь Богородицы Кириотиссы (XI-XII вв.)
Мозаика на полу.


Церковь Христа Пантократора монастыря в Хоре (527 г., с переделками VII, IX вв.(?) (археологических подтверждений нет), 1-я фаза строительства — основное пространство - 1077-1081 гг.; 2-я фаза строительства — нартекс и эксонартекс, парекклесион с южной стороны — между 1315 и 1321 гг.



В куполе и на стенах мозаики с житием Богородицы по апокрифичному Протоевангелию от Иакова.


Церковь Христа Пантократора монастыря в Хоре.
Мозаики 1315 г.


Церковь Христа Пантократора монастыря в Хоре.
Мозаики 1315 г.